Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III . Научное наследие Н.А. Рожкова.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Марксистский формационный подход в истории развивал ученик В.О. Ключевского Николай Александрович Рожков (1868-1927). Под влиянием учителя у Рожкова возник интерес к социально-экономическим проблемам и к социальной психологии. Другой его стихией стала политика. В 1905 году он примкнул к социал-демократическому движению. После революции 1917 года Рожков осуждал крайности большевистского режима, за что был арестован. В 1922 году советское руководство рассматривало вопрос о высылке ученого за границу. В конце концов, Рожков примирился с большевиками, и посвятил себя педагогической и административной деятельности. В молодости Рожков испытал влияние философии и социологии Огюста Конта. В процессе подготовки монографии «Сельское хозяйство Московской Руси в XVI веке» он стал «фактически марксистом». Знакомство с трудами К. Маркса и других социалистов довершили его воспитание в духе марксизма. Рожкову был присущ творческий подход к марксизму. Например, он считал, что экономический строй определялся не способом производства, а плотностью населения. Именно рост плотности населения заставлял человека перейти от добывающего хозяйства к производящему хозяйству. В этом Рожков видел основу экономического прогресса. Сам Рожков именовал себя критическим позитивистом. Чтобы объяснить многообразие исторической жизни, считал он, необходимо опираться на экономический материализм и психологическую школу в позитивистской социологии. Марксизм помогает объяснить экономический, социальный и политический процессы общественного развития, но не объясняет процессы духовной жизни. Психологическая школа в позитивистской социологии помогает историку раскрыть духовную культуру общества и роль психологического фактора в эволюции экономического строя. Рожков пришел к выводу, что психологический склад общества слагается под воздействием хозяйственных явлений, общественного устройства и государственного строя. Рожков предложил собственную реконструкцию истории человеческого общества, основанную на экономическом факторе и развитии психологических типов человека. Он подразделил мировую историю на четыре периода. В связи с этим Рожков определяет исторический прогресс как развитие производительных сил и раскрепощение личности. В диссертации «Сельское хозяйство в Московской Руси в XVI веке» (1899) Рожков выступил как новатор статистического метода обработки писцовых книг. Применительно к первой половине XVI века он обосновал положение о господстве паровой зерновой системы в центральных районах Московского царства. Он впервые установил приблизительные данные о тогдашних размерах крестьянских наделов, о соотношении оброка и барщины. Выявленные статистические данные позволили Рожкову говорить о медленном и постепенном зарождении в течение XVI века денежного сельского хозяйства. С другой стороны, Рожков первым привел статистические данные о хозяйственном кризисе последней трети XVI века, который проявил себя в запустении сел, распространении примитивного перелога, уменьшении размеров крестьянских наделов, увеличении цен на сельскохозяйственную продукцию. Причины кризиса Рожков видел в вытеснении вотчинной системы поместным и крупным церковным землевладением, которые были ориентированы на хищнические методы хозяйствования. Упадок сельского хозяйства и небывалый отток населения на окраины государства подорвали хозяйственную мощь бывших удельных князей и крупных бояр, что предопределило резкое усиление царской власти и торжество самодержавия в России. Таким образом, самодержавие возникло в силу первоначального развития денежного хозяйства с обширным рынком. Самодержавие способствовало экономическому объединению страны. В 1903-1905 годах Рожков публикует «Обзор русской истории с социологической точки зрения». Фундаментальный труд был завершен уже при советской власти под названием «Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики)» (1918-1926). В настоящем 27-томном труде Рожков рассматривал процесс исторического развития России с X по ХХ века в контексте исторического развития других стран Европы и Азии. Также как в предшествующих работах, к ведущим причинам исторического развития Рожков отнес экономические факторы и социальную среду. Рожков попытался установить общие закономерности исторического процесса через сопоставление русской истории с соответствующими этапами в истории других стран. Всемирную и русскую историю Рожков поделил на девять основных этапов. Основы своеобразия России заключалось в её отсталости: недоразвитость феодализма предопределяет недоразвитость промышленного капитализма. По мнению Рожкова, колоссальный скачок Россия делает в первой четверти XVIII в. в результате дворянской революции. Дальнейшее движение вперед происходит в результате революций начала ХХ века. Одной из причин Октябрьской революции стала замена экономического индивидуализма дворян и чистого индивидуализма буржуазии иными психическими новообразованиями в разных классах общества. Вывод Научное творчество Н.А. Рожкова удостоилось неоднозначных оценок со стороны его политических оппонентов и советской историографии. В.И. Ленин считал, что Рожков заучил ряд положений марксизма, но не понял их и подменил марксизм либерализмом. Советский историк А.М. Панкратова полагала, что Рожков был первым из историков, требовавшим пересмотра всего русского исторического процесса в свете «экономического материализма». Современные исследователи признают, что Рожков зарекомендовал себя ученым-энциклопедистом, который свободно оперировал громадным фактическим материалом из русской и мировой истории и который предпочитал работать в русле междисциплинарных исследований. Сравнительный метод изучения исторического процесса -–наиболее важный вклад Рожкова в историческую науку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.008 с.) |