Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика процесса обучения в авторских школах России.
5.1. Школа жизни (автор –Шалва Александрович Амонашвили; школа № 200 г. Москвы, директор – Марина Игоревна Шишова). Начальная школа №200 г. Москвы, директором в которой работает М.И.Шишова, с 90-х годов 20 века развивается на концептуальной основе гуманистических педагогических идей Ш.А.Амонашвили, (изложены в трактате «Школа Жизни» и опубликованы в «Учительской газете» в 1996 году). Основные мировоззренческие идеи, положенные в основу деятельности этой школы. · Школа (с лат. «скале») есть скалистая лестница, по ступеням которой происходит духовное и нравственное восхождение ребенка, его становление как человека. · Ребенок – человек. Он не только готовится к жизни, он уже живет. · Цель Школы Жизни – развивать и воспитывать в Ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств в процессе его Жизни. · Учитель исходит из постулатов: Ребенок есть Явление; каждый Ребенок несет в себе свою жизненную Миссию; Ребенок заключает в себе величайшую энергию Духа. · Движущие силы для развития Ребенка существуют в Природе Ребенка – это его природные страсти (устремления): страсть к Развитию, страсть к Взрослению, страсть к Свободе, страсть к Неповторимости. · Источниками гуманного мышления учителя являются: Вера, Надежда, Любовь. · Воспитание – питание духовной оси человека, питание его души должно опережать обучение знаниям, умениям, навыкам. · Воспитание подготавливает в Ребенке своеобразные ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и умений. · Духовными питательными ферментами могут стать высшие духовно-нравственные и познавательные образы: любви, красоты, устремленности, доброты, творчества, преданности, мужества, мастерства, сочувствия, сорадости, сопереживания, благоразумия; образы человеческих общений; образы добромыслия, ясномыслия, саморазвития и т.д. · «Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так же необходимы для становления благородной личности в Ребенке, как необходим воздух для жизни того же Ребенка». В образовательный план Школы Жизни входят образовательные курсы: познавательного чтения, письменноречевой деятельности, родного языка, математических воображений, духовной жизни, постижения красоты, планирования и деятельности, смелости и выносливости, о природе, о мире наук, общения, иностранной речи, игры в шахматы, компьютерной грамотности. В качестве дополнительных образовательных курсов организуются следующие: Иностранный язык. Театральная деятельность. В мире мифов, легенд и сказок. В мире танца. В мире музыки. В мире саморазвития. Занятия в трудовой мастерской. Рассказы из истории Родины. Игры, спортивные праздники.
Особенности образовательного процесса в Школе Жизни,придающие ему гуманно-личностную направленность: · образовательный процесс охватывает Ребенка полностью, со всей его природой, принимает его таким, какой он есть, и творит в нем развитого, свободного и образованного человека; · в силу целостности личности Ребенка, образовательный процесс организуется как целостный, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Ребенка, жизнь детей; · урок – ведущая форма жизни детей в школе как аккумулятор жизни Ребенка, жизни детей; («О, Урок, ты – солнце!» Ш.А.Амонашвили); · сотруднические взаимоотношения учителя с детьми – естественное качество гуманного образовательного процесса; · в образовательном процессе развивается и взращивается способность Ребенка к оценочной и самооценочной деятельности (упраздняются всякие формальные отметки и награды); · учитель следует «заповедям»: Верить в безграничность Ребенка – он есть Микрокосмос; Верить в свои педагогические способности – «Я от Бога учитель»; Верить в силу Гуманной педагогики – в ней Творящая Энергия. · «Очеловечивание среды вокруг каждого Ребенка, гуманизация социума и самого образовательного процесса есть высшая забота учителя» (Ш.А.Амонашвили. Школа Жизни. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – С.29).
5.2. Школа диалога культур (автор – философ Владимир Соломонович Библер, школа № 106 г. Красноярска).Школа диалога культурреализована в 106-й школе г. Краснояска и на ряде других экспериментальных площадок. В основу модели такой школы положены философские идеи М.М.Бахтина о «культуре как диалоге», психологические идеи Л.С.Выготского о «внутренней речи», положения «философской логики культуры» философа В.С.Библера, а также – педагогический опыт учителей-диалогистов (филолога Вениамина Литовского, математика Сергея Курганова, историка Игоря Соломадина, физика Валерия Ямпольского и других). В круг концептуальных идей школы диалога культур вошли следующие: идеи о диалогичности любой культуры, о ее способности быть диалогичной с самой собой, существовать на границе, в сопряжении с другими культурами, в диалоге с ними.
Все культуры: античная, средневековая, нового времени и современная культура XX в.; западная и восточная — выступают как важные и значимые собеседники. Диалог культур является содержанием образования в образовательном процессе данной школы. А в качестве главного ожидаемого результата образования предполагается «человек культуры», а не «человек образованный», как это принято в традиционном образовательном процессе. Человек культуры формируется в содержательном и процессуально-деятельном смысле в синтезе и диалоге разных культур, а в психологическом смысле – на основе исходных вопросов, появляющихся у обучающихся в целостном культурном контексте, на основе «удивлений» детского разума. Главное в логике такой школы — логика вопросов к Культуре, а не «логика ответов». Учащийся максимально активен в своей деятельности в связи с тем, что у него формируется «вопросительное» отношение к миру, который он познает на основе постоянной проблематизации любых научных, нравственных, житейских ситуаций. Уже в 1–2-х классах у ребенка «завязываются узелки понимания» и своего рода «точки непонимания», формируются «точки удивления» для того, чтобыувидеть мир не как нечто понятное, известное, а как нечто загадочное, удивительное, полное интереса (загадки слова, числа, предмета природы, момента истории, сознания). В токах удивления появляются вопросы и проблемы, развивается установка «маленького почемучки». 3–4-е классы посвящены истории античной культуры, которая изучается в постоянном диалоге с культурой Средневековья и Нового времени. В 5–6-х классах основой диалога становится культура Средневековья, а в 7–8-х классах – культура Нового времени (XVII–XIX вв.), начиная с культуры Возрождения. Культура современности в центре внимания старшеклассников. 11-й класс – диалогический и педагогический. Преобладают диалоги между классами, выявляется смысл школы как своего рода педучилища, готовящего педагогов XXI в. В образовательном процессе реализуется диалогический подход (обучение, развитие, воспитание через д и а л о г: с объектом или субъектом культуры, науки, общественной жизни, с самим собой). Исходные посылки, вызвавшие необходимость диалогического подхода в образовательному процессу: а) логика культуры, науки, общественной жизни – это логика диалога, поиска взаимопонимания и взаимодополнения взглядов, осознания несводимости любого глубокого знания к какой бы то ни было единственной концепции; б) школа не может игнорировать вопросы, загадки, проблемы ребенка, с которыми он приходит в школу; в) современная жизнь полна неразрешимых противоречий и задача школы – научить выдерживать эти противоречия (по мнению В.С.Библера). Диалог в школе начинает ребенок: каждый ученик порождает свой вопрос, свою загадку, трудность, требующую удержания в «самовитом» слове. Поначалу ребенок включается в «экспрессивный спор», когда участники диалога озабочены в первую очередь построением своего неповторимого образа и доведением его до понятной всему классу мыслительной конструкции. «Экспрессивный» диалогизм порождает диалог – спор, в котором ребенок выражает себя, свою точку зрения, свои приемы мышления, приемы общения.
Затем учитель включает ребенка в «понимающий» диалог, в котором есть и диалог-спор, и диалог-согласие. «Понимающий» диалог начинается с попытки понять … явление природы, число, геометрическую форму, историческое событие, художественное произведение. Если предметом диалога становится понимание Другого, а не самовыражение на фоне Другого (как в «экспрессивном» учебном диалоге), то исходным является стремление к диалогу-согласию, к согласованному многоголосому пониманию. Строится учебное сообщество понимающих людей. (Аналогом учебного «понимающего» диалога может быть известная дискуссия Н.Бора и А.Энштейна о природе атома. Энштейн и Бор в диалоге создают не каждый свое понятие атома, а о д н о понятие (при этом само понятие атома каждый раз вновь создается, «зажигается» здесь и теперь, вылепливается, «растягивается» именно благодаря тому, что, создавая его в дискуссии, собеседники развивают логически различные видения природы). «Понимающий» диалог требует особых усилий ребенка. По мнению философа М.Мамардашвили, усилие понимания – это не просто умственный акт или напряжение мысли, а своего рода процесс перестройки, какой-то переориентации наших привычных навыков понимания. Учебная деятельность в условиях «понимающего» диалога формирует в ребенке читателя художественных произведений (в искусстве) и читателя понятий-произведений (в математике, естественных и гуманитарных науках). В школе диалога культур постоянно рождаются учебные произведения: «понятие-произведение», рисунки, эссе, мыслеобразы, схемы… – своеобразные вехи индивидуальной учебной памяти, по которым ученик может проследить свое становление как автора индивидуально-неповторимых конструктов.
5.3. Школа самоопределения с демократическим укладом жизни (Александр Наумович Тубельский, НПО «Школа самоопределения», г. Москва). Средняя школа № 734 Москвы, директором которой является А.Н.Тубельский, входит в научно-педагогическое объединение (НПО) «Школа самоопределения». Сегодня школа Тубельского известна как школа самоопределения с демократическим укладом жизни.
Цель школы – формирование свободной и толерантной личности, способной к самоопределению в жизненном пространстве и к самореализации в обществе посредством сформированных универсальных умений и компетенций. Основная идея педагогической философии школы самоопределения: ребенок уже несет в себе высокое предназначение, и следует помочь ему это предназначение осознать, а потом не мешать ему в этом смысле реализовываться. В основе организации образовательного процесса лежат идеи: свободного выбора, формирования способности личности к самоопределению и самореализации, формирования универсальных умений, необходимых в современной жизни, погружения в предмет и погружения в эпоху, сотворчества ученика и учителя, движения к собственной цели и ответственности за свои действия, возможности ученического законотворчества, необходимости соблюдения школьных законов всеми участниками образовательного процесса и др. В начальной 4-летней школе освоение общекультурных навыков: чтения, письма, счета, ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе. В процессе обучения создаются условия: для самовыражения ребенком своих чувств, опыта, интересов; для развития процессов понимания и умения выстраивать собственную деятельность; для побуждения ребенка к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы; для осмысления индивидуальных способов работы как универсальных, которые можно использовать в других видах деятельности. Бальной системы оценивания результатов учащихся не существует, а в конце учебного года организуется выставка личных достижений ребенка и составляется его качественно-содержательная характеристика (по типу «портфолио», которое используется в некоторых западных школах). В основной школе (с 5-го класса по 9-ый класс) учащимся предоставляются возможности «пробы сил» в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-оздоровительной деятельности. Кроме обязательных учебных предметов выделяется время для уроков по выбору, а также для занятий в лабораториях школы или в окружающей среде над самостоятельно выбранными темами и проектами. Один день в неделю посвящен социальной практике (работа в трудовых мастерских, в библиотеке, создание микро-фирм, стажировка на предприятиях, больницах, в организациях сервиса и торговли, забота о пенсионерах и людях с ограниченными возможностями, благоустройство города и др.). Учебный год завершается творческими экзаменами (в присутствии школьной и родительской общественности), на которых проводится защита самостоятельной работы или проекта (они готовятся в течение всего учебного года). В старшей школе (10 и 11 классы) за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса – мастерская, которой руководит учитель или приглашенный специалист (мастерские: «Шедевры мировой литературы», «Человек и история» и др.). В них осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и др. деятельности от мастера к ученику. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана вводятся так называемые «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный образовательный минимум.
В обучении используются методы и методики обучения: погружение в предмет и погружение в эпоху, проекты, обучение в малых группах на интерактивной основе. Вторая половина последнего года обучения направлена на систематизацию знаний для подготовки в ВУЗ или для желающих – на получение начальной профессиональной подготовки. Общее развитие каждого ученика осуществляется в системе пространств, которые организуются в школе для свободного занятия в них каждого ученика по интересам (к примеру, информационное пространство, игровое пространство, проектное пространство, пространство театрализованной деятельности, бизнес – пространство и др.). Осуществляется право свободного выбора общественных дел. В школе А.Н.Тубельского демократическая организация учебного процесса органично связана с демократическим укладом всей школьной жизни. Учителя, ученики и родители сообща разрабатывают и принимают, изменяют нормы и правила школьной жизни: Конституцию школы и разнообразные законы. В школе демократическим путем избираются органы самоуправления. А в целом демократический толерантный уклад школы позволяет школьнику обретать важный социальный опыт: выбора; создания правовых норм; управления школой; разрешения конфликтов и защиты прав человека; совместного проектирования школы как действующей модели гражданского общества; соуправления; детско-взрослой экспертизы демократических процессов. Из традиций школы – погружение в эпоху. Так каждую осень проводится лицейская неделя. Школьные стены превращаются в виды Царского Села. Мальчишки надевают лицейские мундиры, девчонки – белые воздушные платья. Школа превращается в маленький островок другой эпохи, других отношений, проживание которых позволит ученикам по-другому изучать Пушкина, декабристов, жизнь людей той эпохи.
5.4. «Ноосферная» школа (А.Буровский, Боровская школа-лицей Калужской обл.). В основу модели школы положена концепция русских философов и ученых XX в.: Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского, Н.А. Умова, А.К.Минеева и близких к ним по взглядам П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, Н.А. Бердяева. Ноосфера (от греч. noos — разум и сфера) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития и выживания самого человека. В.И.Вернадский рассматривал ноосферу как качественно новую форму организованности, возникшую при взаимодействии природы и общества. Поскольку человек – существо еще «несовершенное», «кризисное», «проблемное», то и «продукт» его – ноосфера – дисгармоничная реальность, находящаяся в стадии становления. В основе концепции «ноосферной» школы лежит идея гармонического развития растущего человека средствами системного освоениямира природы и мира культуры; организация диалога мира природы и мира культуры; подбора учебного материала, отражающего глобальные и региональные социальные и экологические проблемы; понимание детьми окружающего мира и себя в нем как целостной системы. В лицее введены учебные курсы: «Игровая экология», «Занимательная астрономия», «Природа и культура», «Естествознание», «Естественная история», содержание которых позволяет воспитывать экологическую культуру учащегося, мотивацию к гармоничной жизни с природой, людьми, самим собой.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.018 с.) |