Стадии развития коллектива школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии развития коллектива школьников



Развитие коллектива — это не плавный, непрерывный поступатель­ный процесс. Оно требует преодоления противоречий, возникающих между достигнутыми и планируемыми перспективами, между кол­лективными и индивидуальными интересами школьников, между по­требностями школьников и возможностями их удовлетворения и т. д.

При нормальном развитии коллектива наблюдаются три стадии этого процесса.

Первая стадия — первоначальное сплочение, когда в процессе со­вместной деятельности и общения между одноклассниками образу­ются коллективные связи и отношения, у большинства одноклассни­ков возникает чувство принадлежности к классу.

Вторая стадия характеризуется тем, что в классе складывается еди­ное обществен}юе мнение по наиболее важным вопросам: формируются коллективные стремления и интересы, охватывающие не только сфе­ру досуга, развлечений, но и сферу труда и учения. Складываются определенные традиции поведения, создается положительный эмо­циональный настрой класса, дух класса и школы в Целом, о котором Л: Н. Толстой писал:

Есть в школе что-то неопределенное, почти не подчиняющееся руковод­ству учителя, что-то совершенно неизвестное науке педагогике и вместе с тем составляющее сущность успешности обучения,— это дух школы... Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика к другому, сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в зву­ках голоса, в глазах, движениях, в напряженности соревнования,— что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценнейшее И потому долженст­вующее быть целью всякого учителя {Толстой JI. Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Пед. соч. М, 1953. С. 199).

Целью учителя и является создание духа класса. На третьей стадии развития коллектива все входящие в него школь­ники занимают в нем благоприятную для своего развития позицию.


466 Часть третья. Педагогическая психология


Глава 27. Закономерности формирования коллектива 467


 


На этой стадии коллектив превращается в инструмент индивидуаль­ного развития и воспитания входящих в него школьников.

Дело в том, что в ряде ситуаций отдельные школьники, входящие в коллектив, допускают нарушения норм этики и морали, так как со­циальное формирование личности происходит у каждого школьника в определенном темпе и с некоторыми индивидуальными особенно­стями. Вливаясь в коллектив, школьник не перестает быть индиви­дуальностью, т. е. человеком с присущими только ему одному осо­бенностями. Собственно говоря, задачей коллектива и не является нивелирование индивидуальных психологических различий. Наобо­рот, коллектив должен способствовать развитию индивидуальности (но не индивидуалистического настроения, индивидуализма).

Известный педагог и психолог Е. А. Аркин писал в связи с этим, что, когда ребенок погружается в поток коллективной жизни, тогда всплывают такие стороны детской индивидуальности, которые при всевозможных других условиях не могут проявиться или быть обна­ружены. В настоящем коллективе ребенок не растворяется, а, наобо­рот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон. Таким образом, коллектив — та социальная среда, которая способст­вует самовыражению личности школьника. В общении со сверстни­ками каждому старшекласснику хочется найти свою индивидуальную позицию. Однако это стремление-ие означает противопоставление себя коллективу, это раскрытие индивидуальности для пользы кол­лектива.

Задачи учителя при формировании коллектива. Перед учителем, который хочет сформировать коллектив учащихся, стоят четыре за­дачи.

1. Организация и сплочение в каждом классе и в школе актива, укреп­
ление его авторитета.
В актив следует подбирать не только хорошо
успевающих школьников, но, главным образом, школьников, имею­
щих организаторские способности и проявляющих интерес к обще­
ственной деятельности.

На базе актива учитель начинает добиваться сплочения всего клас­са, используя для этой цели увлекательную и в то же время общест­венно полезную деятельность.

2. Придание коллективу школьников идейной направленности, раз­
витие в нем критики и самокритики, формирование высокой требова­
тельности к себе и товарищам.
Учащиеся должны осознать, что уче­
ба — не личное дело каждого, а формирование себя как члена общества,


как подготовка себя к труду. При этом не надо бояться критики школьниками друг друга: без здоровой критики, связанной с разре­шением возникающих неизбежно в любом коллективе конфликтов, спаянность коллектива не может быть сохранена.

3. Превращение классных коллективов в естественную и необходи­
мую часть общешкольного коллектива.
Школьники должны руковод­
ствоваться в своих стремлениях сознанием того, что оми — члены об­
щешкольного коллектива в той же степени, в какой они являются
членами своего классного коллектива.

Важно пресекать проявления группового эгоизма, когда отдель­ные классы противопоставляют себя всей школе, считаются только со своими интересами. Например, при подготовке к первенству школы по баскетболу старшеклассники могут не пускать в спортивный зал школьников более младших классов. Честь класса, которую школь­ники близко принимают к сердцу, противопоставляется иногда чес­ти школы как далекому, абстрактному понятию.

Для исправления этих тенденций при проведении общешкольных мероприятий — вечеров, соревнований и т. п.— целесообразно каж­дый раз назначать ответственными за их подготовку и проведение поочередно разные классы, а не только актив.

4. Формирование у коллектива школьников такта, умения приме­
нять правильные формы воздействия на своих товарищей, включая и
индивидуальный подход к ним.
Хотя воздействие коллектива на от­
дельного школьника может оказаться значительно действеннее, чем
воздействие учителя, однако В. А. Сухомлинский, горячий сторон­
ник воспитания в коллективе, все же считал, что обсуждать проступ­
ки детей в детских коллективах нецелесообразно, так как при этом в
отдельных случаях может быть травмирована психика ребенка. На­
пример, бойкот, объявляемый классом ученику, в конце концов мо­
жет привести к полному отрыву его от коллектива или вообще уходу
из школы. В ряде случаев школьники учиняют расправу над прови­
нившимся перед коллективом учеником и т. п. Конечно, это приво­
дит к обратному воспитательному эффекту.

Учитель имеет право вмешаться и поправить коллектив школь­ников, но надо добиваться, чтобы коллектив сам умел находить пра­вильные формы воздействия на провинившихся учащихся: напри­мер, временное отстранение школьника от участия в общих делах класса, снятие его с поста старосты, физорга класса и т. п. Нарушите­ля дисциплины можно на один из уроков отправить в другой класс,


468 Часть третья. Педагогическая психология


Глава 27. Закономерности формирования коллектива 469


 


даже более младший, поучиться дисциплине (придав, конечно, глас­ности цель его посещения другого класса). Как показывает опыт, уже одно принятие такого решения и перспектива позора действуют на нарушителя, и он исправляется.

В целом динамика развития коллектива школьников идет от тре­бований учителя, поддерживаемых коллективом, к воспитанию у кол­лектива умения самостоятельно и по собственной инициативе предъ­являть к своим членам требования и контролировать их выполнение; от прямого педагогического воздействия учителя к косвенному воз­действию через коллектив.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.007 с.)