Основные течения фил-й мысли Нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные течения фил-й мысли Нового времени



Основные течения фил-й мысли Нового времени

- Просвещение

- Романизм

- Немецкая классическая фил-я.

- Неклассическая философия

 

Философия английского Просвещения. Английский эмпиризм.

Английский матер-й эмпиризм (Бэкон Р., Т. Гоббс, Дж. Локк)

2.1.1 Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

- лорд-канцлер,

-обвинен во взятке,отстранен, помилован,

Работы:

- «О достоинстве и преумножении наук»,

 -«Новый органон или истинные указания для истолкования природы»

- «Новая Атлантида».

 

Онтология

- материалист (воспринял атомизм Демокрита и античное понимание материи как активного начала);

 Методология и гносеология

- критика схоластики основывающей свои выводы на недосточно эмпирически обоснованных положениях;

- критика идеализма, агностицизма;

-основоположник эмпиризма и индуктивизма (противопоставляемого схоластичекому дедедуктивизму (в основе познания лежит опыт: наблюдение, эксперимент и индуктивное обобщение опытных данных);

- знание сила;

- предназначение науки умножать силу и могущество людей, добиваться практических рез-ов, господства над природой (но господство − в сообразовании с законами которые надо познать;)

-но чтобы открытия делались не случайно, необходим правильный метод – путь, средство исследования (Даже хромой….)

-путь паука (мысли из себя, из чистого разума, дедуктивно, игнорируя факты);

-путь муравья (догматический эмпиризм, сбор разрозненных фактов;

-путь пчелы (идеальный путь соединяющий два первых, сбор фактов, обобщение, достижение понимания сущности на на основе разума; эмпиризм основанный на индукции с использованием рациональных приемов понимания, выявления сущности)

- методом познания д.б. индукция, обобщение данных опыта, наблюдений, экспериментов. Лег в основу индуктивной логики;

- индуктивные обобщения носят вероятностный характер из предположения, что так будет и во всех остальных сходных случаях (про гуся….)

- Препятствия на пути познания (распространенные заблуждения ума)

· Призраки рода

· Призраки пещеры

· Призраки рынка

· Призраки театра

- Классификация наук на суюъективном принципе, способностях души (память, разум, воображение) – история, философия, поэзия.

- Социально- политические взгляды

ü Сторонник абсол-й монархии, могущественного нац-го гос-ва

ü Невмешательство религии в науку

ü Хр-во как религия откровения – одна из связующих сил о-ва

ü Меркантилист в экономике

ü В «Новой Атлантиде» - проект гос-й орг-ции науки. Дом Соломона – науч-тех-й центр утоп-го об-ва на острове Бенсалем в Тихом океане – осуществляет организацию, планирование научной и тех-й д-ти, руководство внедрением в хоз-во, распоряжение производством и природными ми рес-ми (прообраз научных обществ и академий).

 

 

2 .1.2. Гоббс Томас (1538-1679

 -из семьи священника, уч-ся в Оксфор-м ун-те, гувернер

Работы:

Левиафан»

Локк Дж.(1632-1704)

- англ. фил-ф-просв-ль.

-Член Лондонского королевского о-ва, секретарь Шефтсбери

Работы:

Опыт о человеческом разуме»

2.«Два трактата о государственном правлении»

Онтология

- материализм,

Гносеология

эмпиризм, сенсуализм (продолжает и развивает традиции Бэкона, Гоббса);

- теория познания (в традициях англ-го мат-ма и эмпиризма и в пику схоластике, картезианству)

- нет врожденных идей (ни теоретических, ни практических-нравственных, ни идеи Бога)

- сознание – пустое помещение, чистая доска (emit cabinet, tabula rasa) которые в течении жизни заполняются опытом;

- все человеческое знание из опыта («нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в чувствах ): внешнего (ощущения) и  внутреннего (рефлексия, интроспекция);

- в основе знания простые идеи, возбуждаемые в уме первичными (объективными)  ивторичными, ( субъективными) качествами вещей

- путем сопоставления, абстрагирования, соединения простых идей разум образует сложные, общие идеи (субстанция, отношения, модусы)

-различают идеи

· ясные и смутные

· реальные и фантастические

· адекватные – неадекватны е

-Знание истинно, если соединение и разъединение идей или знаков соответствует реальному положению вещей, идеи сообразуются с действит-ю (референтная теория истины).

- Познание делится на:

· сенситивное ( знание даваемое чувствами)

· интуитивное ( самоочевидные истины нашего существования)

· демонстративное (обоснования, выводы, доказательства

- Концептуалист (в споре об универсалиях). Реальны единичности, а общие понятие – концепты, выражающие сущность, родовые свойства вещей.

Соц-полит-е взгляды

- родоначальник классического либер-ма (идейно-политическая доктрина);

- до государства люди в естеств-м состоянии, но нет войны всех против всех и эффективных органов контроля, разрешения споров и наказания;

- в целях защиты естественных прав люди учреждают г-во на основе договора;

- правит-ву передаются только некоторая часть прав (на правосудие, внешние сношения и др) остальные права граждан: свободы совести, слова, веры естественны и неотчуждаемы;

-концепции естественных прав граждан;

-невыполнение этих обязанностей освобождает от повиновения правительству;

- сторонник демократического режима, правового государства (верховенства закона).

-власть должна управляться законами, установленными народом, а не ипровизироваными указами

-если Гоббс в центре ставит гос-во, то Локк – личность, гражданское о-во. Личность создает общество, а о-во создает г-во;

- Суверенитета народа теория. Народ безусловный суверен и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать власть

- идея разделения власти на законод-ю и исполнит-ю (включает и судебную) и федеративную (внешнеполитическую) для предотвращения злоупотреб-я власти и гос-ва;

Религия и этика

- против религиозного фанатизма за веротерпимость

- в духе протест-ма, отделять подлинное учение Христа от напластований и видоизменений;

- добро есть то, что увеличивает удовольствие и уменьшает страдание –в достижении этого и счастье;

-моральное добро как подчинение чел-й воли закону, коренящемуся в божественной воле – истинной основе морали;

-в благоразумном и благочестивом сознании, в конечном счете, достигается гармония между личным и общественным интересом

Т.е. идеи:

-суверенитета народа

-правового государства

-разделение власти

-прав и свобод граждан (естественных, неотъемлемых)

-либерализма

.

БЕРКЛИ (1685-1753)

-англ. философ, представитель субъективного идеализма, декан г. Дерри, епи­скоп (Ирландия). План мессионерского учебного заведения для обращения язычников на Бермудских островах.

-его ученик Джонсон –президент Королевского колледжа в Америке-будущего Колумбийского ун-та

-Ученик Джонсона – Эдвардс, теолог и идеалист, утвердил в 18 в. в Америке берклианскую линию философии.

-Имя Беркли носит американский приморский город, где расположен Калиф-й ун-т в честь

-влияние сенсуализма Локка

Работы

· «Трактат о началах человеческих знания»

· -«Сейрис, или цепь философских размышлений и исследований»  

 

Онтология

-субъективный идеалист;

- стремлением опровергнуть материализм и дать обоснование религии

-первичность вещей по отношению невозможно доказать, а первичность идеи очевидна – замысел у человека и у Бога перед изготовлением их и действиями;

 -идеи не отражение вещей, а самостоятельная и первичная субстанция;

-единственная реальность – сознание человека

- в ыступил с критикой понятия материи как веществ. основы (субстанции) тел и краеугольного камня матер-ма;

- у нас нет и не может быть чувственного восприятия материи как таковой;

- наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи;

-для вещей «быть» всегда означает «быть воспринимаемым»;

- вещи – есть устойчивые комплексы ощущений в челов-м сознании»;

- для духа (субъекта) – существовать- значит воспринимать».

Гносеология

-выступил с отрицанием реальности универсалий и са­мой возможности абстрактных понятий;

-против различе­ния первичных и вторичных качеств: все качества — вторичные, поскольку бытие их целиком сводится к спо­собности быть воспринятыми.

- отвергнув бытие материи, Б. призна­вал существование только духовного бытия, к-рое он де­лил на «идеи» и «души».

- «идеи» − воспринимаемые на­ми субъективные качества − пассивны, непроизволь­ны; содержание наших ощущений и восприятий совер­шенно не зависит от нас. Напротив, «души» деятельны, активны, могут быть причиной;

-все «идеи» существуют, по Б., только в душе (как мысли и страсти, так и раз­личные ощущения);

- «идеи» не могут быть копиями или подобиями внеш. вещей: «идея» может быть сходна только с «идеей»;

-существование других духов − лишь вероятностное умозаключение, основанное на аналогии;

 -даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога — субъекта, к-рый вечно существует и «вкладывает» в сознание отд. субъектов содержание их ощущений. Здесь Б. «...под ­ходит... к объективному идеализму...»;

-когда я открываю глаза, то не от моей воли зависит, какие вещи предстаю предо мною. Хотя я имею власть над моими мыслями, но тут ощущения не находятся во власти моей воли. Существует, следовательно, другая воля, которая производит их. Следовательно, существует бесконечный дух-Бог, который порождает идеи в сознании людей (конечных духов). Близко к окказионализму Мальбранша (о невозможности возд-я тела на душу и наоборот без вмеш-ва бога).

Выводы:

Истоки

.- стремился синтезировать всё рациональное в предшествующей философии –античной и средневековой (критически переработал осн. идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и д). с но­вейшим науч. знанием на основе предложенной им ме­тодологии и принципов  (уни­версальность и строгости рассуждений)

- вы­полнимость этих требований обеспечивается, по Л., наличием не зависящих от опыта «априорных» прин­ципов бытия

−Принципам бытия:

 1 ) непротиворечивость всякого возможного, или мыслимого, бытия (закон противоречия);

2) логич. примат возможного перед действительным (существующим); возможность бес­численного множества непротиворечивых «миров»;

3) дос­таточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не к.-л. другой из возможных, что происходит именно данное событие, а не другое (закон достаточного основания);

4) оптимальность (совершенство) данного мир как достаточное основа­ние его существования.

- Совершенство действит. мира Л. понимал как «гармонию сущности и существования»: оптимальность отношений между разнообразием су­ществующих вещей и действий природы и их упоря­доченностью; минимум средств, при максимуме резуль­тата.

- Следствиями последнего онтологич. принципа является ряд др. принципов: принцип единообразия законов природы, или всеобщей взаимосвязи, принцип тождества неразличимых (индивидуации), закон не­прерывности (из последних двух любая позиция занята и занята только раз ), а так­же принципы всеобщего изменения и развития, просто­ты, полноты и др.

Онтология

- Продолжая рационалистическую линию, отклонил дуализм Декарта и пантеистический монизм Спинозы.

 -Свои субстанции он называл Монадами. Парадигма (модель прообраз): 1) не безжизненный атом, геометрическая или физическая точка, механизм – а одушевленный организм, биологическая клетка (следствие изобретение микроскопа и исследование клетки); 2) индивидуальный (уникальный) познающий, одушевленный субъект устремленный в бесконечность).

- Центральное место – учение о МОНАДАХ

-Реальный мир по Л., состо­итиз МОНАД − начало силы и действия.

-бесконечно малые, духовные (психические), деятельные первоэлементы

-живые - в селенная полна жизни на всех уровнях иерархии и даже при бесконечном дроблении

-бесчисленное множество и многообразие

-неисчерпаемость

- неделимость

-невещественна (идеалистическийй монизм

-неповторимость (уникальность, инд-ть)

-неуничтожимость

- неаффицируемость ( не имеют окон, непроницаемы, не подвержены влияниям извне, ничто из нее не выходит и ничего не входит)

-самодостаточность

- безграничная способность уподобления и приспособления.

  саморазвитие ( преформизм, предзаложенная богом программа). Хотя вся эта деятельность исходит имма­нентно из самой монады, она в то же время есть раз­вёртывание изначально заложенной в монаде индиви­дуальной программы, «полного индивидуального по­нятия», к-рое во всех подробностях бог мыслил, преж­де чем сотворил данный мир.

- психическая активность. Деятельность монад состоит из перцепции – восприятий и их смене и аппетиции − стремлением монады к новым вос­приятиям.

- хотя ни одна монада не может влиять на другие (мо­нады как субстанции не зависят друг от друга), тем не менее, развитие каждой из них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом.

- Это происходит благодаря заложенной богом способ­ности монад представлять, воспринимать или выражать и отражать все др. монады и весь мир («монада — зер­кало Вселенной»). Т. о., все действия монад полностью взаимосвязаны и предопределены.

-на­ходятся между собой в отношении предустановленной гармонии

- Гармония (взаимно однозначное соответствие) между монадами была изначально установлена богом, когда тот избрал для существования данный «наи­лучший из возможных миров».

 - В силу этой гармонии, монады образуют восходящую иерархию сообразно тому, нас­колько ясно и отчётливо они представляют мир. Чем выше монада тем выше разумность и свобода:

  1. низшие монады − малые перцепции, неосознаваемые восприятия и для неорганического (минералы) и растительного мира – спящие монады;

2. монады души - смутные перцепции связанные с ощущением, памятью, ассоциациями). В их иерархии особое место занимают

 3. монады - духи, к-рые способ­ны не только к восприятию, перцепции, но и к самосозна­нию, апперцепции, и к к-рым Л. относил души людей. Отчетливые, осознаваемые восприятия, самосознание, мышление.

4. Творческая первомонадаБог, с наиболее осознанным и наиболее объективным видением и всеведением.

-Совершенствование монад идет от бессознательного к сознанию, постепенного осознания бессознательного содержания.

- Вес мир состоит из монад, их комлексов (агрегатов), систем монад объединяемых Богом –первомонадой.

− следуя рац-й трад-ции различал мир умопос­тигаемый ( или мир истинно сущего −метафизич. ре­альность) и мир чувственный, или только являющийся, феноменальный, физич. мир.

- Материальный, физ-й мир, несовершенное выражение истинного мира монад.

-Материя – сложная субст-я в основе которой простые субстанции – монады деятельной силой которых обеспечивается ее постоянное движение.

- Идея лучшего из возможных миров ( потому что для него есть достаточные основания из всеблагости и всемудрости бога и он − сл-но рационален – сочитание величайшего многообразие с величайшим порядком, простотой, экономией ) В нем много зла, несовершенства, но это наилучшее из возможного. Оптимистич-е мировоззрение

- Человеческий дух бессмертен. Из духов состоит Град божий.

-Счастье человека в непрерывном движении вперед к новым усладам и совершенствам.

-Свобода в зависимости только от себя, но поступки также предусмотрены и предназначены богом.

Гносеология

-Л. пытался найти компромис­сную позицию между декартовским рационализмом и локковским эмпиризмом и сенсуализмом.

- Без чувств. опыта никакая интеллектуальная деятель­ность не возможна. Но Л., в то же время резко выс­тупал против учения Локка о душе как «чистой доске» (tabula rasa) и формулу сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» − прини­мал лишь с поправкой: «кроме самого разума».

- Л. учил о прирождённой способности ума к познанию ряда идей и истин: к ним относятся высшие катего­рии бытия, такие, как «Я», «тождество», «бытие», «вос­приятие», всеобщие и необходимые ис­тины логики и математики.

- Однако эта прирождённая способность дана не в готовом виде, но лишь как «пред­расположенность», задаток.

- В отличие от Локка, Л. придавал гораздо большее значение вероятностному знанию, указывая на необходимость разработки тео­рии вероятностей и теории игр.

-Л. ввёл разделение всех истин по их источнику и особой роли в познании на истины разума и истины фактора, закрепляя за пер­выми свойства необходимости, а за вторыми − свойст­ва случайности.

Первые выводятся из самого разума, имеют необходимый и всеобщий характер, проверяются с помощью законов логики Аристотеля. Истины факта – констатируются опытным путем, а не объясняют, не говорят о причинах, имеют вероятностный характер. Для их проверки необходимо закон достаточного основания «все существующее существует лишь н достаточных основаниях». Но этот закон дейстует сл-но и в области мысли.. Т.о. познание и рациональным и опытным путем, одно достоверное, другое вероятностное.

 

Логика

- Развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон достаточного основа­ния, ему принадлежит также принятая в современной логи­ке формулировка закона тождества.

- В работе Л. «Об искусстве комбинаторики» предвосхищены нек-рые моменты совр. математич. ло­гики.

    Распространению идей Л. в Германии, где он до Канта был крупнейшим филос. авторитетом, способст­вовал ученик Л. и систематизатор его философии Вольф и его школа. Многие идеи Л. были восприняты нем. классич. философией. В 20 в. идеи «монадологии» раз­вивали представители персонализма и др. идеалистич. школ (Гуссерль, Уайтхед и др.).

Деизм

-направление в философии, стороннки кот-го допускали существование бога только как первопричины, творца;

-отвергали его влияние на о-во и природу, историю;

-против персонификации бога и пантеизма.

4.1.1. ВОЛЬТЕР (наст-е имя— Франсуа Мари А р у э) (1694-1778). Париж.

-франц. философ, писатель и пуб­лицист. Один из представителей Просвещения 18 в.

-год в Бастилии за пафлет на Филиппа Орлеанского и дуэль. Изгнан из Франиции

-Вернулся 1778 г. Встречен вросторженно парижанами

-его идеи властвовали над умами почти весь 18 в. Во время ВФ Рев-ции его гроб установлен в пантеоне.

Работы

· «Филос. письма»,

· «Метафизический трактат»,

·  «Филос. словарь»

·  «Кандид»

Социальная философия. Философия политики, религии.

- критика феод. отношения, крепостничества, деспотич. форм правления, феод.-клерикальное миро­воззрения,

-Резкая критика католицизма, религии. Разобла­чал церковь как защитницу привилегий господствую­щего класса, оплот фанатизма и нетерпимости, врага науки и просвещения «Разлавить гадину».

- Осмеивал христ. пессимизм, а также бездеятельный оптимизм. Признавал необходимость в признания существования бога как условия порядка, повиновения и нравственности.

- Выражал свободолюбивые мыс­ли, ратовал за деятельного человека, отстаивающего своё право на счастье, гуманное отношение к народу и уважение его прав.

- Выдвинул идею просвещенного абсолютизма.  Вел переписку с монархами, давал рекомендации (в т.ч. Екатерина 2).

- Проявлял большой интерес к истории и культуре России, высоко оценивал прогрессивные реформы Пет­ра 1.

-«Русское вольтерианство» развило и взяло на во­оружение мн. идеи В., заострённые против деспотиз­ма, крепостничества и засилия церкви.

-Однако его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью. Н е исключал компромиссы и уступки господствующим феод. сословиям.

 −Ему были чужды не только коммунистические идеалы Мелье, эгалитаризм Руссо, но и сколько-нибудь радикально выраженные идеи народоправств а.

Онтология

- Его деизм по су­ществу был замаскированным материализмом и ате­измом.

- близко подо­шёл к идее о вечности и несотворённости материи, её объективном существовании и вечном движении, скло­нялся к признанию детерминированности естественных и обществ. явлений, исключал религ. объяснение кон­кретных явлений природы.

- сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем конечную причину движения, мышления и др. явлений он считал божественной;

- отвергал провиденциализм, рассматривая ис­торию не как проявление воли бога, а как творчество самих людей.

- Обосновывал идею Философии истории (ввел в научный оборот), которая должна стать историей человеческого разума, а не разбором мелких фактов, почти всегда искаженных

-сы­грали большую роль в формировании нового поколения франц. просветителей, представленного Ламетри, Дидро, Гельвецией, Гольбахом и др.. У них, он в свою оче­редь, перенял ряд важных материалистич. положений.

-принимал участие в создании франц. «Энциклопе­дии» 18 в., редакторами к-рой были Дидро и Д'Аламбер. -

 

4.1.2. МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689 -1755). Лабред, близ Бордо − Париж)

- франц. фило­соф, писатель и историк, представитель философии Просвещения 18 в.

Работы

· «О духе законов»,

-деист, материалист;

-задачей философии - познание причинных связей материальной действительности, движущейся по законам механики.

  Гносеология

- отстаивал материалистич. идею отражения внеш. мира в сознании человека на основе деятельности разума, обрабатывающего резуль­таты опыта, однако непоследовательно принимал локковскую трактовку рефлексии в качестве одного из самостоят. источников познания.

Социальная философия, философия истории, политическая философия.

- идеи географического детерминизма ( основоположником к-рого он считается,  против теологич. интерпре­тации исторического процесса;

- климат, почва и со­стояние земной поверхности определяют дух народ, его законов и характер обществ. развития;

-всеобщие законы исто­рии определяются также комплексом социальных таких факторов как: произ-вом, собственностью, принципами правления, обычаями и религией.

- г-во возникает на основе общественного договора из первоначального естественного состояния (Гоббс);

-идеализация монархически-конституционного политич. режима;

-важнейшая политическая ценность – свобода;

-свобода требует справедливых законов и надлежащей орг. власти;

- Идея верховенства закона

- Теория разделения власти на зак-ю, иполнит-ю, суд-ю.

- Три формы правл-я: респ-я, монарх-я и деспотич-я (на страхе и произволе – худшая);

-Форма г-ва зависит от размера терр-ии – малые –респ-ка, средние -монархии, большие – деспотия; и от климата: жаркий (южный) –деспотизм; северный – (холодные) –демократия; умеренный климат (средне-европ-е страны);

 -периодический й переход от деспотизма к демократии и наоборот;

-Отвергая догматы христианства, религ. фанатизм и инквизицию, стремление католич. церкви к светской власти и развивал концепцию функ­циональной роли религии, необходимой для поддержа­ния обществ. порядка и сохранения нравственности.

 

4.1.3. РУССО Жан- Жак (1712-1778) Женева -Эрменонвиль, близ Парижа.

-франц. мысли­тель и писатель, один из представителей франц. Просве­щения 18 в.,

идеолог мелкой буржуазии;

-В нач. 40-х гг. установил контакты с Дидро и его еди­номышленниками, принимал участие в создании «Эн­циклопедии»

- В 50-х — нач. 60-х гг. Р. опубликовал произведения, направленные против социально-поли-тич. и имуществ. неравенства.

- Р. был вынуж­ден обосноваться в Англии, через 5 лет вернулся во Францию

Работы

· «Способствовало ли воз­рождение наук и искусств улучшению нравов»,

· «Рас­суждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»,

·  «Об общественном договоре, или Принципы политического права»,

·    «Эмиль, или О воспитании» за религ. вольно­думство была приговорена к сожжению.

 

Онтология

 − Деизм, острая критике господств. религ. с позиций деизма (а, не атеизма и мат-ма);

- объективное сущест­вование материи вне и независимо от человеч. сознания;

- исключал возможность познания сущности мира, вещей;

Гносеология

- абсо­лютизируя роль чувственного, эмпирического познания. Принижал теоретического мышление и его роль в установлении истины;

Социальная философия

- исследовал причины возник­новения имущественного и социального неравенства чтобы найти пути его ликвидации;

-гл. причи­на неравенства − возникновении частной собственности (в естест-ом состоянии было рав-во);

 - позиция эгалитаризма − наделение всех людей относительно равной частной собственностью для жизни, а не обогащения. Это утопич. требование, однако, было направлено не только против феод., но и крупной буржуазной собственности;

- идея общей воли как основы права и управления;

- народ властвует через большинство;

- чиновники осуществляют опираясь на законы, в которых выражена общая воля;

-Народ − контрагент власти.

- Государству можно устанавливать границы, контролировать, передлыватьть.

- Власть становится проблемой, искусственно конструируемым явлением. Стали возникать идеологии и партии с программами переделки (Фр.революционеры).

- Неэффективность представительных форм – посредство этих форм невозможно выявить и обеспечить суверенитет и волю народа (Камю – родился новый Бог –общая воля народа – окончательное снятие божественной природы власти) –есть опасность – интересы групп и индивидов могут игнор-ся (критика).

-защищал мысль о неправомерности вла­сти, которая выступает против народа, его жизненных интересов. Обосновывал право народа на революцию, низвержение всякой антинародной власти.

- Идеалом была республика.

- уловил внутр. противоречивость развития цивилизации, в т. ч. буржуазной;

- отрицал роль наук и иск-в в улучшении нравов людей;

- но видел тяжкую цену прогресса для угнетённых клас­сов;

- Робеспье­ром и его единомышленниками, считали себя учениками и последователями Р., ставили перед собой задачу реализации его осн. идей: установления суве­ренитета народа, превращения гос-ва в инструмент, обеспечивающий органическое слияние равенства и свободы. Эти идеалы Р. приобретали утопич. характер в услови­ях перехода от феодализма к капиталистич. формам социального неравенства.

- В художеств. произведениях («Юлия, или Новая Эло-иза» и др.) Р. утвердил прогрессивное для своего вре­мени направление сентиментализма, описывая труд про­стых людей, их мысли и чувства. Заметный след Р. оставил в муз. эстетике, писал оперы, муз. комедии и романсы.

- человек состоит из смертного тела и бессмертной души.

Педагогика

- Педагогические взгляды Р. противостояли нормам феод. педагогики. Отвергая элитарные представления, исходил из того, что:

- все появившиеся на свет дети сво­бодны от порочных задатков и черт. Их лучшие задатки подавляются обществом, где царят неравенство, пора­бощение человека человеком, деспотич. власть, к-рая желает отнять ум и совесть у подчинённых;

- если общество мешает правильному воспитанию детей, их нужно воспитывать -изолируя от окруж-го мира и воспит-ть в в спец-х учебных заведениях,

-на лоне природы, (природосообразно),

- соот­ветственно естеств. потребностям,

- учитывать способ­ности, наклонности и интересы воспитанника,

-с ува­жением относиться к личности подростка, уважение к его свободе,

- нетерпимость к религии и деспотизму.

 - дифференциров. подход к ученикам (инд-й подход)

 -научить их самостоя­тельно мыслить и т. п.

-К. Маркс и Ф. Энгельс признавали наличие диалек-тич. идей в социально-политич. размышлениях Р., в частности о переходе от одних фаз исторического развития к другим, о противоречивости социальных процессов и т. п. Элементы диалектики можно обнаружить также в эстетич. и педагогич. взглядах Р.

 

 

Утопический социализм

- широк-е распр-е 18-начале 19 вв;

-критика старого общественного (политического, эк-го, соц-го, культурного) строя;

-проекты нового о-ва и гос-ва (справедливость, равенство…)

-поддержка широких слоев накануне и во время ВФР 1789-1794

- Мелье, Мабли, Морели, Бабеф, Сен-Симон, Фурье

4.3.1.Мабли Габриэль (1709-1785) Гренобль-Париж.

-философ, иситорик, зачинатель французского ут-го соц-ма,, брат Кондильяка

-в основе взглядов на общество − «теория общественного договора» и «естественного права»

Работы

  • «Начальное основание нравоучения»
  • «Об изучении истории».
  • «О правах и обязанностях граждан»
  • О законодательстве, или принципы законов»

Онтология и антропология

- критиковал Просвещение (век болтовни и парадоксов), мат-м и деизм (убивают душу и мораль);

-задача филос. – распространение морали и нравственности, поддерживаемые гос-вом и религией;

-сторонник дуализма Декарта.

-большое значение в поведении людей себялюбия, избегани е неприятностей и тяга к удов-ю

- из природы людей вытекает потребность жить в обществе с другими

 

Утопические идеи

-первоначально общественная жизнь онована на общности имущества;

-причина его разрушения, неравенства и всех несчастий – ч/с и разделение на классы;

- идеал – первобытнообщинный коммунизм ( золотой век без ч/с, классов, отчуждения власти, равенство, спр-ть, братство, общественная собственность, направленность не на обогащение. а совместное самообеспечение;

- скромная жизнь, при общности имущества, создает добродетельных и счастливых людей;

- хотя такая система соответствует требованиям разума, восстановит ее невозможно (народ не сможет подняться на восстание в силу забитости, или если даже и свергнет, то в силу невежества и алчности не удержит коммунизм

- единственная реальная возможностьть – уменьшать нерав-в о, роскошь, чрезмерные потребности

-признавал народ носителем верховной власти и право на революцию против насилия, нищеты, деспотизма

 

4.3.2. МОРЕЛЛИ (1717 -?) Витри-?

-франц. утопич. коммунист 18 в..аббат.

Работы

· «Базилиада»

· «Кодекс природы, или Истинный дух её законов»,

-существующий строй, основанный на частной соб­ственности, противоречит разуму и природе и должен быть заменён коммунистическим строем;

- в известной степени возвращением к утраченному естеств. состоянию.

- в согласии с идеями Руссо Морелли полагал, что по природному установлению человек добр, но испорчен частной собственностью

-сформулировал три «основных и священных» закона, с издания к-рых начнётся пере­устройство общества на коммунистических началах:

1) Пер­вый из них отменяет частную собственность.

2) Второй − обеспечивает всем гражданам право на труд.

3) Третий − обязывает каждого гражданина заниматься обществен­но полезным трудом.

- коммунизм будет осуществлён не в отд. небольших общинах, как думали ранние утописты, а в масштабе целой страны, с централизовонным учётом и распределением труда и его продуктов;

-идее уничтожения противоположности между физич. и умств. трудом при коммунизме;

- сильны уравнительные тенденции;

-. ока­зал влияние на формирование взглядов Г. Бабёфа, а также на франц. утопич. социалистов 1-й пол. 19 в.

.

4.3.3.Бабеф Гракх ( Бабеф Франсуа)( 1760, — 27 мая 1797, Сен-Кантен - Вандом)

· Бабеф Г. Сочинения в 4-х томах. — М.: «Наука»,1975 — 1977.

· Бабеф Г. «О системе уничтожения населения, или жизнь и преступления Каррье»

- французскийреволюционныйкоммунист - утопист, руководитель движения «Во имя равенства» во время Директории и организации «Заговора равных».

- Предшественник научного коммунизма.

- Влияние Руссо и Мабли;

-активный участник ВФР ее радикального левого крыла, за интересы бедноты, народа

- отвергал все философские теории не нацеленные на обретение счастья народом

-критика существующего о-ва, строя, гос-ва;

- те же взгляды, на новое идеальное коммунистическое о-во как и у Мабли;

-равное справедливое государственное распределение произведенного продукта

- единственным реальным средством – насильственные революционные действия, вооруженное восстание (бабувизм)

-первый, кто пытался реально осуществить проект на практике. Подготовка вооруженного восстания (пропаганда, сторонники, манифесты, программа будущего революционного правительств, организация «Заговор во имя равенства»

- идея невозможности чистой демократии и необходимость диктатуры для наведения и поддержания порядка, быстрому переходу, организации национальных коммун вместо частных хозяйств;

-заговор раскрыт, Бабеф и участники казнены.

 

43.4.Сен-Симон Клод (1760-1825 Париж-Там-же)

- французский философ, социолог, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма (источника марксизма);

- представить знатного дворянского рода. Ученик Д*Аламбера. Его ученики О.Конт, О. Тьерри

-участие в войне за независимость северо-америк-х колоний против Великобритании (офицер Французской армии). Мэр в своем округе. В ВФР деятельного участия не



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.2 с.)