Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция: исторические взгляды славянофиловСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План 1. Общественно-политические и теоретические взгляды славянофилов. 2. Историческая концепция славянофилов и славянофильствующие ученые. I. Общественно-политические и теоретические взгляды славянофилов. Шеллингианская и гегелевская философия в общей форме поставили вопрос о том, какой вклад внесла каждая крупная страна в мировую историю. Немецкие мыслители имели обыкновение отрицать вклад, сделанный славянами, и низводили их в категорию «неисторических» народов. С похожими утверждениями выступил в России П.Я. Чаадаев. Появление «Философического письма» вызвало скандал, и послужило организующей силой концептуальной полемики в русском обществе. Выявилось идейное направление, представители которого получили у современников прозвища «славянисты», «восточники», «славянолюбы», «староверы», «самобытники». Хрестоматийным стало понятие «славянофилы». Именно в ходе полемики вокруг «Философического письма» Чаадаева в московских салонах 30-х годов XIX века славянофильские идеи получили первоначальную разработку. В 1839 г. в московских салонах получила хождение записка «О старом и новом», которая принадлежала А.С. Хомякову. В своем сочинении Хомяков поставил проблему особого исторического развития и специфики общественной жизни русского народа. По мнению автора, в допетровской Руси превалировали положительные начала, например, свобода и равенство сословий, гармоничные отношения государства и народа, духовный авторитет церкви, грамотность в селах и т.д. Хомяков призвал воскресить прежние традиции и избавиться от чрезмерного влияния Запада. Записка Хомякова вызвала рукописный отклик И.В.Киреевского, который утверждал, что в России господствует духовное единство, подчиняющее человека договорным отношениям и закону. В старой России законность вытекала из самой жизни и духовного облика народа. Единомышленниками Хомякова и Киреевского становятся журналист К.С. Аксаков и публицист Ю.Ф.Самарин. Вышеназванные интеллектуалы, хорошо знавшие немецкую классическую философию и лично знавшие Гегеля (Киреевский) и Шеллинга (Хомяков), становятся ведущими теоретиками славянофильства. Гегелевскую идею о высшем этапе саморазвития Абсолютного духа в виде германского мира славянофилы приложили к русскому народу и его истории. Иван Киреевский объявил, что более высокую ступень Абсолютного духа призвано воплотить славянство. Однако славянофилы не удовлетворились основными принципами немецкой философии и попытались на её базе создать русскую философию, своеобразную феноменологию русского народного духа. Философские конструкции славянофилов, базирующиеся на церковных комментариях, одними исследователями рассматриваются как философское учение, другими – в качестве религиозного. На основе немецкой классической философии славянофилы сосредоточились на национально-романтической идеализации русской старины в свете антитезы «Восток и Запад». Исторические представления славянофилов приобрели характер законченной исторической концепции, главным образом, благодаря трудам Константина Аксакова. Его историческая схема базировалась на положении о глубоких различиях между коренными началами исторической жизни в России и на Западе. Сверх всякой меры Аксаков идеализировал русскую историю, называя её «всеобщей исповедью» и подобием «жития святых». Общественно-политические идеалы славянофилов можно назвать консервативной утопией. Им претили парламентские формы правления и конституционализм. Славянофилы выступали за развитое народное самоуправление во главе с самодержавным царем. Отношения между монархией и народом должны были регулироваться не писанными законами, а совещательными органами по типу древних Земских Соборов на основе обычаев. Славянофилы высказывались против ограничения самодержавия, будучи в то же время сторонниками духовной свободы подданных. Демократизация межличностных отношений была достаточной компенсацией за отсутствие политических прав. При жизни славянофилы были зачислены в консерваторы и ретрограды. Профессор-западник Т.Н. Грановский называл их людьми, пытающимися вызвать призрак из могилы. Позже мнение о реакционности славянофилов, мечтавших об идеальном самодержавии, было поколеблено. Идеология славянофильства была пронизана критическими мотивами. Славянофилы выступали за ликвидацию крепостного права, осуждали чрезмерный полицейский и цензурный произвол, что в тех конкретных условиях сближало их с другими прогрессивными течениями. В современной историографии славянофильство рассматривается как течение раннелиберальной мысли или крайне умеренное течение русского либерализма. II. Историческая концепция славянофилов и славянофильствующие ученые. Представления ведущих мыслителей-славянофилов на русскую историю не во всем были единообразны, однако возможно очертить контур общей исторической концепции, противопоставлявшей историческое развитие России и Европы. Согласно славянофилам, Европа была наследницей Древнего Рима и унаследовала от него римское право и дух логики. Жизнь и быт западного общества были пронизаны рассудочностью и эгоизмом, там отсутствовала цельная духовная жизнь и глубокая вера, что нашло отражение в торжестве ложного христианства – католицизма. Основополагающими началами западной истории стали принципы необходимости и принуждения, а изначальным институтом истории был патриархальный род. В патриархальном роду отсутствовала свобода, и все общинники подчинялись авторитету и власти патриарха. Там не было никакого самоуправления и совещательности. Патриархальный род оказывается прообразом монархического строя. В целом политическая история Европы строилась на насилии и завоеваниях. На Западе доминировал принцип борьбы государства и народа. Народ был поглощен государством и периодически стремился присвоить себе функции государства. Из этого смешения проистекал европейский конституционализм и происходили революции, которые разрушали европейское общество и углубляли нравственный кризис. В российском варианте истории постоянно действовали две силы: Земля (народ) и государство, которые в целом мирно и гармонично сосуществовали благодаря господствующему принципу свободы. Изначальным институтом русской истории была семья и община. В русской общине не было патриархального деспотизма. В ней господствовала совещательность и самоуправление общинников. Община была не только естественной формой для выражения социальных инстинктов русского человека, но к тому же являлась некой внеисторической величиной. В её недрах сформировался этический феномен соборности – сочетание свободы и единства людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такой ценностью, в первую очередь, выступало православие – истинная христианская церковь. Россия испытала духовное влияние греческого мира и для неё было характерно мистическое созерцательное начало, проникнутое разумом и чувством. Только воинственные соседи вынудили, в конце концов, русский народ создать государство. Причем, россияне решили сохранить общину в первоначальной чистоте, почему отказались превращать её в государство. Для этой цели Земля призвала варягов и вверила политическую власть монарху. Народ, добровольно установивший над собою власть, не имел основания относится к ней враждебно. С другой стороны, государство видело в народе не раба, а свободного подданного. Отсюда проистекал принцип единения царя и народа. Высшая правда принадлежала всегда монарху, внутренняя правда – народу. На совещательных началах царь и народ взаимодействовали на Земских Соборах, которые сохранили вечевые традиции древнерусской общины. Драматический перелом русской истории произошел в следствие нарушения связи между монархией и народом. Чуждые западные порядкиразрушают духовную гармонию, и ведут к отчуждению высшего сословия от народной жизни. Живая связь народа и монархии прерывается. В качестве посредника выступает онемечившийся бюрократический аппарат. В XVIII веке Россия встала на порочный европейский путь развития. Возвращение России к прежним началам жизни будет благотворным для страны и для Европы. Русский дух и православие одушевят одностороннюю логическую мысль Запада и обновят человечество. Историософская схема славянофилов вызвала отторжение у многих русских историков. Тем не менее, славянофильские настроения были популярны среди части гуманитариев. К таковым относились известный филолог Ф.И. Буслаев, юрист В.Н. Лешков, рано умерший историк Д.А. Валуев, а также историки пореформенного времени А.Ф. Гильфердинг, Н.А. Попов, В.И. Ламáнский, А.Н. Попов. Среди славянофильствующих историков наибольшей известностью и авторитетом пользовался профессор Московского университета И.Д. Беляев. Профессор Беляев занимался изучением вечевого строя и вечевых республик Новгорода и Пскова. Частично в традициях Государственной школы им был написан научный труд «Лекции по истории русского законодательства». В 1860 г. Беляев опубликовал первое отечественное исследование по истории крестьянства «Крестьяне на Руси». В соответствии со славянофильской историософией Беляев идеализировал допетровский порядки на Руси, смягчив характеристику крепостного права XVI-XVII столетий. Исконно крестьяне пользовались правом перехода из одного имения в другое, но незаметно они очутились «в таковом тяжелом и безотрадном положении, что находили более выгодным оставаться вовсе безземельными батраками и даже холопами, лишь бы только освободиться от тягла, лежащего на земле». В конце XVI века, чтобы найти средства, необходимые государству, крестьяне были прикреплены к земле с сохранением исконных личных прав, в том числе, права собственности. До петровских преобразований, по мнению Беляева, русские крестьяне были свободными, полноправными членами общества. Личное закрепощение крестьян осуществил уже Петр Великий. Положив холопов в подушный оклад, Петр хотел поднять их до уровня крестьян. На деле же юридический статус крестьян понизился до уровня холопов, что привело к ликвидации личной свободы крестьян. Создавшееся положение было утверждено первой ревизией 1719 г., со времени которой можно говорить о торжестве крепостничества. Вывод Славянофилы смешали свою идеальную утопию с историческим прошлым страны. Историософия и исторические схемы славянофилов в целом не выдержали научной критики, однако, заявленная ими тема русской общины и вечевых традиций на Руси оказалась научно перспективной. Многие исторические и этнографические материалы, очерченные славянофилами, дотоле были неизвестны науке. Некоторые соображения славянофилов о развитии русского государства и общества оказались продуктивными. Апелляция к мнению Земли (народа) и настойчивые напоминания славянофилов о необходимости изучать общинное начало и быт различных слоев общества, в частности крестьянства, стимулировали будущий переход к социальной истории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.69 (0.013 с.) |