Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологические группы растений по степени адаптации к условиямСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
крайнего дефицита тепла: 1) Не хладостойкие растения – сильно повреждаются или гибнут при температурах ниже точки замерзания воды, гибель связана с инактивацией ферментов, нарушением обмена нуклеиновых кислот и белков, проницаемостью мембран и прекращением тока ассимилятов. Это растения дождевых тропических лесов, водоросли теплых морей. 2) Не морозостойкие растения – переносят низкие температуры, но гибнут как только в тканях начинает образовываться лед. При наступлении холодного времени года у них повышается концентрация осмотически активных веществ в клеточном соке и цитоплазме, что понижает точку замерзания до -5… -70С. В переохлажденном состоянии не устойчивы всего несколько часов, что, однако позволяет растениям переносить заморозки. К ним относятся вечнозеленые субтропические виды. 3) Льдоустойчивые или морозоустойчивые растения – произрастают в областях с муссонным климатом с холодными зимами. Во время сильных морозов надземные органы деревьев и кустарников промерзают, но сохраняют жизнеспособность. Растения подвергаются предварительной закалке: в клетках накапливаются сахара до 30%, некоторые аминокислоты и другие защитные средства, связывающие воду. Экологические группы растений по степени адаптируемости К высоким температурам 1) Нежаростойкие виды – повреждаются уже при температуре +300 – +400С (эукариотические водоросли, водные цветковые, наземные мезофиты). 2) Жаровыносливые – эукариоты – растения сухих местообитаний с сильной инсоляцией (степей, пустынь, саванн, сухих субтропиков), переносят получасовое нагревание до +50 – +600С. 3) Пирофиты – устойчивы к пожарам. Характерны для саванн, сухих жестколиственных лесов, у деревьев толстая корка, пропитанная огнеупорными веществами, надежно защищающая внутренние ткани; плоды и семена имеют толстые покровы, которые растрескиваются под действием огня. Таблица 4 Экологические группы организмов
5. Для стимулирования роста дуба в высоту совместно с ним выращивают другие породы. Какие особенности биологии дуба используются в этом методе? 6. Если бы вы сделали разрезы почв в широколиственном и хвойном лесу, то увидели бы разные по цвету, структуре почвы. Разное в них и содержание гумуса. Выскажите ваше мнение, в каком лесу почвы более плодородны. Ответ поясните. 7. Пользуясь определителем растений, выясните в каких условиях местообитания произрастают: тростник, типчак, береза, ковыль, осока, тимьян, очиток, вереск. Определите, какие из них относятся к эврибионтам и стенобионтам. 3. Оформление экологического портрета – пункты 1 – 4 плана. Литература основная 1. Бродский А.К. Общая экология. М.: Академия, 2006. – 256 с. 2. Миркин Б.М. Основы общей экологии/Б.М.Миркин, Л.Г. Наумова – М.: Университетская книга, 2005. – 240 с. 3. Чернова Н.М. Общая экология/ Н.М. Чернова, А.М. Былова – М.: Дрофа, 2007. – 411 с. 4. Шилов И. А. Экология – М.: Высш. шк., 2006. – 512 с. Литература дополнительная 1. Бигон М., Харпер Дж., Таундсенд К. Экология. Особи, популяции, сообщества. В 2х томах. Т. 1. - М.: Мир, 1989. – 667 с. 2. Степановских А. С. Экология – Курган: ГИПП Зауралье, 2000. – 616 с. 3. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии – М.: Просвещение, 1986 – 96 с. 4. Радкевич В.А. Экология. – Минск: «Вышэйшая школа», 1998. – 159 с.
Занятие № 3. Водная среда жизни и адаптации к ней организмов 2 ч Цель: изучить воду как среду жизни и адаптации к ней животных и растений. План занятия I. Вопросы для обсуждения: 1. Вода как среда жизни. Зоны Мирового океана. 2. Абиотические факторы среды: плотность, кислотность, солевой режим, световой режим, газовый режим. 3. Температурный режим. 4. Экологические группы гидробионтов. 5. Особенности адаптации растений к водной среде. 6. Особенности адаптаций животных к водной среде. II. Лабораторная работа. Сравнение анатомических особенностей растений в связи с условиями жизни Материалы и оборудование: гербарные экземпляры и фиксированные в спирте листья рдеста курчавого, брусники,клевера лугового, алоэ; флороглицин, судан III, соляная кислота, глицерин, набор лезвий, фильтровальная бумага, пинцеты, препаровальные иглы, мягкие кисточки, предметные и покровные стекла, микроскопы. Ход работы а) Гидатофиты – растения, ведущие полностью погруженный образ жизни. К ним относятся валлиснерия, элодея, рдест курчавый, пузырчатка обыкновенная, ряска трехдольная. Все они обладают большой поверхностью тела по отношению к его общей массе, т.к. поглощение минеральных веществ идет через эпидерму. Они имеют длинные и гибкие побеги и тонкие листья, часто покрытые слизью предохраняющей клетки от выщелачивания; упрощенную или редуцированную корневую систему и хорошо развитые корневища, выполняющие функции органов запасания, цветки и соцветия выносят на поверхность. 1. Приготовьте поперечный срез центральной части листа рдеста курчавого, рассмотрите под микроскопом и зарисуйте, пользуясь препаратом и рис. 4. Обратите внимание: · практически нет паренхимы, кутикулы, волосков, воскового слоя, устьиц; фотосинтез выполняет эпидермис и перегородки воздухоносных камер; · недоразвит проводящий пучок – содержит только флоэму, ксилемы нет; · есть воздухоносная ткань.
Рис. 4. Поперечный срез листа рдеста курчавого (1 - проводящий пучок, 2 – межклетники). Рис. 5. Поперечный срез листа вереска (1 – кутикула, 2 - межклетники, 3 – проводящий пучок)
б) гелофиты – растения болот: брусника, багульник, клюква, вереск и другие. 2. Рассмотрите гербарные экземпляры с чертами ксероморфности: широкие, плотные и свёрнутые, опушённые листья, хорошо выраженная кутикула, одревесневшие побеги, низкорослость, вечнозеленость. 3. Произрастание в условиях низких температур, повышенной увлажненности и слабой аэрации почвы привели к изменению их анатомической структуры. Приготовьте поперечный срез брусники (рис. 5), окрасьте суданом III и рассмотрите под микроскопом. Обратите внимание: · слабо развита паренхима, фотосинтез проходит в эпидермисе; · количество устьиц на единицу площади невелико; · хорошо развит проводящий пучок, волокна 2 типов; · есть воздухоносная ткань, большое количество межклетников.
г) Ксерофиты весьма разнообразны по внешнему и внутреннему строению и среди них выделяют: - Суккуленты – растения, накапливающие и запасающие воду в теле: кактусы, столетники, молочаи. В наших лесах – это очиткии молодило. 4. Приготовьте поперечный срез краевой части листа алоэ, рассмотрите под микроскопом и зарисуйте, используя препарат и рис. 6. Обратите внимание на: · эпидерма листа толстостенная и многослойная, с толстой кутикулой и восковым налетом, содержит хлоропласты (т.к. водозапасающая ткань не фотосинтезирует). Устьица погруженные, открываются лишь ночью. В эпидерме их немного - замыкающие клетки образуют воздушную камеру, что уменьшает транспирацию; ·
· многослойная хлоренхима, не образующая палисадной ткани, хлоропласты сосредоточены в наружном ее слое, а внутренний – водозапасающий; · хорошо развиты межклетники, проводящие ткани развиты слабо и чаще представлены трахеидами. - склерофиты – растения с интенсивной транспирацией в благоприятное время и ограничивающие испарениеводы в неблагоприятное: различные виды саксаула, эфедры, полыни, верблюжья колючка, джузгун и др. 5. Рассмотрите гербарные экземпляры и отметьте уменьшение площади листа, его свертывание или редукцию, имеется двухслойная эпидерма, толстая кутикула, восковой налет, опушённость, погруженные немногочисленные устьица и т.д. Они имеют ассимилирующие побеги с хорошо развитой механической тканью и многослойной хлоренхимой (рис 7). Имеются гиподерма, проводящие пучки, мощная первичная кора. Задания для самостоятельной работы 1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь): пелагиаль, бенталь, супралитораль, литораль, сублитораль, батиаль, абиссаль, ультраабиссаль, нектон, планктон, бентос, нейстон, плейстон, эпилимнион, термоклин, гиполимнион, прямая стратификация, обратная стратификация, температурная дихотомия, стагнация 2. Вопросы для самоконтроля 2.1. Постройте график зависимости концентрации растворенного в воде кислорода от температуры воды, пользуясь таблицей 5. По оси абсцисс отмечаются температуры (t,С), по оси ординат - концентрация кислорода (мг/л). Определить оптимальные условия для организмов от 0 до 16,5 С, заштриховать на графике. Таблица 5 Зависимость концентрации растворенного в воде О2 от температуры воды
2.2. Морфология листа у стрелолиста варьируется в зависимости от того, растет данный экземпляр на суше или частично или полностью погружен в воду (рис. 8). Аналогичные изменения наблюдаются и у водяного ореха (рис. 9). Перечислите особенности каждой формации листьев и объясните, действием каких факторов они обусловлены?
2.3. Влияет ли погода на обитателей водоемов? Ответ поясните. 2.4. Мелкие планктонные животные имеют причудливые и разнообразные формы, что общего во внешнем строении этих видов в связи с образом жизни в воде? 2.5. В научной фантастике рисуют картины построения подводных городов для человека. С решением каких основных проблем столкнутся проектировщики таких городов? 2.6. Если в природе так много фильтрующих организмов и такие большие возможности самоочищения водоемов, то почему возникла проблема загрязнения вод?
Литература основная 1. Бродский А.К. Общая экология. М.: Академия, 2006. – 256 с. 2. Миркин Б.М. Основы общей экологии/Б.М.Миркин, Л.Г. Наумова – М.: Университетская книга, 2005. – 240 с. 3. Чернова Н.М. Общая экология/ Н.М. Чернова, А.М. Былова – М.: Дрофа, 2007. - 411 с. Литература дополнительная 1. Радкевич В.А. Экология. – Минск: «Вышэйшая школа», 1998. – 159 с. 2. Передельский Л.В. Экология/ Л.В. Передельский, В.И. Коробкин, О.Е. Приходченко. – М.: Проспект, 2008. – 512 с. 3. Степановских А.С. Экология – Курган: ГИПП Зауралье, 2000. – 616 с. 4. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. - М.: Просвещение, 1986 – 96 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.127 (0.014 с.) |