Переславс-кого Иннокентия (Фигуровского), начальника Российской духовной миссии в Пекине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переславс-кого Иннокентия (Фигуровского), начальника Российской духовной миссии в Пекине



24 марта 1917 г.

Владыка Святый'.

Братски приветствую Вас, Владыко, с сугубым праздником: Воскресения Христова и обновления государственной жизни России. Церковь Христова в свободной Державе Рос­сийской ныне освободилась от векового рабства и для нее занялась заря апостольской жизни в свободной стране. С свержением монархии Церковь избавилась от позора, от участия в навязанном ей грехе цезарепапизма. Царское учреждение - Синод лишился теперь своих полномочий и сам собою упраздняется, мы лишились такого главы, который бы возводил и низводил архипастырей и властно направлял жизнь Церкви. Нам теперь надлежит незамед­лительно собраться вкупе2 для избрания патриарха и решения множества возникших воп­росов. Воспитанные в рабстве, страдая слабоволием и будучи лишены инициативы, мы едва ли найдем в среде себя достойного кандидата на патриарший престол. Лучше бы такого взять из благочестивых светских людей или царской фамилии. Чтобы не колебаться в вы­боре директив для обновленной жизни Церкви Российской, нужно обратиться к Книге Пра­вил2 и ее принять за надежное кормило нашей церковной жизни.

Да поможет нам Воскресший Спаситель, как истинный Кормчий церковного корабля, отшатнуться от вековой рутины и придти к свету вечно юного православия путем новым и живым, в полном сознании великой ответственности за столь важный момент в истории Российской Церкви.

Прося святительских молитв ваших, остаюсь преданный Вам, собрат о Господе, Епископ Переславский Иннокентий.

Пекин.

Китайский благовестите. Пекин, 1917. Вып. 1-2. С. 17-18', ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 95. Л. 1. Лист типографской печати.

Данное обращение не приводится в «Китайском благовестнике», но имеется на напечатан ном в типографии обращении, хранящемся в ГАРФ.

2 Вкупе - вместе.

3 Имеется в виду книга «Кормчая» («Номоканон», или «Книга правил»), в которой изложены основные церковные каноны и законы.

№ 94. Из проповеди епископа Алатырского Назария (Андреева), викария Сим­бирской епархии, в Алатырском Свято-Троицком монастыре

25 марта 1917 г.

...Нас винят в том, что мы держались старого Правительства, но ведь это долг каж­дого гражданина подчиняться наличной Власти. И ответьте по совести, какое сословие его не держалось? Вспомните также о тех шумных восторгах, какие вылились от наших народных представителей в день посещения Таврического дворца бывшим царем.

Приведите на память участие в манифестациях учащейся молодежи с царскими порт­ретами в руках в день призыва ее в ряды действующей армии. Будьте справедливы, будьте по­рядочны в своих обвинениях. В духовном сословии, как и во всяком другом, в его отношении к ошибкам старой власти были троякого рода люди: одни молча сносили последствия этих ошибок, другие открыто выступали против этого, третьи допускали защиту всего этого. Грехи людей третьей категории однако не могут служить основанием к обвинению всего духо­венства. Церкви ставят в вину, что она молилась за самодержавную власть. Церковь всегда молилась за власть, не входя в рассуждение о том, будет ли эта власть монархическая, конс­титуционная или республиканская. И теперь Церковь молится за власть, и будет молиться о том, чтобы Господь направил правителей на путь добра и правды, чтобы они не носили меч без ума. Услышит ли Господь нашу молитву или нет, это другой вопрос, ведь зло часто царствует в мире, и в борьбе с ним Церковь других средств, кроме молитвы, не имеет. Все это говорю не в защиту личного благополучия пастырей Церкви: мы идем по пути, предреченном Спасителем: «в мире скорбни будете» [Ин. 16, 33], «аще Мене изгнаша, и вас изжденут» [Ин. 15,20], - вот путь пастырского служения. Но мне жалко тех, кто жил верою, кто находил в ней единственное утешение в своих скорбях. Неужели христианство так обесценилось, что его нужно как негодную ветошь выбросить вон.

Какую добродетель не приветствует христианство, какой порок оно не осуждает. Разве христианство противно строго семейной, общественной и государственной жизни на началах права, свободы, равенства и любви, то есть тех начал, на которых думают основать нашу общественную и государственную жизнь?...Идите по пути, указан­


ному Спасителем, и ваша жизнь окажется основанной на началах равенства, права, сво­боды и братства. Возможно, что мы не в состоянии сразу найти себя истинными хрис­тианами, но все же не будем порывать связи с христианством. С верою в сердце в Спа­сителя мира свобода не увлечет нас на путь зла, преступлений и насилий, но послужит основанию к развитию жизни по заветам Христа.

Симбирские епарх. ведомости. Симбирск, 1917. № 8. Отдел офиц. С. 157-159.

№ 95. Из выступления архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) на пастырском собрании в Новгороде

26 марта 1917 г.

...2 марта подписан акт об отречении бывшего императора от престола. И мы стоим перед совершившимся фактом. Царствование дома Романовых прекратилось. Св[ятейший] синод вошел в сношения с Временным правительством по заповеди [святого] Апостола [Павла]: «Всякая душа властям предержащим да повинуется» [Рим. 13,1]. Мы уже приносим молитвы за Временное правительство. И это в порядке вещей. Церковь, по слову св[ятого] [Иоанна] Златоуста, молится и за иноверную и за языческую власть, «да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» [1 Тим. 2, 2]. В Турции, путешествуя в Палестину, я молился за султана.

Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. № 7. Частъ неофиц. С. 324.

№ 96. Из обращения к духовенству епархии Киевской духовной консистории

Не позднее 26 марта 1917 г.

Киевская Духовная Консистория... с благословения своего Архипастыря, Высокопреос-вященнейшего Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, уже выразившего к текущему моменту свое отношение в качестве первенствующего члена Св. синода1 в вышеупомянутых постановлениях Синода, обращается к пастырям Киевской епархии с убедительным и настоятельным призывом со всей ревностью о благе Церкви и крепости Отечества в храме и школе, при исполнении треб и при всяком общении с пасомыми внушать им, что совершившийся факт изменения государственного строя является бесповоротным, и располагать всех к подчинению Временному Правительству и поставленным им властям не за страх, а за совесть, к поддержанию порядка и спокойствия, к честному труду на пользу отечества в видах укрепления нового государственного строя, к своевременному возделыванию и обсеменению полей и к снабжению армии и городского населения хлебом. Пастыри церкви должны сами помнить и своим пасомым внушать, что отечество переживает необыкновенно важный момент нового строительства, что поставлен вопрос о том, быть или не быть ему целым, сильным и свободным, что отечество ведет ужаснейшую брань и нужно оказать ему всяческую поддержку, что для усиленной борьбы с врагом и победы над ним настоятельно требуется мир и спокойствие внутри государства и усиленная работа всех граждан на пользу Родины. Все для победы нового государственного строя - вот основа жизни в надежде на светлое будущее. Пусть Православная Церковь послужит интересам отечества и явится оплотом его силы и могущества.

Киевские епарх. ведомости. Киев, 1917. № 13. Частъ офиц. С. 96-97; Вечерняя газета. Киев, 1917. № 1373. С. 3.

1 В марте 1917 г. митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), исполняя обязанности первоприсутствующего члена (председателя) Св. синода, проживал в Петрограде.

№ 97. Из резолюции епископа Вятского и Слободского Никандра на письме-хо­датайстве духовенства г. Глазова Вятской губернии о разрешении созывать на местах порайонные1 съезды духовенства

27 марта 1917 г.

Я всегда призывал духовенство епархии устраивать чаще пастырские собрания, считая эти собрания необходимыми для успеха пастырского дела. Тем необходимее признаю пастыр­ские собрания полезными теперь. Поэтому я охотно даю испрашиваемое разрешение и при­зываю Божие благословение на труды моих сопастырей в собраниях. Прошу при этом обсуж­дать на собраниях предпочтительно такие вопросы, которые касаются местной жизни и тех условий, при коих приходится духовенству работать до сих пор и кои желательно так или иначе изменить к лучшему, прошу выяснить обстоятельно те вопросы, которые духовенство сочтет нужным внести на предстоящий [Вятский] епархиальный съезд; прошу быть в суждениях и пожеланиях откровенными, но корректными в речах и постановлениях. Одобряю, что ду­ховенство г. Глазова обратилось ко мне с настоящей просьбой...

Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 25. С. 2.

' Уездные и благочиннические съезды.

№ 98. Письмо архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стад-ницкому) епископа Приамурского и Благовещенского Евгения (Зернова)

27 марта 1917 г.

Ваше Высокопреосвященство,

высокочтимый Владыко.

Примите мое сердечное поздравление с [гфиближающимся] праздником Светлого Христова Воскресения и молитвенное пожелание здоровья, крепости сил и многих лет жизни. Да хранит Вас Жизнодавец Христос, и да помогает Вам присно1 в ваших архипастырских трудах на благо Церкви и дорогой нашей Родины, которые переживают ныне тяжелую годину злострадания.

У нас в Благовещенске «революция» прошла довольно мирно. Власть в свои руки заб­рали солдаты и рабочие, и диктуют теперь свою самодержавную народную...2 Что будет дальше с Россией - вот вопрос, который неотступно волнует душу. Хочется верить, что Гос- подь смилуется над ее страданиями и выведет ее на путь истинного блага и счастья. Газеты пишут о конфликте между новым [обер-]прокурором и синодом3. Видимо все [обер-]прокуроры одним миром4 мазаны... Усердно прошу Ваших святых молитв.

Вашего Высокопреосвященства покорнейший послушник Епископ Евгений.

Благовещенск.

ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 293. Л. 98-98об. Рукопись. Подлинник.

1 Присно - всегда, вечно.

2 Так в тексте.

См. документ № 6 и приложение к нему.

Миро (ранее писалось через «ижицу») - особое церковное масло, употребляемое в таинстве миропомазания. В данном случае имеется в виду поговорка «...все одним миром мазаны» в смысле все одинаковы (см. подробнее: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., Изд. «Художественная литература». 1935. Репринтное издание 1881 г. Т. 2. С. 335).

№ 99. Из послания епископа Орловского и Севского Макария (Гневушева) к пастырям и пастве

30 марта 1917 г.

Волей Божией великая Богохранимая Держава Российская ныне призвана на новый путь государственной, церковной, общественной и личной для каждого гражданина ее жизни....Боже! Сохрани Русь Святую от распрей, ссор, междоусобий всегда и особенно ныне, когда злобный враг попирает поля родной земли, когда многие города и веси разо­рены, когда пролиты за свободу родной земли целые реки крови лучших сынов наших....Боже! Сохрани мир внутри нашего Отечества, всю необходимую для великого дела свободы силу разума, любви к Отечеству и воли для выполнения ныне Тобою, о Боже, возложенного на рамена великого народа долга пред Тобою и народом.

Дабы милость Господня не оставила нас, всем и в особенности тем, кто обязан на­родными, духовными и материальными силами руководить, - необходимо: 1) знать, всегда помнить и во всех делах своих руководствоваться тем, что ныне существует только единая государственная законная власть - это власть Временного правительства; 2) всем гражданам Российской земли не только за гнев, но и за совесть исполнять с особенным рвением и нелицемерно свои обязанности пред Родиной, ныне находящейся в тяжелом, опасном и переходном состоянии;...4) если всегда, то тем более в дни опасности от внешнего врага, в дни укрепления истинных начал истинной свободы, только что при­обретенной, все силы ума, сердца и воли направить на строение новых порядков жизни в мире и взаимном доверии, отложивши всякие споры, раздоры, тщеславие и гордость.

...Граждане, ныне властью облеченные! Тяжелое, в высшей степени ответственное пред Богом, пред лицом народа и пред всем будущим бремя ныне возложено на вас. Цер­ковь Святая молится о ниспослании вам сил и довлеющего переживаемому времени ра­зума, дабы ваши труды принесли плод добрый, верный и на благо народа, ныне выводи­мого под вашим руководством на новый путь новой жизни....Да благословит Господь труды ваши на благо Церкви и Родины!

...Молю Бога, да сохранит Он благостию Своею мир в жизни, мир в душах и сердцах, мир в совести всех живущих в земле Орловской. Да благословит Он добрым успехом все доб­рые начинания правящих и управляемых на благо Церкви Православной и дорогой Родины. Да укротит Он вражду кровавую народов враждующих и возвратит в родные семьи по воле Своей всех, кто ныне так доблестно и самоотверженно стоит на страже свободы народов.

Орловские епарх. ведомости. Орел, 1917. № 12-14. Отдел неофиц. С. 215-227;

Орловский вестник. Орел, 1917. №67. С. 2-3;

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Д. ИЗ. Л. 10. Машинопись. Копия.

№ 100. Из обращения к духовенству епархии епископа Полтавского и Переяслав­ского Феофана (Быстрова)1

Март 1917 г.

Подчиниться происшедшему как воле Божией;

Обращаться к народу о необходимости всемерно под держивать Временное правительство; С момента отречения Николая II от престола, все русские граждане свободны от долга верности династии;

Победа немыслима без дисциплины, без организации, без спокойной работы;

Первая задача духовенства, по условиям текущего момента - внесение успокоения в сельское население путем объективного освещения происходящих событий.

Полтавские епарх. ведомости. Полтава, 1917. № 8. Часть офиц. С. 637. 1 В источнике обращение приведено в изложении и в виде тезисов.

№ 101. Из обращения к пастырям и мирянам епархии епископа Смоленского и Дорогобужского Феодосия (Феодосиева)

Март 1917 г.

Наша Родина вступила на путь новой жизни. Русскому народу предстоит создание государственного и общественного строя на иных началах, чем те, какими он жил в тече­ние многих веков....В настоящее время каждому гражданину земли русской надлежит первее всего и наипаче всего объединиться вокруг нового правительства, своим единоду­шием сделать его сильным и крепким в борьбе с коварным врагом и в устроении многих создавшихся затруднений нашей жизни. По сему я прошу духовенство епархии и призы­ваю православных чад церкви Смоленской напрячь свою мысль, свою энергию, свои силы и труд на помощь и благо Родины....Пусть все помнят, что Родина сейчас, в великие исторические дни ждет от нас не шумных ликований по случаю обновления государ­ственной жизни, а тихого упорного труда, ограничения в своих даже насущных потреб­ностях без ропота и неудовольствия, и взаимной любви на благо Родины.

Всемогущий Творец и Промыслитель Господь Бог да дарует Правительству нашему мудрость и силу, а нас да сохранит в мире, единомыслии на благо хранимой Им державы Российской и во славу Его Пресвятого Имени.

Смоленские епарх. ведомости. Смоленск, 1917. № 5-6. Отдел неофиц. С. 103.

№ 102. Из архипастырского наставления духовенству епархии архиепископа Курского и Обоянского Тихона (Василевского)

Март 1917 г.

Отцы и Братия!

Родина наша переживает сейчас великий исторический момент: закончился наш старый самодержавный строй, 2 марта Россия родилась в новую государственно-общест­венную жизнь...

Сохранять спокойствие и порядок жизни, взывать к спокойствию и порядку, и нести мир, мир и мир в народные массы.

Вы спросите, как это сделать? - Добрым примером и разумным словом.

1) Покажите народу в своей собственной жизни и деятельности, что быть граждани­ном свободного отечества - это прежде всего значит уметь исполнять по надлежащему свои обязанности. Поэтому не только спокойно, но с удвоенной энергией продолжайте свою ра-°оту каждый на своем месте. Приложите к работе вашей всю силу разумения вашего, оду­шевляемые сознанием, что вы деятельно служите Церкви и Отечеству, а не отбываете лишь повинность, как наемный рабочий в чужом деле. В таком отношении вашем к вашей долж­ностной работе - ваш первый священный долг в настоящую серьезную минуту.

Памятуйте и разъясняйте окружающему вас населению, что новому свободному об­ществу нужны прежде всего разумные и полезные, хотя бы и скромные дела, а не громкие, но бесплодные слова.

2) Во главе русского государства стоит ныне Временное правительство, облеченное до­верием Государственной Думы. Памятуйте, что упрочение нового государственного строя, а тем более победа над внешним врагом возможны только при единой сильной власти. И потому, пока не будет созвано Учредительное собрание, и пока оно не установит постоянной формы государственного правления, наш священный долг - всецело подчиняться Временному правительству и его представителям на местах, его одного признавать и всячески со­действовать проведению в жизнь его начинаний...

Разъясните это окружающим вас народным массам и твердо памятуйте, что нет сейчас более злых врагов у отечества, как те, кто стал бы призывать народ к неподчинению действу­ющему правительству или расшатывать в народе доверие к нему. Если совесть народная была бы смущена присягою бывшему русскому Государю, ваш долг разъяснить народу, что сам Государь манифестом от 2 марта отрекся от престола и следовательно сам освободил нас от лежащего на нас долга присяги; равно как и брат государя Михаил Александрович, которому передавал престол бывший государь, добровольно не принял державы русской, прежде чем не будет изъявлена на то воля самого народа...

Светите же, дорогие сотрудники мои, светите народу ясным спокойным светом Христовым, светом разума и правды Его, в текущий и близ грядущий час. Служебный долг ваш настоятельно требует этого от вас. И спасибо вам скажет родная земля, если свобода духа и убеждения, радость христианского братства, обилие духовного света, как и изобилие плодов земных, засияет и возрастет с новым государственным строем в Бо-гохранимой Державе Российской.

Курские епарх. ведомости. Курск, 1917. № 10-11. Частъ офиц. С. 141-147.

№ 103. Из обращения к духовенству и мирянам епархии епископа Архангельс­кого и Холмогорского Нафанаила (Троицкого)

Март 1917 г.

В переживаемые нами ныне дни великих испытаний, когда все истинно любящие свою Родину и желающие ей скорой и окончательной победы над врагом тесно объединяются между собою в совершенном повиновении Предержащей власти, все мы должны в особенности блюсти себя в трезвости и воздержании, дабы ум и сознание наши всегда были ясными и свет­лыми, а воля наша - твердою и непреклонною, ибо ничто так не расслабляет воли человека, ничто так не разжигает в нем его животных страстей, как алкоголь и невоздержание...

Архангельские епарх. ведомости. Архангельск, 1917. № 6-7. Частъ офиц. С. 70.

№ 104. Из воззвания к пастырям и пастве архиепископа Кишиневского и Хо-тинского Анастасия (Грибановского)

Конец марта 1917 г.

Многие из вас смущаются ныне духом от быстрой смены событий, потрясших наше Отечество, и вы невольно обращаете к нам ваш вопрошающий взор....Без воли Бо-жией даже волос не может упасть с головы нашей; тем менее могут изменяться судьбы народов и царств. Волею и милостию Божиею царствуют цари, волею или попущением Божиим они и перестают царствовать, как это случилось ныне в нашем Отечестве. Много разнообразных суждений мы слышим ныне по поводу этого события. Но там, где со­вершаются судьбы Божий, там должен смолкнуть суд человеческий.

По чувству христианской любви и всепрощения не будем озираться вспять с чувством раздражения и злобы....По долгу сынов своего Отечества, ради сохранения порядка в государстве, будем повиноваться Временному Правительству и молиться о ем, пока весь великий русский народ не соберется на Учредительное Собрание и не из­берет себе постоянного властителя по сердцу своему и, надеемся, по изволению и бла­гословению Божию. Тем, чья совесть не успела еще вполне примириться с т[ак] н[азы-ваемым] новым порядком, мы скажем, что государственная власть по своей природе есть Божественное учреждение, что анархия одинаково вредна как для общественной, так и для церковной жизни. Св[ятые] Апостолы оставили непререкаемый урок каждому из нас, когда словом и примером заповедовали первым христианам повиноваться даже языческим правителям, если только последние не будут требовать от них чего-либо противного их христианской совести. Вместе с подчинением Правительству, будем повиноваться любовию друг другу.

Кишиневские епарх. ведомости. Кишинев, 1917. № 13-14. Отдел офиц. С. 65-67.

№ 105. Из пасхального обращения1 к духовенству Холмской2 епархии епископа Вельского3 Серафима (Остроумова)4

2 апреля 1917 г.

...Я благодарю Бога, что мне удалось в настоящее исключительное время обновле­ния всей русской жизни начать дело объединения Холмщины, сплотить уроженцев и де­ятелей Холмщины во имя принципа «все для блага Холмщины и ее коренного населения». Теперь из недр своих Холмщина уже шлет своих сынов на защиту своих прав, и ее сыны призываются теперь быть устроителями свободы и счастья своей родины. В их надежные руки мы и отдаем будущее Холмщины. Мы же будем там, где наша паства, где вся Холмщина. Наша задача лишь вносить христианские начала любви, свободы и братства в народную деятельность, чтобы не было злобы, раздоров и нестроений и чтобы все было проникнуто одной христианской любовью. Холмщина в настоящий тяжелый момент, - когда она вся рассеяна, распылена, страдает и мучается, - нуждается в этой любви и, о, если бы мы могли отереть слезы нашего бедного, почти голодного, народа, страдающего в муках беженства.

Вся моя душа, вся моя любовь в этом отношении с Холмщиной, и если я могу быть чем-либо ей полезен, я всегда всего себя отдаю ей.

Христос воскресе, дорогая Холмщина! Я призываю благословение Воскресшего Спа­сителя на твою работу и работу тех, кому ты ныне вручаешь свою судьбу. Христос воскресе, дорогие мне Холмские пастыри, соработники мои на Холмской ниве! Во имя Воскресшего Спасителя объединяйтесь вы в работе на пользу вверенного вам Богом народа. Сохраним неугасимым свой светильник любви к родине, к ее святыням и народу нашему, сбережем живою душу Холмщины. На знамени победы Христа над смертию написаны слова: «все для блага человечества», так и на знамени вашей работы пусть будут написаны слова: «все для олага Холмщины и ее коренного населения». Да воскреснет Холмщина к новой жизни и пусть в обновленной России отселе ей будет имя не многострадальная Холмщина, как мы привыкли ее называть, а Воскресшая Холмщина.

Холмская церковная жизнь. М., 1917. № 5-6. С. 104-105; Холмский народный листок. М., 1917. №5-6. С. 23-24.

1 Пасха в 1917г. праздновалась 2 апреля.

2 В Холмскую епархию входили Люблинская и Седдецкая губернии Царства Польского.

В настоящее время г. Холм называется Хелм (Польша).

3 Город Вельск относился к Гродненской губернии.

4 В марте - апреле 1917г. викарий Холмской епархии епископ Вельский Серафим являлся уп равняющим Холмской епархией. В связи с военными действиями он проживал в Москве.

№ 106. Из пасхального воззвания к пастве епископа Калужского и Боровского Феофана (Туликова)

2 апреля 1917 г.

...Источник нашего воскресения - Христос, воссиявший из гроба, да оживит начало нарождающейся новой жизни нашей и освятит ее печатью Духа Господня, в Котором истинная свобода [2 Кор. 3, 17].

Калужский церк. -обществ, вестник. Калуга, 1917. № 10-11. С. 2.

№ 107. Из пасхального послания к духовенству епархии епископа Калужского и Боровского Феофана (Туликова)

2 апреля 1917 г.

...С началом новой жизни нашего отечества увеличивается, делается более раз-. посторонней ваша деятельность. Составляя из себя воинство Христово, борющееся с человеческим грехом при посредстве богодарованных сил, все пастыри Церкви Пра­вославной не могут быть чужды участия в общественной жизни своих пасомых. Это участие должно быть особенно в настоящее время, когда в обновленной новым строем Российской державе призываются к строительству общественной и государственной жизни все, любящие свою родину, все, как свободные граждане отечества. Не касаясь политики1 в своей чисто церковной деятельности, в душеспасении, пастыри церкви, как граждане свободной страны, тесно связанные с ее жизнью, обязанные ей своим об­разованием и материальными условиями своего существования, должны с своей стороны способствовать культурному прогрессу своих пасомых-сограждан, чтобы своим раз­витием граждане свободного отечества были достойны дара свободы и стали в уровень с гражданами просвещенных государств мира.

Калужский церк.-обществ, вестник. Калуга, 1917. № 10-11. С. 4.

1 Выделено Феофаном.

№ 108. Из пасхального приветствия к духовенству и мирянам архиепископа Алеутского и Северо-Американского Евдокима (Мещерского)

2 апреля 1917 г.

Христос воскресе!

Дорогие пастыри и пасомые!

...Путем страданий и неисчислимых бед она1 быстро идет к своему возрождению и обновлению. Скоро, скоро засияет давно жданная и желанная свобода на великой русской Земле. Легко будет всем жить тогда. И соберутся под живительными лучами этой золотой свободы все верные сыны св [ятой] Руси от моря и до моря в одну великую братскую семью. И не будет больше места заклятому врагу Славянства на нашей свободной земле.

Не будет больше он пить нашей крови. И будем свободны мы, будет свободен наш труд, будем есть свой кусок хлеба только мы и только дети наши.

Христос воскресе!

Американский православный вестник. Нью-Йорк, 1917. № 13. С. 194-195.

1 Она - то есть Россия.

№ 109. Из проповеди епископа Александровского Михаила (Космодемьянского), викария Ставропольской епархии, священнослужителям и церковным старостам г. Ставрополя1 и сельских церквей 1-го благочиннического округа

4 апреля 1917 г.

...Я не стану подробно останавливаться на таком, например, поразительном совпаде­нии, что выступлению династии Романовых на арену жизни Русского государства предше­ствовал Гришка Отрепьев2, тело которого было потом сожжено и прах его выстрелили из пушки; а свержению той же династии способствовал своим позорным фаворитством не ме­нее позорный другой Гришка - Распутин, тело которого тоже сожжено3. Согласитесь, однако, что это не простое только случайное совпадение.

Но я остановлю ваше внимание на более глубоком сопоставлении. Разве, например, не глубокий смысл кроется в том сопоставлении, что восстание русской народной жизни из-под векового гнета самодержавного режима, придушившего всякую самость, свободу и творческую природу многомиллионного нашего народа, началось вместе с пробужде­нием природы от зимней долгой, беспробудной спячки, замертвившей все живое и пок­рывавшей белым мертвым саваном все - и отжившее, и еще крепкое, и даже цветущее, -с пробуждением к новой жизни, цветению, сиянию и красоте ее.

Вчера еще сами создатели новой, свободной народно-правовой русской жизни, устои, столпы этой жизни: Родзянко, Львов, Керенский, Милюков и иже4 с ними сами не знали, не смели думать, мечтать и гадать, что русская жизнь, русский народ может совершить такой небывалый в истории человечества скачок, а уже ныне этот скачок стал совершившимся фактом. Вчера была самодержавная монархия, а нынче уже и конституционная мало кого устраивает.

Еще вчера только река была покрыта ледяным покровом, а уже нынче она вылилась из берегов, и ни в какие каналы и канавы ее не выведешь: неудержимым потоком заливает она поля и луга.

И в природе русской, и в жизни русской - государственной, политической, общест­венной, национальной, вероисповедной, правовой идет полное, всестороннее воскресе­ние человека навстречу ныне празднуемому нами Воскресению Христову, дарующему нам свободу духа и с нею живот5 вечный. Это ли не поразительное провиденциальное совпадение? Христос воскресе!

...Воскрес Христос - и пали рабские дьявольские цепи. Пал самодержавный строй, Деспотический режим - и рушились путы, которыми окована была вся жизнь человека от Утробы матери и до могильной гробовой доски.

И я, кажется, не преувеличу, если скажу, что никакая сторона народной правовой л Русской жизни не была так опутана этими путами, как опутана и крепко-накрепко, на Узел, завязана была сторона религиозной жизни народа и ее отраслей - церковной и кли­ровой. Цезарепапизм, то есть господство в церкви царской власти, или полное зависимое подчинение церкви государству, сказывался на всех сторонах церкви и охватывал круг всей ее жизни и деятельности. [...]

Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. №21. Отдел неофиц. С. 638-643.

1 Г. Ставрополь (Кавказский), губернский.

2 Отрепьев Григорий (Лжедмитрий I) - беглый монах Чудова монастыря. Самозванец, выдавал себя за сына Ивана IV Грозного царевича Дмитрия. Настоящее имя предположительно - Юрий Бог данович, в монашестве Григорий. После смерти царя Бориса Годунова в 1605 г., воспользовавшись государственной смутой, Лжедмитрий занял русский престол, венчавшись на царство. В мае 1606 г., в результате дворцового переворота, он был убит.

3 В первых числах марта 1917 г. могила Г.Е. Распутина, находившаяся в Царском Селе, была вскрыта. Гроб с останками убитого был вывезен за город, прах Распутина был вынут из гроба и сож жен. Сам же гроб зачинщики мероприятия предполагали расплавить (см., например: Слово и жизнь. Вятка, 1917. №22. С. 2).

4 Иже - которые.

5 Живот - жизнь.

№ ПО. Из беседы архиепископа Курского и Обоянского Тихона (Василевского) со священником Г.М. Рождественским - председателем собрания духовенства г. Курска1 Не позднее 6 апреля 1917 г.

Архиепископ Тихон высказал, что он считает предрешенным вопрос о будущем строе России, именно в форме демократической республики.

Калужский церк.-обществ. вестник. Калуга, 1917. № 8-9. С. 7.

1 Слова архиепископа Тихона были переданы собранию курского духовенства, состоявшемуся 6 апреля с участием самого епархиального архиерея. В источнике высказывание Тихона приводится в изложении.

№ 111. Из речи викария Херсонской епархии епископа Елизаветградского Прокопия (Титова)1 на собрании духовенства Одессы

9 апреля 1917 г.

...Духовенство признает новый строй и повинуется властям2.

Биржевые ведомости. Пг., 1917. № 82. С. 5.

Титул епископа уточнен составителем (по названным в Предисловии справочным изданиям) и исправлен, поскольку в источнике допущена ошибка: сказано, что Прокопий являлся епископом Херсонским. Однако в 1917 г. Херсоно-Одесскую кафедру занимал архиепископ Назарий (Кириллов). Титул «Херсонский и Николаевский» епископ Прокопий получил лишь в 1924 г.

По-видимому, речь идет и о Временном правительстве, и о местных органах власти.

№ 112. Из обращения к духовенству епархии епископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского)

9 апреля 1917 г.

Совершилось великое в нашем отечестве. Волею Того, Кто возводит и низводит сильные со престол [Лк. 1, 52-53], твердыня царской власти пала. Свобода возвращена народу. Событием этим приведены в движение все глубины народного духа и народной жизни. Какая великая и трудная задача предстоит тем, кто непосредственно приставлен к народу, каковы все пастыри Церкви православной. Подобает нам опознать знамения времени, уготовиться и выступить на делание.

Омские епарх. ведомости. Омск, 1917. № 15-16. Частъ иеофиц. С. 10.

№ 113. Из речи викария Киевской епархии, епископа Чигиринского Никодима (Кроткова) на молебне перед открытием Киевского епархиального съезда духовенства и мирян

12 апреля 1917 г.

Мы собрались сюда в исключительно важный момент - момент тяжелой войны и го­сударственного переустройства. В этот момент требуется особое напряжение народных сил.

Русское духовенство, идущее с народом и вышедшее из недр его, в трудные моменты всегда мощно возвышало свой голос. И к этому голосу всегда прислушивались с глубоким вниманием. Этот голос необходимо возвысить и сейчас. На очереди вопрос о го­сударственном и церковном переустройстве. И кому же подумать о делах церковных, как не непосредственно заинтересованным в них пастырям?

Мы собрались сюда да великое дело. Призовем же Божие благословение на него и помолимся Вечерняя газета. Киев, 1917. № 1385. С. 3.

№ 114. Резолюция епископа Олонецкого и Петрозаводского Иоанникия (Дьяч-кова) на телеграмме Вытегорского1 Исполнительного комитета2

12 апреля 1917 г.

Удивляюсь! Неужели пастыри церкви забыли пример пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа и Его святые заветы! Напоминаю таковым, что долг пастырей служить примером послушания Временному Правительству, и, мало того, призывать свою паству к тому же словом убеждения, вразумления и всеми тому подобными способами и средствами. И пастыри церкви, решающиеся восстановлять население против Временного Правительства, пусть знают, что за такого рода деятельность они подлежат в правовом Государстве суду по всей строгости законов, как враги Государства, как не отвечающие своему высокому назначению, такого рода пастыри будут устранены и по суду церковному от пастырского делания. РГИА. Ф. 797. On. 86. 1917. Ill отдел. Vстол. Д. 22. Л. 146-147. Машинопись. Подлинник; Олонецкие епарх. ведомости. Петрозаводск, 1917. № 8. Отдел офиц. С. 165.

1 Г. Вытегра Олонецкой губернии.

2 Телеграмма, полученная епископом Иоанникием, была следующего содержания: «Вытегор- ский исполнительный Комитет, осведомившись, что некоторые священники Вытегорского уезда восстанавливают население против Временного Правительства, просит принять в этом отношении срочные энергичные меры».

3 Так в тексте.

№ 115. Из речи викария Ставропольской епархии епископа Кубанского и Ека-теринодарского Иоанна (Левицкого) на открытии Чрезвычайного съезда делегатов Духовенства Кубанской епископии1

13 апреля 1917 г....В настоящее время молчать нельзя. Голос духовенства должен теперь звучать

звонко и отчетливо. К голосу нашему теперь прислушиваются все - и преданные св. Церкви, и враждебно к ней настроенные, и все ждут от нас ответа на волнующие всех вопросы: чего желает духовенство, куда оно пойдет и каково его отношение к современ­ной политической жизни.

Духовенство давно сознавало тяжелое порабощение народа и церкви сильными мира сего. Сознавало это и скорбело и, сколько могло, возвышало иногда свой голос. Но голос его, как слабый, заглушался более сильными голосами и почти не достигал желанной цели. Теперь народ-богатырь сбросил с себя оковы рабства, и Церковь вздохнула свободнее. Как узник, освобожденный из темницы, чувствует себя на верху счастья, так и церковь в лице верных чад своих не может не радоваться своему осво­бождению от тех стеснений, которые давили самоопределяющуюся ее жизнедеятель­ность. Только свободная церковь в свободном государстве может свободно служить народному благу...

Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. №20. Отдел неофиц. С. 597-598.

1 Съезд состоялся в Екатеринодаре. Кубанская область и ее столица Екатеринодар в церковно-административном плане относились к Ставропольской епархии. С 1920 г. Екатеринодар - Краснодар.

№ 116. Из призыва к духовенству Н.-Новгорода архиепископа Нижегородского и Арзамасского Иоакима (Левицкого)

23 марта -15 апреля 1917 г.

...Содействовать Временному правительству и полностью подчиниться ему, тру­диться на оборону государства.

Нижегородский церк.-обществ, вестник. Н.-Новгород, 1917. № И. С. 185-186.

№ 117. Из обращения к духовенству Уфимской епархии епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (князя Ухтомского)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.2.96 (0.105 с.)