Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая технология: подходы к определению, сущность, структура, критерии.



Понятие «педагогическая технология» и все теоретические, прикладные аспекты, связанные с ней, являются достаточно новыми в отечественной педагогической действительности (в педагогической теории и педагогической практике). До недавнего времени в педагогической теории и практике использовали понятие «методика»: 1) наука о методах и приемах преподавания учебного предмета; 2) совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса.

В сер. 20 в. в зарубежной педагогической теории появилось понятие педагогической технологии, окончательное прояснение которого заняло примерно период до конца 80-х – нач. 90-х годов 20 века. В отечественной педагогике научные проблемы, связанные с педагогическими технологиями активно разрабатываются с конца 80-х годов 20 века. В настоящее время педагогическая наука располагает вполне завершенными научными результатами по проблемам, связанным с педагогическими технологиями.

В педагогической теории раскрыты сущность технологии, ее признаки или критерии, структура, разработаны классификации, изучены конкретные педагогические технологии.

В современной педагогической практике используются технологии обучения (например, полного усвоения), технологии воспитания (например, технология КТД), технологии общения (например, постерная технология), игровая технология (например, технология ролевой игры), технология целеполагания, технология оценивания и др.

Педагогическая технология представляет собой способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, шагов, операций, неукоснительное соблюдение которых ведет гарантированно к ожидаемому результату в образовательном процессе.

В теории встречаем несколько определений понятия «педагогическая технология». Его неоднозначное толкование связано с различными подходами к определению сущности данного явления. Можно выделить несколько таких подходов:

1) процессуальный – педагогическая технология рассматривается как способ построения педагогического процесса в определенной последовательности действий, операций и процедур, обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса,

2) инструментальный – как совокупность методов, приемов, средств обучения и воспитания,

3) личностный – как компонент педагогического мастерства учителя: умение проектировать и осуществлять педагогический процесс в определенной последовательности действий, процедур,

4) системный – как целостный образовательный процесс в учебном заведении: совокупность цели, содержания, средств и методов обучения и воспитания (адекватно понятию «педагогическая система»).

На наш взгляд, процессуальный подход наиболее точно отражает сущность данного феномена и распространяется на технологии разного уровня (от педагогических технологий, позволяющих выстроить целостный педагогический процесс, до тех, которые характеризуют системный способ построения отдельных элементов этого процесса: например, технология целеполагания).

Признаки или критерии технологии:

· концептуальность (наличие педагогической концепции, научно обосновавшей технологию);

· воспризводимость (возможность воспроизведения, применения, повторения другими учителями);

· эффективность (гарантированное достижение результата);

· системность (взаимосвязанность всех элементов);

· управляемость (возможность управлять учебным процессом на основе целеполагания, планирования, проектирования, поэтапной диагностики и т.д.).

В структуру педагогической технологии входят ее составляющие:

· концептуальная основа;

· содержательная часть обучения;

· процессуальная часть (собственно технологический процесс).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.004 с.)