Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И топографической перкуссии, аускультации легких.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные и побочные шумы, бронхофония. Диагностическое значение выявленных изменений
Актуальность темы:
Знание методов сравнительной и топографической перкуссии и аускультации лёгких, владение методикой и техникой их проведения позволяет выявить симптомы заболевания органов дыхания.
2. Цели практического занятия:
Овладение практическими навыками обследования больного (перкуссия, аускультация легких) для выявления клинических симптомов заболеваний органов дыхания и их семиотического значения.
3. Задачи практического занятия:
3.1. Студент должен понимать: · механизм развития основных клинических симптомов; · взаимосвязь клинических симптомов органов дыхания с патоморфологическими и функциональными изменениями.
3.2. Студент должен знать: · причины возникновения и патогенетические механизмы основных клинических симптомов при заболеваниях органов дыхания; · семиотическое значение выявленных клинических симптомов. 3.3. Студент должен уметь: · провести перкуссию и аускультацию легких и выявить основные клинические симптомы заболеваний органов дыхания. 4. Контрольные вопросы по смежным дисциплинам: · Физическое обоснование метода перкуссии. · Физическое обоснование метода аускультации. · Какие по частоте вибрации воспринимает ухо человека? · К каким по частоте звукам ухо обладает наибольшей чувствительностью? 5. Контрольные вопросы по изучаемой теме: · Сравнительная и топографическая перкуссия, их цели и основные правила. · Тупой перкуторный звук, механизм возникновения, диагностическое значение. · Притуплённый перкуторный звук, механизм возникновения, диагностическое значение. · Тимпанический и коробочный перкуторные звуки, механизм их возникновения, диагностическое значение. · Металлический звук и шум треснувшего горшка, механизм возникновения, диагностическое значение. · Изменение положения верхних границ лёгких, их диагностическое значение. · Смещение нижнего лёгочного края вниз, диагностическое значение. · Смещение нижнего лёгочного края вверх, диагностическое значение. · Ограничение подвижности нижнего лёгочного края, его диагностическое значение.
· Полное прекращение подвижности нижнего лёгочного края, его диагностическое значение. · Аускультация как метод исследования, её виды. Классификация дыхательных шумов. · Везикулярное дыхание: механизм возникновения, его особенности, качественные и количественные изменения. · Ослабление везикулярного дыхания, его характеристика. Основные патофизиологические механизмы его возникновения, диагностическое значение. · Усиление везикулярного дыхания, его характеристика, диагностическое значение. · Жесткое и саккадированное дыхание, их характеристики, механизм возникновения и диагностическое значение. · Бронхиальное дыхание: механизм возникновения, его особенности и виды. · Основные патофизиологические механизмы возникновения патологического бронхиального дыхания, диагностическое значение. · Виды бронхиального дыхания, выслушиваемые над полостью, механизм их возникновения. · Сухие хрипы, механизм их возникновения, виды, диагностическое значение, отличие их от влажных хрипов. · Влажные хрипы, механизм их возникновения, виды, диагностическое значение, отличие их от сухих хрипов. · Условия возникновения звучных (консонирующих) влажных хрипов, их диагностическое значение. · Крепитация, механизм возникновения, диагностическое значение, отл ичие их от мелкопузырчатых хрипов. · Шум трения плевры, механизм возникновения, диагностическое значение, отличие его от крепитации и влажных хрипов. · Бронхофония, определение, механизм возникновения, её виды, диагностическое значение. 6. Содержание учебного материала:
· Изменения, выявленные при перкуссии легких, их диагностическое значение. · Изменения, выявленные при аускультации легких, их диагностическое значение.
7. Информационные материалы:
Перкуссия легких По цели перкуссии различают: · сравнительную; · топографическую.
Общие правила сравнительной перкуссии: 1. Перкуссия должна производиться в строго симметричных участках. 2. Проводится в определенной последовательности. 3. Сила перкуторного удара должна быть одинаковой.
Общие правила топографической перкуссии: 1. Перкуторный удар наносят в направлении от органа, дающего громкий звук, к органу,
дающему тупой звук, или от ясного перкуторного звука к тупому. 2. Палец-плессиметр на перкутируемой поверхности должен лежать параллельно границе ожидаемой тупости. 3. Границу органа отмечают по краю пальца-плессиметра, обращенному к громкому звуку.
По качеству перкуторный звук над легкими может быть: · ясный (легочной); · коробочный; · притупленный; · тупой; · тимпанический; · "звук треснувшего горшка".
Топографическая перкуссия применяется для определения: 1. Верхней границы легких - высоты стояния верхушек и ширины полей Кренига. 2. Нижних границ легких. 3. Подвижности нижних краев легких (дыхательной экскурсии нижнего легочного края).
Высота стояния верхушек и ширина полей Кренига могут: · соответствовать нормальным размерам; · увеличиваться; · уменьшаться.
Нижние границы легких могут: · занимать нормальное положение; · смещаться кверху; · смещаться к низу.
Дыхательная экскурсия нижнего легочного края может: · соответствовать нормальным величинам; · ограничиваться; · отсутствовать.
Аускультация легких
Все дыхательные шумы делят на: · основные; · побочные. К основным дыхательным шумам относятся: · везикулярное дыхание; · бронхиальное дыхание.
Различают изменения везикулярного дыхания: · количественные; · ослабление (физиологическое или патологическое); · усиление (физиологическое или патологическое).
Качественные: жесткое дыхание, саккадированное дыхание.
Бронхиальное дыхание может выслушиваться: · только над гортанью, трахеей, в межлопаточном пространстве на уровне 3-4 грудных позвонков; · в каком либо другом месте грудной клетки - бронхиальное дыхание – патологическое.
Бронхиальное дыхание над полостью может иметь два оттенка: · амфорическое; · металлическое.
Побочные дыхательные шумы Хрипы - это добавочные дыхательные шумы, возникающие в патологически измененных трахее, бронхах или в образовавшейся полости легкого. По звуковому ощущению и механизму возникновения различают хрипы: · сухие; · влажные.
В зависимости от места возникновения различают сухие хрипы: · свистящие; · жужжащие.
Механизм возникновения сухих хрипов: · возникновение вихревых движений воздуха при сужении просвета бронхов; · колебания набухшего участка слизистой бронхов; · колебания мокроты наподобие натянутой струны.
Влажные хрипы Механизм возникновения: · наличие в бронхах или в полости легких жидкого содержимого и прохождение через него воздуха; · выдувание воздухом полужидкой пленки, которая лопается. В зависимости от калибра бронхов, в которых возникают хрипы, их делят на: · мелкопузырчатые; · среднепузырчатые; · крупнопузырчатые.
По звучности влажные хрипы разделяют на: · звучные; · незвучные.
Крепитация – возникает в альвеолах, при наличии в них небольшого количества секрета и возможности поступления воздуха. Слышна на высоте вдоха.
Шум трения плевры В физиологических условиях во время акта дыхания скольжение висцеральной плевры по париетальной происходит бесшумно.
Механизмы возникновения шума трения плевры: · патологические изменения поверхности плевры.
Бронхофония
Бронхофония - проведение голоса с гортани по воздушному столбу бронхов на поверхность грудной клетки, определяемая методом аускультации.
В физиологических условиях голос на поверхности грудной клетки выслушивается очень слабо и одинаково с обеих сторон. Диагностическое значение имеет усиление или отсутствие бронхофонии. Бронхофония изменяется при тех же условиях что и голосовое дрожание.
8. Практические навыки: · Сравнительная и топографическая перкуссия легких. · Аускультация легких.
9. Самостоятельная работа: · Оформление фрагмента истории болезни по результатам проведенного обследования.
10. Литература: Основная:
· Гребенёв А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. - М., 2002. · Ивашкин В.Т., Султанов В.К. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. - С-Пб., 2000. · Кузнецова А.В. Схема истории болезни. - Барнаул, 2002.
Дополнительная:
· Кузнецова А.В., Ефремушкин Г.Г. - Семиотика и синдромальная диагностика заболеваний органов дыхания. - Барнаул, 2003.
Тема: Методы инструментального исследования функции органов дыхания. Общие представления
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.116 (0.013 с.) |