Занятие 9. Экономический механизм охраны природы 2ч 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 9. Экономический механизм охраны природы 2ч



Цель: изучить цели и особенности экономического механизма охраны природы.

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Экономический механизм охраны окружающей среды.

2. Учет природных ресурсов и загрязнителей, ущерба от загрязнения. Используйте при ответе рис. 20.

3. Лицензирование и лимитирование природопользования.

4. Плата за природопользование.

5. Экологические фонды и финансирование природопользования.

6. Экологическое страхование.

Кадастры природных ресурсов и ведущие их организации
Кадастры и реестры
Земельный кадастр
Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
Кадастр подземных вод
Водный кадастр
Головные организации
Гос. комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ (Роскомзем)
Гос. комитет по геоэкологии и использованию недр РФ (Роскомнедра)
Гос. комитет по водному хозяйству РФ (Роском вод)
Лесной кадастр
Федеральная служба лесного хозяйства при правительстве РФ (Рослесхоз)
Кадастр особо охраняемых природных территорий
Министерсво природных ресурсов (МПР)
Красная книга
Реестр рыбных запасов
Гос. комитет по рыболовству РФ (Роскомрыболовство)
Реестр охотничьих животных
Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз)
Реестр загрязнителей окружающей природной среды
Министерство природных ресурсов (МПР)


Рис. 20. Кадастры природных ресурсов РФ

 

Задания для самостоятельной работы

1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь): учет природных ресурсов, кадастр, ущерб от загрязнения среды, лицензирование, лимитирование, договор на комплексное природопользование, платежи за природопользование, базовые нормативы, дифференцированные нормативы, конкретные размеры платежей, финансово – кредитные инструменты, рыночные инструменты, экологические фонды, экологическое страхование, экономический ущерб, экологический ущерб, фактический ущерб, натуральный ущерб.

2. Доклады по темам 5, 15, 28, 56, 57, 61.

3. Вопросы для самоконтроля

2.1. Что понимается под экономическим регулированием охраны окружающей среды?

2.2. В чем состоит отличие платы за использование природных ресурсов от платежей за загрязнение ОС?

2.3. Раскройте экономическую сущность экологического страхования.

2.4. Как осуществляется финансирование природоохранной деятельности?

2.5. В чем сущность кадастровых исследований. В каких целях они проводятся, кто отвечает за их проведение?

Литература основная

1. Арустамов Э.А. и др. Природопользование/ Э.А. Арустамов, А.Е. Волощенко, Г.В. Гуськов и др. – М.: «Дашков и К0», 2005. – с. 197 – 218.

2. Бгангба В.Р. Социальная экология/ В.Р. Бгангба. – М.: Высш. шк., 2005. – 309 с.

3. Емельянов А.Г. Основы природопользования/ А.Г. Емельлянов. – М.: «Академия», 2004. – 304 с.

Литература дополнительная

1. Николайкин Н.И. Экология/ Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова – М.: Дрофа, 2003. – 624 с., С. 472 – 482; 534 – 538.

2. Передельский Л.В. Экология / Л.В. Передельский, В.И. Коробкин, О.Е. Приходченко. – М.: Проспект, 2008. – 512 с, С. 465-477.

3. Тимофеева С.С. Экологический менеджмент/ С.С. Тимофеева. – Ростов-на-Дону, 2004. – 352 с., С. 217 – 253.

4. Экология /А.И. Аджиревич, В.А. Грачев, В.В. Гутенев и др.; Под ред. проф. В.В. Денисова. - М. – Ростов-на-Дону: ИКЦ МарТ, 2006. – 768 с., С. 399 – 423.

 


Темы для самостоятельной работы

1. Аридизация земель.

2. Важнейшие природоохранные конвенции и их реализация в современных условиях.

3. Взаимосвязь экологической и демографической проблем.

4. Всемирный банк в решении экологических проблем.

5. Всеобщее экологическое образование как гарант формирования экологического мировоззрения.

6. Газовый баланс атмосферы: проблемы и решения.

7. Государственные органы по охране природы в России.

8. Животный мир России: проблемы и решения.

9. Живые организмы – накопители различных элементов.

10. Заповедники России.

11. Законы и принципы социальной экологии.

12. Закон Б. Коммонера «природа знает лучше».

13. Зарубежный опыт природопользования.

14. Здоровье и радиация.

15. Значение экологического образования для обеспечения устойчивого развития человечества и природы.

16. История охраны природы в России.

17. Искусственная радиоактивность: проблемы и решения.

18. Лесные ресурсы мира и проблема их устойчивого использования.

19. Локальные, региональные и глобальные уровни экологических проблем.

20. Международная деятельность по сохранению природы Земли.

21. Мировой океан, как экосистема.

22. Национальные парки мира.

23. Недра Земли как ограниченный источник сырьевых ресурсов для развития антропосферы.

24. Общественные природоохранные организации в России.

25. Особенности современного этапа воздействия человека на природу Земли.

26. Отношение к природе в мировых религиях.

27. Правовая охрана природы в России.

28. Природные основы экологической культуры.

29. Проблема выживания в современном мире.

30. Природно-антропогенные ландшафты.

31. Природа нашего города.

32. Проблема озонового экрана.

33. Проблема пресной воды на земле.

34. Противоречивое единство антропосферы и биосферы в едином пространстве Земли.

35. Почвенные ресурсы Земли: проблемы и решения.

36. Пути и методы преодоления противоречия между техносферой и биосферой.

37. Развитие антропосферы как искусственной среды обитания человечества.

38.  Растительность, как источник кислорода: проблемы и решения.

39.  Ресурсы животного мира и проблемы их устойчивого использования.

40. Редкие виды животных, пути и формы их сохранения.

41.  «Римский клуб и экологические проблемы».

42. Система охраняемых территорий.

43. Сохранение биоразнообразия Земли.

44. Социальные болезни, как следствия социальных явлений.

45. Социально-демографические проблемы в регионе.

46. Социальная экология семьи.

47. Технократический стиль мышления, его влияния на окружающую среду.

48. Техногенные системы и экологический риск.

49. Трагедия Арала как модель крупномасштабного экологического кризиса.

50. Учение В.П.Вернадского о ноосфере.

51. Фактор среды в развитии личности.

52. Экологический аудит.

53. Экологическая экспертиза.

54. Экологизация производства.

55. Экологический мониторинг.

56. Экономический механизм природопользования.

57. Экологическая этика.

58. Экологическая токсикология.

59. Энергетика будущего.

60. Экология городских жителей (факторы городской среды, влияющие на граждан).

61. Экологическое образование в детских образовательных учреждениях: школах, лицеях, колледжах, училищах: содержание, организация, методы.

62. Электромагнитное загрязнение.

Примерные вопросы к зачету по социальной экологии и

Природопользованию

1. Социальная экология и природопользование как наука.

2. Человек – биосоциальный вид.

3. Основные этапы истории взаимоотношений человека и природы.

4. Среда человека. Компоненты среды человека по Н.Ф. Реймерсу и по Л.В. Максимовой.

5. Демографические характеристики человека. Демографическое поведение.

6. Демографический взрыв.

7. Современное демографическое положение России и города Арзамаса.

8. Экологические кризисы в истории человечества.

9. Загрязнение природной среды. Виды загрязнения. Загрязнение экологических систем по Г.В. Стадницкому и А.И. Родионову.

10. Влияние загрязнения на человека.

11. Природные ресурсы, их классификация. Ресурсный цикл. Природно – ресурсный потенциал. Альтернативные источники энергии.

12. Природопользование. Принципы рационального природопользования. Основные паравления рационального природопользования.

13. Социоприродные законы. Законы Б. Коммонера.

14. Строение и роль атмосферы. Загрязнение атмосферы.

15. Кислотные осадки. Смог.

16. Разрушение озонового слоя.

17. Парниковый эффект.

18. Ионизирующее излучение. Радиоактивное, электромагнитное, шумовое загрязнение.

19. Меры по охране атмосферы.

20. Гидросфера. Роль воды. Распределение воды в природе.

21. Использование водных ресурсов. Проблема дефицита пресной воды.

22. Загрязнение вод.

23. Меры по очистке и охране вод.

24. Роль почвы. Современное состояние почв.

25. Эрозия почвы. Меры по защите почв от эрозии.

26. Засоление, заболачивание почв, опустынивание.

27. Загрязнение почв.

28. Недра – проблемы добычи и использования полезных ископаемых

29. Методы рационального использования и охраны недр.

30. Роль растений в природе и жизни человека. Факторы деградации растительного покрова.

31. Воспроизводство лесов. Меры по охране животных.

32. Красные книги. Особо охраняемые природные территории.

33. Роль животных в биосфере и жизни человека. Факторы деградации животного мира.

34. Система экологического права России.

35. Государственные органы охраны окружающей среды.

36. Виды экологических правонарушений и соответствующие меры ответственности.

37. Экономический механизм охраны окружающей среды.

38. Учет природных ресурсов и загрязнителей, ущерба от загрязнения.

39. Лицензирование и лимитирование природопользования.

40. Плата за природопользование.

41. Экологические фонды и финансирование природопользования.

42. Экологическое страхование.

43. Понятие, цель, объекты международного экологического права.

44. Международные экологические организации.

45. Важнейшие международные экологические конференции.

46. Концепция устойчивого развития.

47. Организация мониторинга окружающей среды. Виды и методы мониторинга.

48. Оценка воздействия на окружающую среду. Нормирование.

49. Экологическая экспертиза. Экологический контроль.

50. Экологическое образование и воспитание. Содержание, организация, методы.

 


 Тестовый контроль

Раздел I

1. Животные, питающиеся трупами других животных – это:

а) фитофаги

б) сапрофаги

в) копрофаги

г) зоофаги

д) полифаги

 

2. Предельная численность особей вида в естественных условиях ограничена:

а) климатическими условиями среды;  

б) размерами среды обитания;

в) существующим количеством особей и климатическими факторами;

г) экологической емкостью среды обитания; 

д) эпидемиями.

 

3. Приспособленность организмов к существованию в приливно-отливной зоне проявляется:

а) как способность зарываться в придонный грунт, а также в наличии различных выростов;

б)как способность вовремя уплывать на глубину;

в) в наличии ярко окрашенных покровов;

г) как способность к хорошей ориентации;

д) в способности переносить колебание давления;

е) как способность переносить высокие температуры.

 

4. Особенностями теневыносливых растений являются:

а) быстрый рост растений;

б) ускоренное созревание плодов;

в) светлая окраска;

г) утолщенный эпидермис листьев;

д) относительно большой размер листьев;

е) ускоренное развитие цветов;

ж) темно-зеленая окраска листьев.

 

5. Почву как среду обитания сближает с водной средой:

а) температурный режим;

б) световой режим;

в) перепады давления;

г) изменение гравитационной составляющей;

д) одинаковое значение рН среды;

е) пониженное содержание кислорода;

ж) изменение солевого состава по временам года;

з) сочетание плотности и давления грунтов.

6.Соотнесите данные в 1 и 2 колонках.

Отношение к световому режиму

Растения

1)светолюбивость; 2)теневыносливость. а) сосна обыкновенная; б) ель европейская; в) папоротник-орляк; г) купена лекарственная; д) майник двулистный; е) ландыш майский; ж) гвоздика-травянка; з) василек синий; и) кукуруза; к) бук обыкновенный.

7. Соотнесите данные в 1 и 2 колонках.

Добывание пищи

Птицы

1) в воде; 2) в воздухе; 3) при помощи лазания; 4) на земле. а) лебедь; б) индюк; в) баклан; г) стриж; д) фазан; е) дрофа; ж) попугай; з) ласточка; и) пищуха; к) кукушка; л) альбатрос; м) оляпка.

 

8. Границы между популяциями одного вида животных, например северных оленей, которые перемещаются в поисках пищи на большие расстояния, зависят от

а) привязанности отдельных особей к территории;

б) приспособленности к низким температурам;

в) наличия широких водных пространств;

г) соотношения взрослых особей и молодняка;

д) наличия особей других популяций;

е) наличия врагов.

9. К факторам, которые сглаживают колебания численности популяции и возвращают её к исходному оптимальному уровню (т. е. к регулирующим факторам), относят

а) лесные пожары;

б) продолжительность холодного сезона;

в) увеличение численности хищников;

г) благоприятные климатические условия;

д) наличие пищевых ресурсов;

е) продолжительность теплого сезона.

10. Наиболее важной характеристикой популяции является

а) размер и масса ее отдельных представителей;

б) ареал;

в) продолжительность жизни отдельных особей;

г) численность особей в каждый конкретный момент времени;

д) смертность отдельных особей;

е) приплод от одной самки.

11. Предельная численность особей вида в естественных условиях ограничена

а) климатическими условиями среды;

б) размерами среды обитания;

в) существующим количеством особей;

г) экологической емкостью среды обитания;

д) существующими климатическими факторами;

е) потенциальной возможностью популяции.

12. Примером элементарной популяции является совокупность особей:

а) рдеста обыкновенного, произрастающего в данном водоеме;

б) сосны обыкновенной, распространенной по побережью Балтийского моря;

в) клеста - еловика, заселяющего таежную зону России;

г) сельди тихоокеанской в Тихом океане.

13. Замечено, что в агроценозах массовые вспышки размножения видов – потребителей растений многократно превосходят их вспышки в естественных биоценозах. Это связано с:

а) повышенной продуктивностью агроценозов;

б) произрастанием на огромных территориях монокультур;

в) чередованием разных агроценозов из года в год на одной территории;

г) высоким биологическим разнообразием агроценозов;

д) использованием биологических мер борьбы;

е) использованием химикатов.

14. К паразитам деревьев можно отнести:

а) бабочку-белянку;

б) божью коровку;

в) жука-короеда;

г) древесных муравьев;

д) жужелицу хлебную;

е) долгоносика.

15. Конвергенция признаков у разных форм в наибольшей степени затрагивает:

а) общий план строения организма;

б) части организма, контактирующие с внешней средой;

в) внутренние системы организма;

г) части организма, участвующие в репродукции;

д) части организма, обеспечивающие транспорт веществ.

16. Растение, напоминающее подушку и состоящее из тесно скученных и сильно ветвящихся коротких побегов, произрастает в условиях:

а) плотного грунта и низкой увлажнённости;

б) высокой влажности и слабой освещённости;

в) низких температур и ветров;

г) высоких температур и низкой влажности;

д) слабой освещённости и сильных ветров.

17. Одну из форм комменсализма, при которой особи одного вида потребляют остатки пищи особей другого вида, называют:

а) нахлебничеством;

б) паразитизмом;

в) симбиозом;

г) сотрапезничеством;

д) полупаразитизмом.

18. Давление популяции хищников на популяцию жертв ведет в последней к:

а) увеличению числа особей пострепродуктивного возраста;

б) быстрому сокращению числа здоровых особей;

в) увеличению числа больных особей;

г) истреблению;

д) увеличению числа особей предрепродуктивного возраста.

19. Видами-эдификаторами (определяют строение и состав фитоценозов) в южных степях являются:

а) тимофеевка луговая;

б) костер безостый;

в) ковыль;

г) лисохвост луговой;

д) полынь горькая;

е) ежа сорная;

ж) овсяница луговая;

з) типчак.

20. Разновидностями форических связей являются:

а) фабрикация;

б) коадаптация;

в) форезия;

г) зоофагия;

д) фитофагия;

е) зоохория.

21. Соотнесите данные в 1 и 2 колонках.

 

Формы взаимоотношений организмов Организмы
1) симбиоз (мутуализм); 2) комменсализм;   3) нейтрализм;   4) конкуренция. а) бобовые растения и клубеньковые бактерии (улавливающие азот из воздуха); б) лишайник-кладония; в) синицы и мыши в одном лесу; г) обитатели нор (грызуны, насекомые, пауки, многоножки); д) лиса и песец; е) черный и рыжий тараканы; ж) рыба-горчак и перловица (двустворчатый моллюск); з) лев и гиена.

 

22. Любую совокупность организмов, совместно обитающих в среде, где поддерживается круговорот веществ, называют:

а) природным сообществом;

б) экосистемой;

в) биотой;

г) экотопом;

д) сукцессией;

е) биотопом.

23. Сукцессия, происходящая в реке, сильно загрязненной органическими отходами, является:

а) автотрофной;

б) автохтонной;

в) абиотической;

г) гетеротрофной;

д) биотической;

е) детритной.

24. Экосистему (или сообщество), возникшую на месте пожарища, называют:

а) рудеральной экосистемой (сообществом);

б) сегетальным сообществом (сформировано сорными растениями);

в) пирогенной экосистемой (сообществом);

г) пионерной экосистемой (сообществом);

д) начальной экосистемой;

е) климаксным сообществом.

25. Сукцессия — это процесс, подразумевающий:

а) постоянную смену видов растений сообщества;

б) саморазвитие сообществ;

в) независимый круговорот веществ в сообществе;

г) упрощение взаимосвязей в сообществе;

д) угасание экосистем;

е) положение вида в данном сообществе.

26. Соотнесите данные в 1 и 2 колонках.

Звенья пищевых цепей Представители:
1) консумент-детритофаг;   2) консумент-фитофаг;   3)консумент-зоофаг;   4) паразит. а) человек; б) мышь; в) личинки мух; г) детская острица; д) заяц; е) дафния; ж) тля; з) божья коровка; и) перловица; к) мотыль.

 

27. В лесах, подвергшихся сплошной вырубке, ценные хвойные породы сменяются:

а) дубом;

б) буком;

в) березой;

г) кленом;

д) ясенем;

е) осиной;

ж) вязом.

28. В водных экосистемах планктон составляют:

а) нитчатые водоросли;

б) мелкие моллюски;

в) насекомые;

г) мелкие черви;

д) мальки рыб;

е) микроскопические водоросли;

ж) микроскопические животные;

з) различные детритофаги, ракообразные.

29. Самая богатая по разнообразию видов растительность представлена на территории:

а) пустынь Средней Азии;

б) Уральских гор;

в) гор Средней Азии;

г) гор Кавказа;

д) степей Казахстана.

30. Соотнесите данные в 1 и 2 колонках.

 

Экологические группы морских обитателей Представители
1) пелагические планктофаги; 2) пелагические хищники; 3) проходные; 4)бентические; 5) нектобентические а) анчоус, сельдь, хамса, сардина; б) скумбрия, тунец, треска, минтай; в) лосось, белуга, вобла, кефаль; г) морской гребешок, мидия, устрица; д) осьминог, кальмар.

 

Раздел II

1. Принцип совместного гармоничного развития человека и природы называют

а)   корреляцией;

б)  адаптацией;

в)   коэволюцией;

г)   конвергенцией;

д)  дивергенцией.

2. Установите соответствие между 1 и 2 колонками

 

Кризисы Причины
1) первый (кризис консументов); 2) второй; 3) третий; 4) четвертый (кризис редуцентов) а) увеличение числа людей и перепромысел; б) вырубка лесов, засоление почв; в) уничтожение растительных ресурсов; г) глобальное загрязнение.

 

3. Установите соответствие между 1 и 2 колонками

 

Виды влияния человека на биосферу Примеры
1) экологические катастрофы; 2) экологические «революции» а) интродукция растений и животных; б) чрезмерная распашка полей и сведение лесов; в) развитие генных технологий; г) добыча большого количества известняка, мрамора, песка и глины; д) переход к поливному земледелию; е) появление дизеля, паровых турбин; ж) создание большого числа заказников и зон рекреации; з) переход к неполивному земледелию

4. Плохая с точки зрения аудиологии (науки о воздействии шума на человека) экологическая обстановка в крупных промышленных городах способствует развитию многих болезней человека, но болевые ощущения вызывает только шум силой не менее:

а) 20 дБ;

б) 50 дБ;

в) 70 дБ;

г) 130 дБ;

д) 150 дБ;

е) 180-200 дБ.

5. Наиболее сложная эколого-демографическая ситуация сохраняется в следующих странах

а) Республике Чад;

б) Словакии;

в) в Бельгии;

г) в Японии;

д) на Филиппинах;

е) в Судане;

ж) Сомали;

з) во Франции.

6. Повышенный уровень электромагнитного излучения оказывает негативное воздействие на человека, вызывая

а)   подавленность и апатию;

б)   снижение иммунитета;

в)   расстройства желудка;

г)   сердечно – сосудистые заболевания;

д)   развитие злокачественных опухолей;

е)   эндокринные заболевания;

ж)  патология беременности, бесплодие.

7. Основной причиной выпадения кислотных дождей является:

а) попадание в воздух оксидов серы;

б) попадание в воздух оксидов азота;

в) попадание в воздух оксидов фосфора

г) попадание в воздух оксидов углерода;

д) попадание в воздух большого количества хлора;

е) попадание в воздух пыли, содержащей частицы металлов.

8. Современный экологический кризис связан со следующими процессами

а) чрезмерный охотничий и рыбный промыслы;

б) глобальное загрязнение среды;

в) перепроизводство товаров и машин

г) термодинамическое изменение в биосфере;

д) почти полное исчерпание всех возможных природных ресурсов;

е) снижение надежности экосистем;

ж) недостаток сырья.

9. Самыми мощными источниками углекислого газа в мире являются такие страны, как:

а) Индия, Бразилия, Австралия;

б) Россия, Канада, США;

в) Франция, Германия, Польша;

г) Египет, Чили, Перу;

д) Япония, Корея, Вьетнам;

е) Израиль; Иран; Пакистан.

10. Вырубка лесов, распашка пойм рек и осушение болот вызывают

а)  повышение уровня грунтовых вод;

б) уменьшение поверхностного стока;

в)  увеличение поверхностного стока;

г)  увеличение водоносности рек;

д) увеличение влажности воздуха.

11. Нежелательно сжигать материалы из полиэтилена и ПВХ (поливинилхлорида) при их утилизации, т. к.

а) в атмосферу попадает большое количество угарного газа и сажи;

б) в атмосферу поступают радионуклиды;

в) в атмосферу поступают диоксины;

г) хлористый водород;

д) летучие соединения тяжелых металлов;

е) атмосфера активно замутняется, что приостанавливает процесс фотосинтеза.

12. Установите соответствие между 1 и 2 колонками

 

Загрязнители окружающей среды Характер влияния:
1) сернистый газ; 2) оксид азота; 3) фосфат; 4) свинец; 5) окись углерода а) нарушает тепловой баланс в верхних слоях атмосферы; б) разъедает известняк, живые и неживые ткани; в) входит в состав смога, а также усиливает размножение водной растительности; г) является самой частой причиной загрязнения воды в реках и озерах; д) отрицательно воздействует на нервную систему

 

13 - Для скорейшего и успешного разрешения вопроса по борьбе с опустыниванием необходимо:

а) сократить выпуск минеральных удобрений;

б) увеличить площади прудов, озер и водохранилищ;

в) содействовать сокращению спроса на топливную древесину и увеличить лесопосадки;

г) увеличить площади садов, парков, скверов и бульваров.

14. В зависимости от целей мониторинг может быть разных видов, кроме

а) диагностического;

б) фонового;

в) глобального;

г)  прогнозного;

д) геосистемного;

е)  биологического.

15. Санитарно – гигиенические нормативы качества среды:

а) ПДК вредных химических веществ;

б) Нормативы выбросов и сбросов;

в) Нормативы шума и вибрации;

г) ПДК вредных физических воздействий;

д) ПДК химических веществ в продуктах питания;

е) Нормативы использования химических веществ в хозяйстве.

16. Установите соответствие между 1 и 2 колонками

 

Принципы экологической экспертизы Значение
1) презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; 2) обязательности проведения экспертизы; 3) независимости и вневедомственности экологической экспертизы а) свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии; б) любая деятельность может быть опасна; в) даже при отсутствии выбросов, сбросов и твердых отходов, содержащих вредные вещества, имеет место потребление энергии, производство которой в данном районе может быть экологически вредным; г) проведение экспертизы в отношении проектов, программ, сооружений, материалов, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека; д) эколого-экспертная комиссия должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами; е) выполнение тех выводов, которые содержаться в заключение экспертизы

 

17. Право каждого человека на жизнь в благоприятных экологических условиях и право каждого государства на использование природных ресурсов для обеспечения нужд своих граждан являются принципами

а) международного сотрудничества в области охраны окружающей человека среды;

б) охраны окружающей среды;

в) устойчивого развития общества;

г) декларации прав и свобод человека и гражданина;

д) конституционной организации государства.

18. В области экологии и природопользования Российской Федерацией значительно раньше других был принят закон:

а) «Об охране атмосферного воздуха»;

б) «Об уничтожении химического оружия»;

в) Лесной кодекс РФ;

г) «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»;

д) «Об отходах производства и потребления»;

е) «Об особо охраняемых природных территориях».

19. Международная конференция ООН «Об изменении климата» проходила в

а) Брюсселе в 1993 г.;

б) Нью-Йорке в 1990 г.;

в) Киото в 1997 г.;

г) Монреале в 1987 г;

д) Стокгольме в 1972 г;

е) Базеле в 1989 г.

20. Специальная часть системы экологического права России включает

а) право государственной и другой форм собственности на природные объекты;

б) экономический механизм охраны окружающей среды;

в) эколого – правовой режим особо охраняемых природных территорий;

г) международно – правовой механизм регулирования охраны окружающей среды;

д) система экологических стандартов и нормативов.

21. Достаточно большая территория, предназначенная для охраны природы в сочетании с организованным отдыхом людей, носит название………………

22. Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию проходила в

а) Рио-де-Жанейро в 1992 г.;

б) Нью-Йорке в 1990 г.;

в) Брюсселе в 1993 г.;

г) Рио-де-Жанейро в 1987 г;

д) Базеле в 1989 г;

е) Стокгольме в 1972 г.

23. Основные направления деятельности Международного союза охраны природы и природных ресурсов

а) противодействие торговли дикими животными;

б) финансовая поддержка природоохранных мероприятий;

в) противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды;

г) издание Красных книг;

д) контроль за трансграничной перевозкой опасных отходов;

е) экологическое просвещение;

ж) организация заповедников, национальных и природных парков.

24. Устойчивое сокращение численности населения в результате резкого спада рождаемости, вызванное социально – экономическими причинами, называется

а) популяционной депрессией;

б) депопуляцией;

в) популяционным спадом;

г) волной жизни;

д) демографическим переломом.

25. Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды возглавляет:

а) ВОЗ;

б) ЮНЕСКО;

в) ООН;

г) ЮНЕП;

д) ЕЭК;

е) ВМО.

26. К методам борьбы с загрязнением водной среды, которое вызвано разливом нефти, нельзя отнести:

а) химическое рассеивание нефтяного пятна;

б) оседание нефти на дно;

в) ограждение пятна нефти;

г) посыпание нефтяного пятна одноклеточными водорослями с целью его поглощения.

27. Чужеродное для живых организмов вещество, появляющееся в результате антропогенной деятельности и способное вызывать заболевание или гибель живого организма, — ……............

28. Факторы, участвующие в развитии глобального сырьевого кризиса, являются:

а) высокий темп роста потребления минеральных ресурсов;

б) использование воды при добыче и переработке минерального сырья;

в) динамика природно-климатических условий;

г) некомпетентный, подход к добыче и переработке сырья;

д) расширение площади, занятой под города;

е) недостаточное использование вторсырья.

29. На разрушение озонового экрана влияет, кроме всего прочего, еще и процесс:

а) интенсивного широкомасштабного использования азотных удобрений;

б) интенсивного использования мелиоративных мероприятий;

в) осушения болот;

г) бесконтрольной посадки больших массивов леса;

д) поступлению в атмосферу аэрозолей угольной пыли и угарного газа.

30. Члены Римского клубак основным глобальным проблемам относят следующие:

а) проблемы сырья, пресной воды, опустынивания и эрозии почв;

б) демографическую, экологическую, продовольственную и энергетическую проблемы;

в) проблемы биоразнообразия, увеличения частоты заболеваний, производственную, радиационную;

г) проблемы деградации почв, вырубки лесов, автотранспорта и роста городов.


Дополнительная литература

1. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса – Санкт - Петербург: СМИО Пресс, 2004. – 368 с.

2. Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания: Практикум. 9 кл.; 10-11 кл.- М.: Изд. НЦ ЭНАС, 2002. – с. 164.

3. Басов В.М. Задачи по экологии и методика их решения – М.: ЛКИ, 2007. – 160 с.

4. Белозерский Г.Н. Радиационная экология. – М.: «Академия», 2008. – 384 с.

5. Бигон М. Экология. Особи, популяции, сообщества. В 2х томах. Т. 1. /М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таундсенд – М.: Мир, 1989. – 667 с.

6. Бигон М. Экология. Особи, популяции, сообщества. В 2х томах. Т. 1. /М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таундсенд – М.: Мир, 1989. – 477 с.

7. Вронский В.А. Прикладная экология - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 576 с.

8. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. – М.:ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004. – 256 с.

9. Гиляров А.М. Популяционная экология. – М.: МГУ, 1990. – 191 с.

10. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. – М., 1999

11. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 1997.

12. Губарева Л.И. Экология человека: Практикум для вузов/ Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.

13. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, 1996.

14. Джиллер П. Структура сообществ и экологическая ниша. - М.: Мир, 1998.

15. Дмитриев В.В. Прикладная экология/ В.В. Дмитриев, А.И. Жиров, А.Н. Ласточкин. М.: «Академия», 2008. – 608 с.

16. Жигарев И.А. Основы экологии. 10 (11) класс: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Н.М. Черновой «Основы экологии». 10 (11) класс / И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. – М.: Дрофа, 2001. – 208 с.

17. Ерофеев Б.В. Экологическое право. – М.: Юриспруденция, 2000. – 448 с.

18. Захлебный А.А. Школа и программа охраны природы: содержание природоохранительного образования. – М., 1997.

19. Козлова Т.А. Экология России. Дидактические материалы. / Т.А. Козлова, А.Н. Мягкова, Н.И. Сонин – М.: АО МДС, 996/ - 208 c.

20. Кончина Т.А. Методические рекомендации к лабораторно – практическим и семинарским занятиям по дисциплине «Общая экология» / Т.А. Кончина, Н.П. Ганина, В.А. Сидорская – Арзамас: АГПИ, 2007. -38 с.

21. Кончина Т.А. Практикум по дисциплине «Общая экология»/ Т.А. Кончина, Н.П. Крюкова: - Арзамас: АГПИ, 2009. -58 с.

22. Коробкин В.И., Передельский Л. В. Экология в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 384 с.

23. Красная книга Нижегородской области. Т. 1. Животные. – Н. Новгород, 2003 – 349 с.

24. Кузнецов В.Н. Тесты по экологии 10 (11) кл./ В.Н. Кузнецов, Е.В. Титов – М., 2002.

25. Лакин Г.Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. – 352с.

26. Лосев А.В. Социальная экология./ А.В. Лосев, Провадкин Г.Г. – М., 1998.

27. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. – М., 1996.

28. Марков Ю.Г. Социальная экология: взаимодействие общества и природы. – Новосибирск: «Лада», «Наука», 2001. – 544 с.

29. Николайкин Н.И. Экология/ Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова – М.: Дрофа, 2003. – 624 с.

30. Областные олимпиады школьников по экологии. Нижегородский опыт 1996 – 2006 гг. / Д.Б. Гелашвили, И.М. Швец, И.С. Макеев, В.В. Марико – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2007. – 160 с.

31. Общая и социальная экология/Под общ. ред. А.Д. Урсула. – М.: РАГС, 2007.

32. Одум Ю. Экология. В 2 т. – М.: Мир, 1996.

33. Петров К.М. Экология и культура. – М., 2001

34. Передельский Л.В. Экология/ Л.В. Передельский, В.И. Коробкин, О.Е. Приходченко. – М.: Проспект, 2008. – 512 с.

35. Петунин О.В. Сборник заданий и упражнений по общей экологии – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 188 с.

36. Практическая экология: методические рекомендации/ сост. А.И. Дмитриев. – Н. Новгород, 1992 – 31 с.

37. Практикум по экологии/ Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. – М.: АО МДС, 1996. – 192 с.Прохоров Б.Б. Экология человека. – М.: «Академия», 2003. – 320 с.

38. Прохоров Б.Б. Социальная экология. – М.:»Академия» 2005.

39. Прохоров Б.Б. Экология человека. – М., 2003

40. Природопользование. Учебник под ред. Э.А. Арезсамова. – М., 2000.

41. Пономарева И.Н. Общая экология - М.: Просвещение, 1997. – 264 с.

42. Радкевич В. А. Экология. - Минск: «Вышэйшая школа», 1998. – 159 с.

43. Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. – М., 1994.

44. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества, концептуальная экология. – М., 1992.

45. Ситаров В.А. Социальная экология/ В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 280 с.

46. Степановских А.С. Охрана окружающей среды. – Курган: ГИПП «Зауралье», 1998. – 512 с.

47. Степановских А.С. Экология. – Курган: ГИПП «Зауралье», 2001 – 616 с.

48. Соколов В.Е., Филонов К.П., Нухимовская Ю.Д., Шадрина Г.Д. Экология заповедных территорий России. – М., 1997.

49. Тимофеева С.С. Экологический менеджмент. – Ростов-н/Д: Феникс, 2004 – 352 с.

50. Трифонова Т.А. Прикладная экология / Т.А. Трифонова, Н.В. Селиванова, Н.В. Мищенко. – 3-е изд. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – 384 с.

51. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 414 с.

52. Тюкавина О.Н. Эколог



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.231.221 (0.291 с.)