Позитивистское направление О. Конта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивистское направление О. Конта



 

Конт Огюст (1798-1857). Монпелье − Париж.

 – французский философ, социолог

-- с 1817-1824- секретарь Сен Симона.

 - родоначальник позитивизма

- жил в эпоху Великой французской революции и эпоху, следующую за ней (хаос, терроризм).

Работы

· «Курс позитивной философии».

· «Система позитивной политики»

 

Основные идеи:

- Разработка науки об обществе – «Социологии», способной обеспечить рациональное управление общественным развитием, согласование интересов прогресса и порядка.

-Социология должна быть позитивной наукой – построенной по модели естественных наук.

-Она отличается от метафизики, как спекулятивной науки, умозрительной дисциплины, оторванной от жизни, опыта.

-Она должна быть достоверной, полезной, доступной.

-Она должна опираться на факты, доставляемые эмпирическими методами исследования, обобщать эти факты, выводить законы и сводить их к минимуму.

-Науки достигли высокого уровня и не нуждаются в философии как науке наук, навязвающей науке свои спекулятивные представления, идеи и принципы.

−Наука сама по себе философия. Философия же должна стать служанкой науки, обобщая достижения позитивных наук.

Суть позитивистской философии:

- сциентизм, отрицание метафизики, традиционных суждений философии о бытии, субстанции, материи, сознании, мышлении и т. д. как умозрительных и бессмысленных по своей сути;

- ограничения предмета философии изучением только познания, главным образом, логики, языка науки и методов;

- эмпиризм (знание может быть получено только конкретными позитивными науками, то есть опытным путем, а не философией);

- верификационизм − истинными могут быть лишь те знания, которые хорошо подтверждены данными наблюдения и эксперимента;

- натурализм и физикализм – отсутствие четких представлений о специфике социально-культурной реальности, идеализация и абсолютизация языка и методов естественных и формальных наук, прежде всего физики и математики.

- индуктивизм, абсолютизация индуктивистской модели науки.

 

Постнеклассическа философия (философия Новейшего времени)

 

Основные направления

· экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс, Г. Марсель, Х. Ортега-И-Гассет, Мигель де Унамуно и др.); 

· персонализм (Н. Бердяев, Э. Мунье, Р. Флюэллинг);

· философская антропология (М. Шелер, А. Гелен, О. Больнов, Г. Плеснер);

·  философии жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г.Зиммель, О. Шпенглер, А. Бергсон, Э. Юнгер и др.);

· феноменологическое направление (Э. Гуссерль, А. Шюц, П.Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель);

· неокантианцы (В. Виндельбандт, Г. Риккерт, Э. Кассирер, П. Наторп и др.);

· марксизм и неомарксизм (К. Маркс, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе);

· интеракционизм и коммуникативистика (Ч. Кули, Дж. Мид, Г. Блумер, Ю. Хабермас, К.О. Апель);

· структурализм и постструктурализм (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, М.Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж-Ф. Лиотар и др.);

· религиозные направления (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Бультман, П. Тиллих. Д. Бонхеффер);

· синергетика  (Г. Хакен,  И. Пригожин ).

· герменевтика (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер, П. Рикер).

Краткая характеристик основных направлений

 

Экзистенционализм

Продолжает направление философской мысли, у истоков которого − С. Кьеркегор.

Основные представители: М. Хайдеггер, А. Камю, К. Ясперс, Бубер, Ж. П. Сартр.

Основные идеи: в центре внимания индивидуальные переживания человека, его «экзистенция», которая предшествует «эссенции», сущности. Личность существо открытое, свободное, постоянно выбирающее, не объективируемой, не постижимое с помощью научных категорий.

Экзистенционалисты выделяют истинное бытие и неистинное бытие.

Неистинное бытие — социальное, функционально- ролевое, человек выступает как маска и может быть заменен.

Истинное бытие — выражает уникальность человека, познается в пограничных ситуациях (шоковый характер).

Хайдеггер: предлагал прислушаться к зову бытия, которое познается на грани небытия.

Камю: предлагал справиться с абсурдностью бытия, найти смысл самой абсурдности бытия, воздвига идею бунта против существующих ценностей.

Ясперс: человек существо не завершенное, находится на пути к себе. Идея философской веры.

Сартр: Человек должен быть существом абсолютно свободным и ответственным. Человек есть проект самого себя, своего собственного выбора на свой страх и риск, под свою ответственность.

Персонализм

Представители: Н.Бердяев, Э. Мунье, Р Флюэллинг.

Основная идея: высшая ценность общества, цивилизации – персона, личность. Персона формируется в процессе восхождения к сверхперсоне, к идеальному коммуникативному сообществу.

Высшее назначение человека — это духовное общение по ту сторону социальных систем.

Философская антропология

Представители: М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен.

Основная идея (Шелер): человек, как никогда прежде, стал для себя проблемой.

Задача философии — переосмыслить сущность человека и преобразовать весь институциональный и предметный мир в соответствие сущности человека.

 

  Философия жизни

Представители: А. Шопенгауэр, Ф, Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер.

Основные идеи: первичной реальностью является жизнь которая должна быть постигнута в категориях самой жизни (инстинкта, интуиции, вживания, понимания; критика идеи человека как существа рационального; критика науки и разума. Шопенгауэр – «наш мир наихудший из миров», иррациональный, проникнутый страданием, лишенный смысла: «Лучше было вовсе не родиться». Ницше –сущность человека есть «воля к власти». Критика европейских ценностей и христианской морали. Идеи «аполлонического и дионисийского человека», «сверхчеловека».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.009 с.)