Феноменологическое направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феноменологическое направление



Представители- Э.Гуссерль, А.Шюц, П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель.

Основные идеи.

Гуссерль - исследование структуры субъективности, смыслополагающей деятельности человека, структуры трансцедентального «Эго», причин кризиса европейской рациональности и европейского проекта человека.

Бергер и Лукман

− исследование роли повседневности, как источника первичных значений;

− исследование роли итеракции в конструировании социальной реальности;

− исследование механизмов интернализации (усвоения) и экстернализации (воплощения в структуру) значений, как основных способов бытия человека, способов конструирования реальности на основе значений.

 

Неокант ианское направление

Представители: В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э Кассерер.

Основные идеи.

Винделбанд, Риккерт

−бытие человека есть культурное и историческое бытие;

−культура есть мир ценностей;

−культурное бытие непостижимо посредством естественнонаучных понятий;

−методы объяснения культурной реальности должны быть дополнены методом понимания явлений через отнесение к трансцеденальным ценностям;

Кассирер  

− человек существо символическое;

 − методы научного объяснения человека должны быть дополнены методами интерпретации знаков и символов, объединенных в системы мифа, религии, науки, философии.

   Марксизм и неомарксизм

Представители: К. Маркс, М. Хорхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно

Основные идеи:

Маркс

− то, что собой представляют люди, совпадает со способом их бытия;

− производство есть родовая жизнедеятельность человека, способ их бытия;

− созданный в процессе производства предметный мир есть предметно представленная психология человека;

− сущность человека есть ансамбль общественных отношений, в основе которых лежат производственные отношения;

Хорхаймер, Адорно, Маркузе.

− критика европейского антропологического проекта и его разума, как сумасшествия разума;

− поиск субъектов, обладающих революционным потенциалом и способных вывести за рамки буржуазного общества и его ценностей («разотождествить тождественое», разрушить систему, «сделать вытесненное– реальным»);

-исследование природы авторитарной личности, как основа тоталитарных государств;

− идея эротической революция, как средство освобождения чувственности и телесности;

− авангардное искусство, как средство прорыва сюрреального в реальность.

        Интеракционизм и коммуникативистика

Представители: Ч. Кули Дж. Мид, Г. Блумер, Ю. Хабермас, К.О. Апель

Основные идеи:

Кули

- идея зеркального «Я»;

- «наши отношения друг с другом состоят в отношении наших представлений друг о друге»

Мид, Блумер

−мир институций основан на мире значений;

− мир значений имеет интерактивную природу и символическое воплощение;

−изменить это мир можно, лишь изменяя мир интерактивных значений;

− идея формирования личности в процессе интеракции (т. е. в отношении к другому, обобщенному другому - группе, обществу), общения, в том числе и игрового («plаy» и «gаmе»;

− структура самости включает два полюса «I» и Me» взаимоотношение между которыми определяет как развитие личности, так и общества.

Хабермас

− социальный мир есть мир смыслов и значений формируемых в процессе коммуникации;

− процесс формирования смыслов и значений искажен и отчужден от человека в силу того, что СМИ находятся в руках бюрократии или бизнеса (олигархов), а коммуникативный разум, где определяются конечные цели общеста, подчинен инструментальному;

− выдвигается проект «чистого дискурса» и условий его институционализации.

формирования личности, как совокупности социальных ролей.

 

 Структурализм и постструктурализм

Представители: К.Леви-Стросс, Ж. Лакан, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ю. Кристьева, Р. Барт.

Основная идея

− человеческий мир − мир значений, выраженных в знаках и символах, т. е. в языке;

−культура и человек есть текст;

− в любом обществе существует метаязык − язык господствующих социальных сил. Он не только раскрывает истину, но и скрывает ее. Это язык власти. В своем определении себя мы предопределены этим языком;

− задача мыслителя - дезавуировать (разоблачить) скрывающуиеся в языке отношения власти

Религиозные направления

1) неотомизм

2) диалектическая теология

3) неопротестантизм

Представители: Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Бультман, П. Тиллих.

Основные идеи:

−переосмысление роли религии и веры, сакрального в формировании человеческой духовности и культуры в современном мире.

−приближение человека к Богу и Бога к человеку.

−анализ функций священного и его форм в конструировании социальной иерархи и порядка;

- идеи «безрелигиозного христианства» (Бонхеффер Д.);

-идеи «демифологизации религии» и «религиозности без веры»;

-идеи «кайроса» как «богоявления и поворотного пункта в истории; тезис о крайнем отчуждении сакрального и светского в современном мире как причины трагедии культуры (П. Тиллих).

 

Синергетика

- Синергетика (от греч. συν- — приставка со значением совместности и греч. ἔργον — «деятельность) междисциплинарное направление научных исследований считающее своей осн. задачей - познание общих закономерностей и принципов самоорганизации   в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек (т. наз. точек бифуркации), в окрестности к-рых поведение системы становится неустойчивым и реализуется выбор одной из альтернатив развития

  Основные понятия:

- хаос

-бифуркация

-флуктуация

-аттрактор

- неравновесность

-нелинейность

-непредсказуемость

 -точка бифуркации, критическая точка (источнике инновации и диверсификации), точке максимальной чувствительности.

 - в этих точках система под воздействием самых незначительных и случайных (внешних и внутренних) воздействий (флуктуации), может резко изменить свое состояние, вызвать эффект, не соизмеримый по силе с воздействием. «Разрастание роли малого и случайного».

-Случайные возмущения, флуктуации, связанные с кросскаталитическоим пересечением событий (режимы с обострением, резонансность, эффект домино, снежного кома), доминированием нелинейных положительных обратных связей над негативными. Быстрая и резкая перестройка системы.

 - неравновесность – условие и источник порядка. Самопроизвольная самоорганизация возможна только в неравновесных системах

- в неравновесных состояниях система начинает реагировать на факторы, которые индифферентны ей в равновесных состоянии, перестает подчиняться параметрам порядка Например: усиливается чувст-ть системы к гравитации, внешним полям и воздействие их на выбор конфигураций (фактор отбора вариантов)

- возрастает новые когерентности, дальнодействующие кореляции, чувствительность к отдаленным элемнтам, дальновидение, согласованность в их поведении, видение и чувствительность к системе в целом, пространству и времени (различают прошлое и будущее) системы, частицы находящиеся на макроскопическом расстоянии перестаю вести себя как независимые, кооперируются, координируются.

-Идет расшатывание прежнего порядка. Создаются условия для выхода на поверхность подавленных виртуальных структур, переходасюрреального в реальность. Система как бы «забывает о непосредственное прошлом» («разрыв с ближайшим прошлым») детерминируется не прошлым, устойчивым, необходимым а случайным настоящим и будущим (телеономность и причинность). Оторваться о прошлого (критика, осмеяние, дескридитация чтобы ослабит причины, связи с прошлым, пересмотр истории, создание своей истории)

Герменевтика

Определение

1. Теория и практика (искусство, техники) истолкования текстов с целью постижения смысла, понимания (центральная категория) в ряде областей знания – богословие, юриспруденция, филология.

2. Направление в философии (и гум.науах) в кторых понимание рассматривавется как условие социального бытия.

Постоянный спор – г. как искусство толкования текстов, или как философское направление.

 

Мотивы: - коммуникация всегда чревата недопониманием, неполным пониманием. Я не то хотел сказать!

          - Культура есть мир значений выраженных в символах, текстах. Мир культуры - мир искусственный. Искусство – наиболее искусственная искусственность, произведение. Литература, тексты, произведения – наиболее парадигмально.

        - наши мысли облачены в слова, совершенство их выразительности. Филолгоия включала в первый слой феномена. Невозможность освободится. Сам использовал хоть и как третичный слой. Выготский (усеченное колебания голосовых связок). В слове не только выражается, но свершается и удерживается и передается мысль.

 

Истоки и история

1. В др. гр. От Бога Гермес, посланник Зевса, разъясняющий смысл его посланий, знамений.

2. В др. гр. философии и филологии – искусство истолкования и понимания иносказаний, мифов, символов. У неоплатоников – интерпретация текстов др.гр. поэтов (Гомера). Интерес к герменевтике там, где недопонимание, несогласие, недоразумение, удивление – философия вообще и Сократ (ирония, постановка вопросов) интерпретация мифов у Платона.

3. Ср. века- (экзегетика) искусство толкования священных текстов,Библии. У протестанов – истинное интерпретация Священного писания (в отл. от католиков, считавших невозможным правильное истолкование без предания, отделение от превнесений и искажений привнесенных людьми). Благоприятная почва- иерархизм и универсальный символизм – все есть сигнатура бога. Вначале было слово! Интерес к подлинному смыслу божественного слова. Выделялись следующие смыслы религиозного текста:

- литературный (разъяснение исторического послания);

-аллегорический (разъяснение содержания веры, ее смысла);

-тропологический (моральный смысл);

-анадодический (указывающий на будущее);

- эсхатологический.

4. Возрождение, секуляризация. Формирование классической филологии независимой от теологии – искусство реконструкции, адекватного перевода, интерпретации произведений античной культуры на язык современной.

5. Новое время еще большее освобождение г. от теологии и расширение поля применения ее в филологии, истории, юриспруденции:

а) работы Й. Даннауэра, средина ХVII в. для освобождения от неясностей теста такие приемы, как:

-исследование целевой направленности текста;

- исследование предпосылок и выводов;

- согласованность суждений;

-выделение аналогий;

-исследование лингвистических приемов;

- и др.

б) историко-филологическая наука ХУIII в. (Г.Майер, Х.Вольф, А Бек и др.) разработка конкретных правил, методик, техник толкования текстов. Импульс в романтизме.

в) первая половина Х1Х в. Ф. Савиньи, юридическая герменевтика. 4 типа интерпретации:

- грамматическая (смысл слов и предложений);

-систематическая (понимание закона из всей системы законов);

-историческая (что было, чего не хватало, что необходимо);

- телеологическая (смысл и цель данного закона).

6. Шлейермахер Ф. (1768-1834) нем.  Протестанский богослов, философ

- Переориентировал герменевтику с разработки правил истолкования конкретных текстов на исследование общих принципов Г.

- герменевтика – обнаружения смысла текста, его понимание на основе грамматической и психологической интерпретации

- у интерпретатора 2 объекта понимания – текст и автор;

- грамматическаянаправлена на текст, сопоставление высказываний, взаимосвязь части и целого (от слова к предложению, тексту, всей совокупности текстов автора и т.д.);

-психологическое понимание - в центре искусство понимания чужой индивидуальности, анализ сведений об авторе с целью понять сознательную и бессознательную сторону творчества, вживание (в том числе и текст, его содержательные и грамматические моменты), вчувствование во внутренний мир, субъективность автора, его творческий стиль. В этом смысле автор может достичь конгениальности и понять произведение и самого автора лучше, чем он сам понимал себя и свой труд.

7. Дильтей В. (философия жизни) (1833-1911).

-Развивал герменевтику как методологию исторического познания, основанного на понимании.

- Герменевтика у него – в дополнение к уже обзначенным моментам - проникновение в духовный мир автора текста и самого текста как выражения события жизни, как объективации духа, через реконструкцию культурного контекста.

- достижение понимания через истолкование отдельных явлений как моментов целостной, душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи. Жизнь существует во времени как отношение части к целому данное как переживание значения. А понимание целого- смысла жизни проистекает из значения отдельных элементов.

8. М. Хайдеггер (1889-1976) (феноменологическая, фундаментальная онтология, экзистенциальная феноменология) «Бытие и время»

- У истоков философской герменевтики, герменевтики как направления философии.

- перевод проблемы понимания из теоретико-познавательного (гносеологического) в онтологический план (первичность по отношению к объяснению, концептуализациям);

-обогащение феноменологического подхода герменевтическим, а последнего –фундаментально-онтологическим, экзистенциально-аналитическим – эзистенциальным априори).

- понимание – сущностное условие и характеристика человеческого бытия как открытого свободе в которой и в которой только и может открываться сущее и бытие в своей сути;

- бытие человека как Dasein изначально имеет понимающий характер, причем понимание это осуществляется в донаучной, додискурсивной форме;

10. Поль Рикёр (фр. Paul Ricœur; 1913—2005) — французский философ, один из ведущих (наряду с Хайдеггером и Гадамером) представителей философской герменевтики, новой ветви философии, выросшей из своего корня феноменологии. «Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике»

- Высшая цель – универсальная герменевтика, воссоединение утраченного единства человеческого языкап  на основе синтеза достижений различных систем интерпретации;

-человеческий опыт и бытие имеют языковый характер; истолкование символов- способ включения индивида в целостный контекст культуры

- герменевтика –это теория правил которым подчиняется различные типы интерпретации различных символов (от психонализа, структурализма и феноменологии – до критики идеологий, литературной критики и феноменологии религии);

- существуют иерофанические символы - предмет феноменологии религии); онирические (символы- сновидений – предмет психанализа; поэтические –предмет литературной критики.

- за конфликтом интепретаций кроется различные способы экзистенции;

-личность – место рождения смыслов, субъект культурно-исторического творчества и связи времен, а философии необходим адекватный метод его анализа субъективности;

-этот метод регрессивно-прогрессивный дающий синтез прошлого и будущего, дольнего (бытийного) и горнего, материального и духовного, онтологии и телеологии;

- феномеология человеческого бытия выявляет условия человеческого существования, психанализ раскрывает изначальные импульсы и ихсублимации в культуре и объективации в языке.

- необходим критический анализ и синтез всех возможных.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.039 с.)