Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитания школьника , или как
СДЕЛАТЬ ИЗ НЕГО ГРАЖДАНИНА ► Воспитание — это специальная система целенаправленных воздействий на ребенка с целью формирования его личности. Воспитание отличается от случайных и стихийных влияний окружения на человека наличием осознанной цели и задач, программы, применением специально разработанных средств, форм и методов воздействия. Воспитание осуществляется как в семье, так и в детских учреждениях (яслях, детских садах, школах), и, как показывает практика, это не одно и то же. Многим людям кажется, что науке о воспитании детей в семье — та же самая наука, что и о воспитании в школе, а учитель — специалист и в домашнем воспитании. Когда же дело доходит до собственных детей, то всякая наука вроде бы кончается и начинается неизвестно что. Даже у самых прекрасных учителей бывают никудышные дети — не видали? В таких случаях говорят: своих детей воспитать не умеет, а за чужих берется! Да, чужих воспитывает, а своих не всякий может, потому что наука педагогика, помогающая учителю в его трудах, хорошо работает, когда перед воспитателем тысяча детей, похуже, когда их тридцать, и совсем плохо, когда один-два. Чем меньше детей, тем труднее, а не легче работа воспитания. Бывает, школьный педагог, имея сорок детей, справляется с тридцатью девятью из них и считается прекрасным учителем. Даже такой великий педагог, как Януш Корчак, говорил, что ни один воспитатель не вырастит сто хороших людей из ста детей. Но у мамы-то сороковой не сороковой, а первый и единственный. Столетиями призывают учителей к индивидуальному подходу. Говорят: «Надо найти ключ к каждому», и всегда это было труднейшей частью педагогической работы. Ноу папы имамы никакого другого подхода, кроме индивидуального, и быть не может (Соловейчик С. Все начинается с веры // Семья и школа. 1985. № 7. С. 28). Педагогический процесс воспитания — двусторонний процесс, отражающий как педагогические воздействия, так и деятельность самих учащихся. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Он осуществляет воспитание отдельной личности как прямым путем (своими воздействиями), так и косвенно (через коллектив школьников и самовоспитание учащегося, направляя и то и другое). Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожленная способность и уменье, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еше и специальные знания (Ушинский К. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1 973. Т. 1. С. 229).
Осуществляя воспитание, учитель должен руководствоваться определенными принципами: связь воспитания с жизнью, трудом; воспитание личности в коллективе и через коллектив; единство требований при соблюдении уважения к личности; последовательность, преемственность, непрерывность воспитания; соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. При этом следует учитывать ряд моментов. 1. В воспитании важно единство позиций и требований семьи, школы и общества. 2. Воспитывается личность в целом; изменение одного нравственного качества сказывается на проявлении других нравственных качеств, на всем поведении ребенка. 3. Процесс воспитания длительный и требует систематических педагогических воздействий, а не отдельных разрозненных воспитательных мероприятий. Поэтому учитель должен запастись терпением и проявить настойчивость. 4. Результаты воспитательного процесса носят неоднозначный характер: одно и то же воспитательное воздействие в разных ситуациях и у разных учащихся может дать разные результаты: от «эмоционального потрясения личности» (А. С. Макаренко) до полного равнодушия к педагогическому воздействию. 454 Часть третья. Педагогическая психология 5. Система воспитательных средств должна быть изменчивой, учитывать возраст, пол, степень коллективистских отношений и т. д. 6. Следует учитывать роль и условий жизни, и биологического развития организма, не переоценивая, но и не недооценивая как тот, так и другой фактор. Ибо понимание психического развития ребенка как независимого от условий жизни приводит к пессимистическому выводу о невозможности управлять процессом воспитания, а отрицание роли биологического развития на психическое развитие приводит к выводу о всесильности воспитания. Ребенок не может по велению воспитателей перешагивать через особенности и возможности возраста. Поэтому воспитание школьников в определенные возрастные периоды имеет свою специфику.
7. Воспитание имеет целью подготовить детей к взрослой жизни. Однако при этом не следует забывать, что и настоящая жизнь имеет для ребенка ценность. Еще С. Я. Маршак написал в одном из стихотворений: Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто, жить готовясь, в детстве не живет. На этом заостряет внимание и И. С. Кон, который считает, что понимание детства и юности преимущественно и исключительно как подготовки к взрослой жизни и само требование «жить для будущего» весьма однрсторонни. В этом случае жизнь ребенка выглядит неким подобием копилки. Но откладывание «подлинной жизни» на потом — после школы — означает недооценку настоящего. Получается, что ребенок не живет, а все время только готовится к следующему этапу жизненного пути. Это может вызвать у молодежи чувство протеста. Свою воспитательную работу педагоги должны оценивать не столько потому, как им удается передать-молодым свои знания, убеждения, сколько по тому, сумели ли они подготовить учащихся самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и быть не могло в жизни предшествующего поколения. Глава 27
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.007 с.) |