Благочинниче-ского округа Новгородской епархии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Благочинниче-ского округа Новгородской епархии



20 марта 1917 г.

Духовенство 1 Крестецкого округа Новгородской епархии, собравшееся на ст[анции] Оку-ловка, Новгородской] ж[елезной] д[ороги], в количестве 14 священников, 1 диакона и 9 псаломщиков, единогласно постановило - приветствовать Временное Правительство в лице г[осподи-на] Обер-Прокурора Свят[ейшего] Синода и вместе с тем высказать полную готовность служить родине и на новом пути ее Государственной жизни, содействуя Временному Правительству во всех его делах и начинаниях, клонящихся ко благу отечества и Свят[ой] православной церкви, о чем и послать господину] Обер-прокурору Св[ятейшего] Синода немедленно телеграмму.

Прежде всего духовенство не может не высказать своего удивления и огорчения по по­воду того, что первосвятители православной церкви, хорошо знавшие о нестроениях в церкви, дошедших ныне до последнего предела, и о вмешательстве в дела церкви и Государства таких темных личностей как пресловутый Григорий Распутин, не только сами преступно и позорно молчали, не только не возвышали своего голоса против безобразий, но преследовали и тех из духовенства, кои имели благородство и мужество о том говорить... Много было на Руси свя­тителей - митрополитов, архиепископов и епископов, но среди их не нашлось Филиппа, кото­рый бы смело раскрыл глаза Государю на язвы церкви и государства... о, горе! о позор!

...Во дни обновления [государственного] строя, падения произвола и насилия и рождения свободы духовенству должна быть дана полная амнистия. Пусть никто же да не плачет прегрешений, явися бо общее царство [братства]!

Новгородские епарх. ведомости. Новгород, 1917. № 7. Частъ иеофиц. С. 334-336.

№ 243. Из резолюции съезда духовенства г. Челябинска и его уезда1

20- 21 марта 1917 г.

Духовенство признает Временное правительство и всецело подчиняется ему и готово всемерно содействовать и помогать ему как в укреплении нового строя, так и в доведении настоящей войны до победоносного конца....Духовенство высказалось за желательность учреждения демократической республики, причем духовенство желало бы примкнуть к тем политическим партиям, которые намерены строить будущую светлую жизнь России на христианских началах братства, любви и свободы, и которые в своей практической деятель­ности не проявляют враждебного и отрицательного отношения к религии. По мнению соб­рания, обсуждение программ политических партий и агитация той или другой политической платформы с церковной кафедры нежелательны и недопустимы.

Оренбургский церк.-обществ, вестник. Оренбург, 1917. № 4. С. 4; ВЦОВ. 1917. №20. С. 4.

1 На съезде присутствовало 50 человек: священники, дьяконы и псаломщики.

№ 244. Из постановления общего собрания духовенства г. Пскова

21 марта 1917 г. Приветствовать Временное правительство и теснее объединиться с епископом1 и прихожанами, чтобы совместно отстаивать интересы Церкви, проводить в жизнь необходимые реформы. Псковские епарх. ведомости. Псков, 1917. №6-7. Отдел неофиц. С. 107. 'Епископом Псковским и Порховским Евсевием (Гроздовым).

№ 245. Из постановления объединенного собрания духовенства г. Владимира

21 марта 1917 г.

...в) В своих поучениях с церковного амвона священники должны избегать по­литических речей (например, о форме правления, о выборах в Учредительное Соб­рание и под.), так как подобные выступления не соответствуют святыне храма и пря­мым задачам пастыря; г) Но чтобы проповедь священника отвечала запросам его слушателей в настоящий момент, он может раскрывать в своих поучениях христианские понятия о свободе в отличии от произвола, о равенстве, братстве, христианский взгляд на власть, собственность, богатство, бедность и т. д.; д) И прежде всего пастырь должен, не стесняясь временем и местом, внушать своим прихожанам необходимость любви и единения между собой и обязательность подчинения Временному правительству, поддержания порядка и спокойствия, уважения к личности, чужому мнению и чужой собственности, необходимость бороться с проявлением злобы, мстительности и насилия.

Тульские епарх. ведомости. Тула, 1917. № 15-16. Часть неофщ. С. 231.

№ 246. Из постановления собрания духовенства г. Вятки

21 марта 1917 г.

п. 1: Цензуру для проповедей и печатного слова отменить и должности цензоров «Вятских епархиальных ведомостей» упразднитъ.

п. 2: Духовенству убеждения свои как с церковной кафедры, так в частных беседах и печати высказывать откровенно, без боязни административного давления.

...п. 4: Ввиду предстоящих выборов в Учредительное Собрание признать необходи­мым, чтобы духовенство вполне объективно знакомило своих прихожан с программами всех партий, не навязывая своих политических убеждений, к какой бы партии сам осве­домитель ни принадлежал. В случаях же, когда прихожане будут спрашивать, к какой пар­тии принадлежит сам священник, последний свое политическое «кредо» высказывал бы вполне откровенно, по совести, но с предупреждением, что его политические убеждения ни для кого из прихожан не обязательны.

п. 5: Возврат к прежнему политическому строю признан категорически нежелатель­ным. Свою политическую платформу Вятское городское духовенство высказало в своем воззвании1 к духовенству епархии.

п. 6: Высказано было желание узнать политические убеждения самого городского духовенства закрытой тайной подачей голосов. По подсчету оказалось: за демократичес­кую республику - 59, конституционную монархию - 8, монархию - 3, христианскую бес­партийность -1 и воздержавшийся -1.

Вятские епарх. ведомости. Вятка, 1917. № 13-14. Отдел неофщ. С. 127-128;

ВЦОВ. 1917..43. С. 4. 1 См. документ № 658.

№ 247. Из резолюций собрания духовенства Орловского1 уезда Вятской губернии

21 марта 1917 г.

I. Заявить о полной и непринужденной готовности духовенства приложить все свои силы к работе на благо родины - на дело укрепления завоеванных народом свобод и послать Новому Правительству, в лице господина] обер-прокурора Св. синода и Исполнительному Комитету Государственной Думы и Совету рабочих и солдатских депутатов телеграммы такого содержания: [приводятся тексты телеграмм]2.

II....Принимая во внимание, что [Всероссийский] крестьянский союз есть поли­тическая беспартийная организация, интересы которой близко соприкасаются с инте­ресами духовенства, принять самое активное и широкое участие в работах по подго­товке населения к выборам в Учредительное Собрание по ознакомлению его с формами государственного устройства, по уяснению истинного смысла свобод, дарованных новым строем, стремясь к тому, чтобы громадная сила, которую представит из себя крестьянство, когда сплотится, пошла по надлежащему направлению - по пути права, а не по пути насилия.

... V. Большинством участников собрания3 высказано пожелание пожертвовать госу­дарству священнические серебряные коронационные кресты4, а также ордена, кресты и ме­дали, полученные от прежнего правительства.

Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 31. С. 3.

1 Город Орлов.

2 См. документ № 463.

'3 На собрании присутствовало 25 священников, 11 дьяконов и 7 псаломщиков.4 Серебряные коронационные наперсные кресты были установлены в 1896 г. в честь коронации Николая II для ношения всеми священниками.

№ 248. Постановление собрания духовенства, корпорации духовно-учебных заведений и церковных старост г. Владимира

26 марта 1917 г.

Пастырская проповедь не должна иметь политического характера, с церковной кафедры не должна быть проповедуема и уясняема какая-либо определенная полити­ческая платформа, но пастырь церкви может и должен освещать с православно-хрис­тианской точки зрения переживаемые события, призывая слушателей к христианскому образу мыслей и действий.

Тульские епарх. ведомости. Тула, 1917. № 15-16. Часть неофщ. С. 232-233; Калужский церк.-обществ, вестник. Калуга, 1917. № 10-11. С. 75;

Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 10-11. Частьнеофщ. С. 404; Орловские епарх. ведомости. Орел, 1917. № 19. Отдел неофщ. С. 308;

Смоленские епарх. ведомости. Смоленск, 1917. № 10. Отдел неофщ. С. 289-290.

№ 249. Из постановления собрания духовенства г. Кургана Тобольской губернии

Март 1917 г.

1) В богослужебных книгах зачеркнуть и во всей церковной практике исключитъ все несоответствующие настоящему политическому положению России, как-то слова: госу­дарь, благочестивейший и т. п. 2) Во всех случаях, когда прихожане обращаются за разъ­яснением о будущем государственном строе в России, обязательно разъяснятъ, что нас ожидает учреждение демократической федеративной республики....4) Проповедовать постоянно, что война должна быть обязательно доведена до победы над немцем, а народ должен тому всеми силами и средствами содействовать.

ГАКО. Ф. 78. On. 1. Д. 41. Л. 9. Цит. по: Бабушкина О.Ю. Церковь и государство в 1917-1918 гг.: поиски компромисса//Проблемы свободы совести, веротерпимости и преодоления религиозного и этноконфессионального экстремизма. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 11-12 октября 2000 г. Курган, КГУ. 2000. С. 39-40.

№ 250. Из резолюций собрания духовенства 1-го благочиннического округа Саратовского уезда

Март 1917 г.

1. Признать Новое Временное правительство, подчиняться всем его распоряжениям, все­ми силами стараться содействовать оному в успокоении страны и доведении войны до победо­носного конца....2. Отправить приветственную телеграмму господину] обер-прокурору Свя­тейшего синода....4. В целях упрочения порядка и спокойствия обратиться от липа духовен­ства 1-го округа Саратовского уезда к солдатам с воззванием. 5. Просить Саратовскую Уездную Земскую Управу выдать духовенству 1 -го округа Саратовского уезда популярные брошюры по­литического содержания (о формах правления, о выборах, политических платформах разных партий и т. д.) для предложения соответствующих объяснений местному населению.

Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 10-11. Часть неофиц. С. 369.

№ 251. Постановление съезда духовенства и церковных старост Лебединского уезда Харьковской губернии1

5 апреля 1917 г.

Об отношении к переживаемым политическим событиям: Прививать народу мысль о необходимости поддерживать Временное Правительство, мирно продолжать свою повседневную работу и всячески поддерживать армию, доставляя ей все необходимое для доведения войны до победного конца.

Лебединские известия. Лебедин, 1917. № 5. С. 3. 1 В работе съезда принимал участие 91 человек.

№ 252. Из постановления собрания духовенства г. Ярославля

6 апреля 1917 г.

Приветствовать новый строй и новое правительство, и оказать последнему всякое зависящее от духовенства содействие и поддержку в целях распространения и укрепле­ния в сознании пасомых новых начал государственного строительства.

Ярославские епарх. ведомости. Ярославль, 1917. № 12-13. Часть неофиц. С. 142.

№ 253. Резолюция по политическому вопросу собрания духовенства г. Ейска и ближайших к нему 10-15 станиц Кубанской области, Ставропольской епархии1

3-8 апреля 1917 г.

Громадное большинство [членов собрания] высказалось за конституционную монархию, где бы парь только царствовал, но не управлял. Управление [страной должно] производиться ответ­ственным перед народными представителями министерством. Монарх царствует пожизненно2.

Ейский листок. Ейск, 1917. № 102. С. 2.

1 Резолюция в источнике приводится в изложении.

2 «Против» резолюции было 6 голосов.

№ 254. Из резолюций собрания духовенства 5-го благочиннического округа Ямпольского уезда Подольской епархии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.016 с.)