Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция: научное наследие К. Н. Бестужева-рюмина

Поиск

План

1. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды.

2. Диссертация «О составе русских летописей до конца XIV века».

3. «Русская история» К.Н. Бестужева-Рюмина.

       I. Общественно-политические и теоретико-методологические взгляды.

       Бестужев-Рюмин Константин Николаевич(1829-1897) происходил из дворянской семьи. В 1847 г. Бестужев-Рюмин поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но почти сразу перевелся на юридический (1847-1851). По завершению университета Бестужев-Рюмин некоторое время преподавал в качестве домашнего учителя в семье профессора Б.Н. Чичерина и профессионально занимался журналистикой. В середине 1860-х годов, несмотря на отсутствие магистерской степени, Бестужева-Рюмин возглавил вакантную кафедру русской истории в Петербургском университете.

       В молодости К.Н. Бестужев-Рюмин симпатизировал славянофилам и увлекался федеративными теориями историка Н.И. Костомарова. Зрелому возрасту соответствовали консервативные настроения. Ученого удовлетворяла существовавшая политическая система - монархия в её цивилизованной форме. Бестужев-Рюмин сознательно отмежевался от политической деятельности, полагая, что своим научным и педагогическим мастерством служит обществу. Настоящее отношение Бестужев-Рюмин перенес на историческую науку. От себя и своих коллег Бестужев-Рюмин требовал научной объективности и политической беспристрастности.

       Методологические предпочтения К.Н. Бестужева-Рюмина не поддаются четкой характеристике. Одни историографы указывали на эклектичность и непоследовательность общего подхода Бестужева-Рюмина. Якобы эклектизм историка выразился в попытке соединить гегельянство и позитивизм. Другие исследователи подчеркивали следование историка авторитетам Государственной школы в лице К.Д. Кавелина и С.М. Соловьева с их приверженностью к гегелевской философии истории. Третьи историографы обнаруживают эволюцию взглядов Бестужева-Рюмина в направлении позитивистского осмысления истории.

       В методологическом отношении К.Н. Бестужева-Рюмина отличала толерантность, по причине которой у него не сложился собственный методологический аппарат. Ученый отверг идею законов, применимых исключительно к истории, и, как правило, с подозрением относился к широким обобщениям на базе отвлеченных философских теорий. Историк объявил себя приверженцем «объективного знания» - изучения конкретных фактов на основе тщательного анализа исторических источников. Бестужев-Рюмин разработал собственную классификацию источников и порядок внешней и внутренней критики источника. С критикой источников ученый связывал свое понимание предмета и задач исторической науки. По его мнению, история являлась выразительницей народного самосознания, а её предметом была внутренняя история народа. Изучение истории общества Бестужев-Рюмин связывал с максимально полным привлечением всего круга существующих источников и грамотным изучением конкретных видов источников. Критика источников должна опираться на весь комплекс современных знаний, как на естественные науки, так и на гуманитарные. Владение всей совокупностью профессиональных знаний и доскональный анализ источников должны были обеспечить равномерное и всестороннее изучение политической и социально-экономической истории общества.

       При сохранявшемся эклектическом подходе, в методе К.Н. Бестужева-Рюмина все же доминировали позитивистские установки. Характер его главного научного труда «Русская история» дает основание говорить о преобладании в его научной позиции позитивизма в его фактографической форме.

       II. «О составе русских летописей до конца XIV века».

       С поступлением на службу в Петербургский университет, Бестужев-Рюмин пишет магистерскую диссертацию «О составе русских летописей до конца XIV века». В изучении русского летописания Бестужев-Рюмин продолжил линию А.Л. Шлёцера. Он заново задался вопросами об авторском тексте и вставках в «Повести временных лет», о датировке и обстоятельствах составления записей, о степени достоверности летописных известий. Поставленные задачи потребовали от ученого скрупулезной реконструкции первой редакции русских летописей филологическими методами, которые В.О. Ключевский позже назвал «химическим анализом исторического источника».

       В диссертации Бестужев-Рюмин пришел к выводу, что «Повесть временных лет» является летописным сводом XII века, а не сочинением одного автора. К его составлению были причастны Нестор, Сильвестр и другие авторы, обладавшие выдающимися литературными способностями. Большую часть «Повесть временных лет», в которую были включены фрагменты погибших первоначальных источников, Бестужев-Рюмин относит к X или IX векам. В исследовании историк воссоздал широкую картину географии древнерусского летописания от Новгорода до Тмутаракани.

       В 1868 г. за исследование «О составе русских летописей до конца XIV века» Совет факультета присвоил Бестужеву-Рюмину сразу ученую степень доктора, минуя магистерскую.

       III. «Русская история»

       Основополагающий труд К.Н. Бестужева-Рюмина «Русская история» явился результатом авторского курса лекций. Ученый писал его с педагогической целью, чтобы ознакомить студенческую аудиторию с основными фактами русской истории и их научной интерпретацией. В своем изложении он прежде всего давал тщательный обзор исторических источников, начиная с археологических, и кончая памятниками материальной культуры и литературы. Каждому историческому факту им было предпослано мнение того или другого исследователя. В центр своей «Русской истории» Бестужев-Рюмин стремился поставить изучение внутренней истории, которая и должна была составлять предмет исторической науки. На первый план он поместил историю сословий, управления, судопроизводства, верований, материальной культуры, считая, что настоящие элементы преимущественно характеризуют общество.

       В «Русской история» Бестужев-Рюмин попытался вкратце изложить русскую историю. Повествование начиналось с описания расселения, религии, быта и условий жизни славян и их соседей. Дальнейшую историю Бестужев-Рюмин старомодно делил на три периода: 1) варяжский, 2) удельный и 3) татарский. С середины XV века, по мнению ученого, начинался новый период истории, связанный с возникновением Московского и Литовского государств, подобравших разрозненные части русской земли.

       Бестужев-Рюмин, издавший I и II тома (1872-1885), не успел завершить свой последний труд, доведя изложение русской истории до смерти Ивана IV. В исторической схеме Бестужева-Рюмина отсутствовала концептуальная новизна. Скептически настроенный В.О. Ключевский видел достоинства «Русской истории» в библиографическом обзоре и подстрочных примечаниях Бестужева-Рюмина.

       Вывод

       Определенная индифферентность ученого к вопросам методологии и расплывчатость его концептуального взгляда на ход русской истории не позволили Бестужеву-Рюмину подчеркнуть свою научную индивидуальность. Тем не менее, диссертация Бестужева-Рюмина «О составе русских летописей до конца XIV века» оказалась поворотным моментом в научной критике летописных текстов и дальнейшей судьбы петербургского сообщества историков. Ученый провозгласил себя приверженцем нового направления, считая, что изучение источника является лучшей темой для научных исследований.Диссертация «О составе русских летописей до конца XIV века» во многом определила источниковедческий стиль исследований Петербургской школы историков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.01 с.)