Второй период (трансцедентальный идеализм) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второй период (трансцедентальный идеализм)



- Рассмотрев объективное и выведя из него субъективное, Ш. приступает к анализу и реконструкции субъективного. Т. о. натурфилос-я становится частью «Трансцедентального идеализма», показывая развитие сознательного Я из природы.

- Принимает за отправной пункт субъективное, реализует 2-й путь, раскрыть сознание и то, как субъективное становится объективным. В « Системе трансцедентального идеализмама» - история самосознания где деятельность Я распадается на теоретическую и практическую.

- Становление самосознания начинается с теоретической д-ти и определяется бессознательной деятельностью Я, которое созерцает мир, возникающий из самого познающего Я, переходя от ощущений, к творческому созерцанию, рефлексии и через нее к абсолютному акту воли, где Я становится практическим, преобразующим мир, приводящим его в порядок.

-В практической сфере- от акта воли до нравственного действия – бессознательное определяется сознанием.

-Т.о. в субъективном Я совпадает теоретическая и практическая д-ть, бессознательное и сознание и осуществляется ед-во познания и преобразования.

- Внутренним актом субъективного является интеллектуальная интуиция, как непосредственное созерцание предмета разумом наиболее ярко данной в философии и искусстве.

Третий период (философия тождества, философия искусства)

-Именно искусство, та сфера, где преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического, природы и свободы, сознательного и бессоз-го, чувственного и нравст-го и достигается идеал. Художник – гений, действующий как природа, в нем разрешаются эти противоречия, непреодолимые иным путем. В искусстве мы видим, как интеллект творит мир. раскрывается истинная сущность мира, т.е. тождество реального и идеального. Искусство высший момент самосознания, а философия искусства − органон философии и ее завершение.

- искусство – модель творчества абсолюта, тождества выше сказанного. Так черзе инатурфилософию и трансцедентальный идеализм совершается переход к философии тождества

- В философии тождества первоначалом является Абсолют – как бессознательный интеллект, доприродный дух в котором все противопо-ти и различия устранены – ничто, содержащее в себе различие всех определений.

-Абсолют – некоторое самостоятельное начало, сила, которое творя бессознательно – создает мир природы, а сознательно – мир искусства. В природе эта сила борется с перевесом реального, в искусстве – с перевесом идеального.

-Возникал вопрос – как Абсолют (именуемый так же Богом) творит отличный от себя мир, почему нарушается равновесие (которое вначале существует в точке безразличия) и возникает мир.

-Приходится отказаться от Бога как абсолютного тождества и отличать в Боге его самого и его непреодолимую основу существования (вслед за Беме, Баадером), «безосновность» «бездну», – иррациональную, бессознательную волю (нечто неразумное и темное) – благодаря которой и происходит раздвоение Абсолюта.

Философия откровения

- Иррациональная воля не может быть предметом философии и рационально выводимой. Она постигается в особом опыте - мифологии и религии. В них сознанию дано откровение Бога. И все остальное по отношению к Богу является откровением.  

- Ш. называет рацион-ю философию (в том и свою, прежнюю) негативной, считая необходимым дополнить ее позитивной, рассматривающий первичный факт – иррациональную волю, которая эмпирически дана в истории откровения – в мифе и религии как особом опыте.

- В ней его философия смыкается с теософией и мистикой

-Поздний Шеллинг возвестил начало конца немецкой рациональной философии (как Фейербах идеализма).

Влияние на европ-ю мысль разных ее аспектов. На русских натурфилософов – Велланского Д., Максимовича М., Павлова М.; на кружок любомудров – Одоевский В., Веневитинов Д., Галич А.; на славянофилов; На Чаадаева П. (личное знакомство и переписка); на экзистенциализм; на диалектику, Гегеля.

 

6.4.Гегель Георг Вильгельм Фридрих   (1770-183) Штутгарт-Берлин

- родился в семье высокопоставленного чин-ка;

-теология и философия в Тюбингенском технологическом институте;

- аттестат кандидата Богословия, но от карьеры пастора отказ-ся;

-преподавал фил-ю в Йене, Нюрнберге, профессор Гейдельбергского и Берл-го ун-тов.

Работы

· «Феноменология духа»,

· «Наука логика»,

· «Философия права»,

· «Философия духа»,

· «Философия истории»,

· «Лекции по истории философии»,

· «Эстетика»,

· «Философия религии»

- объективный идеализм, рационализм, диалектика;

-задача возвысить философию на уровень науки;

- радикальный рационализм;

-философия как наука есть мышление, и постигает его следует как его собственный продукт;

-именно философия – высшее постижение Абсолюта, а не искусство или религия;

- принцип тождества бытия и мышления. Все действительное разумно.

-В основе мира Абсолютная идея:

· находящаяся в процессе постоянного развития (самопознания);

·  составляет сущность жизни и всех ее проявлений;

· отражает самое себя в процессе самопознания составляющего основу всякого развития.

-Вне развития система не существует и невозможно понять ни одно явление (как возникло, какие этапы прошло….).

- Развитие происходит диалектически …. Противоречие, корень всякого движения и жизненности. В Форме триады – утверждение, полагание (тезис) – отрицание (антитезис) – отрицание отрицания (снятие, синтез, как бы возврат)

- Соответственно этапами самопознания являются:

· логика

· философия природы

· философия духа.

 

1.Логике посвящена «Наука логики». Развитие идеи в чистой стихии мышления. Различает традиционную, субъективную логику и содержательную, объективную, логику доприродного состояния идеи развивающейся в собственном лоне. Она предшествует субъективной, рассмотренной в разделе «понятие» «Науки логики».

- В Логике рассмотрен ряд категорий как этапов самоопределения идеи и ее саморазвития через противоречия – подлинной основы мышления (в отличие от Канта). От самых абстрактных, бедных − ко все более богатым, опосредованным, обогащенных более конкретным содержанием. Бытие вообще – и ничто (их взаимпопереход) – становление – нечто (наличное бытие) обладающее количеством, качеством,; взаимодействие: форма−содержание – сущность, в которой вскрываются внутренние и внешние противоречия бытия.

- Восходя от конкретного к абстрактному, абсолютная идея раскрывает свои определения и приходит к единству всех своих опосредствований и определений − понятию.

- В субъективной логике абс-я идея отражается в таких формах как понятие –суждение − умозаключение. В умозаключении субъективное понятие получает свое полное завершение. В результате происходит переход от субъективности в объективность

2. В целях самопознания абсолютная идея отчуждает себя в природу (противоположную область).

- Природа – инобытие идеи, чуждая ей ее материальная оболочка. Движимая идеей, в целях самопознания природа проходит ряд ступеней, где высшие возникают на основе низших, но качественно отлич-ся как формы природного бытия идеи

· Механика (воплощение кол-ва, хар-ка пространства, времени и движения)

· Физика (качественная опр-ть; тела, физические элементы и метеорологические процессы)

· Органика (жизнь, возникающая из неорганич-й природы). Живой орг-м – вершиина развития природы, снимающее все предшествующее развитие. Самое высшее живое сущ-во –человек. Физически несовершенен и совершенен как духовное. Помогающее преодолеть естественные склонности и выйти за пределы животного

В человеке как мыслящем духе а. идея узнает себя, возвращается к себе в стихию духовного, но уже обогатившись предшествующим развитием

3. Философия духа в «Феноменологии духа» «Философии права» - третья ступень развития абсолютной идеи, проходит 3 ступени:

· Субъективный

· Объективный

· Абсолютный

Субъективный д.

-дух в себе, сфера индивидуального сознания раскрывается через фазы:

§ Антропология (душа как чувствующая субстанция);

§ Феноменология (развитие души от чувственной до рацион-го сознания;

§ Психология – дух осознает себя как цельность в единстиве теоретического и практического разума, «разумной воли» - взаимно определяющих друг друга ума и воли. Ум не должен действовать без желания, а желание – без ума.

Через посредство практической деятельности дух переходит в общение с другими – к объективному духу

3.2. Объективный дух (дух для другого и через другого) − утверждает себя в праве, морали, семье, гражданском о-ве и гос-ве.

-гос-во – воплощение разума, осуществление свободы каждого в единстве все, действительность нравственной идеи;

- в гражд-ом о-ве проявления индивидуальной свободы не достигается подлинно. Каждый сам для себя цель.

- Г-во орган, шествие подлинной свободы

-история – прогресс духа в осознании свободы,осуществление идеи свободы.

Объективный дух развивается и достигает высшей стадии в истории. Выделяются три исторические формы объективного духа:

o Восточная (знает, что только один свободен.)

o Греко-римскую – (некоторые или многие свободны)

o Германский мир – Прусская сословная монархия (свобода осознается как неотъемлемое достояние всех). Центральная власть восполняется участие некоторых в управлении и представительством всех в сословных собраниях и судах присяжных.

-Двигателем исторического развития является национальный дух. Прогресс мирового разума происходит через дух отдельных народов, сменяющих друг друга по мере выполнения миссии.

3.3. Абсолютный дух – высший этап развития абсолютной идеи. Развивается от чувственного созерцания к представлению и понятию.

 - Дух,созерцающий себя в полной свободе в чувственно-образной форме – искусство

- Дух, благоговейно представляющий себя – религия

- Дух, мыслящий свою сущность в понятиях и познающий ее – философия – полное раскрытие истины, которая уже обнаружила себя в искусстве и религии. Высшая и последняя ступень саморазвития абсолютной идеи.

 - Реализацию полного самопознания видел в своей философии, считая ее завершением развития философии, высшим откровением божественного и человеческого духа. Именно в ней чел-во пришло к познанию абсолютной истины.

−Всшей точкой исторического развития – считал Прусскую сословную монархия, ее социальный и политический строй.

-История – процесс образования человека. Образование – краткий конспект истории.

-Об-во – синтез семейной нравственности и гражданского общества, обеспечиваемое гос-вом.

-Противоречие гегелевской философии: диалектический метод и метафизическая догматическая система.

 

Гегельянство: 30- 40 гг. 19 в

· Ортодоксальное − за сохранение учения в чистоте (Михелет К., Розенкранц К.).

· Правогегельянское – рассматривает его как рациональную форму богословия (Гешель К., Габлер Г.)

· Левогегельянское (младогегельянцы) – личностное начало системы, диалектика, атеистические выводы, критика (Руге А., Бауэр Критика у Маркса и Энгельса «Святое семейство», «Немецкая идеология».

 

· Неогегельянство Конец 19 – начало 20 вв.

–не экстенсивное распространение, и не более послед-е развитие принципов, а радикальное обновление с учетом изменений в теории и на практике – Брэдли, Бозанкет, Дж. Мак-Таггарт, Коллингвуд, Кожев А, Иппролит Ж., Валь Ж. и др.)

-а)учение об абс-м духе глубоко выражающего природу общественногоо сознания

-не как до и вне индивида, а как совокупность личностей

-высшая форма инд-го через институты как формы его проявления;

б) против абсолютизации борьбы противопо-ей;

г) заменить тождество и различие, тождеством в различии и синтезом различия а не противоположностей; д) критикует гегелевское учение о гос-ве. Не сила и зло, а свобода и свободное нравственное подчинение индивида всеобщему является подлинно творческим началом и целью истории (Кроче)

е)Кронер (нем.) синтезирует гегел. диалектики с филос. жизни.

ж)Глокнер- гегелевская ф-я – это единство рациональной рассудочности и иррационального дух-го содержания.

з)Ипполит - ядро учения Г −. философия духа – подлинная онтология жизни и выявляет экзистенциальные хар-ки чедовеческогоо существования – экзистенциальное гегельянство.

и)Ильин – доктрнна Гегеля − основа феноменологии религиозного опыта

Энгельс – система Гегеля – завершение немецкой классической философии, немецкого идеализма.

1. Неклассическая философия Нового времени

 

     В лице Гегеля рацоналистическая и объективно-идеалистическая линия развития новоевропейской философии достигает высшего уровня и ее дальнейшее развитие, в новых культурно-исторических условия, у многих философов последней половины 19 в. было связано с отказом от ее исходных принципов и сменой самой философской парадигмы.

     Неклассическая философия представлена следующими направлениями:

1. Материалистическое (Фейербах Л., Маркс К. – субстанция мира материальна).

2. Волюнаристское (Шопенгауэр А., Ницше – основу мира образует иррациональна воля).

3. Субъективно-идеалистическое, мистически-религиозное (Кьеркегор С. – в центре философии должна находится не безличная абсолютная идея, а индивид с его неповторимыми переживаниями).

4. Психоаналитическое, иррационалистическое ( З. Фрейд. – глубинную основу поведения человека образует на разум, а иррациональные бессознательные инстинкты).

5. Позитивистское, сциентистское ( О. Конт. – критика претензий философии на статус науки наук, критика спекулятивности и метафизичности философии, ее познавательных возможностей).

     

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.035 с.)