Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Среднее количество слов , запоминаемое в лабораторных условиях и в условиях игры ( по 3. М. Истоминой )Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Осмысление и понимание учащимися учебного материала. Некоторые учителя допускают ошибку, требуя от учеников, чтобы они во время показа и объяснения нового материала как можно больше запомнили, не обращая внимания в первую очередь на осмысливание 188 Часть первая. Обшая психология Глава 11. Память 189
получаемых сведений. Например, учитель удовлетворяется тем, что ученик повторил увиденное или услышанное. Между тем стремление учащегося как можно быстрее запомнить воспринимаемый материал может отрицательно сказаться на его понимании. Такое стремление приводит к формализму в усвоении, вызывает у учащихся стремление запомнить все, в том числе и незначащие в данный момент детали. Больше того, это сказывается и на эффективности самого запоминания. Механическое заучивание (зубрежка) противоположно логическому. При этом способе смысловое содержание материала отходит на второй план, хотя полностью и не теряет своей роли. Без механического заучивания человек обойтись не может (так, например, мы запоминаем номер телефона, иностранные слова), но приобретаемые таким способом знания и умения учащийся, как правило, не умеет использовать в измененных условиях. Лучшему запоминанию учебного материала способствует выделение в тексте смысловых опор и формулирование сути прочитанного. Собственно, для этого и составляют конспекты лекций и книг. Если же учащиеся пишут конспект, списывая подряд весь текст, то они допускают ошибку, так как в процессе такого списывания они не анализируют текст, не выделяют в нем главное и второстепенное, которое можно и опустить. * Важно не просто запоминать новый материал, а непрерывно систематизировать его, т. е. соотносить его с уже известным по данному вопросу. Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и потому надобно скорее все укладывать куда следует (А. В. Суворов) Впрочем, оба вида запоминания (логическое и механическое) в реальной обстановке взаимодействуют друг с другом. Об их роли К. Д. Ушинский писал: Жалким бы существом был человек, если бы его развитие не пошло далее механической памяти, по жалок был бы человек и тогда, если бы он лишился вдруг этой памяти: он не только не мог бы говорить, но даже и понимать, что говорят другие {Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. М., 1974. Т. 1. С. 318). Творческая активность учащегося способствует лучшему запоминанию учебного материала. Так, те предложения, которые были придуманы самими учащимися, запомнились в три раза лучше, чем предложения, которые были даны им в готовом виде. Прерванные действия запоминаются лучше, чем законченные (эта закономерность получила название «эффект Зейгарник» по фамилии открывшей его исследовательницы). Объясняется это тем, что выполнение задания стирает из памяти мотивационную установку, которая становится уже ненужной, в то время как при прерывании задания мотивационная установка остается, так как возникшая потребность достичь цели оказалась не удовлетворенной. Поэтому учителю иногда полезно закончить урок на объяснении или рассказе, не доведенном до конца. Время суток, благоприятное для заучивания. У одних людей наиболее продуктивное заучивание отмечается в утреннее время, у других — в вечернее. Наименьший эффект дает заучивание днем, среди других дел. Целесообразнее же всего запоминать под вечер (перед сном) и повторять на следующее утро. Закрепление в памяти учебного материала Память характеризуется, как уже говорилось, не только объемом, но и прочностью запомненного. Последняя зависит от числа повторений. ► Произвольное запоминание, которое осуществляется систематически для приобретения знаний, называется заучиванием. Вообще-то роль повторений не сводится только к запоминанию, она гораздо шире. Так, повторение двигательного действия создает учащимся условия для анализа проприорецептивных и вестибулярных ощущений, которые только и возникают при исполнении этого действия. Затем повторение создает предпосылки для обобщения. Поэтому учитель, проводя «уроки повторения», должен помнить, что на них должно осуществляться и обобщение пройденного материала. Однако сейчас повторение интересует нас как условие закрепления в памяти учебного материала. Повторение может быть двух видов: пассивным и активным. Пассивное повторение заключается в восприятии уже знакомого, активное повторение состоит в воспроизведении учебного материала по следам, оставшимся от описания и показа задания учителем, а также 190 Часть первая. Обшая психология Глава 11. Память 1 91
собственного исполнения задания. Различия между этими видами повторения отчетливо видны при заучивании текста наизусть: можно учить, только читая его, а можно учить, пытаясь воспроизвести часть текста, не глядя в книгу. Активное повторение эффективнее пассивного, так как более осмысленно и требует большей активизации мыслительной деятельности учащихся. Пассивное повторение часто подводит учащихся при подготовке к зачету или экзамену. Просматривая необходимый к экзамену материал в тетради или книге, учащийся узнает то, что уже читал, и на этом основании полагает, что знает его, т. е. сумеет воспроизвести его, не глядя в книгу. В действительности же он может воспроизвести самостоятельно лишь отдельные фрагменты увиденного или прочитанного. Отсюда неудачные ответы на уроках и экзаменах, когда ученик оправдывается: «Я же читал!» Условия эффективного повторения: 1. Повторение целесообразно начинать сразу после показа и объяснения, так как наибольшее забывание происходит в первые минуты отсрочки. 2. В зависимости от сложности материала нужно использовать различные способы запоминания (в целом или по частям, распределенный метод или концентрированный). Если материал слишком сложен, предпочтительнее заучивание по частям. Кроме того, при этом методе у учащихся чаще всего возникает удовлетворение от достижения промежуточных целей, а положительный эмоциональный фон имеет большое значение при заучивании. Заучивание в целом требует большей затраты времени и сил до того, как проявятся его результаты, что требует от учащегося терпения и целеустремленности. Однако чем выше осмысленность и связность материала, тем более эффективен целостный метод обучения. При обучении «по частям» объем материала, содержащийся в одной части, должен быть оптимальным, средним, так как малый объем потребует много времени на запоминание увеличивающегося числа частей, а большой объем будет превышать предельный объем запоминаемого. Распределенный метод заучивания (отдельными порциями) дает лучший результат, чем концентрированный. На рис. 11.3 показан ход заучивания стихотворения учениками 4-го класса. При концентрированном способе повторения следовали одно за другим вплоть до полного заучивания; при распределенном методе от-
дельные повторения шли через определенные промежутки времени. Как видно из рисунка, при первом способе для полного воспроизведения стихотворения потребовалось 24 повторения, а при втором — всего 10.
Порядковые номера повторении Рис. 11.3. Эффективность заучивания при различных способах повторения Объясняется это тем, что при концентрированном методе могут развиться либо утомление, либо скука (от однообразия нагрузки), которые приводят к снижению интенсивности преднамеренного внимания и вследствие этого — к ухудшению запоминания. Правда, при распределенном методе важно учитывать интервалы между сериями повторений: они должны быть оптимальными по длительности, иначе след от предыдущего заучивания может исчезнуть. Длительность Однократного заучивания и интервалы отдыха между заучиваниями индивидуальны для каждого учащегося. Выучив части, их нужно соединить в целое упражнение и повторить уже всю комбинацию сразу. 3. Сохранение материала после однократного заучивания зависит от характера деятельности, которая следует сразу после него. Давать другой материал сразу после запоминания нового материала нецелесообразно. В этих случаях происходит как бы вытеснение новыми сведениями старых, и в памяти остается вдвое меньше информации. Это явление получило в психологии название интерференции. Лучшее средство заполнить интервал между двумя 192 Часть первая. Обшая психология Глава 11. Память 193
заучиваниями — сон. Поэтому хорошо сохраняется в памяти тот учебный материал, который усваивается днем, а затем повторяется перед сном или утром после пробуждения. Это связано с тем, что во время сна, как правило, не бывает сильных впечатлений, которые могут вытеснить из памяти усвоенное. 4. Число повторений должно быть несколько большим того, которое оказалось достаточным для первого полного воспроизведения заучивавшегося материала. Это создает определенный «запас прочности» в памяти. Однако слишком большое число повторений снижает внимание учащихся и эффект запоминания. 5. В запоминание следует включать все основные виды памяти: зрительную, двигательную, словесно-логическую. Образующиеся межанализаторные связи, а также связи между первой и второй сигнальными системами создают более широкие возможности для переключения при припоминании учебного материала. Воспроизведение учащимися учебного материала Актуализация хранящихся в памяти знаний и умений в значительной степени определяет успешность процесса обучения, ибо без тренировки процесса воспроизведения хранящиеся в памяти сведения и образы остаются мертвым капиталом. Нередко же учителя не только не развивают у учащихся способность к воспроизведению, но и вообще мало задумываются над тем, что остается в памяти учащихся после объяснения правила, теоремы, упражнения. Такие учителя наивно полагают, что сколько ученикам дано сведений, столько и усвоено, запомнено. Успешность воспроизведения учащимися учебного материала во многом зависит от того, как точно и полно сформулировал учитель к ним вопрос. Опрашивая учеников, надо создавать у них уверенность в том, что они могут ответить на него. Запугивание, скрытая угроза учителя, звучащая при опросе, сковывают мысли учащихся, затормаживают процессы воспроизведения информации. Выделяют три уровня воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание. ► Узнавание — это воспроизведение при опоре на восприятие объекта. Например, ученик читает учебник и узнает материал, уже однажды прочитанный им. О недостаточности этого уровня усвоения учебного материала уже говорилось выше. ► Собственно воспроизведение — это не вызывающее затруднений вос Его признак — отсутствие заметных волевых усилий при воспроизведении материала: он как бы сам всплывает в памяти. ► Припоминание — это затрудненное в данный момент воспроизведе Если ученик не может вспомнить, например, фамилию актера, спектакль с участием которого он смотрел, он начинает активный поиск в памяти необходимой информации.. При этом он может идти двумя путями: опираться на узнавание и вызывать ассоциацию. При опоре на узнавание учащийся называет возможные варианты названия, один из которых может быть узнан и через это припомнен. При вызове ассоциации используется механизм оживления связи припоминаемого с каким-нибудь словом, объектом, действием (термин «ассоциация» означает связь между представлениями, понятиями и т. п.). Воспроизведение одного члена пары приводит к припоминанию другого члена. Выделяют три типа ассоциации: по смежности, по сходству и по контрасту. Ассоциация по смежности образуется при совпадении во времени и пространстве двух явлений, объектов и т. п. Этот вид ассоциации используется при завязывании узелка «на память»: платком часто пользуются и, увидев узелок на нем, вспоминают, по какому поводу он был завязан. Ассоциация по сходству основывается на подобии явлений или объектов. Здесь их совмещение во времени и пространстве не обязательно. Прекрасный пример попытки припоминания с помощью этой ассоциации можно найти в рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». Ассоциация по контрасту связана с припоминанием чего-то, отличающегося или даже обладающего противоположными свойствами тому явлению или объекту, который воспринимается в данный момент. Учитель, например, может думать, как плохо решает данную задачу один ученик, и вспоминать, как легко это делает другой. 7 Зак. 425 194 Часть первая. Обшая психология К. Д. Ушинский писал, что припоминание есть труд, иногда нелегкий, к которому нужно приучать детей, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое. — Как-то я готовился к экзаменам и очень устал, у меня появилось странное состояние сознания, — обратился ко мне один студент. — Сижу, занимаюсь, или разговариваю, или слушаю лекцию, и вдруг так отчетливо начинает казаться, что все это уже когда-то было, вот так же точно, как сейчас. Но я хорошо знаю: эту лекцию я раньше не слышал, да и в этой аудитории впервые. Говоришь это себе, а впечатление того, что все это уже происходило, не пропадает. Скажите, не опасно ли это? Я успокоил его. Психиатрам известен этот симптом нарушения узнавания. Он бывает обычно при переутомлении и называется «дежа вю», что по-французски означает — уже видел. Это явление нередко становилось источником суеверий. Набожный человек считал, что хотя физически он и не присутствовал при том или ином событии прошлого, но зато там была его душа. Она, мол, все испытывала и видела { Платонов К. К. Занимательная психология. М.: Молодая гвардия, 1966. С. 216). Часть вторая ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОАОГИЯ illBiiii
Контрольные вопросы 1. В чем проявляется память человека, какова ее роль? 2. Перечислите качества памяти. 3. Какие существуют виды памяти, каковы их механизмы? 4. Как используются различные виды памяти на уроке? 5. Какие организационно-педагогические факторы влияют на запоминание учебного материала? 6. Чем отличаются друг от друга логическое и механическое заучивание? 7. При каких условиях становится эффективным повторение учебного материала? 8. Какие вы знаете уровни воспроизведения учебного материала? Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека — от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в самостоятельную область психологического знания в конце XIX в. Ее истоком была детская психология, которая изучала психическое развитие ребенка. При подготовке педагогов акцент делается на изучении именно детской психологии и психологии юности. Такое ограничение оправдано тем возрастным контингентом, с которым приходится иметь дело воспитателям и учителям. Глава 12 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ Основные понятия Прежде чем переходить к основным вопросам возрастного развития детей и юношей, рассмотрим основные понятия, используемые в возрастной психологии. Возраст обозначает временные характеристики индивидуального развития. Различают возраст, показывающий длительность существования человека с момента его рождения, биологический возраст (на какой стадии полового созревания находится ребенок) и психологический возраст, показывающий, на какой стадии психического развития находится человек. Эти возрасты, как правило, не совпадают, что обусловлено как генетическими, так и социальными факторами (условиями жизни и воспитания). Так, встречаются дети одного паспортного, но разного биологического возраста (акселераты — с ускоренным половым созреванием и ретарданты — с задержкой полового созревания). Такое опережение или задержка влияют на физическое развитие детей, а через него — и на восприятие себя как личности и положение в группе сверстников. Девочки и мальчики одного паспортного возраста имеют разный психологический возраст, так как первые опережают вторых в психологическом развитии на 1-1,5 года. Возрастная группа — условная группа людей, объединенная по признаку паспортного или другого возраста. В соответствии с возрастной периодизацией выделяют группы новорожденных, младенцев, дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников и т. д. Возрастные психологические особенности — специфические свойства психики, личности, присущие большинству представителей данной возрастной группы. Эти особенности характеризуют возможности детей разного возраста и должны учитываться в процессе их обучения и воспитания. 198 Часть вторая. Возрастная психология Глава 1 2. Общие вопросы возрастного развития 1 99
Кризис возрастного развития — это цепь существенных изменений в личности ребенка, обусловливающих переход с одного возрастного этапа развития на другой. Источником возникновения кризиса становится противоречие между возрастающими психическими и физическими возможностями ребенка и сложившимися ранее формами его взаимоотношений со взрослыми и видами деятельности. С одной стороны, у ребенка появляются новые потребности, интересы, изменяется отношение к среде, миропонимание, а с другой стороны, взрослые, не замечая этих внутренних изменений, относятся к нему и выстраивают с ним взаимоотношения как и прежде. Отсюда отсутствие взаимопонимания и конфликты между детьми и взрослыми в кризисные периоды. Дети «вдруг» становятся непослушными, трудновоспитуемыми. Кризисы возрастного развития легли в основу классификации стадий развития ребенка, созданной Э. Эриксоном (см. ниже). Основной задачей первой стадии является установление ловерия ребенка к внешнему миру; наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоошушения. Ребенок при этом узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем, любить его, поддерживать позитивные эмоции. Если этого нет, ребенок не сможет овладевать новыми видами деятельности. Если же ребенок испытывает положительные самоошушения, то мир выступает для него непротиворечивым и предсказуемым. Длится этот период от рождения до 1 года. Задача второй стадии — дать ребенку почувствовать себя самостоятельным. Для этой стадии характерно противоречие между продолжающейся зависимостью ребенка и развивающейся у него автономией. Ребенок начинает осознавать себя активно действующим существом. Он постепенно переходит от состояния полной зависимости от взрослых к относительной самостоятельности. Если же ребенок сталкивается с неодобрением своего поведения, запретами, негативным к нему отношением, у него появляются сомнения в самой возможности что-либо сделать самостоятельно, сомнения в собственных возможностях. Продолжительность этой стадии — от 1 года до 3 лет. Третья стадия начинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. Он ставит перед собой в связи с этим определенные задачи и пытается их решить. Поэтому для него характерны энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Он весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях еше и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, осмысливает происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция родителей и других взрослых на поддержку такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность — это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода — от 3 до 6 лет. Четвертая стадия приходится на первые школьные годы (6-1 2 лет). На этой стадии ребенок психологически готов к освоению действий, которые выполняют родители. Но для того, чтобы он мог их выполнять биологически, он должен трудиться. Таким образом, на этом этапе ребенок осуществляет разнообразную продуктивную деятельность, в результате которой у него складывается чувство трулолюбия и способность к самовыражению. Если же он все время не успевает, у него постоянно что-то не получается, уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности. Основная трудность пятой стадии состоит в конфликте между формирующимся чувством идентичности и ролевой неопределенностью. Главная задача подросткового периода, на который приходится эта стадия, — поиск ответа на вопросы «Кто Я?» и «Каков мой дальнейший путь?» Главная опасность, которой должен избежать подросток, — это размывание чувства Я. При этом подросток может либо избегать слишком тесных межличностных контактов, оказаться неспособным строить планы на будущее, либо оказаться неспособным найти в себе силы и сосредоточиться на чем-либо или уйти с головой в работу, пренебрегая всем остальным. Сформировать идентичность — значит научиться верно идентифицировать себя со взрослыми (Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1998. С. 39-41). Ведущая для данного возраста деятельность (активность) — это деятельность ребенка, выполнение которой в наибольшей степени определяет его психическое развитие и возникновение основных психологических новообразований на данной ступени развития. Психологическое новообразование — это психические и социальные изменения, возникающие у ребенка и определяющие его сознание, его отношение к окружающему миру, к собственному бытию. В качестве новообразований выступают новые потребности, склонности, интересы, свойства личности, новые способы осуществления психической деятельности. Ведущими видами активности в разные периоды развития ребенка являются: ♦ У младенца — непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми. ♦ У детей 1-3 лет — предметно-манипулятивные действия. 200 Часть вторая. Возрастная психология Глава 1 2. Обшие вопросы возрастного развития 201
♦ У детей 4-6 лет — игра, в том числе и сюжетно-ролевая. ♦ У детей 7-11 лет — учебная деятельность. ♦ У подростков — общение. Обшие закономерности психического развития К закономерностям возрастного развития мотивационной сферы, психических свойств и качеств относятся: этапность, гетерохронность, разнонаправленность, наличие сензитивных периодов, индивидуальные темпы развития. Первая закономерность — этапность, развития. Это можна_ви-деть на примере появления потребностей; Например, А. Маслоу считает, что у человека с момента рождения последовательно появляются и сопровождают взросление следующие семь классов потребностей: 1) физиологические (органические) потребности; 2) потребности в безопасности; 3) потребности в принадлежности и любви; 4) потребности в уважении (почитании); 5) познавательные потребности; 6) эстетические потребности; 7) потребности в самоактуализации. У Неслучайно Л. С. Выготский, считал, что сущность переходных или критических периодов развития коренится в изменении потребностей и побуждений ребенка. Вторая закономерность возрастного развития заключается а_том, что разные психические функции достигают своего максималь ного раз -вития в различном возрасте, что свидетельствует о гетерохртности (разновременности) созревания функцион альных систем (рис. 12.1). Это отчетливо видно на развитии психомоторных качеств. Так, быстрота и частота движений достигают максимального развития уже в 13-15 лет. К этому же сроку заканчивается в основном развитие и координационных возможностей человека: меткости баллистических движений, точности дифференцирования амплитуды движений и прилагаемых усилий. Позже достигает максимального развития выносливость к статическим усилиям (в 18-20 лет). Мышечная сила и аэробная выносливость к динамической работе достигают максимума в 25-30 лет. Абсолютная цветовая чувствительность достигает максимального развития уже в 7-8 лет, в то время как острота зрения — лишь в 14-15 лет, логическое мышление, непосредственное запоминание, концентрация внимания — в 18-19 лет. Впрочем, в отношении воз- раста, когда достигается пик развития психических качеств, мнения исследователей значительно расходятся. мышечная сила
точность воспроизведения амплитуды движений быстрота движений двигательная координированность 7 8 9 10 11121314151617 Возраст, лет Рис. 12.1. Гетерохронность и разнонаправленность развития двигательных качеств в школьном возрасте Третьей закономерностью возрастного развития психомоторных качеств является разнонаправленность их изменения в отдельные возрастные периоды, в частности в период полового созревания. Скоро-стно-силовые качества в этот период растут интенсивно, а точность дифференцирования и воспроизведения амплитуд и усилий часто даже ухудшается. Происходит это потому, что наблюдающаяся в этот период гормональная перестройка организма приводит к росту возбуждения и подвижности нервных процессов, которые способствуют проявлению скоростно-силовых качеств, но затрудняют управление соразмерностью движений. Следует учитывать и анатомо-морфологические изменения, происходящие в этот период у детей. Увеличение длины тела и конечностей приводит к изменению биомеханической структуры движений, что требует выработки новых координации. Те же особенности видны и при рассмотрении возрастной динамики памяти. Общая закономерность изменения памяти в школьные годы — увеличение ее объема, т. е. количества запоминаемого и воспроизводимого материала. Однако, во-первых, рост объема памяти с возрастом неодинаков по темпу для различных видов запоминаемого материала; во-вторых, имеются периоды ухудшения памяти (рис. 12.2). Четвертая закономерность возрастного развития психомоторных ■ качеств — наличие сензитивных периодов, во время которых наблюдается наибольшее развитие той или иной функции при ее упражнении (табл. 12.1).
Рис. 12.2. Динамика развития кратковременной и долговременной памяти у школьников (по В. В. Волкову): а — мальчики, б — девочки Например, для развития речи сензитивен период от 1 года до 5 лет. Практика показывает также, что научить человека кататься на коньках, ездить на велосипеде и плавать легче в дошкольном возрасте, потому что в эти годы активно развиваются органы равновесия, меньше выражены защитные реакции, связанные с боязнью. Наличие сензитивных периодов обусловлено тем, что разные функциональные отделы головного мозга созревают разными темпами. Кроме того, имеет значение и то, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе других, уже сложившихся процессов и свойств. Так, математическое мышление базируется на развитом абстрактном мышлении. Пятая закономерность возрастных изменений психических функций — индивидуальность различий в темпах их развития, что обусловлено биологическим полом, т. е. возрастом, в котором происходит половое созревание: у одних оно наступает раньше (акселераты), Глава 1 2. Обшие вопросы возрастного развития 203 у других — значительно позже (ретарданты). Акселераты имеют преимущество в сроках развития способностей и качеств. Важны и подовые особенности. У женщин сроки достижения максимума развития различных способностей и качеств меньше на 1-2 года. Таблица 12.1 Сензитивные периоды развития различных координационных способностей 204 Часть вторая. Возрастная психология Глава 1 2. Обшие вопросы возрастного развития 205
Зона ближайшего развития. Понятие об этой зоне введено выдающимся отечественным психологом Л. С. Выготским. Она показывает, какого уровня развития может достичь ребенок в ближайшие годы. Определяется зона ближайшего развития следующим образом. Сначала выявляется зона актуального развития. Для этого ребенку предлагается ряд стандартизированных задач возрастающей трудности, соответствующих определенному возрасту (месяцу, году). Устанавливается предел трудности задач, доступных для него в данный момент, и соответствующий им возраст. Таким образом, определяется реальный умственный возраст ребенка. Если мы хотим установить зону ближайшего развития, то должны предложить задачу, соответствующую задачам стандартной трудности для более старшего возраста. Поскольку ребенок не может решить ее самостоятельно, взрослый либо показывает, как надо решать, либо начинает решать ее сам, а далее смотрит, сможет ли ребенок закончить решение самостоятельно. Например, реальный уровень умственного развития ребенка соответствует 8 годам. Однако при определении зоны ближайшего развития выявляется, что один ребенок с помощью взрослого решает задачу, соответствующую стандартной трудности для 12-летних, а другой в состоянии продвинуться при содействии взрослого лишь до стандарта трудности 9-летних детей. Следовательно, у первого ребенка зона ближайшего развития составляет 4 года, а у второго — только 1 год. Определение зоны ближайшего развития важно для обучения детей, так как оно действенно только в том случае, если «забегает вперед» имеющегося у ребенка уровня развития. В этом случае обучение «ведет» за собой развитие.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.013 с.) |