Основные цели и задачи обучения врача-педиатра, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные цели и задачи обучения врача-педиатра,



Часть 1

 

Пропедевтика

Внутренних болезней

Учебное пособие для студентов 3 курса

Педиатрического,

Медико-профилактического

и стоматологического факультетов

 

 

 

 

Барнаул – 2009

 


 

 

 

Печатается по решению Центрального

координационно-методического совета Алтайского

 государственного медицинского университета

 

Составители: д.м.н., проф. Молчанов А.В., к.м.н., доц. Кузнецова А.В.,

 к.м.н., доц. Филиппова Т.В., к.м.н., ассистент Кондакова Г.Б.

Под редакцией: д.м.н., проф. Молчанова А.В.

 

Пропедевтика внутренних болезней: учебное пособие для студентов 3 курса педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Ч. 1. / А.В. Молчанов, А.В. Кузнецова, Т.В. Филиппова, Г.Б. Кондакова; под ред. д.м.н., проф. Молчанова А.В.  – Барнаул: Издательство Алтайский государственный медицинский университет, 2009.  –  140 с.

 

 

© ГОУ ВПО «Алтайский государственный

медицинский университет», 2009

© Коллектив авторов, 2009


Тема: Клиника внутренних болезней.

Основные цели и задачи обучения врача-педиатра,

Врача-стоматолога, санитарного врача на кафедре

Внутренних болезней. Методы клинического исследования больного: расспрос больного, осмотр, пальпация,

Перкуссия и аускультация. Методика общего осмотра,

Диагностическое значение выявленных изменений.

Методика исследования больных с заболеваниями

Опорно-двигательного аппарата, диагностическое значение выявленных изменений

 

Актуальность темы:

 

Знание пропедевтики необходимо для дальнейшего изучения всех клинических дисциплин: уметь распознавать симптомы заболевания, знать основные диагностические методы, владеть методологией диагноза. Изучение диагностических методов исследования (основных и дополнительных) позволяет провести полное обследование больного для постановки диагноза. Изучение методов исследования больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата позволит проводить диагностику обширной группы заболеваний костей и суставов

 

2.   Цели практического занятия:

 

 Овладение практическими навыками обследования больного (расспрос и общий осмотр) для выявления клинических симптомов заболеваний и их семиотического значения.

 Овладение практическими навыками обследования больного (расспрос, осмотр, пальпация и перкуссия) для выявления клинических симптомов заболеваний опорно-двигательного аппарата и их семиотическое значение.

 

3.   Задачи практического занятия:

 

3.1. Студент должен понимать:

· механизм развития основных клинических симптомов;

· взаимосвязь клинических симптомов заболеваний опорно-двигательного аппарата с патоморфологическими и функциональными изменениями.

 


3.2. Студент должен знать:

· физическое обоснование методов перкуссии и аускультации;

· причины возникновения и патогенетические механизмы основных клинических синдромов при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;

· семиотическое значение выявленных клинических симптомов.

 

3.3. Студент должен уметь:

· провести расспрос больного (и/или) родственников и получить полную информацию о заболевании, установить возможные причины его возникновения в типичных случаях;

· провести общий осмотр и выявить основные клинические симптомы заболеваний;

· провести расспрос больного (и/или) родственников и получить полную информацию о заболевании опорно-двигательного аппарата, установить возможные причины его возникновения в типичных случаях;

· провести физикальное исследование (осмотр, пальпация, перкуссия) опорно-двигательного аппарата и выявить основные симптомы заболеваний опорно-двигательной системы.

 

4. Контрольные вопросы по смежным дисциплинам:

 

· Какие существуют типы наследования признака (гена)?

· Какие известны типы нервной системы по Павлову?

· Строение кожи и подкожно-жировой клетчатки.

· Анатомия опорно-двигательного аппарата.

 

5. Контрольные вопросы по изучаемой теме:

 

· Методы клинического исследования больных.

· Физическое обоснование перкуссии и аускультации.

· Основные этапы расспроса, последовательность проведения, их значение.

· Паспортные данные, последовательность их сбора, диагностическое значение.

· Жалобы, их виды, определение и значение.

· Анамнез заболевания, последовательность собирания и значение.

· Анамнез жизни, последовательность собирания и значение.

· Последовательность проведения общего осмотра. Виды и степени нарушения сознания, их диагностическое значение.

· Степени угнетения сознания, их диагностические критерии.

· Виды положения больного в постели, их определение.

· Виды вынужденного положения больного в постели, их диагностическое значение.

· Виды конституции, определение, диагностические критерии астенической конституции.

· Определение и критерии гиперстенической конституции.

· Виды походки и осанки больного, их диагностическое значение.

· Лихорадка, определение, её виды и диагностические критерии.

· Типы лихорадки, их диагностическое значение.

· Последовательность исследования кожи. Изменение окраски кожных покровов, диагностическое значение, дифференциация.

· Изменение эластичности и влажности кожных покровов, их диагностическое значение.

· Основные виды высыпаний на коже, их диагностическое значение.

· Последовательность исследования подкожно-жировой клетчатки. Отёки, определение, их виды, дифференциация.

· Последовательность исследования лимфатических узлов, их характеристика, диагностическое значение выявленных нарушений.

· Последовательность исследования лица. Виды выражения лица, их диагностическое значение.

· Исследование полости рта, последовательность проведения, диагностическое значение выявленных нарушений.

· Артралгии, механизм возникновения, виды, диагностическое значение.

· Виды нарушения подвижности суставов, их диагностическое значение.

· Миалгии, механизм возникновения, диагностическое значение.

· Последовательность проведения осмотра опорно-двигательного аппарата. Конфигурация суставов, её виды, диагностическое значение.

· Виды движений в суставах, их диагностическое значение.

· Последовательность поверхностной пальпации опорно-двигательного аппарата. Симптомы ограничения подвижности в позвоночнике, их диагностическое значение.

· Суставные шумы, механизм их возникновения, диагностическое значение.

· Последовательность глубокой пальпации опорно-двигательного аппарата. Оценка мышечной системы, диагностическое значение выявленных изменений.

 

6. Содержание учебного материала:

 

· Методы клинического исследования больного.

· Основные этапы расспроса и их диагностическое значение.

· Последовательность проведения общего осмотра.

· Изменения, выявленные при общем осмотре, их диагностическое значение.

· Жалобы при заболеваниях опорно-двигательной системы, их возникновение и диагностическое значение.

· Последовательность проведения осмотра, пальпации и перкуссии опорно-двигательного аппарата, диагностическое значение выявленных симптомов.


7. Информационные материалы:

Диагностические методы исследования делят на:

· основные;

· дополнительные.

 

  Основными методами исследования являются:

· расспрос;

· осмотр;

· пальпация;

· перкуссия;

· аускультация.

 

  Дополнительными методами исследования являются:

· лабораторные;

· рентгенологические;

· биопсия;

· эндоскопия и т.д.

Расспрос включает в себя:

· паспортные данные;

· жалобы;

· историю настоящего заболевания;

· историю жизни больного.

 

 Паспортные данные:

· ФИО;

· возраст;

· пол;

· профессия;

· место жительства.

 

 Жалобы подразделяют на:

· главные;

· дополнительные.

 

История настоящего заболевания позволяет получить представление о:

· характере заболевания;

· начале заболевания;

· течении заболевания;

· причинах, способствующих обострению и прогрессированию заболевания.

История жизни больного позволяет выявить:

· причины возникновения заболевания;

· условия возникновения заболевания.

 

Общий осмотр

1. Начинается с оценки общего состояния

 Общее состояние может быть:

· удовлетворительным;

· средней степени тяжести;

· тяжелым.

 

2. Оценка состояния сознания

 Различают следующие виды сознания:

· ясное;

· помраченное;

· ступор;

· сопор;

· кома.

 

Виды ком:

· церебральная;

· экзотоксическая;

· уремическая;

· печеночная;

· диабетическая (гипергликемическая);

· гипогликемическая;

· эпилептическая.

 

К ирритативным нарушениям сознания относятся:

· бред;

· галлюцинации (зрительные, слуховые, тактильные)

3. Положение больного в постели может быть:

· активным;

· пассивным;

· вынужденным.

 

Различают следующие виды вынужденных положений:

· сидя;

· стоя;

· лежа на больном боку;

· лежа на здоровом боку;

· лежа на животе;

· колено-локтевое;

· на боку с запрокинутой головой и приведенными к туловищу ногами;

· упираясь затылком и ногами в постель.

 

4. Телосложение больного может быть:

· пропорциональным;

· непропорциональным.

 

 Понятие о телосложении дополняется данными антропологического измерения роста, массы и т.д.

 Могут встречаться следующие изменения роста:

· гигантский;

· карликовый.

 

5. Конституция - это совокупность наследственных и приобретенных морфологических и функциональных особенностей организма, определяющих его реакции на воздействие эндогенных и экзогенных факторов.

 Выделяют следующие виды конституции:

· нормостенический;

· астенический;

· гиперстенический.

 

6. Походка может быть:

· быстрая, уверенная;

· тяжелая;

· шатающаяся;

· атаксическая;

· утиная;

· паретическая.

 

7. Осанка

 Различают осанку:

· прямую;

· гордую;

· согбенную.

 

8. Измерение температуры тела

 Температура тела может быть:

· нормальная;

· субфебрильная;

· фебрильная.

 Различают следующие виды лихорадки:

· постоянная;

· перемежающая.

 

9. Исследование отдельных частей тела

 

  Кожные покровы

 

  Окраска (цвет) кожи может быть:

· телесная;

· розовая;

· красная;

· вишнево-красная;

· бледная;

· "алебастровая";

· "восковидная";

· цианотичная (общий и местный цианоз);

· темно-коричневая;

· землистая;

· желтушная;

· бронзовая;

· серая.

 

Эластичность кожи может быть:

· сохранена;

· снижена.

 

Истончение или уплотнение кожи:

· локальное;

· диффузное.

 

Влажность кожных покровов может быть:

· умеренная;

· выраженная потливость;

· сухость;

· шелушение.

 

Высыпания на коже могут быть следующие:

· эритема;

· розеола;

· папула;

· пустула;

· волдырь;

· петехии;

· экхимозы;

· "сосудистые звездочки";

· ангиомы;

· ксантомы;

· рубцы.

 

Ногти

Исследование ногтей включает:

 

форма ногтей:

- часовые стекла;

- койлонихии;

 

ломкость, поперечная исчерченность ногтей.

 

Подкожная клетчатка

  Исследование подкожной клетчатки включает оценку степени развития подкожно-жирового слоя, которая может быть:

· умеренной;

· слабой;

· чрезмерной.

 

 Указание мест наибольшего отложения жира, которыми являются:

· живот;

· руки;

· бедра;

· жировики.

Выявление отеков - это скопление жидкости в тканях и тканевых щелях. По характеру жидкость может представлять:

· транссудат;

· экссудат.

По механизму возникновения отеки могут быть:

· общие;

· местные.

·

Лимфатические узлы

 При исследовании периферических лимфоузлов оценивают их:

· размеры;

· формы;

· консистенцию;

· болезненность;

· подвижность;

· не спаяны ли с кожей, окружающей клетчаткой, между собой;

· изъязвления и свищи над лимфоузлами.

 

Подкожные вены

  При исследовании подкожные вены могут быть:

· малозаметные;

· расширенные;

· наличие тромбов.

 

Голова

Детальный осмотр головы включает в себя оценку:

· формы (овальная, квадратная, башенный череп, наличие тофусов);

· размеров (гидроцефалия, микроцефалия);

· положение головы (прямое, наклоненное вперед, в сторону, запрокинутая, неподвижное);

· дрожание и качание (симптом Мюссе).

 

Шея

При исследовании шеи обращают внимание на:

· искривление шеи;

· проводят пальпацию щитовидной железы и оценивают её:

- величину;

- форму;

- равномерность или неравномерность консистенции;

- болезненность.

 

 Лицо

Важное диагностическое значение имеет выражение лица:

· живое;

· беспокойное;

· страдальческое;

· лихорадящее;

· лицо Корвизара;

· митральное;

· испуганное;

· микседематозное;

· акромегалическое;

· Гиппократа;

· маскообразное;

· лунообразное.

 

При осмотре лица обращают внимание на глазную щель, которая может быть:

· сужена;

· расширена.

 

Имеет диагностическое значение и осмотр век. Можно обнаружить:

· птоз;

· изменение окраски;

· отечность;

· ксантелазмы;

· ячмень.

 

При исследовании глазного яблока обращают внимание на:

· одно- или двухстороннее выпячивание;

· западение;

· резистентность.

 

  Конъюнктива по окраске может быть:

· бледная;

· желтая;

· красная;

· с кровоизлияниями.

 

Обращают внимание на цвет склер:

· желтые;

· синие;

· инъецированные сосудами.

 

При исследовании зрачков оценивают их:

· форму (круглая, в виде плюща, трилистника);

· ширину (миоз, мидриаз);

· реакцию на свет (прямая или содружественная), которая может быть сохранена или отсутствовать.

 

Исследование глазных симптомов:

· Греффе;

· Штельвага;

· Мебиуса.

 

При исследовании носа обращают внимание на:

· форму;

по форме нос может быть:

- курносый;

- орлиный;

- стиснутый с боков;

- седловидный;

- заостренный.

· изъязвление кончика;

· участие крыльев носа в акте дыхания.

 

При исследовании губ можно обнаружить:

· симметричны ли углы рта;

· расщелины губ;

· постоянно открытый рот;

· изменение цвета (ярко красный, цианотичный, бледный);

· высыпания (герпес, телеангиоэктазы, язвы);

· трещины;

· сухость;

· "симптом кисета".

 

При осмотре полости рта обращают внимание на:

· запах изо рта (кислый, гнилостный, каловый, ацетона, алкоголя, мочевины);

· наличие афт;

· пигментацию;

· пятна Бельского-Филатова-Коплика;

· кровоизлияния;

· телеангиоэктазы на слизистой полости рта.

 

 При осмотре десен диагностическое значение имеет обнаружение их:

· бледности;

· разрыхленности;

· кровоточивости;

· серой, ярко-красной или черной каймы.

 

Диагностическое значение имеет изменение зубов, а именно:

· широкие квадратные зубы;

· кариозные;

· шатающиеся;

· гетчинсоновы зубы;

· вставные;

· зубной камень.

 

 При исследовании языка обращают внимание на:

· как больной высовывает язык (свободно, мало, прямо или в сторону);

· дрожание;

· цвет (бледный, розовый, красно-синий, красный, малиновый);

· величину (утолщенный с отпечатками зубов, истонченный);

· влажность (сухой, влажный);

· обложенность налетом и цвет налета (беловатый, желтый, коричневый);

· характер и выраженность сосочков ("полированный", «географический", лейкоплакия);

· трещины;

· прикусы;

· язвочки.

                   

При исследовании миндалин оценивают:

· форму (правильная, бугристая);

· величину (выступает из-за дужек или нет);

· окраску;

· налеты;

· гнойные пробки;

· язвочки.

 

 Исследование опорно-двигательного аппарата

Жалобы

Боли в суставах, позвоночнике. Механизм возникновения:

· при воспалительных процессах освобождение биологически активных веществ и раздражение рецепторов, а также наличие воспалительного выпота в суставе;

· механическое раздражение синовиальной оболочки остеофитами;

· биохимические сдвиги в тканях.

По характеру боли могут быть:

· интенсивные;

· умеренные;

· жгучие;

· приступообразные.

По времени и условиям возникновения:

· утренние;

· вечерние

· после длительного покоя;

· связаны с ходьбой;

· связаны с длительным стоянием.

Имеет значение локализация артралгии в дебюте и динамике болезни:

· поражение мелких суставов;

· поражение крупных суставов;

· поражение позвоночника;

· острое воспаление большого пальца стопы;

· поражение плечевых суставов.

 

 Оценивая форму суставов обращают внимание на припухлость, дефигурацию и деформацию.

 Ограничение подвижности суставов - невозможность выполнения движений в суставе в полном объеме. Оно может быть:

· обратимым;

· постоянным.

Механизм обратимого ограничения подвижности:

· мышечное напряжение;

· застой в периартикулярной ткани;

· внутрисуставной выпот.

 В основе постоянной ограниченности движения лежит фиброзный или костный анкилоз.

 Своеобразное ограничение подвижности приводит к утренней скованности. Может быть повышенная подвижность.

 Нередки жалобы на суставные шумы:

· хруст;

· треск;

· скрип;

· скрежет.

Жалобы на мышечные боли могут быть:

· локальными;

· распространенными.

 Оценивают их интенсивность, продолжительность, связь с покоем или ходьбой, переохлаждением, травмой.

 Также может наблюдаться мышечная слабость. Иногда больные предъявляют жалобы на приступы похолодания и побледнения пальцев рук на холоде, после травмы, психических переживаний и могут сопровождаться болью, снижением чувствительности, покраснением.

 К жалобам общего характера относят:

· лихорадку;

· кожные высыпания.

 При сборе анамнеза заболевания обращают внимание на:

· связь с перенесенной инфекцией;

· наличие в анамнезе травмы;

· псориаз в анамнезе;

· связь с родами, инсоляцией;

· наследственная предрасположенность.

 

Общий осмотр

 Больные с патологией опорно-двигательного аппарата могут принимать вынужденное положение - придают конечности сгибательные положения "поза разгрузки".

 Осанка может быть:

· гордая;

· "поза просителя".

 

 Изменение походки при заболеваниях опорно-двигательного аппарата:

· утиная.

 

 При оценки кожных покровов можно выявить:

· эритему на носу и щеках;

· блестящую кожу;

· кератодермию;

· подкожные ревматические узелки;

· тофусы.

 

 Диагностическое значение имеет лимфоаденопатия.

 При исследовании головы и лица можно обнаружить:

· маскообразное лицо;

· периорбитальный отек и эритему;

· диффузное выпадение волос.

Актуальность темы:

 

 Знание методов сравнительной и топографической перкуссии и аускультации лёгких, владение методикой и техникой их проведения позволяет выявить симптомы заболевания органов дыхания.

 

2.  Цели практического занятия:

 

 Овладение практическими навыками обследования больного (перкуссия, аускультация легких) для выявления клинических симптомов заболеваний органов дыхания и их семиотического значения.

 

3. Задачи практического занятия:

 

3.1. Студент должен понимать:

· механизм развития основных клинических симптомов;

· взаимосвязь клинических симптомов органов дыхания с патоморфологическими и функциональными изменениями.

 

3.2. Студент должен знать:

· причины возникновения и патогенетические механизмы основных клинических симптомов при заболеваниях органов дыхания;

· семиотическое значение выявленных клинических симптомов.

3.3. Студент должен уметь:

· провести перкуссию и аускультацию легких и выявить основные клинические симптомы заболеваний органов дыхания.

4. Контрольные вопросы по смежным дисциплинам:

· Физическое обоснование метода перкуссии.

· Физическое обоснование метода аускультации.

· Какие по частоте вибрации воспринимает ухо человека?

· К каким по частоте звукам ухо обладает наибольшей чувствительностью?

5. Контрольные вопросы по изучаемой теме:

· Сравнительная и топографическая перкуссия, их цели и основные правила.

· Тупой перкуторный звук, механизм возникновения, диагностическое значение.

· Притуплённый перкуторный звук, механизм возникновения, диагностическое значение.

· Тимпанический и коробочный перкуторные звуки, механизм их возникновения, диагностическое значение.

· Металлический звук и шум треснувшего горшка, механизм возникновения, диагностическое значение.

· Изменение положения верхних границ лёгких, их диагностическое значение.

· Смещение нижнего лёгочного края вниз, диагностическое значение.

· Смещение нижнего лёгочного края вверх, диагностическое значение.

· Ограничение подвижности нижнего лёгочного края, его диагностическое значение.

· Полное прекращение подвижности нижнего лёгочного края, его диагностическое значение.

· Аускультация как метод исследования, её виды. Классификация дыхательных шумов.

· Везикулярное дыхание: механизм возникновения, его особенности, качественные и количественные изменения.

· Ослабление везикулярного дыхания, его характеристика. Основные патофизиологические механизмы его возникновения, диагностическое значение.

· Усиление везикулярного дыхания, его характеристика, диагностическое значение.

· Жесткое и саккадированное дыхание, их характеристики, механизм возникновения и диагностическое значение.

· Бронхиальное дыхание: механизм возникновения, его особенности и виды.

· Основные патофизиологические механизмы возникновения патологического бронхиального дыхания, диагностическое значение.

· Виды бронхиального дыхания, выслушиваемые над полостью, механизм их возникновения.

· Сухие хрипы, механизм их возникновения, виды, диагностическое значение, отличие их от влажных хрипов.

· Влажные хрипы, механизм их возникновения, виды, диагностическое значение, отличие их от сухих хрипов.

· Условия возникновения звучных (консонирующих) влажных хрипов, их диагностическое значение.

· Крепитация, механизм возникновения, диагностическое значение, отл ичие их от мелкопузырчатых хрипов.

· Шум трения плевры, механизм возникновения, диагностическое значение, отличие его от крепитации и влажных хрипов.

· Бронхофония, определение, механизм возникновения, её виды, диагностическое значение.

6. Содержание учебного материала:

 

· Изменения, выявленные при перкуссии легких, их диагностическое значение.

· Изменения, выявленные при аускультации легких, их диагностическое значение.

 

7. Информационные материалы:

 

Перкуссия легких

По цели перкуссии различают:

· сравнительную;

· топографическую.

 

Общие правила сравнительной перкуссии:

1. Перкуссия должна производиться в строго симметричных участках.

2. Проводится в определенной последовательности.

3. Сила перкуторного удара должна быть одинаковой.

 

Общие правила топографической перкуссии:

1. Перкуторный удар наносят в направлении от органа, дающего громкий звук, к органу,

 дающему тупой звук, или от ясного перкуторного звука к тупому.

2. Палец-плессиметр на перкутируемой поверхности должен лежать параллельно границе ожидаемой тупости.

3. Границу органа отмечают по краю пальца-плессиметра, обращенному к громкому звуку.

 

По качеству перкуторный звук над легкими может быть:

· ясный (легочной);

· коробочный;

· притупленный;

· тупой;

· тимпанический;

· "звук треснувшего горшка".

 

Топографическая перкуссия применяется для определения:

1. Верхней границы легких - высоты стояния верхушек и ширины полей Кренига.

2. Нижних границ легких.

3. Подвижности нижних краев легких (дыхательной экскурсии нижнего легочного края).

 

Высота стояния верхушек и ширина полей Кренига могут:

· соответствовать нормальным размерам;

· увеличиваться;

· уменьшаться.

 

Нижние границы легких могут:

· занимать нормальное положение;

· смещаться кверху;

· смещаться к низу.

 

Дыхательная экскурсия нижнего легочного края может:

· соответствовать нормальным величинам;

· ограничиваться;

· отсутствовать.

 

 Аускультация легких

 

 Все дыхательные шумы делят на:

· основные;

· побочные.

 К основным дыхательным шумам относятся:

· везикулярное дыхание;

· бронхиальное дыхание.

 

 Различают изменения везикулярного дыхания:

· количественные;

· ослабление (физиологическое или патологическое);

· усиление (физиологическое или патологическое).

 

Качественные: жесткое дыхание, саккадированное дыхание.

 

Бронхиальное дыхание может выслушиваться:

· только над гортанью, трахеей, в межлопаточном пространстве на уровне 3-4 грудных позвонков;

· в каком либо другом месте грудной клетки - бронхиальное дыхание – патологическое.

 

Бронхиальное дыхание над полостью может иметь два оттенка:

· амфорическое;

· металлическое.

 

Побочные дыхательные шумы

  Хрипы - это добавочные дыхательные шумы, возникающие в патологически измененных трахее, бронхах или в образовавшейся полости легкого.

 По звуковому ощущению и механизму возникновения различают хрипы:

· сухие;

· влажные.

 

 В зависимости от места возникновения различают сухие хрипы:

· свистящие;

· жужжащие.

 

 Механизм возникновения сухих хрипов:

· возникновение вихревых движений воздуха при сужении просвета бронхов;

· колебания набухшего участка слизистой бронхов;

· колебания мокроты наподобие натянутой струны.

 

Влажные хрипы

 Механизм возникновения:

· наличие в бронхах или в полости легких жидкого содержимого и прохождение через него воздуха;

· выдувание воздухом полужидкой пленки, которая лопается.

 В зависимости от калибра бронхов, в которых возникают хрипы, их делят на:

· мелкопузырчатые;

· среднепузырчатые;

· крупнопузырчатые.

 

 По звучности влажные хрипы разделяют на:

· звучные;

· незвучные.

 

 Крепитация – возникает в альвеолах, при наличии в них небольшого количества секрета и возможности поступления воздуха. Слышна на высоте вдоха.

 

Шум трения плевры

 В физиологических условиях во время акта дыхания скольжение висцеральной плевры по париетальной происходит бесшумно.

 

 Механизмы возникновения шума трения плевры:

· патологические изменения поверхности плевры.

 

Бронхофония

 

Бронхофония - проведение голоса с гортани по воздушному столбу бронхов на поверхность грудной клетки, определяемая методом аускультации.

В физиологических условиях голос на поверхности грудной клетки выслушивается очень слабо и одинаково с обеих сторон. Диагностическое значение имеет усиление или отсутствие бронхофонии. Бронхофония изменяется при тех же условиях что и голосовое дрожание.

 

8. Практические навыки:

· Сравнительная и топографическая перкуссия легких.

· Аускультация легких.

 

9. Самостоятельная работа:

· Оформление фрагмента истории болезни по результатам проведенного обследования.

 


10. Литература:

Основная:

 

· Гребенёв А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. - М., 2002.

· Ивашкин В.Т., Султанов В.К. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум. - С-Пб., 2000.

· Кузнецова А.В. Схема истории болезни. - Барнаул, 2002.

 

Дополнительная:

 

· Кузнецова А.В., Ефремушкин Г.Г. - Семиотика и синдромальная диагностика заболеваний органов дыхания. - Барнаул, 2003.

 

 

Тема: Методы инструментального исследования функции органов дыхания. Общие представления

Цели практического занятия:

 Овладение на практике методикой пикфлоуметрии, расшифровки спирограмм, рентгенограмм при основных формах патологии органов дыхания.

 

3. Задачи практического занятия:

 

3.1. Студент должен понимать:

· механизмы нарушения вентиляции легких;

· взаимосвязь клинических симптомов органов дыхания с патоморфологическими и функциональными изменениями.

 

3.2. Студент должен знать:

· причины возникновения и патогенетические механизмы основных нарушений вентиляции легких;

· диагностическое значение выявленных нарушений;

· диагностическое значение рентгенологических и эндоскопических методов диагностики заболеваний органов дыхания.

 

3.3. Студент должен уметь:

· провести пикфлоуметрию и спирографию и выявить нарушения вентиляции легких;

· оценить данные рентгенологических и эндоскопических методов исследования.

 

4. Контрольные вопросы по смежным дисциплинам:

 

· Что является основной транспортной формой кислорода в крови?

· Что включает в себя внешнее дыхание?

· Какие вам известны компенсаторные механизмы при дыхательной недостаточности?

· Что является основной транспортной формой углекислого газа в крови?

· Укажите основные причины обструкции дыхательных путей.

 

5. Контрольные вопросы по изучаемой теме:

 

· Пикфлоуметрия, показания к её проведению и диагностические возможности.

· Лёгочные объёмы по данным спирограммы, их определение.

· Показатели спирограммы, отражающие интенсивность лёгочной вентиляции, их определение, диагностическое значение.

· Показатели спирограммы, отражающие механику дыхательного акта, их определение, диагностическое значение.

· Показатели спирограммы, отражающие эффективность лёгочной вентиляции, их определение, диагностическое значение.

· Спирографические маркеры нарушения вентиляции по обструктивному типу. Критерии обструкции на уровне мелких, средних и крупных бронхов.

· Спирографические маркеры нарушения вентиляции по рестриктивному типу.

· Рентгенография и томография лёгких, их диагностические возможности.

· Компьютерная и магниторезонансная томография лёгких, показания к их проведению.

· Бронхография: показания и противопоказания к её проведению, диагностические возможности.

· Бронхоскопия: показания и противопоказания к её проведению, диагностические возможности.

· Радионуклидное сканирование лёгких: показания и противопоказания к его проведению, диагностические возможности.

· Ангиопульмонография: показания и противопоказания к её проведению, диагностические возможности.

 

6. Содержание учебного материала:

· Пикфлоуметрия, диагностические возможности.

· Спирография, основные показатели, отражающие нарушения вентиляции легких, их диагностическое значение.

· Рентгенологические и эндоскопические методы исследования органов дыхания, их диагностические возможности.

 

7. Информационные материалы:

Внешнее дыхание – совокупность физиологических процессов, протекающих в легких и обеспечивающих нормальный газовый состав артериальной крови.

 

 Основные методы оценки внешнего дыхания:

· спирография;

· спироанализ (пневмотахография);

· пикфлоуметрия.

 

Основные показатели функции внешнего дыхания

Статические объемы

· Жизненная емкость легких (ЖЕЛ, VC) – это разница легочного объема при состоянии полного выдоха и полного вдоха. Она включает в себя дыхательный объем, резервный объем вдоха и резервный объем выдоха.

· Резервный объем выдоха (РОвыд, ERV) – это максимальный объем, который может выдохнуть обследуемый, начиная с уровня функциональной остаточной емкости легких (ФОЕ, ERC).

· Резервный объем вдоха (РОвд, IRV) – это объем, который способен вдохнуть исследуемый после среднего спокойного вдоха.

· Емкость вдоха(IC) – это максимальный объем, который способен вдохнуть исследуемый от уровня ФОЕ, он равен сумме ДО и РОвд.

· Дыхательный объем (ДО, VT, TV) – это объем газа, который вдыхается и выдыхается во время дыхательного цикла при спокойном дыхании.

· Функциональная остаточная емкость (ФОЕ, ERC) – это объем газа в легких и дыхательных путях после спокойного выдоха. Это сумма РОвыд и ОО.

· Остаточный объем (ОО, RV) – это объем газа, который остается в легких по окончании полного выдоха.

· Общая емкость легких (ОЕЛ, TLC) – это объем газа в легких по окончании полного вдоха.

 

Динамические объемы

 

· Форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ) - это объем газа, выдыхаемого после полного вдоха во время экспираторного маневра.

· Форсированный экспираторный поток за 1 секунду (ОФВ1, FEV1) - это объем газа, выдыхаемый за первую секунду после начала маневра ФЖЕЛ.

· Индекс Тиффно - наиболее информативный показатель форсированного выдоха. Рассчитывается как отношение ОФВ1/ЖЕЛ.

· Пиковая экспираторная объемная скорость (ПОС, PEF) - это максимальный поток во время маневра измерени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.182 (0.465 с.)