Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количество яиц и число куколок сухофруктовой огневки

Поиск
Первоначальное число яиц 10 20 50 100 200 400 800 1600 3200 5000
Число куколок 8 15 37 74 137 279 477 392 380 321

 

4. Проанализируйте табл. 16, в которой представлено количество жуков 2 видов рода Tribolium при отсутствии и при наличии внутриклеточного паразита Adelina, которые размножаются преимущественно в клетках средней кишки хозяина. Постройте графика численности жуков двух видов в культуре без паразита и с паразитом. На оси абсцисс отложить время в днях, а на оси ординат - число жуков в культуре. Какие закономерности можно отметить в динамике численности конкурентоспособного вида при отсутствии и наличии паразитов? Чем это можно объяснить?

Таблица 16

Количество жуков в присутствии и отсутствии паразита

Условие опыта и вид жуков

Количество жуков через (дней)

  60 120 180 240 300 360 420 480 540 600 660 720 900

Без паразита

T.confusum 16 52 52 42 35 24 15 11 8 3 4 3 0
T.castaneum 80 76 70 8 88 92 120 142 210 172 120 64 122

С паразитом

T.confusum 50 46 42 4 50 70 46 68 52 50 52 46 48
T.castaneum 42 120 104 52 8 4 3 3 5 3 2 8 3

Задания для самостоятельной работы

1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь):биоценоз, биогеоценоз, экотоп, биотоп, форические связи, фабрические связи, топические связи, нейтрализм, конкуренция, принцип конкурентного исключения, мутуализм, комменсализм, аменсализм, паразитизм, хищничество, синойкия, квартиранство, нахлебничество, антагонизм, симбиоз, коэволюция, сотрапезничество.

2. Вопросы для самоконтроля

2.1. Стоит ли стремиться полностью уничтожить всех паразитов человека? Почему?

2.2. Встреча хищника и жертвы оказывается для жертвы роковой. Однако известно много случаев, когда уничтожение видов хищников приводит в конце концов к резкому снижению численности жертвы. Как вы думаете почему?

2.3. Приведите примеры возможного использования взаимовыгодных отношений между видами при разведении лесов в степных районах.

2.4. Какие признаки возникают у жертвы и хищников в ходе коэволюции?

2.5. Назовите тип биотических отношений, которые проявляются в природе при взаимодействии следующих пар организмов: волк – заяц, корова – жук-навозник, лесная мышь – дуб (жёлудь), дятел – личинка короеда, рыжая лесная полевка – лесная мышь, рыжий муравей – гусеница пяденицы, ондатра – полевка, сойка – рыжий муравей, взрослая ель – проросток березы, белый гриб – ель, гриб трутовик – береза, гриб пеницилл – бактерии, кукуруза – бодяк полевой, человек – аскарида, волк – дождевой червь, стрекоза – муравей, стрекоза – муха, карась – карп, шакал – лев, пчела – липа.

2.6. Объясните, почему зайцы и кролики время от времени поедают свои экскременты. Почему если искусственно лишить их этого, то они могут погибнуть от истощения?

3. Оформление экологического портрета – пункт 13 плана.

Литература основная

1. Миркин Б.М. Основы общей экологии/ Б.М. Миркин, Л.Г Наумова. – М.: Университетская книга, 2005. – 240 с.

2. Чернова Н.М. Общая экология/ Н.М. Чернова, А.М. Былова – М.: Дрофа, 2007. - 411 с.

Литература дополнительная

1. Бигон М. Экология. Особи, популяции, сообщества. В 2х томах. Т. 1./ М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таундсенд – М.: Мир, 1989. – 667 с.

2. Радкевич В.А. Экология. – Минск: «Вышэйшая школа», 1998. – 159 с.

3. Степановских А. С. Экология – Курган: ГИПП Зауралье, 2000. – 616 с.

4. Экология/Под ред. проф. В.В. Денисова. - М. – Ростов-н/Д: ИКЦ МарТ, 2006. – 768 с.

 

 

Тема 4. Экосистемы

Занятие № 11. Структура и продуктивность экосистем                2 ч

 

Цель: изучить основные характеристики экосистем, искусственные экосистемы и их отличия от естественных.

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об экосистемах. Структура экосистем.

2. Цепи питания. Расход энергии в цепях питания.

3. Энергетика экосистем. Продуктивность. Продуктивность разных биомов. Распределение первичной продукции на Земле.

4. Экологические пирамиды: биомассы, численности, энергии.

II. Решение задач.

1. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

2. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько понадобиться фитопланктона чтобы выросла одна щука весом 10 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – окунь – щука). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

4. Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько понадобиться фитопланктона чтобы вырос один медведь, весом в 300 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – лосось – медведь). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

 

3. Изучив табл. 17, выпишите виды птиц, более эффективно использующих энергию пищи на рост и увеличение своей численности.

Таблица 17



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.240 (0.009 с.)