Из постановления совещания епископов Поместного Собора рпц 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из постановления совещания епископов Поместного Собора рпц



26 февраля (11 марта) 1918 г.

Ст. 7. СЛУШАЛИ: Предложение Его Святейшества [Патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина)] обсудить вопрос о совершении чинопоследования Пра­вославия в неделю первую Великого Поста1, где некоторые места требуют исправления или опущения, а в некоторых частях требуются, применительно к переживаемым Цер­ковью обстоятельствам, и дополнения.

По довольном обсуждении ПОСТАНОВИЛИ: В чине последования в неделю Православия первые десять анафематствований оставить без изменений, одиннадцатое («помышляющим, яко православные государи») выпустить2, - двенадцатое оставить без изменения, после которого добавить новое: «Глаголющим хульная и ложная на Свя­тую Веру нашу и Церковь, восстающим на святые храмы и обители, посягающим на церковное достояние, поношающим же и убивающим священники Г осподни и ревнители веры отеческия, анафема, трижды3». При возглашении «вечной памяти» выпустить поименное перечисление государей, начиная с Петра I, так как в предшествующем стихе «вечная память» возглашается «всем от рода царей... преставившимся»4. Возглашение «вечной памяти» усопшим патриархам и епископам православным оставить без из­менения5... - Первое, второе и третье многолетствования опустить6 и начинать много-летствования так: «Великому господину нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону, многая лета, трижды». Следующее возглашать: «Святейшим Патриархом»7, причем многолетствовать их поименно, третье - «[Епархиальному] Преосвященному (имя рек), многая лета, трижды»; четвертое: «Преосвященным православным митрополитом», после какового возглашается: «Христианского благочестия ревнителем и защитником Христовой Церкви, и всем православным христианам, многая лета, трижды»8. Опустить: «Благоверным9, правительствующему Синклиту10» и т[ак] flfanee]11. Во всем прочем чинопоследование сохранить в прежнем виде. Порядок анафематствований, возглашений вечной памяти и многолетствовании прилагается при сем12.

[Подписали:] Председатель Совещания Патриарх Тихон [(Белавин)]; Секретарь Серафим Е[пископ] Челябинский [(Александров)]13.

ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 625. Л. 5-5Q6. Машинопись. Заверенная копия.

1 Чинопоследование Православия (торжества Православия) совершается в первое воскре сенье (или, что по церковно-славянски то же - в первую неделю) Великого поста. В этот день про водится особое богослужение, в котором, в частности, различным еретикам произносится анафема. В 1918 г. празднование недели Православия приходилось на 11 (24) марта.

2 Одиннадцатое анафематствование гласило: «Помышляющим, яко православные государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании [на Царство] дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания в них не изливаются, и тако Дерзающим противу их на бунт и измену, анафема (слово «анафема» поется трижды)» (Последова- "ие в неделю Православия. Л. 30-31).

Последний раз это анафематствование прозвучало (причем едва ли не во всех православных Церквах Российской империи) буквально накануне Февральской революции - 19 февраля 1917 г.: в этот день праздновалось «Торжество Православия».

3 Слово «анафема» возглашается трижды.

4 Дословно в чине содержится следующее: «Благоверному и равноапостольному великому князю Владимиру, благоверной великой княгине Ольге, и прочим благоверным царем и великим князем, царицам и великим княгиням, и всем от рода царей и великих князей российских прес- тавлыпимся, вечная память, трижды» (Там же. Л. 33).

Отдельно поименованы Владимир Святославич (в крещении Василий) (7-1015 г.) - великий князь Киевский и его мать Ольга (в крещении Елена) (7-969 г.) - великая княгиня Киевская: за кре­щение Руси и проповедь христианства они причислены Православной церковью к лику святых в чине равноапостольных.

5 Православные вселенские и российские патриархи, митрополиты, архиепископы и еписко пы в чине «Торжества Православия» поминались без поименования (т. е. без имярек).

6 До Февральской революции многолетствование начиналось с царствующего императора (имярек). Во вторую очередь поминались царствующая (и вдовствующая) императрица (имярек), наследник Российского престола (имярек) и весь царствующий дом. В третью очередь многолет- ствовался Святейший правительствующий синод (Там же. Л. 36-38).

7 То есть патриархам Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалиме кому. До Февральской революции патриархи многолетствовались без их поименования (Там же. Л. 38).

8 Данный пункт многолетствования отсутствовал в прежнем чине.

9 То есть членам Царского Дома.

ю То есть членам царского правительства.

1 Полностью этот пункт многолетствования звучал так: «Благоверным, правительствующему синклиту, военачальником, градоначальником, христолюбивому воинству и всем православным хрис тианам, право содержащим спасительную веру и повинующимся Христовой Церкви, подаждь, Госпо ди, мир, тишину, благоденствие, изобилие плодов земных и многая лета, трижды» (Там же. Л. 38-39).

Е Публикуемое постановление Совещания епископов было зачитано на заседании Священ ного (Поместного) собора РПЦ 27 февраля (12 марта) 1918г. Постановлением Собора данный до кумент был принят «к сведению» (ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 290. Л. 23-25об.).

Б Подписи иерархов подлинные, сделаны чернилами. Внизу подписей надпись, сделанная рукой Серафима: «Копия с подлинным верна. Епископ Серафим».

№ 679. Обращение членов редколлегии газеты «Сибирский свет»1 к правос­лавным жителям Томской губернии2

1 марта 1917 г.

Возлюбленной пастве московской от Господа мир и благословение.

Отлучаясь еще на некоторое время, долгом пастырским поставляю опять сказать несколько слов предохранения возлюбленной о Христе пастве московской.

Бога бойтесь и Царя чтите. Бога бойтесь, верьте Его слову. Надейтесь на Него Од­ного и любите Его всем сердцем. Больше родного отца, больше матери любите Г оспода Бога. Любите Его больше сына или дочери; любите Г оспода больше золота и серебра, и больше всякого имения. Почитайте Царя как Помазанника Божия, о котором Г осподъ ска­зал: «не прикасайтеся помазанным Моим» [Пс. 104, 15]. Повинуйтесь поставленным от Него властям. Власть установлена от Бога. Во всей вселенной существует власть. Есть власть на небе у ангелов: там есть Архангелы, Престолы, Власти3. Есть власть и в царстве животных, в стадах животных, в стаях птиц, в ульях пчел. Даже в аду есть власть. Без власти не может существовать никакое общество. Противящийся власти Божию повеле­нию противится, а противящиеся приимут себе грех. Хочешь ли не бояться власти? Благое твори, и будешь иметь похвалу от нее. А если делаешь зло, то бойся, ибо начальник не напрасно меч носит [Рим. 13, 2-4]. Итак, повинуйтесь властям.

Бога бойтесь, Царя чтите, а с мятежниками не сообщайтесь: таковых много разве­лось на Русской земле. Они снуют среди народа, чтобы обольщать его разными несбы­точными обещаниями. Не слушайтесь их. Будьте благоразумны: не позволяйте обмануть себя. Мнимые народники обещают водворить в стране мир, а поселяют в ней волнения, лишающие народ спокойной жизни. Они обещают водворение порядка, а водворяют нестроение, поставляя для богоучрежденной власти препятствия к отправлению ею своих обязанностей, обеспечивающих порядок.

Они могут привести страну в такое состояние, что ей грозить будет опасность от без­началия, когда ни в селе, ни в городе не будет возможности поставить начальника. Может наступить такое время, когда жители деревни, выбравши из среды своей старшину, скажут ему: будь нашим начальником, а он ответит: нет, изберите другого, а я боюсь крамолы. Тогда семеро ухватятся за одного отрока и скажут: будь хотя [бы] ты нашим начальником. А сей ответит: хорошо, повинуйтесь мне, идите за мной, - и пойдут все на погибель. Тогда, изну­ряемые голодом от прекращения работ, придут и скажут распорядителю работ: дай нам ра­боту, чтобы выработать нам хлеба для себя и голодных детей наших; а он скажет им: не могу дать вам работу, ибо крамола грозит мне огнем, если я допущу вас в рабочий дом. А когда не станет ни власти, ни труда, тогда жизнь в стране остановится: не слышно будет звука молота и удара молотилок; остановится колесо; заржавеют соха и борона, не станет пар работать и прекратится движение машин. На улицах не видно будет блюстителей порядка; невозможно будет ни пройти, ни проехать безопасно: в городе - денной и ночной грабеж, и некому будет спасать от этого. Не придется ли тогда и нам поступать так же, как сделали некогда наши предки, пославши к варягам послов просить к себе начальников4. Но может случиться нечто худшее этого: варяги сами придут к нам, незваные, как некогда приходили монголы, и, пользуясь междоусобием, овладеют нашей страной. И будут водворять в ней порядок по-своему. Да сохранит нас Бог от этого!

Итак, что же нам делать?

Обратимся к Богу с молитвой и покаянием, как молились и каялись наши предки во времена лихолетья. Не за грехи ли наши посылает нам Господь напасти?

Опомнись же, русский народ, встань на охрану устоев земли, как защищали их предки в старые времена.

Объединись, русский народ, около святой Церкви, под руководством ее добрых пас­тырей, в послушании уставам церковным. Сплотись около престола Царского, под пред­водительством верных слуг Царевых, в повиновении Богом учрежденной власти.

Спасение нашей страны в святой Церкви; она может дать мир чадам своим, если они будут слушать голос ее: она защитит их молитвою своею, она оградит их уставами своими.

Будем избегать разделений и раздоров церковных и общественных. Объединимся около нашего Державного Царя православного! Станем на защиту богоучрежденной власти, от Государя поставленной!

Будем каяться в грехах наших: пусть одни из нас каются в грехе отступления от Бога, отпадения от Церкви. Другие да приносят покаяние в грехе идолопоклонства - в пок­лонении золотому тельцу и мамоне - богу богатства, с отступлением от Бога Спасителя. Будем умолять Милосердого о прощении: согрешихом, беззаконновахом, неправдо-вахом пред Тобою. Но не предаждь нас до конца, отцев Боже!5

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое!6

Сибирский свет. Томск, 1917. № 48. С. 2-3.

1 Краткая информация о газете, содержащаяся в ее колонтитулах: «Сибирский свет. Первая вечерняя ежедневная общественная, литературно-политическая газета. Томск. Редактор - В.В. Невский. Издатель - Р.М. Копылов».

2 Незадолго до Февральской революции, 21 января 1917 г., в еженедельном журнале «Моско вские церковные ведомости» (М., 1917. № 3-4. С. 33-35) было напечатано «Архипастырское пос лание» к пастве митрополита Московского и Коломенского Макария (Парвицкого-Невского). С нез начительными сокращениями оно было помещено 30 января в светской ежедневной газете «Сибирс кий свет» (Томск, 1917. № 25. С. 2).

В разгар революционных событий в Петрограде, 1 марта 1917 г., на страницах «Сибирского све­та» названное послание митрополита Макария (с 1891 по 1912 гг. - епископа, архиепископа Томского) было помещено целиком. Появление его в революционные дни можно расценить как обращение к жителям Томской губернии не самого митрополита Макария, а группы мирян - членов редколлегии правой газеты. Но обращение мирян было облечено в форму ранее опубликованной проповеди авто­ритетного иерарха РПЦ. Утверждать это позволяет тот факт, что проповеди самого митрополита Ма­кария в период февраля-марта 1917 г. были аполитичного, религиозно-нравственного содержания и посвящены, например, читанным в те дни на богослужениях отрывкам Евангелия (Московские цер­ковные ведомости. М., 1917. № 11-12. С. 92-94: № 7-8. С. 51-53, 53-57). Местный архиерей - епископ Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) также занимал достаточно аполитичную позицию, не выражая публично своего мнения и каких-либо эмоций о совершившейся революции.

Исходя из содержания приводимого ниже послания, его целью являлся призыв к пастве объеди­ниться вокруг Царя и Православной церкви. Не дождавшись в первые дни Февральской революции под­держки падающей монархии со стороны пастырей РПЦ, редколлегия газеты решила сама, из своего ар­хива опубликовать «нужные» в тот момент для право-консервативных членов общества слова.

3 Перечисляются названия ангельских чинов. См. Словарь церковных терминов (Приложение I).

4 Речь идет о легендарном летописном рассказе призвания варягов, о т. и. норманнской тео рии возникновения Древнерусского государства. Однако эта теория, созданная немецкими истори ками Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, в историографии признана научно несостоятельной (см., нап ример: История России (IX - XX вв.). Тексты лекций для студентов всех специальностей / Отв. ред. А.П.Зиновьев. М., Государственный университет управления. 2001. С. 28-29).

5 Перефразирован один из стихов богослужебного канона преподобного Андрея Критского, читаемого в определенные дни православного Великого поста: с понедельника по четверг 1-й не дели, а также в четверг 5-й недели.

6 Приведены начальные слова из богослужебного песнопения «Тропарь Кресту и молитва за Отечество».

№ 680. Телеграмма М.В. Родзянко дворянства Казанской губернии

5 марта 1917 г.

Пг. Председателю Государственной Думы.

Казанское дворянство приветствует новое конституционное правительство, верит и на­деется, что оно во главе с монархом приведет великую Россию к светлому будущему, безус­ловной победе над упорным врагом и водворит спокойствие и порядок в народную жизнь. Губернский предводитель дворянства Сергей Толстой-Милославский. РГИА. Ф. 1278. On. 54. 1917. Д. 1272. Л. 12. Подлинник.

№ 681. Письмо членам Св. синода Одесского Союза русских людей1

9 марта 1917 г.

Святейшему Правительствующему Синоду.

Ваше Святейшество.

Боголюбивые Отцы и Архипастыри!

Возвысьте Ваш голос: просите Государственную Думу и Временное Правительство не насиловать народной совести случайным большинством Учредительного Собрания. Пусть русский православный народ всенародным голосованием (плебисцитом) выразит сначала свою волю, чему быть, Царю или Республике. Ведь только один русский православный народ, собиратель земли, имеет на это право, а Учредительное Собрание должно иметь одну задачу: опираясь на выраженную уже волю русского народа, выработать новые основные законы.

Председатель Союза Ив[...]2.

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 69. Рукопись.

1 Одесский Союз русских людей (руководитель - Н.Н. Родзевич), создав филиалы в ряде городов и сел южных губерний страны, имел всероссийскую значимость (Кирьянов Ю.И. Указ. соч. С. 6-7; Политические партии России. С. 511).

2 Часть подписи в источнике неразборчива. Осенью 1916г., после призыва Н.Н. Родзевича в действующую армию, пост председателя Одесского губернского отдела Союза русских людей за нял И. Амосов (Переписка правых и другие материалы об их деятельности в 1914-1917 гг. / Публ. Ю.И.Кирьянова//Вопросы истории. М., 1996. № 10. С. 143).

№ 682. Письмо архиепископу Никону (Рождественскому)1 студента Томского университета И.А. Зимина

15 марта 1917 г.

Ваше Высокопреосвященство, Преосвященнейший Владыко! Обращаюсь к Вам с просьбой разъяснить мне, как нужно смотреть на все совершившееся в нашем государстве. Во-первых, меня волнует вопрос, каким образом духовенство всей России, так сильно отстаивавшее самодержавие, теперь же признает Временное правительство и поминает его в своих молитвах. Как объяснить такую перемену во взгляде на образ правления? Сегодня духовенство молится за [императора] Николая, завтра за новое правительство и т. д. Что за зависимость церковных взглядов от власти? Не доказывает ли это отсутствие своих личных убеждений среди духовенства? Неужели духовенство не знало, что за самодержавием скрывался [Г.Е.] Распутин? По-моему, это не могло быть. Во-вторых, почему это духовенство всегда старалось приладиться к духу власти. Куда исчезли ревнители первых золотых веков христианства? Или Церковь заблудилась? Но нет, это не может быть. Я верю. Потом, необходимо ли разделение Церкви от государства? И наконец, какие задачи стоят сейчас перед духовенством в свободной России? Не является ли завоеванная свобода - образом свободы первых христианских веков? Я обращался здесь к компетентным лицам, но они не удовлетворительно говорили мне. К Вам я обращаюсь, потому что я давно Вас знаю как архипастыря и редактора «Троицкого Слова»2, которое я часто читал. Глубоко из­виняюсь за беспокойство, но не мог умолчать как верующий христианин, ибо теперь настали времена говорить и защищать Истины православия. Мне многие задают выше указанные вопросы и, конечно, моими скудными ответами не удовлетворяются.

Покорнейше прошу Ваше высокопреосвященство не отказать мне ответить и ука­зать подходящую литературу по этим вопросам.

Прошу Вашего благословения и молитв.

Студент И.А. Зимин. Адрес мой: г. Томск. Университет. Студенту И.А. Зимину. P.S. Если вздумаете оглашать содержание моего письма, то покорнейшая просьба не сообщать моей фамилии. А впрочем, как хотите. Извиняюсь за резкие выражения.

НИОР РГБ. Ф. 765. К. 8. Д. 74. Л. 1-1об. Рукопись. Подлинник.

1 Архиепископ Никон ранее, в 1904 году, с 14 марта по 8 ноября являлся викарием Влади мирской епархии, епископом Муромским, после чего был назначен четвертым викарием Моско вской епархии, епископом Серпуховским, а 13 декабря того же года переведен на должность третьего викария той же епархии. С 22 апреля 1906 г. Никон - епископ Вологодский и Тотемский. В 1907 г. он был избран членом Государственного Совета. С 1911 г. - в сане архиепископа. 29 мая 1912 г., по болезни, Никон был уволен от управления Вологодской епархией с назначением чле ном Св. синода. 4 апреля 1913 г. он назначен председателем Издательского совета при Св. сино де и 6 июля 1916 г. по своему прошению уволен с этой должности (Состав Святейшего Синода... на 1917 год. С. 334-335). В 1916 г. владыка Никон вышел за штат и проживал на покое в Свято- Троицкой Сергиевой лавре.

2 «Троицкое Слово» - еженедельный религиозно-нравственный и церковно-общественный жур нал, издававшийся Свято-Троицкой Сергиевой лаврой в 1910 -1917 гг. Главным редактором являлся епископ (с 1913 г. архиепископ) Никон (Рождественский) (АндреевГЛ. Указ. соч. Т. 2. С. 163).

№ 683. Письмо членам Св. синода группы православных христиан1

Март 1917 г.

Мы православные христиане, усерднейше просим разъяснить нам в газете «Русское Слово» что означает в предстательстве пред Господом Богом присяга, данная нами на верность Царю Николаю Александровичу? У нас идут разговоры, что ежели эта присяга ничего не стоит, то ничего не будет стоить и новая присяга новому Царю.

Так ли это, и как надобно все это понимать? Мы обращались за разъяснением к своему брату умному человеку, но он нам прислал ни два ни полтора, что вы сами увидите из писем этого человека2 которые посылаем ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ в суждение.

Нам желательно не самим решить это дело, как нам советует наш знакомый человек а СИНОДОМ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИМ, чтобы все это понимали как надо понимать без разногласия. Потому что от разногласия жить стало нельзя и нету никакого порядку. Жиды говорят что присяга ерунда и обман, что можна и без присяги, попы молчат, а миряне каждый посвоему, а это не годится. Опять же стали говорить что Бога нету совсем а церкви скоро закроются по ненадобности. А мы по своему думаем зачем же закрывать иному при церкви жить лучше. Теперь сничтожили Царя плохо стало, а ежели прикрыть церкви еще хуже того будет, а нам нада чтобы лучше было. Потрудитесь нам СВЯТЕЙШИЕ ОТЦЫ НАШИ разъяснить для всех одинаково как быть с старой присягой и с той которую принимать зас-тавют? Которая присяга должна быть милее Богу первая аль вторая? Потому как Царь не помер а живой в заточении, находится. И правильно ли что все церкви по закроются? Г де же нам тогда молится Господу Богу? Неужто идти к жидам в одну компанию и с ними молится? Потому как теперь вся ихняя стала власть и которою они над нами бахвалются. Ежели эдак все будет и дальше то это не хорошо, и мы очень недовольны.

Православные христиане.

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. У стол. Д. 54. Л. 128. Машинопись. Подлинник.

1 Стиль и пунктуация приводятся в соответствии с источником. Выделения в тексте сделаны авторами послания, которые, судя по тексту письма, были малограмотными. Наиболее вероятная сословная принадлежность авторов - крестьяне.

2 Личность упоминаемого человека установить не удалось.

№ 684. Письмо группы православных граждан Всероссийскому съезду право­славного духовенства и мирян1

7 июня21917 г.

Москва. Всероссийскому церковному съезду.

Просим Съезд обратить внимание на то, чтобы службы в наших православных церк­вах, главным образом приходских, отправлялись истово, придерживаясь устава3. Затем поддержите православно-русские устои, но не делайте больших уступок раскольникам4, настаивайте на то[м], чтобы у нас было опять царское правление и боритесь с революци­онерами, а не шлите им свои приветствия.

Вся ответственность в государстве] будет на церк[овном] съезде.

Православные.

НИОР РГБ. Ф. 60. К. 6. Д. 5. Л. 1-1 об. Рукопись на бланке почтовой карточки.

1 Съезд работал с 1 по 12 июня 1917 г. в Москве.

2 Письмо без даты, но на почтовом штемпеле хотя и не четко, но просматривается: 7.6.17.

3 Имеется в виду церковный устав о порядке и образе совершения богослужений (см. под ровнее: Полный православный богословский энциклопедический словарь... Т. 2. С. 2159, 2210).

4 По-видимому, подразумеваются старообрядцы.

№ 685. «Обращение к пастырям и наставникам всех стран и всех религий, име­нующихся христианскими» жителя г. Самары С. Александрова (3-нюк)1

Ноябрь 1917 г.

Ко всем вам, пастыри и наставники, обращаюсь я, будучи членом христианской все­мирной, всегда свободной церкви.

Обращаюсь к вам после некоторого освобождения ваших церквей от власти, опеки и союза павших монархий, от которых вы не могли и не хотели сами освобождаться, и даже были в ра­болепном союзе с ними, часто преследуя, предавая и отлучая от церквей своих тех членов, кото­рые не хотели служить двум господам - Богу и мамоне, и служили одному - Христу Богу.

Но свободные ли ваши церкви сейчас, когда, лишившись своих союзников в лице старого князя мира сего, вы поспешили войти в союз другого сильнейшего, нового князя сего мира? Вчера только вы освящали самодержавных царей, внушали народу о их свя­щенном Богопомазании, а сегодня вы уже освящаете новую власть вчера бывших бунта­рей и крамольников, и опять говорите: «Несть власти, аще не от Бога» [Рим. 13, 1]. Но скажите же вы, добрые пастыри, когда вам надо верить, которая была настоящая власть от Бога, а которая от дьявола?

По всему видно, что по-вашему та от Бога власть, у которой больше физической силы, поэтому если Россию завоюет Вильгельм2, то и его власть вы, наверное, объявите властью Божьей. Когда же вы, Христовы пастыри и наставники, порвете свой союз со всеми князьями мира сего и войдете в союз с Христом Богом?

Когда вы признаете и другим посоветуете признать вечную и единую власть Хрис- та-Бога и скажете: «Не должно служить и повиноваться власти людской более, нежели власти Божией», власти общеизвестной и понятной всем, ибо закон ее написан в сердце и совести каждого человека?

Когда же вы перестанете освящать и оправдывать власть князей мира сего, всегда порабощающих мирные народы под разными именами и предлогами. Когда же вы осу­дите их преступления, войны и другие насилия над людьми. Когда вы перестанете прикрывать все эти человекоубийства Христовой верой, кощунствовать и распинать Христа в себе и в мире. Когда же вы заглянете наконец в свою совесть и сознаете себя виновниками совершающихся международных войн и распрей; когда перестанете про­поведовать каждый свою церковь, выдавая ее за единую истинную, которых насчиты­вается тысячи все единых и истинных?3

Не вы ли разжигали этот огонь человеконенавистничества и взаимного истребления во славу своих церквей, своих богов. Вместо того, чтобы исповедовать и проповедовать одну вечно сущую церковь Христа и один закон. Его - совесть каждого человека, вы сеяли вражду и разделения из-за мертвых своих обрядов и букв. Церкви свои вы всегда защищали лишь ложью и насилием, оружия же Истины и Любви Христовой вы не знали, как мало знали того Бога, который не в силе, а в правде. И младенцам ясное Евангелие Христа вы сделали ту­манным для всех бесконечными своими толкованиями и извращениями, вселив в него вместо духа Христова мира и любви дух разделения, смерти и злобы.

Христос учил не клясться ничем, ни небом, ни землею, а вы допускали клятву самим Евангелием. Он учил: не только не убивайте друг друга, но и не злитесь ни на кого, а говорите: на войне и по суду можно убивать и даже назвали организованное и массовое убийство Богоугодным, а его участников Христолюбивым воинством. Христос говорил: «нет больше любви, как душу свою положить за друзей своих» [Ин. 15, 13], то есть подк-ладывая себя за другого; а вы говорите: «кто больше других чужих душ положит, тот войдет в Царствие Божие».

После этого, что же вы по сравнению с древними инквизиторами, убивавшими еди­ничные жизни для спасения душ, которые может действительно не знали, что творили, искренно полагая, что служат Богу, а вы теперь, все духовные наставники бесчисленных вер, неужели сейчас не знаете, что творите в этом 20 веке с его культурой и историей двухтысячелетнего христианского движения и вашими богословскими науками и еван­гельскими толкованиями? Чем же вы отличаетесь от древних инквизиторов, не являетесь ли вы все самыми современными и совершенными инквизиторами, натравливая и благос­ловляя целые народы друг на друга; целые нации и миллионы людей - братьев своих вы предаете в жертву своему неутолимому Богу Смерти, имя которого вы прикрываете то Царем, то Отечеством, то свободой народов.

Горе, горе соблазнившему одного из малых сих, лучше бы ему не родиться и повесить камень на шею и утопиться, говорит Христос [Мк. 9, 42]. А вы соблазняете целые народы, ведя их к смерти духовной и телесному самоистреблению. Обращаюсь к вам от глубины своей души и веры в христову силу, которая и дьяволов должна обратить в сынов света.

Неужели у вас вытравлено из сердца и души все святое, все человеческое, что вы и те­перь перед концом века сего не очнетесь перед ужасными плодами своих дел! Неужели мало вам еще неописуемого страдания людей, мало крови, мало слез, мало гор костей и трупов, мало костылей, мало калек, изуродованных друг другом, обезобразивших свой образ Богочело-веческий! Мало вам еще ненависти, проклятий и стонов, мало вдов, мало голодных, мало сирот-малюток, мало разврата и проституток, мало кощунства на Христа, на Бога, будто допускающего войны и жаждущего страдания человеческого, мало этой хулы на Духа святого, которая не простится без покаяния; и если же вам всего этого мало, и вы говорите, что все это нужно для искупления вашему Богу, то знаете ли вы, что такой ваш Бог - не Бог мира, жизни и любви, а Бог вражды, смерти и злобы, и имя его - Дьявол, и вы его сыны и слуги.

Опомнитесь же, братья-пастыри и наставники, и сделайтесь достойнее и честнее своих союзников старых и новых правительств, которые, несмотря на свое безверие, поддерживают вас в своих целях обмана народа! Порвите же с ними союз и не бойтесь выступить перед людьми со своим покаянием и обличением своих союзников, и призва­нием всех людей к миру и Богу, ибо как никто больше вас не виноват в войнах и неверии, так и никто больше вас не мог бы приблизить мир4 к миру и Богу, если бы вы только захотели этого. Одумайтесь и сжальтесь, братья-пастыри и наставники, над всем че­ловечеством, над страданиями ближних, над страданиями всего мира5; подумайте же на­конец и сжальтесь о неизбежных страданиях души своей, пора и вам почувствовать уже приближение Суда Божьего. Время близко при дверях, смотрите, как бы не опоздать вам6. Объявите громогласно всем людям, что они по вашему неведению Христа и Его Истины введены вами в ужасное заблуждение, допустив себя до такого сверхзверского состояния и братоубийства, не отрекаясь на словах от христианства, тогда как христианин не может не то что воевать, но и злиться даже на ближнего своего. Просите же прощения у народа за вольные и невольные свои обманы и соблазны, и просите всех людей простить скорее друг другу и кончить вражду и войны навсегда. Вспомните же хоть раз искренно о Новом Завете Того, Кем вы лишь слепо прикрывались, и вам легко станет разрешить тяжесть свою и общую, наложенную на всех нас Ветхим Законом Моисея «око за око» [Лев. 24, 20; Мф. 5, 38], а Христос говорит всем: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас. Да будете сынами Отца вашего небесного: ибо Он повелевает солнцу своему всходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» [Мф. 5, 44~45]7.

Поспешите же сами добровольно сбросить с себя положение посредников и наставни­ков, не встречающих уже ни любви, ни дружбы, ни доверия у тех, кого вы учите и наставля­ете; не доводите же себя с своими церквями до такого же позорного падения, какое потерпело самодержавие царей и терпят новые правительства, не слушающие голоса народа. Вос­пользуйтесь их трагическим примером, если вы хоть немного меньше ослеплены и развра­щены, чем были все цари и властители.

Покайтесь, сознайтесь же в своих заблуждениях, и сделайтесь достойными друзьям» и служителями Истины, а не волками в овечьей шкуре, как на вас смотрят уже многие, мио-


388

гие и многие, освобождающиеся от суеверий люди. Пока не поздно, признайте единую веру и власть Христа Бога, живущую в сердцах всех людей и ее одну проповедывайте, ибо она лишь приведет всех людей к истинной Свободе, Равенству и Братству, и только тогда настанет действительный мир и благоволение на земле, о котором говорил Христос: «МИР МОЙ ДАЮ ВАМ НЕ ТАК, КАК МІР ДАЁТ»8 [Ин. 14, 27].

С. Александров (3-нюк). ГАРФ. Ф. Р-4652. On. 1. Д. 1. Л. 209, 210.

Типографская печать на разворотном листе; 2 экз.

1 В части подписи под «(3-нюк)», вероятно, обозначен псевдоним автора обращения.

2 Вильгельм II (Фридрих-Вильгельм-Виктор-Альберт) Гогенцоллерн (1858-1941 гг.) - импе ратор Германский и король Пруссии (1888-1918 гг.), двоюродный брат жены Николая II императ рицы Александры Федоровны.

3 Далее в источнике выделено петитом.

4 В источнике - Міръ.

5 То же.

6 Свободный пересказ евангельских слов [Мф. 24, 33] и [Мф. 25, 1-12].

7 Выделено С. Александровым.

8 Выделено С. Александровым.

№ 686. Обращение в Совет солдатских и рабочих депутатов солдата 5-й армии

Ивана Колосова

26 июня 1917 г.

В СОВЕТ СОЛДАТСКИХ И РАБОЧИХ ДЕПУТАТОВ

Товарищи.

Позволяю себе одной нескромной просьбой напомнить Вам. Все наши политические борцы за свободу освобождены1, но есть у нас до сих пор забытые, об которых никто не хочет сказать правды, я назову пока двоих. Это те два, не из мирян светских, а из духовного звания. Один есть популярный [и] всеми любимый ученый - магистр богословия, преосвященный владыка Сергий (в мире Тихомиров2) - ныне находится миссионером в Токио (Япония). Это тот первый светильник слова Божия, который был приглашен рабочими Путиловского завода3 в 1905 г. отслужить панихиду по расстрелянном блаженной памяти борце за свободу Лейтенанте Шмидте4, и за это его хотели лишить апостольского [епископского] сана. Второй есть епископ Антонин5, который первый в 1905 году с амвона в Божьем храме не признал самодержавие6 - за это был уволен на покой, и до сих пор не имеет [епископской] кафедры. Оба эти владыки еще сравнительно молодые и талантливые епископы, о которых прошу напомнить кому следует.

Солдат 5 армии7 Иван Колосов.

P.S. Епископ Сергий в то время был ректором Петроградской Духовной академии - любимый всеми студентами.

РГИА. Ф. 797. On. 86. Ш отдел. Vстол. Д. 12. Л. 108. Машинопись. Заверенная копия.

1 По амнистии, объявленной Временным правительством 5 марта 1917г. (Вестник Временно го правительства. Пг., 1917. № 1 (46). С. 1; Петроградские ведомости. Пг., 1917. № 39. С. 1).

2 Епископ Токийский и Японский Сергий (Тихомиров). Родился в Новгородской епархии, в 1871 г. ипи в 1871 г. В 1892 г. поступил в С.-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1896 г.


с ученой степенью кандидата богословия. Тогда же назначен инспектором С.-Петербургской духовной семинарии. С 1899 г. Сергий - ректор СПб. духовной семинарии, архимандрит. В 1905 г. ѵ пісржден в сте­пени магистра богословия и назначен ректором С.-Петербургской духовной академии. 6 ноября 1905 г. Сергий Тихомиров возведен в сан епископа Ямбургского, третьего викария столичной митрополии. С 21 марта 1908 г. по 29 мая 1912 г. он - епископ Киотоский, помощник начальника Японской духовной миссии, после чего до 1940 г., вплоть до своего увольнения на покой, являлся начальником Российской духовной миссии в Японии. В 1902 г. Сергий Тихомиров был награжден орденом св. Анны 2 степени, в 1905 г. - орденом св. Владимира 4 ст., а в 1913 г. - орденом св. Анны 1 ст. (см.: Состав Святейшего Си­нода... на 1917 год. С. 326-327; Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий, смотрителям духовных училищ и их помощникам, монашест­вующим преподавателям духовных семинарий и училищ и священнослужителям при наших заграничных церквах на 1912г. СПб., Синодальная типография. 1912. С. 153; Акты святейшего Тихона... С. 950).

3 Путиловский завод основан в Санкт-Петербурге в 1801 г. В 1905 г. завод являлся центром так называемой Путиловской стачки, начавшейся 3 января и длившейся более двух недель. Пово дом к ней послужило увольнение в декабре 1904 г. четырех рабочих. С 8 января забастовка пере росла во всеобщую Петербургскую стачку.

4 Лейтенант П.П. Шмидт вместе с тремя моряками-черноморцами за организацию в ноябре 1905 г. революционного восстания на крейсере «Очаков» был расстрелян в ночь с 6 на 7 марта 1906 г. на острове Березань, находящемся близ Очакова, при выходе в море из Днепровского лимана (Боль шая советская энциклопедия. М., Изд. Советская энциклопедия. Т. 19. 1975. С. 45; Т. 29. С. 444).

5 Епископ Нарвский Антонин (Грановский). Родился в 1865 г. в Полтавской губ. В 1891 г. закончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. На протяжении нескольких лет преподавал в ряде духовных учебных заведений России. В 1898 г. - ректор Бла говещенской духовной семинарии, возведен в сан архимандрита. На протяжении четырех лет за нимал ряд должностей в СПб. духовно-цензурном комитете. В 1903 г. утвержден в степени ма гистра богословия. 2 марта 1903 г. возведен в сан епископа Нарвского, третьего викария СПб. епархии. С 10 мая 1904 г. - второй викарий той же епархии, а с 31 октября 1905 г. - первый ви карий столичной митрополии. 8 февраля 1908 г. уволен, согласно прошению, по болезненному состоянию, на покой. Местопребывание Антонину было назначено в Троице-Сергиевой пустыни Петроградской епархии. С 22 декабря 1913 г. он - епископ Владикавказский. 16 января 1917 г. Антонин уволен, по болезни, от управления епархией на покой.

В 1901 г. Антонин был награжден орденом св. Анны 2 степени, а в 1914 г. - орденом св. Вла­димира 3 ст. В 1917г. проживал на покое в Москве, в Заиконоспасском (по другим сведениям - в Богоявленском) монастыре (см.: Состав Святейшего Синода... на 1917 год. С. 200-201; ЦВ. 1917. № 5. С. 26; Акты святейшего Тихона... С. 904).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.102 с.)