Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства развития творческого стиля мышления учащегося в обучении.



В обучении организуются условия для развития мышления, культуры мышления ученика, с чем связано развитие его интеллекта. А в психологии и педагогике творчества интеллект личности признается интеллектуальным компонентом креативности, который необходим человеку в любой сфере деятельности.

Американские педагоги П.Барнс, Т.Брукс выделили 12 интеллектуальных процессов, необходимых каждому человеку: абстрагирование, анализ, классификация, составление уравнения, оценка, обобщение, заключение, составление временной последовательности, имитация, синтез, теоретическое рассуждение, перевод или трансформация мысли.

Какие средства в обучении позволят развивать творческий стиль мышления ученика?

1. Обучение учащихся следующим творческим процедурам.

· Самостоятельный перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

· Видение проблемы в новой ситуации.

· Видение новой функции объекта.

· Определение структуры объекта (проблемы).

· Видение альтернативы решения или его способа.

· Комбинирование раннее усвоенных способов деятельности в новый применительно к возникшей проблеме (позиция Лернера И.Я., Журавлева И.К. и др.)

2. Решение проблемных задач, в механизм решения которых и входят названные процедуры.

3. Использование «игрушек для воображения» в следующих заданиях.

· Создать образ буквы, (цифры, символа).

· Создать образ звука.

· Создать образ сложного звука (к примеру, шелеста листьев, скрипа двери, тишины и др.).

· Выполнить обратную задачу: угадать звук или букву (символ).

· Создать образ предмета.

· Задать вопросы: связанные с функцией объекта; или с подсистемами объекта; или с возможными надсистемами и др.

· Используйте прием «сказку-кальку» (то есть взять «алгоритм» известной сказки и «одеть его в одежды» новой сказки с другими героями, возможно на современный лад).

· Создать образ незнакомого слова (это – прием «звуковая клякса», когда учитель называет или предъявляет новое для ученика слово, возможно бессмысленное слово, к которому нужно создать образ или возможные образы).

· Создание предмета с новыми свойствами.

· Придумать необычную ситуацию.

· Передать мысль другими словами (в нескольких вариантах) и др. (из кн. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: практич. пособие. – Мн.: Харвест, 2003)

4. Игра как поле для творчества.

5. Использование универсальных приемов, необходимых для общего развития ученика:

· описать хорошее в другом;

· дать характеристику партнеру;

· определение множества функций объекта;

· дать критическую характеристику предмету;

· рассказать о событии различными способами: фактологически, хронологически, объяснительно, проблемно, лирически, трагически, героически и др.

· попытка посмотреть на объект другими глазами;

· предположить неординарные действия;

· сообщить по-новому хорошо известное;

· перевести текст в символический вид, например, в схему и др.

6. В сотворчестве важно поддерживать атмосферу сомнений и критичности, принимать и поощрять несогласие ученика, учить выражать его конструктивно и др.

Вывод: таким образом, сотворчество учителя и ученика необходимо для творческого развития каждого из них, и особенно для развития творческого стиля мышления ученика, его креативности, творческих способностей, качеств творческой личности. Основной составляющей в сотворчестве выступает творчество учителя и ученика, которое возможно лишь в благоприятной творческой атмосфере, создаваемой в педагогическом процессе прежде всего учителем.

4. Инновации в образовании: сущность, причины, виды.

Инновации (от лат. in – в, nov и s – новое; от англ. innovation – нововведение, новация) – это нововведение, новшество. Инновационные педагогические процессы исследует наука – педагогическая инноватика.

А.И.Пригожин, изучающий проблемы становления инноваций в педагогике, рассматривает нововведение как процесс целенаправленной деятельности людей – инноваторов.  

Инновацию педагогическую рассматривают в следующих смыслах.

1. Целенаправленное изменение в образовательном процессе или образовательном пространстве, которое вносит стабильное новшество и улучшает отдельные характеристики его частей, компонентов и всей образовательной системы в целом. Например, введение профильного обучения в систему школьного образования; введение ЕГЭ; подготовка к переходу системы образования на бакалавриат, магистратуру, специалитет;

2. Процесс освоения (внедрения) новшества в образовательном процессе (методов, методик, технологий, программ и др.). Например, применение технологий развивающего обучения в школьном обучении; разработка и использование учебных программ по гражданскому образованию; применение интерактивных методик и т.д.

3. Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Например, методика оценивания результатов и достижений при интерактивных методах обучения специфична и отвечает всем необходимым современным требованиям к оцениванию, применяется в школе как инновационная.

Таким образом, инновационные процессы в системе образования – это управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового, которую осуществляют работники и организации системы образования и науки.

Факторы распространения педагогических новшеств: социальные условия (отношение в обществе к педагогическим идеям), частные социальные условия (СМИ, учебные учреждения, органы образования), личностные факторы (личностные особенности создателей новшества и его пропагандистов).

Различают реформы и педагогические инновации. Реформой в образовании называют нововведения (преобразования) в области образования, которые организуются и проводятся государственной властью.

В ходе реформ в сфере образования могут быть следующие изменения:

· в общественном положении образования и уровне финансирования системы образования;

· в структуре системы образования; в содержании образования;

· в использовании информационных технологий в образовании, в техническом сопровождении учебного процесса;

· в отношениях «учитель – ученик»;

· в формах, методах обучения;

· во внутренней организации деятельности школы.

К чисто педагогическим инновациям можно отнести нововведения:

· в содержании обучения, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;

· во внутренней организации деятельности школы;

· в отношениях «учитель – ученик»;

· в методах обучения;

· в педагогическом мышлении и стиле деятельности.

Необходимость в инновационной образовательной деятельности обусловлена:

· потребностью в коренном обновления системы образования, как средства обновления образовательной политики;

· поиском новых организационных форм, технологий обучения;

· изменением характера отношений учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств и др.

В качестве источников идей обновления школы могут выступить:

· потребности страны, региона, города, района как социальный заказ,

· воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения,

· достижения комплекса наук о человеке;

· передовой педагогический опыт;

· интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;

· опытно-экспериментальная работа;

· зарубежный опыт.

Типы нововведений в образовании группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:

· в целях и содержании образования;

· в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;

· в формах и способах организации обучения и воспитания;

· в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования:

· локальные и единичные, не связанные между собой, и
 комплексные, взаимосвязанные между собой;

· системные, охватывающие всю школу (или образовательное учреждение).

Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют:

· модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);

· комбинаторные нововведения;

· радикальные преобразования.

Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику:

· нововведения: замещающие, отменяющие, открывающие;

· ретровведения.

Рассматривая систему основных понятий педагогической инновации, можно выделить три блока в структуре инновационных процессов в системе образования.

Первый блок – создание нового в педагогике. Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, мера готовности к освоению и использованию нового, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового. При этом большое значение имеет разработка категориального поля теории нового в педагогике («новое», «старое», «новшество», «инновации» и др.). Эти понятия изучает педагогическая инноватика.

В понимании сущности инновационных процессов лежат две проблемы педагогики:

1. проблема изучения, обобщения, и распространения педагогического опыта;

2. проблема внедрения достижений психолого-педагогическогой науки в практику.

Второй блок – восприятие, освоение и оценка нового: педагогическое сообщество, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, инновационная среда, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового. Эти понятия изучает педагогическая аксиология.

Третий блок – использование и применение нового. В данном блоке изучаются закономерности и разновидности внедрения, использования и применения нового. Этот блок понятий связан с учением о внедрении, которое называется педагогической праксиологией.

М.М.Поташник отмечает, что инновационный процесс в образовании имеет сложное строение, он полиструктурен (многообразен по своей структуре). Автор выделяет следующую иерархию структур:

· деятельностная структура – совокупность компонентов: содержание – формы – методы – результаты;

· субъективная структура – деятельность всех субъектов развития: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др.;

· уровневая структура – инновационная деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьном уровнях;

· содержательная структура – рождение, разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, управлении школой и т. д.;

· структура жизненного цикла, выражающаяся в этапности: возникновение (старт) – быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинерами, консерваторами, скептиками) – зрелость – освоение – диффузия (проникновение, распространение) – насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все части учебно-воспитательного и управленческого процессов) – рутинизация – кризис – иррадиация (модернизация новшества);

· управленческая структура – взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование – организация – руководство – контроль. Как правило, инновационный процесс в школе планируется в виде концепции новой школы или программы развития школы, затем организуется деятельность коллектива школы по реализации этой программы и контроль за ее ходом;

· организационная структура инновационного процесса включает следующие этапы: диагностический, прогностический, собственно организационный, практический, обобщающий, внедренческий.

По своей сущности инновационные процессы системны: они включают многие компоненты, но их простая сумма недостаточна без структурных связей и закономерностей, характеризующий инновационный процесс в целом.

 

5. Критерии педагогических инноваций:

· Новизна

Уровни новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, – отличающиеся степенью известности и областью применения (М.С. Бургин)

· Оптимальность

Введение инновации в педагогический процесс и достижение высоких результатов при наименьших затратах.

· Результативность

Значимость инновации оценивается по наличию положительных и продуктивных результатов.

· Возможность творческого применения инноваций в массовом опыте.

 

Неэффективность внедрения педагогических инноваций определяется отсутствием в школах инновационной среды – определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Новизна изменений носит конкретно-исторический характер, то есть она может возникать раньше «своего времени», со временем стать нормой или устареть (относительный характер новизны). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи конкретного исторического этапа, новшество может быстро стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или устареть, стать тормозом развития в более позднее время.

Так, например, классно-урочная система обучения Я.А.Коменского, теория православного (религиозного) воспитания К.Д.Ушинского, опыт В.А.Сухомлинского, теория оптимизации процесса обучения Ю.К.Бабанского, опорные конспекты В.Ф.Шаталова и другие новшества были и остаются выдающимися идеями своего времени, и их нельзя рассматривать и тем более оценивать вне его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.04 с.)