Применение диаграмм Эйлера-Венна при решении практических задач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение диаграмм Эйлера-Венна при решении практических задач



Для наглядного представления множеств и отношений между ними используются диаграммы Эйлера-Венна. Универсальное множество изображают в виде прямоугольника, а множества, входящие в универсальное множество, в виде кругов внутри прямоугольника; элементу множества соответствует точка внутри круга (рис. 1).

С помощью диаграмм Эйлера-Венна удобно иллюстрировать операции над множествами. Результирующее множество каждой операции выделено штриховкой.

M A M A È M B M A Ç M B
M B\ M A M A\ M B A

Рис. 1. Представление операций над множествами с помощью диаграмм Эйлера-Венна

Пример. Рассмотрим операцию дополнения множества, являющегося пересечением множеств MА и MВ. Необходимо доказать, что её результат совпадает с объединением дополнений этих множеств:

Решение. M =  =` MА È` MВ.

В этом можно убедиться с помощью диаграмм Эйлера-Венна (рис. 2).

 
M A Ç M B  
` М A ` М B ` MА È` MВ

Рис. 2

Для любых подмножеств А, В и С универсального множества U выполняются следующие тождества (основные тождества алгебры множеств):

1. А È В = В È А (коммутативность È). 1¢. А Ç В = В Ç А (коммутативность Ç).
2. А È (В È С) = (А È В) È С (ассоциативность È). 2¢. А Ç (В Ç С) = (А Ç В) Ç С (ассоциативность Ç).
3. А È (В Ç С) = (А È В) Ç (А È С) (дистрибутивность È относительно Ç). 3¢. А Ç (В È С) = (А Ç В) È (А Ç С) (дистрибутивность Ç относительно È).
4. А È Æ = А (свойство нуля). 4¢. А Ç Æ = Æ.
5. А È` А = U (свойство дополнения). 5¢. А Ç` А = Æ.
6. А È А = А. 6¢. А Ç А = А.
7. А È U = U (свойство единицы). 7¢. А Ç U = А.
8. =` А Ç` В (закон де Моргана). 8¢. =` А È` В (закон де Моргана).
9. А È (А Ç В) = А (закон поглощения). 9¢. А Ç (А È В) = А (закон поглощения).
10. = А (инволюция).  
11. А \ В = А Ç  

Примеры. 1. Рассмотрим предположение о том, что произвольные множества A и B попарно эквивалентны: 1) A Ì B; 2) A Ç B = A; 3) A È B = B.

Решение. Докажем, что из первого предположения следует второе. Действительно, так как A Ç B Ì A, то достаточно показать, что в этом случае A Ì A Ç B. Но если х Î A, то х Î B, т. к. A Ì B и, следовательно,     х Î A Ç B.

Докажем, что из второго предположения следует третье. Так как            A Ç B = A, то A È B = (A Ç B) È B. По закону поглощения (см. тождество 9) B È (A Ç B) = B. Отсюда, используя закон коммутативности, получаем          A È B = B.

Докажем, что из третьего предположения следует первое. Так как A Ì A È B, а по условию третьего предположения A È B = B, то А Ì В.

Задания

Для аудиторных занятий

1.Записать множество М целых чисел х, которые делятся на три и находятся в интервале 3 £ х £ 15. Записать двумя способами.

2.Записать множество А целых чисел х, которые делятся на 2 и на 3 и находятся в интервале 20 £ х £ 25. Записать двумя способами.

3.Принадлежит ли х множеству М, если:

а) М = {2, 6, 8, …, 50}; х = 35;

б) М = {2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, …, 100}; х = 23;

в) М = {-2, 2, -4, 4, …, 120}; х = -30.

Записать приведенные множества с указанием свойств их элементов.

4.Доказать неравенство: {{1, 2}, { 2, 3}} ¹ {1, 2, 3}.

5.Какие из следующих выражений являются истинными и какие ложными:

а) Æ Î {{Æ}};  б) 1 Î {{1, 2}};   в) {1, 2} Î {{1, 2}};   г) {1, 2} Î {{1, 2}, {1, 3}, 1, 2}.

6. Привести примеры таких множеств А, В, С, чтобы были истинными следующие высказывания:

а) А Î В Ù В Î С Ù А Ï С;

б) А Î В Ù В Î С Ù А Î С.

7. Какие из следующих множеств конечны и какие бесконечны:

а) { x Î R ç x 2 - 5 x + 4 = 0};

б) { x Î N ç x 2 - 5 x + 4 > 0};

в) { x Î N ç x 2 / 24}.

8. Равны ли множества:

а) { x Î R ç x 2 - 2 x – 2 = 0} и { x Î Q ç x 2 - 2 x – 2 = 0};

б) { x Î Z ç4/ x Ù 15/ x } и { x Î Z ç4/ x Ù 15/ x }{ x Î Z ç20/ x Ù 30/ x }.

9. Перечислить элементы следующих множеств:

а) { x Î R ç x 2 - 3 x + 2 = 0};

б) { x Î R ç x 2 + 1 = 0};

в) множество всех корней уравнения x 2 + 6 x + 9 = 0.

10. Перечислить все элементы каждого из следующих множеств:

а) { x ç x Í{ 1}};                                      в) { x ç x Í {1, 2, 3}};

б) { x ç x Í {1, 2}};                                 г) { x ç x Í Æ}.

Для самостоятельной работы

1. Перечислить элементы следующих множеств:

а) множество четных чисел от 0 до 20 включительно;

б) множество всех двузначных чисел, делящихся на 5 и не делящихся на 10;

в) множество всех последовательностей, содержащих все числа 1, 2, 3, 4, 5 и только эти числа, в которых четные и нечетные числа чередуются.

2. Равны ли множества:

а) {2, 4, 5} и {2, 4, 2, 5}; б) {1, 2} и {{1, 2}}; в) {1, 2, 3} и {3, 1, 2, 1}};

г) {1, 2, 3} и {{1}, {2},{3}}.

3. Перечислить подмножества следующих множеств:

а) {{1, 2}, {3}, 4}; б) {{5, 2}}; в) {{2}, {6}, {3} }; г) {{4, 6}, {1}, 1}.

4. Вставить между множествами символ Î или Ì так, чтобы получилось истинное высказывание:

а) {1} {1, {1, 2}};  б) Æ {Æ}; в) Æ {{Æ}}; г) {1, 2} {1, 2, {1, 2}}.

5. Найти А È В, А Ç В, А \ В, В \ А,` А,` В:

а) А = {1, 2, 3}, В = {2, 3, 5, 4}, U = {1, 2, …, 9};

б) А = { х ׀ х делится на 2}, В = { х ׀ х делится на 3}, U = N.

6. Доказать следующие тождества:

а) (А Ç В) È (А Ç` В) = (А È В) Ç  (А È` В); е) А Ç В = А Ç (А È В);
б) (А È В) Ç А = А Ç В; ж) (А È В) \ (А Ç В) = (А \ В) È (В \ А);
в) (А \ В) \ С = (А \ С) \(В \ С); з) (А \ В) È (А \` В) = (А È В) \ (А Ç В);
г) А \ (В È С) = (А \ В) \ С; и) (А \` В) È (В \` А) = (А È В) \ (А Ç В);
д) А \ В = А Ç` В; к) А \ (В È С) = (А \ В) Ç (А \ С).

7. Показать с помощью диаграмм Эйлера-Венна, какие из следующих утверждений верны:

а) (А È В) Ç С = А È (В Ç С); в)  (А \ В) È С = (А È С) \ (В È С);
б) (А \ В) È В = А; г) (А Ç` В) È (В Ç` А) Ì В.

8. Найти мощность множеств, мощность их булеанов и | А È В | – мощность объединения множеств:

а) А = {4, 5, 6}, В = {4, 5, 6, 7, 8}; б) А = {1, 3, 5, 6}, В = {4, 5, 6, 7};

в) А = {3, 5, 7}, В = {2, 5, 6, 7, 9}; г) А = {1, 2, 3, 5}, В = {2, 4, 5, 6, 7}.

9. Вставить между множествами символ Î или Í так, чтобы получилось истинное высказывание:

а) {1} {1, {1, 2}};                                   г) Æ {1, 2, {1}, {Æ}};

б) {1, 2} {1, 2, {1},{2}};                       д)  Æ {{Æ}};

в) {1, 2} {1, 2,{1, 2}};            е) Æ {Æ}.

10. Привести пример множеств A, B, C, таких, чтобы выполнялись условия:

а) A Î B, B Ï C, A Í C;

б) A Î B, A Ï C, C Í B;

в) A Í B, B Î C, A Ï C.

Литература

1.  Куликов, Л. Я. Сборник задач по алгебре и теории чисел / Л. Я. Куликов, А. И. Москаленко, А. А Фомин. – М.: Просвещение, 1993. – 288 с.

2. Ерусалимский, Я. М. Дискретная математика. Теория, задачи, приложения: учеб. пособие для вузов / Я. М. Ерусалимский. – М.: Вузовская книга, 2008. – 288 с.

3. Новиков, Ф. А. Дискретная математика для программистов: учебник для вузов / Ф. А. Новиков. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

 

Практическое занятие № 2

Тема: «Бинарные отношения»

Цель занятия:

усвоение таких понятий, как упорядоченная пара, прямое произведение множеств, бинарное отношение, типы бинарных отношений, свойства (рефлексивность, антирефлексивность, симметричность, антисимметричность, транзитивность).

Пояснение к работе

Время выполнения практического задания – 2 часа.

Последовательность выполнения

1. Руководствуясь приведенным теоретическим материалом, ответить на следующие вопросы:

Какие способы задания бинарного отношения вы знаете?

Что является областью определения бинарного отношения r?

Что является областью значений бинарного отношения r?

Какое отношение r называется рефлексивным на множестве X?

Какое отношение r называется симметричным на множестве X?

Главная диагональ матрицы какого отношения содержит только единицы?

Для какого отношения r всегда выполняется условие r = r – 1?

Для какого отношения r всегда выполняется условие r r Í r.

2. Дать определение следующих понятий:

–  бинарное отношение;

–  композиция отношений.

3. Выполнить задания для аудиторных занятий.

4. Выполнить задания для самостоятельной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.7 (0.028 с.)