Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поступай так, чтобы максиы твоего поведения могли стать всеобщим законом. (золотое правило нравственности но в активной форме).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
- Теория автономии морали. Мораль – автономная сфера, не зависимая от других (экономики, политики..) вытекающая из априорных форм разума и воли, идеи свободы, сфера саморазвития и утверждения человеческого в человеке. Нравственные ценности и нормы – продукт развития человеческого в человеке, продукт саморазвития человеческой свободы. - Нравственный ригоризм. Поступок нравственнен, если мотивирован уважением к нравственному закону. Мотив должен быть нравственным, сознательное следование долгу (важность субъективной стороны). Легальное и моральное поведение. В случае конфликта склонности и долга рук-ся долгом.
3. «Критика способности суждения». Эстетика -Анализ категорий «прекрасное» и «возвышенное» (математически возвышенное и динамически возвышенное). Вкус, отношение идеала к идее и вкусу. Гений. - Особенности эстетического суждения о прекрасном, условия возможности прекрасного: - незаинтересованность, бескорыстность, свобода от соображений пользы, независимость от существования (или нет), претензия на всеобщность, целесообразность без предметной цели, сама форма целесообразности, удовольствие от созерцания эстетической формы, игра наших познавательных сил целесообразностью и ее формами; -прекрасное существует в природе как гармонично организованные, целесообразные формы которые воспроизводятся в свободной, бескорыстной творческой д-ти в искусстве; - гениальность: оригинальность, образцовость (создает правила как будто он сама природа), не является чисто рациональной (часто гений не может объяснить и научить). - высший вид искусства – поэзия т.к. она возвышается до изображения идеала
Социальная филосософия -человек изначально зол; -спасение человека в моральном воспитании и след-е императиву; -осуждал войны как тяжкое заблуждение и преступление в отд-ом о-ве и между гос-ми и народами; -сторонник демократии, правопорядка; -роль антагонизмов в историческом процессе через которые достигается величайшая задача чел-го рода всеобщее правовое гражданское состояние и состояние вечного мира между всеми гос-ми через развитиие общение, торговли. -Кант об обществе. -Кант о семье. -Канет о правовом госуд-ве. -Кант о категории счастья и ее правовом определении. Неокантианство, возникшее в 60-е годы 19 в (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Коген, П. Наторп, Э.Кассирер) 6.2.Фихте Иоган Готлиб (1762-1814 Рамменнау-Берлин - один из 8 детей в бедной крестьянской семье, нужда, пас гусей; - случайность помогла получить образование (местный помещик-меценат заметил незаурядые способности − наизусть знал проповеди пастора); -Йенский и Лейпцигский ун-т, теолог-й ун-т; - отказался от карьеры пастора, домашнее учительство в Швейцарии и Саксонии; -изучает Спинозу, Монтескье, Руссо; - восторженно встретил рев-ю Франции. Проникается революционно−дем-ми убежд-ми. Считал Фр. революциюя – иллюстрация на тему равентсва и дост-ва человека (даже подумывал о переходе в фр. гр-во. «ВФР – следствие идей Руссо и Канта». «Так как я не могу изменить то, что вне меня, я решил изменить то, что во мне». «Теоретическуая д-ть при определенных условиях может иметь великую практическую значимость»(Германия). - Изучает Канта. Это то, что надо в эпоху поверженной морали.. Обоснование идеи свободы соответствовало его внутреннему складу (каков человек, такова и его филос-я»). Это выводит его из пессимизма. Почувствовал себя счастливейшим из смертных («не смотря на нищету»). «Не только мыслить но и действовать»!!! Действовать, действовать – это то, ради чего я существую».., «не созерцание и знание, а деяние на основе знания есть твое назначение» Темперамент активного, волевого, деят-го. -Под влиянием (слушал лекции в Кенисберге) Канта. Напиал «Опыт критики всякого откровения». Показал Канту. Положительный отзыв Канта и помощь в опубликовании анонимно. Приписали Канту, но тот раскрыл имя и Ф. сразу знаменит. Относил себя к критическому направлению которое исходит из сознания и идет от сознания к миру, бытию (это естественно и просто вывести бытие из сознания, чем наоборот) в отличие от догматического. Материализм ведет к фатализму, препятствует свободе и есть догматизм - По приглашению Гете (был министром пр-ва герцогства) профессор Йенского ун-та. Но оставляет его из-за обвинения в атеизме. «Бог как опредмеченный моральный идеал, отчужденное субъективное содержание личности». - Читает лекции в Эрлангенском и Кенисбергском ун-тах. -Во время окупации Пруссии французскими войсками вернулся в Берлин и с риском для себя выступает с «Речами к немецкой нации» ( духовное возрождение, обретение нац-й независимости и шовинстические идеи о немцах как избранном народе». - 1810 назначен деканом, затем ректором Берлинского ун-та -Записался в ополчение, а жена ухаживала за раненными, заразилась тифом, выздоровела, а Фихте заразился от нее и умер.
Работы · «Наукоучение», · «Рассуждения о назначении ученого», · «Назначение человека», · «Система учения о нравственности», · «Основы естественного права», « · Основные черты настоящей эпохи», · «Замкнутое торговое гос-во», · «Речи к немецкой нации» · -«Кантовская философия доказала понятие свободы». «Прямо непостижимо, какое уважение к человечеству, какую силу дает нам эта система!» -Но гений Канта открыл истину, не показывая ее оснований, не доказал ее. - Надо развить идеи Канта освободившись от дуализма, остатков материализма «вещь в себе», (существующей независимо от трансцедентального субъекта и оставить лишь его как исчерпывающее, абсолютное, всеобъемлющее); от агностицизма, встав на путь последовательного субъективного идеализма. Опирается на критику Канта Рейнгольдом (о необходимости свести всю философию К. к единому принципу), Шульце (невозможность существования «вещей в себе» и объединении чувственного и интеллигибельного), Маймона (разросшийся, абсолютный трансцедентальный субъект с его апперцепцией поглотивший и вещь в себе). - Философия должна быть фундаментом всех наук, учением о науке как системе = наукоучением исходящим из единого, достоверного основоположения из которого должно быть выведено все, в т.ч. и основоположения отдельных наук. Задача ф. быть наукой наук, учением о науке, фундаментом наук, основанием, разработкой основоположений. Каждая наука основывается на принципах, которые в ней самой не обосновываются. -«Лишь изначальный факт человеческого духа, может основать целостную философию». Реально существует только то, что связано сознанием. С идеей свободы несовместимо признание объективного существования вещей вне нас. Франция освободила человека от внешних оков, моя система – от внутренних оков вещей самих по себе. - Кантовский трансцедентальный субъект с его априорными формами, трансцедентальной апперцепцией трансформируется в «чистое Я» как абсолютно самодеятельное не определяемое через вещи, а определяющего их. - Отказывается от пассивно-созерцательного отношения к миру, первичность практического разума к теоретическому. Теория производна от практически-деятельного отношения сознания к предмету. -Отличие от Беркли (у которого субъект пассивен, приемник ощущений, влагаемых богом и отделен от объекта). -Отличие от Декарта (где самосознание дано как самодостоверное начало с врожденными идеями. Сходство и отличие с Беркли, Декартом, Кантом и его трансцедентальной апперцепцией (синтез трансцедентальной апперцепции, схемы воображения), Лейбницем, Гуссерлем (феноменология, редукция), Сартром. - В теоретически-познавательной д-ти объект определяет субъект, в морально-практической – субъект определяет и модифицирует объект. - У Фихте сознание и самосознание (все категории) не даны, а заданы, порождает себя. Переход от субъекта к объекту, утверждает волей не только себя но и мир в себе (трансцедентальные вещи не вне субъекта а в субъекте). Весь мир, вся система определений выражают внутреннее устройство нашего умственного зрения. Во всем нашем сознании мы не знаем ничего, кроме нас самих и наших собственных определений, порождаемых взаимодействием субъекта с объектом, полагаемым в себе. -Если продолжить мысль Канта о том, что вещь полагается «Я» последовательно, − то и «вещь в себе» отбрасывается как независимая и из мыслящего «я» выводится все содержание мышления. Устанавливается абсолютное Я безусловное и ничем не определяемое, а само все определяющее Тем самым кантовский трансцедентальный идеализм превращается в наукоучение -Изначальным принципом может быть только «Я» не полагаемое ни чем иным как самим собой.
-Первым основоположением – «Я полагает Я», а не полагается чем-то другим. Я, сознавая себя, полагает самое себя, не формально и абстрактно – а динамически. Я в интеллектуальной интуиции схватывает себя как некую определенность активность, равенство себе. Я относится к себе как объекту, но субъективное и объективное тут слиты. Закон тождества. Категория реальности -Но Я может утверждать себя в тождестве себе, только в отличие от НЕ-Я - Второе основоположение- «Я полагает не-Я» противоположную реальность, и прежде всего природный, чувственно воспринимаемый мир, который возникает в рез-те творческой активности сознания в целях саморазличения. Он существует не сам по себе, а ради «Я», которому нужно существование не-Я. Принцип единства противоположностей. Закон противоречия «А не есть не-А., категория отрицания. Первенство Я по отношению к не –Я. Я и не –Я существуют в сознании, противоположности внутри сознания. Отсюда третье основоположение. -Третье основоположение – «Я полагает самого себя и не-Я» в абсолютном Я. Синтез Я- и не-Я в абсолютном «Я». Преодолевает иллюзию самостоятельности и независимости я и не-я (природы). Абсолютное Я - бесконечное, равное целому миру Я. Сопоставляется с категорией субстанции, основания, количества, ограничения или детерминации. Оно само себя внутри себя разделяет, ограничивает, противополагает открывая возможность бесконечной деятельности, пульсации, взаимоопосредствования, которое не может завершится тождеством, иначе это приведет к прекращению д-ти. Утверждение идеи деятельной природы человека, безграничные возможности творить самого себя и преобразовывать мир в соответствии с представлениями. - Все, что для теоретического сознания выступает как сфера независимых от него вещей, есть продукт бессознательной д-ти воображения, полагаемых ею ограничений, которые предстают сознанию как ощущение, созерцание, представление, рассудок, разум… пространство и вся система категорий теоретического Я. (динамизм категория в отл-е от статики Канта). Полагание этих ограничений, как и теоретического Я необходимы для существования практического Я, ставящего и реализующего цели. Преодолевая препятствия субъект, индивид-е Я все более стремится к совпадению с абсолютным Я и осознанию того, что вся предметная сфера есть продукт собственной д-ти Я отчужденного от Я и выступающего в кач-ве внеш-й дейст-ти. Антитетическая диалектика. Отталкивается о кантовской антитетики (антиномии разума), но отказывается от отрицания ее познавательных возможностей. Способ деятельности Я, существования реальности, способ построения наукоучения, категорий – триадический ритм полагания, отрицания и синтеза, за которым следует новое отрицание (противополагание, антитезис). Категории не как у Канта –статичны (наличная совокупность априорных форм), а развивающаяся система в ходе деятельности «Я». Именно в ходе д-ти Я возникают категории реальности, отрицания, делимости, границы, качественной и количественной определенности, взаимодействия, причины и т.д. – диалектическая динамика. Но нет самодвижения, перехода. - Дабы избежать солипсизма в «Основах естест-го права» осуществляет дедукцию другого Я. - Наличие других индивидов – условие самого Я как разумного и свободного существа. -Признание другого – конституитивный момент человеческого сознания как родового по своей природе. -Всякий, считающий себя господином других – есть раб. -Только тот свободен, кто хочет сделать всех вокруг себя свободными». -Человек не принадлежит никому, а только себе и не является даже собственником бог – такова божественная воля. - При достижении людьми совершенного состояния они будут руководствоваться только нравственным законом. -Право и гос-во отмирают, цель правительства сделать всякое правительство излишним- переход человека, обретающего свободу из царства законов в царство нравов (Руссо.) - Затем, в «Системе учения о нравственности» призыв «рассматривать себя как цель» заменяется установкой «целью для каждого служат другие, а он сам- никогда…» - После 1800 г. изменения во взглядах. - Переосмыслено абс-е Я и его связь с конечным индивидом. Раньше – это бесконечная цель инд-го субъекта. Теперь это абсолют, понятый как актуальное бытие, бог. Все что вне его, в т.ч. и деятельность конечного Я – только образ бытия (его схема) лишенная вне абсолюта реальности. Соц-но- политическая сфера: -От увлечения идеалами ВФР до идей национальной личности, естественного пространства, шовинизма («Речи к немецкой нации»). - «Замкнутое тоговое гос-во» - идеи реформы сверху, а не народной революции, в рамках отдельной страны. Некоторые черты утоп-го соц-ма (всеобщий труд, обеспечение матер-го достатка низов, право собственности которую нельзя использовать для наживы) в сочетание с элементами бурж-ми и феодально аристократическими). Отвергал рынок, как ведущий к дисбалансу и расточительству, безработице. Госуд-во д.б. регулятором экономики, рационально определяет численность сословий и обеспечивает автаркию (самодостаточность экономики) дабы оградить Пруссию от негативного возд-я других стран. Всеобъемлющий контроль г-ва над всеми сторонами - Философия истории – развитие от состояния первично невинности (бессознат-е сост-е разума), через всеобщее падение и глубокую испорченность (характерную для современной эплхи) к сознательному царству разума. Отношение к эпохе реформации (осв-е от религ-го автортета) и Просвещению (иррелигиозному) –негативно. Это эпоха освобождения от авторитета, разумного инстинкта и разума вообще. Просвещение – эпоха абсолютного равнодушия ко всякой истине, лишенного всяческой руководящей нити, эпоха завершенной греховности). - Влияние на романтиков, Шеллинга, Гегеля. Маркс «Метафизически переряженный дух в отрыве от природы».
6.3.Шеллинг Фридрих Вильгельи Йозеф (1775-1854) Леонберг- Рагац, Швейц-я -учился в Тюбингенском теолог-м ин-те вместе с Гельдерлином и Гегелем; -профессор в Йенском (сблизился с романтиками), Мюнхенском и Берл-м ун-тах; - влияние Фихте (связывает абсолютное − с самосознанием «Я»), затем расхождение. Работы: · «Идеи к философии природы», · «Система трансцедентального идеализма». · «Философия искусства», · «Философия откровения». · «О мировой душе».
Периоды творчества: -натурфилософия (со средины 1790), -трансцедентальный идеализм (1800-1801), -философия тождества (1801- 1804) и филос-я свободы (до 1813), - философия откровения (положительная философия). До конца жизни. - У философии есть два возможных пути: - начинать с субъективного, и объяснять, откуда берется объективное -брать за первичное − объективное и выводить из него субъективное - В начале тв-го пути вслед за Фихте связывает абсол-е с самосознанием «Я». Но вскоре природа перестает им расцениваться, как у Фихте, средством реализации нравственных целей и материал для пробы сил практического разума.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.102.163 (0.013 с.) |