Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из речи на поместном соборе рпц 1917-1918 гг. Епископа астраханского и енотаевского митрофана (краснопольского)

Поиск

11 октября 1917 г.

Припомните это недавнее время государственного переворота1, и как реагировала на него Церковь, и в каком положении она оказалась. Я не могу с подробностью останавливаться на этом событии, потому что я лицо, подчиненное Св[ятейшему] Синоду. [...] Воззвания Синода были бездушны, они не затрагивали жизненного церковного нерва и прошли незамет­ными, скользя лишь по поверхности русской церковной жизни. Мы видели, как внутри Церкви бушевали разрушительные силы, как они коверкали и уродовали русскую церковную жизнь. Видели и попытки Синода и отдельных членов Синода противостоять этим разрушительным силам. Но чаще случалось, что последние возобладали, и Синод шел следом за ними и иногда, пытаясь ввести в русло церковную жизнь, своими разноречивыми постановлениями вносил еще больше разрухи.

Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 1994. Т. 2. Деяние 24. С. 228-229.

1 Имеются в виду революционные события февраля-марта 1917г.

Приложение II к № 22 Из послания патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина) «О не­вмешательстве в политическую борьбу»

25 сентября (8 октября)11919 г.

Архипастырям и пастырям Церкви Российской.

...Но мы2 с решительностью заявляем, что такие подозрения3 несправедливы: уста­новление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь от­носительное историческое значение.

...Указывают4 на то, что при перемене власти служители Церкви иногда приветствуют эту смену5 колокольным звоном, устроением торжественных богослужений и разных церковных празднеств. Но если это и бывает где-либо, то совершается или по требованию самой новой власти, или по желанию народных масс, а вовсе не по почину служителей

Церкви, которые по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими она возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций...

Цит. по: Акты святейшего Тихона... С. 163-164; Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. / Сост. В. В. Виноградов, иеромонах Дамаскин (Орловский), священник Георгий Ореханов и dp. М., Памятники исторической мысли.

2000. С. 843-844.

1 Ранее, 19 января (1 февраля) 1918 г., патриарх Тихон издавал указ («Предписание») духове нству о невмешательстве в политику. Упоминание об этом см.: Акты святейшего Тихона... С. 82.

2 Мы - то есть патриарх Тихон.

3 В послании речь идет, в частности, о имевших место подозрениях Советской властью духо венства РПЦ «в скрытой контрреволюции, направленной к ниспровержению Советского строя».

4 Граждане, паства, власти указывают духовенству на то, что... (смысловая экстраполяция составителя).

5 Из содержания послания не ясно, о какой конкретно смене идет речь. По-видимому, - о пе ремене государственной власти, произошедшей или в феврале-марте, или в октябре 1917 года. Воз можно, речь идет и о смене властей на региональном уровне, неоднократно происходившей в период Гражданской войны в различных местностях России.


1.2. Из ПРОПОВЕДЕЙ И ПОСЛАНИЙ

К ПАСТВЕ ЕПИСКОПАТА,

ОБРАЩЕНИЙ ДУХОВНЫХ КОНСИСТОРИЙ

№ 23. Из проповеди к пастве викария Ярославской епархии епископа Рыбинского Корнилия (Попова)

3 марта 1917 г....Мы с вами словно грозой встревожены печальным известием о страшной меледо­усобной брани в Петрограде. Причиной всему царское правительство. Оно уже свергнуто волей народа, как не удовлетворявшее своему назначению и допустившее страну до голода и беспорядков. Государственная Дума по требованию народа избрала новое правительство из представителей народа, чтобы это новое правительство вывело русский народ и русскую армию на путь победы и славы.

Ярославские епарх. ведомости. Ярославль, 1917. № 9-10. Частъ иеофиц. С. 109.

№ 24. Распоряжение епископа Вятского и Слободского Никандра (Феноменова) ви­карному епископу Сарапульскому и Елабужскому Амвросию (Гудко) и благочинным епархии

3 марта 1917 г.

По получении газет и телеграмм с Манифестами об отречении Государя от прес­тола распорядитесь прочитать Манифесты в церквах и заменить в ектениях и молитвах прошения о нем и царствующем доме словами «о Всероссийском Правительствующем Синклите». Поступайте так, пока станет Вам известно распоряжение Святейшего Си­нода. Действуйте на народ успокоительно.

Слово и жизнь. Вятка. № 19. С. 4.

№ 25. Из заметки о политической позиции викария Вятской епархии епископа Сарапульского и Елабужского Амвросия (Гудко)

3- 5 марта 1917 г. Епископ Амвросий в переполненном молящимися соборе восхвалял бывшего царя [Николая II] и в особенности его супругу [императрицу Александру Федоровну], чем внес в народ нежелательное возбуждение1.

Кама. Сарапул, 1917. № 52. С. 4. В качестве реакции на упомянутую проповедь от городской думы Сарапула и предс­тавителей всех групп населения 5 марта 1917г. на епископа Амвросия была направлена жа­лоба Св. синоду. В вину архипастырю ставилось произнесение монархической проповеди и высказывание симпатий Николаю II и императрице. Не прошло и двух недель, как Синод Ии марта постановил уволить епископа Амвросия на покой, с назначением его настоятелем


одного из отдаленных монастырей (ЦВ. 1917. № 9-15. С. 70; Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 23. С. 4.).

№ 26. Из ответного слова митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) на приветственную речь нового обер-прокурора Св. синода В.Н. Львова на первом заседании Св. синода при Временном правительстве1

4 марта 1917 г. [Митрополит Владимир] заявил, что давно знает В.Н. Львова как ревностного за­щитника православной церкви и приветствует его как желанного гостя, под управлением которого работа Синода пойдет успешнее для пользы родины и православной церкви.

Русское слово. М., 1917. № 51. С. 2.

1 Отрывок приветственного слова митрополита в источнике приводится в изложении.

№ 27. Из речи архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стад-ницкого)1 на первом заседании Св. синода при Временном правительстве2

4 марта 1917 г.

В настоящую историческую минуту не могу не высказать несколько слов, быть может и нескладных, но идущих от сердца. Господин обер-прокурор говорит о свободе Церкви. Какой прекрасный дар! Свобода принесена с неба Спасителем нашим и Господом: «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» [Ин. 8, 36]; она выстрадана апостолами, куплена кровью мучеников. И великий дар свободы стоит испытаний и страданий. Двести лет Православная Церковь пребывала в рабстве. Теперь даруется ей свобода. Боже, какой простор! Но вот птица, долго томившаяся в клетке, когда ее откроют, со страхом смотрит на необъятное пространство; она неуверенна в своих силах и в раздумье садится около порога дверец. Так чувствуем себя в настоящий момент и мы, когда революция дала нам свободу от цезарепапизма... Великий дар свободы куплен и приобретается всегда ценой испытаний. Утверди, Господи, Церковь Твою!

Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. № 7. Частъ неофщ. С. 324-325.

1 Архиепископ Арсений до 14 апреля 1917г. являлся постоянным членом Св. синода РПЦ.

2 Речь была произнесена в ответ на объявление обер-прокурором В.Н. Львовым о предостав лении Временным правительством Российской церкви «свободы от цезарепапизма». Речь воспро изведена архиепископом Арсением 26 марта на собрании духовенства г. Новгорода.

№ 28. Высказывание архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) на первом заседании Св. синода при Временном правительстве в момент выноса царского кресла1

4 марта 1917 г.

Вот, выносят символ цезарепапизма!2

Богословские труды. М., 1998. Вып. 34. Юбилейный выпуск. С. 81.

1 В «Богословских трудах» сказано, что на этом заседании было вынесено кресло обер-прокурора Св. синода и нижеприводимое высказывание архиепископ Арсений произнес в качестве реакции на это событие. Однако многочисленные очевидцы (в том числе сам Арсений) свидетельствуют, что было вынесено именно царское кресло. Причем при выносе трона принимали участие иерархи, члены Св. си­нода, в числе которых - митрополит Владимир (Богоявленский) (см.: Жевахов Н.Д. Указ. соч. Т. 2. С 191; ВЦОВ. 1917. № 1. С. 2-3: Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. №11. Часть неофиц. С 451; Русское слово. М., 1917. № 51. С. 2; Биржевые ведомости. Ни, 1917. № 55. С. 4).

- По мнению архиепископа Арсения, царское кресло (трон), стоявшее во главе стола заседаний членов Св. синода, являлось «символом цезарепапизма в Церкви Русской» (Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. № И. Часть неофиц. С. 451). Оно находилось рядом с креслом председательствующего в синоде иерарха и предназначалось исключительно для царя.

Повествуя о том же (4 марта) заседании Св. синода, на Новгородском епархиальном съезде, 31 мая, архиепископ Арсений по-другому воспроизвел свои слова в момент выноса царского кресла. Арсений сказал: «...я не смог сдержать себя и обратился с приветствием [к членам Св. синода и обер-прокурору], что Церковь свободна» (Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. № И. Часть неофиц. С. 451; Новгородская жизнь. Новгород, 1917. № 21. С. 3).

№ 29. Из воззвания к пастырям и пастве Грузинского экзархата1 экзарха Грузии, архиепископа Карталинского и Кахетинского Платона (Рождественского)

4 марта 1917 г.

К вам, сотрудники мои и паства моя, слово мое в этот исторический момент.

Родина наша становится на новый путь. Не мятеж теперь, не разложение, не разорение, не распри нужны нашей Родине, а объединение, укрепление, спокойствие. В мирной, крот­кой, многострадальной России не должно быть и, Бог даст, не будет революционного ада. Никакого шатания умов и сердца не должно быть и, Бог даст, не будет теперь у нас в крес­тоносной Грузии. Того повелительно требует от нас, прежде всего и более всего, нынешнее положение вещей. Крепкие духом доблестные войска наши победоносно шествуют по ука­занию славного вождя своего, Августейшего Наместника нашего2, к Багдаду.

...И теперь, борясь одной рукой с коварным врагом, другой будем творить мирную со­зидательную работу, будем мирно и возможно спокойно перестраивать нашу внутреннюю жизнь, если она требует переделки и перестройки. Следует ли волноваться, надо ли огорчать друг друга и, тем более, проливать кровь, если это пойдет на пользу не нам, а нашим врагам. В сознании важности переживаемого момента, пусть каждый из остающихся дома граждан отдается мирной созидательной работе, зная, что только мир, согласие, любовь и единоду­шие приведут нас в обетованную землю упорядоченной и благоустроенной жизни.

Без спокойствия, без сплочения, единения и сознания нами своего долга пред Роди­ной, никакое правительство, как бы оно ни было идеально, не спасет нас. Как архипас­тырь церкви Христовой, проповедницы мира и любви, я отечески взываю к вам, сотруд­ники мои и паства моя, не терять в эту историческую минуту самообладания, терпения и рассудительности и спокойно встречать все, что бы ни послал нам Бог, без воли Которого и волос не падает с головы нашей. Он, Многомилостивый, не пошлет нам ничего такого, что не было бы нам во благо и на нашу пользу.

Тифлисский листок. Тифлис, 1917. №51. С. 1.

1 В Грузинский экзархат были объединены четыре кавказские епархии РПЦ: Грузинская (Кар-талинская и Кахетинская), Имеретинская, Гурийско-Мингрельская и Сухумская. Экзарх являлся полномочным, самостоятельным официальным представителем соответствующих четырех епархий и входящих в них викариатств. До 1917 г. кафедра экзарха Кавказского в РПЦ считалась четвертой по чести после Петроградской, Московской и Киевской (Булгаков С.В. Указ. соч. Т. 2. С. 1399; Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. С. 686-687, 853).

2 Наместником императора на Кавказе и главнокомандующим войсками Кавказского фронта был генерал от кавалерии великий князь Романов Николай Николаевич (Мла дши й; 1856 - 1929 гг.; внук императора Николая I) (Советская военная энциклопедия. Т. 5. М., 1978. С. 597).

№ 30. Из проповеди архиепископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова) 4 марта 1917 г.

...Сегодня отпечатан в нашем граде манифест Царский. Вот документ, которым Царь Сам освобождает нас от присяги, данной на верное ему служение и, передавая Престол Российский Брату Своему Великому Князю Михаилу Александровичу, запове­дует Ему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с предс­тавителями народа в законодательных учреждениях.

Таким образом, мы оказались при новой, но совершенно законной власти, состоя­щей как бы из двух половин: законного государя и представителей народа в законодатель­ных учреждениях. Нужно было ждать манифеста Великого Князя Михаила Александро­вича о вступлении Его на престол, но вместо того получена официальная телеграмма об Отречении Великого Князя Михаила Александровича от Престола.

...Таким образом, освобожденные Самим Государем от присяги Ему, мы имеем в лице Временного Правительства, Государственной Думой учрежденного, вполне законную власть, которой Государь и следом за ним Великий Князь Михаил Александрович передали свои Верховные права. Посему должны мы теперь повиноваться Временному своему Пра­вительству, как повиновались не за страх, а за совесть Государю своему, отрекшемуся ныне от управления нами.

Тамбовские епарх. ведомости. Тамбов, 1917. № 10-11. Отдел неофиц. С. 247-248.

№ 31. Из речи епископа Псковского и Порховского Евсевия (Гроздова) в кафед­ральном соборе Пскова

4 марта 1917 г.

...Возлюбленные братие, в час, полный глубокого исторического значения, в час, когда созидается новая форма государственного правления, дерзаю вместе со святым апостолом обратиться к вам с той же мольбою: «Детки, любите друг друга». Будем пом­нить, что эта заповедь не только апостола, но и Нашего Возлюбленного Спасителя Гос­пода Иисуса Христа. Будем помнить, что к спокойствию, к отсутствию ненависти и вражды, взаимному уважению, исполнению каждым своего долга зовет нас и Временное Пра­вительство, к которому отныне вполне законно перешла Верховная власть.

Я же, смиренный служитель Распятого, с своей стороны на мирную и плодотворную в новом строительстве деятельность вашу призываю Божие благословение.

Псковские епарх. ведомости. Псков, 1917. № 6-7. Отдел неофиц. С. 89.

№ 32. Из беседы корреспондента газеты «Московский листок»1 с епископом Антонином (Грановским), бывшим Владикавказским2

4 марта 1917 г.

 

[Епископ Антонин] светло смотрит на будущее, но заявляет, что предстоит борьба, к которой нужно быть готовыми.

1 Беседа с епископом Антонином напечатана в кратком изложении, которое публикуется полностью.

2 Епископ Антонин проживал на покое в Москве, в Богоявленском (по другим сведениям - в Заиконоспасском) монастыре. Он имел репутацию борца с самодержавием. В 1905 г., после вы хода Манифеста 17 октября, Антонин (в то время - епископ Нарвский, викарий СПб. епархии) пе рестал поминать на церковных службах императора как «самодержавного», за что был подвергнут церковному наказанию в виде ссылки в Троице-Сергиевский монастырь С.-Петербургской митро полип. См. комментарии к документу № 686 и приложение к нему.

№ 33. Воззвание к пастве епископа Тихвинского Алексия (Симанского)1

4 марта 1917 г.

Твердо веруя, что за крестом наших испытаний и внутренних нестроений дорогой Родины наступит светлое воскресение и обновление Великой России, православное ду­ховенство г. Новгорода призывает всех объединиться в общей горячей молитве к Мило­сердному Господу, да благословит Он в эти тяжкие минуты созидательную работу нового, облеченного доверием народа Правительства2, и просит православное население Нов­города во имя блага Родины пребывать в полном и нерушимом единении с представите­лями народа в Законодательных учреждениях, соблюдая во всех своих действиях полное единодушие и спокойно выполняя законные требования Власти, которую в настоящее время в городе Новгороде представляет Комитет Общественного спокойствия.

Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. № 5. Частъ иеофиц. С. 252; Богословские труды. М., 1998. Вып. 34. Юбилейный сборник. С. 72.

1 Викарий Новгородской епархии епископ Алексий (Симанский): с 22.01 (04.02). 1945 г. - патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

2 В Журнале Московской патриархии (ЖМП) перепечатана лишь часть данного воззвания (ЖМП. М., 1957. № 11. С. 40). Отрывок в ЖМП оканчивается на месте, выделенном знаком «2». В отличие от первоисточника, окончание последнего предложения в ЖМП звучит так: «созидатель ную работу нового строя».

№ 34. Из проповеди викария Новгородской епархии епископа Тихвинского Алексия (Симанского) в Софийском соборе Новгорода1

5 марта 1917 г.

[В последнее время в России], с одной стороны, шла беспримерная в истории на­родов тяжелая война, а с другой, внутри совершались неслыханные измены со стороны тех, кто был призван царем в качестве ближайших сотрудников в управлении го­сударством....Постепенно воздвигалась между царем и народом все более и более плотная стена, которую намеренно строили те, кто желал скрывать от царя нужды и вопли народные....Призывая всех к усиленной молитве о помощи Божией в настоящую годину грозного испытания, к объединению в духе христианской любви и мира, к спокойному подчинению новому правительству, возникшему по почину Государ­ственной Думы и облеченному полнотою власти для создания будущей мощи и счастья в дорогой родине, Его Преосвященство2 призвал благословение Божие на это новое Правительство, указав, что без помощи Божией тщетны бывают самые лучшие порывы человеческие.

Новгородские губернские ведомости. Новгород, 1917. N° 18. С. 2.


1 В источнике проповедь приводится в изложении. Еще в более кратком изложении она напе чатана в журнале «Богословские труды» (М, 1998. Вып. 34. Юбилейный сборник. С. 72-73).

2 Епископ Алексий (Симанский).

№ 35. Из речи архиепископа Владимирского и Шуйского Алексия (Дородницына) перед молебном в кафедральном соборе

5 марта 1917 г.

...Сделаем для нее1 все, что можем, для того, чтобы она в эти дни была мирна, спо­койна и уверена в своих детях, уверена в том, что никто и ничто не помешает ей творить новый государственный строй, созидать новую государственную власть.

...В эти священные дни созидания новой государственной жизни не должно быть насилий и убийства, грабежей, пьянства и иных проявлений злой воли. Мы должны предаться усиленной молитве о благе нашей дорогой Родины с надеждой на мило­сердие Божие, мирно ожидая, какую пошлет Он нам власть. Мы не одиноки. Там, в Петрограде народные представители работают над созиданием государственной власти. Они создали уже власть для нашего города - это Временный Исполнительный [Влади­мирский] Губернский Комитет. Он есть центральная власть, ему мы должны под­чиняться и исполнять его распоряжения. Мало того, мы должны помогать ему всеми зависящими от нас мерами поддержать в нашей губернии порядок и спокойное течение жизни, мы должны твердо помнить, что помогая ему, мы делаем общее всенародное дело строения новой государственной жизни.

Владимирские епарх. ведомости. Владимир, 1917. № 9-10. Отдел неофиц. С. 82.

1 То есть для Родины.

№ 36. Из послания к пастве архиепископа Таврического и Симферопольского Димитрия (князя Абашидзе)

5 марта 1917 г.

Совершилось. Тот, без воли которого и волос не падает с головы нашей, положил предел царствования бывшего Государя. Бесчисленные губительные непорядки, допу­щенные бывшим правительством, крайне недобросовестно совершавшим свое служение, злоупотреблявшим властью, постоянно и искусно вводившим всех в заблуждение, пов­лекли за собой государственную разруху, расстройство во всех наших делах.

Нынешняя кровопролитная великая отечественная война ясно, до очевидности для всех обнаружила, что страна наша и Русский народ стоят на краю пропасти, жадно раскрывшей пасть свою для поглощения нашего Отечества. Создалась эта ужасная бездна и верховная власть вернулась к Русскому народу великому и пространством земли, и своей численностью, и духом, - устраивать на новых началах свою государственную жизнь. Совершилась воля Бо-жия о новых судьбах Отечества нашего. Кто противостанет воле Его? [Рим. 9, 19].

...Ныне Промыслитель предоставил нас самим себе. Ныне Сам Царь Небесный за­нял Престол Русского Царства, дабы Он, Единый Всесильный, был верным помощником нашим в постигшей нас великой скорби, в бедствиях, нагнанных на нас бывшими руко­водителями государственной жизни нашей.

Поистине трудное тяжелое время настало для Русской земли. Отечество наше тер­пит ныне труды и болезни рождения. Дни наши, радующие нас светлой и мирной будущ­ностью Русской земли, ныне почти во всем напоминают нам древнее великое потрясение, постигшее наше Отечество триста лет тому назад, когда соседний народ напал на землю Русскую, полонил села и города ее, взял столицу Царства и готовился стереть с лица земли самое русское имя. Подобно этому и теперь внешние враги окружили нас, ведут с нами борьбу не на жизнь, а на смерть, всячески добиваются сломить крепость нашу, завладеть нами, захватить землю нашу, лишить нас царственной свободы и сделать нас своими рабами, приравнять нас к скотам бессмысленным.

...Мы все ныне должны забыть все распри, раздоры, ссоры, споры и недоразумения, существовавшие когда-либо между нами и, помня заповедь Христа Бога о нашем единстве, завет Его великого Апостола о хранении спасительного единения, о неразделении, о неговорении: «я Павлов, я Аполлосов, я Кифин» [1 Кор. 1, 10-12], быть сынами единого Отечества, защищать его, не щадя своей жизни и во всем усердно и добросовестно, не за страх, а за совесть, без ропота и лицемерия повиноваться новому Нашему Правительству. Это спасительное повиновение, требуемое от нас Словом Божиим, которое говорит нам, что существующие власти от Бога установлены, и в котором Сам Бог возвещает: «Мною повелители узаконяют правду» [Рим. 13, 1; Прит. 8, 15], должно прежде всего проявляться в сохранении всеми нами тишины и порядка, в мирном исполнении каждым из нас ле­жащих на нем обязанностей общественных и частных.

...Сражающаяся Армия нуждается в пище, требует для себя огромного количества хлеба. Самой армии негде достать пропитания. Мы обязаны питать ее, это наш святейший долг. Для наилучшего, наиполезного выполнения этой нашей обязанности мы должны составлять одно целое с Действующей армией; должны образовать одну непрерывную цепь от полей брани до наших мирных жилищ; у нас должны быть неистощимые запасы пищи и снаряжения для нашей армии; мы для нее должны быть как бы обозом, дос­тавляющим ей все нужное. Мы обязаны по первому же зову нашего Народного Прави­тельства раскрыть наши амбары, зернохранилища и свозить хлеб для армии, оставив для своих семей лишь то количество, какое понадобится нам до нового урожая...

Таврический церк.-обществ. вестник. Симферополь, 1917. N° 8-9. С. 175-179.

№ 37. Из проповеди архиепископа Кишиневского и Хотинского Анастасия (Грибановского) в кафедральном соборе Кишинева1

5 марта 1917 г.

Пусть каждый из вас отречется от своих дел и отдастся на служение общему благу спасения Родины от внешнего врага. Отречитесь2 от своих дел и уподобьтесь Государю Императору Николаю Александровичу, который из-за любви к России-родине, как он воз­вещает в своем манифесте, отрекся от престола своих благочестивых предков, сложил с себя верховную власть, чтобы хорошо было общей родине.

Вспомните все дела Государя, все, что сделал он на своем крестном пути в свое царствование. Вспомните последний его завет, которым он призывает всех верных сынов отечества к исполнению долга в тяжелую минуту всенародных испытаний, чтобы вывести государство Российское на путь победы, благоденствия и славы.

Бдите и молитесь, да не внидите в напасть, и будьте верными сынами своей матери-Церкви Христовой. Только общими усилиями возможно умолить Господа, чтобы Он отвлек от нас Свою карающую руку и не дал нам погибнуть3.


РГИА. Ф. 797. On. 86. 1917. Ill отдел. IVстол. Д. 64. Л. 70 б. Вырезка из газеты «Бессарабец» (Кишинев, 1917. 6 марта).

1 Существует и другая редакция этой проповеди, напечатанная на страницах епархиального журнала: «Пусть каждый из вас отречется от своих дел и отдастся на служение общему благу спа сения Родины от внешнего врага, подобно Государю Императору, который из-за любви к России принес самую великую жертву, какую только можно принести, сложив с себя тяжкое бремя управ ления государством. Искусимся от посещения Господня, дабы Он не приложил нам болезнь на бо лезнь; будем бодрствовать и молиться, как верные чада Христовой Церкви, ибо дни лукавы суть (Кишиневские епарх. ведомости. Кишинев, 1917. № 15-16. Отдел неофиц. С. 277).

2 Так в тексте.

3 По запросу обер-прокурора Св. синода о содержании проповеди, напечатанной на страни цах правой газеты «Бессарабец», архиепископ Анастасий дал ответ, что «выражения, в коих изло жена проповедь, более чем неточны, но основная мысль представлена правильно». Архиепископ Анастасий также отметил, что его слова «внесли заметное успокоение в народную мысль и со весть», и что он «получил целый ряд выражений благодарности от богомольцев за свое краткое ело во» (РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. IV стол. Д. 64. Л. 69-70а.об.).

№ 38. Из поучения архиепископа Харьковского и Ахтырского Антония (Храпо-вицкого) в Успенском соборе Харькова1

5 марта 1917 г.

...Меня спрашивают, почему я не отозвался к ожидающей моего слова пастве о том, кому же теперь повиноваться в гражданской жизни и почему перестали поминать на мо­литве царскую фамилию.

Отвечаю, но отвечаю по собственному почину. Представители нового Правительства со мною не видались, мне не писали и через других не передавали своих желаний. Пусть никто не думает, что это молчание, или то, что я сейчас скажу, внушено мне страхом. Ареста, которым мне угрожают некоторые ораторы на площади, я не боюсь, не боюсь и смерти. Скажу больше: я восторженно рад буду умереть за Христа. - Итак, от 28-го февраля по 3[-е] марта я ничего не говорил потому, что не знал, какова воля государя, которому мы присягали. Имя его попрежнему возносилось в молитвах; 3 марта стало известно, что он отрекается от престола и назначает Государем своего брата; тогда 4 марта в собрании духовенства было выработано нами поминовение Михаила Александровича, как Российского Государя. Однако через час стал известен манифест об его отречении впредь до избрания его Учредительным Собранием, если таковое избрание состоится. Вместе с тем новый государь повелел по­виноваться Временному Правительству, состав которого, возглавляемый кн[язем] Львовым, господином] Родзянко, вам известен из газет. - С этого момента означенное Правительство стало законным в глазах всех монархистов, то есть повинующихся своим Государям русских граждан. И я, как пастырь церкви, обязанный всегда увещевать народ свой повиноваться предержащим властям, призываю вас к исполнению сего долга теперь, то есть к послуша­нию Комитету новых министров2 и его главе - князю Львову и господину] Родзянке, как временной главе Государства, а равно и всем местным властям, которые были и будут утве­рждены упомянутым Комитетом и его уполномоченными. Мы должны это делать, во-первых, во исполнение присяги, данной нами Государю Николаю II, передавшему власть великому князю Михаилу Александровичу, который эту власть впредь до Учредительного Соб­рания сдал Временному правительству. Во-вторых, мы должны это делать, дабы избежать полного безвластия, грабежей, резни и кощунства над святынями. Только в одном случае не должно ни теперь, ни в прошлом никого слушать - ни царей, ни правителей, ни толпы: если потребуют отречься от веры, или осквернять святыни, или вообще творить явно беззаконные и греховные дела.

Теперь второй вопрос: почему не молимся за царей? Потому, что царя у нас теперь нет и нет потому, что оба царя от управления Россией отказались сами, а насильно их не­возможно именовать тем наименованием, которое они с себя сложили. Если бы царь наш не отказался от власти и хотя бы томился в темнице, то я бы увещевал стоять за него и умирать за него, но теперь ради послушания ему и его брату мы уже не можем возносить имя его, как Всероссийского Государя. От вас зависит, если желаете, устроить снова царс­кую власть в России, но законным порядком, чрез разумные выборы представителей своих в Учредительное Собрание. А какой это будет законный порядок выборов, о том решат, уже не мы духовные, а Временное Правительство3.

Пастырь и паства. Харьков, 1917. № 10. Частъ неофиц.С. 279-281.

1 В мемуарной литературе приводится эта же проповедь архиепископа Антония, но в иной, бо лее краткой редакции: «Когда мы получили известие об отречении от Престола Благочестивейшего Императора Николая Александровича, мы приготовились, согласно его распоряжения, поминать Благочестивейшего Императора Михаила Александровича. Но ныне и он отрекся и повелел пови новаться Временному правительству, а посему, и только посему, мы Доминаем Временное прави тельство. Иначе бы никакие силы нас не заставили прекратить поминовение Царя и Царствующе го Дома» (Антоний (Храповщкий), митрополит. Письма блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкаго). Джорданвилль, N.Y., Свято-Троицкий монастырь. 1988. С. 57).

2 Временному правительству.

3 Последний абзац данного поучения приводится на страницах «Китайского благовестника» (Пекин, 1917. Выл. 6. С. 15).

№ 39. Речь епископа Вятского и Слободского Никандра (Феноменова) в кафед­ральном соборе Вятки1

5 марта 1917 г.

Когда в семье малые дети, то все заботы и труды семейные лежат на родителях, которые, случается, вынуждаются приглашать в помощь себе людей со стороны. И при помощи чужих людей семья поддерживается, дети растут, воспитываются, готовясь сами принять деятельное участие в родительских заботах. И мало-помалу, подрастая, они своим участием делают излишним наемный труд чужих для семьи людей; мало-помалу они облегчают ТРУД и заботы своих родителей, которые, в свою очередь, если сначала властно распоряжались детьми, то потом, по мере подрастания их и участия в семейных трудах и заботах, приближают их к себе, как помощников, прислушиваются к их совету, облекают их своим Доверием родительским, постепенно слагают с плеч своих бремя семейных забот и трудов; наконец, и совершенно устраняются, поручая эти заботы самим детям.

Подобное совершается и в большой семье — народной, государственной. Подобное мы видим в нашей собственной семье Российской. Подрастая, члены ее проникались постепенно сознанием, что могут и должны сами принимать участие в заботах и делах государствен-

что совершенно в состоянии обойтись без помощи чужих людей, со стороны вошед-


62

ших в нашу семью, которые, как чужие, всегда, конечно, больше наблюдают свою собствен­ную выгоду, чем семьи, пригласившей их на помощь, и потому помощь их обходится для этой семьи в конце концов не дешево. Наконец, взрослые члены нашей семьи решили взять все заботы государственные на себя, а глава семьи - царь решил совершенно уступить им свое место. Совершилось, значит, в наши дни самое обыкновенное семейное дело.

Что же делать теперь тем членам нашей семьи громадной, которые сознают или чувствуют, что не достаточно выросли, чтобы вместе со взрослыми участвовать в заботах и делах государственных? Что вообще надо делать той семье, в которой глава ее уступает свое место детям?.. А что бывает в маленькой семье в таких случаях? Дети-малолетки смотрят на своих старших взрослых, как смотрели на родителей: также доверяют им и подчиняются, также, подрастая постепенно, присоединяются к их трудам на семью. И хорошо той семье, где хоть и нет единой главы - отца, но все члены ее дружно и мирно живут между собой, дружно работают, все делают сообща, с общего совета и одобрения, все друг другу доверяют; в их взаимоотношениях нет и тени подозрения в чем-либо дурном, вредном для семьи; а если и явится какое-нибудь подозрение, так сейчас же открыто и безбоязненно высказывается и устраняется. Вот каковы должны быть, по моему сознанию, взаимоотношения членов нашей громадной Российской семьи при совершившемся событии, которое поставило во главе ее народных избранников в Государственную Думу.

Россия вступила на новый путь своей деятельности. Дай же, Боже, ей на этом пути успеха во славу Твою, Господи, и во благо всех сынов ее! Мы знаем, что легче совершается путь в начале, чем в конце; мы опытно дознали, что весь путь легче совершается, если проходится мерным, ровным шагом, а не быстрыми скачками. Пошли же, Господи, России на новом пути идти мерно, уверенно и спокойно, без всяких скачков прежде времени и без нужды утомляющих и обессиливающих! Устрани, Владыка наш Всесильный, все препятствия на этом пути! Да не будет этот путь крестоносным для России; пусть не будет он тяжелым крестом для горячих сынов ее.

Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 20. С. 3-4;

Духовная беседа, г. Поволочь Киевской губ. 1917. Вып. 6. Июнь. С. 309-310. 1 В церковной газете «Слово и жизнь» данная речь опубликована под заголовком «Совершилось самое обыкновенное дело», а в журнале «Духовная беседа» она значится как «Наставление по поводу текущих событий».

№ 40. Из воззвания к пастырям и пастве епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского)

5 марта 1917 г.

Темные силы толкали Родину к гибели... И в эту годину испытаний Промыслу Бо-жию, пути коего неисповедимы, угодно было указать дорогой Родине путь спасения, -вверив судьбы России Правительству из Представителей народных в Государственной Думе, которым прекрасно известны современные недуги и нужды нашего Отечества.

...Прежде всего помните, отцы и братья, что в мире и жизни человеческой ничто не совершается без воли Божией. Господь дал законы жизни миру, Господь и управляет миром, а от нас требуется послушание Воле Божией и вера, что Она, Всеблагая и Святейшая Воля Божия, приведет к доброму, согласному с премудростью Божией, кон­


цу всякое начинание. Утвердитесь, отцы и братья, в этой истине и будьте единомыс-ленны!...Взаимные раздоры и несогласие могут принести непоправимый вред и неис-цельное зло нашей Родине.

...С преданностью воле Божией, единомыслием, миром и любовью пусть все соеди­нят свою заботу о неуклонном исполнении установленного Правительством Государ­ственной Думы порядка и дисциплины, памятуя, что это - одно из вернейших и надеж­нейших средств к устранению общественных бедствий и нестроений, что это необходимое условие взаимного мира и расположения...

Пастыри Екатеринославской1 епархии, соработники мои на ниве Христовой, к вам мое заключительное слово. Вы - ближайшие руководители церковно-приходской жизни народа. На вас лежит святая и священная обязанность ознакомить народ с настоящими событиями, указав ему путь исполнения распоряжений Правительства Государственной Думы, - необходимость полного подчинения ему, и призвать паству к миру, спокойствию и неотложному труду на благо Отечества.

Ештеринославские епарх. ведомости. Екатеринослав, 1917. №8. Офщ. отдел. С. 103-104; Екатеринославская земская неделя. Екатеринослав, 1917. № 23. С. 5.

1 Г. Екатеринослав с 1926 г. - Днепропетровск.

№ 41. Из обращения архиепископа Симбирского и Сызранского Вениамина (Му-ратовскою) к духовенству г. Симбирска на общем собрании городского духовенства

5 марта 1917 г.... [Прошу] как в частной беседе, так и с церк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.015 с.)