Не сущ-т вещи объективно, без нашего восприятия их. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не сущ-т вещи объективно, без нашего восприятия их.



2. Вещи производны от них и есть устойчивые комплексы восприятий, представлений;

3. Идеи вещи, идеальные объекты и субъекты – духи (сознание ч-ка) создаются не человеком, а богом.

Философия Беркли − прообраз и один из источников Махизма − субъективно-идеалистической теорий в бурж. философии кон. 19 − нач. 20 вв.

 

2.2.2.ЮМ   Давид (1711− 1776). Эдинбург, Шотлан­дия

-англ. философ, историк, экономист и публицист.

-сформулировал осн. принци­пы новоевроп. агностицизма

- предшественник позити­визма.

Работы

· «Трактат о человеч. природе».

·  «История Англии» в 8 томах (претензии тори).

· «Эссе» (на политические, экоомические, этические и эстет-е темы)- принесли славу.

 

Гносеология

 - Переработка идей Беркли − агностицизма и феноменализма.

- существуют ли ма­териальные объекты, вызывающие наши впечатления? Остав­лял теоретически открытым вопрос, (хотя в житейской практике он в их существовании не сомневался);

- что за пределами ощущений? «Не знаем, и знать не можем». Проблема отношения бытия и сознания неразрешима.

- Источник наших знаний: а)первичные восприятия − непосредственные впечатления внеш. опыта (ощущения); б) вторичные − чувств. образы памяти («идеи») и впе­чатления внутр. опыта (аффекты, желания, страсти).

- Образование сложных идей толковал как психологические ассоциации простых идей друг с другом.

Онтология

- Объективное существование причинно-следственных связей недоказуемо, т. к. то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, логически из неё не выводимо и не похоже на неё.

-Психологич. механизм, вызываю­щий убеждение людей в объективном существовании причинности, основан, по Ю., на восприятии регу­лярного появления и следования во времени собы­тия и «веру», что в будущем всякое появление А повлечёт за собой появление Б;

-но в области наук о психических явлени­ях каузальность бесспорна, ибо она действует как по­рождение идей впечатлениями и как механизм ассо­циирования. Согласно Ю., каузальность сохраняется в тех науках, к-рые удаётся превратить в ветвь пси­хологии, что он и стремился осуществить в отношении граждаеской истории, этики и религиоведения.

-Отвергал свободу воли с позиций психического детерми­низма.

- Критика понятия ду­ховной субстанции. Личность, по Ю., есть «... связ­ка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом...» Личность есть воспроизводимая, развивающаяся идея о себе и без своей идеальной сущности человек бы не мог бы не существовать, не воспринимать мир.

  Философия религии, этика, эстетика

-Критика духовной субстанции перерастала у Ю. в критику цер­кви и религ. веры, к-рой он противопоставлял привыч­ки обыденного сознания и расплывчатую «естественную ре­лигию».

-В основе этики Ю.— концепция неизменной человеч. природы. Человек, по Ю. − существо слабое, под­верженное ошибкам и капризам ассоциаций; образо­вание приносит ему не знания, но привычки.

- в поисках мотивов, которые заставили бы людей следовать требованиям «общественного блага», обратился к альтруистическому чувству общечелове­ческой «симпатии», которое противопоставлял индиви­дуализму.

-Эстетика Ю. сводилась к психологии художеств. восприятия; прекрасное он преимущественно толковал как эмоциональную реакцию субъекта на факт практической целесообразности объекта.

Социльная философия

-В социологии Ю. был п ротивником как феод.-аристократических. идеи «власти от бога», так и б урж. договор­ных концепций происхождения гос-ва.

-Общество, по Ю., возникло в результате разрастания семей,

- Политическая власть вырастает из института воен. вождей, к-рым на­род «привык» подчиняться.

- Степень за­конности власти зависит от продолжительности прав­ления и последовательности соблюдения ею принципа частной собственности.

Под влиянием идей Ю. развивалось большинство по­зитивистских учений 19—20 вв., начиная с Дж. С. Милля и вплоть до эмпириокритицизма, неопозитивизма и лингвистической философии.

 

Мандевиль Бернард де (1670-1733, Дорд-рехт -Лондон),

- англ. философ-материа­лист, деист; врач. По происхождению француз

-. взгляды М. сложились под влиянием учений Гоббса и Локка.

Гл. произв. М. -«Басня о пчелах» первоначально вышедшая анонимно в 1705 в Лондоне в виде стихотворного пафлета

-В 1723 она вышла с новыми комментариями и дополнением: «Исследова­ния о происхождении нравств. Добродетели»,«Изыска­ние о природе общества»

-вокруг него разгорелась острая борьба (против «Басни» М. выступили Дж. Беркли и Ф. Хатчесон; Вольтер посвятил ей сатирич. басню «Марселец и лев»).

-В «Басне» М. выступает с острой социальной сатирой на совр. ему общество, в к-ром пороки являются дви­жущей силой развития. М. вскрывает роль господст­вующей морали как орудия господства над трудящи-мися, устанавливает зависимость нравственности от обществ. строя.

К. Маркс в «Капитале», высоко оценивая взгляды М., писал, что он был «...бесконечно смелее и честнее проникнутых филистерским духом апологетов буржу­азного общества

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.005 с.)