Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I . Марксистская схема исторического процесса и легальный марксизм в России.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В середине XIX века Европа предлагает новую научную парадигму, связанную с именем немецкого мыслителя Карла Маркса. Он заимствовал у Гегеля схему универсальной истории, и придал ей материалистическое понимание. На место Абсолютного духа, как главного двигателя истории, он поставил развитие производительных сил и производственных отношений. Совокупность производительных сил и производственных отношений обуславливали способ производства материальной жизни – античный, феодальный, капиталистический. От способа производства зависели все общественные отношения: экономические, социальные, политические, правовые и духовные. При этом марксисты признавали также влияние на ход исторического развития политического строя, правовых отношений, религии и идей. Марксистское учение признавало объективный и закономерный характер развития, возможность познания и использования исторических законов. Прогрессивный характер исторического процесса связывался с переходом общества от низших стадий развития к более совершенным. Особое место в марксистской парадигме занимало учение об общественно-экономических формациях. Универсальность истории заключалась в последовательной и прогрессивной смене общественно-экономических формаций: от азиатской, античной, феодальной и буржуазной в направлении коммунизма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, как наиболее талантливый популяризатор марксизма, оговаривали, что в истории не существует «вполне классического выражения» формаций. Для общественных формаций типична многоукладность. Основной производящей силой общества и создателями материальных ценностей выступали народные массы. Общественная история в марксизме рассматривалась как история социальной или классовой борьбы. Знакомство российской публики с трудами Маркса и Энгельса началось с середины 40-х годах XIX века, когда в России впервые опубликовали их отдельные работы. В конце 1860-х – начале 1870-х годов на русском языке выходит «Манифест коммунистической партии» и I том «Капитала». Когда народническое движение зашло в тупик, марксизм был воспринят в интеллигентской среде как «свежий ветер с Запада». Увлечение марксизмом переживают все направления русской общественной мысли. Весомый творческий вклад в дело популяризации марксизма в России принадлежит Г.В.Плеханову. Он порывает с народничеством, и в эмиграции пишет ряд теоретических работ марксистского толка. Плеханов полагал, что природа и географическая среда дают первоначальный толчок развитию производительных сил, которые в свою очередь являются элементом общественного способа производства. Таким образом, производительные силы – первопричина исторического процесса. Состояние производительных сил обуславливает общественные отношения. Плеханов отстаивал теорию классовой борьбы, связывая с ней переход общества от одной экономической формации к другой. Первоначально царское правительство проигнорировало революционное содержание марксизма, посчитав его своеобразным противоядием от бунтарских и террористических доктрин народничества. Пропаганда марксизма шла довольно открыто в университетских аудиториях. За адептами социалистического взгляда на перспективы капиталистического развития России закрепилось определение «легальные марксисты», а за научным направлением и направлением общественной мысли – легальный марксизм. Легальные марксисты дополнили свое материалистическое понимание истории необходимостью ее нравственной оценки. Легальных марксистов отличали симпатии к социалистическим идеалам, ярко выраженный интерес к экономической проблематике, признание преобладающего влияния экономики на исторический процесс. В отличие от Московской школы историков, легальные марксисты говорили уже не об отдельных случаях воздействия экономики на социально-политические отношения, а о преобладающем ее влиянии на весь ход исторического развития народов. Они считали, что экономика дает ключ к пониманию исторического прошлого. По их мнению, развитие политических отношений, правовых норм и норм нравственности, художественное, религиозное или философское развитие общества определялось главным образом его экономическими процессами. Благодаря экономическому развитию происходит постепенная и плавная эволюция государственного строя и культуры в направлении социализма. Такая логика рассуждения не предполагала определяющей роли классовой борьбы в истории, что и отличало коренным образом легальный марксизм от классического марксизма. Вывод Вместе с позитивизмом марксизм оказал основополагающее влияние на формирование современных методов познания во многих отраслях научного знания, включая историю. Основоположники нового учения предупреждали, что марксистское понимание истории «есть прежде всего руководство к изучению, а не рычаг для конструирования на манер гегельянства» (Ф. Энгельс). Легальный марксизм в России можно рассматривать как попытку соединения экономического учения Карла Маркса с либеральными идеями о политическом переустройстве государства и общества. В трудах легальных марксистов основной акцент был смещен с социальной борьбы на экономическую историю.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.006 с.) |