Область рассудочной, т.е. научной д-ти Кант ограничивает чувственным опытом, который подлежит упорядочению и систематизации рассудком. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Область рассудочной, т.е. научной д-ти Кант ограничивает чувственным опытом, который подлежит упорядочению и систематизации рассудком.



4. Однако, человек наделен и разумом, высшей способностью, связанной с идеями (которые носят высший, всеобщий характер), стремлением выйти за пределы опыта и придать высшее единство знанию и познанию Разум выступает основой метафизики и ее основных разделов: рациональной космологии (учение о мире), рациональной психологией (учения о душ)е и рациональной теологиии (учение о бог).е

Кант об априорных формах разума – идеях (трансцедентальная диалектика)

 

Итак, сознание, согласно Канту, - это некая упорядочивающая активность. Воспринятое в формах пространства и времени, осмысливается рассудком, согласно логическим категориям, присущим человеческому мышлению. И этот синтез картины мира должен быть завершен разумом. Формы аpriori, присущие человеческому разуму, Кант называет «идеями».

Целью разума является структурировать картину универсума до конца, «собрать» всю получаемую на опыте информацию в три самых крупных единства, какие только можно помыслить. Это, по Канту

 

 

1) идея единства всего, существующего вне меня («идея объективного единства») – идея мира вообще;

2) идея единства всего, что во мне («идея субъективного единства») – идея души (или простого мыслящего существа); и

3) идея единства, которое, по мысли Канта, охватывает и объединяет и то, и другое единство – идея Бога.

Но проблема разума состоит в том, что, стремясь достроить картину универсума до конца (стремясь завершить познание мира), разум выходит за пределы своих возможностей (то есть, за пределы возможного опыта). Кант по этому принципу и выделяет две различных человеческих способности, рассудок и разум: разум он определяет как рассудок, выходящий за пределы возможного опыта.

 

Идеи – это, всего лишь идеи, конструкты, нашего сознания, объектов, соответствующих этим идеям, на опыте нам не дано (и дано быть не может).

Итак, идеи разума отсылают к объектам, которые не могли бы быть даны на опыте и поэтому идеи – лишь конструкты, которые никогда не будут вполне наполнены конкретным опытным содержанием

Но идеи могут играть и позитивную роль, если разум относится к ним как к регулятивам. Ученый, полагающий, что законы мирозданья ему уже известны, ничего нового не откроет. Но он не может не предполагать и не искать в мироздании эти самые законы. Предполагая и ища в мире законы, он как раз и руководствуется идеей мира в целом как регулятивом, идея мира как упорядоченного целого в этом случае направляет его поиск.

Это вопрос о возможности синтетических суждений в метафизике и вязан с исследованием идей разума. Три умозрительные науки («рациональная психология», «рациональная космология», «рациональная теология» - науки мнимые.

- Разум выходя за пределы опыта впадает в антиномии: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – нет; существуют простые элемнты из которых все состоит – нет; свода (случайность) и причинность; бог существует – бог не существует.

-Диалектика у него имеет негативный смысл и свидетельствуют о бессилии чистого разума постичь сущность мира за пределами опыта. Отсюда вывод:

-Ограничить место разуму, чтобы дать место вере.

- Бог не может быть найден в опыте. Невозможно ни его док-во, ни опровержение. Религия- предмет веры, а и не  теории. Но вера в Бога необходима, иначе невозможно примирить требования сознания с фактами зла, царящего в жизни (требуется признание бессмертия души и возможность воздаяния, справедливого суда и наказания в конечном счете).

-Бог своим существованием обязан нравственному закону, а не наоборот. Человек не потому морален, что верит в бога, а наоборот – верит в бога, потому, что он морален. Отвергает теоретические док-ва бога и вводит нравственное док-во.

На основе критики теоретического разума строит этику

2. Критика практического разума - Философия культуры, философская антропология, философия морали (этика)

-Что природа делает с человеком и что человек может сделать с природой (внешней и своей)?

-Что я могу знать……..

-Человек принадлежит двум мирам − мир натуры и миру культуры.

-Как физическое существо, он детерминирован, как культурное – свободен. 

-Высшей свободы достигает в сфере морали где сам себе, на свой страх и риск создает императивы.

-Подлинно культуре и свободен человек при соблюдении «категорического императива»:

1. Не относись ни к себе, ни к другому только как средству, ибо человек есть высшая цель, самоцель мироздания!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.004 с.)