Первая половина марта 1917 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая половина марта 1917 г.



...Духовенство должно дать себе клятву ни в какую политику не лезть, никаких по­литических речей не произносить, а только делать свое великое церковное дело органи­зации народа вокруг Церкви....Духовенство не должно принимать участия в митингах, уважая свою церковную кафедру; оно не должно унижать себя до политики, но всегда должно заниматься культурой народного духа, народного самообладания. Это будет его заслуга перед народом, тогда народ пойдет за своими пастырями во всех отношениях. Иначе... иначе нашей паствой овладеют чужие пастухи.

Уфимские епарх. ведомости. Уфа, 1917. № 5-6. Отдел неофщ. С. 136-137; Курские епарх. ведомости. Курск, 1917. № 12-13. Часть неофщ. С. 122-124; Енисейская церковная нива. Красноярск, 1917. № 3. С. 47-49; Полтавские епарх. ведомости. Полтава, 1917. № 12. Часть неофщ. С. 981-983; Костромские епарх. ведомости. Кострома, 1917. № 8. Отдел неофщ. С. 137; Тобольские епарх. ведомости. Тобольск, 1917. № 13. Отдел неофщ. С. 198.

№ 83. Из речи викария Ставропольской епархии епископа Александровского Михаила (Космодемьянского) перед открытием Ставропольского губернского съезда духовенства

16 марта 1917 г.

...Экстренность вызова вас1 сюда обусловливается исключительным ходом пережи­ваемого момента, с головокружительной быстротой, по выражению одного из наших свя­щенников, нарастающих все новых и новых событий. Такая небывалая в истории нашего Отечества ломка государственного строя, такая неожиданная смена Правительства, какая совершилась на наших глазах, - упразднение монархии и призыв к жизни Временного Правительства, облеченного всею полнотою власти, к которому перешли все бразды правления, требуют от нас, духовенства, не как только равноправных с другими граждан, а как представителей известного сословия, как служителей церкви Божией, первых и прямых исповедников православия, - требуют особенно серьезного, вдумчивого объективно-корректного отношения к новому политическому status quo. Момент слишком важен и ответственен, чтобы отнестись к нему не только равнодушно или безразлично, но и без особенного напряжения всех наших способностей, сил и уменья. Остаться без отклика на

требования момента - значит похоронить себя у самого порога нового открывающегося пути для жизни государственной и для жизни церкви. Больше того: остаться глухим и слепым ко всему пересозданию народной правовой, экономической и вероисповедной нормы, это значит и церковь оставить в тупике, которую потом либо заколотят, либо ос­тавят без дверей, сняв их с навесов, и все будущее поколение нашего сословия, а может быть и нас самих, обречь на такое безвыходное положение, которое хуже всякого прозя­бания и равносильно будущему умиранию.

А если святы для нас наши религиозные догмы, если дорога для нас основанная на этих догмах наша церковная мораль, если религиозно-нравственная жизнь общества сос­тавляет и круг нашей службы, и задачу нашей деятельности, то мы должны ныне же ясно и точно самоопределиться и взаимоопределиться, с одной стороны, и вынести свою платформу, установить свое credo, с другой.

Цель настоящего созыва сюда вас, представителей сельского духовенства гу­бернии, та, чтобы дать вам, после известной разработки уж намеченных здешним городским духовенством директив, ряд полномочий по проведению в жизнь на местах, в селах, мероприятий, способов и средств, которые способствовали бы успокоению тревожно-бурного населения, выработке в нем доверия к новому правительству и проведению новых начал нового государственного строя, которые объединили бы всех пастырей и клириков между собою, а всех вообще священнослужителей - с их паствами...

Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. № 13-14. Отдел неофщ. С. 401-403.

1 То есть присутствовавших на съезде депутатов от духовенства, благочинных, епархиальных миссионеров и духовенства г. Ставрополя.

№ 84. Из статьи епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) «Не отдадим немцам и одной пяди Русской земли!»

18 марта 1917 г.

...Теперь1 надо кончать (но без отдачи и пяди русской земли) войну; потом мы зай­мемся внутренним устройством нашей республики.

...Не будем же, граждане, ни унывать, ни бесконечно говорить, а будем работать на оборону. Это теперь - первая и важнейшая задача для всех граждан Российской республики. Пушкин [А.С.]2 пророчески писал своему другу Чаадаеву [ПЛ.]3: Товарищ, верь: взойдет она -Звезда пленительного счастья; Россия вспрянет ото сна. И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Никон, Епископ Енисейский и Красноярский. Енисейская церковная нива. Красноярск, 1917. № 3. С. 8-10. Здесь и далее выделено Никоном.

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) - великий русский поэт, родоначальник новой Русской литературы, создатель современной русской литературы.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856) - мыслитель и публицист. Участник Отечественной войны 1812 г. В 1821 г. примкнул к декабристам.

№ 85. Из воззвания к воинам архиепископа Ярославского и Ростовского Ага-фангела (Преображенского), пастырей и ревнителей православной веры Ярославля

19 марта 1917 г.

Доблестные воины, славные граждане Великой России! Пробил час народной сво­боды. Зажглась заря яркого солнышка, которое несет счастье, правду, знанье и свет нашей Отчизне. Заблистали повсюду ласковые, полные жизни и силы лучи свобод - свобода веры, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и братств. В этот великий час всенарод­ного ликования и торжества, охвативших из края в край необъятную Русь, всех от мала до велика, Временное правительство Богом хранимой Державы Российской обратилось ко всем верным сынам ее с горячим призывом сплотиться около него, всем объединиться, все силы отдать измученной павшим строем и внешним врагом, а отныне возрождающейся и свободной России.

Это - клич лучших русских людей. Это - клич избранников народных. Это - клич преданных Отчизне ее сынов. Это - клич, подсказанный нависшей опасностью от страш­ного врага. Враг не спит. В предсмертной борьбе он собирает последние, нечеловеческие усилия, чтобы одолеть нас, чтобы посрамить веру и святыни наши, чтобы отнять от нас и ту свободу, которая только что вспыхнула над русской землей.

В этот грозный час с огненным призывом к святому единению обращается Церковь Христова к вам, дорогие братие-воины, к вам, в руках которых счастье и грядущая победная слава нашей Отчизны, к вам, в груди которых живо имя «Христос». Объединитесь все в одном могучем порыве вывести Россию на славный путь, верно служите Родине, строго соблюдайте порядок и военную дисциплину, уважайте своих офицеров, протянувших отныне вам свои братские руки, вместе с вами сражавшихся на бранных полях, вместе с вами поставлявших Россию на путь священных свобод!..

Благослови Господь ваш доблестный ратный подвиг! За ним - ваши благоденствие и слава. На вас смотрит ныне вся Россия. Вы ее краса и гордость, вы - ее оплот и надежда. В ваших руках светильник свободы, который зажегся над русской землей. Низкий поклон за все то, что вы сделали для нее. Честь и бессмертная слава за то, что осталось свершить!

Ярославские епарх. ведомости. Ярославль, 1917. № 11-16. Частъ неофиц. С. 122-124.

№ 86. Из обращения епископа Екатеринбургского и Ирбитского Серафима (Голубятникова) к духовенству и пастве

19 марта 1917 г.

Тяжелое и страшное время, дорогие отцы, братия и сестры, мы переживаем: тяжелое и страшное потому, что у порога нашей родины стоит лютый враг - немец с многочисленною армиею, готовый устремиться на нас, разбить наши войска, покорить нас, завладеть нами, подобно тому, как владели нами некогда ханы татарские1. Но да не смущается сердце Ваше. У нас есть многочисленная, могучая, храбрая армия, лишь бы она вовремя снабжалась пищею, одеждою, снарядами и всем необходимым. У нас есть новое благоверное Временное правительство, которое вступило в управление Россией, а Государственная Дума, состоящая из избранников народных, граждан, знакомых с положением дел на своих местах, является порукой и блюстителем порядка и справедливости членов Временного прави­тельства, которое будет править до тех пор, пока соберется Учредительное Собрание из граждан от всего населения России, избранных чрез всеобщую, равную, прямую и тайную подачу голосов и установит ту или иную форму правления на Св. Руси. Однако, православ­ные, это будет, когда придет время. А теперь один только самый страшный вопрос должен занимать нас, это - борьба с врагом - немцем, который думает победить нас, полагая, что перемена власти внесет разделение в нас, а он-де этим воспользуется.

И так, нам нужно теперь только об одном, об одном этом1, а не проводить времени в распрях, праздности, разгуле, нужно сплотиться и дружно помогать нашему Временному правительству в победе над врагом.

Православные! Сам я стал на сторону Временного правительства и готов верою и прав­дою служить ему и вас всех до единого пастыря и пасомых умоляю сплотиться и вполне до­вериться ему, исполняя все его распоряжения. Не слушайте разных смутьянов, которые могут появиться среди вас и сбивать вас с толку, подрывая доверие к новому Правительству. Помните слово Божие, по которому существующая власть от Бога устанавливается [Рим. 13, 1]. Отцы духовные, пастыри Церкви!...Прошу вас, кроме молитвенного предстательства за всех и каждого пред Богом, станьте ближе к народу, будьте отцами и друзьями его, умиротворяйте его, предотвращая всякие беспорядки и посильно помогая ему разобраться в вопросах свободной жизни в духе мира, любви, взаимопомощи, честности, трезвости и трудолюбия.

Принесем же, православные, присягу на верное и нелицемерное служение и повиновение новому Временному Правительству, поднявшему на себя тяжелое бремя упорядочения страны нашей в тяжелую годину. Будем всеми силами души - умом, словом и делом помогать ему прежде всего в борьбе со врагом - это теперь самое важное и неотложное дело.

Братия и сестры! Заря свободы России зажглась, только бы победить нам страшного врага и супостата, а потом св[ятая] Русь сама себя устроит, как желает. Тогда ярко засияет солнце свободы...»

Екатеринбургские епарх. ведомости. Екатеринбург, 1917. № 12. Отдел офщ. С. 69-71.

1 В период татаро-монгольского ига на Руси.

2 Выделено Серафимом.

№ 87. Из заявления архиепископа Курского и Обоянского Тихона (Василевского) председателю Курского Исполнительного комитета1

Не позднее 19 марта 1917 г.

В заявлении говорилось, что «он2 вполне сочувствует совершившемуся перевороту и благословляет действия нового правительства».

Архиепископ также «объявил духовенству города о своем решении подчиниться Временному правительству и отслужить благодарственный молебен по поводу событий». Калужский церк.-обществ. вестник. Калуга, 1917. № 8-9. С. 7.

1 В источнике приводится в изложении.

2 То есть архиепископ Тихон (Василевский).

№ 88. Послание к пастве викария Новгородской епархии епископа Кириллов­ского Варсонофия (Лебедева)1

12-20 марта 1917 г.

Православные!

В переживаемые нами дни, как архипастырь Кирилловской паствы, прошу Вас всех, как жителей г. Кириллова, так и всех жителей сел и деревень и града Кириллова не употреб­лять во зло наступившие дни обновления Великой России. Призываю всех объединиться в общей горячей молитве к Милосердому Господу, да благословит Он в эти тяжкие минуты созидательную работу нового облеченного доверием народа Временного правительства. Пребывайте в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодатель­ных учреждениях, соблюдая во всех своих действиях полное единодушие, спокойно выпол­няя законные требования Власти, которую в настоящее время в г. Кириллове и в уезде предс­тавляют Комитеты общественного спокойствия.

Православные! Сохрани вас Бог понимать свободу как своеволие. Сохрани вас Бог понимать свободу как разрешение ехать в чужую дачу за лесом или грабить своего соседа. Грабители и воры, по Божьему Слову, не наследуют Царства Небесного, а здесь на земле получат наказание от Власти2.

РГАДА. Ф. 1441. 1917. On. 3. Д. 2589. Л. 1. Рукопись. Черновик. Подлинник.

1 Воззвание было отпечатано в количестве 3000 экземпляров и распространялось в церквах г. Кириллова: см. документ № 352.

2 Подлинник документа не подписан. Однако слова «как архипастырь Кирилловской паствы» указывают на авторство епископа. Им являлся Варсонофий (Лебедев).

№ 89. Из «Архипастырского послания к пастырям церкви калужской» еписко­па Калужского и Боровского Феофана (Туликова)

20 марта 1917 г.

...Христианские евангельские истины вечны и неизменны, идеал христианского совер­шенства во веки один и тот же, св. Церковь есть столп и утверждение истины Христовой. Поэтому проповедь иерархии в храме Божием может быть по своему содержанию только религиозно-нравственноЮ, имеющей целью побудить людей стремиться к достижению веч­ного спасения во Христе Иисусе Господе нашем. Она не может быть политической, измен­чивой от обстоятельств времени, от различных политических взглядов и убеждений, имею­щей своим предметом лишь временное существование человека. Место политической про­поведи отнюдь не должно быть в храме Божием. При такой цели пастырской деятельности для пастыря Церкви не имеет значения то, каких политических убеждений держится член Православной Церкви, лишь бы он веровал и жил так, как учит Православная Церковь, и стремился к получению вечного спасения.

Калужский церк.-обществ. вестник. Калуга, 1917. № 10-11. С. 2-3.

1 Здесь и далее выделено Феофаном.

№ 90. Из речи архиепископа Тверского и Кашинского Серафима (Чичагова) на пастырском собрании Твери1

21 марта 1917 г.

Мысли всех людей, а равно и наши в данное время должны направляться к отраже­нию врага - немца. Одновременно с этим, когда население Русского Государства начинает готовиться к Учредительному Собранию, духовенство должно подготовить себя к Цер­ковному [Поместному] Собору, а пока необходимо сейчас же приспособляться к новому строю....Духовенство, не входя в политику, должно учить паству евангельскому пути, преследуя только правду, истину и благо Родины.

Тверские епарх. ведомости. Тверь, 1917. № 15-16. Частъ неофиц. С. 141.

1 В источнике речь приводится в изложении. Перед началом собрания, приветствуя тверское духовенство, архиепископ «радовался, что Русская революция считается почти бескровной, срав­нительно с теми, какие знает история». - Примеч. источника.

№ 91. Обращение к духовенству Тобольской епархии тобольского епархиаль­ного начальства1

Не позднее 22 марта 1917 г.

Всякому понятны чрезвычайность и важность совершившихся событий. Переживае­мое нами время является совершенно исключительным по великому значению текущих со­бытий и ожидаемым от них последствиям. Великая Россия вступила на путь великих внут­ренних преобразований, она стремится к великому светлому будущему. Но, стремясь к свет­лому будущему, мы не можем, мы не должны закрывать глаза на то, что стоим пред лицом страшной внешней опасности, - что у нас сильный, беспощадный враг и что от исхода борьбы с ним зависит вопрос - страшно сказать - быть или не быть великой свободной России. Только победив врага, мы можем рассчитывать на свое свободное внутреннее развитие. Вот почему всю силу своего ума и воли мы должны без промедления и полностью направить на одно - на победу над внешним врагом. Во имя любви к родине своей, во имя ее светлой, сво­бодной будущности, во имя спасения ее от тяжелого внешнего рабства, - мы все должны объединиться в одном стремлении к победе. Своим отцам, сынам и братьям, стоящим на фронте лицом к лицу с врагом, мы должны обеспечить наилучшее вооружение, достаточное продовольствие и душевное спокойствие. Как можем мы это сделать? - Только усиленным личным трудом, только установлением правильной мирной жизни.

Новое правительство делает и будет делать для сего все, что только возможно. В сем деле на помощь правительству должны придти мы, духовные пастыри и руководители на­рода, силою своего пастырского влияния. Подчиняясь и руководясь вышеизложенными обстоятельствами и соображениями, мы, пастыри, должны разъяснять своим прихожанам гибельность и преступность в отношении Родины всякого непорядка и праздношатания, мы должны призывать своих прихожан к мирным, обычным для каждого занятиям, уси­ленным до высшей степени трудоспособности, сообразно величию текущих событий, -мы должны разъяснить своим прихожанам, что на нас, живущих в тылу, лежит долг обес­печить не только себя, но главным образом армию нашу всем необходимым, и если мы сего не исполним, то мы повинны будем в предательстве врагу братьев и защитников своих на фронте. Вот первая, необходимейшая, наиважнейшая и неотложная наша пастырская задача - призвание своих прихожан к мирному, спокойному, созидательному труду, сообразно положению, познаниям и способностям каждого.

Затем, весьма большую опасность для Родины представляет, как слышно, массовый выем вкладов из сберегательных касс и учреждений мелкого кредита государственного Банка. Очевидно, неосведомленность вкладчиков в устойчивости государственных де­нежных операций и толки невежественных, а, быть может, и злонамеренных лиц, - соз­дают тревогу среди вкладчиков, угрожающую Государству новым бедствием.

Пастыри церкви во исполнение своего гражданского долга пред Родиной приглаша­ются разъяснять прихожанам всю неосновательность их опасений относительно устойчи­вости государственного Банка и подчиненных ему касс, указывая при этом на ложность распускаемых слухов и большую вредность их пред нашим общим отечеством.

Тобольские епарх. ведомости. Тобольск, 1917. № 11-12. Отдел офиц. С. 117-118. 1 Определением Св. синода архиепископ Тобольский и Сибирский Варнава (Накропин) 8 марта 1917 г. был уволен на покой. Вместо него епархиальным архиереем был назначен епископ Гер-моген (Долганов). Но последний прибыл в Тобольск и приступил к выполнению архипастырских обязанностей лишь 29 марта 1917 г. (Тобольские епарх. ведомости, Тобольск. 1917, № 11-12, Отдел офиц., с. 113; Отдел неофиц., с. 179; № 13, Отдел офиц., с. 195). В отсутствие епископа функции епархиального начальства фактически исполняла Тобольская духовная консистория.

№ 92. Из речи архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима (Левиц­кого) ' на собрании духовенства И.-Новгорода

23 марта 1917 г.

...Мне ставят в вину то, что я сочувствовал Союзу русских людей2. Но как же я мог не сочувствовать этому Союзу, когда на его знамени было написано: за православие, самодер­жавие и русскую народность. Мне кажется, что и вы все должны были сочувствовать этому знамени. Как я мог не служить православию, как я мог не любить русскую народность, как я мог искренно не поддерживать самодержавие, когда у нас был самодержавный строй граж­данского управления? Теперь у нас другое правительство, и я опять не за страх, а за совесть служу новому правительству. И вам то же самое предлагаю, «несть бо власть, аще не от Бога» [Рим. 13, 1]. Но я никогда не работал в Союзе русских людей.

Нижегородский церк.-обществ, вестник. Н.-Новгород, 1917. № 10. С. 158.

1 Архиепископ Иоаким до 14 апреля 1917г. являлся постоянным членом Св. синода РПЦ.

2 Союз русских людей - правая организация, созданная весной 1905 г. и распавшаяся после Февральской революции. Ее программа была выдержана в духе великодержавного шовинизма и монархизма. По стране существовала сеть самостоятельных союзов этой организации, некоторые из которых действовали на правах отделов «Союза русского народа» (см. подробнее: Политические партии России. С. 576).

№ 93. «Открытое письмо Епископам Российской Церкви» епископа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.029 с.)