Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Отношения эквивалентности и отношения порядка»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель занятия: усвоение таких понятий, как отношение эквивалентности, классы эквивалентности, отношение порядка. Пояснение к работе Время выполнения практического задания – 2 часа. Последовательность выполнения 1. Руководствуясь приведенным теоретическим материалом, ответить на следующие вопросы: Какими свойствами обладает отношение строгого порядка? Что называется классом эквивалентности? Что называется разбиением множества? 2. Дать определение следующих понятий: – отношение эквивалентности; – отношение строгого порядка; – отношение частичного порядка; – отношение линейного порядка. 3. Привести пример разбиения множества. 4. Выполнить задания для аудиторных занятий. 5. Выполнить задания для самостоятельной работы. Отношения эквивалентности. Отношения порядка Отношение эквивалентности – бинарное отношение, являющееся рефлексивным, симметричным и транзитивным. Примеры отношений эквивалентности: 1) отношения равенства, параллельности прямых; 2) отношение между элементами множества всех многоугольников: "иметь одинаковое число сторон"; 3) отношение принадлежности к одной студенческой группе на множестве студентов института – отношение эквивалентности. Классом эквивалентности, порожденным элементом х, называется подмножество множества Х, состоящее из тех элементов у Î Х, для которых х rу – класс эквивалентности, порожденный элементом х, обозначается через [ х ]: [ х ] = { у ׀ у Î Х и х rу }. Примеры. 1. Отношение равенства на множестве Z порождает следующие классы эквивалентности: для любого элемента х Î Z [ х ] = { х }, то есть каждый класс эквивалентности состоит из одного элемента – числа х. 2. Множества подобных друг другу треугольников; в разных классах – треугольники разной формы. 3. Для отношения принадлежности к одной студенческой группе классом эквивалентности является множество студентов этой группы. Разбиением множества Х называется совокупность попарно непересекающихся подмножеств Х, таких, что каждый элемент множества Х принадлежит одному и только одному из этих подмножеств. Примеры разбиений множества. 1. Х = {1, 2, 3, 4, 5}, тогда {{1, 2}, {3, 5}, {4}} – разбиение множества Х. 2. Пусть Х – множество студентов института. Тогда разбиением этого множества является, например, совокупность студенческих групп.
Отношения порядка – важный тип бинарных отношений. Отношение строгого порядка – бинарное отношение, являющееся антирефлексивным, антисимметричным и транзитивным. Примерами могут служить отношения "больше", "меньше", "старше" и т. п. Для чисел обычное обозначение – знаки <, >. Рефлексивное, антисимметричное и транзитивное отношение называется отношением частичного (нестрогого) порядка на множестве Х и обозначается символом £. Примеры отношений частичного порядка. 1. Отношение х £ у на множестве R есть отношение частичного порядка. 2. Во множестве подмножеств некоторого универсального множества U отношение А Í В есть отношение частичного порядка. 3. Схема организации подчинения в учреждении – отношение частичного порядка на множестве должностей. Отношение частичного порядка на множестве Х, для которого любые два элемента сравнимы, то есть для любых х, у Î Х х £ у или у £ х, называется отношением линейного порядка. Примеры отношений линейного порядка. 1. Отношение х £ у на множестве R есть отношение линейного порядка. 2. Во множестве подмножеств некоторого универсального множества U отношение А Í В не является отношением линейного порядка. Задания Для аудиторных занятий 1. Перечислить всевозможные отношения линейного порядка на множестве {1, 2, 3, 4}. 2. Доказать, что пересечение отношений эквивалентности на множестве Х есть отношение эквивалентности на этом множестве. 3. Будет ли отношением эквивалентности на множестве действительных чисел отношение x ry, задаваемое равенством x 2 + y 2 = 25? 4. Будет ли отношением эквивалентности на множестве действительных чисел отношение x r y, задаваемое равенством x = 2 y? 5. Доказать, что если r – частичный порядок, то r -1 – также частичный порядок. 6. Доказать, что каждое из следующих отношений является отношением эквивалентности, и найти классы эквивалентности: а) пусть А = {1, 2, 3}, на множестве Р (А) задано бинарное отношение х rу Û½ х ½= ½ у ½; б) на множестве N ´ N задано бинарное отношение á a, b ñ r á c, d ñ Û a + d = b + c; в) на множестве R: a r b Û a 2 = b 2;
г) на множестве R: a r b Û a - b Î Z. 7. На R задано бинарное отношение a r b Û a 2 + a = b 2 + b. Доказать, что r – отношение эквивалентности. Сколько элементов может содержать класс эквивалентности? Существует ли класс эквивалентности, состоящий из одного элемента? 8. Доказать, что отношение á a, b ñ r á c, d ñ Û a 2 + b 2 = c 2 + d 2 является отношением эквивалентности на множестве R × R. Найти классы эквивалентности и изобразить их на координатной плоскости. 9. Показать, что пересечение отношений эквивалентности, определенных на некотором множестве А, является отношением эквивалентности. Для самостоятельной работы 1. Доказать, что если r – отношение эквивалентности, то r -1 – также отношение эквивалентности. 2. Доказать, что если r – отношение эквивалентности, то истинны следующие утверждения ([ x ]r – класс эквивалентности, порожденный элементом х): а) х Î[ x ]r; б) х r y Û [ x ]r = [ y ]r. 3. Доказать, что отношение делимости на множестве N является отношением порядка. Является ли это отношение линейным порядком? Является ли отношением порядка отношение делимости на множестве Z? 4. Доказать, что отношение х ry Û x / y Ú х < y на множестве N является линейным порядком. 5. Для каких множеств А множество { В (А), Í} является линейно упорядоченным? 6. Пусть А – не пустое конечное множество. На B (А) рассмотрим отношение X rY Û ç X ç£ ç Y ç. Является ли r отношением порядка? 7. На множестве всех отображений R в R рассмотреть отношение f rq Û (" x Î R ç f(x) = 1, q(x) = 1). Является ли r отношением порядка? 8. На множестве всех отображений R в R рассмотреть отношение f rq Û { x Î R ç f(x) = 0} Í { x Î R çg(x) = 0}. Является ли r отношением порядка? 9. Доказать, что отношение á a; b ñ r á c; d ñ Û a < c Ú(a = c Ù b £ d) является линейным порядком на множестве Z ´ Z. 10. По аналогии с упражнением 9 определить линейный порядок на множестве А ´ В, если á А, r 1 ñ и á В, r 2ñ – линейно упорядоченные множества. 11. Перечислить всевозможные линейные порядки на множестве {1, 2}; на множестве {1, 2, 3}. Высказать предположение о числе линейных порядков на множестве из n элементов. 12. Пусть F – множество всех непустых конечных подмножеств множества N. Какие элементы упорядоченного множества á F, Í ñ являются минимальными? Доказать, что á F, Í ñ не содержит максимальных элементов. 13. Привести пример упорядоченного множества, имеющего ровно один максимальный (минимальный) элемент, но не имеющего наибольшего (наименьшего) элемента. 14. Доказать: а) упорядоченное множество содержит не более одного наибольшего (наименьшего) элемента; б) если упорядоченное множество содержит наибольший (наименьший) элемент, то он является единственным максимальным (минимальным) элементом этого множества. Литература 1. Белоусов, А. И. Дискретная математика: учебник / А. И. Белоусов. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. – 744 с. 2. Куликов, Л. Я. Сборник задач по алгебре и теории чисел / Л. Я. Куликов, А. И. Москаленко, А. А Фомин. – М.: Просвещение, 1993. – 288 с. 3. Нефедов, В. Н. Курс дискретной математики: учеб. пособие / В. Н. Нефедов, В. А. Осипова. – М.: Изд-во МАИ, 1992. – 264 с.
Практическое занятие № 4
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.200 (0.007 с.) |