Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рационалистическая философия Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Учения о «субстанции».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
3.1.ДЕКАРТ Рене (латинизиров. имя — К а р-т е з и й) (1596 -1650) Лаэ – Стокгольм. -участвовал в 30-летней войне. За последние 20 лет 30 раз менял место жительства -В 1629—49 жил в Голландии, где были созданы осн. соч. -1649 приглашен Королевой Швеции Кристиной для занятия философией с ней и организации Академии.. Здесь простудился и умер - франц. философ и математик, ученый -создатель современной алгебры и аналитической геометрии, механики - представитель классич. рационализма, основатель новоевропейского рац-ма, один из родоначальников «новой философии» и новой науки, выступившей с требованием пересмотра всей прошлой традиции Работы · «Рассуждение о методе» · «Метафизические размышления» · «Начала философии» Гносеология и методология – основной интерес - при этом в отличие от Ф. Бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, он обращался к разуму и самосознанию. Не просто разум, а именно субъективно пережитый процесс мышления, от которогорого невозможно отделить мыслящего, был положен Д. в основание философии. - в полемике со ср.-век. философией Д. требовал положить в основу филос. мышления · принцип субъективной непосредственной достоверности (принцип очевидности, ясности) тождественный требованию проверки всякого знания с помощью естественного света разума, вложенного в человека богом. Только те положения, которые воспринимаются нами ясно и очевидно могут быть истинами. · принцип сомнения - сомнение должно снести здание традиционной культуры и расчистить почву для постройки культуры рациональной; (отказ от всех суждений, принятых когда-либо на веру; установка не на усвоение чужих мнений, а на создание собственных (на истину «...натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ); - Эго метод должен стать «архитектором» этой культуры будет, по замыслу Д. дать новое средство познания мира, к-рое и конечном счёте сделает людей «хозяевами и господами природы», превратить науч. познание из и случайного нахождения истин — в их систематич. и планомерное производство, из кустарного промысла в пром-сть - Основные правила метода: 1) начинать с простого и очевидного; 2) путём дедукции получать более сложные высказывания; 3) действовать при этом так, чтобы не упустить ни одного звена, т. е. сохранять непрерывность цепи умозаключений; 4.Для этого необходимы интуиция, с помощью к-рой усматриваются первые начала, и дедукция, позволяющая получать следствия из них. - вслед за Августином, в полемике со скептицизмом указавшим на невозможность усомниться в существовании самого сомневающегося, Д. считал абсолютно несомненным суждение «мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum») – истинный исходный принцип, наиболее очевидное и достоверное утверждение, незыблемым основанием системы. Исходная интеллектуальная интуиция из которой можно вывести всю цепь рассуждений. - истинность исходного принципа как знания ясного и отчётливого гарантирована существованием бога − существа совершенного и всемогущего, вложившего в человека естеств. свет разума. Самосознание у Д. не замкнуто на себя, а разомкнуто, открыто богу, выступающему источником объективной значимости человеч. мышления; −все смутные идеи суть продукты только человеч. субъективности, а потому ложны; напротив, все ясные идеи идут от бога, а потому объективны. - в человеческом разуме, сопричастном божественному, существуют идеи, присущие ему изначально врожденные идеи ( геометрические аксиомы, логические законы, суждения «у всякой вещи есть причины», «ничего не возникает из ничего» и др. Онтологи я − Дуализм - в основе мира две независимые и невзаимодействующие и несводимые друг к другу субстанции: духовная и материальная -субстанцию, категория обозначающая всеобщау основу, к-рая для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самой себя (определение, к-рое затем воспроизводили Спиноза и представители окказионализма); - в строгом смысле слова субстанцией можно назвать только бога, к-рый «... вечен, всеведущ, всемогущ, источник всякого блага и истины, творец всех вещей...»; - Мыслящая и телесная субстанции сотворены богом и поддерживаются его могуществом. - Cogito — это первое достоверное суждение новой науки и в то же время первый, непосредственно данный сознанию её объект − мыслящая субстанция; она открыта нам непосредственно, тогда как существование другой субстанции – материальной, открывается нам опосредованно. - Духовная субстанция в качестве гл. атрибута имеет мышление, наделена непротяжённостью, единством и неделимостью. −Телесная субстанция имеет величину, т. е. протяжение в длину, ширину и глубину, а потому − делима на части, имеет фигуру, движение и определ. расположение частей. Материя не может мыслить. -Неделимая субстанция − ум − предмет изучения метафизики, делимая субстанция — материя — предмет изучения физики. - Разум человека, его «Я» - конечна субстанцию — «... вещь несовершенная, неполная, зависящая от чего-то другого, беспрестанно домогающаяся и стремящаяся к чему-то лучшему и большему, чем я сам» - Принципиально новым является у Д. отождествление материи с пространством, к-рое «...разнится от телесной субстанции, заключённой в этом пространстве, лишь в нашем мышлении»; Д. выступил против аристотелианского различения «места» u «тела». - Отождествление материи с пространством снимает затруднения Галилея, который не мог обосновать введения гл. понятия механики − т. н. идеального, или математического тела. -У Д. в сущности, всякое тело стало математическим, а математика (геометрия) — наукой о телесном мире, какой она не была ни в античности, ни в средние века. Математика, т. о., отождествилась с механикой. Математизация физики, механики через геометризацию. - Материя, она же пространство, делима у Д. до бесконечности, неделимых (атомов) и пустоты он не признавал, а движение объяснял с помощью понятия вихрей. - Дуалистич. противопоставление двух субстанций позволило Д. отождествить природу с пространств. протяжённостью, так что изучение природы оказалось возможным мыслить как её конструирование − по образцу конструирования геометрич. объектов. - Т. о., наука, но Д., конструирует некий гипотетич. мир. Тот или иной вариант конструкции мира, который предлагает наука, равносилен всякому другому, если он способен объяснить явления, данные в опыте; - Понимание мира как машины, точнее, как гигантской системы тонко сконструированных машин, снимает у Д. к.-л. различие между естественным и искусственным (созданным человеком), характерное для ан-тич. и ср.-век. науки. - Растение — такой же механизм, как и часы, действия природных процессов вызываются «трубками и пружинами», подобно действиям механизма, с той лишь разницей, что тонкость и искусность этих пружин настолько же превосходят созданное человеком, насколько искусство бесконечного творца совершеннее искусства творца конечного -Животное – также машина, подчиняющаяся механическим законам и не нуждается в регуляции души. - Человек обладает разумом и речью, связанных с душой, мыслящей субстанцией, производной от бога мы -. Если мир — механизм, а наука о нём — механика, то познание есть конструирование определ. варианта машины мира из простейших начал, к-рые мы находим в человеч. разуме. - Инструментом этого конструирования является метод, к-рый должен как бы превратить науч. познание из кустарного промысла в пром-сть, из спорадич. и случайного нахождения истин − в их систематич. и планомерное производство. - Основой и образцом метода Д. является математика - Характерно, что в качестве всеобщей математики (mathesis universalis) Д. рассматривал алгебру, стремясь уподобить ей арифметику и геометрию; тем самым он сближал математику с логистикой как техникой счёта. - Понятие цели было полностью изгнано Д. из мира природы; важную роль в этом сыграло устранение понятия души как посредницы между неделимым умом (духом) и делимым телом, как она рассматривалась в антич. и ср.-век. философии (душе приписывали воображение и чувство, к-рыми наделяли и животных ). - Д. отождествил душу и ум, называя воображение и чувство модусами ума; - разумная душа тождественна способности мышления, животные же суть только автоматы; автоматом является и человеч. тело. Именно устранение понятия души в её прежнем смысле позволило Д. противопоставить друг другу две субстанции — природу и дух — и превратить природу в мёртвый объект для познания-конструирования и использования человеком. В результате возникла очень трудная для философии Д. проблема связи души и тела, ставшая одной из центр. проблем в метафизике 17—18 вв. (см. Психофизическая проблема). Д. пытался разрешить её. Этика В этике Д. был последовательным рационалистом. -аффекты и страсти как следствие влияния на разумную душу телесных движений, к-рые, пока они не прояснены светом разума, порождают в нас заблуждения ума, результатом к-рых являются злые поступки. - Источником заблуждения, к-рое у Д. в сущности есть не что иное, как грех, служит не разум, а свободная воля, ибо она побуждает человека высказывать суждение и действовать там, где разум ещё не располагает ясным и отчётливым знанием. Учение Д. и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название картезианства — от латинизиров. формы его имени. Влияние Д. на развитие философии и науки 17—18 вв. было глубоким и многосторонним. В русле идей Д. формировалось учение Спинозы. Дуализм Д. послужил исходным пунктом концепции окказионализма. Под влиянием метода Д. франц. янсенистами была разработана т. н. логика Пор-Рояля. Рационализм Д. явился одним из источников философии Просвещения.
3.2.СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632 -1677). Амстердам- Гаага - нидерл. философ-материалист, пантеист и монист - род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине -. одновременно завязал науч. и дружеские связи вне евр. общины Амстердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви -в борьбе против олигархич. руководства евр. общины стал решит. противником иудаизма -руководители евр. общины Амстердама подвергли «великому отлучению» — херем с пасаясь от преследований, С. жил в деревне, вынужденный зарабатывать средства к существованию шлифовкой линз, затем − в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои филос. произведения -предложена пенсия пожизненная за посвящение королю Франции одного из произв-й. Отказался «свои произведения посвящаю только истине» -по своей идейно-политич. позиции был сторонником респ. правления и противником монархии. Истоки -филос. воззрения С. складывались первоначально под влиянием евр. ср.-век. философии (Маймонид, Крескас, Ибн Эзра). Их преодоление явилось результатом усвоения С. пантеистическо-материалистич. воззрений Бруно, рационалистич. метода Декарта, механистич. и математич. естествознания, а также философии Гоббса,; -большое влияние на С. оказал его наставник в лат. яз. ван ден Энден - последователь Ванини, а также У. Акоста — представитель евр. вольномыслия. Работы · «Этика», · «Богословско-политический трактат», · «Трактат об усовершенствовании интеллекта».
Онтология - Пантеизм -центр. пунктом своей онтологии тождество бога и природы, - Природа - единая, вечная и бесконечная субстанция, исключающаю существование к.-л. другого начала, и тем самым − причину самой себя (causa sui). Бог=субстанция=природа. - В духе пантеизма бог – порождающая природа, а чувственный мир предметов –порожденная (натура наутранс и натурата). - Субстанция − вечна, безначальна, бесконечна, неизменна. - Отд. вещи_ − единичные проявлений единой субстанции – модусы ( конечность, изменчивость, зависимость от причин других). - неотъемлемого свойства субстанции - атрибуты,качеств. характеристика субстанции; - Число атрибутов в принципе бесконечно, хотяконечному человеч. уму открываются только два из них: протяжение и мышление. - Монист, не две самостоятельные субстанции (как у Декарта), а два атрибутаодной и той же субстанции. - наиболее радикальных представителей детерминизма и противников телеологи; - механистический детерминизм, отождествление причин-ности с необходимостью. Случайность − субъективная категория (непознанная причина). Механистический фатализма. - Он был убеждён в том, что весь мир представляет собой математич. систему и может быть до конца познан геометрич. способом. . - одушевлены все вещи, хотя и в различной степени. Однако основное свойство бесконечного разума − «познавать всегда всё ясно и отчётливо- относилось у С. лишь к человеку.
Гносеология -Человеческое мышление – частный случай мышления как атрибута субстанции. - Зависимость мышления человека от его телесного состояния обнаруживается, согласно С., на стадии чувств. познания (материализм). 1.Первый род познания − чувственное познание (называемое также мнением (opinion) часто ведёт к заблуждению; являясь неадекватным отражением объекта, оно вместе с тем заключает в себе элемент истины. 2.Второй род познания − понимание, состоящий из рассудка (ratio) и разума (intel - lectus), но часто эти понятия сливаются в последнем слове. - Понимания (intellectio) − единств. источника достоверных истин − противопоставляется чувств. познанию (рационализм) - Достижение адекватных истин, возможное только на этой стадии, обусловливается тем, что человеч. душа как модус атрибута мышления способна постичь всё, что вытекает из субстанции. Оно возможно также в силу основоположного тезиса рационалистич. панлогизма, отождествляющего принципы мышления с принципами бытия: «порядок и связь идей те же, что доря-док и связь вещей » (там же, с. 407). 3.Третий род познания составляет интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания. Генетически учение С. об интуиции связано с учениями мистич. пантеизма о «внутреннем свете» (как источнике непо-средств. общения с богом) и с учением Декарта об аксиомах «ясного и отчётливого ума» как фундаменте всего знания. - При этом интуиция истолковывается С. как интеллектуальная; она даёт познание вещей с т. зр. вечности − как абсолютно необходимых модусов единой субстанции.
Антропология − Отвергал идею свободы воли: воля совпадает у С. с разумом. Распространяя на человеч. поведение законы механистич. детерминизма, С. доказывал необходимый характер всех без исключения действий человека. Люди не осознаю своей обусловленности и считают себя свободными. Человек же может познать ход мирового процесса, чтобы сообразовать свои действия с ним. Свобода есть осознанная необходимость. Знание, получаемое разумом - первое условие свободы. - Вместе с тем он обосновывал диалектич. идею о совместимости необходимости и свободы, выражающуюся понятием свободной необходимости (libera necessitas ). Поскольку свобода отождествляется у С. с познанием, стремление к самопознанию становится у С. сильнейшим из человеческих стремлений. -Самопознание условие контроля страстей и аффектов (вожделения, радость, печаль) основывающихся на инстинкте самосохранения. Люди рабы своих аффектов и, не свободны, если не управляют ими. Познав страсти человек господствует над ними. Разумный человек не плачет, не смеется, а анализирует и постигает необходимость и преходящий хар-р жизни. Не смяться, не плакать, а понимать. Условие свободы- превращение внешней необх-ти во внутренню! - С. выдвинул положение об интеллектуальной любви к богу (amor Dei intelleotualis) и идею вечности человеч. души, связанную с пантеистич. представлением о смерти человека как возвращении в единую субстанцию. Этика. - В центре его − концепции секуляризованной морали, понятие «свободного человека», руководствующегося в своей деятельности только разумом. - Принципы гедонизма и утилитаризма соединяются у С. с положениями аскетической созерцательной этики. - Подобно другим представителям теории естеств. права и обществ. договора, С. выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоничное сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества. - Пантеистическая по своему облику философия С. заключала в себе глубоко атеистич. содержание. Преодоление С. концепции двойственной истины дало ему возможность заложить основы науч. критики Библии. - Страх, согласно С., является причиной религ. суеверий. Антиклерикализм С. связан с осознанием им политич. роли церкви как ближайшего союзника монархич. правления. Вместе с тем в духе идей «естеств. религии» С. утверждает, что следует различать подлинную религию, основой к-рой является филос. мудрость, и суеверие. Библия излишня для «свободного человека», руководствующего ся только разумом, но необходима для большинства людей, для «толпы», которая живёт лишь страстями. - Атеистич. и натуралистич. идеи С. нашли своё продолжение у Дидро и др. франц. материалистов 18 в., оказали большое воздействие на нем. философию кон. 18 — нач. 19 вв., в особенности на Лессинга, Гёте, Гердера, а затем на раннего Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. 3.3. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646-1716) Лейпциг- Ганновер - нем. философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед, организатор - завершитель философии 17 в., представитель рац-ма, предшественником нем. классич. философии. -Сын проф-ра филос-ии Лейпциг-го ун-т. - заложил основы Академий наук в Берлине (президент ее), Вене, Петербурге. Тайный советник Петра 1, Венского двора; -разработка дифференц-го и интегрального исчисления (спор с Ньютоном), основы математической и символической логики, понятие «бесконечно малых величин, изобретатель арифмометра Работы · «Рассуждение о метафизике » · « «Новые опыты о человеческом разуме» · «Монадология» · «Теодицея» · «Новая система природы»
Истоки .- стремился синтезировать всё рациональное в предшествующей философии –античной и средневековой (критически переработал осн. идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и д). с новейшим науч. знанием на основе предложенной им методологии и принципов (универсальность и строгости рассуждений) - выполнимость этих требований обеспечивается, по Л., наличием не зависящих от опыта «априорных» принципов бытия −Принципам бытия: 1 ) непротиворечивость всякого возможного, или мыслимого, бытия (закон противоречия); 2) логич. примат возможного перед действительным (существующим); возможность бесчисленного множества непротиворечивых «миров»; 3) достаточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не к.-л. другой из возможных, что происходит именно данное событие, а не другое (закон достаточного основания); 4) оптимальность (совершенство) данного мир как достаточное основание его существования. - Совершенство действит. мира Л. понимал как «гармонию сущности и существования»: оптимальность отношений между разнообразием существующих вещей и действий природы и их упорядоченностью; минимум средств, при максимуме результата. - Следствиями последнего онтологич. принципа является ряд др. принципов: принцип единообразия законов природы, или всеобщей взаимосвязи, принцип тождества неразличимых (индивидуации), закон непрерывности (из последних двух любая позиция занята и занята только раз ), а также принципы всеобщего изменения и развития, простоты, полноты и др. Онтология - Продолжая рационалистическую линию, отклонил дуализм Декарта и пантеистический монизм Спинозы. -Свои субстанции он называл Монадами. Парадигма (модель прообраз): 1) не безжизненный атом, геометрическая или физическая точка, механизм – а одушевленный организм, биологическая клетка (следствие изобретение микроскопа и исследование клетки); 2) индивидуальный (уникальный) познающий, одушевленный субъект устремленный в бесконечность). - Центральное место – учение о МОНАДАХ -Реальный мир по Л., состоитиз МОНАД − начало силы и действия. -бесконечно малые, духовные (психические), деятельные первоэлементы -живые - в селенная полна жизни на всех уровнях иерархии и даже при бесконечном дроблении -бесчисленное множество и многообразие -неисчерпаемость - неделимость -невещественна (идеалистическийй монизм -неповторимость (уникальность, инд-ть) -неуничтожимость - неаффицируемость ( не имеют окон, непроницаемы, не подвержены влияниям извне, ничто из нее не выходит и ничего не входит) -самодостаточность - безграничная способность уподобления и приспособления. саморазвитие ( преформизм, предзаложенная богом программа). Хотя вся эта деятельность исходит имманентно из самой монады, она в то же время есть развёртывание изначально заложенной в монаде индивидуальной программы, «полного индивидуального понятия», к-рое во всех подробностях бог мыслил, прежде чем сотворил данный мир. - психическая активность. Деятельность монад состоит из перцепции – восприятий и их смене и аппетиции − стремлением монады к новым восприятиям. - хотя ни одна монада не может влиять на другие (монады как субстанции не зависят друг от друга), тем не менее, развитие каждой из них находится в полном соответствии с развитием других и всего мира в целом. - Это происходит благодаря заложенной богом способности монад представлять, воспринимать или выражать и отражать все др. монады и весь мир («монада — зеркало Вселенной»). Т. о., все действия монад полностью взаимосвязаны и предопределены. -находятся между собой в отношении предустановленной гармонии - Гармония (взаимно однозначное соответствие) между монадами была изначально установлена богом, когда тот избрал для существования данный «наилучший из возможных миров». - В силу этой гармонии, монады образуют восходящую иерархию сообразно тому, насколько ясно и отчётливо они представляют мир. Чем выше монада тем выше разумность и свобода: 1. низшие монады − малые перцепции, неосознаваемые восприятия и для неорганического (минералы) и растительного мира – спящие монады; 2. монады души - смутные перцепции связанные с ощущением, памятью, ассоциациями). В их иерархии особое место занимают 3. монады - духи, к-рые способны не только к восприятию, перцепции, но и к самосознанию, апперцепции, и к к-рым Л. относил души людей. Отчетливые, осознаваемые восприятия, самосознание, мышление. 4. Творческая первомонада – Бог, с наиболее осознанным и наиболее объективным видением и всеведением. -Совершенствование монад идет от бессознательного к сознанию, постепенного осознания бессознательного содержания. - Вес мир состоит из монад, их комлексов (агрегатов), систем монад объединяемых Богом –первомонадой. − следуя рац-й трад-ции различал мир умопостигаемый ( или мир истинно сущего −метафизич. реальность) и мир чувственный, или только являющийся, феноменальный, физич. мир. - Материальный, физ-й мир, несовершенное выражение истинного мира монад. -Материя – сложная субст-я в основе которой простые субстанции – монады деятельной силой которых обеспечивается ее постоянное движение. - Идея лучшего из возможных миров ( потому что для него есть достаточные основания из всеблагости и всемудрости бога и он − сл-но рационален – сочитание величайшего многообразие с величайшим порядком, простотой, экономией ) В нем много зла, несовершенства, но это наилучшее из возможного. Оптимистич-е мировоззрение - Человеческий дух бессмертен. Из духов состоит Град божий. -Счастье человека в непрерывном движении вперед к новым усладам и совершенствам. -Свобода в зависимости только от себя, но поступки также предусмотрены и предназначены богом. Гносеология -Л. пытался найти компромиссную позицию между декартовским рационализмом и локковским эмпиризмом и сенсуализмом. - Без чувств. опыта никакая интеллектуальная деятельность не возможна. Но Л., в то же время резко выступал против учения Локка о душе как «чистой доске» (tabula rasa) и формулу сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» − принимал лишь с поправкой: «кроме самого разума». - Л. учил о прирождённой способности ума к познанию ряда идей и истин: к ним относятся высшие категории бытия, такие, как «Я», «тождество», «бытие», «восприятие», всеобщие и необходимые истины логики и математики. - Однако эта прирождённая способность дана не в готовом виде, но лишь как «предрасположенность», задаток. - В отличие от Локка, Л. придавал гораздо большее значение вероятностному знанию, указывая на необходимость разработки теории вероятностей и теории игр. -Л. ввёл разделение всех истин по их источнику и особой роли в познании на истины разума и истины фактора, закрепляя за первыми свойства необходимости, а за вторыми − свойства случайности. Первые выводятся из самого разума, имеют необходимый и всеобщий характер, проверяются с помощью законов логики Аристотеля. Истины факта – констатируются опытным путем, а не объясняют, не говорят о причинах, имеют вероятностный характер. Для их проверки необходимо закон достаточного основания «все существующее существует лишь н достаточных основаниях». Но этот закон дейстует сл-но и в области мысли.. Т.о. познание и рациональным и опытным путем, одно достоверное, другое вероятностное.
Логика - Развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон достаточного основания, ему принадлежит также принятая в современной логике формулировка закона тождества. - В работе Л. «Об искусстве комбинаторики» предвосхищены нек-рые моменты совр. математич. логики. Распространению идей Л. в Германии, где он до Канта был крупнейшим филос. авторитетом, способствовал ученик Л. и систематизатор его философии Вольф и его школа. Многие идеи Л. были восприняты нем. классич. философией. В 20 в. идеи «монадологии» развивали представители персонализма и др. идеалистич. школ (Гуссерль, Уайтхед и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.028 с.) |