Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактические знания носят системный, универсальный и нормативный характер.
Системный характер знаний дидактики объясняется тем, что процессу обучения свойственна совокупность инвариантных черт, придающих постоянство многим характерным связям между сторонами обучения и их взаимодействию, что позволяет рассматривать дидактические знания в определенной иерархии. Так в дидактике сложились блоки знаний: цели, содержание образования, его функции в формировании личности, способы усвоения, методы обучения, формы их, организационные формы обучения, технологии обучения, результаты обучения, которые образуют систему взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимовлияющих факторов образовательного процесса. Универсальный характер дидактических знаний заключается в их универсальном (общеобучающем) значении, в необходимости их применения там, где имеет место обучение (детский сад, школа, вуз и др.). Нормативный характер связан с тем, что использование многих теоретических дидактических знаний является нормой в организации образовательного процесса любого образовательного учреждения. Концептуальные основания дидактики, по мнению Б.С.Гершунского и Н.С.Розова, заключаются в следующих принципиальных положениях: · вариативность, т.е. теоретическое признание объективного многообразия технологий обучения и их практической реализации; · фундаментальность, предполагающая направленность на обобщенные и универсальные знания, формирование общей культуры и развитие научного мышления; · индивидуализация, обусловленная потребностью в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого отдельного индивида; · теоретизация, которая относится к общему содержанию образования и к статусу компонентов преподаваемых знаний; · плюрализация, связанная с необходимостью принимать решения в условиях множественности образования мира; · аксиологизация, предполагающая систематический учет возможных ценностных ориентации и систем; · гуманизация, основанием которой является индивидуально-личностная, ценностно-смысловая, культурологическая и деятельностная ориентация субъектов учебного процесса; · целостность и интеграция как содержательного, так технологического компонентов образовательного процесса, ориентирующихся на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных связей и зависимостей.
Дидактика ставит три ключевых вопроса и отвечает на них в дидактических исследованиях и их теоретическом осмыслении. Для чего обучать? — Цели образования, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов образовательного процесса. Чему обучать? — Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу. Каким образом (как?) обучать? — Отбор дидактических принципов, методов, технологий и форм обучения, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса. Таким образом, современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса. Основные понятия и научные категории в дидактике. Основными категориями дидактики являются: процесс обучения, принципы дидактики, содержание обучения и образования, формы и методы организации учебной деятельности; каждая из них находится во взаимосвязи с другими и рассматривается как часть, элемент целостной научно-дидактической системы. Базовые понятия дидактики: образование, обучение, преподавание, учение. Образование рассматривают как: а) систему, б) процесс; в) результат; г) ценность. Под образованием сегодня понимают интегративный и многогранный процесс и результат приобщения личности к культуре, социальному опыту, духовной и информационной сферам и – целостного становления личности. В современном образовании наблюдаются такие тенденции: · демократизации (расширение прав и свобод всех субъектов образовательного процесса); · гуманизации (постепенный переход к гуманистическому образовательному процессу через очеловечивание всех его проявлений и сторон); · гуманитаризациии (увеличение удельного веса гуманитарных знаний: о человеке, его способностях, отношениях, возможностях и очеловечивание знания с целью духовного развития обучающихся);
· диверсификации (наличие многовариантности в образовательном пространстве: многообразие учебных программ, учебников, типов учебных заведений и др.); · индивидуализации и дифференциации обучения; · непрерывности образования; · альтернативности образования (возможность выбора разных форм обучения: в государственном образовательном учреждении, дистанционное обучение, экстернат, индивидуальное обучение и др.); · повышение роли и престижа образования (для общества в целом и для каждого человека в отдельности). Образование как система – это специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека. Обучение – это специально организованный, педагогически целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающегося, направленный на усвоение обучающимся содержания образования (системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, жизненных ценностей и мировоззренческих идей). Преподавание – это деятельность обучающего (учителя) по организации усвоения учащимися содержания образования. Учение – это деятельность обучающегося (ученика) под руководством учителя, обеспечивающая усвоение им содержания образования. 3. Связь дидактики с другими науками. Дидактика связана: · с философией; с гносеологией (теорией познания), что позволяет найти методологическоеобоснование дидактическимявлениям и исследованиям); · с физиологией (позволяет понять механизмы управления физическим и психическим развитием учащихся); · с педагогической, возрастной, социальной психологией, с психологией личности ( объясняют основные подходы к развитию личности в процессе обучения); · с психологией познания (усвоения, творчества, познавательных процессов и др.); · с историей ( общей и историей образования); · с лингвистикой ( посредством общих закономерностей обучения языкам в зависимости от учебных целей, задач и характера изучаемого материала в условиях моно- и билингвизма ); · с математикой (используются математические методы исследования); · с кибернетикой ( наукой об управлении сложными динамическими системами по восприятию, хранению и переработке информации с целью моделирования и исследования психолого-педагогических процессов); · с социологией ( используются социологические методы исследования). Дидактика связана с частными методиками, так как является основой для формирования предметных методик (частных дидактик), так как содержит конкретные технологии их практической реализации.
4. Дидактика как учебный предмет позволит будущему педагогу: · усваивать знания: а) концептуального характера (основные дидактические понятия, закономерности, теории и т.д.); б) нормативно-прикладного характера (реализация дидактических принципов и правил позволяет строить процесс обучения на нормативной основе); · развивать общедидактические умения (постановка дидактической цели и задач, выбор метода обучения, определение типа урока и т.д.): репродуктивные, конструкторско-вариативные, креативные; · проявлять ценностное отношение к различным сторонам педагогической деятельности, связанной с организацией обучения; · развивать общепедагогические умения (организаторские, коммуникативные, перцептивные и др.); · развивать рефлексивные умения; · формировать информационно-коммуникативные компетенции и др. Изучение дидактики организуется в формах: лекции, семинарские занятия, педагогические исследования. Лекция №2 Тема: Процесс обучения: сущность, движущие силы, двусторонний характер, логика План лекции 1. Понятие и сущность процесса обучения 2. Движущие силы процесса обучения. 3. Структура и логика процесса обучения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.217.131 (0.013 с.) |