Субъективные отношения личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъективные отношения личности



► Субъективные отношения — это отношение личности к тем или иным событиям, людям и т. п.

Если объективные отношения отражают взаимодействие двух объектов (например, деловые отношения), то субъективные отношения выра­жают пристрастность человека к кому- или чему-либо, его предпоч­тение одного перед другим, пристрастную оценку явления, процесса, другого человека.


Субъективные отношения имеют две стороны: оценочно-эмоцио­нальную (привлекательный —- непривлекательный, хороший — пло­хой, приятный — неприятный, красивый — некрасивый, честный — нечестный и т. д.) и смысловую (нужно — не нужно, полезно — вред­но, разумно — неразумно и т. д.).

В педагогике выделяют правильное и неправильное отношение. Последнее возникает при неточном или недостаточном понимании человеком сущности и значимости явления. Например, учащиеся мо­гут любить уроки физкультуры не потому, что они полезны для здо­ровья и развития, а потому, что на них можно весело провести время.

Формирование субъективных отношений происходит под влия­нием общественно-исторического и личного опыта. Первый переда­ется ребенку родителями и воспитателями, второй приобретается в процессе жизни самостоятельно, подчас стихийно.

Характеристики отношений. Отношения характеризуются с раз­личных сторон (рис. 1.1).

Характеристики отношений

 

Модальность

Устойчивость

Широта

Интенсивность

Обобщенность

Генерализованность и дифференцированность

Рис. 1.1. Характеристики отношении

Модальность отношений. Отношение может быть положительным,-отрицательным, безразличным. Положительно человек относится к тому, что его привлекает, отрицательно — к тому, что его отталкива­ет, вызывает отвращение, неудовольствие. В наиболее простой фор­ме это выражается в оценках «нравится — не нравится», «люблю — не люблю», «доволен — не доволен», «интересно — не интересно».

Безразличное, или нейтральное, отношение выражается в заявле­нии: «Все равно». Однако такое заявление может касаться нескольких объектов, к которым человек относится равноположительно. Поэто­му истинное безразличное отношение может быть только к незначи­мым для человека объектам (т. е. не вызывающим у него интереса, не представляющим для него важности).

Интенсивность отношений. Различия в интенсивности субъектив­ных отношений видны хотя бы на примере следующего ряда: поло-


28 Часть первая. Обшая психология


Глава 1. Человек как личность 29


 


жительное отношение к знакомому — симпатия — дружба — любовь. В ходе развития субъективных отношений их интенсивность меня­ется, причем часто довольно резко. Иногда достаточно небольшого толчка, чтобы положительное отношение не только уменьшилось по интенсивности, но даже изменилось по модальности, т. е. стало отри­цательным (недаром говорят, что от любви до ненависти — один шаг).

Устойчивость отношений. Сказанное выше свидетельствует о том, что не всегда субъективные отношения характеризуются устойчиво­стью. Особенно отличаются неустойчивостью примитивные отноше­ния детей. Так, в течение одного часа совместной игры дети могут несколько раз поссориться и помириться. У взрослых некоторые субъективные отношения могут быть довольно устойчивыми, при­нимая форму ригидности установок, консервативности взглядов или выражая принципиальную позицию личности.

Легкая изменчивость субъективных отношений у детей требует от учителей постоянной заботы о поддержании положительного от­ношения учащихся к учебе и к своему предмету, к себе как профес­сионалу и личности. Нельзя рассчитывать на то, что раз школьники любят читать, то положительное отношение к урокам литературы воз­никнет само собой. Плохо проводимые уроки, неинтересно подан­ный учебный материал могут сформировать отрицательное отноше­ние учащихся не только к этим*урокам, но и к чтению литературы вообще.

Генерализоваиностъ и дифференцироваиность отношений. Школь­ники младших классов в большинстве случаев довольны как самими уроками, так и различными его сторонами: отношениями с учителем, достигаемыми результатами, условиями, в которых проводятся уро­ки, и т. д. Их субъективные отношения часто возникают под влияни­ем случайных событий (понравился первый урок — значит, вообще учиться в школе интересно). Это генерализованное положительное отношение скорее всего свидетельствует о незрелости младших школь­ников как личностей, об их неумении отделять один фактор от друго­го в своих оценках. Уроки могут нравиться им потому, что нравится учитель, или наоборот, учитель нравится потому, что на уроке инте­ресно.

В средних и старших классах школьники все больше начинают дифференцированно относиться к различным сторонам урока. Вы­ражая удовлетворение взаимоотношениями с учителем, они могут быть недовольны теми условиями, в которых проходят уроки, а удов-


летворенность качеством проведения учителем уроков может соче­таться с неудовлетворенностью своими результатами.

Роль отношений. Нравственность человека, по существу, опреде-. ляется отношениями человека к людям, обществу, труду. Именно эти отношения детерминируют социальную позицию личности. Закреп­ляясь, они становятся чертами характера, такими как честность, прин­ципиальность, ответственность, чуткость и т. д. '

Существенна роль субъективных отношений в формировании мо­тивов, так как отношения являются факторами, которые учитываются в процессе принятия решения и формирования намерения, выступая то как «побудители», то как «цензоры», разрешающие или наклады­вающие вето на совершение того или иного поступка.

Виды проявления отношений многообразны, но наиболее важны следующие.

Склонность — это предпочтение одного другому без четкого осо­знания причины, без достаточно веских аргументов. Например, че­ловек склонен к рисованию или пению, но почему он проявляет ту или иную склонность, ему объяснить трудно. Как правило, приво­дится единственный аргумент: «Мне это нравится».

Удовлетворенность (деятельностью, общением) — это устойчивое положительное отношение самого человека к собственной активно­сти. Она возникает после неоднократно испытанного удовлетворе­ния как от процесса, так и от результата активности.

Удовлетворенность тесно связана с таким психологическим фе­номеном, как удовлетворение, но не тождественна ему. Удовлетворе­ние характеризует эмоциональную реакцию на процесс или резуль­тат однократной работы или общения. Например, школьник может быть доволен сегодняшним уроком. Однако в целом он может быть не удовлетворен тем, как проходят уроки по данному предмету, по­тому что ему на них неинтересно, кроме того, он считает, что от них мало пользы для его умственного и психического развития. Следова­тельно, из-за неоднократно испытанного им неудовлетворения на уро­ках у него сформировалось негативное отношение к предмету, т. е. неудовлетворенность.

В удовлетворении больше эмоционального, в удовлетворенности — оценочного, рассудочного. По сути, удовлетворенность является ре­зультатом обобщения многократно испытываемого человеком удов­летворения, оценкой прошлого опыта и в то же время экстраполяцией, попыткой заглянуть в будущее в связи с ожиданием, что выполняемая


30 Часть первая. Обшая психология


Глава 1. Человек как личность 31


 


деятельность или общение и впредь будут доставлять ему удовольст­вие.

Межличностные отношения. Выделяют различные виды межлич­ностных отношений при общении людей друг с другом: дружбу, лю­бовь, симпатию и антипатию, ненависть и другие.

Убеждения и мировоззрение личности

► Упорядоченная система взглядов личности на природу, общество, че­
ловека, на их развитие называется мировоззрением.

Различают материалистическое и идеалистическое мировоззрение. Первое основано на адекватном отражении в сознании человека окру­жающего его мира, на проверенных практикой знаниях. Второе связа­но с верой в Бога, в сверхъестественные силы, в непознаваемость за­конов развития природы и общества, в могущество случая и т. д.

Мировоззрение начинает складываться в детстве и продолжает совершенствоваться, а порой и изменяться, в течение всей жизни че­ловека.

В ходе формирования мировоззрения у человека складываются убеждения.

► Убеждениями называются глубоко укоренившиеся в сознании челове­
ка представления (нормы, принципы), которым он считает себя обя­
занным следовать.

Убежденность человека в чем-то придает решимость его поступ­кам, высказываниям и проявлению своего отношения к каким-либо событиям.

Как писал один из известных русских демократов и критиков Д. И. Писарев, готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать в процес­се собственного мышления.

В формировании убеждений личности большое значение имеет идеал, т. е. тот совершенный образец, к которому человек стремится и которому подражает.

Социальные установки

► Социальная установка — это складывающееся на основе опыта устой­
чивое отношение человека к определенной форме реагирования на
социальную действительность.


Например, если учителям авторитетный для них человек скажет, что некто Н., приходящий работать в их школу, карьерист, то затем каждое предложение Н. сделать что-то новое, улучшить учебно-вос­питательный процесс будет восприниматься его коллегами как стрем­ление выделиться, выслужиться перед начальством.

Следовательно, особенность установки в том, что она отражает отношение к чему-либо еще до того, как человек столкнулся с каким-то явлением, деятельностью, человеком. Таким образом, она может отражать предубеждение в отношении кого- или чего-либо, которое может и не соответствовать действительности.

Отношение к учению тоже может проявляться через установку. Она может создаваться родителями, старшими братьями и сестрами. Общеизвестна установка многих родителей, передающаяся и их де­тям, что в школе есть предметы «важные» и «неважные». Установка, выражающая отношение роди­телей к учителю и к школе в це­лом («сильная» школа или «сла­бая»), может сформировать та­кое же отношение к нему и у учащихся. Существуют уста­новки на выбор профессии (од­ни — «женские», другие — «мужские»), на стиль поведе­ния (агрессия мальчиков часто поощряется, а девочек — осуж­дается).

В том случае, когда установка как отношение очень устойчива (ри­гидна, инертна), процесс общения между людьми (например, между учителем и учащимся) весьма затруднен, что негативно отражается и на эффективности учебно-воспитательного процесса.

Ценности и нормы

► Ценности — это то, что дорого, важно для человека.

В качестве ценностей могут выступать идеалы, идеи, цели, к ко­торым человек стремится. Ценности бывают универсальными {обще­человеческими): любовь, уважение, престиж, безопасность, здоровье, свобода, работа; внутригрупповыми: политические, религиозные; ин­дивидуальными (личностными). Одновременно в сознании человека


32 Часть первая. ОЬшая психология


Глава 1. Человек как личность 33


 


существуют несколько ценностей, одни из которых занимают веду­щее место, а другие — второстепенное.

С возрастом иерархия ценно­стей и их состав меняются. У детей свои ценности, у взрослых — свои. Если для взрослого красивый ка­мешек или осколок цветного стек­ла, фантик или перочинный ножик не представляют никакой ценности, то для ребенка они могут быть дороже золота и бриллиантов; это предмет его гордости. Ради них де­ти готовы лазить даже по помойкам. Если родители посчитают необ­ходимым избавиться от «этих безделушек, только рвущих карманы», они могут нанести ребенку серьезную психическую травму.

В тупиковом конце детского сада, куда выходили двери нескольких групп, т. е. на нейтральной территории, поставили большой яшик, куда сло­жили обломки отживших свое игрушек, приготовленных поначалу для выноса на настоящую помойку. Там были куклы без рук и ног, скальпы, которые так часто отклеиваются с кукольных голов, разрозненные куби­ки и детали конструкторов, остатки игрушечной мебели и многое дру­гое. Все это было слегка прикрыто. Но доступ к яшику был свободен, и когда один из первопроходиев, обнаруживших яшик, робко спросил, можно ли оттуда что-нибудь»взять поиграть, ему разрешили с услови­ем, что потом все эти предметы из помещения группы будут возвращены обратно в яшик. Вскоре этот ящик стал местом паломничества детей из разных групп, которые вытаскивали оттуда всевозможные обломки и радостно уносили их в игровые комнаты. Воспитатели были поражены взлетом творческой фантазии детей и совершенно новыми сюжетами их игр, на которые вдохновили их ломаные игрушки. Привычные и уже надоевшие куклы, чинно сидевшие на полках в группах, могли быть ге­роями далеко не всех ситуаций, волновавших детей. Шли дни, но дети не теряли интереса к яшику, потому что воспитатели соблюдали законы жизни помойки: она всегда привлекала новизной и маленькими сюр­призами. Ее содержимое постоянно менялось, почти каждый день там можно было обнаружить новые странные предметы, которые хотелось рассмотреть и как-нибудь приспособить к делу { Осорина М. В. Секрет­ный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 1999. С. 100).

Ценности — ориентир жизни человека, они участвуют в нормооб-разовании.

► Социальные нормы — это правила поведения, которые включают опен­ку и долженствование.


Нормы предписывают членам общества или группы определен­ное поведение (приемлемое или запрещающее). Правила поведения учащихся в школе — тоже нормы.

Нормы, как и ценности, делят на универсальные (нравы, обычаи), внутригрупповые (ритуалы) и индивидуальные, личностные.

Самосознание и самооценка

► Самосознание — это осознание себя как человека, осознание своих интересов, стремлений, переживаний.

Выделяют три составляющие самосознания: когнитивную (само­познание), эмоционально-оценочную и поведенческую.

К когнитивной составляющей самосознания относятся знания лич­ности о себе. Вначале эти знания случайны, хаотичны, отражают лишь поведение человека в конкретных условиях общения и деятельно­сти. Затем эти единичные ситуативные сведения о себе интегриру­ются в более или менее целостное и адекватное понятие о собствен­ном Я как субъекте, отличном от других субъектов.

Эмоционально-оценочная составляющая самосознания — это пе­реживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, в ре­зультате чего формируется отношение к себе. Сочетание знаний о се­бе с отношением к себе образует самооценку личности. Последняя, таким образом, имеет две стороны — содержательную (знания) и эмо­циональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других или же с идеалом. В результате выносится суждение о том, что у субъекта лучше, а что хуже, чем у других или у идеала. Таким образом, самооценка — это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация своих особенностей, достигнутых результа­тов или имеющихся возможностей. Поэтому самооценка несводима к самопознанию. Последнее — необходимая предпосылка самооцен­ки, но не больше. В самооценке проявляется отношение к себе как к личности, уважение себя или недовольство собой, т. е. мнение о себе как о личности. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость, тщеславие, честолюбие; себя можно уважать, презирать, ненавидеть, гордиться собой.

Самооценка выполняет ряд функций:

сравнительного познания себя (чего я стою, в том числе для обще­ства);


2 Зак. 425


34 Часть первая. Обшая психология


Глава 1. Человек как личность 35


 


прогностическую (что я могу);

регулятивную (что я должен делать, как себя вести, чтобы не по­терять к себе самоуважение, иметь душевный комфорт).

Следовательно, самооценка объединяет как представления об уже достигнутом, так и «проект будущего» (чего я смогу достичь при мо­их способностях, личностных качествах).

Для того чтобы чувствовать душевный комфорт и уважать себя как личность, человек ставит перед собой цели определенной труд­ности, так как имеет определенный уровень притязаний. В одном случае для повышения самооценки уровень притязаний повышает­ся, ставятся труднодостижимые цели, связанные с преодолением са­мого себя. Например, школьник может записаться в секции бокса, парашютного спорта и только в результате этого повысить самоува­жение (хотя трудности, связанные с занятиями этими видами спор­та, он еще не преодолевал). В другом случае уровень притязаний, на­оборот, снижается, так как самоуважение формируется не от рода занятий (престижности той или иной деятельности), а от достигае­мых результатов. Если поставленные цели не были достигнуты, то школьник может запланировать менее трудные цели и, достигнув их, получить удовлетворение, а через него — сохранить уважение к себе.

В других случаях школьник воздвигает своеобразный барьер для информации, вступающей в противоречие с его самооценкой, иска­жает и даже игнорирует реальный опыт. Неудачи объясняются слу­чайностью, внешними причинами, недоброжелательством окружаю­щих. В ряде случаев неудачи просто отрицаются. Возникает «аффект неадекватности», нарушающий взаимопонимание между учителем и учащимся.

Самооценка динамична: она возникает, удерживается или исчезает.

Самооценки могут быть адекватными (соответствуют имеющимся у человека качествам, возможностям) и неадекватнъши (завышенными или заниженными). Завышенная устойчивая самооценка, удовлетво­ряющая школьника, приводит к возникновению конфликта с окру­жающими, если они дают ему объективную оценку. У такого учаще­гося много неоправданных притязаний (на более высокую оценку, на лидерство в классе и т. п.). Заниженная самооценка сковывает актив­ность и инициативу ученика, не позволяет ему максимально исполь­зовать имеющиеся у него возможности, успех же объявляется слу­чайностью.


формирование адекватной самооценки — процесс сложный. Дело в том, что мнение окружающих о человеке тоже может быть далеким от действительности. Вспомним, сколько гениев не распознали в шко­ле, где они считались неспособными именно к тем предметам, в кото­рых позже проявилась их гениальность. А сколько гениев оказались непризнанными при их жизни! Все это связано с тем, что мнение лю­дей друг о друге всегда субъективно и часто базируется на собствен­ных вкусах, мере информированности, общественных установках, тра­дициях. Отсюда постоянная борьба между новым и старым. Как сказал один мудрец, истина всегда рождается в виде абсурда, а умирает в ка­честве предрассудка.

Поэтому-то и необходимо тщательное и объективное изучение уча­щихся, которое поможет не только выявить способности и особенно­сти школьников, но и сформировать у них адекватную самооценку.

Поведенческая составляющая самосознания (самоуправление) показывает, через что проявляется самосознание, какие действия и по­ступки осуществляет человек в соответствии с представлением о себе и самооценкой.

Половые особенности влияют на самосознание школьников. Вы­явлено, что у мальчиков имеется смутное представление о себе, они не осознают в себе главного, руководствуются установкой видеть в себе преимущественно положительное и не замечать отрицательно­го. Образ Я у девочек отличается большим объемом содержания, чет­ким выделением в себе положительного и отрицательного, что свиде­тельствует о большей зрелости их самосознания.

Что такое характер

Слово «характер» широко распространено в обыденной речи. Гово­рят о сильном характере, вспыльчивом, несносном и т. д. Термин «характер» введен древнегреческим ученым Теофрастом (IV-III вв. до н. э.). Само это слово в переводе с греческого означает «черта», «примета», «признак», «особенность». С самого начала описание каж­дого характера давалось по одной наиболее ярко выраженной психо­логической черте человека: притворству, лести и т. п. Эта тенденция сохранилась и сейчас, хотя считается, что

► характер — это сочетание, система постоянных и существенных свойств личности (определенный психический склад личности), показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его по­ведении.


36 Часть первая. Обшая психология


Глава 1. Человек как личность 37


 


До сих пор, однако, психология не располагает точными данны­ми, какие сочетания характерных особенностей приводят к опреде­ленным типам характеров. Кроме того, такое понимание характера очень близко к пониманию типов личности. Поэтому говорить 'о ха­рактере как о системе определенных свойств в настоящее время мож­но чисто теоретически. На практике, когда говорят о злом, добром, мягком, твердом и других характерах, имеют в виду лишь одну ха­рактерную для данного человека личностную особенность — злоб­ность, доброту, податливость, настойчивость, упрямство и т. п.

В большинстве случаев свойства характера (которые можно назы­вать и личностными, социально обусловленными свойствами) отде­ляют от свойств темперамента. К свойствам характера относят нрав­ственные и волевые качества и направленность личности, в том числе чувства, интересы, впечатлительность и пр. При более узком пони­мании свойств характера к ним причисляют только те, которые ха­рактеризуют отношение человека к чему-либо. В связи с этим выде­ляют пять групп черт характера (личности) (рис. 1.2).

Проявление черт характера по отношению:

к деятельности

к самому себе

к обшеству, коллективу, другим людям

к окружающему миру, к общественным явлениям

Рис. 1.2. Группы черт характера

В первую группу входят черты, отражающие поведение человека в обществе, коллективе, с другими людьми. Это тактичность, вежли­вость, чуткость, доброжелательность, правдивость, искренность, гу­манизм и противоположные им — бестактность, грубость, лживость, льстивость, жестокость, зависть, лицемерие, бесцеремонность и т. д.

Ко второй группе относятся черты, характеризующие поведение человека по отношению к деятельности — трудовой, учебной, спор­тивной, общественной. Это-трудолюбие, настойчивость, добросове­стность, инициативность и противоположные им — лень, безответст­венность, недобросовестность, безынициативность и т. д.


Черты, отражающие поведение человека по отношению к вещам, входят в третью группу. Это аккуратность или неряшливость, эко­номность или расточительность, щедрость или скупость и т. д.

Четвертую группу составляют черты, показывающие отношение че­ ловека к самому себе. Это самокритичность, требовательность, скром­ность, гордость и противоположные — самомнение, зазнайство, хва­стливость, заносчивость, высокомерие и т. д.

К пятой группе относятся черты, характеризующие отношение че­ловека к окружающему миру, к общественным явлениям и событиям: принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм

и др.

Существенная особенность черт характера — их устойчивое про­явление на определенном возрастном этапе в различных ситуациях, что свидетельствует об их связи (но не тождественности) с темпера­ментом. Иногда человек и сам не рад той или иной черте характера — упрямству, вспыльчивости и т. п., но не может поступить по-друго­му, хотя и понимает, что его поведение противоречит требованиям ситуации и лишь отдаляет его от желаемой цели. Свойства характера лучше всего обнаруживаются в трудные минуты жизни.

Когда говорят о сильном или слабом характере, то подразумевают активность человека в противодействии внешним обстоятельствам. Противоречивость характера обусловлена наличием у человека та­ких свойств, которые приводят к противоречиям в действиях и по­ступках. Так, можно быть одновременно сентиментальным и жесто­ким.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается понятие «личность» от понятия «индивид»?

2. Какие выделяют стороны и виды отношений личности?

3. Какие выделяют характеристики отношений?

4. Что такое социальные установки, ценности и нормы?

5. Что такое самосознание личности?

6. Что такое самооценка? Что влияет на самооценку учащегося?

7. Что такое свойства (черты) характера?


Глава 2. Воля, или Как человек управляет собой 39


Вышележащий сегмент


Глава 2

ВОЛЯ, ИЛИ КАК ЧЕЛОВЕК УПРАВЛЯЕТ СОБОЙ

Непроизвольное и произвольное управление повелением

В процессе эволюции нервная система становится не только органом отражения окружающей действительности и состояний животных и человека, но и органом управления жизнедеятельностью, поведени­ем. Это управление осуществляется с помощью двух механизмов — непроизвольного и произвольного.

Непроизвольным управление называется потому, что оно осущест­вляется с помощью безусловных и условных рефлексов, без намере­ний человека, без его желаний* часто даже вопреки им. Человек и животные выступают при таком управлении в роли автомата: появил­ся сигнал (раздражитель) — тут же возникает и строго предопреде­ленная ответная реакция, которая в безусловных рефлексах генети­чески запрограммирована, т. е. дана нам от рождения, а в условных рефлексах образуется путем многократного совпадения безусловно­го рефлекса с каким-нибудь индифферентным раздражителем, ста­новящимся для этого рефлекса сигналом (раздражителем), заменяю­щим безусловный раздражитель.

Например, вы сидите на приеме у невропатолога, который прове­ряет у вас живость такого безусловного рефлекса, как коленный. Он ударяет молоточком по коленной чашечке, поверх которой проходит сухожилие четырехглавой мышцы бедра (рис. 2.1). В сухожилии на­ходятся нервные окончания, которые при ударе молоточком раздра­жаются и посылают импульс в двигательные центры продолговатого мозга. Эти центры, возбуждаясь, посылают импульсы к сокращению четырехглавой мышцы бедра, в результате чего ваша голень «под­прыгивает» вверх. Это проявление безусловного двигательного реф­лекса.


Болевой стимул

Рис. 2.1. Схема безусловного коленного рефлекса

Однако невропатолог решил не ограничиваться одной пробой, а стукнул молоточком по коленной чашечке и второй, и третий раз, и тут вы замечаете, что молоточек еще не коснулся вашего колена, а нога уже сама слегка подпрыгнула вверх. Это свидетельствует о том, что безусловный коленный рефлекс стал условным, и в качестве услов­ного раздражителя выступает видимое вами движение руки невропа­толога с молоточком.

Если бы действовали только механизмы непроизвольного управ­ления, человек полностью зависел бы от внешней ситуации, уподо­бился бы автомату, бездумно реагирующему на внешние сигналы. И тогда в своем развитии он недалеко ушел бы от своих предшест­венников в эволюционном ряду — животных. Однако наряду с не­произвольными механизмами реагирования у человека сформировался


40 Часть первая. Общая психология


Глава 2. Воля, или Как человек управляет собой 41


 


механизм произвольного управления своим поведением и деятель­ностью.

Вследствие этого в чистом виде безусловные и условные рефлек­сы проявляются у человека редко. Большей частью они используют­ся как строительный материал для организации более сложных по­веденческих актов, связанных с произвольным управлением.

Произвольным управление называется потому, что оно происхо­дит от воли. Воля — это не проявление волюнтаризма (что хочу, то и делаю, не сообразуясь с обстоятельствами и окружающими людьми). Наоборот, подчас это подавление своих желаний и побуждений. Не­даром выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что волевое поведение по своему существу есть поведение социаль­ное и что максимум воли есть максимум повиновения. Свобода воли означает не что иное, как возможность принимать решение со знанием дела, т. е. обоснованно. Поэтому еще со времен древнегреческого фи­лософа Аристотеля воля понималась как самоуправление, как управ­ление своим поведением, исходящее от самого человека, от его разума. И сейчас воля понимается как сознательное и преднамеренное (про­извольное) управление человеком своим поведением. Оно включает са­модетерминацию (мотивацию), самоинициацию (запуск действия для достижения цели посредством волевого импульса — команды, отда­ваемой самому себе с помощью внутренней речи, т. е. слов, произно­симых про себя), самоконтроль*за действием и поведением с помо­щью произвольного внимания и самомобилизацию (проявление «силы воли»). Рассмотрим подробно две функции воли — мотивацию и са­момобилизацию.

Мотивация, или Как возникает намерение что-то сделать

► Мотивация — это процесс, в ходе которого формируется основание (обоснование) намерения что-то сделать или не сделать.

Сформированное в процессе мотивации основание своего поступ­ка, действия называется мотивом. Чтобы понять поступок человека, мы часто задаемся вопросом: «А каким мотивом (чем?) руководство­вался человек, совершая этот поступок?»

Формирование мотива проходит ряд этапов: осознание потребно­сти или стимула, понимание их важности (значимости) для данного


человека в данный момент, выбор средства и способа удовлетворе­ния потребности (принятие решения) и формирование намерения совершить действие или поступок.

► Потребность личности — это осознаваемая нужда человека в чем-либо.

Нужда возникает у человека как при недостатке (например, пи­тательных веществ), так и при избытке чего-либо (когда, скажем, у человека накапливается много энергии, ему хочется ее разрядить, подвигаться, что-то поделать). В отличие от потребностей организма, которые человеком не осознаются (он может испытывать неприят­ные ощущения, например, вследствие авитаминоза, но не понимать их причины), потребности личности не только ощущаемы, но и по­нимаемы. Это понимание касается не только причины возникшей по­требности и связанного с ней ощущения, но и абстрактного объекта, который может удовлетворить эту потребность. Таким абстрактным объектом при жажде является питье, при голоде — пища, при ску­ке — развлечение и т. д.

Различные потребности человека показаны на рис. 2.2.

Потребности

личности

I организма

биол огические |   | социаль ные [

| материальные |     | духовные |

Рис. 2.2. Классификация потребностей человека

Итак, органические потребности — это не осознаваемые челове­ком потребности организма в энергоисточниках, воде, солях, вита­минах. Биологические потребности — это потребности, осознавае­мые человеком в виде ощущения, желания и лежащие в основе его жизнедеятельности; к ним относятся потребности в пище, движении, избегании угрозы, продолжении рода и т. д. Социальные потребно­сти делятся на материальные — потребность в одежде, жилище и т. д. и духовные — потребность в познании себя и окружающей среды, в эстетических наслаждениях, в творчестве, в общении с другими людь­ми, в признании своей значимости другими и т. д.


42 Часть первая. Обшая психология


Глава 2. Воля, или Как человек управляет собой 43


 


Все понимают, что без удовлетворения большинства биологиче­ских и социальных потребностей человек жить не может. Однако в глазах взрослых значимость их неодинакова. Роль некоторых потреб­ностей явно недооценивается. К таковым относится, например, по­требность детей в двигательной активности. А ведь в каждом ребенке таится заложенная природой неуемная потребность движения. Для детей бегать наперегонки, скакать на одной ноге, толкаться столь же естественно и необходимо, как дышать. Недаром в одной задорной ребячьей песне есть такие слова: «А у меня внутри есть вечный дви­гатель, вечный бегатель, вечный прыгатель...»

В то же время в социально зрелой личности большую роль долж­ны играть духовные потребности. Биологические и материальные по­требности при этом, конечно, не исчезают, однако они не должны быть доминирующими и определять смысл существования человека: ведь человек живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить богатой духовной и общественной жизнью.

У каждого человека существует определенная иерархия потреб­ностей: одни из них занимают ведущее место, другие играют второ­степенную роль. Учителю важно знать, какие потребности у данного школьника являются ведущими. Это облегчит как установление с. ним контакта, так и осуществление воспитательных воздействий.

Цель. При возникновении той» или иной потребности у человека сразу же возникает абстрактный или конкретный образ (представле­ние) того предмета, объекта, который необходим для удовлетворе­ния потребности. Человек может представлять себе действия по удов­летворению потребности, и тогда он говорит про себя: надо поесть, попить и т. д. Эти образы называются идеальной (представляемой) целью, которая пока существует только в голове человека и которую ему предстоит еще достигнуть.

Сложности при принятии решения об удовлетворении потребности возникают потому, что одна и та же потребность может быть удовле­творена достижением различных целей (рис. 2.3). Например, школь­ник, желающий самоутвердиться, может выбрать для этого различ­ные цели: заработать много денег, преодолеть страх, возникающий у него в определенной ситуации, добиться успехов в учебе или в спор­те и т. д. С другой стороны, одна и та же цель может удовлетворить разные потребности. Например, ученик старается хорошо учиться для того, чтобы удовлетворить свою познавательную потребность или по­требность в высоком социальном престиже (слыть отличником, спо-


собным), или из-за потребности в безопасности, стремясь избежать наказания со стороны родителей за плохую успеваемость.

Уровень притязаний как характеристика цели. Трудность целей (задач), которые ставит перед собой человек, определяет уровень его притязаний: чем труднее цель, тем выше уровень притязаний.

Уровень притязаний определяется ситуацией. Например, школь­ник, убедившись, что выполнить зачетный норматив оказалось не так сложно, как он думал раньше, ставит более трудную для себя задачу. Наоборот, неудачные попытки достичь цели могут привести к сни­жению уровня притязаний, замене прежней цели более легко дости­жимой.

Но уровень притязаний может характеризовать и постоянную тен­денцию человека выбирать для себя высокие или заниженные цели. В этом случае он выступает как черта личности, оказывающая суще­ственное влияние на поведение человека и его взаимоотношения с окружающими. Встречаются лица с адекватным и неадекватным уров­нем притязаний, причем в последнем случае он может быть как завы­шенным, так и заниженным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.109 с.)