Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные цели и задачи обучения врача-педиатра,Стр 1 из 26Следующая ⇒
Часть 1
Пропедевтика Внутренних болезней Учебное пособие для студентов 3 курса Педиатрического, Медико-профилактического и стоматологического факультетов
Барнаул – 2009
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Алтайского государственного медицинского университета
Составители: д.м.н., проф. Молчанов А.В., к.м.н., доц. Кузнецова А.В., к.м.н., доц. Филиппова Т.В., к.м.н., ассистент Кондакова Г.Б. Под редакцией: д.м.н., проф. Молчанова А.В.
Пропедевтика внутренних болезней: учебное пособие для студентов 3 курса педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Ч. 1. / А.В. Молчанов, А.В. Кузнецова, Т.В. Филиппова, Г.Б. Кондакова; под ред. д.м.н., проф. Молчанова А.В. – Барнаул: Издательство Алтайский государственный медицинский университет, 2009. – 140 с.
© ГОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», 2009 © Коллектив авторов, 2009 Тема: Клиника внутренних болезней. Основные цели и задачи обучения врача-педиатра, Врача-стоматолога, санитарного врача на кафедре Внутренних болезней. Методы клинического исследования больного: расспрос больного, осмотр, пальпация, Перкуссия и аускультация. Методика общего осмотра, Диагностическое значение выявленных изменений. Методика исследования больных с заболеваниями Опорно-двигательного аппарата, диагностическое значение выявленных изменений
Актуальность темы:
Знание пропедевтики необходимо для дальнейшего изучения всех клинических дисциплин: уметь распознавать симптомы заболевания, знать основные диагностические методы, владеть методологией диагноза. Изучение диагностических методов исследования (основных и дополнительных) позволяет провести полное обследование больного для постановки диагноза. Изучение методов исследования больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата позволит проводить диагностику обширной группы заболеваний костей и суставов
2. Цели практического занятия:
Овладение практическими навыками обследования больного (расспрос и общий осмотр) для выявления клинических симптомов заболеваний и их семиотического значения.
Овладение практическими навыками обследования больного (расспрос, осмотр, пальпация и перкуссия) для выявления клинических симптомов заболеваний опорно-двигательного аппарата и их семиотическое значение.
3. Задачи практического занятия:
3.1. Студент должен понимать: · механизм развития основных клинических симптомов; · взаимосвязь клинических симптомов заболеваний опорно-двигательного аппарата с патоморфологическими и функциональными изменениями.
3.2. Студент должен знать: · физическое обоснование методов перкуссии и аускультации; · причины возникновения и патогенетические механизмы основных клинических синдромов при заболеваниях опорно-двигательного аппарата; · семиотическое значение выявленных клинических симптомов.
3.3. Студент должен уметь: · провести расспрос больного (и/или) родственников и получить полную информацию о заболевании, установить возможные причины его возникновения в типичных случаях; · провести общий осмотр и выявить основные клинические симптомы заболеваний; · провести расспрос больного (и/или) родственников и получить полную информацию о заболевании опорно-двигательного аппарата, установить возможные причины его возникновения в типичных случаях; · провести физикальное исследование (осмотр, пальпация, перкуссия) опорно-двигательного аппарата и выявить основные симптомы заболеваний опорно-двигательной системы.
4. Контрольные вопросы по смежным дисциплинам:
· Какие существуют типы наследования признака (гена)? · Какие известны типы нервной системы по Павлову? · Строение кожи и подкожно-жировой клетчатки. · Анатомия опорно-двигательного аппарата.
5. Контрольные вопросы по изучаемой теме:
· Методы клинического исследования больных. · Физическое обоснование перкуссии и аускультации. · Основные этапы расспроса, последовательность проведения, их значение. · Паспортные данные, последовательность их сбора, диагностическое значение. · Жалобы, их виды, определение и значение.
· Анамнез заболевания, последовательность собирания и значение. · Анамнез жизни, последовательность собирания и значение. · Последовательность проведения общего осмотра. Виды и степени нарушения сознания, их диагностическое значение. · Степени угнетения сознания, их диагностические критерии. · Виды положения больного в постели, их определение. · Виды вынужденного положения больного в постели, их диагностическое значение. · Виды конституции, определение, диагностические критерии астенической конституции. · Определение и критерии гиперстенической конституции. · Виды походки и осанки больного, их диагностическое значение. · Лихорадка, определение, её виды и диагностические критерии. · Типы лихорадки, их диагностическое значение. · Последовательность исследования кожи. Изменение окраски кожных покровов, диагностическое значение, дифференциация. · Изменение эластичности и влажности кожных покровов, их диагностическое значение. · Основные виды высыпаний на коже, их диагностическое значение. · Последовательность исследования подкожно-жировой клетчатки. Отёки, определение, их виды, дифференциация. · Последовательность исследования лимфатических узлов, их характеристика, диагностическое значение выявленных нарушений. · Последовательность исследования лица. Виды выражения лица, их диагностическое значение. · Исследование полости рта, последовательность проведения, диагностическое значение выявленных нарушений. · Артралгии, механизм возникновения, виды, диагностическое значение. · Виды нарушения подвижности суставов, их диагностическое значение. · Миалгии, механизм возникновения, диагностическое значение. · Последовательность проведения осмотра опорно-двигательного аппарата. Конфигурация суставов, её виды, диагностическое значение. · Виды движений в суставах, их диагностическое значение. · Последовательность поверхностной пальпации опорно-двигательного аппарата. Симптомы ограничения подвижности в позвоночнике, их диагностическое значение. · Суставные шумы, механизм их возникновения, диагностическое значение. · Последовательность глубокой пальпации опорно-двигательного аппарата. Оценка мышечной системы, диагностическое значение выявленных изменений.
6. Содержание учебного материала:
· Методы клинического исследования больного. · Основные этапы расспроса и их диагностическое значение. · Последовательность проведения общего осмотра. · Изменения, выявленные при общем осмотре, их диагностическое значение. · Жалобы при заболеваниях опорно-двигательной системы, их возникновение и диагностическое значение. · Последовательность проведения осмотра, пальпации и перкуссии опорно-двигательного аппарата, диагностическое значение выявленных симптомов. 7. Информационные материалы: Диагностические методы исследования делят на: · основные; · дополнительные.
Основными методами исследования являются: · расспрос; · осмотр; · пальпация; · перкуссия; · аускультация.
Дополнительными методами исследования являются: · лабораторные; · рентгенологические; · биопсия; · эндоскопия и т.д. Расспрос включает в себя: · паспортные данные; · жалобы; · историю настоящего заболевания;
· историю жизни больного.
Паспортные данные: · ФИО; · возраст; · пол; · профессия; · место жительства.
Жалобы подразделяют на: · главные; · дополнительные.
История настоящего заболевания позволяет получить представление о: · характере заболевания; · начале заболевания; · течении заболевания; · причинах, способствующих обострению и прогрессированию заболевания. История жизни больного позволяет выявить: · причины возникновения заболевания; · условия возникновения заболевания.
Общий осмотр 1. Начинается с оценки общего состояния Общее состояние может быть: · удовлетворительным; · средней степени тяжести; · тяжелым.
2. Оценка состояния сознания Различают следующие виды сознания: · ясное; · помраченное; · ступор; · сопор; · кома.
Виды ком: · церебральная; · экзотоксическая; · уремическая; · печеночная; · диабетическая (гипергликемическая); · гипогликемическая; · эпилептическая.
К ирритативным нарушениям сознания относятся: · бред; · галлюцинации (зрительные, слуховые, тактильные) 3. Положение больного в постели может быть: · активным; · пассивным; · вынужденным.
Различают следующие виды вынужденных положений: · сидя; · стоя; · лежа на больном боку; · лежа на здоровом боку; · лежа на животе; · колено-локтевое; · на боку с запрокинутой головой и приведенными к туловищу ногами; · упираясь затылком и ногами в постель.
4. Телосложение больного может быть: · пропорциональным; · непропорциональным.
Понятие о телосложении дополняется данными антропологического измерения роста, массы и т.д. Могут встречаться следующие изменения роста: · гигантский; · карликовый.
5. Конституция - это совокупность наследственных и приобретенных морфологических и функциональных особенностей организма, определяющих его реакции на воздействие эндогенных и экзогенных факторов. Выделяют следующие виды конституции: · нормостенический; · астенический; · гиперстенический.
6. Походка может быть: · быстрая, уверенная; · тяжелая; · шатающаяся; · атаксическая; · утиная; · паретическая.
7. Осанка Различают осанку: · прямую; · гордую; · согбенную.
8. Измерение температуры тела Температура тела может быть: · нормальная; · субфебрильная; · фебрильная. Различают следующие виды лихорадки:
· постоянная; · перемежающая.
9. Исследование отдельных частей тела
Кожные покровы
Окраска (цвет) кожи может быть: · телесная; · розовая; · красная; · вишнево-красная; · бледная; · "алебастровая"; · "восковидная"; · цианотичная (общий и местный цианоз); · темно-коричневая; · землистая; · желтушная; · бронзовая; · серая.
Эластичность кожи может быть: · сохранена; · снижена.
Истончение или уплотнение кожи: · локальное; · диффузное.
Влажность кожных покровов может быть: · умеренная; · выраженная потливость; · сухость; · шелушение.
Высыпания на коже могут быть следующие: · эритема; · розеола; · папула; · пустула; · волдырь; · петехии; · экхимозы; · "сосудистые звездочки"; · ангиомы; · ксантомы; · рубцы.
Ногти Исследование ногтей включает:
форма ногтей: - часовые стекла; - койлонихии;
ломкость, поперечная исчерченность ногтей.
Подкожная клетчатка Исследование подкожной клетчатки включает оценку степени развития подкожно-жирового слоя, которая может быть: · умеренной; · слабой; · чрезмерной.
Указание мест наибольшего отложения жира, которыми являются: · живот; · руки; · бедра; · жировики. Выявление отеков - это скопление жидкости в тканях и тканевых щелях. По характеру жидкость может представлять: · транссудат; · экссудат. По механизму возникновения отеки могут быть: · общие; · местные. · Лимфатические узлы При исследовании периферических лимфоузлов оценивают их: · размеры; · формы; · консистенцию; · болезненность; · подвижность; · не спаяны ли с кожей, окружающей клетчаткой, между собой; · изъязвления и свищи над лимфоузлами.
Подкожные вены При исследовании подкожные вены могут быть: · малозаметные; · расширенные; · наличие тромбов.
Голова Детальный осмотр головы включает в себя оценку: · формы (овальная, квадратная, башенный череп, наличие тофусов); · размеров (гидроцефалия, микроцефалия); · положение головы (прямое, наклоненное вперед, в сторону, запрокинутая, неподвижное); · дрожание и качание (симптом Мюссе).
Шея При исследовании шеи обращают внимание на: · искривление шеи; · проводят пальпацию щитовидной железы и оценивают её: - величину; - форму; - равномерность или неравномерность консистенции; - болезненность.
Лицо Важное диагностическое значение имеет выражение лица: · живое; · беспокойное; · страдальческое; · лихорадящее; · лицо Корвизара; · митральное; · испуганное; · микседематозное; · акромегалическое; · Гиппократа; · маскообразное; · лунообразное.
При осмотре лица обращают внимание на глазную щель, которая может быть: · сужена; · расширена.
Имеет диагностическое значение и осмотр век. Можно обнаружить: · птоз; · изменение окраски; · отечность; · ксантелазмы; · ячмень.
При исследовании глазного яблока обращают внимание на:
· одно- или двухстороннее выпячивание; · западение; · резистентность.
Конъюнктива по окраске может быть: · бледная; · желтая; · красная; · с кровоизлияниями.
Обращают внимание на цвет склер: · желтые; · синие; · инъецированные сосудами.
При исследовании зрачков оценивают их: · форму (круглая, в виде плюща, трилистника); · ширину (миоз, мидриаз); · реакцию на свет (прямая или содружественная), которая может быть сохранена или отсутствовать.
Исследование глазных симптомов: · Греффе; · Штельвага; · Мебиуса.
При исследовании носа обращают внимание на: · форму; по форме нос может быть: - курносый; - орлиный; - стиснутый с боков; - седловидный; - заостренный. · изъязвление кончика; · участие крыльев носа в акте дыхания.
При исследовании губ можно обнаружить: · симметричны ли углы рта; · расщелины губ; · постоянно открытый рот; · изменение цвета (ярко красный, цианотичный, бледный); · высыпания (герпес, телеангиоэктазы, язвы); · трещины; · сухость; · "симптом кисета".
При осмотре полости рта обращают внимание на: · запах изо рта (кислый, гнилостный, каловый, ацетона, алкоголя, мочевины); · наличие афт; · пигментацию; · пятна Бельского-Филатова-Коплика; · кровоизлияния; · телеангиоэктазы на слизистой полости рта.
При осмотре десен диагностическое значение имеет обнаружение их: · бледности; · разрыхленности; · кровоточивости; · серой, ярко-красной или черной каймы.
Диагностическое значение имеет изменение зубов, а именно: · широкие квадратные зубы; · кариозные; · шатающиеся; · гетчинсоновы зубы; · вставные; · зубной камень.
При исследовании языка обращают внимание на: · как больной высовывает язык (свободно, мало, прямо или в сторону); · дрожание; · цвет (бледный, розовый, красно-синий, красный, малиновый); · величину (утолщенный с отпечатками зубов, истонченный); · влажность (сухой, влажный); · обложенность налетом и цвет налета (беловатый, желтый, коричневый); · характер и выраженность сосочков ("полированный", «географический", лейкоплакия); · трещины; · прикусы; · язвочки.
При исследовании миндалин оценивают: · форму (правильная, бугристая); · величину (выступает из-за дужек или нет); · окраску; · налеты; · гнойные пробки; · язвочки.
Исследование опорно-двигательного аппарата Жалобы Боли в суставах, позвоночнике. Механизм возникновения: · при воспалительных процессах освобождение биологически активных веществ и раздражение рецепторов, а также наличие воспалительного выпота в суставе; · механическое раздражение синовиальной оболочки остеофитами; · биохимические сдвиги в тканях. По характеру боли могут быть: · интенсивные; · умеренные; · жгучие; · приступообразные. По времени и условиям возникновения: · утренние; · вечерние · после длительного покоя; · связаны с ходьбой; · связаны с длительным стоянием. Имеет значение локализация артралгии в дебюте и динамике болезни: · поражение мелких суставов; · поражение крупных суставов; · поражение позвоночника; · острое воспаление большого пальца стопы; · поражение плечевых суставов.
Оценивая форму суставов обращают внимание на припухлость, дефигурацию и деформацию. Ограничение подвижности суставов - невозможность выполнения движений в суставе в полном объеме. Оно может быть: · обратимым; · постоянным. Механизм обратимого ограничения подвижности: · мышечное напряжение; · застой в периартикулярной ткани; · внутрисуставной выпот. В основе постоянной ограниченности движения лежит фиброзный или костный анкилоз. Своеобразное ограничение подвижности приводит к утренней скованности. Может быть повышенная подвижность. Нередки жалобы на суставные шумы: · хруст; · треск; · скрип; · скрежет. Жалобы на мышечные боли могут быть: · локальными; · распространенными. Оценивают их интенсивность, продолжительность, связь с покоем или ходьбой, переохлаждением, травмой. Также может наблюдаться мышечная слабость. Иногда больные предъявляют жалобы на приступы похолодания и побледнения пальцев рук на холоде, после травмы, психических переживаний и могут сопровождаться болью, снижением чувствительности, покраснением. К жалобам общего характера относят: · лихорадку; · кожные высыпания. При сборе анамнеза заболевания обращают внимание на: · связь с перенесенной инфекцией; · наличие в анамнезе травмы; · псориаз в анамнезе; · связь с родами, инсоляцией; · наследственная предрасположенность.
Общий осмотр Больные с патологией опорно-двигательного аппарата могут принимать вынужденное положение - придают конечности сгибательные положения "поза разгрузки". Осанка может быть: · гордая; · "поза просителя".
Изменение походки при заболеваниях опорно-двигательного аппарата: · утиная.
При оценки кожных покровов можно выявить: · эритему на носу и щеках; · блестящую кожу; · кератодермию; · подкожные ревматические узелки; · тофусы.
Диагностическое значение имеет лимфоаденопатия. При исследовании головы и лица можно обнаружить: · маскообразное лицо; · периорбитальный отек и эритему; · диффузное выпадение волос. Актуальность темы:
Знание методов сравнительной и топографической перкуссии и аускультации лёгких, владение методикой и техникой их проведения позволяет выявить симптомы заболевания органов дыхания.
2. Цели практического занятия:
Овладение практическими навыками обследования больного (перкуссия, аускультация легких) для выявления клинических симптомов заболеваний органов дыхания и их семиотического значения.
3. Задачи практического занятия:
3.1. Студент должен понимать: · механизм развития основных клинических симптомов; · взаимосвязь клинических симптомов органов дыхания с патоморфологическими и функциональными изменениями.
3.2. Студент должен знать: · причины возникновения и патогенетические механизмы основных клинических симптомов при заболеваниях органов дыхания; · семиотическое значение выявленных клинических симптомов. 3.3. Студент должен уметь: · провести перкуссию и аускультацию легких и выявить основные клинические симптомы заболеваний органов дыхания. 4. Контрольные вопросы по смежным дисциплинам: · Физическое обоснование метода перкуссии. · Физическое обоснование метода аускультации. · Какие по частоте вибрации воспринимает ухо человека? · К каким по частоте звукам ухо обладает наибольшей чувствительностью? 5. Контрольные вопросы по изучаемой теме: · Сравнительная и топографическая перкуссия, их цели и основные правила. · Тупой перкуторный звук, механизм возникновения, диагностическое значение. · Притуплённый перкуторный звук, механизм возникновения, диагностическое значение. · Тимпанический и коробочный перкуторные звуки, механизм их возникновения, диагностическое значение. · Металлический звук и шум треснувшего горшка, механизм возникновения, диагностическое значение. · Изменение положения верхних границ лёгких, их диагностическое значение. · Смещение нижнего лёгочного края вниз, диагностическое значение. · Смещение нижнего лёгочного края вверх, диагностическое значение. · Ограничение подвижности нижнего лёгочного края, его диагностическое значение. · Полное прекращение подвижности нижнего лёгочного края, его диагностическое значение. · Аускультация как метод исследования, её виды. Классификация дыхательных шумов. · Везикулярное дыхание: механизм возникновения, его особенности, качественные и количественные изменения. · Ослабление везикулярного дыхания, его характеристика. Основные патофизиологические механизмы его возникновения, диагностическое значение. · Усиление везикулярного дыхания, его характеристика, диагностическое значение. · Жесткое и саккадированное дыхание, их характеристики, механизм возникновения и диагностическое значение. · Бронхиальное дыхание: механизм возникновения, его особенности и виды. · Основные патофизиологические механизмы возникновения патологического бронхиального дыхания, диагностическое значение. · Виды бронхиального дыхания, выслушиваемые над полостью, механизм их возникновения. · Сухие хрипы, механизм их возникновения, виды, диагностическое значение, отличие их от влажных хрипов. · Влажные хрипы, механизм их возникновения, виды, диагностическое значение, отличие их от сухих хрипов. · Условия возникновения звучных (консонирующих) влажных хрипов, их диагностическое значение. · Крепитация, механизм возникновения, диагностическое значение, отл ичие их от мелкопузырчатых хрипов. · Шум трения плевры, механизм возникновения, диагностическое значение, отличие его от крепитации и влажных хрипов. · Бронхофония, определение, механизм возникновения, её виды, диагностическое значение. 6. Содержание учебного материала:
· Изменения, выявленные при перкуссии легких, их диагностическое значение. · Изменения, выявленные при аускультации легких, их диагностическое значение.
7. Информационные материалы:
Перкуссия легких По цели перкуссии различают: · сравнительную; · топографическую.
Общие правила сравнительной перкуссии: 1. Перкуссия должна производиться в строго симметричных участках. 2. Проводится в определенной последовательности. 3. Сила перкуторного удара должна быть одинаковой.
Общие правила топографической перкуссии: 1. Перкуторный удар наносят в направлении от органа, дающего громкий звук, к органу, дающему тупой звук, или от ясного перкуторного звука к тупому. 2. Палец-плессиметр на перкутируемой поверхности должен лежать параллельно границе ожидаемой тупости. 3. Границу органа отмечают по краю пальца-плессиметра, обращенному к громкому звуку.
По качеству перкуторный звук над легкими может быть: · ясный (легочной); · коробочный; · притупленный; · тупой; · тимпанический; · "звук треснувшего горшка".
Топографическая перкуссия применяется для определения: 1. Верхней границы легких - высоты стояния верхушек и ширины полей Кренига. 2. Нижних границ легких. 3. Подвижности нижних краев легких (дыхательной экскурсии нижнего легочного края).
Высота стояния верхушек и ширина полей Кренига могут: · соответствовать нормальным размерам; · увеличиваться; · уменьшаться.
Нижние границы легких могут: · занимать нормальное положение; · смещаться кверху; · смещаться к низу.
Дыхательная экскурсия нижнего легочного края может: · соответствовать нормальным величинам; · ограничиваться; · отсутствовать.
Аускультация легких
Все дыхательные шумы делят на: · основные; · побочные. К основным дыхательным шумам относятся: · везикулярное дыхание; · бронхиальное дыхание.
Различают изменения везикулярного дыхания: · количественные; · ослабление (физиологическое или патологическое); · усиление (физиологическое или патологическое).
Качественные: жесткое дыхание, саккадированное дыхание.
Бронхиальное дыхание может выслушиваться: · только над гортанью, трахеей, в межлопаточном пространстве на уровне 3-4 грудных позвонков; · в каком либо другом месте грудной клетки - бронхиальное дыхание – патологическое.
Бронхиальное дыхание над полостью может иметь два оттенка: · амфорическое; · металлическое.
Побочные дыхательные шумы Хрипы - это добавочные дыхательные шумы, возникающие в патологически измененных трахее, бронхах или в образовавшейся полости легкого. По звуковому ощущению и механизму возникновения различают хрипы: · сухие; · влажные.
В зависимости от места возникновения различают сухие хрипы: · свистящие; · жужжащие.
Механизм возникновения сухих хрипов: · возникновение вихревых движений воздуха при сужении просвета бронхов; · колебания набухшего участка слизистой бронхов; · колебания мокроты наподобие натянутой струны.
Влажные хрипы Механизм возникновения: · наличие в бронхах или в полости легких жидкого содержимого и прохождение через него воздуха; · выдувание воздухом полужидкой пленки, которая лопается. В зависимости от калибра бронхов, в которых возникают хрипы, их делят на: · мелкопузырчатые; · среднепузырчатые; · крупнопузырчатые.
По звучности влажные хрипы разделяют на: · звучные; · незвучные.
Крепитация – возникает в альвеолах, при наличии в них небольшого количества секрета и возможности поступления воздуха. Слышна на высоте вдоха.
Шум трения плевры В физиологических условиях во время акта дыхания скольжение висцеральной плевры по париетальной происходит бесшумно.
Механизмы возникновения шума трения плевры: · патологические изменения поверхности плевры.
Бронхофония
Бронхофония - проведение голоса с гортани по воздушному столбу бронхов на поверхность грудной клетки, определяемая методом аускультации. В физиологических условиях голос на поверхности грудной клетки выслушивается очень слабо и одинаково с обеих сторон. Диагностическое значение имеет усиление или отсутствие бронхофонии. Бронхофония изменяется при тех же условиях что и голосовое дрожание.
8. Практические навыки: · Сравнительная и топографическая перкуссия легких. · Аускультация легких.
9. Самостоятельная работа: · Оформление фрагмента истории болезни по результатам проведенного обследования.
10. Литература: Основная:
· Гребенёв А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. - М., 2002. · Ивашкин В.Т., Султанов В.К. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. - С-Пб., 2000. · Кузнецова А.В. Схема истории болезни. - Барнаул, 2002.
Дополнительная:
· Кузнецова А.В., Ефремушкин Г.Г. - Семиотика и синдромальная диагностика заболеваний органов дыхания. - Барнаул, 2003.
Тема: Методы инструментального исследования функции органов дыхания. Общие представления Цели практического занятия: Овладение на практике методикой пикфлоуметрии, расшифровки спирограмм, рентгенограмм при основных формах патологии органов дыхания.
3. Задачи практического занятия:
3.1. Студент должен понимать: · механизмы нарушения вентиляции легких; · взаимосвязь клинических симптомов органов дыхания с патоморфологическими и функциональными изменениями.
3.2. Студент должен знать: · причины возникновения и патогенетические механизмы основных нарушений вентиляции легких; · диагностическое значение выявленных нарушений; · диагностическое значение рентгенологических и эндоскопических методов диагностики заболеваний органов дыхания.
3.3. Студент должен уметь: · провести пикфлоуметрию и спирографию и выявить нарушения вентиляции легких; · оценить данные рентгенологических и эндоскопических методов исследования.
4. Контрольные вопросы по смежным дисциплинам:
· Что является основной транспортной формой кислорода в крови? · Что включает в себя внешнее дыхание? · Какие вам известны компенсаторные механизмы при дыхательной недостаточности? · Что является основной транспортной формой углекислого газа в крови? · Укажите основные причины обструкции дыхательных путей.
5. Контрольные вопросы по изучаемой теме:
· Пикфлоуметрия, показания к её проведению и диагностические возможности. · Лёгочные объёмы по данным спирограммы, их определение. · Показатели спирограммы, отражающие интенсивность лёгочной вентиляции, их определение, диагностическое значение. · Показатели спирограммы, отражающие механику дыхательного акта, их определение, диагностическое значение. · Показатели спирограммы, отражающие эффективность лёгочной вентиляции, их определение, диагностическое значение. · Спирографические маркеры нарушения вентиляции по обструктивному типу. Критерии обструкции на уровне мелких, средних и крупных бронхов. · Спирографические маркеры нарушения вентиляции по рестриктивному типу. · Рентгенография и томография лёгких, их диагностические возможности. · Компьютерная и магниторезонансная томография лёгких, показания к их проведению. · Бронхография: показания и противопоказания к её проведению, диагностические возможности. · Бронхоскопия: показания и противопоказания к её проведению, диагностические возможности. · Радионуклидное сканирование лёгких: показания и противопоказания к его проведению, диагностические возможности. · Ангиопульмонография: показания и противопоказания к её проведению, диагностические возможности.
6. Содержание учебного материала: · Пикфлоуметрия, диагностические возможности. · Спирография, основные показатели, отражающие нарушения вентиляции легких, их диагностическое значение. · Рентгенологические и эндоскопические методы исследования органов дыхания, их диагностические возможности.
7. Информационные материалы: Внешнее дыхание – совокупность физиологических процессов, протекающих в легких и обеспечивающих нормальный газовый состав артериальной крови.
Основные методы оценки внешнего дыхания: · спирография; · спироанализ (пневмотахография); · пикфлоуметрия.
Основные показатели функции внешнего дыхания Статические объемы · Жизненная емкость легких (ЖЕЛ, VC) – это разница легочного объема при состоянии полного выдоха и полного вдоха. Она включает в себя дыхательный объем, резервный объем вдоха и резервный объем выдоха. · Резервный объем выдоха (РОвыд, ERV) – это максимальный объем, который может выдохнуть обследуемый, начиная с уровня функциональной остаточной емкости легких (ФОЕ, ERC). · Резервный объем вдоха (РОвд, IRV) – это объем, который способен вдохнуть исследуемый после среднего спокойного вдоха. · Емкость вдоха(IC) – это максимальный объем, который способен вдохнуть исследуемый от уровня ФОЕ, он равен сумме ДО и РОвд. · Дыхательный объем (ДО, VT, TV) – это объем газа, который вдыхается и выдыхается во время дыхательного цикла при спокойном дыхании. · Функциональная остаточная емкость (ФОЕ, ERC) – это объем газа в легких и дыхательных путях после спокойного выдоха. Это сумма РОвыд и ОО. · Остаточный объем (ОО, RV) – это объем газа, который остается в легких по окончании полного выдоха. · Общая емкость легких (ОЕЛ, TLC) – это объем газа в легких по окончании полного вдоха.
Динамические объемы
· Форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ) - это объем газа, выдыхаемого после полного вдоха во время экспираторного маневра. · Форсированный экспираторный поток за 1 секунду (ОФВ1, FEV1) - это объем газа, выдыхаемый за первую секунду после начала маневра ФЖЕЛ. · Индекс Тиффно - наиболее информативный показатель форсированного выдоха. Рассчитывается как отношение ОФВ1/ЖЕЛ. · Пиковая экспираторная объемная скорость (ПОС, PEF) - это максимальный поток во время маневра измерени
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.182 (0.465 с.) |