Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внеклассные и внеурочные формы обучения в современной школе



Помимо урока, процесс обучения в школе осуществляется с помощью других форм. Дополняя и расширяя основную форму учебной работы, они являются ее составной частью. К ним относятся: предметные кружки, экскурсии, секции, факультативы и предметы по выбору, домашняя работа и др. Эти формы еще называют внеклассной и внеурочной работой. Однако это деление несколько условно, например, есть урок-экскурсия. Все эти формы работы расширяют и дополняют возможности обучения учащихся, позволяют удовлетворить различные запросы учащихся. Они не имеют строгой регламентации, поэтому проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке.

Предметные кружки. Они обычно создаются для учащихся средних и старших классов, но могут организовываться и для младших школьников, например, кружок по изучению иностранного языка. Работа в кружках способствует развитию познавательных интересов учеников, формированию мотивации к познанию, положительно сказывается на их отношении к учебе, повышает качество обучения и уровень обученности.

Экскурсия. Такая форма урока позволяет учащимся непосредственно наблюдать изучаемые объекты и явления в их натуральном виде, в естественном для них окружении, в природе. Они обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой (с жизнью). Экскурсии бывают: а) вводные, обобщающие, текущие; б) производственные, природоведческие, по памятным местам, в музеи и на выставки (краеведческие, исторические, литературные и др.); в) предварительные и заключительные; г) предметные и комплексные (межпредметные) Для детей младшего и среднего школьного возраста часто проводятся экскурсии в природу с целью наблюдения природных явлений и объектов. Особый интерес для учащихся представляют комплексные экскурсии, когда их содержание охватывает позволит ученику пополнить свои знания в области нескольких учебных предметов.

Методика проведения экскурсий хорошо разработана в частных дидактиках, поэтому рассмотрим лишь общие рекомендации по их проведению.

Подготовка к экскурсии. Учитель предварительно знакомится с объектом экскурсии, продумывает цель и задачи, составляет план ее проведения, проводит встречу и инструктаж с теми, кто будет вести экскурсию, определяет маршрут, порядок и основные правила движения, проводит инструктаж по технике безопасности, определяет познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии, проводит предварительную беседу с учениками о целях экскурсии и раздает задания перед экскурсией, согласовывает с учениками форму их отчета о выполнении заданий, а также – время и место в учебном процессе для использования результатов экскурсии.

Если экскурсия на производство, то необходимо договорится о сопровождающем ответственном лице от предприятия, выяснить, сколько учеников одновременно могут осматривать объект, и определить, следует ли разбивать класс на группы. Необходимо решить вопрос о том, кто будет давать объяснения во время экскурсии: учитель или сопровождающий от предприятия. Если учитель хорошо знает объект экскурсии, то лучше, чтобы объяснения он давал сам. Это позволит сосредоточить внимание детей на главном и избежать излишней детализации. Если объяснения дает сопровождающий, то учителю следует заранее дать ему необходимые методические советы о порядке проведения экскурсии.

При движении по территории предприятия и производственным помещениям во главе группы школьников должен идти сопровождающий, а учителю необходимо находиться на месте замыкающего и держать под наблюдением всех учеников. В ходе экскурсии следует делать остановки для объяснения, зарисовок, сбора материалов и т.п. Во время экскурсии на производство надо рассказывать не только об объектах экскурсии, но и о работниках, их квалификации, о характере выполняемой ими работы – этим осуществляется трудовое воспитание и профориентация учащихся.

При составлении плана экскурсии следует иметь в виду, что ее длительность не может превышать одного часа, потому что большая продолжительность утомляет учащихся, снижает их интерес и внимание, поэтому экскурсия не должна быть «всеобъемлющей». Пусть лучше ученики хорошо изучат небольшой круг вопросов, нежели уйдут с объекта экскурсии с головой, полной не осознанных как следует образов и впечатлений.

Факультативы и кружки по выбору. Они представляют собой один из видов дифференциации обучения по интересам, введены в общеобразовательной школе в 1966 г. с целью расширения и углубления знаний и практических навыков учащихся, развития их познавательных интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. Их организация должна быть согласована с родителями школьников. Содержание обучения факультативов и предметов по выбору определяется специальными типовыми учебными программами, согласованными с программами обязательных предметов.

Домашняя работа. Это форма самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к воспри­ятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи. Домашнюю работу различают: а) репродуктивную, творческую; б) выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и др.

Домашняя работа – важный вид работы, который рассматривается как неотъемлемая составная часть процесса обучения, средство подготовки к самообразованию. Необходимость выполнения домашних заданий вытекает по меньшей мере из следующего:

а) из необходимости учета в процессе обучения объективной психологической закономерности – кривой забывания: больше всего информации забывается в первые часы и сутки после восприятия изучаемого материала, а потому, чтобы предупредить забывание изученного на уроке материала, его следует повторять в ходе выполнения домашнего задания;

б) из необходимости осмысления, обобщения, систематизации знаний, полученных на занятии как важнейшего этапа в усвоении, для которого не хватает времени на учебном занятии;

в) из возможности для ученика учиться самоорганизации познавательных действий, необходимых в самообразовании.

Выполнение домашних работ позволяет решать следующие задачи, которые ставятся в учебно-воспитательном процессе.

· закрепление и расширение полученных на уроках знаний;

· воспитание самостоятельности, ответственности и добросовестности;

· развитие самоконтроля и самоорганизации путем соблюдения режима дня, организации рабочего места и т.п.

Обычно учитель готовит домашнее задание к уроку, ориентируясь не на сильного или слабого, а на некоего среднего ученика. Между тем известное соотношение Г.Клейна – 1:6 показывает отношение времени, затрачиваемого на подготовку домашнего задания сильным учеником, к аналогичным затратам времени слабого ученика. Это соотношение означает, что задание не следует выдавать в расчете ни на сильного, ни на слабого, ни даже на среднего ученика, потому что и в этом случае слабый ученик будет перегружен, а сильный будет недогружен и бездельничать. Единственный разумный выход из этого противоречия – выдача дифференцированного домашнего задания со свободным выбором учениками варианта.

Призывы отдельных учителей и родителей организовать обучение без домашних заданий — результат модных веяний, не учитывающих реалий практической работы в школе. Учеба без домашних заданий резко снижает качество обучения, поэтому отказываться от многовековой практики выполнения домашних заданий нельзя: следует эту работу рационально организовывать, обучать учеников и консультировать их родителей правильным приемам ее выполнения. Для первоклассников и их родителей целесообразно составить памятку правил выполнения домашней работы. При консультации родителей и посещении ученика на дому учитель должен выяснить, каким образом организовано выполнение домашних заданий:

· есть ли у ребенка постоянное место для учебной работы, как оно организовано и освещено;

· в какое время она обычно выполняется;

· кто из родственников ему оказывает помощь;

· сколько времени ученик в среднем затрачивает на выполнение домашнего задания.

Рационально организованное без перегрузок выполнение домашних заданий в начальных классах позволит сформировать у школьников важный навык самостоятельной работы, воспитать трудолюбие. Если домашняя работа хорошо организована, то она становится необременительной и привлекательной для учащихся.

Дополнительные занятия с отстающими детьми. Цель этой формы учебной работы — предупреждение отставания учащихся и преодоление неуспеваемости. Обычно она организуется для небольшой группы учеников или индивидуально в форме дополнительных занятий во внеурочное время, которые могут носить добровольный или обязательный характер. Для того чтобы эта работа была эффективной, учителю следует прежде всего установить характер и причину отставания каждого ученика, а затем наметить программу оказания необходимой помощи. Например, у слабоуспевающих по математике учеников недостаточно сформированы такие составляющие элементы умственных действий, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, что проявляется в неумении выделять главное и основное в содержании учебного материала, устанавливать связи между понятиями. Для таких детей характерны медленный темп учебной работы, быстрый распад ранее усвоенных знаний, затруднения в усвоении нового материала, умственная пассивность, потребность в постоянном управлении и опеке, поэтому с ними следует вести кропотливую работу по формированию и закреплению сначала общих приемов умственных действий, а затем и специфических для данного предмета, а также для этой работы необходимо привлекать родителей и сильных учащихся.

Часто отставание в учебе связано с плохим воспитанием, поэтому целесообразно вести индивидуальную воспитательную работу с ребенком и с его семьей.

Подготовка учителя к уроку.

Успех или неудача урока во многом зависят от той подготовки, которую проведет учитель. Она состоит из двух этапов: планирование системы уроков по теме и планирование каждого конкретного урока.

Планирование системы уроков по теме, или тематическое планирование, должно начинаться с изучения учебной программы по предмету и содержания образования, а также учебного плана. Система уроков отражается в календарно-тематическом плане, который обычно составляется в начале учебного года.

Поурочное планирование. Для начинающего учителя обязательным является написание так называемого плана-конспекта, или планирование поурочного плана. Даже опытные учителя используют поурочные планы, составленные в той или иной форме — краткой или развернутой, которая наиболее приемлема для них. План для учителя — это опора, руководство к действию. Он не должен ско­вывать учителя: при необходимости от него можно отойти, внести коррективы по ходу урока. План составляется так, чтобы по возможности отражать действительный ход работы учителя на уроке. План должен быть достаточно подробным и оформленным таким образом, чтобы при необходимости в любой момент урока им можно было легко воспользоваться. При планировании конкретного урока начинающему педагогу следует вначале проработать материал соответствующего параграфа учебника, изучить методическую литературу с целью ознакомления с рекомендуемыми методиками проведения урока, затем подобрать средства обучения, проверить их соответствие содержанию материала урока.

При использовании технических средств необходимо проверить их работоспособность, убедиться в хорошей видимости демонстрируемого с ученических мест в классе. При показе опытов и демонстраций следует их заранее выполнить, зафиксировав затрачиваемое время, добиться хорошей воспроизводимости опыта и достаточной видимости для всех учащихся. Для хорошей видимости опытов надо использовать подставки, дополнительное освещение, указатели, фоновые и затеняющие экраны и т.п.

Примерная структура плана-конспекта к уроку:

· дата проведения, название темы урока, тип урока, вид урока;

· цель урока; образовательные задачи: обучающие, развивающие, воспитательные;

· оснащение урока средствами наглядности, дидактическим материалом, техническими средствами обучения, оборудованием;

· структура урока по этапам с указанием распределения времени;

· содержание учебного материала в продуманной последовательности и с указанием применяемых основных методов обучения и видов деятельности школьников;

· домашнее задание с указанием характера и объема, инструктаж к нему;

· список литературы для учителя и для учащихся.

Отдельно следует продумать и даже набросать вариант распреде ления записей на классной доске, особенно когда излагается важный материал, требующий большого количества записей. Информацию, которую надо будет воспроизвести учителю на доске, следует выделить в плане-конспекте красным карандашом.

Что касается домашнего задания, то его не обязательно давать в конце урока: лучше это сделать после объяснения нового материала и перед закреплением, когда уже видно, как ученики его усвоили. Дать домашнее задание во время звонка — это означает не дать его совсем. Некоторые начинающие учителя в стремлении избежать такой ситуации дают домашнее задание в на­чале урока, но в этом случае возникает психологически негативная ситуация для ученика: еще не изучили новый материал, а уже дают по нему задание! Кроме того, учитель не сможет в полной мере прокомментировать выдаваемое задание. Наиболее приемлемым является предъявление домашнего задания и инструктаж к нему после того, как учащиеся восприняли новый материал и готовы услышать задание для домашней работы. Предъявление домашнего задания должно проходить в развернутой форме на основе инструктажа по выполнению работы дома, с обязательным показом по развернутому учебнику, какие параграфы и на каких страницах следует прочитать, что необходимо запомнить, что выучить наизусть, какие упражнения выполнить.

Важным моментом при планировании урока является учет воз можностей учащихся. Это касается в первую очередь выбора методов и средств обучения, а также распределения времени на уроке для опроса и объяснения нового материала.

В план-конспект следует включать перечень вопросов для контро ля усвоения учебного материала. Этих вопросов должно быть достаточное количество, чтобы при необходимости их использовать как резерв времени. Начинающему учителю полезно записать вкратце и ответы на них. При необходимости учитель может по одному уроку составить два разных поурочных плана в случае, если он работает в параллельных классах, которые значительно отличаются по уровню подготовки и общего развития.

Некоторые учителя практикуют следующую форму подготовки дидактического оснащения к уроку. На каждый урок заводится отдельный конверт большого формата, в который помимо плана-конспекта вкладывается различный дидактический и дополнитель­ный материал: карточки контроля знаний, раздаточный материал, иллюстрации для кодоскопа, слайды, фотографии, вырезки из газет и журналов с интересным дополнительным материалом и т.п. Такой конверт позволяет удобно хранить весь дидактический материал урока в одном месте, легко дополнять его, при необходимости заменять устаревший материал или пришедший в негодность. Со временем в конверте накапливается довольно много дидактического материала, который можно с успехом использовать при появлении нескольких минут свободного времени на уроке или во внеклассной работе.

Подготовка к уроку включает и подготовку учеников к работе на уроке. Эта подготовка учащихся включает: ознакомление учеников с планом изучения темы, ориентировку на содержание предстоящей работы, показ ее перспектив, на будущие результаты.

Анализ проведенного урока. После проведения урока учителю необходимо провести его самоанализ, определить, что хорошо получилось, а что — нет. Наметить меры для устранения допущенных недостатков как в своей деятельности, так и в организации деятельности учеников на уроке. Такой анализ необходимо делать сразу после проведения урока, по свежим впечатлениям, и кратко записать выводы. По выражению В.Ф.Шаталова, учителя-новаторы отличаются от обычных учителей одним: все, что делают, они записывают. Потом к этим записям можно вернуться даже через несколько лет и проанализировать свою работу с позиций приобретенного опыта, сделать выводы.

В ходе самоанализа необходимо остановиться на следующих вопросах:

1) Была ли достигнута цель урока?

2) Что в ходе урока оказалось неожиданным и не предусмотренным при планировании? Как удалось разрешить возникшие проблемы?

3) Какие были допущены ошибки и просчеты, неудачные действия? Чем они были вызваны? Как их можно было избежать? Каким образом теперь можно исправить ситуацию?

4) На какие вопросы и действия учеников не смог адекватно среагировать? Чем это можно объяснить? А каким образом следовало отреагировать на вопросы или действия учеников?

Учителю можно рекомендовать для анализа и самоанализа урока развернутую схему. В данном случае приведем схему Т.А.Ильиной с незначительными изменениями и сокращениями

1. Общая структура урока. К какому типу относится данный урок? Каково его место в системе других уроков по теме? Четко ли выделены основные элементы урока и правильно ли определена дозировка времени?

2. Реализация основной дидактической цели урока. Все ли требования программы по данной теме получили отражение на уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, внимание, познавательный интерес)? Имела ли место организация первичного закрепления? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.д.)? Имел ли место дифференцированный подход к учащимся? На каких этапах урока? Каким образом?

3. Осуществление развития в процессе обучения. Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Было ли организовано преодоление посильных трудностей? Появились ли мотивы интеллектуального побуждения? Как и чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития учащихся? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Какие средства были для этого использованы?

4. Воспитание в процессе урока. Были ли полностью использова­ны воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения: имело ли место разъяснение мировоззренческих идей, формирование отношения, оценочного суждения, оказал ли урок влияние на выработку взглядов и убеждений учащихся? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Что в уроке содействовало воспитанию добросовестного отношения к труду, учению? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики. Соблюдались ли в ходе урока основные принципы дидактики: научность, доступность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность.

6. Выбор методов обучения. Правильно ли был выбран метод ознакомления с новым материалом? Привлекались ли необходимые технические средства обучения? В полной ли мере использовались средства наглядности? Достигли ли демонстрации поставленных целей? Достаточно ли разнообразными были методы и приемы закрепления знаний и выработки умений и навыков? Имело ли место постепенное нарастание степени самостоятельности при выполнении упражнений? Рационально ли были выбраны методы и средства контроля? Правильно ли был организован индивидуальный, фронтальный, комбинированный опрос и пись­менный контроль? Была ли организована работа над ошиб­ками? Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения?

7. Работа учителя на уроке. Все ли необходимое было подготовлено к началу урока? Правильно ли учитель пользовался кон­спектом на уроке? Каково было соотношение организующей деятельности учителя на уроке и познавательной деятельности учащихся? Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся при выполнении ими самостоятельной работы и др.)? Какие приемы использовались для организации работы учащихся? Достиг ли учитель контакта с классом и с отдельными учащимся? Каков был внешний вид учителя? (Не могло ли что-либо в одежде учителя, его прическе излишне привлекать внимание учащихся, отвлекая их от урока?

8. Работа учащихся на уроке. Была ли проверена готовность учащихся к уроку? Какой была активность учащихся на разных этапах урока? От чего зависели ее колебания? Какими были виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски и со слов учителя, самостоятельная письменная работа и др.)? Обращалось ли внимание на культуру учебного труда (правильное ведение записей, их оформление, бережное обращение с учебником и т.д.)? Какая дисциплина была на уроке? Какие приемы поддержания дисциплины использовал учитель? Все ли из них были адекватными? Достигли ли они цели? Если нет, то почему? Каково было отношение учащихся к предмету и учителю?

9. Гигиенические условия урока. Достаточна ли освещенность классной комнаты? Как влияет на ход занятий окраска стен, панелей, учебных столов? Соответствует ли мебель возрасту учащихся? Рассажены ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание? Каково место данного урока в недельном расписании и в расписании данного дня? Как была проведена перемена, предшествовавшая данному уроку? Не были ли задержаны учащиеся на данном уроке после звонка?

10. Некоторые специальные задачи. В ряде случаев учителю необходимо проанализировать свой урок с точки зрения той научной проблемы, над которой работает школа, или в связи с решением педсовета, методического объединения. Этими специальными задачами могут быть следующие: соблюдение единства требований к ведению ученических тетрадей; культура речи учащихся; освоение новых технических средств обучения; обеспечение межпредметных связей; обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

Разумеется, учитель может проводить анализ урока лишь по некоторым его аспектам и использовать для этого другие схемы, но этот анализ ему особенно необходим в начале своей работы.


Лекция №9

Тема: Средства обучения

План лекции

1. Средства обучения: сущность, функции, классификация.

2. Виды средств обучения и их характеристика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.032 с.)