Поступай так, чтобы максиы твоего поведения могли стать всеобщим законом. (золотое правило нравственности но в активной форме). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поступай так, чтобы максиы твоего поведения могли стать всеобщим законом. (золотое правило нравственности но в активной форме).



- Теория автономии морали.

Мораль – автономная сфера, не зависимая от других (экономики, политики..) вытекающая из априорных форм разума и воли, идеи свободы, сфера саморазвития и утверждения человеческого в человеке.

 Нравственные ценности и нормы – продукт развития человеческого в человеке, продукт саморазвития человеческой свободы.

- Нравственный ригоризм. Поступок нравственнен, если мотивирован уважением к нравственному закону. Мотив должен быть нравственным, сознательное следование долгу (важность субъективной стороны). Легальное и моральное поведение. В случае конфликта склонности и долга рук-ся долгом.

 

3. «Критика способности суждения». Эстетика

-Анализ категорий «прекрасное» и «возвышенное» (математически возвышенное и динамически возвышенное). Вкус, отношение идеала к идее и вкусу. Гений.

- Особенности эстетического суждения о прекрасном, условия возможности прекрасного:

- незаинтересованность, бескорыстность, свобода от соображений пользы, независимость от существования (или нет), претензия на всеобщность, целесообразность без предметной цели, сама форма целесообразности, удовольствие от созерцания эстетической формы, игра наших познавательных сил целесообразностью и ее формами;

-прекрасное существует в природе как гармонично организованные, целесообразные формы которые воспроизводятся в свободной, бескорыстной творческой д-ти в искусстве;

- гениальность: оригинальность, образцовость (создает правила как будто он сама природа), не является чисто рациональной (часто гений не может объяснить и научить).

- высший вид искусства – поэзия т.к. она возвышается до изображения идеала

 

Социальная филосософия

-человек изначально зол;

-спасение человека в моральном воспитании и след-е императиву;

-осуждал войны как тяжкое заблуждение и преступление в отд-ом о-ве и между гос-ми и народами;

-сторонник демократии, правопорядка;

-роль антагонизмов в историческом процессе через которые достигается величайшая задача чел-го рода  всеобщее правовое гражданское состояние и состояние вечного мира между всеми гос-ми через развитиие общение, торговли.

-Кант об обществе.

-Кант о семье.

-Канет о правовом госуд-ве.

-Кант о категории счастья и ее правовом определении.

Неокантианство, возникшее в 60-е годы 19 в (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Коген, П. Наторп, Э.Кассирер)

6.2.Фихте Иоган Готлиб (1762-1814 Рамменнау-Берлин

- один из 8 детей в бедной крестьянской семье, нужда, пас гусей;

- случайность помогла получить образование (местный помещик-меценат заметил незаурядые способности − наизусть знал проповеди пастора);

 -Йенский и Лейпцигский ун-т, теолог-й ун-т;

- отказался от карьеры пастора, домашнее учительство в Швейцарии и Саксонии;

-изучает Спинозу, Монтескье, Руссо;

- восторженно встретил рев-ю Франции. Проникается революционно−дем-ми убежд-ми. Считал Фр. революциюя – иллюстрация на тему равентсва и дост-ва человека (даже подумывал о переходе в фр. гр-во. «ВФР – следствие идей Руссо и Канта». «Так как я не могу изменить то, что вне меня, я решил изменить то, что во мне». «Теоретическуая д-ть при определенных условиях может иметь великую практическую значимость»(Германия).

- Изучает Канта. Это то, что надо в эпоху поверженной морали.. Обоснование идеи свободы соответствовало его внутреннему складу (каков человек, такова и его филос-я»). Это выводит его из пессимизма. Почувствовал себя счастливейшим из смертных («не смотря на нищету»). «Не только мыслить но и действовать»!!! Действовать, действовать – это то, ради чего я существую».., «не созерцание и знание, а деяние на основе знания есть твое назначение» Темперамент активного, волевого, деят-го.

-Под влиянием (слушал лекции в Кенисберге) Канта. Напиал «Опыт критики всякого откровения». Показал Канту. Положительный отзыв Канта и помощь в опубликовании анонимно. Приписали Канту, но тот раскрыл имя и Ф. сразу знаменит. Относил себя к критическому направлению которое исходит из сознания и идет от сознания к миру, бытию (это естественно и просто вывести бытие из сознания, чем наоборот) в отличие от догматического. Материализм ведет к фатализму, препятствует свободе и есть догматизм

- По приглашению Гете (был министром пр-ва герцогства) профессор Йенского ун-та. Но оставляет его из-за обвинения в атеизме. «Бог как опредмеченный моральный идеал, отчужденное субъективное содержание личности».

- Читает лекции в Эрлангенском и Кенисбергском ун-тах.

-Во время окупации Пруссии французскими войсками вернулся в Берлин и с риском для себя выступает с «Речами к немецкой нации» ( духовное возрождение, обретение нац-й независимости и шовинстические идеи о немцах как избранном народе».

- 1810 назначен деканом, затем ректором Берлинского ун-та

-Записался в ополчение, а жена ухаживала за раненными, заразилась тифом, выздоровела, а Фихте заразился от нее и умер.

 

Работы

· «Наукоучение»,

· «Рассуждения о назначении ученого»,

· «Назначение человека»,

· «Система учения о нравственности»,

· «Основы естественного права», «

· Основные черты настоящей эпохи»,

· «Замкнутое торговое гос-во»,

· «Речи к немецкой нации»

·

-«Кантовская философия доказала понятие свободы». «Прямо непостижимо, какое уважение к человечеству, какую силу дает нам эта система!»

-Но гений Канта открыл истину, не показывая ее оснований, не доказал ее.

- Надо развить идеи Канта освободившись от дуализма, остатков материализма «вещь в себе», (существующей независимо от трансцедентального субъекта и оставить лишь его как исчерпывающее, абсолютное, всеобъемлющее); от агностицизма, встав на путь последовательного субъективного идеализма. Опирается на критику Канта Рейнгольдом (о необходимости свести всю философию К. к единому принципу), Шульце (невозможность существования «вещей в себе» и объединении чувственного и интеллигибельного), Маймона (разросшийся, абсолютный трансцедентальный субъект с его апперцепцией поглотивший и вещь в себе).

- Философия должна быть фундаментом всех наук, учением о науке как системе = наукоучением исходящим из единого, достоверного основоположения из которого должно быть выведено все, в т.ч. и основоположения отдельных наук. Задача ф. быть наукой наук, учением о науке, фундаментом наук, основанием, разработкой основоположений. Каждая наука основывается на принципах, которые в ней самой не обосновываются.

Лишь изначальный факт человеческого духа, может основать целостную философию». Реально существует только то, что связано сознанием. С идеей свободы несовместимо признание объективного существования вещей вне нас. Франция освободила человека от внешних оков, моя система – от внутренних оков вещей самих по себе.

- Кантовский трансцедентальный субъект с его априорными формами, трансцедентальной апперцепцией трансформируется в «чистое Я» как абсолютно самодеятельное не определяемое через вещи, а определяющего их.

- Отказывается от пассивно-созерцательного отношения к миру, первичность практического разума к теоретическому. Теория производна от практически-деятельного отношения сознания к предмету.

-Отличие от Беркли (у которого субъект пассивен, приемник ощущений, влагаемых богом и отделен от объекта).

-Отличие от Декарта (где самосознание дано как самодостоверное начало с врожденными идеями. Сходство и отличие с Беркли, Декартом, Кантом и его трансцедентальной апперцепцией (синтез трансцедентальной апперцепции, схемы воображения), Лейбницем, Гуссерлем (феноменология, редукция), Сартром.

- В теоретически-познавательной д-ти объект определяет субъект, в морально-практической – субъект определяет и модифицирует объект.

- У Фихте сознание и самосознание (все категории) не даны, а заданы, порождает себя. Переход от субъекта к объекту, утверждает волей не только себя но и мир в себе (трансцедентальные вещи не вне субъекта а в субъекте). Весь мир, вся система определений выражают внутреннее устройство нашего умственного зрения. Во всем нашем сознании мы не знаем ничего, кроме нас самих и наших собственных определений, порождаемых взаимодействием субъекта с объектом, полагаемым в себе.

-Если продолжить мысль Канта о том, что вещь полагается «Я» последовательно, − то и «вещь в себе» отбрасывается как независимая и из мыслящего «я» выводится все содержание мышления. Устанавливается абсолютное Я безусловное и ничем не определяемое, а само все определяющее Тем самым кантовский трансцедентальный идеализм превращается в наукоучение

-Изначальным принципом может быть только «Я» не полагаемое ни чем иным как самим собой.

 

-Первым основоположением – «Я полагает Я», а не полагается чем-то другим. Я, сознавая себя, полагает самое себя, не формально и абстрактно – а динамически. Я в интеллектуальной интуиции схватывает себя как некую определенность активность, равенство себе. Я относится к себе как объекту, но субъективное и объективное тут слиты. Закон тождества. Категория реальности

-Но Я может утверждать себя в тождестве себе, только в отличие от НЕ-Я

- Второе основоположение- «Я полагает не-Я» противоположную реальность, и прежде всего природный, чувственно воспринимаемый мир, который возникает в рез-те творческой активности сознания в целях саморазличения. Он существует не сам по себе, а ради «Я», которому нужно существование не-Я. Принцип единства противоположностей. Закон противоречия «А не есть не-А., категория отрицания. Первенство Я по отношению к не –Я. Я и не –Я существуют в сознании, противоположности внутри сознания. Отсюда третье основоположение.

-Третье основоположение – «Я полагает самого себя и не-Я» в абсолютном Я. Синтез Я- и не-Я в абсолютном «Я». Преодолевает иллюзию самостоятельности и независимости я и не-я (природы). Абсолютное Я - бесконечное, равное целому миру Я. Сопоставляется с категорией субстанции, основания, количества, ограничения или детерминации. Оно само себя внутри себя разделяет, ограничивает, противополагает открывая возможность бесконечной деятельности, пульсации, взаимоопосредствования, которое не может завершится тождеством, иначе это приведет к прекращению д-ти. Утверждение идеи деятельной природы человека, безграничные возможности творить самого себя и преобразовывать мир в соответствии с представлениями.

- Все, что для теоретического сознания выступает как сфера независимых от него вещей, есть продукт бессознательной д-ти воображения, полагаемых ею ограничений, которые предстают сознанию как ощущение, созерцание, представление, рассудок, разум… пространство и вся система категорий теоретического Я. (динамизм категория в отл-е от статики Канта). Полагание этих ограничений, как и теоретического Я необходимы для существования практического Я, ставящего и реализующего цели. Преодолевая препятствия субъект, индивид-е Я все более стремится к совпадению с абсолютным Я и осознанию того, что вся предметная сфера есть продукт собственной д-ти Я отчужденного от Я и выступающего в кач-ве внеш-й дейст-ти.

Антитетическая диалектика. Отталкивается о кантовской антитетики (антиномии разума), но отказывается от отрицания ее познавательных возможностей. Способ деятельности Я, существования реальности, способ построения наукоучения, категорий – триадический ритм полагания, отрицания и синтеза, за которым следует новое отрицание (противополагание, антитезис). Категории не как у Канта –статичны (наличная совокупность априорных форм), а развивающаяся система в ходе деятельности «Я». Именно в ходе д-ти Я возникают категории реальности, отрицания, делимости, границы, качественной и количественной определенности, взаимодействия, причины и т.д. – диалектическая динамика. Но нет самодвижения, перехода.

- Дабы избежать солипсизма  в «Основах естест-го права» осуществляет дедукцию другого Я.

- Наличие других индивидов – условие самого Я как разумного и свободного существа.

-Признание другого – конституитивный   момент человеческого сознания как родового по своей природе.

-Всякий, считающий себя господином других – есть раб.

-Только тот свободен, кто хочет сделать всех вокруг себя свободными».

-Человек не принадлежит никому, а только себе и не является даже собственником бог – такова божественная воля.

- При достижении людьми совершенного состояния они будут руководствоваться только нравственным законом.

-Право и гос-во отмирают, цель правительства сделать всякое правительство излишним- переход человека, обретающего свободу из царства законов в царство нравов (Руссо.)

- Затем, в «Системе учения о нравственности» призыв «рассматривать себя как цель» заменяется установкой «целью для каждого служат другие, а он сам- никогда…»

- После 1800 г. изменения во взглядах.

- Переосмыслено абс-е Я и его связь с конечным индивидом. Раньше – это бесконечная цель инд-го субъекта. Теперь это абсолют, понятый как актуальное бытие, бог. Все что вне его, в т.ч. и деятельность конечного Я – только образ бытия (его схема) лишенная вне абсолюта реальности.

Соц-но- политическая сфера:

-От увлечения идеалами ВФР до идей национальной личности, естественного пространства, шовинизма («Речи к немецкой нации»).

- «Замкнутое тоговое гос-во» - идеи реформы сверху, а не народной революции, в рамках отдельной страны. Некоторые черты утоп-го соц-ма (всеобщий труд, обеспечение матер-го достатка низов, право собственности которую нельзя использовать для наживы) в сочетание с элементами бурж-ми и феодально аристократическими). Отвергал рынок, как ведущий к дисбалансу и расточительству, безработице. Госуд-во д.б. регулятором экономики, рационально определяет численность сословий и обеспечивает автаркию (самодостаточность экономики) дабы оградить Пруссию от негативного возд-я других стран. Всеобъемлющий контроль г-ва над всеми сторонами

- Философия истории – развитие от состояния первично невинности (бессознат-е сост-е разума), через всеобщее падение и глубокую испорченность (характерную для современной эплхи) к сознательному царству разума. Отношение к эпохе реформации (осв-е от религ-го автортета) и Просвещению (иррелигиозному) –негативно. Это эпоха освобождения от авторитета, разумного инстинкта и разума вообще. Просвещение – эпоха абсолютного равнодушия ко всякой истине, лишенного всяческой руководящей нити, эпоха завершенной греховности).

- Влияние на романтиков, Шеллинга, Гегеля. Маркс «Метафизически переряженный дух в отрыве от природы».

 

 

 6.3.Шеллинг Фридрих Вильгельи Йозеф  (1775-1854) Леонберг- Рагац, Швейц-я

-учился в Тюбингенском теолог-м ин-те вместе с Гельдерлином и Гегелем;

-профессор в Йенском (сблизился с романтиками), Мюнхенском и Берл-м ун-тах;

- влияние Фихте (связывает абсолютное − с самосознанием «Я»), затем расхождение.

Работы:

· «Идеи к философии природы»,

· «Система трансцедентального идеализма».

· «Философия искусства»,

· «Философия откровения».

· «О мировой душе».

 

Периоды творчества:

-натурфилософия (со средины 1790),

-трансцедентальный идеализм (1800-1801),

-философия тождества (1801- 1804) и филос-я свободы  (до 1813),

- философия откровения (положительная философия). До конца жизни.

- У философии есть два возможных пути:

- начинать с субъективного, и объяснять, откуда берется объективное

-брать за первичное − объективное и выводить из него субъективное

- В начале тв-го пути вслед за Фихте связывает абсол-е с самосознанием «Я». Но вскоре природа перестает им расцениваться, как у Фихте, средством реализации нравственных целей и материал для пробы сил практического разума.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.04 с.)