Материалистически-атеистическое направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалистически-атеистическое направление



-распространен во Франции в 18 в. накануне и во время ВФР

-Мелье Жан

- Ламетри Жульен,

- Гельвеций Клодт,

-Гольбах Поль,

 -Дидро Д.

  Основные достижения

- материализм (материя –субстанция, вечная, бесконечная);

-атеизм (освобождение философии от религ-х предрассудков,,полное отрицание Бога во все проявлений, против теологии);

-более четкое определение материи;

-отдельные вещи как различные комбинации микрочастиц;

-движение как всеобщее св-во материи;

-сознание как св-во материи отражать себя;

- обоснование материалистического сенсуализма;

-критика доопытного сверхчувственного (чистого) знания;

- обоснование и пропаганда идеи социальной справедливости;

-личность - продукт среды и воспитания

-по факту – идеологическая подготовка ВФР

-метафизичность, механистичность, идеализм в понимании о-ва (Энгельс).

 

 

 4.2. 1.ЛАМЕТРИ Жюльен (1709-1751) Сен-Мало- Берлин

- фр. матер-т, атеист, полковой врач; умер при испытании на себе нового метода лечения.

Работы

· «Трактат о душе» (обосновывает атеизм) –сожжена; эмиграция в Голландию.

·  «Человек-машина»- публично сожжена. По пригл-ю Прусс-го Фридриха-2 приглашен в Берлин, стал членом АН.

· «Человек- растение»

- Все что выше (основные достижения) +

Онтология

- Первое во Франции системат-е излож-е механист-го материализма.

- Человек – самостоятельно заводящаяся машин, подобная часовому мех-му.

- Идея эволюции, постепенного совершенствования материи и единства происх-я растит-го и животнного мира;

- способность ощущать и мыслить свойственна высоко организованным телам;

- чел-к отличается от животного лишь большим количество потреб-ей (потребности тела – мерило ума);

- духовная деятельность чел-ка определяетсяся особенностями его телесной организацией;

-     гносеологический оптимизм и сенсуализм.

Социальная философия,этика

-  гедонист и утилитарист;

-  частная собственность −гарантия свободы;

-  значит-я роль общественных интересов в истории, политике;

- развитие о-ва опр-ся деятельностью выдающихся личностей и просвещением;

- идеал гос-ва − «просвещенный абсолютизм»

-б сторонником просвещённого абсолютизма.

- значит. влияние на Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др. материалистов.

 

4.2.2.ГЕЛЬВЕЦИЙ   Клод Адриан (1715- 1771) Париж.

- франц. философ-мате­риалист, идеолог революц. франц. буржуазии 18 в.

-близок Монтескье и Вольтеру

Работы

· «Об уме» (была запрещена и сожжена).

 

 - матер-м не вышел за пре­делы метафизич. мышления, абсолютизировал значе­ние законов механики.

 - мышление и ощущение являются свойствами материи, возникшими как на уровне ее наиболее сложные образований;

 -придал сенсуализму Локка открыто материалистический ха­рактер;

-противник агностицизма

- идеалистич. понимания истории.

-изучение общест-х явлений с позиций изолированного индивида, признавая сознание и страсти человека гл. движущей силой обществ. развития.

- индивидуализм Г. пытался сочетать с обществ. интере­сом, к-рый в действительности был идеализированным классовым интересом буржуазии.

 - критиковал учение о врождённом неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия их психич. и морально­го складаобъяснял, прежде всего, особенностями среды, в к-рой они воспитывались;

 - до­казывал опытное происхождение нравственных представле­ний, их обусловленность интересами индивида (критика религиозной и спиритуалистической этики, врожденности моральных чувств);

- выдвинул требование полной ликвидации феод. отношений и феод. собственности;

-сто­ронник просвещённого абсолютизма, в понятие к-р о-го вкладывал бурж.-демократич. содержание;

-значит. роль в идеологич. подготовке Великой франц. Революции и идейной подготовке утопич. социализма нач. 19 в., развитии филос. мысли.

 

 

4.2.3.ГОЛЬБАХ   Поль Анри (1723-1789), Эдесхайм, Пфальц – Париж.

-франц. философ, один из основателей школы франц. материализма и атеиз­ма 18 в., идеолог революц. буржуазии.

 - сорат­ник Дидро и Гельвеция по «Энциклопедии».

Работы

· «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного »,

· «Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления»

· «Социальная система,  или естественные принципы морали и политики»

· «Здравый смысл: Естественные идеи, противопоставленные сверхъестественным»

· «Карманное богословие».

 

Онтология

-Обоснованию материалистич. философии и атеиз­ма;

-систематич. критике идеализма и религии;

- вечность и несотворённость материи, к-рая в процессе постепенного развития и из­менения порождает всё многообразие реального мира;

 - движение является способом существования мате рии, необходимым образом вытекающим из её сущности. Но понимал движение механистически. Меха-нстиич. ограниченность проявилась и в понимании им детерминизма, объективной закономерности, случай­ности и необходимости и др.

Гносеология

- сенсуализм;

- признание первичности материи и вторичности всех форм сознания;

-противником агностицизма;

-теория отражения Г. несла на себе отпечаток созер­цательности, свойственной домарксовскому материа­лизму, поэтому Г. не раскрыл активной природы созна­ния и роли обществ. практики в познании.

Социальная философия

- материалистич. понимание природы сочеталось у Г. с историч. идеализмом, с признанием сознания и воли выдающихся личностей решающей силой обществ. раз­вития;

- в понимании обществ-х явлений − отд. материалистич. моменты: идеи о роли среды в формиро­вании личности, о значении материальных интересов в обществ. развитии и др.

- всестороннюю критику религии и церкви, вскрыл их социальное назначение, состоящее в дез­ориентации нар. масс, защите интересов короля и дво­рянства, борьбе против науки и культур;

- не сумел вскрыть социальные корни религии, считая её порожде­нием невежества и сознат. обмана со стороны духо­венства;

-много внимания критич. оценке религ. нравственности и обоснованию утилитаристской этики;

- показал реакц. сущность феод. политич. строя и обосновал неизбежность его падения;

- необходимость преодоления сословного неравенства и деспотич. фор­мы правления;

-отвергая феод. форму собственности, он отрицал перс­пективу обществ. собственности, обосновывал утверж­дение бурж. порядков, однако объективно мн. стороны учения Г. содействовали возникновению утопич. со­циализма 18 в.

  4.2.4.ДИДРО Дени (1713-1784) Лангр- Париж

-франц. философ-материалист, представи­тель Просвещения 18 в., писатель, теоретик иск-ва,

-организатор и редактор франц. «Энциклопедии» 18 в

Работы

·. «Филос. мысли»,

·  «Филос. прин­ципы материи и движения»

· «Мысли об объяснении природы»,

· «Разговор Д'Аламбера с Дидро»

· Письмо о слепых в на­зидание зрячим»,

· «Сон Д'Аламбера»,

· «Монахиня»,

·  «Племянник Рамо»,

· «Жак фаталист и его хозяин»

Онтология

-материалист и деист, за распространение «опасных мыслей» Д. был арестован и заточён в Венсенский за­мок;

- отвергая дуализм, о считал материю единств. субстанцией, а причину её существования счи­тал заключённой в ней самой;

 - развил и обогатил домарксовский материализм, был вождём франц. материализма и атеизма 18 в.

-утверждал единство материи и движения, отвергал существование абс. по­коя;

-старался преодолеть механицизм, возражая против сведения движения к пространств. перемещению тел и утверждая, что и неподвижное тело находится в дви­жении, т. е. развивается, изменяется;

-вся природа, находится в вечном движении и развитии, сущее, погибая в одной форме, возникает в другой;

лиже других домарксовских материалистов по­дошёл к идее самодвижения материи, считая её самым убедит. доводом против существования бога:

-  вы­сказал ряд глубоких диалектических догадок: активность материи, её самодвижение он пытался объяснить её внутр. противоречивостью, а также её гетерогенностью (разнородностью );

-материя состоит из бесчисленного количества элементов, причём каждому из них присуще особое качество;

-движение и изменение форм материи обусловлено столкновением разнокачественных элементов;

- пытаясь распространить принцип непрерывности разви­тия и изменения на природу, Д. предвосхитил нек-рые положения эволюционного учения. Он писал, что человек как биологический вид, подобно всем другим живым существам, имеет свою историю становления;

-отстаивал точку зрения единства материи и сознания. Он вы­сказал мысль, что потенциально ощущение свойственно всей материи, сознание же, как свойство высокооргани­зованной материи, возникает по мере усложнения органической материи;

- сенсуалист, критик агно­стицизм;

-считал материю причиной ощущений и решительно отвергал философию Беркли, сделавшего из сенсуализма Локка субъективно-идеалистич. выводы..

- атеистич. выводы, отрицая сотворение мира, бессмертие души, загробное воздаяние, сверхъес-теств. явления и т. п.

- был убеждённым врагом феодального строя, абсолютизма, церкви, феод.-клерикального строя, противником деспотической формы правления;

-опирался на теорию «общественного договора»;

 - высказывался за конституционную монархию и надеялся на появление «просвещённого государя»;

- склонялся к идее респ. формы правления, сомневаясь, однако, в её пригодности для больших гос-в;

-  не шёл дальше требования смягчения чрезмерного неравенства в рас­пределении материальных благ.

 

Этика и эстетика

 - феод.-религ. этике Д. противопоставил утилитарист­скую этику;

- считал себялюбие важнейшим мотивом поведения людей, но не разделял стремления Гельве­ция свести все чувства к эгоистич. Началу;

-представ­ления людей о прекрасном Д. считал выражением их специфич. отношения к реальной д-ти.

Утопический социализм

- широк-е распр-е 18-начале 19 вв;

-критика старого общественного (политического, эк-го, соц-го, культурного) строя;

-проекты нового о-ва и гос-ва (справедливость, равенство…)

-поддержка широких слоев накануне и во время ВФР 1789-1794

- Мелье, Мабли, Морели, Бабеф, Сен-Симон, Фурье

4.3.1.Мабли Габриэль (1709-1785) Гренобль-Париж.

-философ, иситорик, зачинатель французского ут-го соц-ма,, брат Кондильяка

-в основе взглядов на общество − «теория общественного договора» и «естественного права»

Работы

  • «Начальное основание нравоучения»
  • «Об изучении истории».
  • «О правах и обязанностях граждан»
  • О законодательстве, или принципы законов»

Онтология и антропология

- критиковал Просвещение (век болтовни и парадоксов), мат-м и деизм (убивают душу и мораль);

-задача филос. – распространение морали и нравственности, поддерживаемые гос-вом и религией;

-сторонник дуализма Декарта.

-большое значение в поведении людей себялюбия, избегани е неприятностей и тяга к удов-ю

- из природы людей вытекает потребность жить в обществе с другими

 

Утопические идеи

-первоначально общественная жизнь онована на общности имущества;

-причина его разрушения, неравенства и всех несчастий – ч/с и разделение на классы;

- идеал – первобытнообщинный коммунизм ( золотой век без ч/с, классов, отчуждения власти, равенство, спр-ть, братство, общественная собственность, направленность не на обогащение. а совместное самообеспечение;

- скромная жизнь, при общности имущества, создает добродетельных и счастливых людей;

- хотя такая система соответствует требованиям разума, восстановит ее невозможно (народ не сможет подняться на восстание в силу забитости, или если даже и свергнет, то в силу невежества и алчности не удержит коммунизм

- единственная реальная возможностьть – уменьшать нерав-в о, роскошь, чрезмерные потребности

-признавал народ носителем верховной власти и право на революцию против насилия, нищеты, деспотизма

 

4.3.2. МОРЕЛЛИ (1717 -?) Витри-?

-франц. утопич. коммунист 18 в..аббат.

Работы

· «Базилиада»

· «Кодекс природы, или Истинный дух её законов»,

-существующий строй, основанный на частной соб­ственности, противоречит разуму и природе и должен быть заменён коммунистическим строем;

- в известной степени возвращением к утраченному естеств. состоянию.

- в согласии с идеями Руссо Морелли полагал, что по природному установлению человек добр, но испорчен частной собственностью

-сформулировал три «основных и священных» закона, с издания к-рых начнётся пере­устройство общества на коммунистических началах:

1) Пер­вый из них отменяет частную собственность.

2) Второй − обеспечивает всем гражданам право на труд.

3) Третий − обязывает каждого гражданина заниматься обществен­но полезным трудом.

- коммунизм будет осуществлён не в отд. небольших общинах, как думали ранние утописты, а в масштабе целой страны, с централизовонным учётом и распределением труда и его продуктов;

-идее уничтожения противоположности между физич. и умств. трудом при коммунизме;

- сильны уравнительные тенденции;

-. ока­зал влияние на формирование взглядов Г. Бабёфа, а также на франц. утопич. социалистов 1-й пол. 19 в.

.

4.3.3.Бабеф Гракх ( Бабеф Франсуа)( 1760, — 27 мая 1797, Сен-Кантен - Вандом)

· Бабеф Г. Сочинения в 4-х томах. — М.: «Наука»,1975 — 1977.

· Бабеф Г. «О системе уничтожения населения, или жизнь и преступления Каррье»

- французскийреволюционныйкоммунист - утопист, руководитель движения «Во имя равенства» во время Директории и организации «Заговора равных».

- Предшественник научного коммунизма.

- Влияние Руссо и Мабли;

-активный участник ВФР ее радикального левого крыла, за интересы бедноты, народа

- отвергал все философские теории не нацеленные на обретение счастья народом

-критика существующего о-ва, строя, гос-ва;

- те же взгляды, на новое идеальное коммунистическое о-во как и у Мабли;

-равное справедливое государственное распределение произведенного продукта

- единственным реальным средством – насильственные революционные действия, вооруженное восстание (бабувизм)

-первый, кто пытался реально осуществить проект на практике. Подготовка вооруженного восстания (пропаганда, сторонники, манифесты, программа будущего революционного правительств, организация «Заговор во имя равенства»

- идея невозможности чистой демократии и необходимость диктатуры для наведения и поддержания порядка, быстрому переходу, организации национальных коммун вместо частных хозяйств;

-заговор раскрыт, Бабеф и участники казнены.

 

43.4.Сен-Симон Клод (1760-1825 Париж-Там-же)

- французский философ, социолог, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма (источника марксизма);

- представить знатного дворянского рода. Ученик Д*Аламбера. Его ученики О.Конт, О. Тьерри

-участие в войне за независимость северо-америк-х колоний против Великобритании (офицер Французской армии). Мэр в своем округе. В ВФР деятельного участия не принимал

-с детства мечтал о великих делах и славе (вставайте граф….). Чтобы свершить великое нужно вдохновение. Увлекался своими планами и проектами до самозабвения, пророческого экстаза (едет в Мексику и предлагает испанскому пр-ву проект канала, соединяющего Атлан-й и Тих-й океаны; едет в Испанию с проектом канала, соединяющегого Мадрид с морем; Едет в Голландию и убеждает создать голландско-французский союз против Англии; затем Англо-французский союз для проведения реформ в Европе, создания Единого Парламента и законод-ва; ищет руки мадам де Сталь. Неудачная попытка суицида -лишился глаза, оказался в крайней нужде).

  Работы

· «Письма женевского жителя к своим современникам»

· «Катехизис индустриалов»

· «Новое христианство»

- близко подходит к диалектическому пониманию природы (ед-во и б-ба противоположностей);

-все больше внимания не политике, а соц-й стороне (прежняя история была биографией властителей и войн);

- цель философиисоздание лучшего, разумного о-ва которое представляет максимум для развития способностей и удовлетворения я потр-ей (таким он считал промышленное общество, основанное на позитивной науке);

-акцентирует внимание на понятии «обществ о» =социум (а не только личность и гос-во которыми оперировали в 18 веке и либерализм 19 в.). Общество – целостный организм. Общественная жизнь подчиняется законам, которые подлежат научному изучению для установления точных правил руководства, рационального управления, орудие создания рац-го об-ва (констатирует жуткое игнорирование наукой социальных и нравственных проблем).

-выдвигает идею новой науки «социальной физиологии», «социальной физики» (социологии у Конта).

- Своя концепция философии истории как прогресса, движения от низших стадий к высшим через некоторые фазы: через исчерпания и развитие всех свои возможностей – идей, форм жизни (собст-ти, власти..) на органической стадии – к критической (разрушительной эпохе)- с целью перехода к более высоком, новому (новая органическая фаза;

- Решающий фактор прогресса – развитие духа, разума, идей – от стадии господства религиозного сознания, к метафизическому и позитивно-научному (от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанном на нем рабству, к христианскому монотеизму с феод-ной богословско-сословной системе, которая пришла к глубокому кризису и созрела для замены ее индустриальным (промышленным о-вом ). Взять из Конта хар-ка духовной власть, соц-но-политическая власть…).

- ВФР – закономерный этап исторической смены более прогрессивным, но она уклонилась от правильного пути построения научной промышленной системы, оставив общество в неорганизованном − неорганическом состоянии (власть еще у метафизиков и юристов выполнившим критическую задачу, но неспособных перевести общество на новый органический уровень).

- Обозначает план создания рац-го, научно-промышленного о-ва:

· Искоренение всякого паразитизма (рантье, аристократия, потребители, тунеядцы – трутни). Всеобща обязанность трудится. О-во должно состоять из работающих умственно или физически. Труд –категорический императив нового о-ва «Кто не работает, тот не ест», «От каждого по способности…..». Превращение о-ва во всеобщую ассоциацию труд-ся людей.

· Иерархичность. На ступенях соц-й лестницы, распред-е в зависимости от способностей и вклада.

· Отмена института наследования. Открытие равных возможностей применения способностей.

· Государственное планирование пр-ва.

· Превращение г-во в орудие организации пр-ва.

· Постепенное утверждение всемирной ассоциации народов, всеобщего мира и стирание границ.

· Организация пр-ва и управления на основе науки, которая созрела для ее построения ее системного законченного здания. Научно-промышленная система. «Все через промышленность, все для нее».

· Власть духовная (новое священство – вместо храмов «Мавзолеи Ньютона») и власть светская. И та и другая избирается народом.

· Буржуазия, основной собственник в производстве. Власть должны обеспечить рост благосостояния трудящихся.

· Новое о-во не револ-но, а эвол-но, через развитие его всех сторон – из классово-антагонистического преобразуется в ассоциативное.

· Еще нет (вначале) четкого понимания противостояния буржуа и пролетариев – индустриальный класс. Но в дальнейшем класс трудящихся выходит на первый план.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.068 с.)