Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность восприятия , его характеристики и роль в обучении
Усвоение учебного материала начинается с его восприятия.
► Восприятие (или периепция) — это отражение в сознании человека предметов или физичес ствии на органы чувств Таким образом, мозг человека, как удачно написал польский писатель-фантаст С. Лем, подключен к внешнему миру посредством органов чувств: глаз, ушей, носа и т. д. Восприятие возникает только при непосредственном воздействии предметов или физических явлений на органы зрения, слуха, обоняния и т. д. При восприятии происходит осмысливание увиденного, услышанного, почувствованного. Поэтому восприятие — это начало интеллектуального познания. В процессе восприятия возникает первичный образ предмета или явления. Из сказанного выше становится очевидной изначальная и главная роль восприятия — получение информации из внешнего мира и о самом себе. Эта информация служит для ориентировки в пространстве, контроля за выполняемыми действиями, оценки своего самочувствия, состояния; получения новых сведений (научения). Восприятие, таким образом, — необходимое условие для управления человеком своим поведением и деятельностью. Раздражения органов чувств являются необходимым условием для поддержания коры головного мозга в деятельном, рабочем состоянии. Известны случаи, когда у больных из всех воспринимающих внешние раздражения Общепринятое название этих органов не отражает их истинной функции, так как они предназначены для вызова ощущений, а не чувств. Поэтому точнее было бы называть их органами ощущений. 14^ Часть первая. Общая психология Глава 9. Восприятие 149
органов остались только один или два (один глаз и одно ухо). Как только они закрывались, больные сразу впадали в сон. Следовательно, восприятие — и следствие, и причина психической активности человека. Если у здоровых людей ограничено поступление внешних ощущений (как, например, у космонавтов в космическом полете, у спелеологов в пещере, у полярников и т. п.), то этот сенсорный голод приводит к сенсорной депривации, а попросту — к скуке, отражающей снижение психической активности. Фазы и уровни восприятия В сложном процессе восприятия выделяют три фазы, определяющие уровни (глубину) восприятия.
Первая фаза восприятия — появление ощущения. ► Ошушение — психический процесс отражения в сознании отдельных качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы ощущений. Ощущение — это превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания (рис. 9.1). Превращение осуществляется с помощью анализаторов. * процесс процесс процесс Ощущение
Центр в коре головного. мозга Рис. 9.1. Возникновение ощущения Понятие об анализаторе было выдвинуто И. П. Павловым. Он выделял в анализаторе три части: периферический отдел — рецептор, являющийся преобразователем внешней энергии раздражителя в нервный импульс; афферентный (чувствительный) нерв, передающий нервный импульс с рецептора в нервные центры; мозговой конец Эти органы традиционно называются органами чувств. Однако это название, идущее с тех времен, когда наука не проводила еще четкого разграничения между понятиями «чувства» и «ощущения», в настоящее время нельзя признать удачным. анализатора (чувствительные нервные центры), включающий в себя как корковые, так и подкорковые образования, участвующие в обработке (расшифровке) нервных импульсов, приходящих с рецепторов. В дальнейшем было показано, что анализатор имеет и четвертую часть — эфферентную нервную веточку, идущую из мозгового отдела анализатора к рецептору. Ее роль состоит в регуляции чувствительности рецептора: если раздражитель очень сильный, могущий вызвать торможение в центрах и нарушить адекватность ощущений, то эти центры посылают импульсы, снижающие чувствительность рецептора (в результате чего раздражитель как бы уменьшается по силе); если же раздражитель слабый, то тем же путем из центра посылаются импульсы, повышающие возбудимость рецептора и таким путем улучшающие восприятие сигнала. Например, человек, попадающий с яркого солнца в темное помещение,, сначала ничего не видит, затем по мере адаптации начинает различать находящиеся там предметы. При этом чувствительность глаза к свету может возрасти в 200 000 раз. Это объясняется и тем, что при переходе из яркого освещения к темноте зрачок расширяется, при этом его площадь, через которую проходят лучи света, может увеличиться в 17 раз. Кроме того, в темноте на сетчатке начинают функционировать особенно чувствительные к свету палочки. Изменение чувствительности глаза будет проявляться у учащихся в том случае, если они попадут из темного помещения в ярко освещенное. Очень яркий свет поначалу вызовет ослепление, но затем вследствие снижения чувствительности и происшедшей адаптации отчетливость зрительного восприятия повышается.
Таким образом, анализатор представляет собой саморегулирующуюся систему. ► Приспособление органов ощущений к изменившимся условиям называют адаптацией (от лат. adaptatio — прилаживание, приноравлива-ние). Ощущения делят на две группы — экстероцептивные и интеро-цептивные (рис. 9.2). Первая группа связана с ощущениями, доводящими до сознания человека информацию из внешнего мира. Они делятся на две подгруппы: дистантные, отражающие качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от рецепторов (зрительные, слуховые и обонятельные ощущения), и контактные, возникающие при непосредственном воздействии объекта на рецепторы (температурные, вкусовые, 150 Часть первая. Общая психология Глава 9. Восприятие 151
тактильные ощущения). Вторая группа ощущений сигнализирует о процессах, происходящих внутри организма. Они делятся на три подгруппы: проприорецептивные (ощущения о движениях частей тела, идущие с мышц, связок, сухожилий и суставных сумок), вестибулярные (ощущение равновесия, положения тела в пространстве) и висцеральные (ощущения о состоянии внутренних органов, ощущение боли). Рис. 9.2. Классификация ощущений Свойства ощущений. Все виды ощущений, независимо от их модальности (качества), обладают общими свойствами. Качество. Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, зрительные — цветовым тоном, насыщенностью, светлотой. Быстрота возникновения. При воздействии раздражителя на рецептор ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Это время называется, как мы уже говорили, латентным периодом. Он зависит от возбудимости рецептора и быстроты проведения возникшего возбуждения по чувствительному нерву. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: для вкусовых ощущений он составляет 50 мс, для тактильных ощущений — 130 мс, для болевых — 370 мс. Быстрота возникновения ощущений зависит от силы раздражителя, длительности его действия и от абсолютной чувствительности анализатора, на который воздействует своими свойствами объект. Абсолютная чувствительность определяется минимальной интенсивностью раздражителя, который в данных условиях вызывает ощущение. Эта величина интенсивности называется нижним абсолютным порогом. Между величиной этого порога и чувствительностью существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность: р' где Е — чувствительность, Р — пороговая величина раздражителя.
Поскольку возбудимость нервной системы постоянно колеблется, изменяется и пороговая величина раздражителя. Поэтому один и тот же слабый раздражитель в разные временные моменты может то ощущаться, то не ощущаться. В связи с этим за порог принимается такая малая величина раздражителя, которая ощущается человеком в 80% из общего числа предъявления этого раздражителя. Нижний порог выполняет роль своеобразного фильтра, пропускающего сигналы в сознание человека или задерживающего их. Если раздражитель имеет жизненно важное значение или определенную значимость для человека, то по отношению к нему чувствительность повышается (и снижается пороговая величина). Другие же, несущественные в данный момент раздражители не вызывают ощущений, так как пороговые их величины, вследствие низкой возбудимости рецептора, высокие. Для каждого вида ощущений существуют свои нижние (абсолютные) пороги. Насколько высока абсолютная чувствительность анализаторов, можно судить из данных, представленных в табл. 9.1. Таблица 9. / Средние значения абсолютных порогов возникновения ошушений
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.01 с.) |