Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нравственность как характеристика личности и ее основные проявления ( качества )
► Нравственность — это совокупность духовных и душевных качеств, обеспечивающих выполнение человеком правил поведения в обществе. К нравственным качествам относятся дисциплинированность, ответственность, правдивость (честность), доброта и многие другие. Рассмотрим некоторые из них. Дисциплинированность как нравственное качество. Дисциплина — это определенный порядок поведения, отвечающий сложившимся нормам и требованиям. Она бывает двух видов: сознательная (внутренняя) и принудительная (внешняя). Первая связана с глубоким усвоением (интериоризацией) норм поведения, развитым чувством долга. Она поддерживается без принудительных мер. Вторая опирается на внешние санкции, как положительные, так и отрицательные. Учащийся следует нормам и распоряжениям только в расчете на поощрение или стремясь избежать наказания. Это — дисциплина-послушание. К сожалению, часть учителей добиваются именно такой дисциплины, основанной на окрике, наказании, угрозе. Рассмотрим конкретный случай. Два молодых учителя химии одновременно начали работать в соседних школах. Один из них сразу же организовал работу химического кружка, стал проводить школьную олимпиаду по химии. Уже к концу первого полугодия наладилась дисциплина, прекратились пропуски уроков без уважительных причин, ребята стали серьезнее относиться к занятиям. 484 Часть третья. Педагогическая психология Глава 28. Психологические аспекты формирования нравственности 485
Другой учитель на просьбы школьников об организации химического кружка отвечал: вот когда вы все будете приходить на уроки без опозданий, когда на уроке не будет нарушений дисциплины, поможете мне привести в порядок оборудование и инвентарь, начнем и занятия в кружке. Он наказывал нарушителей дисциплины, вызывал родителей прогульщиков, массу времени тратил на разбор каждого случая нарушения дисциплины и принятие соответствующих мер, а дисциплина все ухудшалась, успеваемость неуклонно снижалась. Это доказывает, что никакие угрозы и проработки не помогут, если нет повседневной, интересной для школьников учебной работы в коллективе. Недаром Ян Амос Каменский говорил: «Добродетели развиваются посредством дел, а не посредством болтовни» (Избр. пед. соч. М., 1939. Т. 1. С. 230).
Показателями высокого уровня дисциплины в школе являются: ♦ понимание учащимися необходимости соблюдения дисциплины; ♦.готовность и даже потребность в выполнении общепринятых требований и правил поведения и учебы; ♦ самоконтроль за поведением; ♦ активная борьба с недисциплинированными поступками других. Дисциплинированное поведение приводит к формированию важнейшей черты личности — дисциплинированности, в основе которой лежит стремление и умение управлять своим поведением в соответствии с общественными нормами и требованиями коллектива, в соответствии с задачами, стоящими на уроке. Психологическими основами проявления этого качества служат волевые процессы, умение учащегося подавлять свои желания, подчинять поведение необходимости. Роль дисциплины на уроке сводится к повышению плотности урока, к организации внимания и за счет лучшего усвоения учебного материала — к повышению успеваемости. На уроках по некоторым предметам (физкультуре, химии, физике, уроках труда) дисциплина связана и с предупреждением травматизма. Все это учащиеся должны понимать. Причины недисциплинированного поведения следующие: 1. Отсутствие четкой системы организации общественно полезной деятельности и включения в нее школьников; на уроке физической культуры это касается прежде всего подготовки спортивного зала к занятию, в том числе силами самих учащихся.
2. Недостаточный учет учителями психологических особенностей школьников разного возраста, в частности стремления подростков и юношей к самостоятельности и приобщенности к общественно полезным делам взрослых. Возникает противоречие между стремлениями подростков и юношей и организацией их реальной жизни. 3. Неудовлетворенность учащихся отношениями с педагогами: школьники хотят, чтобы к ним относились как к взрослым, понимали их и не придирались к мелочам (интересно отметить, что, по данным психологических исследований, только 10% учителей осознают эту причину недисциплинированности). Причинами недисциплинированности могут быть нарушение учителями норм педагогической этики, антипедагогические меры воздействия на детей. Используемые ими на уроке в основном порицания, замечания, делаемые в нетактичной форме, открытые насмешки приводят к тому, что школьник, не желая терпеть унижение, перестает ходить на уроки физической культуры, начинает ненавидеть учителя. Конечно, можно и передразнить ученика, но, как говорил В. И. Немирович-Данченко, неоскорбительно, дружески, любовно, чтобы школьник увидел себя как в зеркале. При этом учитель должен играть, как актер, а не выражать свое раздражение.
Нельзя не отметить, что неудовлетворенность школьников отношениями с учителями связана с субъективизмом учителей по отношению к недисциплинированным школьникам: часто педагоги не видят у них никаких положительных черт. 4. Недочеты в организации учебно-воспитательной работы и как след 5. Отсутствие единых требований как со стороны педагогического коллектива школы, так и со стороны родителей. 6. Частая безнаказанность нарушителей дисциплины. Ответственность (чувство долга). Одним из базовых нравственных качеств является чувство долга, ответственности. Оно определяет и другие нравственные проявления — самоотверженность, мужество, настойчивость, сознательность, активность. Формирование чувства долга связано с пониманием зависимости людей друг от друга. У ребенка это понимание отсутствует, и это становится причиной проявления детского эгоизма. Другое дело — у старших школьников. Их эгоизм проявляется в игнорировании 486 Часть третья. Педагогическая психология Глава 28. Психологические аспекты формирования нравственности 487
понимаемой ими взаимозависимости людей, в учитывании только своих потребностей и желаний. Основа для формирования у учащихся чувства долга, чести — воспитание совести. Как сказал академик Д. С. Лихачев, совесть подсказывает, а честь действует. Совесть никогда не бывает ложной, она может быть приглушенной, но всегда исходит из глубины души, она «грызет». В то же время представления о чести бывают ложными (человек защищает «честь мундира», даже если убежден в обратном), и они ведут к неправильному поведению человека. Истинная честь — всегда в гармонии с совестью. Истинная честь — это когда человек держит слово, ведет себя порядочно, не нарушает этических норм, не упрямится, чтобы доказать свою правоту, не сводит личные счеты. Честь — это достоинство нравственно живущего человека. Существенная роль в воспитании чувства долга и ответственности принадлежит оценке текущей успеваемости и повседневного отношения учащихся к занятиям. Следует также широко оповещать школьников о результатах различных школьных олимпиад и соревнований, в которых участвовали учащиеся школы, подчеркивая вклад в общий успех отличившихся учащихся. Это способствует осознанию школьниками чувства ответственности перед школьным коллективом, пробуждает у других учащихся желание тоже отстаивать честь своего коллектива. Воздавая должное отличившимся, следует обсуждать и имевшие место негативные явления (отсутствие без уважительной причины и прочее), чтобы на этих примерах показать, как безответственность отдельных школьников подводит весь коллектив.
... .. ■■...■■■■.. OIBC1 Учительница однажды предложила ученикам 2 «А» класса приготовить дома флажки и сложить их в школе в специально приготовленный яшик. Во 2 «Б» классе школьники получили такое же задание, но сдать флажки они должны были уполномоченному коллектива класса. Наконец, во 2 «В» классе дети приготовленные флажки сдавали учительнице. Следующим заданием было изготовление бумажных квадратиков для гирлянд, причем те, кто сдавал флажки учительнице, теперь сдавали квадратики уполномоченному коллектива, и наоборот. Затем для гирлянд изготовлялись треугольники. Ученики 2 «В» класса сами складывали их в яшик, а 2 «А» и 2 «Б» — соответственно сдавали их учительнице и уполномоченному коллектива. В результате этих опытов выяснилось, что когда дети действуют без контроля со стороны (сами складывают сделанное в яшик), они не чувствуют должной ответственности перед коллективом и задание выполняется на 50-60%, когда же они сдают свою работу уполномоченному коллектива, то процент выполнения значительно возрастает и достигает 70-80%. И наконец, когда дети сдают свои изделия учителю, то задание выполняется на 90-98%. Приведенные данные характерны не только для второклассников. При отсутствии соответствующей воспитательной работы ответственность перед коллективом не возрастает и у более старших детей (Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 146). Наконец, общественная работа учащихся, исполнение обязанностей старосты класса или кружка — все это служит при определенных условиях средствами воспитания у школьников чувства долга и ответственности.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.011 с.) |