Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Положительные и отрицательные нравственные качества
Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и учителей, сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это поведение, невольно копируя не только хорошие привычки учителя, пользующегося авторитетом, но и плохие. В том же случае, если школьник обладает достаточно развитой критичностью и может отделить в учителе плохое от хорошего, то последний теряет авторитет в глазах учащегося, так как его слова часто расходятся с его поступками. Например, если учитель курит, то ему невозможно будет убедить школьников, что курить вредно для собственного здоровья и здоровья окружающих. Нельзя, воспитывая у учащихся уважительное отношение к труду, самому халатно относиться к своим обязанностям: опаздывать на урок, приходить на него несобранным, отменять ранее запланиро-- ванные мероприятия. Страстность в работе передается и учащимся. Они на примере учителя начинают понимать, что работа — это одна из главных ценностей в жизни человека, что она доставляет радость не только самому работающему, но и окружающим. Личным примером учитель может увлечь школьников и своей профессией. Важное нравственное качество учителя — педагогический оптимизм (по А. С. Макаренко). Он включает доброту, чуткость учителя, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру учителя в учеников, в достижимость поставленных ими целей, даже если это ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении: вера в учеников заставляет и их верить в свое исправление.
Эмоционально положительное отношение к детям, открытая доброжелательность, стремление видеть хорошее поощряют учащихся I на общение с учителем, делают их откровенными, инициативными, создают в классе товарищескую атмосферу. У эмоционально неуравновешенного учителя, то подозрительного и отрицательно настроенного к ученикам, то сентиментального и необоснованно поощряющего их, класс бывает нервозным, неровным в отношениях друг к другу. Школьники, как правило, улавливают настроение учителя. Когда учитель в хорошем настроении, учащимся легче переносить неудачи, легче усваивать трудный материал, урок не кажется скучным, ученики меньше устают. Когда же учитель в плохом настроении, то и.у учащихся все валится из рук, они теряют веру в себя, интерес к уроку. Недаром А. С. Макаренко придавал огромное значение бодрому, Жизнерадостному настроению в коллективе. Однако педагогический оптимизм не следует понимать как отсутствие огорчений учителя при неудачах. Огорчения, временная неудовлетворенность работой естественны и свидетельствуют об искреннем, а не формальном отношении учителя к делу. Но они должны 318 Часть третья. Педагогическая психология Глава 19. Психологическая характеристика личности учителя 319
всегда сопровождаться верой в конечный успех, побуждать учителя с новой силой искать выход из тупика. Важное качество учителя — правдивость. Ученики должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними учителя. Если ученик поймет, что учитель ведет с ним воспитательную игру, уловит в его словах фальшь, наигрыш, то он, естественно, решит, что его хотят обмануть, и тогда доверие к словам и поступкам учителя исчезнет. Процесс общения приобретет формальный характер или прекратится совсем. В этом случае между учителем и учениками возникает барьер недоверия. Одно из ведущих нравственных качеств учителя — гуманизм, характеризующий отношение учителя к людям вообще и к ученикам в частности. Это признание человека высшей ценностью на земле. Гуманизм не имеет ничего общего со слащавым преклонением перед детьми, с всепрощением и нетребовательностью, которые в глазах некоторых родителей символизируют любовь к детям. Гуманное отношение учителя выражается:
♦ в интересе к личности ученика; ♦ в проявление к нему сочувствия; ♦ в оказании ему в случае необходимости (в сложных жизненных ситуациях) помощи советом и делом; ♦ в признании достоинств ученика; ♦ в требовательности к развитию ученика и формированию его как личности. Учащиеся, видя эти проявления гуманизма у учителя, будут пытаться ответить ему таким же отношением. Таким образом, гуманизм, учителя способствует воспитанию гуманизма и у учащихся. Учитель должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков или в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью. В. А. Сухомлинский писал, что справедливость' учителя — это основа доверия ребенка к воспитателю, но, чтобы быть справедливым, надо до тонкостей знать духовный мир каждого ребенка. Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают учителю устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы учителя. К этим качествам относится и педагогический такт. Особая роль в установлении контакта с учащимися принадлежит такому качеству учителя, как эмпатия. Эмпатия — это способность человека сопереживать другому. Способность учителя к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия учащихся, но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с ними. При установлении таких отношений учащийся не склонен замечать отдельные ошибки учителя, и наоборот, при наличии устойчивых отрицательных отношений учащиеся склонны в гипертрофированном виде воспринимать любые незначительные его промахи. Проявление учителями эмпатии имеет особое значение при работе с трудными подростками, так как у многих из них потребность в сопереживании остается неудовлетворенной. Волевые качества имеют большое значение для успешной дея-- тельности учителя. К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость. Невыдержанный учитель не может успешно вести воспитательную работу с детьми, так как не пользуется у них авторитетом. Нетерпеливые учителя, желая быстрее достичь результата, форсируют учебные нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности и ставя под угрозу здоровье учащихся. Учитель, не владеющий собой, будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях, принимать необоснованные и неадекватные обстановке решения; не обладая настойчивостью, он не сможет неукоснительно проводить в воспитании школьников свою линию. Однако спокойствие и выдержка учителя не должны подменяться его безразличием, равнодушием к своей работе. Учитель имеет право и должен радоваться, гневаться, печалиться, обижаться. Но, даже возмущаясь, он не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон. Большое значение для учителя имеет такое качество, как находчивость. На уроке часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения. Бывает, что ученик задает вопрос, на который учитель не может быстро ответить. Если учитель растеряется, покраснеет от неловкого положения, в которое он попал, ученики Расценят это как некомпетентность. Находчивый учитель не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннего состояния. Он Не будет лгать ученикам, придумывая ответ, не соответствующий реальности. Он поступит в зависимости от ситуации и вопроса. Если вопрос не относится к преподаваемому предмету, то можно сказать:
320 Часть третья. Педагогическая психология Глава 19. Психологическая характеристика личности учителя 321
«Я не знаю». В других случаях можно уйти от ответа в данный момент, сославшись на несвоевременность заданного вопроса: «Ты мешаешь вести урок, об этом поговорим после», или: «Как раз на следующем уроке я собиралась продемонстрировать вам этот способ выполнения упражнения». Конечно, на следующем уроке ученик должен получить ответ на свой вопрос. Чем больше педагогический опыт учителя, тем меньше возникает неожиданных для него ситуаций, требующих находчивости, сообразительности, быстрой ориентировки. Однако совсем избежать подобных ситуаций не удается даже опытным учителям, поэтому роль находчивости не снижается. Непременным качеством учителя должна быть требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают учителей, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Дети единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость учителя, его беспринципную снисходительность. Порой учитель предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него или отменяет без всяких обоснований. Учащиеся же рассматривают любые отступления учителя от предъявленных требований как его слабоволие. Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения учителя, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества учителя, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам относят: ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие. Особую роль в деятельности учителя играет оперативность мышления, характеризующая способность быстро находить оптимальное решение возникающих педагогических задач, а также экстраполирование, т. е. предвидение результатов педагогического воздействия на учащихся.
Интеллектуальные качества базируются на перцептивных и аттен-ционных качествах, характеризующих соответственно восприятие и внимание. И. М. Сеченов говорил о реакции мгновенного видения, тесно связанной с быстротой и объемом восприятия и со свойствами внимания. Это качество позволяет учителю быстро ориентироваться в постоянно меняющихся на уроке ситуациях. Особую роль играет такое качество, как распределенность внимания. Учитель одновременно должен следить за многими объектами и моментами в своей деятельности: за содержанием и формой изложе- ния материала, за своей позой, походкой, мимикой и одновременно постоянно держать под наблюдением весь класс. При этом он должен чутко реагировать на состояние и настроение учащихся (возбуждение, апатию, утомление), улавливать, понимают или нет учащиеся его объяснение, замечать нарушения дисциплины, выявлять ошибки учащихся. Неопытные учителя, увлекаясь изложением или показом материала, упускают из-под контроля уча-. щихся; если же пытаются внимательно наблюдать за ними, то теряют нить изложения, делают ошибки и остановки. Во многих случаях, чтобы не прерывать ход объяснения, учитель должен отсрочить свое воздействие на учащегося (например, он может сделать замечание нарушителю дисциплины после окончания объяснения, указать на допущенные конкретными учащимися ошибки). Это требует от учителя хорошей кратковременной памяти, чтобы не забыть, что он должен сказать тому или иному ученику, когда закончится данный фрагмент урока. Таким образом, успешная педагогическая деятельность учителя связана и с мнемическими качествами — быстротой и прочностью запоминания. Психомоторные качества особенно необходимы учителю труда и физической культуры. Многие двигательные навыки, которые они должны демонстрировать учащимся, требуют физической силы, гибкости, быстроты реакции и координированное™. Психомоторные качества тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами: быстротой восприятия, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д. Авторитет учителя ► Авторитетным в какой-то сфере жизни и деятельности называется человек, с мнением которого считаются, которому стремятся подражать и которому доверяют решение тех или иных вопросов. Учитель, ставший для учащихся авторитетом, оказывает на них сильное воспитательное воздействие. Однако авторитет возникает в процессе деятельности учителя, поэтому он является не исходным, первичным, а вторичным компонентом мастерства учителя. Его нельзя приобрести во время учебы в институте. Придя в школу, молодой специалист начинает завоевывать авторитет специалиста, совершенствуя свое педагогическое мастерство. 11 Зак. 425 322 Часть третья. Педагогическая психология
Глава 19. Психологическая характеристика личности учителя 323
Авторитет учителя слагается из следующих компонентов. ♦ Авторитет профессионала: он зависит от знаний и умений учителя как представителя той или иной области знаний. ♦ Авторитет возраста: учитель обладает в глазах школьников авторитетом как старший, более опытный человек. ♦ Авторитет должности, т. е. статус учителя как педагога, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. ♦ Нравственный авторитет как человека; отсутствие его может свести на нет все остальные компоненты авторитета учителя. В ряде случаев, несмотря на наличие всех компонентов, учитель не оказывает на учащихся должного воздействия. Происходит это по двум причинам. Во-первых, некоторые учителя пренебрегают внешним оформлением своего поведения. Они позволяют себе обижать детей злой шуткой, опаздывают на занятия, приходят на урок несобранными. Во-вторых, нередко учителя не умеют оформить своего поведение, так как не обладают педагогической техникой выражения своего Я. Ведь школьники воспринимают в личности учителя только то, что поддается внешнему наблюдению. Молодые учителя часто пытаются ускорить процесс формирования авторитета и встают на пу«гь создания так называемого ложного авторитета, который, по А. С. Макаренко, бывает нескольких разновидностей. ♦ Псевдоавторитет подавления основан на боязни учеников перед учителем. Такие учителя забывают, что воспитание учащихся не сводится к послушанию. ♦ Псевдоавторитет расстояния характеризуется возможно меньшим общением учителя с учениками. Такие учителя не учитывают, что успех школьников на уроках, на школьных олимпиадах и на соревнованиях — это общий успех учеников и учителя.
♦ Псевдоавторитет дружбы возникает в том случае, когда учитель позволяет учащимся обращаться к себе как к товарищу-однокласснику, т. е. низводит свои взаимоотношения с учащимися до панибратства. Между учителем и учениками должна соблюдаться определенная дистанция, что показывает меру воспитанности учащихся. ♦ Псевдоавторитет чванства основан на хвастовстве, подчеркивании своих достоинств и заслуг.
♦ Псевдоавторитет доброты часто выражается в уступчивости учителя. Например, учитель под давлением учащихся выставляет им хорошие оценки тогда, когда они их не заслужили. ♦ Псевдоавторитет резонерства состоит в том, что учитель поучает учащихся, причем даже в тех вопросах, в которых он некомпетентен. Псевдоавторитет педантизма выражается в беспрекословном соблюдении правил, заведенного порядка, порой не от сознательной дисциплинированности учителя, а от его бюрократического руководства. Ложный авторитет может создаваться учителем и непреднамеренно. Однако в любом случае он вредит воспитанию и обучению учащихся. Среди учителей бытует мнение, что признать свою ошибку перед учащимися — значит уронить свой авторитет в их глазах. Тот, 'кто так думает, вслед за этой ошибкой допускает и вторую: он убеждает учащихся в том, что учитель всегда прав, создавая таким образом мнение о своей непогрешимости. Самое, верное решение, если учитель допустил промах в своем поведении,— открыто, в разумной и тактичной форме признать перед учениками свою ошибку, например, выразить сожаление по поводу того, что в прошлый раз учитель погорячился и зря обидел ученика. В этом случае школьники оценят мужество взрослого человека, прямо и.честно признающего свою вину, и проникнутся к нему уважением. Итак, мы рассмотрели составляющие мастерства учителя. Все они — и личностные качества, и профессиональная компетентность, и интеллект одинаково важны для успешной работы учителя. Однако в зависимости от возраста учащихся значимость этих составляющих разная. В начальной школе особое значение имеют такие личностные качества, как теплота, заботливость, чуткость по отношению к детям. Это вызывает ответную положительную эмоциональную реакцию учашихся, вплоть до любви к нему. В средних классах учащиеся больше ценят искренность и честность учителя, его интеллект. В старших классах главной становится профессиональная компетентность учителя. Кто из взрослых не вспоминает время от времени сильные волнения, пережитые в первых классах, когда самой-самой замечательной, красивой, доброй (для мальчишек и девчонок равно) была учительница! 324 Часть третья. Педагогическая психология И так хотелось, чтобы она любила, отличала только тебя! Одна пожилая женшина призналась: до сей поры она помнит, как плакала от ревности, когда учительница гладила по голове другую девочку; как ненавидела ее мужа за грубый, как ей казалось, тон, с которым он обращался к кумиру первоклашек, и все придумывала месть и козни, чтобы он «отвязался» от своей жены. Очаровывало в учительнице все: внешний облик, голос, улыбка, походка { Афанасьева Т. Первая любовь// Семья и школа. 1984. №2. С. 24). Глава 20
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.027 с.) |