Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материалистически-атеистическое направление
-распространен во Франции в 18 в. накануне и во время ВФР -Мелье Жан - Ламетри Жульен, - Гельвеций Клодт, -Гольбах Поль, -Дидро Д. Основные достижения - материализм (материя –субстанция, вечная, бесконечная); -атеизм (освобождение философии от религ-х предрассудков,,полное отрицание Бога во все проявлений, против теологии); -более четкое определение материи; -отдельные вещи как различные комбинации микрочастиц; -движение как всеобщее св-во материи; -сознание как св-во материи отражать себя; - обоснование материалистического сенсуализма; -критика доопытного сверхчувственного (чистого) знания; - обоснование и пропаганда идеи социальной справедливости; -личность - продукт среды и воспитания -по факту – идеологическая подготовка ВФР -метафизичность, механистичность, идеализм в понимании о-ва (Энгельс).
4.2. 1.ЛАМЕТРИ Жюльен (1709-1751) Сен-Мало- Берлин - фр. матер-т, атеист, полковой врач; умер при испытании на себе нового метода лечения. Работы · «Трактат о душе» (обосновывает атеизм) –сожжена; эмиграция в Голландию. · «Человек-машина»- публично сожжена. По пригл-ю Прусс-го Фридриха-2 приглашен в Берлин, стал членом АН. · «Человек- растение» - Все что выше (основные достижения) + Онтология - Первое во Франции системат-е излож-е механист-го материализма. - Человек – самостоятельно заводящаяся машин, подобная часовому мех-му. - Идея эволюции, постепенного совершенствования материи и единства происх-я растит-го и животнного мира; - способность ощущать и мыслить свойственна высоко организованным телам; - чел-к отличается от животного лишь большим количество потреб-ей (потребности тела – мерило ума); - духовная деятельность чел-ка определяетсяся особенностями его телесной организацией; - гносеологический оптимизм и сенсуализм. Социальная философия,этика - гедонист и утилитарист; - частная собственность −гарантия свободы; - значит-я роль общественных интересов в истории, политике; - развитие о-ва опр-ся деятельностью выдающихся личностей и просвещением; - идеал гос-ва − «просвещенный абсолютизм» -б сторонником просвещённого абсолютизма. - значит. влияние на Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др. материалистов.
4.2.2.ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715- 1771) Париж.
- франц. философ-материалист, идеолог революц. франц. буржуазии 18 в. -близок Монтескье и Вольтеру Работы · «Об уме» (была запрещена и сожжена).
- матер-м не вышел за пределы метафизич. мышления, абсолютизировал значение законов механики. - мышление и ощущение являются свойствами материи, возникшими как на уровне ее наиболее сложные образований; -придал сенсуализму Локка открыто материалистический характер; -противник агностицизма - идеалистич. понимания истории. -изучение общест-х явлений с позиций изолированного индивида, признавая сознание и страсти человека гл. движущей силой обществ. развития. - индивидуализм Г. пытался сочетать с обществ. интересом, к-рый в действительности был идеализированным классовым интересом буржуазии. - критиковал учение о врождённом неравенстве интеллектуальных способностей людей, а различия их психич. и морального складаобъяснял, прежде всего, особенностями среды, в к-рой они воспитывались; - доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида (критика религиозной и спиритуалистической этики, врожденности моральных чувств); - выдвинул требование полной ликвидации феод. отношений и феод. собственности; -сторонник просвещённого абсолютизма, в понятие к-р о-го вкладывал бурж.-демократич. содержание; -значит. роль в идеологич. подготовке Великой франц. Революции и идейной подготовке утопич. социализма нач. 19 в., развитии филос. мысли.
4.2.3.ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723-1789), Эдесхайм, Пфальц – Париж. -франц. философ, один из основателей школы франц. материализма и атеизма 18 в., идеолог революц. буржуазии. - соратник Дидро и Гельвеция по «Энциклопедии». Работы · «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного », · «Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления» · «Социальная система, или естественные принципы морали и политики» · «Здравый смысл: Естественные идеи, противопоставленные сверхъестественным» · «Карманное богословие».
Онтология -Обоснованию материалистич. философии и атеизма;
-систематич. критике идеализма и религии; - вечность и несотворённость материи, к-рая в процессе постепенного развития и изменения порождает всё многообразие реального мира; - движение является способом существования мате рии, необходимым образом вытекающим из её сущности. Но понимал движение механистически. Меха-нстиич. ограниченность проявилась и в понимании им детерминизма, объективной закономерности, случайности и необходимости и др. Гносеология - сенсуализм; - признание первичности материи и вторичности всех форм сознания; -противником агностицизма; -теория отражения Г. несла на себе отпечаток созерцательности, свойственной домарксовскому материализму, поэтому Г. не раскрыл активной природы сознания и роли обществ. практики в познании. Социальная философия - материалистич. понимание природы сочеталось у Г. с историч. идеализмом, с признанием сознания и воли выдающихся личностей решающей силой обществ. развития; - в понимании обществ-х явлений − отд. материалистич. моменты: идеи о роли среды в формировании личности, о значении материальных интересов в обществ. развитии и др. - всестороннюю критику религии и церкви, вскрыл их социальное назначение, состоящее в дезориентации нар. масс, защите интересов короля и дворянства, борьбе против науки и культур; - не сумел вскрыть социальные корни религии, считая её порождением невежества и сознат. обмана со стороны духовенства; -много внимания критич. оценке религ. нравственности и обоснованию утилитаристской этики; - показал реакц. сущность феод. политич. строя и обосновал неизбежность его падения; - необходимость преодоления сословного неравенства и деспотич. формы правления; -отвергая феод. форму собственности, он отрицал перспективу обществ. собственности, обосновывал утверждение бурж. порядков, однако объективно мн. стороны учения Г. содействовали возникновению утопич. социализма 18 в. 4.2.4.ДИДРО Дени (1713-1784) Лангр- Париж -франц. философ-материалист, представитель Просвещения 18 в., писатель, теоретик иск-ва, -организатор и редактор франц. «Энциклопедии» 18 в Работы ·. «Филос. мысли», · «Филос. принципы материи и движения» · «Мысли об объяснении природы», · «Разговор Д'Аламбера с Дидро» · Письмо о слепых в назидание зрячим», · «Сон Д'Аламбера», · «Монахиня», · «Племянник Рамо», · «Жак фаталист и его хозяин» Онтология -материалист и деист, за распространение «опасных мыслей» Д. был арестован и заточён в Венсенский замок; - отвергая дуализм, о считал материю единств. субстанцией, а причину её существования считал заключённой в ней самой; - развил и обогатил домарксовский материализм, был вождём франц. материализма и атеизма 18 в. -утверждал единство материи и движения, отвергал существование абс. покоя; -старался преодолеть механицизм, возражая против сведения движения к пространств. перемещению тел и утверждая, что и неподвижное тело находится в движении, т. е. развивается, изменяется; -вся природа, находится в вечном движении и развитии, сущее, погибая в одной форме, возникает в другой; -б лиже других домарксовских материалистов подошёл к идее самодвижения материи, считая её самым убедит. доводом против существования бога:
- высказал ряд глубоких диалектических догадок: активность материи, её самодвижение он пытался объяснить её внутр. противоречивостью, а также её гетерогенностью (разнородностью ); -материя состоит из бесчисленного количества элементов, причём каждому из них присуще особое качество; -движение и изменение форм материи обусловлено столкновением разнокачественных элементов; - пытаясь распространить принцип непрерывности развития и изменения на природу, Д. предвосхитил нек-рые положения эволюционного учения. Он писал, что человек как биологический вид, подобно всем другим живым существам, имеет свою историю становления; -отстаивал точку зрения единства материи и сознания. Он высказал мысль, что потенциально ощущение свойственно всей материи, сознание же, как свойство высокоорганизованной материи, возникает по мере усложнения органической материи; - сенсуалист, критик агностицизм; -считал материю причиной ощущений и решительно отвергал философию Беркли, сделавшего из сенсуализма Локка субъективно-идеалистич. выводы.. - атеистич. выводы, отрицая сотворение мира, бессмертие души, загробное воздаяние, сверхъес-теств. явления и т. п. - был убеждённым врагом феодального строя, абсолютизма, церкви, феод.-клерикального строя, противником деспотической формы правления; -опирался на теорию «общественного договора»; - высказывался за конституционную монархию и надеялся на появление «просвещённого государя»; - склонялся к идее респ. формы правления, сомневаясь, однако, в её пригодности для больших гос-в; - не шёл дальше требования смягчения чрезмерного неравенства в распределении материальных благ.
Этика и эстетика - феод.-религ. этике Д. противопоставил утилитаристскую этику; - считал себялюбие важнейшим мотивом поведения людей, но не разделял стремления Гельвеция свести все чувства к эгоистич. Началу; -представления людей о прекрасном Д. считал выражением их специфич. отношения к реальной д-ти. Утопический социализм - широк-е распр-е 18-начале 19 вв; -критика старого общественного (политического, эк-го, соц-го, культурного) строя; -проекты нового о-ва и гос-ва (справедливость, равенство…) -поддержка широких слоев накануне и во время ВФР 1789-1794 - Мелье, Мабли, Морели, Бабеф, Сен-Симон, Фурье 4.3.1.Мабли Габриэль (1709-1785) Гренобль-Париж. -философ, иситорик, зачинатель французского ут-го соц-ма,, брат Кондильяка
-в основе взглядов на общество − «теория общественного договора» и «естественного права» Работы
Онтология и антропология - критиковал Просвещение (век болтовни и парадоксов), мат-м и деизм (убивают душу и мораль); -задача филос. – распространение морали и нравственности, поддерживаемые гос-вом и религией; -сторонник дуализма Декарта. -большое значение в поведении людей себялюбия, избегани е неприятностей и тяга к удов-ю - из природы людей вытекает потребность жить в обществе с другими
Утопические идеи -первоначально общественная жизнь онована на общности имущества; -причина его разрушения, неравенства и всех несчастий – ч/с и разделение на классы; - идеал – первобытнообщинный коммунизм ( золотой век без ч/с, классов, отчуждения власти, равенство, спр-ть, братство, общественная собственность, направленность не на обогащение. а совместное самообеспечение; - скромная жизнь, при общности имущества, создает добродетельных и счастливых людей; - хотя такая система соответствует требованиям разума, восстановит ее невозможно (народ не сможет подняться на восстание в силу забитости, или если даже и свергнет, то в силу невежества и алчности не удержит коммунизм - единственная реальная возможностьть – уменьшать нерав-в о, роскошь, чрезмерные потребности -признавал народ носителем верховной власти и право на революцию против насилия, нищеты, деспотизма
4.3.2. МОРЕЛЛИ (1717 -?) Витри-? -франц. утопич. коммунист 18 в..аббат. Работы · «Базилиада» · «Кодекс природы, или Истинный дух её законов», -существующий строй, основанный на частной собственности, противоречит разуму и природе и должен быть заменён коммунистическим строем; - в известной степени возвращением к утраченному естеств. состоянию. - в согласии с идеями Руссо Морелли полагал, что по природному установлению человек добр, но испорчен частной собственностью -сформулировал три «основных и священных» закона, с издания к-рых начнётся переустройство общества на коммунистических началах: 1) Первый из них отменяет частную собственность. 2) Второй − обеспечивает всем гражданам право на труд. 3) Третий − обязывает каждого гражданина заниматься общественно полезным трудом. - коммунизм будет осуществлён не в отд. небольших общинах, как думали ранние утописты, а в масштабе целой страны, с централизовонным учётом и распределением труда и его продуктов; -идее уничтожения противоположности между физич. и умств. трудом при коммунизме; - сильны уравнительные тенденции; -. оказал влияние на формирование взглядов Г. Бабёфа, а также на франц. утопич. социалистов 1-й пол. 19 в. . 4.3.3.Бабеф Гракх ( Бабеф Франсуа)( 1760, — 27 мая 1797, Сен-Кантен - Вандом) · Бабеф Г. Сочинения в 4-х томах. — М.: «Наука»,1975 — 1977. · Бабеф Г. «О системе уничтожения населения, или жизнь и преступления Каррье»
- французскийреволюционныйкоммунист - утопист, руководитель движения «Во имя равенства» во время Директории и организации «Заговора равных». - Предшественник научного коммунизма. - Влияние Руссо и Мабли; -активный участник ВФР ее радикального левого крыла, за интересы бедноты, народа - отвергал все философские теории не нацеленные на обретение счастья народом -критика существующего о-ва, строя, гос-ва; - те же взгляды, на новое идеальное коммунистическое о-во как и у Мабли; -равное справедливое государственное распределение произведенного продукта - единственным реальным средством – насильственные революционные действия, вооруженное восстание (бабувизм) -первый, кто пытался реально осуществить проект на практике. Подготовка вооруженного восстания (пропаганда, сторонники, манифесты, программа будущего революционного правительств, организация «Заговор во имя равенства» - идея невозможности чистой демократии и необходимость диктатуры для наведения и поддержания порядка, быстрому переходу, организации национальных коммун вместо частных хозяйств; -заговор раскрыт, Бабеф и участники казнены.
43.4.Сен-Симон Клод (1760-1825 Париж-Там-же) - французский философ, социолог, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма (источника марксизма); - представить знатного дворянского рода. Ученик Д*Аламбера. Его ученики О.Конт, О. Тьерри -участие в войне за независимость северо-америк-х колоний против Великобритании (офицер Французской армии). Мэр в своем округе. В ВФР деятельного участия не принимал -с детства мечтал о великих делах и славе (вставайте граф….). Чтобы свершить великое нужно вдохновение. Увлекался своими планами и проектами до самозабвения, пророческого экстаза (едет в Мексику и предлагает испанскому пр-ву проект канала, соединяющего Атлан-й и Тих-й океаны; едет в Испанию с проектом канала, соединяющегого Мадрид с морем; Едет в Голландию и убеждает создать голландско-французский союз против Англии; затем Англо-французский союз для проведения реформ в Европе, создания Единого Парламента и законод-ва; ищет руки мадам де Сталь. Неудачная попытка суицида -лишился глаза, оказался в крайней нужде). Работы · «Письма женевского жителя к своим современникам» · «Катехизис индустриалов» · «Новое христианство» - близко подходит к диалектическому пониманию природы (ед-во и б-ба противоположностей); -все больше внимания не политике, а соц-й стороне (прежняя история была биографией властителей и войн); - цель философии – создание лучшего, разумного о-ва которое представляет максимум для развития способностей и удовлетворения я потр-ей (таким он считал промышленное общество, основанное на позитивной науке); -акцентирует внимание на понятии «обществ о» =социум (а не только личность и гос-во которыми оперировали в 18 веке и либерализм 19 в.). Общество – целостный организм. Общественная жизнь подчиняется законам, которые подлежат научному изучению для установления точных правил руководства, рационального управления, орудие создания рац-го об-ва (констатирует жуткое игнорирование наукой социальных и нравственных проблем). -выдвигает идею новой науки «социальной физиологии», «социальной физики» (социологии у Конта). - Своя концепция философии истории как прогресса, движения от низших стадий к высшим через некоторые фазы: через исчерпания и развитие всех свои возможностей – идей, форм жизни (собст-ти, власти..) на органической стадии – к критической (разрушительной эпохе)- с целью перехода к более высоком, новому (новая органическая фаза; - Решающий фактор прогресса – развитие духа, разума, идей – от стадии господства религиозного сознания, к метафизическому и позитивно-научному (от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанном на нем рабству, к христианскому монотеизму с феод-ной богословско-сословной системе, которая пришла к глубокому кризису и созрела для замены ее индустриальным (промышленным о-вом ). Взять из Конта хар-ка духовной власть, соц-но-политическая власть…). - ВФР – закономерный этап исторической смены более прогрессивным, но она уклонилась от правильного пути построения научной промышленной системы, оставив общество в неорганизованном − неорганическом состоянии (власть еще у метафизиков и юристов выполнившим критическую задачу, но неспособных перевести общество на новый органический уровень). - Обозначает план создания рац-го, научно-промышленного о-ва: · Искоренение всякого паразитизма (рантье, аристократия, потребители, тунеядцы – трутни). Всеобща обязанность трудится. О-во должно состоять из работающих умственно или физически. Труд –категорический императив нового о-ва «Кто не работает, тот не ест», «От каждого по способности…..». Превращение о-ва во всеобщую ассоциацию труд-ся людей. · Иерархичность. На ступенях соц-й лестницы, распред-е в зависимости от способностей и вклада. · Отмена института наследования. Открытие равных возможностей применения способностей. · Государственное планирование пр-ва. · Превращение г-во в орудие организации пр-ва. · Постепенное утверждение всемирной ассоциации народов, всеобщего мира и стирание границ. · Организация пр-ва и управления на основе науки, которая созрела для ее построения ее системного законченного здания. Научно-промышленная система. «Все через промышленность, все для нее». · Власть духовная (новое священство – вместо храмов «Мавзолеи Ньютона») и власть светская. И та и другая избирается народом. · Буржуазия, основной собственник в производстве. Власть должны обеспечить рост благосостояния трудящихся. · Новое о-во не револ-но, а эвол-но, через развитие его всех сторон – из классово-антагонистического преобразуется в ассоциативное. · Еще нет (вначале) четкого понимания противостояния буржуа и пролетариев – индустриальный класс. Но в дальнейшем класс трудящихся выходит на первый план.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.068 с.) |