Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция: родовая теория Г. Эверса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Иоганн Филипп Густав Эверс (1781-1830) являлся уроженцем Вестфалии. Он родился в крестьянской семье, окончил Геттингенский университет. Наставником Эверса был А.Л. Шлёцер, от которого Эверс унаследовал принципы научной критики. В 1803 году Эверс переезжает в российскую Лифляндию, где служит в качестве домашнего учителя. Политические взгляды Эверса соответствовали духу времени. Он был сторонником осторожных реформ и осуждал крайности аракчеевщины, однако позже, в 1820-х годах, он занял более умеренную позицию по отношению к крепостному праву. В России Эверс не оставляет научные занятия. В 1808 году он познакомился с историографом Н.М. Карамзиным, при поддержке которого был избран в следующем году членом Московского общества истории и древностей Российских. В 1810 году профессор Эверс возглавил кафедру географии, истории и статистики Дерптского университета. В 1818 г. его назначили ректором Дерптского университета. В Российской империи Эверс издает на немецком языке собственные исследования, включая капитальный новаторский труд «Древнейшее русское право в историческом его раскрытии» (1826 г.; русский перевод 1835 г.). Незадолго до смерти Эверса избирают почетным членом Петербургской Академии наук. Научные интересы самого Эверса были сосредоточены на начальном периоде русской истории. Он посвятил себя изучению проблемы образования государства на Руси и его правовых институтов. Эверс отверг норманнскую теорию и представление о том, что русское государство возникло в результате иноземного завоевания славянских земель. Во-первых, историк скептически отнесся к этимологическим доказательствам норманнского происхождения варягов и усомнился в скандинавском происхождении варягов-руссов. Историк выдвинул гипотезу о хазарском происхождении племени Русь и русского государства. Арабские источники убедили его в черноморском (хазарском) происхождении руссов. Согласно византийским известиям, племена Русь были хорошо знакомы с мореходным делом на Черном море, которое даже называлось Русским (в то время как Балтийское – варяжским). Руссы также знали Каспийское море и русских много проживало в хазарской столице Итиль, причем русские были смешаны с хазарами. В Причерноморье отсутствовали завоевания Рюрика и Олега, следовательно данные территории исконно принадлежали руссам. Еще до появления Рюрика славянские причерноморские племена продвинулись на север и основали на Ильмень-озере первое русское государство. Во-вторых, Эверс считал недопустимым начинать историю русского государства с единодержавия Рюрика. По словам Эверса, все в истории проистекает из естественного хода развития рода человеческого. Естественное развитие – это эволюционный, постепенный переход из одного состояния в другое, где каждая последующая форма сложнее, чем предыдущая. Русское государство возникло в силу внутреннего развития восточнославянского общества. Еще в доваряжский период славяне имели самостоятельные политические объединения, верховных властителей, использовавших для укрепления своего государства наемных викингов. Эверс отказался от теории общественного договора как научно несостоятельной. Историк рассматривал правовые нормы как результат естественного развития и внутренней жизни общества. Эверс сформулировал основы своей методологии, согласно которой главным источником знаний о внутреннем состоянии народа и присущих ему общественных отношениях являются правовые нормы, отраженные в обычаях и законах. Историк вознамерился показать на примере русской истории постепенное развитие права от патриархального общества к государству. Причем, изучение древнерусского права должно было содействовать раскрытию древнего права в целом и, таким образом, русская история рассматривалась Эверсом как проявление всемирно-исторических закономерностей. Первым в русской историографии Эверс проанализировал правовые институты древней Руси и установил, что русские законы напоминают немецкие правовые нормы. На этой основе Эверс выдвинул родовую теорию, подтверждающую единство общего хода развития народов. Согласно родовой теории Эверса, первым общественным образованием являлась патриархальная семья с сильной властью отца. Естественная нужда в защите от внешних врагов привела к необходимости объединения семей и образованию родов Из родов образуются племена, и главою племени становится тот, кто был старшим в роду. Из трех последовательных стадий - семья, род, племя – складывается патриархальное общество. Племя является переходным звеном к государственному образованию. Изначальный принцип господства отца в семье переходит в бесконфликтной и лишенной внутренней борьбы форме в господство патриарха-родовладыки и далее к племенному вождю и к монарху. Монарх первоначально управлял государством как своей семьей, основываясь на здравом смысле и на понятиях, освещенных древним обычаем. У Эверса родовые и государственные начала находятся в гармонии. По мере естественного развития родовые отношения исчезают, и на их месте утверждаются государственные начала, которые все больше и больше закрепляются в письменных законах. Согласно Эверсу, в Древней Руси утвердилась форма правления, при которой князь раздавал своим ближайшим родственникам в распоряжение часть владений и городов. В настоящей практике прослеживались традиции родовых отношений, при которых престол рассматривался как всякое родовое имущество и, следовательно, члены рода могли требовать своей доли на родовую собственность. Сыновья имели право на эту собственность и по смерти отца делили ее его именем. По Эверсу, данные явления для того времени были естественны. Постепенно с исчезновением родовых связей, на государство перестают смотреть как на обыкновенное наследство. Изменяются условия и данный порядок и междоусобицы исчезают. В результате эволюции княжеской власти в России складывается качественно иной вид монархии – самодержавие. Эверс датирует появление самодержавия периодом окончания борьбы с Золотой Ордой и объединения Руси. По уровню теоретического освещения древнерусской истории Густав Эверс значительно превосходил своих предшественников. Тем не менее, при жизни известность Эверса не вышла за рамки сугубо научных кругов. Его академические труды, написанные по-немецки и к тому же с запозданием переведенные на русский язык, не произвели должноговпечатления на современников. Однако перспективная родовая теория Эверса. нашла своих последователей. Родовая теория привлекла внимание московских интеллектуалов. Историк С.М. Соловьев, признавался, что Эверс заставил думать над русской историей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.012 с.) |