Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики первичного образа

Поиск

 

Избирательность Проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими >
Константность Благодаря константности мы воспринимаем окружаю­щие предметы как относительно постоянные по фор­ме, цвету, величине и т. д.
Осмысленность Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета
Предметность Выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.
Структурность Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру
Целостность Восприятие есть всегда целостный образ предмета

Свойства восприятия

Восприятию, как и ощущениям, присущ ряд свойств (рис. 9.3)

 

 

 

 

Свойства восприятия

 

 

 

I

 

 

     

 

 

 

     

Быстрота

   

Ясность

 

Объем

   

Точность

       

 

     

 

       
 

Направленность

 

Субъективность

 
                             

Рис. 9.3. Свойства восприятия

Быстрота восприятия характеризуется временем, необходимым для выполнения той или иной операции восприятия — обнаружения, различения, опознания. Она определяется сложностью воспринимае­мого объекта, опытом его восприятия, быстротой возникновения ощу­щений.

Знание подготавливает восприятие: зная, что нужно воспринять, дети воспринимают стимулы точнее и быстрее.


154 Часть первая. Общая психология


Глава 9. Восприятие 155


 



Почему линия АВ кажется короче линии АС?

Какое расстояние больше: между клювами верхней пары птичек или клювами нижней пары?

Какая из горизонтальных линий длиннее?

Иллюзия контраста яркостей предмета и фона

Является ли окружностью замкнутая кривая?

Какая палуба длиннее?

Рис. 9.4. Иллюзии зрительного восприятия


Наличие опыта также убыстряет процесс узнавания вследствие того, что учащийся вместо подробного обследования воспринимае­мого объекта ограничивается беглым осмотром, мгновенно относя объект к определенному классу в соответствии с хранящимися у не­го в памяти эталонами. При таком беглом обследовании (но далеко не стихийном!) используются так называемые оперативные единицы восприятия, т. е. наиболее информативные свойства объекта, выде­ляемые учащимися по мере знакомства с новым для них объектом.

Быстрота восприятия определяется быстротой возникновения ощу­щений.

Ясность восприятия характеризуется тем, насколько различимы отдельные мелкие детали объекта. Она зависит как от внешних усло­вий восприятия объекта: интенсивности раздражителя, его контраст­ности (насколько отчетливо он выделяется из фона) и удаленности, так и от особенностей самого человек: остроты зрения, слуха, так­тильной и мышечной чувствительности.

Ясность восприятия может быть несколько улучшена за счет адап­тации.

Объем восприятия определяется количеством объектов, которые может охватить человек в течение одной фиксации взора или корот­кого предъявления этих объектов. Объем восприятия составляет 4-8 объектов. У разных учащихся объем восприятия разный.

Точность восприятия определяется правильностью возникающе­го образа, включая не только конфигурацию (форму), но и размер-, ность объекта.

Иллюзии, или ошибочные восприятия, внешних объектов могут су­щественно снижать точность восприятия объекта, особенно его про­странственных параметров. Например, одежда из белой ткани или в горизонтальную полоску полнит фигуру по сравнению с одеждой из темной ткани или в вертикальную полоску, которые «удлиняют» фигуру человека. Предметы, окрашенные в темный цвет, кажутся тя­желее, чем белые или желтые. Наоборот, объем предмета кажется большим, если предмет светлый, а не темный. Ряд зрительных иллю­зий показан на рис. 9.4.

Когда вода те<

— Во время туристских походов по Кавказу и Крыму, — сказала мне спортсменка, — мы много раз поражались тому, насколько отчетливо кажется, что ручей, а то и речка, расположенные вдоль дороги, текут не вниз, а вверх. Чем это объяснить?


156 Часть первая. Общая психология


Глава 9. Восприятие 157


 


Это бывает тогда, когда наклон дороги больше, чем русла ручья или ре­ки. Такая иллюзия появляется и в том случае, если вся долина опуска­ется более круто, чем дорога и ручеек сбоку от нее. Эту иллюзию могут вызвать также контуры гребней, замыкаюших долину ушелья (Плато­нов К. К. Занимательная психология. М.: Молодая гвардия, 1966. С. 124-125).

Иллюзии следует отличать от галлюцинации. Галлюцинация — это болезненный, патопсихологический симптом. Это образ, непосредст­венно не зависящий от того, что человек видит и слышит, и в то же время имеющий для галлюционирующего характер объективной ре­альности. Галлюцинация — это сон наяву. Человеку кажется, что он видит и слышит то, чего на самом деле в данный момент нет, он мо­жет ощущать отсутствующий запах, чувствовать прикосновение. Зри­тельные и слуховые галлюцинации наблюдаются даже в том случае, если человек закроет глаза и заткнет уши.

Точность восприятия зависит от состояния человека. Эмоциональ­ное возбуждение может препятствовать адекватности восприятия. Это было показано в следующем эксперименте. В течение нескольких не­дель, предшествовавших Рождеству, 5-7-летним детям показывали картинку с Санта-Клаусом. Их просили определить его размеры, вы­брав круг, который кажется "им равным по величине Санта-Клаусу. По мере приближения Рождества и нарастания эмоционального воз­буждения, связанного с ожиданием праздника и подарков, дети вы­бирали все более крупные круги, но после того, как оно миновало, начали выбирать круги меньших размеров. Результаты эксперимен­та можно «перенести» на народную мудрость «У страха глаза вели­ки»: в состоянии страха многие вещи представляются нам неадекват­но большими, мы переоцениваем их.

Существенную роль в точности восприятия объектов (их узнава­ния, различения) играет дифференциальная чувствительность, о ко­торой судят по величине разностных порогов.

Под разностным (дифференциальным) порогом понимают то мини­мальное различие между двумя однородными раздражителями, кото­рое осознается человеком.

Это значит, что не любое различие между величинами однород­ных сигналов человек фиксирует в своем сознании. Например, если ему на правую руку положить груз в 30 г, а на левую — в 32 г, то он


признает оба груза равными по массе. Лишь увеличив груз на левой руке до определенной величины, можно вызвать ощущение различия в массах грузов на той и другой руке. Чем меньшее различие между какими-то величинами нужно человеку, чтобы установить различие, тем тоньше у него дифференцировка, т. е. меньше дифференциаль­ный порог и, следовательно, выше дифференциальная чувствитель­ность. Для света дифференциальный порог равен 0,01 величины пер­воначального раздражителя, для звука — 0,1 такой величины, для давления — 0,03. Кроме того, глаз человека может различать около полумиллиона цветовых оттенков.

Субъективность восприятия видна не только в ошибках, но и в апперцепции.

► Апперцепцией называется направленность и избирательность воспри­ятия, обусловленная установками, интересами, жизненным опытом че­ловека.

Апперцепция приводит к тому, что один и тот же объект или яв­ление люди воспринимают по-разному, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Об этом хорошо сказал поэт Вадим Шефнер:

И даже самый верный друг, шагающий с тобой, совсем иначе видит луг, и море, и прибой... Вам как бы две Земли даны и каждомуЛуна. Вам две Вселенные видны из одного окна.

Вследствие разной направленности восприятия профессиональ­ный музыкант слушает исполнение музыкального произведения не так, как обычный любитель музыки: первого интересует качество исполне­ния, особенности построения композитором музыкального произведе­ния, второй чаще всего воспринимает это произведение эмоционально (насколько красива музыка, какие ассоциации и переживания она у него вызывает). Так же по-разному воспринимают игру в футбол тренеры и болельщики, живопись — художники и любители и т. д. То есть интерпретация увиденного и услышанного у разных людей может быть разной. Избирательность восприятия отчетливо прояв­ляется при рассматривании рисунков с двойственными изображе­ниями. На рис. 9.5 в зависимости от того, на что направлено внима­ние, можно увидеть то белую вазу, то два черных профиля.

Первичные образы при определенных условиях могут закреплять­ся в памяти, переходя во вторичные образы — представления (см. гла­ву И).


158 Часть первая. Обшая психология


Глава 9. Восприятие 159


 


Рис. 9.5. Двойственные изображения объектов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.176 (0.008 с.)