Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы возрастного развития
Развитие детей происходит под влиянием двух факторов: генетического и социального. О роли этих факторов с давних пор ведутся споры. Одни (нативисты) считали, что человеческие способности и предпосылки к их развитию заданы человеку от рождения в самой структуре организма. В связи с этим они пессимистически оценивали роль внешней среды в совершенствовании человека путем научения. Кратко можно выразить их точку зрения так: «Кто каким родился, тот таким и останется». Их противники (эмпиристы) утверждали, что способности человека развиваются путем научения. Поэтому невежественным остает- ся лишь тот, кому окружающая среда (условия жизни) не дала развить свои способности. Если же создать благоприятные условия для развития, то все люди смогут добиться высокого уровня развития своих способностей. Духовное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, но и не простое выступление приобретенных свойств,' а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: «Происходитли оно извне или изнутри?», а нужно спрашивать: «Что в нем происходит извне? Что изнутри?» (Штерн В. Психология раннего детства. Петроград, 191 5. С. 20). Спор сторонников того и другого направления иногда наблюдается и сейчас. Хотя ни одна из сторонув_нагле гуэемя уже не решается отрицать роль либо наследственности, либо среды, остаются.откры---... тыми вопросы: что влияет на развитие ребенка больше и является ли способность к научению врожденной. Ясно одно: даже если эта способность врожденная, она может угаснуть, если ее не развивать. Однако при этом не нужно стремиться к опережению естественного развития ребенка, обучать его тому, к чему он еще не готов. К настоящему времени развитие способностей младенцев изучено достаточно хорошо. Мы знаем, как важно обеспечить ребенку реагирующую среду и сделать так, чтобы эта внешняя стимуляция соответствовала возможностям ребенка на данной стадии его развития. Мы знаем, что процесс образования ассоциаций и научения начинается с самого рождения, а может быть — и еше раньше. Зная все это, можем ли мы создать наилучшую из всех возможных среду, максимизирующую возможности научения? Почему не попытаться создать среду, которая обеспечивала бы раннее усвоение школьных предметов, формирование других навыков и умений с прицелом на развитие вундеркиндов? Такие попытки были предприняты Гленом Аоманом. Он считает, что систематическое стимулирование и регулярные занятия с самого раннего возраста ускоряют развитие мозга ребенка. Его программа рекомендует проводить с детьми короткие занятия чтением и арифметикой начиная с одного года.
...По достижении ребенком возраста 1,5 лет с ним начинают, например, изучать японский язык, знакомить его с современным искусством или обучать игре на скрипке. Другие программы стимулирования развития младенцев гораздо менее интенсивны, зато они учат родителей 206 Часть вторая. Возрастная психология Глава 1 2. Обшие вопросы возрастного развития 207
максимизировать возможности научения в обычных домашних условиях... Каковы же результаты применения этих специальных обучаюших программ? Известны случаи поразительных достижений. Многих 3-4-летних детей удалось научить читать на уровне школьников 2-го или 3-го класса. Некоторые дети в 4 года начинали играть на скрипке. Однако эти программы не дают постоянных результатов, а их применение чревато определенными опасностями. Некоторые родители начинают проявлять в обучении своих детей такой энтузиазм, что уже в 2-летнем возрасте прививают малышам отвращение ко всему, что хотя бы отдаленно напоминает обучающие пособия. У детей, вынужденных в течение долгих часов заниматься зубрежкой, не остается времени на исследование окружающего их мира, общение с другими детьми и окружающими взрослыми. Самые очевидные веши остаются загадкой для них. И наконец, чрезмерное внимание, уделяемое когнитивному развитию, отодвигает на второй план социальное развитие и развитие личности ребенка. Дети могут стать неуверенными в себе, излишне зависимыми от родителей; некоторые становятся излишне тревожными вследствие завышенных ожиданий со стороны родителей. Ведущими специалистами в Области раннего развития был организован симпозиум с целью обсудить возможности и проблемы, связанные с новой тенденцией к «тепличному» воспитанию детей. Тепличное воспитание было определено как «деятельность взрослых, принуждающая ребенка приобретать знания, которые обычно приобретаются детьми на более поздних стадиях развития». Большинство ученых единодушны в том, что регулярные занятия с маленькими детьми по школьной программе имеют серьезные негативные последствия для их социального и эмоционального развития. У детей не только не хватает времени для игр, у них развивается неукротимая жажда достижений и угасает интерес и способность к неформальному обшению. По иронии судьбы такие программы вызывают у некоторых детей дефекты в когнитивном развитии. Несмотря на то что они помнят наизусть сложные определения и умеют бегло читать, такие дети могут не иметь элементарных представлений о физическом мире.
Профессор Сигель использовал определение тепличное воспитание в качестве метафоры, выражаюшей смысл того, что происходит с такими детьми. Ситуация с ними напомнила ему выращивание помидоров в теплицах, которые растут в искусственном климате, созданном для получения досрочного урожая: стерильной атмосфере, обработанной химикатами, т. е. в условиях, далеких от природных. «Кому нравятся тепличные помидоры?» — вопрошает ученый. Сигель считает, что, если тепличные помидоры оказываются безвкусными, такими же пресными и лишенными индивидуальности могут оказаться и «тепличные» дети. Сходным образом, «снимая урожай» раннего развития «тепличных» детей, мы подрубаем им корни для дальнейшего развития, лишаем их полноты эмоциональных впечатлений, не даем им возможности самим исследовать, творить и решать проблемы в новых условиях (Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 292-293). Развитие ребенка зависит от общения с родителями. В этом психологи и педагоги неоднократно убеждались, наблюдая детей, воспитывающихся в детских домах и в детских яслях и садах-пятидневках. Дети, у которых нет родителей, резко отстают в росте — физическом, умственном, эмоциональном. В домах младенца многие из них едва начинают говорить к двум-трем годам; многие растут с комплексом неполноценности, они более замкнуты, недоверчивы, у них больше тяга ко лжи и драке. Малыши целыми днями сидят или лежат в манежах, кроватках, еда не идет им впрок, и они отстают в росте, в весе, позже начинают ходить. Врачи и психологи выявили, что жизнь детей в яслях и садах-пятидневках тоже ведет к задержке физического, психологического и нравственного развития ребенка. Когда малыш пять суток из семи живет без родителей, он у них — как бы гость в выходные дни, а основная часть его жизни проходит без их любви и внимания. И родители тоже терпят непоправимые лишения. Если они не общаются ежедневно с детьми, то не заряжаются радостью общения с ними, их будни лишаются эмоционального заряда. «Я воспитывался в детдоме — годы были военные, и сирот было много. Нас сносно кормили и одевали, учили. Только ласки мы видели маловато. С трех-четырех лет и до четырнадцати-пятнадиати к нам обращались по фамилиям. Почему-то у многих из нас, бывших детдомовцев, не удается семейная жизнь, и, наверное, чаше у девушек. Может быть потому, что мы не видели примера семьи — мужа, жены, детей и их отношений?» (А. О. Ленинград, июнь 1981 г. — Из письма неизвестного, опубликованного в одном из номеров журнала «Семья и школа»).
Развитие ребенка зависит и от той физической среды, которая его окружает. В 60-80-х гг. XX в. на всей нашей планете наблюдалось резкое прогрессирующее ускорение физического и психического развития детей и подростков. Этот феномен получил название акселерация (от лат. acceleratio — «ускорение»). Так, в нашей стране мальчики 15 лет оказались выше своих сверстников в предшествующие десятилетия на 10-15 см, тяжелее на 10 кг, а половое созревание начиналось на 2,5 года раньше. 208 Часть вторая. Возрастная психология Глава 1 2. Общие вопросы возрастного развития 209
Как полагают ученые, это связано с целым комплексом как биологических (повышенный радиационный фон, влияние радиоволн, резко увеличение использования в сельском хозяйстве химических веществ — стимуляторов роста и развития и т. д.), так и социальных (ускорение темпа жизни, влияние огромного потока информации) факторов. Показатели психического развития и методы его изучения К показателям психического развития ребенка относятся: ♦ развитость его познавательной сферы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь); ♦ сформированное^ системы личностных отношений (эмоции, потребности, установки, ценностные ориентации, направленность и т. д.); ♦ владение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивной, творческой деятельности. Основные методы изучения развития ребенка — наблюдение, беседа и тестирование, реже — эксперимент. Наблюдение хорошо тем, что позволяет видеть и анализировать реальное поведение ребенка и потому получать правдивые факты. Однако оно становится эффективным только при соблюдении ряда условий. Первое условие — умение наблюдать, связанное с двумя моментами: развитием у педагога наблюдательности и организацией процесса наблюдения, т. е. разработкой плана наблюдения (его задачи, способ фиксации наблюдаемого, анализ полученных фактов). Второе условие — знание эталонов, т. е. показателей уровня развития, необходимого для данного возраста, и соотнесение их с наблюдаемым. Только это дает основание делать обоснованный вывод об уровне развития данного ребенка. ■ Беседа с детьми тоже дает полезную информацию и может быть рекомендована при работе с детьми в возрасте от 6 до 15 лет. Темами для беседы могут быть семья, родители, участие ребенка в домашней работе, проведение свободного времени, страхи и опасения, учеба в школе и т. д.
Тестирование. Тест — это стандартизированное задание для определения уровня развития определенного психического процесса или свойства (свойств) личности. Тестирование дает возможность количественно определять уровень развития ребенка и соответствие его нормам, сравнивать уровень развития детей в группе, проводить повторные измерения и наблюдать динамику развития при том или ином воздействии на детей в процессе педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент. В эксперименте педагог создает или изменяет специальные условия обучения или воспитания и прослеживает влияние этих условий на развитие ребенка. В педагогике этот вид эксперимента называют формирующим. Он позволяет раскрывать закономерности и механизмы психического развития учащихся, находить пути и средства улучшения их обучения и воспитания. Такой способ изучения психического развития детей требует от педагога творческого подхода к работе, поскольку он связан с педагогическим поиском. Контрольные вопросы 1. В чем различие паспортного, биологического и психологического возраста? 2. Что такое кризис возрастного развития? 3. Что такое ведущая деятельность? Как она изменяется с возрастом? 4. Какие выявлены общие закономерности возрастного психического развития? 5. Как понимал Л. С. Выготский зону ближайшего развития? 6. Каково соотношение генетического и социального факторов в развитии детей? 7. По каким показателям можно судить о психическом развитии ребенка? Глава 1 3. Психологические особенности младенцев 211 Глава 13 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДЕНЦЕВ Особенности эмоциональной сферы Важность изучения особенностей эмоциональной сферы детей начиная с самого раннего возраста определяется тем, что между эмоциональным и интеллектуальным развитием существует тесная связь. Нарушения в эмоциональном развитии ребенка ведут к тому, что он не может использовать другие свои способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Уровень развития интеллекта у них соответствует средним значениям. Отсюда возникает задача: контроль за эмоциональным развитием детей и при необходимости — применение психокоррекциомных программ. В табл. 13.1 показано постепенное появление эмоциональных реакций у детей в течение первых двух лет жизни. Таблица 13.1 Последовательность появления эмоциональных реакций у детей Первых двух лет жизни Удивление. Младенцы 5-8 месяцев уже способны удивляться, когда происходит что-нибудь неожиданное или, напротив, когда не происходит того, что они ожидали.
Страх. Первичная эмоция страха на сильный раздражитель (испуг) наблюдается уже у новорожденного. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни между 6-9 месяцами. Раньше этот страх не может возникнуть по той причине,, что младенец не умеет еще отличать знакомые лица от незнакомых. Что касается лицевой экспрессии страха и ее различения от других негативных эмоций, то у младенцев одни и те же проявления могут свидетельствовать как о страхе, так и страдании. Отчетливые различия в мимике этих состояний появляются у более старших детей. Особенности потребностной сферы У новорожденных и младенцев, наряду с органическими потребностями в пище, тепле и т. п., существуют и потребности, отражающие их психическую активность, в частности — потребности во впечатлениях. После рождения ребенок обнаруживает тягу к новым впечатлениям, жадно ловя лучи света, прислушиваясь к разным звукам, замирая от прикосновения к своему телу. При этом чем сложнее и необычнее объект, тем больше он приковывает внимание ребенка, тем дольше удерживается его интерес. С течением времени потребность во впечатлениях постоянно увеличивается. Другая ярко выраженная потребность детей начиная с младенческого возраста — потребность в активности, отражающая нужду органа в активности («работа строит орган»). Дети постоянно придумывают себе занятия, переходя от одних манипуляций с предметами к другим, от одной игры к другой. Вялость ребенка, его пассивность служат признаком его болезненного состояния или дефектов развития. Еще одна потребность маленьких детей — нужда в материнской заботе, ласке, нежности, любви, а она со временем трансформируется в потребность в поддержке и признании. Особенности волевых проявлений По поводу онтогенетического развития произвольного управления С. Л. Рубинштейн писал, что уже первое, направленное на определенный объект, осмысленное действие ребенка, разрешающего какую- 212 Часть вторая. Возрастная психология Глава 1 3. Психологические особенности младенцев 213
нибудь «задачу», является примитивным волевым актом. Однако развитие воли проходит в онтогенезе длинный путь. Существуют две противоположные точки зрения по вопросу о происхождении произвольности у ребенка. Одни считают, что она дана от рождения, другие — что она формируется. Так, И. М. Сеченов полагал, что произвольные движения не даны человеку готовыми от рождения. Произвольные движения, по его мнению, появляются лишь с момента возникновения у ребенка представлений и сложных ассоциаций. Очевидно, что правы обе стороны. Произвольные движения действительно появляются у ребенка не сразу, а лишь в 4,5-5 месяцев: когда он, лежа на животе, начинает тянуться к игрушкам, брать их. Это означает, что у него начинает формироваться механизм произвольного управления, который, однако, генетически обусловлен созреванием к этому сроку пирамидных клеток двигательной зоны коры головного мозга, откуда идут пусковые сигналы для произвольных двигательных актов. Но в произвольных движениях, как и в произвольных действиях, связанных с психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью), присутствует и психический компонент (мотивация, представление о цели), который появляется по мере развития ассоциативных зон коры головного мозга. Поэтому первые произвольные акты связаны также с созреванием и развитием всей коры больших полушарий в целом, а не только пирамидных клеток. По мере развития ребенка происходит развитие и усложнение механизма произвольного управления. Особенности психомоторного развития Дети рождаются с рядом готовых двигательных рефлексов, которые обеспечивают им адаптацию к новой для них среде обитания: ♦ рефлекс «поиска груди»: если погладить ребенка по щеке около угла рта, то он повернет голову в сторону поглаживающей его руки. Если младенец очень голоден, то в ответ на такое раздражение он будет поворачивать голову в ту и другую сторону несколько раз, открывая при этом рот и вытягивая губы; ♦ сосательный рефлекс: движения губами для схватывания соска матери; Ф рефлекс шагания — если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и передвигать его над ней, то он производит ногами движения, похожие на ходьбу; ♦ хватательный рефлекс — ребенок крепко схватывает любой предмет, коснувшийся его ладони; при этом он может держаться на весу целую минуту; ♦ шейно-топическийрефлекс — если вы поворачийаете в сторону голову лежащего на спине ребенка, он принимает позу, похожую на позу фехтовальщика; ♦ рефлекс Моро — если слегка ударить ладонью по подушке, на которой лежит голова ребенка, он быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы, как будто бы, падая, хочет за что-то ухватиться. К четырем месяцам некоторые из этих безусловных рефлексов исчезают (например, рефлекс шагания) или превращаются в условные рефлексы. Например, сосательные движения появляются у младенца каждый раз, когда ему придают позу кормления, независимо от того, кто его держит на руках — мать или отец. Раньше же эти сосательные движения появлялись лишь при прикосновении груди к его губам. В то же время, если ребенка держат в вертикальном положении, он не начинает сосать и тогда, когда его подносят к материнской груди. В 4 месяца ребенок может переворачиваться с живота на спину и обратно. Приблизительно в этом возрасте в поведении младенца отмечается определенная осмысленность, свидетельствующая о наступлении нового этапа в развитии психомоторики — появлении произвольных движений. В возрасте около четырех месяцев дети могут успешно дотягиваться до предметов, хотя эти попытки еще довольно неуклюжи. Но особенно важно то, что в возрасте 4-5 месяцев рука ребенка начинает выполнять роль манипуляторпого органа. Ребенок может обхватывать одну руку другой, схватить рукой ногу, разглядывать ее или обследовать ртом. Взаимодействие со своим телом дает ребенку информацию для построения схемы тела. В этом же возрасте ребенок начинает тянуться к предметам, хватает и бросает их, машет и стучит ими. Развивается зрительно-моторная координация, т. е. осуществление двигательных действий под контролем зрения. Все это становится возможным лишь при определенном уровне регуляции зрительной функции, которая в течение первых месяцев жизни ребенка развивается независимо от двигательной. В возрасте 5-6 месяцев происходит формирование единой зрительно-двигатель- 214 Часть вторая. Возрастная психология Глава 13. Психологические особенности младениев 215
ной системы, обеспечивающей возможность управления произвольными движениями в пространстве (зрительно-моторная координация). В этом возрасте дети уже могут координировать движения своих рук так, что каждая рука совершает различные действия, служащие общей цели. Так, например, ребенок может держать игрушечное животное одной рукой, а другой гладить его. На пятом месяце ребенок может брать предмет двумя руками. В возрасте 7-10 месяцев зрительно-моторная координация достигает высокого развития: ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один интересный предмет с помощью другого. Однако игры с предметами у детей до 10 месяцев имеют еще чисто манипуляторный характер: предметы перекладываются из руки в руку, их бросают, ими стучат и т. д. В возрасте 7-9 месяцев ребенок, подражая взрослому, начинает осваивать предметные действия. Чаще всего он воспроизводит показанное ему действие не сразу, а спустя некоторое время. В течение первого года жизни происходит основное развитие систем управления антигравитационными позами тела. На смену беспомощному лежанию приходят все новые и более сложные позы, свидетельствующие о возрастании способности противодействовать силе тяжести, держать выпрямленными все более крупные части тела. Первыми включаются в антигравитационную борьбу мышцы шеи, благодаря чему дети 4-месячного возраста способны поднимать голову, лежа на животе, а если их поддерживать в сидячем положении, они удерживают ее вертикально, внимательно наблюдая за происходящим вокруг. Возникает выпрямительный рефлекс, побуждаемый им-пульсацией с отолитовой части вестибулярного аппарата. Шейный тонический рефлекс способствует повышению тонуса разгибатель-ных мышц туловища, что делает возможным принятие позы сидя. На восьмом месяце ребенок способен ползать на животе, а на де-вятом-десятом — на четвереньках. В этом возрасте, придерживаясь за что-то, ребенок может вставать на ноги и даже ходить. Однако самостоятельно ходить он еще не может, так как этому не способствует его форма тела: очень большая голова по отношению к телу, из-за чего ему трудно удерживать равновесие стоя. Для этого требуется развить мышцы ног, чем он и занимается, многократно приседая, если держится за что-нибудь. Начиная с 10-12 месяцев происходит новый качественный скачок в психомоторном развитии ребенка. Во-первых, к этому времени
уже достаточно сформирован физиологический базис ходьбы — автоматический шагательный рефлекс, а также умение сохранять равновесие тела, вследствие чего ребенок начинает самостоятельно и без поддержки ходить (зафиксированы случаи, когда отдельные дети в 8-9 месяцев даже свободно бегали, хотя для того, чтобы бегать, ребенок должен научиться отталкиваться от земли и удерживать равновесие при приземлении). Во-вторых, его игры с предметами приобретают функциональный характер: куклу укачивают, расческой расчесываются, машину катают. К. Якобсен с соавторами (С. Jacobsen et al., 1932) приводят следующую хронологию моторного развития ребенка до полутора лет (табл. 13.2). Таблица 13.2
Глава 1 3. Психологические особенности младенцев 21 7 Следует, однако, иметь в виду, что индивидуальный разброс сроков овладения детьми теми или иными движениями довольно высок и может составлять даже несколько месяцев. В возрасте 12 месяцев тонкая моторика становится еще более совершенной: ребенок может брать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между большим и указательным пальцами. Он может засовывать мелкие предметы в щели и розетки, пользоваться во время еды ложкой, пить из чашки. Двигательное развитие детей — результат созревания или упражнения? В прежние годы предполагалось, что этапы в двигательном развитии детей отражают процесс созревания двигательной системы. Например, ходьба возникает сама собой, когда созревают необходимые для нее мышцы и нервы. Эта точка зрения имеет право на существование. Традиционно у индейцев племени хопи младенцы надежно прикреплены полосами материи к деревянной переносной колыбели. Такая колыбель не дает младенцу двигать руками или ногами, переворачиваться или поднимать туловише. Младенцы едят и спят, прикрепленные к доскам; их отвязывают лишь для того, чтобы переодеть в сухое. Эта практика начинается с момента рождения ребенка и продолжается первые 3 месяца. Затем младенцам предоставляют свободу передвижений на некоторое время — в перерывах между нахождением в колыбели. Постепенно эти перерывы учашаются и удлиняются, но все же большую часть времени на первом году жизни дети спят и бодрствуют привязанными к колыбели. Очевидно, что такая колыбель жестко ограничивает способность младенца к локомоиии в течение первого года жизни, в то время когда большинство младенцев в других культурах учатся сидеть и ползать. Тем не менее Деннис и Деннис (Dennis, Dennis, 1 940) обнаружили, что дети, которых привязывали к колыбели, выучиваются ходить приблизительно в 15 месяцев — примерно в том же возрасте, как и младенцы, воспитываемые родителями из племени хопи, перенявшими западную традицию и не привязывавшими своих детей к деревянной колыбели на протяжении большей части младенчества. Чизхольм (Chisholm,1983) изучал детей племени навахо, которые также проводят большую часть младенчества привязанными к деревянной колыбели. И они начинают ходить примерно в том же возрасте, как и дети, родители которых не пользуются досками-колыбелями, что подтверждает важность созревания для научения ходьбе (Кайл Р. Тайны психики ребенка. СПб.; М., 2002. С 109). Однако обучение и тренировка тоже играют роль. В некоторых странах Африки маленькие дети ежедневно обучаются ходьбе под 218 Часть вторая. Возрастная психология Глава 1 3. Психологические особенности младенцев 219
руководством родителей или старших братьев и сестер. Эти дети начинают ходить на несколько месяцев раньше, чем американские дети. В одном исследовании одни родители учили шестинедельных младенцев ходить, а другие — сидеть. После семи недель тренировки эти две группы детей показали превосходство над контрольной группой в том, чему их учили, но не превзошли их в сидении (первая группа) или в ходьбе (вторая группа). Психические процессы Восприятие. В течение первых шести месяцев сенсорные способности младенца развиваются очень быстро. Развитие процесса восприятия идет параллельно с освоением предметных действий. Ребенок 2-4 месяцев, манипулируя каким-либо предметом, пытается зафиксировать на нем свой взгляд. Поэтому долгое время психологи считали, что «рука учит глаз», и полагали, что именно это является началом процесса восприятия. До тех же пор, пока младенец не начнет манипулировать с предметами, он остается «слепым и глухим». Ребенку приписывалась лишь способность различать ощущения (света от темноты, звука от тишины, на втором месяце жизни — цвета), а не воспринимать окружающий мир (в частности — форму предметов). В результате проведенных за последние 20-30 лет экспериментов эта точка зрения была опровергнута. Было выявлено наличие у новорожденных врожденных перцептивных способностей. Они могут определять местоположение в пространстве сигналов разной модальности, расположенных перед ними, гораздо точнее, чем справа или слева, воспринимать удаленность предметов и ее изменение, а также форму предметов. Так, в одном из экспериментов младенцам в возрасте от 4 дней до 6 месяцев предъявляли три рисунка. На одном было изображено человеческое лицо, на другом — те же элементы человеческого лица, но расположенные в беспорядке, а на третьем сплошь закрасили верхний участок, равный по площади всем чертам лица. Дети всех возрастов смотрели чаще всего на настоящее лицо, гораздо реже на второй вариант и не обращали внимания на третий. Это доказывает наличие врожденного механизма целостного восприятия предметов. Двухмесячные дети могут следить за движущимся предметом, который исчезает за одним краем ширмы, переводя затем взгляд на другой ее край, чтобы посмотреть, не появится ли он вновь, и если этого не происходит, очень удивляются. При этом их взгляд следует очень точно и синхронно за скрывшимся предметом. Дети старше 5 меся- цев более наблюдательны и проявляют беспокойство, если из-за ширмы появляется другой предмет или тот же, но быстрее или медленнее, чем они ожидали. Таким образом, в психическом развитии младенцев большую роль играет не только их моторное развитие, но и перцептивное, причем, как полагают ученые, именно зрительное восприятие играет ведущую роль. Поэтому в настоящее время считается, что не рука учит, зрение, а, наоборот, зрение учит руку. Показано, что с момента рождения у младенца существует примитивное единство сенсорных модальностей, которое позволяет зрению прогнозировать другие ощущения, в том числе и тактильные. Так, новорожденным предлагались сначала реальные предметы, которые они могли ухватить, а затем — иллюзорные, т. е. видимые, но не ощущаемые рукой предметы, которые новорожденные пытались взять. Если предметы были реальными, то новорожденные хватали их без признаков недоумения, но когда им не удавалось схватить иллюзорный предмет, они начинали плакать. Дифференциация ощущений разной модальности начинается в 4,5 месяца и окончательно завершается в 6 месяцев. Мышление. К концу первого года жизни дети начинают обнаруживать первые признаки мышления, т. е. замечать простейшие связи и отношения между предметами и их свойствами, и использовать эти связи для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб, следовательно, у них начинает проявляться наглядно-действенное мышление. Память. Даже самые маленькие дети, по-видимому, обладают хорошей непроизвольной памятью. Да и как иначе: ведь подражая взрослым, малыш должен обладать способностью запоминать производимые ими звуки, движения, выражение лица. Уже 2-месячные дети хранят в памяти зрительные впечатления, узнавая знакомые предметы. Если младенец ищет спрятанную игрушку там, где она была раньше, значит, он помнит это место. Пятимесячные дети узнают показанные ранее изображения через 48 часов, а фотографии человеческих лиц — через 2 недели. Общение С момента рождения ребенка взрослые начинают побуждать его к общению. Но общение младенца со взрослыми выступает как односторонний процесс, поэтому сначала оно носит у ребенка характер 220 Часть вторая. Возрастная психология Глава 1 3. Психологические особенности младенцев 221
ответной реакции. Первые признаки общения ребенка со взрослыми — упорный взгляд в глаза и на губы взрослого. Попытки организовать чисто словесное общение с 3-месячным младенцем к успеху не приводят — ребенок реагирует лишь на экспрессивную сторону речи. Выделяют две стадии развития общения — реактивную и активную. На реактивной стадии у ребенка проявляется комплекс оживления как ответ на обращение взрослого. Он характеризуется сосредоточением взгляда ребенка на лице склонившегося над ним человека, улыбкой ребенка, движениями рук и ног, издаванием тихих звуков. Это означает, что у младенца появилась потребность в общении со взрослыми. Возникновение комплекса оживления — граница между периодом новорожденности и младенчества. Следующая стадия развития общения у младенцев — активная, когда инициатором общения становится уже он сам. К 4-5 месяцам общение младенца со взрослыми приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, а незнакомый может вызвать у него страх. При этом он внимательно наблюдает за эмоциональной реакцией матери или другого близкого на чужого человека. Если их реакция положительная (приветливо улыбаются и голос звучит спокойно, ласково), то малыш смелее обращает свей взор на незнакомца, постепенно привыкая к нему. К 7-8 месяцам ребенок может уже понимать, как к нему относится тот или иной человек. В возрасте 5-6 месяцев младенец начинает использовать жесты, чтобы привлечь к себе внимание: протягивает руки к взрослому, чтобы тот взял его на руки. В дальнейшем использование жестов расширяется. При правильных методах воспитания общение ради получения положительных эмоциональных переживаний уступает место общению по поводу предметов, игрушек и перерастает в совместную деятельность ребенка и взрослого. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, демонстрирует ему способы действия с ним. Психолог М. В. Кистяковская, изучавшая первые месяцы младенческой жизни, выяснила: утоление голода, жажды, т. е. биологических потребностей, только снимает у малыша отрицательные эмоции, только готовит базу для радостей, положительных эмоций. Сами эти радости возникают больше всего от ласкового голоса, яркой игрушки, погремушки — от эмоциональных, психологических впечатлений. Если у сытого, сухого, здорового малыша нет психологических впечатлений, возникает «сенсорный голод» — голод по этим впечатлениям. И малыш плачет, испытывает горестные чувства. Психологический голод дает младенцу не меньше тягостных ошушений, чем голод физический. Долгий психологический голод при самом хорошем уходе, при самом вкусном кормлении угнетает весь организм ребенка; мало того, он увеличивает детскую смертность, — об этом хорощо знают педиатры и психологи. ...Император Фридрих II решил выяснить, на каком языке заговорят дети, если их не учить языку. В одном приюте, отведенном для этого опыта, всем кормилицам строго-настрого запретили говорить с детьми. Спустя некоторое время малыши стали один за другим болеть, чахнуть и умирать. Если это и легенда, то правдоподобная: она заостренно говорит о том, как важно для ребенка психологическое насыщение (Рюриков Ю. Родители — творцы детей//Семья и школа. 1984. №7. С. 35).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.071 с.) |