Философия Французского Просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Французского Просвещения



4.1. Деизм (Вольтер, Монтескье, Руссо,, Кондильяк)

4.2.Материализм (Ламетри, Гельвеций, Гольбах, Дидро Д.).

               4.3.Утопический социализм (Мабли, Морели, Бабеф, Сен-Симон, Фурье )

Деизм

-направление в философии, стороннки кот-го допускали существование бога только как первопричины, творца;

-отвергали его влияние на о-во и природу, историю;

-против персонификации бога и пантеизма.

4.1.1. ВОЛЬТЕР (наст-е имя— Франсуа Мари А р у э) (1694-1778). Париж.

-франц. философ, писатель и пуб­лицист. Один из представителей Просвещения 18 в.

-год в Бастилии за пафлет на Филиппа Орлеанского и дуэль. Изгнан из Франиции

-Вернулся 1778 г. Встречен вросторженно парижанами

-его идеи властвовали над умами почти весь 18 в. Во время ВФ Рев-ции его гроб установлен в пантеоне.

Работы

· «Филос. письма»,

· «Метафизический трактат»,

·  «Филос. словарь»

·  «Кандид»

Социальная философия. Философия политики, религии.

- критика феод. отношения, крепостничества, деспотич. форм правления, феод.-клерикальное миро­воззрения,

-Резкая критика католицизма, религии. Разобла­чал церковь как защитницу привилегий господствую­щего класса, оплот фанатизма и нетерпимости, врага науки и просвещения «Разлавить гадину».

- Осмеивал христ. пессимизм, а также бездеятельный оптимизм. Признавал необходимость в признания существования бога как условия порядка, повиновения и нравственности.

- Выражал свободолюбивые мыс­ли, ратовал за деятельного человека, отстаивающего своё право на счастье, гуманное отношение к народу и уважение его прав.

- Выдвинул идею просвещенного абсолютизма.  Вел переписку с монархами, давал рекомендации (в т.ч. Екатерина 2).

- Проявлял большой интерес к истории и культуре России, высоко оценивал прогрессивные реформы Пет­ра 1.

-«Русское вольтерианство» развило и взяло на во­оружение мн. идеи В., заострённые против деспотиз­ма, крепостничества и засилия церкви.

-Однако его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью. Н е исключал компромиссы и уступки господствующим феод. сословиям.

 −Ему были чужды не только коммунистические идеалы Мелье, эгалитаризм Руссо, но и сколько-нибудь радикально выраженные идеи народоправств а.

Онтология

- Его деизм по су­ществу был замаскированным материализмом и ате­измом.

- близко подо­шёл к идее о вечности и несотворённости материи, её объективном существовании и вечном движении, скло­нялся к признанию детерминированности естественных и обществ. явлений, исключал религ. объяснение кон­кретных явлений природы.

- сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вместе с тем конечную причину движения, мышления и др. явлений он считал божественной;

- отвергал провиденциализм, рассматривая ис­торию не как проявление воли бога, а как творчество самих людей.

- Обосновывал идею Философии истории (ввел в научный оборот), которая должна стать историей человеческого разума, а не разбором мелких фактов, почти всегда искаженных

-сы­грали большую роль в формировании нового поколения франц. просветителей, представленного Ламетри, Дидро, Гельвецией, Гольбахом и др.. У них, он в свою оче­редь, перенял ряд важных материалистич. положений.

-принимал участие в создании франц. «Энциклопе­дии» 18 в., редакторами к-рой были Дидро и Д'Аламбер. -

 

4.1.2. МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689 -1755). Лабред, близ Бордо − Париж)

- франц. фило­соф, писатель и историк, представитель философии Просвещения 18 в.

Работы

· «О духе законов»,

-деист, материалист;

-задачей философии - познание причинных связей материальной действительности, движущейся по законам механики.

  Гносеология

- отстаивал материалистич. идею отражения внеш. мира в сознании человека на основе деятельности разума, обрабатывающего резуль­таты опыта, однако непоследовательно принимал локковскую трактовку рефлексии в качестве одного из самостоят. источников познания.

Социальная философия, философия истории, политическая философия.

- идеи географического детерминизма ( основоположником к-рого он считается,  против теологич. интерпре­тации исторического процесса;

- климат, почва и со­стояние земной поверхности определяют дух народ, его законов и характер обществ. развития;

-всеобщие законы исто­рии определяются также комплексом социальных таких факторов как: произ-вом, собственностью, принципами правления, обычаями и религией.

- г-во возникает на основе общественного договора из первоначального естественного состояния (Гоббс);

-идеализация монархически-конституционного политич. режима;

-важнейшая политическая ценность – свобода;

-свобода требует справедливых законов и надлежащей орг. власти;

- Идея верховенства закона

- Теория разделения власти на зак-ю, иполнит-ю, суд-ю.

- Три формы правл-я: респ-я, монарх-я и деспотич-я (на страхе и произволе – худшая);

-Форма г-ва зависит от размера терр-ии – малые –респ-ка, средние -монархии, большие – деспотия; и от климата: жаркий (южный) –деспотизм; северный – (холодные) –демократия; умеренный климат (средне-европ-е страны);

 -периодический й переход от деспотизма к демократии и наоборот;

-Отвергая догматы христианства, религ. фанатизм и инквизицию, стремление католич. церкви к светской власти и развивал концепцию функ­циональной роли религии, необходимой для поддержа­ния обществ. порядка и сохранения нравственности.

 

4.1.3. РУССО Жан- Жак (1712-1778) Женева -Эрменонвиль, близ Парижа.

-франц. мысли­тель и писатель, один из представителей франц. Просве­щения 18 в.,

идеолог мелкой буржуазии;

-В нач. 40-х гг. установил контакты с Дидро и его еди­номышленниками, принимал участие в создании «Эн­циклопедии»

- В 50-х — нач. 60-х гг. Р. опубликовал произведения, направленные против социально-поли-тич. и имуществ. неравенства.

- Р. был вынуж­ден обосноваться в Англии, через 5 лет вернулся во Францию

Работы

· «Способствовало ли воз­рождение наук и искусств улучшению нравов»,

· «Рас­суждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»,

·  «Об общественном договоре, или Принципы политического права»,

·    «Эмиль, или О воспитании» за религ. вольно­думство была приговорена к сожжению.

 

Онтология

 − Деизм, острая критике господств. религ. с позиций деизма (а, не атеизма и мат-ма);

- объективное сущест­вование материи вне и независимо от человеч. сознания;

- исключал возможность познания сущности мира, вещей;

Гносеология

- абсо­лютизируя роль чувственного, эмпирического познания. Принижал теоретического мышление и его роль в установлении истины;

Социальная философия

- исследовал причины возник­новения имущественного и социального неравенства чтобы найти пути его ликвидации;

-гл. причи­на неравенства − возникновении частной собственности (в естест-ом состоянии было рав-во);

 - позиция эгалитаризма − наделение всех людей относительно равной частной собственностью для жизни, а не обогащения. Это утопич. требование, однако, было направлено не только против феод., но и крупной буржуазной собственности;

- идея общей воли как основы права и управления;

- народ властвует через большинство;

- чиновники осуществляют опираясь на законы, в которых выражена общая воля;

-Народ − контрагент власти.

- Государству можно устанавливать границы, контролировать, передлыватьть.

- Власть становится проблемой, искусственно конструируемым явлением. Стали возникать идеологии и партии с программами переделки (Фр.революционеры).

- Неэффективность представительных форм – посредство этих форм невозможно выявить и обеспечить суверенитет и волю народа (Камю – родился новый Бог –общая воля народа – окончательное снятие божественной природы власти) –есть опасность – интересы групп и индивидов могут игнор-ся (критика).

-защищал мысль о неправомерности вла­сти, которая выступает против народа, его жизненных интересов. Обосновывал право народа на революцию, низвержение всякой антинародной власти.

- Идеалом была республика.

- уловил внутр. противоречивость развития цивилизации, в т. ч. буржуазной;

- отрицал роль наук и иск-в в улучшении нравов людей;

- но видел тяжкую цену прогресса для угнетённых клас­сов;

- Робеспье­ром и его единомышленниками, считали себя учениками и последователями Р., ставили перед собой задачу реализации его осн. идей: установления суве­ренитета народа, превращения гос-ва в инструмент, обеспечивающий органическое слияние равенства и свободы. Эти идеалы Р. приобретали утопич. характер в услови­ях перехода от феодализма к капиталистич. формам социального неравенства.

- В художеств. произведениях («Юлия, или Новая Эло-иза» и др.) Р. утвердил прогрессивное для своего вре­мени направление сентиментализма, описывая труд про­стых людей, их мысли и чувства. Заметный след Р. оставил в муз. эстетике, писал оперы, муз. комедии и романсы.

- человек состоит из смертного тела и бессмертной души.

Педагогика

- Педагогические взгляды Р. противостояли нормам феод. педагогики. Отвергая элитарные представления, исходил из того, что:

- все появившиеся на свет дети сво­бодны от порочных задатков и черт. Их лучшие задатки подавляются обществом, где царят неравенство, пора­бощение человека человеком, деспотич. власть, к-рая желает отнять ум и совесть у подчинённых;

- если общество мешает правильному воспитанию детей, их нужно воспитывать -изолируя от окруж-го мира и воспит-ть в в спец-х учебных заведениях,

-на лоне природы, (природосообразно),

- соот­ветственно естеств. потребностям,

- учитывать способ­ности, наклонности и интересы воспитанника,

-с ува­жением относиться к личности подростка, уважение к его свободе,

- нетерпимость к религии и деспотизму.

 - дифференциров. подход к ученикам (инд-й подход)

 -научить их самостоя­тельно мыслить и т. п.

-К. Маркс и Ф. Энгельс признавали наличие диалек-тич. идей в социально-политич. размышлениях Р., в частности о переходе от одних фаз исторического развития к другим, о противоречивости социальных процессов и т. п. Элементы диалектики можно обнаружить также в эстетич. и педагогич. взглядах Р.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.017 с.)