Субъективно-иррационалистическое (религиозно – мистическое) направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективно-иррационалистическое (религиозно – мистическое) направление



КЬЕРКЕГОР  Серен (1813- 1855,, Копенгаген -там же),

-датский тео­лог, философ-идеалист и писатель;

-рос слабым и болезненным;

-изучал фило­софию и теологию в Копенгагенском ун-те

Истоки:

- личному переходу от эстетической фазы к религиозной философии способствовал личная трагедия – отказ от любимой невесты и избрание пути писателя-затворника («моя меланхолия- моя верная возлюбленная», «нет более опасного оружия нежели воспоминания направленные против себя»;

 - влиянием немецкого романтизма, а также различных форм антирационалистической реакции на гегелевскую философию.

-особое значение К. придавал сократич. иронии, религ.-филос. истолкованию к-рой (в духе протестантизма) он посвятил свою магистер­скую диссертацию;

 -обратил внимание на различие позитивной и негативной философии Шеллинга и переход его к философии откровения, иинтуитивно-иррациональные формы постижения жизни индивидом

 

-вёл за­мкнутую жизнь одинокого мыслителя, наполненную ин­тенсивной литературной работой;

-работы фрагментарны, сумбурны. Часто печать личной исповеди;

 -многие из своих трудов К. пуб­ликовал под различными псевдонимами, излагая свои идеи от лица вымышленных персонажей и нередко облекая их в художеств. форму

-отрицательно к революции и политике, крайний консерватизм;

- в конце жизни вступил в бур­ную полемику с офиц. теологич. кругами

-конфликт с церковью (в. т ч. лютеранской) за отход от духа ранних общин. Духовенство заслонило людей от бога. За восстановление интимных, непосредственныхх отнош-й с богом (ссылаясь на Августина и Лютра);

-известность пришла во время мировой войны. Этому спосособствовали Карл Барт и предст-ли диалект-й теологии;

.

Работы

· «Или—или»,

· «Страх и трепет. Диалектическая лирика»»,

· «Стадии жизненного пути»,

· Филос. крохи»,

· «Дневник соблазни­теля»,

· «Болезнь к смерти» «

· Христианские беседы»

 

- В центре внимания человеческаяя инд-ть. Все общее, универсальное −ложно. Единичный формирует свое поведение вопреки соц-му окружению. Один для другого лишь препятствие. Бойся дружбы. Народ − безликое, анонимное, неистинное. Только единичный истинен. Индивид выше и находится в абсолютном отношении к абсолютному.

 -Критиковал Гегеля за тождество мышления и бытия. Бытие неразумно, а мышление лишено объективности. З а «объекти­визм», т. е. стремление понять индивида в исторически конкретной системе объективного духа. Эту точку зре­ния К. отвергал как отдающую личность во власть «анонимного» господства истории и тем самым лишаю­щую её самостоятельности и свободы, индивидуального существования, экзистенции. Неповторимые индивидуальные переживания – страха, тревоги, одиночества, ситуации выбора, отчаяния. В этих переживаниях и ситуациях ему открывается истина его инд-го быти.

- Гегелевской объективной диалектике К. пытается противопоста­вить принципиально иную — субъективную («экзи­стенциальную») диалектику, к-рая оказывается у К. средством сохранить отношение личности к богу.

-На пути к богу человек, согласно К., проходит три ка­чественно различные стадии — эстетическую, этиче­скую и религиозную:

· Эстетическая

- человек живет сиюминутным, настоящим, стремится к наслаждению а не обретению истины своего сущест-я (эротизм, гедонизм, цинизм, хаотизм). Человек –игрушка в руках аффектов, шаблонов, моды. Без царя в голове. Флюгер.

- этот неизбежно влечёт за собой неудовлетворённость,бессмысленность и «отчаяние», однако это ещё не истинное от­чаяние.

· Этическая

- человек живет не только настоящим, но и будущим, руководствуется чувством долга перед собой и другими и задумывается над природой норм, природой добра, понимая, что сам полагает себе меру под свой страх и ответственность, опираясь на веру в ценности и тут встречается с богом. Диссонанс между вневременными нормами, которым надо следовать и чувственной ущербностью, конечностью

· Религиозная

- к осознанию религиозного значе­ния ценностей и своей личности и своего поведения и ответственности за него; Человек живет не только настоящим и будущим, но живет вечным, приходит к богу. Ощущение виновности, греховности,раскаяния, усмирения гордыни, смирения.

- Настаивал на радикальном парадоксализме и ало­гичности религ. переживания, высмеивая попытки ра­ционализации веры в гегелевской философии или в практике либерального протестантского богословия.

 -Он резко критиковал Реформацию за то, что она, от­менив средневековый. аскетизм, «облегчила жизнь». Лютеран­ство воспринималось им как дальнейшая рационализа­ция религии, т. е. как её деградация. -Защищал те­зис о реальности христианства лишь для избранных, к-рые смогут реализовать свою экзистенциальную сво­боду.

-Ставит веру выше разума, но трактует ее как парадокс и выбор, а истины как субъективности.

- Математические истины ничего не дают для его существования. Ему нужна личная истина, которая есть внутренняя убежденностть, переживание, страсть. Истину не познают. В ней существуют. Истину имеет лишь индивид и свою.

-Философия К. не пользовалась популярностью при его жизни и в ближайшие десятилетия после его смерти

-в 20 в. к учению К. обращается протестантская диа­лектическая теология, а с 1920-х гг. — экзистенциа­лизм.

-стиль философствования К. становится образ­цом для иррационалистич. течений совр. бурж. филос. мысли.

-Человеку хочется избавиться от земного сущ-я, но у него нет сил приблизится к этому. У него нет мочи умереть и человек отчаивается быть самим собой. Отчаяние лежит в самом человеке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.008 с.)