Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура экологической ниши «стволоеды»

Поиск

 

Название специфической ниши Деятельность в биогеоценозе Представители
Первичные «вредители» Поселяются на здоровых деревьях с незначительными очагами повреждений на стволах (участки отмирания отдельных ветвей) или корнях. Активно внедряются в здоровое растение и питаются его тканями. Не вызывают гибели растения, но ослабляют его Большой еловый лубоед, древесница въедливая, древоточец пахучий, большой и малый осиновые усачи
Вторичные «вредители» Поселяются на ослабленных, но еще жизнеспособных деревьях, на срубленных деревьях, на лесоматериалах Усачи, короеды, златки, рогохвосты
Третичные «вредители» Поселяются на срубленных деревьях, лесоматериалах, валежнике, различных порубочных остатках, старых пнях Серый длинноусый усач, полосатый древесинник, валежный короед, златки

 

3. Сделайте вывод по работе, ответив на вопросы

3.1. Исходя, из какого признака определяют принадлежность организмов к той или иной экологической нише?

3.2. Какие ниши приурочены к растению, принимающему участие в сложении биоценоза?

3.3. Чем можно объяснить размещение на одном растении нескольких экологических ниш?

3.4. Чем можно объяснить принадлежность к одной экологической нише нескольких разных групп организмов?

Задания для самостоятельной работы

1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь):, частота встречаемости, степень доминирования, консорция, доминант, эдификатор, синузии, ярусность, парацеллы, фитогенная мозаичность, экологическая ниша, фундаментальная ниша, реализованная ниша, местообитание, экотон, краевой эффект, механизм регуляции, агроценоз, сообщество, урожай.

2. Вопросы для самоконтроля

2.1. Назовите доминирующие и малочисленные виды в птичьем населении: городских территорий, сельских поселков.

2.2. Могут ли в настоящее время сохраниться биоценозы, не подверженные никаким антропогенным воздействиям?

2.3. При удалении какого-либо вида из биоценоза остальные занимают его место, повышают численность и выполняют его роль. Зачем тогда заботиться о сохранении видового разнообразия сообществ?

2.4. Что такое мерность экологической ниши?

2.5. Какие факторы нужно учитывать при описании экологической ниши человека?

2.6. В чем состоит различие понятий «местообитание» и «экологическая ниша»?

2.7. Исходя из какого признака определяют принадлежность организмов к той или иной экологической нише?

2.8. Чем можно объяснить размещение на одном растении нескольких экологических ниш?

2.9. Чем можно объяснить принадлежность к одной экологической нише нескольких разных групп организмов?

2.10. Какие механизмы регуляции численности видов в биоценозах вы знаете?

3. Оформление экологического портрета – пункт 12 плана.

Литература основная

1. Миркин Б.М. Основы общей экологии/ Б.М. Миркин, Л.Г Наумова. – М.: Университетская книга, 2005. – 240 с.

2. Чернова Н.М. Экология/ Н.М. Чернова, А.М. Былова – М.: Просвещение, 1991. – 272 с.

Литература дополнительная

1. Одум Ю. Основы экологии. - М.: Мир, 1986. – 645 с.

2. Пономарева И.Н. Общая экология - М.: Просвещение 1997. – 264 с.

3. Радкевич В.А. Экология. – Минск: «Вышэйшая школа», 1998. – 159 с.

4. Степановских А.С. Экология – Курган: ГИПП Зауралье, 1997. – 616 с.

 

 

Занятие № 10. Биотические связи               2 ч

 

Цель: изучить основные связи и взаимоотношения организмов.

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Классификация биотических связей.

2. Взаимополезные отношения.

3. Полезно – нейтральные, вредно – нейтральные и нейтральные отношения.

4. Полезно – вредные отношения: хищничество.

5. Полезно – вредные отношения: паразитизм и полупаразитизм.

6. Взаимовредные отношения.

7. Значение биотических взаимоотношений в регуляции численности видов

II. Тестовый контроль.

III. Решение задач.

1. Соотнесите данные в двух колонках и определите тип биотических отношений.

 

Биотические связи Примеры
1. Симбиоз А. Сорные и культурные растения
2. Мутуализм Б. Человек и аскарида
3. Протокооперация В. Лиса и енотовидная собака
4. Комменсализм Г. Омела и яблоня
5. Синойкия Д. Синица и лягушка
6. Хищничество Е. Сова и мышь лесная
7. Паразитизм Ж. Клест и белка
8. Полупаразитизм З. Вико-овсяные посевы
9. Аменсализм И. Волк и заяц
10. Конуренция К. Гнезда птиц в кронах деревьев
11. Нейтрализм Л. Акула и рыба-прилипала
  М. Шмель и цветковые растения
  Н. Совместная ловля рыбы пеликанами и бакланами
  О. Гриб и водоросль
  П. Львы и гиены
  Р. Травы под елью
  С. Муравей и семена растений
  Т. Мучнистый и хлебный хрущики
  У. Клубеньковые бактерии и бобовые растения
  Ф. Рак-отшельник и актиния
  Х. Лист росянки с добычей
  Ц. Повилика на крапиве
  Ч. Олень и сороки

 

2. Как только живое существо появляется на свет, сразу подвергается нападению одного или нескольких паразитов, одни из которых эктопаразиты – живут на поверхности тела, а другие эндопаразиты – обитают во внутренних органах. Распределите предложенные связи по двум этим группам: а) грибы на муравье; б) омела на дубе; в) клещ на слепне; г) трипаносомы в крови человека; д) червь-нематода в кишечнике рыбы; е) клещи на ящерице; ж) пиявки на пиявке.

3. Проанализируйте результаты опыта, в котором в 25 г. пищи (пшеничной муки) поместили 10 вариантов количества яиц сухофруктовой огневки Ephestia caetella, из которой отродилось различное число куколок (табл. 15). Определите минимальное количество пищи, необходимое для получения одной куколки. Постройте график изменения количества пищи, приходящейся на одну личинку, при увеличении плотности популяции. Сравните с кривой изменения числа куколок.

Таблица 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.153 (0.009 с.)