Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристики первичного образаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Свойства восприятия Восприятию, как и ощущениям, присущ ряд свойств (рис. 9.3)
Рис. 9.3. Свойства восприятия Быстрота восприятия характеризуется временем, необходимым для выполнения той или иной операции восприятия — обнаружения, различения, опознания. Она определяется сложностью воспринимаемого объекта, опытом его восприятия, быстротой возникновения ощущений. Знание подготавливает восприятие: зная, что нужно воспринять, дети воспринимают стимулы точнее и быстрее. 154 Часть первая. Общая психология Глава 9. Восприятие 155
Какое расстояние больше: между клювами верхней пары птичек или клювами нижней пары?
Иллюзия контраста яркостей предмета и фона
Какая палуба длиннее? Рис. 9.4. Иллюзии зрительного восприятия Наличие опыта также убыстряет процесс узнавания вследствие того, что учащийся вместо подробного обследования воспринимаемого объекта ограничивается беглым осмотром, мгновенно относя объект к определенному классу в соответствии с хранящимися у него в памяти эталонами. При таком беглом обследовании (но далеко не стихийном!) используются так называемые оперативные единицы восприятия, т. е. наиболее информативные свойства объекта, выделяемые учащимися по мере знакомства с новым для них объектом. Быстрота восприятия определяется быстротой возникновения ощущений. Ясность восприятия характеризуется тем, насколько различимы отдельные мелкие детали объекта. Она зависит как от внешних условий восприятия объекта: интенсивности раздражителя, его контрастности (насколько отчетливо он выделяется из фона) и удаленности, так и от особенностей самого человек: остроты зрения, слуха, тактильной и мышечной чувствительности. Ясность восприятия может быть несколько улучшена за счет адаптации. Объем восприятия определяется количеством объектов, которые может охватить человек в течение одной фиксации взора или короткого предъявления этих объектов. Объем восприятия составляет 4-8 объектов. У разных учащихся объем восприятия разный. Точность восприятия определяется правильностью возникающего образа, включая не только конфигурацию (форму), но и размер-, ность объекта. Иллюзии, или ошибочные восприятия, внешних объектов могут существенно снижать точность восприятия объекта, особенно его пространственных параметров. Например, одежда из белой ткани или в горизонтальную полоску полнит фигуру по сравнению с одеждой из темной ткани или в вертикальную полоску, которые «удлиняют» фигуру человека. Предметы, окрашенные в темный цвет, кажутся тяжелее, чем белые или желтые. Наоборот, объем предмета кажется большим, если предмет светлый, а не темный. Ряд зрительных иллюзий показан на рис. 9.4. Когда вода те< — Во время туристских походов по Кавказу и Крыму, — сказала мне спортсменка, — мы много раз поражались тому, насколько отчетливо кажется, что ручей, а то и речка, расположенные вдоль дороги, текут не вниз, а вверх. Чем это объяснить? 156 Часть первая. Общая психология Глава 9. Восприятие 157
Это бывает тогда, когда наклон дороги больше, чем русла ручья или реки. Такая иллюзия появляется и в том случае, если вся долина опускается более круто, чем дорога и ручеек сбоку от нее. Эту иллюзию могут вызвать также контуры гребней, замыкаюших долину ушелья (Платонов К. К. Занимательная психология. М.: Молодая гвардия, 1966. С. 124-125). Иллюзии следует отличать от галлюцинации. Галлюцинация — это болезненный, патопсихологический симптом. Это образ, непосредственно не зависящий от того, что человек видит и слышит, и в то же время имеющий для галлюционирующего характер объективной реальности. Галлюцинация — это сон наяву. Человеку кажется, что он видит и слышит то, чего на самом деле в данный момент нет, он может ощущать отсутствующий запах, чувствовать прикосновение. Зрительные и слуховые галлюцинации наблюдаются даже в том случае, если человек закроет глаза и заткнет уши. Точность восприятия зависит от состояния человека. Эмоциональное возбуждение может препятствовать адекватности восприятия. Это было показано в следующем эксперименте. В течение нескольких недель, предшествовавших Рождеству, 5-7-летним детям показывали картинку с Санта-Клаусом. Их просили определить его размеры, выбрав круг, который кажется "им равным по величине Санта-Клаусу. По мере приближения Рождества и нарастания эмоционального возбуждения, связанного с ожиданием праздника и подарков, дети выбирали все более крупные круги, но после того, как оно миновало, начали выбирать круги меньших размеров. Результаты эксперимента можно «перенести» на народную мудрость «У страха глаза велики»: в состоянии страха многие вещи представляются нам неадекватно большими, мы переоцениваем их. Существенную роль в точности восприятия объектов (их узнавания, различения) играет дифференциальная чувствительность, о которой судят по величине разностных порогов. ► Под разностным (дифференциальным) порогом понимают то минимальное различие между двумя однородными раздражителями, которое осознается человеком. Это значит, что не любое различие между величинами однородных сигналов человек фиксирует в своем сознании. Например, если ему на правую руку положить груз в 30 г, а на левую — в 32 г, то он признает оба груза равными по массе. Лишь увеличив груз на левой руке до определенной величины, можно вызвать ощущение различия в массах грузов на той и другой руке. Чем меньшее различие между какими-то величинами нужно человеку, чтобы установить различие, тем тоньше у него дифференцировка, т. е. меньше дифференциальный порог и, следовательно, выше дифференциальная чувствительность. Для света дифференциальный порог равен 0,01 величины первоначального раздражителя, для звука — 0,1 такой величины, для давления — 0,03. Кроме того, глаз человека может различать около полумиллиона цветовых оттенков. Субъективность восприятия видна не только в ошибках, но и в апперцепции. ► Апперцепцией называется направленность и избирательность восприятия, обусловленная установками, интересами, жизненным опытом человека. Апперцепция приводит к тому, что один и тот же объект или явление люди воспринимают по-разному, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Об этом хорошо сказал поэт Вадим Шефнер: И даже самый верный друг, шагающий с тобой, совсем иначе видит луг, и море, и прибой... Вам как бы две Земли даны и каждому — Луна. Вам две Вселенные видны из одного окна. Вследствие разной направленности восприятия профессиональный музыкант слушает исполнение музыкального произведения не так, как обычный любитель музыки: первого интересует качество исполнения, особенности построения композитором музыкального произведения, второй чаще всего воспринимает это произведение эмоционально (насколько красива музыка, какие ассоциации и переживания она у него вызывает). Так же по-разному воспринимают игру в футбол тренеры и болельщики, живопись — художники и любители и т. д. То есть интерпретация увиденного и услышанного у разных людей может быть разной. Избирательность восприятия отчетливо проявляется при рассматривании рисунков с двойственными изображениями. На рис. 9.5 в зависимости от того, на что направлено внимание, можно увидеть то белую вазу, то два черных профиля. Первичные образы при определенных условиях могут закрепляться в памяти, переходя во вторичные образы — представления (см. главу И). 158 Часть первая. Обшая психология Глава 9. Восприятие 159
Рис. 9.5. Двойственные изображения объектов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.176 (0.008 с.) |