Не позднее 24 апреля 1917 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не позднее 24 апреля 1917 Г.



Считаясь гостями Волыни и не имея права вмешиваться в политические дела, мы до сих пор не высказывали своего отношения к Временному правительству, но ввиду вопросов, почему галичане молчат, съезд постановил выразить Временному прави­тельству и всем его органам готовность всеми силами поддерживать его, подчиняться ему и содействовать в его стремлении довести войну до победоносного конца для зак­репления завоеванной свободы.

ВЦОВ. 1917. №13. С. 3.

1 Уния - определенное слияние вероисповеданий православного и католического, при ко тором, с одной стороны, признается главенство римского папы и некоторые догматы католиче ства, а с другой - допускается сохранение восточно-православного обряда, богослужение на родном языке, допускается брак духовенства и проч. Приходы Греко-униатской (Греко-католи ческой) церкви были широко распространены в пределах Царства Польского и Галиции (см. подробнее: Энциклопедический словарь / Сост. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Т. 68. С. 818, 821-830; Алексеева С.И. Указ. соч. С. 206-222).

2 Съезд духовенства, эвакуировавшегося на Волынь из района военных действий, состоялся в Житомире.

Русские войска под натиском германской и австрийской армий отступили из Галиции во второй половине апреля 1915 г. Летом 1916 г. на территории Галиции вновь шли активные боевые действия, вызванные прорывом австрийской обороны генералом А. А. Брусиловым. Во второй половине июня 1917г. российской армией в Галиции вновь предпринималась попытка наступления, целью которого было овладение ее столицей - Львовом (см.: Милюков П.Н. Указ. соч. С. 28; Уткин А.М. Указ. соч. С. 137, 237, 238, 250, 375).

Массовая эвакуация священнослужителей из районов боевых действий обратила на себя внимание председателя Государственной думы М.В. Родзянко. 2 марта 1916 г. он обратился к пет­роградскому митрополиту Питириму (Окнову) с письмом, в котором писал: «Я пришел к заклю­чению. [...] что духовенство мест этих не всегда проявляло стойкость и приверженность к высокой обязанности своей - не покидать в опасностях паству. Наблюдались случаи, что даже высшие иерархи под влиянием малодушного страха оставляли места своего жительства. [...] Полагаю также, что более спокойное и стойкое отношение духовенства к временному занятию неприятелем пограничных губерний в значительной мере ослабило бы ту не поддающуюся описанию панику, которая в таких случаях охватывает население и которая вместе с тем влечет за собой поистине го­сударственное бедствие, отражаясь на расстройстве перевозочных средств страны. [...] Спокойное и вразумительное слово пастыря могло бы серьезнейшим образом предотвратить эти бедствия» (цит. по: Платонов Н. Ф. Православная церковь в борьбе с революционным движением в России (1900-1917 гг.) // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. M.-JE, 1960. Т. IV. С. 204).

№ 259. Резолюция собрания духовенства г. Полтавы и его уезда1

24- 27 апреля 1917 г. «Невозможность возврата к прежнему»; «Доверие и поддержка Временного Правительства»; «Война для окончательной победы над врагом»; «Работа для умиротворения страны». Полтавские епарх. ведомости. Полтава, 1917. № 8. Частъ офиц. С. 639;

Частъ иеофиц. С. 675.' Резолюция принята в виде лозунгов.

№ 260. Постановление окружного съезда духовенства г. Проскурова1 Подольской губернии2

Апрель 1917 г.

Об отношении церкви и государства:

[Съезд] признал отделение церкви от государства желательным в целях возможности проводить в жизнь истинное христианское учение.

Ермак. Тюмень, 1917. № 167. С. 1.

1 С 1954 года Проскуров - г. Хмельницкий.

2 Резолюция в источнике приводится в изложении.

№ 261. Постановления съезда духовенства Кустанайского1 уезда Тургайской области, Оренбургской епархии

1- 3 мая 1917 г.

1) Духовенство признало совершившийся государственный переворот и послало Временному правительству телеграмму с выражением доверия.

2) Относительно формы государственного правления съезд подавляющим больший ством высказался за демократическую республику. Раздавались отдельные голоса за конституционную монархию.

3) Участие священника в политической жизни родины должно быть активным. В храме, на церковной кафедре, священник остается пастырем, совершенно не касаясь политики. Вне храма священник, как гражданин, принимает участие в митингах и может вести агитацию.

Оренбургский церк.-обществ. вестник. Оренбург, 1917. № 12. С. 4. 1 В источнике приводятся в изложении.

№ 261-А. Из постановлений собрания духовенства Карсановского благочиния1 Таганрогского уезда Донской области2

Опубликовано 2 мая 1917 г.

Собрание постановило выразить доверие Временному правительству и оказывать ему всемерную поддержку, а также горячо приветствовало возникновение Союза демократического православного духовенства и выразило свою полную солидарность со всеми пунктами его программы.

Приазовский край. 1917. 2 мая. С. 5. Цит. по: Беликова Н.Ю. Православная церковь и государство на Юге России. (Конец XIX- первая треть XX вв.). Краснодар, 2004. С. 47.

1 Номер благочиния в источнике не указан.

2 В источнике приводится в изложении.

№ 262. Из постановлений собрания духовенства и мирян 3-го

благочинниче-ского округа Елабужского уезда Вятской губернии1

2 мая 1917 г.

Собрание 58 голосами тайным голосованием высказалось за демократическую рес­публику и 1 голос за конституцию2.

Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 38. С. 3.

1 В источнике приводится в изложении.

2 За республику - более 98 % голосов; за, судя по всему, конституционную монархию - менее 2 %. Воздержавшихся не было.

№ 263. Из резолюций собрания духовенства Нолинского уезда Вятской губернии

2- 4 мая 1917 г.

О форме правления в стране1:

Участники съезда 85 голосами против 8 высказались за республиканский образ правления в России2.

О вероисповедании высших должностных лиц государства: Собравшиеся единогласно постановили, что президент страны и министр вероиспо веданий были по вероисповеданию православными.

Об отношении к Временному правительству:

Выразить Временному правительству доверие, оказать ему всяческое содействие в приходах и послать о сем телеграмму следующего содержания: [приводится текст телеграммы]3.

Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 39. С. 3.

1 Первые два пункта резолюции в источнике приводятся в изложении.

2 Около 91,5 % - «за» республику, чуть более 8,5 % - «против», воздержавшихся не было. Всего на съезде присутствовало 93 человека.

3 См. документ № 498.

№ 264. Из постановлений съезда духовенства 3-го благочиния Иранского уезда Вятской епархии1

4 мая 1917 г.

Православная русская Церковь должна быть автономна [от государства]; высшая власть в Церкви принадлежит Поместному собору; возглавляется Церковь избранным патриархом.

Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 39. С. 3. 1 В источнике приводится в изложении.

№ 265. Из постановлений собрания духовенства Глазовского уезда Вятской губернии

3- 5 мая 1917 г

 

Об отношении к новому политическому строю: Временному Правительству доверяем пока оно верно народу, ведет его к демократизации на началах свободы, равенства и братства.

№ 266. Из решений собрания духовенства, церковных старост и выборных мирян 4-го благочиннического округа Пошехонского уезда Ярославской епархии

5 мая 1917 г.

1) Свободная Церковь может быть только в свободном демократическом государстве. Вопреки шаблонным утверждениям о полной совместимости свободы Церкви с какой угодно формой государственного правления, собрание со всей определенностью заявляет, что лишь демократическая республика, полагающая в основу своего бытия соборный принцип правления, в состоянии обеспечить Церкви такой же строй, как существенно необходимый для нее....3) Церковь - Христова, то есть внепартийна, но, как граждане, члены Церкви сво­бодны в своем политическом самоопределении.

ВЦОВ. 1917. №33. С. 4.

№ 267. Из резолюций съезда военного духовенства Юго-Западного фронта1

5-7 мая 1917 г.

Об отношении к войне:

Признавая войну величайшим бедствием для человечества и глубоко ценя гуман­ную пропаганду идеи всеобщего мира, съезд военного духовенства, однако, находит, что начатая немцами война должна быть доведена до конца для закрепления нового государ­ственного строя, освобождения закрепощенных народов, возвращения кровных наших земель, занятых неприятелем, а также для сокрушения германского милитаризма, кото­рый является угрозой всесветному миру.

...[Съезд призвал армию и флот] сплотиться вокруг Керенского, прекратить братание и продолжать войну, пока не настанет момент, когда можно будет предать забвению навсегда обиды и огорчения и заключить вечный мир.

[О политической платформе духовенства:] Съезд высказался, что священники должны стоять выше всех партий.

ВЦОВ. 1917. №31. С. 4; Слово Церкви. М„ 1917. № 23. С. 438; Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 40. С. 3;

Русские ведомости. М., №111. С. 5; РГВИА. Ф. 2044. On. 1. Д. 30. Л. 17. Машинопись. Копия.

1 Съезд состоялся в г. Проскурове Подольской (Каменец-Подольской) губернии.

№ 268. Из резолюций собрания духовенства и мирян Боткинского завода1 Вятской губернии2

14 мая 1917 г.

Собрание единогласно выразило сочувствие совершившемуся [государственному] перевороту и искреннее расположение к Временному Правительству; высказалось за желательность правления в форме демократической республики, за отделение церкви от государства, то есть за выделение ее в самостоятельную единицу, свободную от го­сударственной опеки.

Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 41. С. 4.

1 Воткинский металлургический завод и поселок при нем основаны в 1759 г. в 55 км к се­веро-востоку от Ижевского завода (Ижевска). Хотя одноименные поселки при названных заводах и не имели статус городов, но по своим экономическим, административным, религиозным и другим функциям, по многообразию деятельности местного населения и городскому укладу жизни они относились к поселениям городского типа. Во второй половине XIX века по количеству своего населения Воткинский и Ижевский заводы не уступали уездным и губернским городам. Так, в 1860 г. в Вятке проживало 15153 жителя, в Боткинском заводе - 15629 человек, а в Ижевском -21908 человек обоего пола. С 1935г. заводской поселок - г. Воткинск (см. подробнее: Васта Т.А. Камские горные и оружейные заводы во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. // Вопросы истории. М., 2004. № 7. С. 116-125; Уральская историческая энциклопедия. / Гл. ред. В.В.Алексеев. Екатеринбург, Изд. Академ-книга. 2000. С. 132-133). 2 Резолюции в источнике приводятся в изложении.

№ 269. Из постановлений съезда духовенства, мирян и церковных старост 3-го благочиннического округа Алексинского уезда Тульской епархии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.019 с.)