Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феноменологическое направление⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Представители- Э.Гуссерль, А.Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель. Основные идеи. Гуссерль - исследование структуры субъективности, смыслополагающей деятельности человека, структуры трансцедентального «Эго», причин кризиса европейской рациональности и европейского проекта человека. Бергер и Лукман − исследование роли повседневности, как источника первичных значений; − исследование роли итеракции в конструировании социальной реальности; − исследование механизмов интернализации (усвоения) и экстернализации (воплощения в структуру) значений, как основных способов бытия человека, способов конструирования реальности на основе значений.
Неокант ианское направление Представители: В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э Кассерер. Основные идеи. Винделбанд, Риккерт −бытие человека есть культурное и историческое бытие; −культура есть мир ценностей; −культурное бытие непостижимо посредством естественнонаучных понятий; −методы объяснения культурной реальности должны быть дополнены методом понимания явлений через отнесение к трансцеденальным ценностям; Кассирер − человек существо символическое; − методы научного объяснения человека должны быть дополнены методами интерпретации знаков и символов, объединенных в системы мифа, религии, науки, философии. Марксизм и неомарксизм Представители: К. Маркс, М. Хорхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно Основные идеи: Маркс − то, что собой представляют люди, совпадает со способом их бытия; − производство есть родовая жизнедеятельность человека, способ их бытия; − созданный в процессе производства предметный мир есть предметно представленная психология человека; − сущность человека есть ансамбль общественных отношений, в основе которых лежат производственные отношения; Хорхаймер, Адорно, Маркузе. − критика европейского антропологического проекта и его разума, как сумасшествия разума; − поиск субъектов, обладающих революционным потенциалом и способных вывести за рамки буржуазного общества и его ценностей («разотождествить тождественое», разрушить систему, «сделать вытесненное– реальным»); -исследование природы авторитарной личности, как основа тоталитарных государств;
− идея эротической революция, как средство освобождения чувственности и телесности; − авангардное искусство, как средство прорыва сюрреального в реальность. Интеракционизм и коммуникативистика Представители: Ч. Кули Дж. Мид, Г. Блумер, Ю. Хабермас, К.О. Апель Основные идеи: Кули - идея зеркального «Я»; - «наши отношения друг с другом состоят в отношении наших представлений друг о друге» Мид, Блумер −мир институций основан на мире значений; − мир значений имеет интерактивную природу и символическое воплощение; −изменить это мир можно, лишь изменяя мир интерактивных значений; − идея формирования личности в процессе интеракции (т. е. в отношении к другому, обобщенному другому - группе, обществу), общения, в том числе и игрового («plаy» и «gаmе»; − структура самости включает два полюса «I» и Me» взаимоотношение между которыми определяет как развитие личности, так и общества. Хабермас − социальный мир есть мир смыслов и значений формируемых в процессе коммуникации; − процесс формирования смыслов и значений искажен и отчужден от человека в силу того, что СМИ находятся в руках бюрократии или бизнеса (олигархов), а коммуникативный разум, где определяются конечные цели общеста, подчинен инструментальному; − выдвигается проект «чистого дискурса» и условий его институционализации. формирования личности, как совокупности социальных ролей.
Структурализм и постструктурализм Представители: К.Леви-Стросс, Ж. Лакан, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ю. Кристьева, Р. Барт. Основная идея − человеческий мир − мир значений, выраженных в знаках и символах, т. е. в языке; −культура и человек есть текст; − в любом обществе существует метаязык − язык господствующих социальных сил. Он не только раскрывает истину, но и скрывает ее. Это язык власти. В своем определении себя мы предопределены этим языком; − задача мыслителя - дезавуировать (разоблачить) скрывающуиеся в языке отношения власти Религиозные направления 1) неотомизм 2) диалектическая теология 3) неопротестантизм Представители: Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Бультман, П. Тиллих.
Основные идеи: −переосмысление роли религии и веры, сакрального в формировании человеческой духовности и культуры в современном мире. −приближение человека к Богу и Бога к человеку. −анализ функций священного и его форм в конструировании социальной иерархи и порядка; - идеи «безрелигиозного христианства» (Бонхеффер Д.); -идеи «демифологизации религии» и «религиозности без веры»; -идеи «кайроса» как «богоявления и поворотного пункта в истории; тезис о крайнем отчуждении сакрального и светского в современном мире как причины трагедии культуры (П. Тиллих).
Синергетика - Синергетика (от греч. συν- — приставка со значением совместности и греч. ἔργον — «деятельность) междисциплинарное направление научных исследований считающее своей осн. задачей - познание общих закономерностей и принципов самоорганизации в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек (т. наз. точек бифуркации), в окрестности к-рых поведение системы становится неустойчивым и реализуется выбор одной из альтернатив развития Основные понятия: - хаос -бифуркация -флуктуация -аттрактор - неравновесность -нелинейность -непредсказуемость -точка бифуркации, критическая точка (источнике инновации и диверсификации), точке максимальной чувствительности. - в этих точках система под воздействием самых незначительных и случайных (внешних и внутренних) воздействий (флуктуации), может резко изменить свое состояние, вызвать эффект, не соизмеримый по силе с воздействием. «Разрастание роли малого и случайного». -Случайные возмущения, флуктуации, связанные с кросскаталитическоим пересечением событий (режимы с обострением, резонансность, эффект домино, снежного кома), доминированием нелинейных положительных обратных связей над негативными. Быстрая и резкая перестройка системы. - неравновесность – условие и источник порядка. Самопроизвольная самоорганизация возможна только в неравновесных системах - в неравновесных состояниях система начинает реагировать на факторы, которые индифферентны ей в равновесных состоянии, перестает подчиняться параметрам порядка Например: усиливается чувст-ть системы к гравитации, внешним полям и воздействие их на выбор конфигураций (фактор отбора вариантов) - возрастает новые когерентности, дальнодействующие кореляции, чувствительность к отдаленным элемнтам, дальновидение, согласованность в их поведении, видение и чувствительность к системе в целом, пространству и времени (различают прошлое и будущее) системы, частицы находящиеся на макроскопическом расстоянии перестаю вести себя как независимые, кооперируются, координируются. -Идет расшатывание прежнего порядка. Создаются условия для выхода на поверхность подавленных виртуальных структур, переходасюрреального в реальность. Система как бы «забывает о непосредственное прошлом» («разрыв с ближайшим прошлым») детерминируется не прошлым, устойчивым, необходимым а случайным настоящим и будущим (телеономность и причинность). Оторваться о прошлого (критика, осмеяние, дескридитация чтобы ослабит причины, связи с прошлым, пересмотр истории, создание своей истории)
Герменевтика Определение 1. Теория и практика (искусство, техники) истолкования текстов с целью постижения смысла, понимания (центральная категория) в ряде областей знания – богословие, юриспруденция, филология. 2. Направление в философии (и гум.науах) в кторых понимание рассматривавется как условие социального бытия. Постоянный спор – г. как искусство толкования текстов, или как философское направление.
Мотивы: - коммуникация всегда чревата недопониманием, неполным пониманием. Я не то хотел сказать! - Культура есть мир значений выраженных в символах, текстах. Мир культуры - мир искусственный. Искусство – наиболее искусственная искусственность, произведение. Литература, тексты, произведения – наиболее парадигмально. - наши мысли облачены в слова, совершенство их выразительности. Филолгоия включала в первый слой феномена. Невозможность освободится. Сам использовал хоть и как третичный слой. Выготский (усеченное колебания голосовых связок). В слове не только выражается, но свершается и удерживается и передается мысль.
Истоки и история 1. В др. гр. От Бога Гермес, посланник Зевса, разъясняющий смысл его посланий, знамений. 2. В др. гр. философии и филологии – искусство истолкования и понимания иносказаний, мифов, символов. У неоплатоников – интерпретация текстов др.гр. поэтов (Гомера). Интерес к герменевтике там, где недопонимание, несогласие, недоразумение, удивление – философия вообще и Сократ (ирония, постановка вопросов) интерпретация мифов у Платона. 3. Ср. века- (экзегетика) искусство толкования священных текстов,Библии. У протестанов – истинное интерпретация Священного писания (в отл. от католиков, считавших невозможным правильное истолкование без предания, отделение от превнесений и искажений привнесенных людьми). Благоприятная почва- иерархизм и универсальный символизм – все есть сигнатура бога. Вначале было слово! Интерес к подлинному смыслу божественного слова. Выделялись следующие смыслы религиозного текста: - литературный (разъяснение исторического послания); -аллегорический (разъяснение содержания веры, ее смысла); -тропологический (моральный смысл); -анадодический (указывающий на будущее); - эсхатологический. 4. Возрождение, секуляризация. Формирование классической филологии независимой от теологии – искусство реконструкции, адекватного перевода, интерпретации произведений античной культуры на язык современной.
5. Новое время еще большее освобождение г. от теологии и расширение поля применения ее в филологии, истории, юриспруденции: а) работы Й. Даннауэра, средина ХVII в. для освобождения от неясностей теста такие приемы, как: -исследование целевой направленности текста; - исследование предпосылок и выводов; - согласованность суждений; -выделение аналогий; -исследование лингвистических приемов; - и др. б) историко-филологическая наука ХУIII в. (Г.Майер, Х.Вольф, А Бек и др.) разработка конкретных правил, методик, техник толкования текстов. Импульс в романтизме. в) первая половина Х1Х в. Ф. Савиньи, юридическая герменевтика. 4 типа интерпретации: - грамматическая (смысл слов и предложений); -систематическая (понимание закона из всей системы законов); -историческая (что было, чего не хватало, что необходимо); - телеологическая (смысл и цель данного закона). 6. Шлейермахер Ф. (1768-1834) нем. Протестанский богослов, философ - Переориентировал герменевтику с разработки правил истолкования конкретных текстов на исследование общих принципов Г. - герменевтика – обнаружения смысла текста, его понимание на основе грамматической и психологической интерпретации - у интерпретатора 2 объекта понимания – текст и автор; - грамматическаянаправлена на текст, сопоставление высказываний, взаимосвязь части и целого (от слова к предложению, тексту, всей совокупности текстов автора и т.д.); -психологическое понимание - в центре искусство понимания чужой индивидуальности, анализ сведений об авторе с целью понять сознательную и бессознательную сторону творчества, вживание (в том числе и текст, его содержательные и грамматические моменты), вчувствование во внутренний мир, субъективность автора, его творческий стиль. В этом смысле автор может достичь конгениальности и понять произведение и самого автора лучше, чем он сам понимал себя и свой труд. 7. Дильтей В. (философия жизни) (1833-1911). -Развивал герменевтику как методологию исторического познания, основанного на понимании. - Герменевтика у него – в дополнение к уже обзначенным моментам - проникновение в духовный мир автора текста и самого текста как выражения события жизни, как объективации духа, через реконструкцию культурного контекста. - достижение понимания через истолкование отдельных явлений как моментов целостной, душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи. Жизнь существует во времени как отношение части к целому данное как переживание значения. А понимание целого- смысла жизни проистекает из значения отдельных элементов. 8. М. Хайдеггер (1889-1976) (феноменологическая, фундаментальная онтология, экзистенциальная феноменология) «Бытие и время» - У истоков философской герменевтики, герменевтики как направления философии. - перевод проблемы понимания из теоретико-познавательного (гносеологического) в онтологический план (первичность по отношению к объяснению, концептуализациям);
-обогащение феноменологического подхода герменевтическим, а последнего –фундаментально-онтологическим, экзистенциально-аналитическим – эзистенциальным априори). - понимание – сущностное условие и характеристика человеческого бытия как открытого свободе в которой и в которой только и может открываться сущее и бытие в своей сути; - бытие человека как Dasein изначально имеет понимающий характер, причем понимание это осуществляется в донаучной, додискурсивной форме; 10. Поль Рикёр (фр. Paul Ricœur; 1913—2005) — французский философ, один из ведущих (наряду с Хайдеггером и Гадамером) представителей философской герменевтики, новой ветви философии, выросшей из своего корня феноменологии. «Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике» - Высшая цель – универсальная герменевтика, воссоединение утраченного единства человеческого языкап на основе синтеза достижений различных систем интерпретации; -человеческий опыт и бытие имеют языковый характер; истолкование символов- способ включения индивида в целостный контекст культуры - герменевтика –это теория правил которым подчиняется различные типы интерпретации различных символов (от психонализа, структурализма и феноменологии – до критики идеологий, литературной критики и феноменологии религии); - существуют иерофанические символы - предмет феноменологии религии); онирические (символы- сновидений – предмет психанализа; поэтические –предмет литературной критики. - за конфликтом интепретаций кроется различные способы экзистенции; -личность – место рождения смыслов, субъект культурно-исторического творчества и связи времен, а философии необходим адекватный метод его анализа субъективности; -этот метод регрессивно-прогрессивный дающий синтез прошлого и будущего, дольнего (бытийного) и горнего, материального и духовного, онтологии и телеологии; - феномеология человеческого бытия выявляет условия человеческого существования, психанализ раскрывает изначальные импульсы и ихсублимации в культуре и объективации в языке. - необходим критический анализ и синтез всех возможных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.039 с.) |