Волюнтаристское направление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Волюнтаристское направление.



 

2.1. ШОПЕНГАУЭР Артур. (1788 -1860) Гданьск - Франкфурт-на-Майне),

-философ-идеалист, иррационалист, пессимист («наихудшим из возможных миров»), мизантроп;

-в семье зажиточного купца, отец – образованный чел-к, ценитель европейской к-ры, мать писательница и хоз-ка литературного салона;

-учился в Геттингене и Берлине (слушал Фихте и Шлейермахера). Преподавал в Берлине. Лекции не имели успеха (студенты уходили слушать Гегеля). «Для моей философии нужны иные времена».

-Критически относился к чрезмерному увлечению чтением других. За самостоятельность мышления. С ненавистью относился к революционерам. Теоретик контрреволюции. Учредил фонд помощи солдатам, участвовавшим в восстановлении порядка.

- В годы реакции (после революции 1948 г.) Шопенгауэр получил долгожданное признание. Рихард Вагнер посвящает ему свой оперный цикл «Кольцо нибелунга».. Ядовитое остроумие, аристократический цинизим (народ называл «фабричным товаром природы)».

- В 1831 году из-за эпидемии холеры покидает Берлин и поселяется во Франкфурте-на-Майне. Жизнь рантье. Весь досуг посвящал писательству. Умер от пневмонии.

 

Идейные истоки:     

-тяготел к романтизму, высоко ценил Канта, идеи Буддизма в кабинете бюст Канта и статуэтка Будды), ценил волюнтаризм Фихте, учение о свободе и искусстве Шеллинга. Наибольшей любовью пользовались Упанишады(в переводе).

 

Работы:

· «Мир как воля и представление»,

· «О воле в природе»,

· «О свободе человеческой воли»,  

· «Две основные проблемы этики»,

· «Афоризмы житейской мудрости», Теория познания изложена в его диссертации:

· «О четверичном корне достаточного основания» ( Вопросы теории познания).

 

- Кантовские априор­ные формы —   время, пространство, категории рассуд­ка − сводятся к единому «закону достаточного основания». Прослеживается действие этого закона в феноменальном мире, где господствует физическая, логическая, математическая, психическая и моральная необходимость: в физическом (причинность), в рассудочном мире, мышлении, области математических объектов (логическая необх-ть); в и сфере эмпирических «Я» («мотивация»).

- Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносит. моментов, из к-рых складыва­ется мир как «представление» ( буддийская майя) И представляющие люди з тоже лишь представления (тут близок к берклианству и юмизму).

- За миром явлений нах-ся метафизическая Воля, безосновная, могучая, иррациональная, дикая, не имеющая плана, вечно неудовлетворенная, слепой порыв к жизни. В пылу увлечение вонзает зубы в собственное тело. Жизнь− вечная тревога, страх, тщета, разочарование и мучение.

- Мир, взятый как «вещь в себе», предстаёт у Ш. как слепая, безосновная «воля к жизни», к-рая дробится в бесконеч­ном множестве «объективации».

-Каждой объективации свойственно стремление к абс. господству, что выра­жается в непрекращающейся «войне всех против всех». В то же время множество объективаций воли су­ществует и как иерархич. целостность, отражающая иерархию идей (понимаемых в платоновском смы­сле).

- Высшая сту­пень в ряду объективации воли — человек, существо, наделённое разумным познанием.

-Каждый познаю­щий индивид сознаёт себя всей волей к жизни, все про­чие индивиды существуют в его представлении как неч­то зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека.

- Социальная органи­зация (гос-во) не уничтожает эгоизма, будучи лишь си­стемой сбалансированных частных воль. Соц-я жизнь − арена скудоумия и зависти, пошлости и фальши. Любовь− коварная ловушка природы для продолжения рода, окутанная покрывалом лицемерия. История – бессмысленное сплетение событий. Через свои порождения воля ввержена в страдания, пытается их преодолеть, лишь погружая себя в новые беды. «Человек человеку – дьявол». Время − тщета упований. Пространство – протяженность страданий. Причинность – качаяние маятника от голода к пресыщению. Гуманизм − гнусный спутник материализма и бестиализма. Человеческая жизнь – преступление. Всякая жизнь есть страдание. Лучшая участь, не родиться вообще.

- Преодоление эгоистич. импульсов осуществляется, по Ш., в сфере иск-ва и морали.

- Иск-во − создание гения, основыва­ющееся на способности «незаинтересованного созер­цания», в к-ром субъект выступает как «чистый безволь­ный» субъект, а объект — как идея.

− Искусство − оазис в пустыне жизни, наслаждение безвольным созерцанием вечно совершенных Архетипов-Идей и мировой воли; временное утешение, усыпление и забвение.

- Эстетическое созерцание анестезирует, притупляет на время гнетущие нас волевые импульсы, мы, погружаясь в него, как бы освобождаемся от ярма гнетущих нас страстей и прозреваем в сокровенную сущность явлений… Прозрение это интуитивное, иррациональное (сверхразумное), то есть мистическое, но оно находит себе выражение и сообщается другим людям в форме артистической художественной концепции мира, которую даёт гений. Шопенгауэр, признавая ценность за научной доказательностью в сфере теории познания, в то же время видит в эстетической интуиции гения высшую форму философского творчества: «Философия — это художественное произведение из понятий. Философию так долго напрасно искали потому, что её искали на дороге науки вместо того, чтобы искать её на дороге искусства. ]

- Высшее из иск-в — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредств. отражение самой воли.

- Иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой «воле к жизни» с её бессмысленно­стью и вечной неудовлетворённостью, Ш. — в противо­вес Лейбницу — называл существующий мир «наихуд­шим из возможных», а своё учение — «пессимизмом».

-Подлинным основанием морали Ш. считал чувство со­страдания, благодаря к-рому обманчивая видимость ин­дивидуальности растворяется в сознании единства все­го сущего.

- Самоупразднение воли, элиминация, самоотрицание воли через квиетизм (прекращение желаний), аскетизм, мистицизм, покорное самоотречение. Теперь уже не художник гений, музыкант, а «святой отшельник» есть его идеал. Сострадание, затем целомудрие, бедность, аскетизм, квиетизм, нирвана (как внутренняя радость и истинно небесное спокойствие») и смерть как упразднение. Эти идеи в острой форме у Гартмана Э. в выводе о целесообразности коллективного самоубийства.

- Иррационалистич. и пессимистич. философия Ш., пе пользовавшаяся популярностью при его жизни, по­лучила распространение со 2-й пол. 19 в., явившись од­ним из источников философии жизни и предшествен­ницей ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Ш. испытали Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др. В 1911 во Франк-фурте-на-Майне основано Шопенгауэровское об-во.

 

 

 2.2.Ницше Ф.(1844-1900). Реккен, Саксония – Веймар.

-нем-й фил-ф, иррационалист, волюнтарист, один из основопол-ов фил-ии жизни;

-вначале проф-р филологии Базельского ун-та, переходит к философии;

-влияние романтиков (Шиллера, Шеллинга), наибольшее - Шопенгауэра (для него вначале образец фил-го мышления»), эстетических идей Вагнера;

- дух борьбы с рациональной философией, возвышение искусства и филологии, тщеславие, бунтарство, критицизм, эстетизм, аристократизм, индивидуализм, афористичность, эссеистика, мышление символами, эстетический имморализм;

-влияние на философию жизни, прагматизм, экзистенциализм, символизм.

 

Работы:

· «Происхождение трагедии из духа музыки»,

· «Так говорил Зароатустра»,

· «Антихристианин»,

· «Человеческое слишком человеческое»,

· «По ту сторону добра и зла»,

· «Генеалогия морали»,

· «Весела наука»,

· «Утренняя заря».

· «Сумерки кумиров»,

· «Несвоевременные размышления».

1.Интеллект и фантазия – главные орудия адаптации, компенсации «слабого зоологического вида».

2. Сущность человека не разум, а воля к власти. Разум инструмент воли к власти и могуществу, а не познания истины. Человек мыслящий общими понятиями – человек массы, усредненный.

3. Все физические и духовные процессы – модификации воли к власти, известный род властолюбия. Воля к власти – воля к концентрации, аккумуляции сил дающих максимум чувства власти.

4. Все философские и научные теории – проекция воли к власти, обозначение и навязывания определенной перспективы (воли), подчинение чужой воли - своей, но не прямым насильственным путем. Стремления к утверждению определенной форме жизни. Разум - функция воли к власти.

5. На место теории познания надо поставить «перспективное учение об аффектах», влечениях лежащих в основе фантазии и разума.

6. С помощью случайных слов-метафор человек упорядочивает первоначальный хаос влечений и впечатления которые затвердевают. Забывается источник их возникновения и от частого употребления они превращаются в понятия.

7. Мышление и язык выполняют фальсифицирую роль по отношению к вечному движению и становлению жизни. Благодаря науке происходит полная подмена жизни, принципиальное искажение истинной изменчивой действительности дискретным, устойчивым, повторяющимся. Мышление наиболее жалкий и промахивающися орган, орган отрыва человека от жизни.

8 Наука как инструмент культуры побеждает на определенном этапе. На ранних этапах доминирует искусство – «добровольное стремление к иллюзии», которое гораздо ближе к жизни и заключает в себе конструктивное начало культуры. «Клевета на мир» начинается еще с Сократа и Платона − элиминация жизни, непосредственности. Образцовая культура – досократовская Греция где взвешены дионисийское и апполоническое начало. Дионисийское начало −игровое, иррациональное, интуитивное индивидуальное, инстинктивное, воображаемое, романтическое, рисковое, сильное, героическое – «кто не рискует, тот не побеждает». Гений от бездарности отличается тем что не боится падать, но умеет вставать и идти. Апполоническое начало − рациональное, посредственное, мещанское; что важнее для вас –творчество, риск, новое или безопасность. Аванюронсть людей нового времени, предпринимателей онявно не заметил или там противоречивость, что-то надо отсечь? Замена жизни гипостазами – истина, разум, Бог.

9. Закрепление последнего в христианстве как форме жизни и мысли. Оно по своим интенциям конгениально науке в стремлении втиснуть изменяющийся мир в прокрустово ложе обозримой упорядоченность, усредненности, посредственности. Человек становится стадным животным. Его понятия и язык – знаки стадного существования. Интеллект парализует инстинкт, интуицию, индивидуальную уникальную и неповторимую волю.

10. Отношение к христианству. Отношение к Возрождению (разница его и Бердяева и др.). Христианство− месть рабов, против аристократов подмена понятий добра (богатый, родовитый, свободный, храбрый, рискующий, независимый) и зла (бедный, голодный, экспуатируемый, не свободный). Аскетическая мораль. Подавление тела для духа. Зарывать голову в песок небесных дел и отрывать от жизни. Время этих идей прошло, нужны новые идеи. Об этом свидетельствует нигилизм. Идеализированные типы морали раба и господин (господа, а не товарищи). Ценность самих ценностей. Два психологических и антропологических типа.

11. Переоценка всех ценностей Европейской цивилизации. Ценность ценностей вообще и европейских. (Аксиология). Радикализм критики. Радикальней Руссо, Маркс. Критика всех евровейских ценностей. Уподобление человечества верблюду, перегруженному ценностями. Утверждение идеи «сверхчеловека», нового антропологического проекта, преодоление антропологического кризиса, нигилизма Аристократия как творец истории (не обязательно врожденная). История и культура невозможны без рабства, эксплуатации, господства –это естественный закон неравенства.

12. Необходимость нового мифотворчества. За пределами мифа нет ничего кроме нового мифа. Бог умер, но да здравствует бог. Нет ничего хуже для воспитания молодежи, чем разрушить один миф и не дать другой.

13. Три вида истории: монументальная (прославление), антикварная (собирание), критическая.

14. Переизбыток истории и недостаток истории (традиции). Без некоторого минимума традиции она не началась бы, а избыток делает ее невозможной.

15. История демонстрирует не прогресс, а упадок, регресс, декаданс, связанный культурным упадком «высшего типа людей» и культивированием худшего. Против Дарвинизма. Нет доказательств, что высшие виды из низших. Человек как живое существо не есть прогресс по сравнению с другими животными «Больное животное». Выживают наиболее приспособленные, но посредственные, не самые лучшие которые порой очень слабы по отношению к численно превосходящему посредственному стаду. Теория круговорота, постоянного возвращения.

16. Генеалогия.

 Один из основных философских методов Ницше. Генеалогия - история происхождения предрассудков разоблачения происхождения ценностей и их исторического смысла. Критика ценностей. Откуда происходят понятия добра и зла, для чего, при каких условиях утвердились. Как это стало возможно? Обоснование ценности самих моральных ценностей. Какова их роль для утверждения тех или иных форм жизни. Не является ли добро злом на самом деле. Генеалогия это своего рода феноменология – отказ от любых априори, недоверие к логике, идеологемам и мифологемам, признание роли фикций, дезавуирование их (постструктурализм). Отказ от линейной филиации идей (фрейдизм, структурализм):

а) рессентимент (мстительность) как движущая сила в структуировании моральных ценностей;

б) вина и нечистая совесть как интроверсия агрессии и жестокости (чем не Фрейд);

3) аскетизм как регенерированная (сублимированная) воля к тотальному господству (археология субъективности.)

Нечистая совесть и вина – преобразование инстинкта жизни и воли к власти, индивидуальности, приключению, свободе в самоистязание, самоусмирении. Воля к власти хочет стать над жизнью, оборачивается против жизни Преобразование свободы в страх. Христианство –культивитрование чувства несовершенства, греховности, виновности. Утверждение воли к самоистязанию. Жизневраждебные, неествественные склонности стали естественными. Чтобы возродить человека необходимы колоссальные силы. Приход сверхчеловека избавит от воли к Ничто, нигилизма, отвращения от жизни. Аскетизм- форма слабоумия, успокоения в Ничто, в Боге. Человек существо целесообразное. Потребность в цели, желание желания, потребность потребности, интерес в интересе. И человек лучше согласится с аскетическими целями чем бесцельность. Священник как стряпчий больной паствы. Страждущий ищет причину страданий и хочет разрядки в аффекте, принять обезболивающего. Священник говорит, что виновник сам больной.(Страдание принимается как наказание. Воля к гибели, порча душевного здоровья. Человек страдал проблемой своего смысла, смерности, конечности. Религия придала хоть какой -то смысл бессмыслице существования. Человек предпочитает хотеть Ничто, чем ничто не хотеть. Человек спасен, приобрел смысл. Чудовищный вакуум был заполнен, но чем. Однако спасена была сама воля. Не спасет ни философия, ни наука. Они основаны на вере в истину, не делая ее проблемой. Воля к истине нуждается в прояснении. Воля к истине, воля к истинной жизни. Начало поражения аскетического идеала в искусстве, атеизме, философии. Перспективное познание – при познании предмета представит слово наибольшему количеству аффектов. Устранить аффекты, значит кастрировать интеллект. Поворот к телу как последней ценностной мере..Сверхчеловек сбрасывает оковы греха, вины, нечистой совести.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.02 с.)