Тема: государственная (юридическая) школа: её предтечи и основоположники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: государственная (юридическая) школа: её предтечи и основоположники



ПЛАН

1. Государственная школа в русской историографии.

2. Родовая теория Густава Эверса.

3. Научное наследие К.Д. Кавелина и Б.Н. Чичерина.

4. Научное наследие С.М. Соловьева.

 

ЛЕКЦИЯ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА В РУССКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ.

План

1. Общественно-политические условия образования Государственной школы и её характер.

2. Этапы развития Государственной школы.

3. Теоретико-методологические основы школы.

4. Предтечи и основоположники Государственной школы.

5. Концепция «государственников»: государство и его роль в русской истории

       I. Общественно-политические условия образования Государственной школы и её характер.

       Самым значительным явлением русской историографии XIX века являлась Государственная школа. Становление Государственной школы связано с научнойи общественной деятельностью того поколения ученых, чье научно-интеллектуальное созревание пришлось на николаевскую эпоху. Общественно-политическая и внутринаучная атмосфера становления школы характеризовалась спорами славянофилов и западников. Представители Государственной школы составили ядро второго из названных течений общественно-политической мысли. Историческая концепция Государственной школы во многом носила идеологический характер. Главные фигуранты новой научной школы заявили о себе как о деятелях либерального толка, причем К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин в середине 1850-х годов возглавили либеральный лагерь в общественной жизни России, и либеральные идеалы самым непосредственным образом повлияли на их научные изыскания. В публицистических выступлениях Кавелина и Чичерина были сформулированы основные положения либеральной программы преобразований в России. Подоплеку их политической программы составил богатый исторический материал, поданный в соответствующей интерпретации. Ее смысл сводился к обоснованию необходимости отмены крепостного режима и либерализации общественно-политической жизни в стране. Основоположники Государственной школы находили свой идеал разумной действительности в идее правового государства. Свой жизненный путь представители первого поколения «государственников» завершали в условиях начавшейся буржуазной модернизации России. В пореформенное время каких либо кардинальных изменений концепция Государственной школы не претерпела, однако с течением времени её историческая концепция приобрела консервативно-охранительные очертания.

       II. Этапы развития Государственной школы.

       В истории Государственной школы можно выделить несколько этапов, которые отражали развитие этого научного, интеллектуального и одновременно общественного явления.

       На период с середины 1840-х до середины 1850-х годов приходится первый этап, в течение которого происходит становление концепций основоположников Государственной школы.В преддверии реформ научные и общественно-политические идеи «государственников» отличались историческим оптимизмом и обладали несомненной новизной. Вторым этапом (середина 1850 – 1861 годы) в истории Государственной школы стало время осознания последствий Крымской войны и кануна крестьянской реформы. В этот период оттачиваются политические основы взглядов и исторической концепции представителей Государственной школы в связи с активной общественной позицией, которую они занимают в период обсуждения проектов отмены крепостного права. Третий этап (1860 – 1870-е годы) отмечен наиболее интенсивными историческими, философскими, социологическими исследованиями представителей Государственной школы. Это время завершения формирования Государственной школы как цельного явления историографии и одновременно особой интеллектуальной культуры российского общества. На четвертом этапе (1880-1890-е годы) в общественной среде осознается неэффективность реформаторских усилий государства. Следующее поколение историков в этих условиях сменит акценты своих научных интересов, сосредоточив внимание на социальных проблемах истории и роли общества в преобразовательном процессе. Актуальность проблематики и пафос концептуального взгляда «государственников» на ход русской истории начинает подвергаться сомнению. Государственная школа в ее классическом варианте постепенно сходит с арены исторической и историко-правовой мысли, хотя ее идеи в трансформированном виде еще долгое время будут востребованы в дореволюционной, а потом и в советской историографии.

       III. Теоретико-методологические основы Государственной школы.

       Большое значение в становлении школы и развитии творчества каждого из ее представителей играли заимствуемые из Западной Европы научные и общественно-политические идеи. В историографии подчеркивается, в частности, факт воздействия на «государственников» немецкой классической философии и немецкой исторической школы права. Возникновение школы было обусловлено распространением в России в 1830-1840-х годах идеалистическо-национальных теорий Г. Гегеля, И. Фихте и Ф. Шеллинга. Несомненно, от Гегеля представители школы восприняли понимание всемирной истории как единого органического процесса прогрессивного развития человечества, закономерно движущегося к идеальной форме государства, базирующегося на приоритете правовых отношений. От философа Шеллинга «государственники» заимствовали мысль о том, что только постепенное приближение к правовому государственному устройству может выступить критерием исторического прогресса. Поставленные немецкими философами проблемы и идеи породили в русских научных кругах стремление к национальной самоидентификации.

       Существенную роль в формировании государственной школы сыграли идеи немецкой исторической школы права, в частности учеников ее основателей в лице Л. Ранке и Г. Зибеля, являвшихся современниками российских «государственников». Как немецкие коллеги пытались представить европейскую историю с позиций взаимоотношений государства и общества, так и российские историки и правоведы стремились определить закономерности развития общественных и государственно-правовых форм исторической жизни России. Государственная школа в лице ее представителей, следуя примеру немецких историков, первой в русской историографии приступила к созданию национальной истории, пытаясь выявить российскую историческую специфику в сравнении со странами Западной Европы. Среди представителей немецкой школы права особое значение для основателей русской государственной школы приобрели труды Г. Зибеля. Его «История эпохи Французской революции» опиралась на теорию «родового быта», сменившегося появлением государства. Основные сочинения представителей Государственной школы также основывались на этой мысли.

       Таким образом, главные фигуранты новой научной школы заявили о себе как ученые, склонные опираться на идеи эволюции, закономерности, прогресса, принципы историзма и диалектики, методы компаративного анализа.

       IV. Предтечи и основоположники Государственной школы.

       Первый научный шаг в направлении оформления новой научной концепции предпринял профессор Дерптского университета Густав Эверс. Он предложил теорию, согласно которой государство развилось из внутриродовых княжеских отношений. Идеи Эверса были подхвачены в 1840-е годы. К.Д. Кавелиным и С.М. Соловьевым. Оттолкнувшись от родовой теории Эверса, они заложили основные принципы Государственной школы. Историк-публицист Кавелин первый дал основы теоретической схемы Государственной школы, первый наметил ее основные вопросы. Органическое понимание русской истории развил Соловьев, специализировавшийся на изучении исторических фактов и их взаимосвязи. В 1850-х годах их ученик Б.Н. Чичерин завершил теоретическое оформление историографической школы. Именно Чичерин был главным и наиболее последовательным адептом государственной теории в русской истории. Свое дальнейшее развитие теоретические положения получили в трудах второго поколения «государственников» – В.И. Сергеевича и А.Д. Градовского.

       Представление об историографическом феномене и персональном составе Государственной школы восходят к Н.Г. Чернышевскому, К.Н. Бестужеву-Рюмину, В.С. Иконникову и П.Н. Милюкову. В последние годы все более просматривается тенденция дифференцированного подхода к представителям Государственной школы. Можно наблюдать попытки отдельного рассмотрения Соловьева с Кавелиным и Чичерина с Сергеевичем или стремление отделить от данной школы С.М. Соловьева, связывая с ней деятельность только Кавелина и Чичерина.

       По своему типу сообщество «государственников», вероятно, можно квалифицировать как «школу мысли», объединившую ученых-единомышленников в неформальное научное содружество, в котором никто явно не претендовал на роль лидера. Можно предположить, что Государственная школа, в предложенном ее составе, явилась первым в русской исторической науке сообществом, которое заимствовало не только идеи европейской науки, но и коммуникативную модель научной корпорации ученых, связанных в соответствии с европейскими традициями исключительно научными интересами.

       V. Концепция «государственников»: государство и его роль в русской истории.

       Своеобразным кодом для понимания историографического феномена Государственной школы является базовое понятие – государство. Именно оно определило общеупотребительное название школы, являясь главным объектом наблюдений ученых-государственников. Гегелевская идея органического развития исторического процесса, где каждый этап выступает как ступень общего развития, послужила основой для обоснования периодизации русской истории. В качестве общего принципа выступает выделение в ней трех основных этапов – родового, вотчинного и конечного государственного, каждый из которых подобно элементам гегелевской триады выражает тезис, антитезис и синтез, и воплощает связь и поступательное движение народной жизни.

       Согласно исторической концепции Государственной школы, верховная власть являлась фундаментальным творческим началом русской истории, и её движущей силой. При этом государство выступало как наиболее совершенный способ организации общества, а также в качестве надклассовой силой, объединяющей весь народ на единых для него началах. Государство, доминировавшее над остальными общественными институтами и выступало как орган консолидации и воспитания народа. Государство, просвещая народ плодами европейской цивилизации, помогает ему осознать себя как нацию. Государство оказывает определяющее воздействие на жизнь общества. Развитие государства представляется смыслом и содержанием русского исторического процесса. Аксиоматически выглядит мысль «государственников», что в ходе истории России, прежде всего, развивалась государственно-политическая сфера жизни. Поэтому, объектами изучения были преимущественно государственные учреждения, юридические и законодательные источники – т.е. та сфера, которая отражает эволюцию политических форм. Отсюда второе наименование школы – Юридическая. Обозначение школы определением «юридическая» было, вероятно, также связано с преобладанием в ее составе историков-права.

       Таким образом, название «Государственная школа» отражало предметную часть концепции (история государства и права), а «Юридическая» – методологию школы.

       Концептуальные основы понимания «государственниками» сущности государства и его роли в русской истории по основным параметрам характеризуются единством взглядов. Это дает основание объединять всех перечисленных персон в некое сообщество мыслителей, представлявших общую линию научной мысли.

       Основу «государственной» теории составляли следующие принципы:

       1. Признание органического, закономерного развития русского народа от родовых отношений к государственным. Отдельные особенности исторических схем К.Д. Кавелина (род и общее владение – семья и отдельная собственность – государство и личность), С.М. Соловьева (родовые отношения – государственные отношения), Б.Н. Чичерина (остатки рода – гражданское общество и личное начало – господство государственного начала), В.И. Сергеевича (господство личности – господство государства) не нарушают общей цельности картины восприятия истории.

       2. Понимание этого развития как формально-юридической смены правовых норм: сначала право, основанное на кровном родстве (род), затем вотчинное договорное, частное право (гражданское общество) и, наконец, публичное право (государство).

       3. Особенностью русской истории признавалась инертность народа. Прогрессивное движение заключалось в развитии государства и зависело от его инициативы и усилий.

       4. Государство рассматривалось как движущая и единственно могущественная сила в стране. В интересах защиты страны оно закрепостило в XVI-XVII веках все сословия и лишь в XVIII веке приступило к их раскрепощению.

       Концептуально Государственная школа доминировала более полувека вплоть до начала ХХ столетия. Пик её влияния приходится на 40-80-е годы XIX века. Из «шинели» Государственной школы вышли два столичных научных центра – Московская и Петербургская школы историков. К проблеме власти и взаимоотношения государства и общества, поставленной «государственниками», постоянно обращались представители всех историографических направлений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 981; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.009 с.)