Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процент решенных задач с опорой на тот или иной вид мышления ( по данным т . Н. Осипенко , 1996)
Главная особенность допонятийного мышления — эгоцентризм. Ребенок не может посмотреть на себя со стороны. Поэтому он не может поставить себя на место другого, сопереживать другому, и увещевания воспитателей типа «хорошо было бы тебе, если бы с тобой, так поступили» часто не оказывают на ребенка должного воздействия. Эгоцентризм проявляется и в том, что дети не включают себя в число членов семьи. «Сколько у тебя братьев?» — «Два — Миша и Коля». — «А у Миши сколько?» — «Один — Коля». Эгоцентризм обусловливает ряд особенностей детской логики: непонимание противоречия в своем суждении, синкретизм, трансдукцию. Непонимание противоречия выражается, например, в следующем. Детям семи лет показывали два одинаковых по объему шарика из теста и спрашивали их: «Равны ли они?» Дети отвечали: «Да». Когда же один из шариков превратили в лепешку, дети отвечали, что в ней теста больше, так как видели, что лепешка занимает на столе больше места. Непонимание противоречия приводит к тому, что дети много раз повторяют одну и ту же ошибку. Ж. Пиаже утверждает, что числовая оценка в уме ребенка долгое время остается связанной с тем, каким образом предметы расположены в пространстве. В ходе эксперимента ребенку на определенной стадии развития показывали два ряда, состоящие из одного и того же количества шариков. Если в одном ряду шарики расставить на большее расстояние, ребенок делает вывод, что в более длинном ряду шариков больше. Синкретизм — это связывание всего со всем. Эта операция используется детьми и для анализа, и для синтеза. Переходя от одного объекта к другому, дети приписывают последнему свойства первого. При просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы дети складывают вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие. Конкретные явления дети объясняют тем, что видят. «Почему листочки по воде плавают?» — «Потому что они маленькие и легкие». — «А почему плавает пароход?» — «Потому что он большой и тяжелый». Синкретичное мышление характеризуется тем, что ребенок не способен систематически обследовать объект, сопоставить части и усвоить их отношения.
Трансдукция — это переход от частного к частному, минуя общее. Она связана с игнорированием в процессе мышления как индукции, так и дедукции, оперированием единичными случаями и со смешением существенных свойств объектов с их случайными особенностями. Ребенка спрашивают: «Живое ли солнце?» — «Да». — «Почему?» — «Оно двигается». Для детского мышления характерна слабо развитая критичность. Описывая характер развития мышления дошкольника, нельзя пройти мимо одного весьма распространенного ныне явления — стремления некоторых родителей форсировать интеллектуальное развитие своих детей. Стремление это легко понять, но многие родители либо забывают, либо просто не знают о естественных генетических этапах развития и созревания высших психических функций. Можно, конечно, «натаскать» ребенка на словесные обобшения. Но какова цена усилий и для родителей и, главное, для ребенка, если у него нет еше соответствующей базы, если еше не развито воображение, если отсутствуют схемы-образы? Об этом желательно напомнить родителям, когда они обратятся за советом или помошью к педагогу (Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1998. С. 222-223). Обшение Специфику общения дошкольника обусловливают два момента: открытие им того факта, что он больше не является центром семьи, когда именно по поводу него в семье происходили эмоциональные всплески, и общение со сверстниками в процессе игр. Первый момент связан с тем, что ребенок узнает, что папа любит маму, а мама любит папу. Это переживается ребенком очень остро и вызывает в нем чувство ревности: ведь нарушилось общение, которое существовало раньше — малыш—мама и малыш—папа. Теперь 9 Зак. 425 258 Часть вторая. Возрастная психология Глава 15. Психологическая характеристика дошкольников 259
ребенку дают понять, что общение будет строиться как взаимодействие треугольника мама — папа — малыш. Такие отношения не устраивают ребенка. Он начинает капризничать, вести себя агрессивно. У мальчиков по отношению обнаруживается эдипов комплекс (по имени мифического персонажа царя Эдипа, в неведении женившегося на своей матери и убившего своего отца), у девочек по отношению к матери — комплексе Электры (по имени мифической царевны, которая, мстя за убийство своего любимого отца, участвовала в убийстве матери, виновной в его гибели).
,,«ч, i - Эдипов комплекс заключается в сек- суальном влечении к матери и в ревности к отцу, которого мальчик начинает рассматривать как соперника в борьбе за мать, несмотря на имеющиеся к нему нежные чувства. Комплекс Электры проявляется в сексуальном влечении к отцу и ревности к матери, которая рассматривается как соперница. Другая особенность общения дошкольников — участие со сверстниками в сюжетно-ролевых играх. Именно в этих играх школьники моделируют отношения между взрослыми людьми, осваивают разные роли, учатся подчиняться определенным общественным Р. Кобзев. Юные футболисты правилам. Истоком налаживания взаимоотношений со сверстниками становится интерес к тому, как играет другой, когда своя игра уже надоела. Сначала ребенок приближается к сверстнику, играет с ним рядом, улыбается ему, уступает часть своего места. В три-четыре года ребенок начинает более интенсивно общаться со своими сверстниками. Он активно ищет повод для совместной игры. На этом этапе дети могут обмениваться игрушками, помогают друг другу, а затем начинают вместе организовывать игру, распределяя в ней роли (табл. 15.4). В совместной игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей, начинает понимать, что без сопереживания, без уступки другому ради достижения общей цели он сам останется вне игры и общения. Это способствует преодолению его детского эгоцентризма («я — пуп земли!»). Игра становится ведущей деятельностью и способствует развитию рефлексивного мышления, т. е. анализу своих поступков, их мотивов и соотнесению их с общечеловеческими ценностями, поступками и мотивами других людей. Таблица 15.4
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.008 с.) |