Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вторая половина апреля - первая половина мая 1917 Г.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
...Духовенство наряду с прочими гражданами империи должно пользоваться активным и пассивным правом в политической и общественной жизни страны. Тульские епарх. ведомости. Тула, 1917. № 19-20. Частъ офщ. С. 288. № 270. Из резолюций съезда духовенства и мирян Керстенбемского благочиния Рижской епархии, Лифляндской губернии' 23 мая 1917 г. 1. Государство и церковь. Церковь должна получать материальную поддержку от государства, но в своей внутренней жизни церковь [должна быть] вполне свободна от государства. ... 3. Значение православия среди других исповеданий: В [о] внутренней церковной жизни, где православная церковь соприкасается с другими вероисповеданиями, ей отводится первенствующее место, но во внутренней [жизни] государства желательно, чтобы голова2 государства был православный... ГАРФ. Ф. 3431. On. 1.Д. 1. Л. 9-9об. Рукопись. Копия. 1 Шестнадцать пунктов данной резолюции приведены в публикации: Наказы членам Помест ного Собора Русской Православной Церкви. 1917 -1918 гг. /Публ. А.С.Ионова // Исторический архив. М., 2003. №6. С. 150-152. 2 Так в тексте. № 271. Постановление собрания духовенства Бирского уезда Уфимской губернии 25 мая 1917 г. Об отношении к различным политическим партиям: Все принты вообще и каждый в частности должны быть подробно знакомы с существующими политическими партиями, с каковой целью в каждом приходе на об-щеприходские средства должны быть приобретены брошюры и листки политического характера, разъясняющие сущность названных партий, само же духовенство должно быть вне всяких партий, не должно вторгаться в политические дела и вообще — быть весьма осторожно в политических вопросах. Уфимские епарх. ведомости. Уфа, 1917. № 14. Отдел неофиц. С. 384-385. № 272. Из резолюций собрания духовенства, церковных старост и представителей от мирян 5-го благочиния Канского уезда Енисейской губернии1 25 мая21917 г. По вопросу о войне: Съезд, признавая истинное вероучение Христа-Бога, осуждающего всякое убийство, и тем паче массовое, получив возможность в настоящее время свободно следовать долгу своей совести, [на] ходя, что настоящая война, возникшая в процессе борьбы капиталистов всех стран между собою за господство на мировом рынке, носит с самого начала и до сих пор во всех странах явно захватнический характер. И в России революция не изменила и не могла изменить характер этой войны, так как буржуазия, стоящая в настоящий момент у власти, не может отказаться от захвата, не отказываясь от защиты своих классовых интересов. Кроме того, она связана тайными договорами с буржуазией Англии и Франции, в руках шторой Россия была доселе послушным орудием в ее борьбе с враждебной коалицией3, и которая собирается держать Россию в своих руках и далее. Поэтому всякие декларации и прочие словесные заявления об отказе от аннексий, контрибуций и т[ак] д[алее], исходящие от буржуазии, наивны, неискренни. Эти заявления служат лишь средством для прикрытия истинных намерений буржуазии. ддя раздувания шовинизма и отвлечения внимания масс от внутренней борьбы за власть, той борьбы, которая идет в настоящее время между буржуазией и Советом рабочих и солдатских депутатов. Поэтому мы должны оказать всякое содействие к широкой организации трудящихся масс в местные и всероссийский Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и захвату Всероссийским Советом всей политической власти в свои руки, который один только может прекратить эту безумную бойню4, решительно потребовать от своих союзников полного отказа от захватов, аннексий, контрибуций с правом всех наций на самоуправление, как единственном условии5, при котором только и возможен мир всех народов всего мира, а не перемирие6. О формах верховного управления в России: Признавая Всероссийский Совет рабочих и Солдатских депутатов выразителем интересов воли революционного Правительства и революционного крестьянства, считать необходимым поддержать Совет Петроградских Рабочих и Солдатских депутатов, с какой целью находим нужным объединять силы крестьянства совместно с этим Советом, и поручаем Совету принять все меры к немедленному созыву Учредительного Собрания, избранного на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Для установления формы [государственного] Правления и основных законов считать необходимым установление Федеративной Демократической Республики во главе с Президентом, избранным всенародным голосованием на срок не более 3 лет. Законодательная власть должна принадлежать только одной палате, в лице Государственной Думы, избранной на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Самому народу предоставляется право отмены всякого закона путем народного голосования, причем население имеет право само вносить в Государственную Думу законопроекты помимо депутатов, если под ними подпишется точно указанное количество голосов. Исполнительная власть принадлежит объединенному совету Министров, ответственному перед Государственной Думой7. Об отношении к Временному Правительству: Освобождая себя от всякого обязательства по отношению к создавшемуся коалиционному Правительству, поддержать Совет Петроградских Рабочих и Солдатских депутатов8. Об отделении церкви от государства: Стремясь к свободе, требовать отделения церкви от государства, дабы она могла свободно проповедовать учение Господа Иисуса Христа, не связывая себя ни с какими государственными учреждениями. По аграрному вопросу: Поддержать а) немедленную конфискацию через Совет Крестьянских Депутатов всех земель: казенных, кабинетских, удельных, церковных, монастырских и частновладельческих, б) определение [правил] временного пользования этими землями при условии эксплуатации пахотных и сенокосных угодий и обязательного охранения лесных богатств от расхищения должно быть возложено на местные Советы Крестьянских депутатов, в) Учредительному Собранию представляется констатировать факты конфискации [всех земель] и определить формы пользования земельными наделами. При определении формы землепользования должно быть признано на общих основаниях право пользования землей и сельскому духовенству. Об отношении духовенства к политическим партиям и участии духовенства в общественной жизни: Пусть каждый [церковный] пастырь по долгу гражданина, как ему подскажет его гражданский долг, примыкает к той или иной политической партии, но пусть он здесь действует не от имени церкви, а как только гражданин русского общества. ГАРФ. Ф. 3431. On. 1.Д. 580. Л. 51об.-52об. Первые два пункта резолюции представлены в архивном деле в виде машинописной заверенной копии, остальные - в виде рукописного подлинника, заверенного подписями председателя съезда, двух его секретарей и печатью благочинного 5-го благочиннического участка Канского уезда Енисейской епархии. Приложение I к № 272 Рапорт Енисейской духовной консистории епископу Енисейскому и Красноярскому Никону (Бессонову) 16 июня 1917 г. Его Преосвященству, Преосвященнейшему Никону, Епископу Енисейскому и Красноярскому Енисейской Духовной Консистории рапорт. Енисейская Духовная Консистория имеет честь представить при сем на усмотрение Вашего Преосвященства журнал благочиннического съезда 5 благочиния Канского уезда [Енисейской губернии]9. ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 580. Л. 50. Рукопись. Подлинник. Приложение П к № 272 Письмо обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) 2 июля 1917 г. Многоуважаемый Владимир Николаевич! И подобную чепуху и «ленинство» считаю долгом переслать Вам... Я лично утвердить такой нелепости не могу. Простите! Пусть, - по-моему, - [резолюция собрания 5-го благочиннического округа Канского уезда] хранится в Архиве Синода. Уваж[ающий] вас Еп[ископ] Никон. P.S. Вот выдержка из одного письма (Красноярского, - оч[ень] умного и уважаемого жителя10): «Возмущены грязными выпадами духовенства, настроившего и тупых мирян. Ничтожество судило величину, большую ценность, - действительную силу и энергию, -того, кто хотел поднять это убожество и даже преступность»11. И т[ак] д[алее]... Пишу отнюдь не для оправдания себя, а для истины. ГАРФ. Ф. 3431. On. 1.Д. 580. Л. 49-49об. Рукопись. Подлинник. 1 В собрании, состоявшемся в селе Тасеево, принимали участие представители всех прихо дов благочиннического округа; всего 32 человека. Председателем собрания и его двумя секретаря ми были выбраны три местных священника. Резолюции собрания были представлены в духовную консисторию Енисейской епархии. Та переслала их «на усмотрение» руководителю епархии епископу Енисейскому и Красноярскому Никону (Бессонову) (см. Приложение I к сему документу). Епископ Никон поставил определенные пометы на страницах резолюций, выражающие его отношение к ним. Отказавшись утвердить резолюцию, он направил ее обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову, снабдив своим сопроводительным письмом (см. Приложение II к документу). 2 В источнике день первого заседания благочиннического собрания датирован 25 апреля. Однако о втором заседании сказано, что оно происходило 26 мая. Исходя из общего содержания документа (например, об упоминающемся коалиционном Временном правительстве) ясно, что публикуемый документ относится к 25 мая. 3 Тройственным Союзом. 4 То есть участие России в I Мировой войне. 5 В тексте стоит «условием». Очевидная опечатка. Исправление составителя. За этим исклю чением, текст предложения соответствует источнику. 6 На машинописном листе с резолюцией по вопросу о войне стоят пометы, сделанные рукой епископа Никона. На верхнем поле листа: «Стыдно...». На левом: «Ленинство». 7 Данный пункт резолюции принят депутатами единогласно. - Примеч. источника. 8 На рукописном тексте с резолюцией по этому пункту стоит помета, сделанная рукой епис копа Никона: «Определенно...». По-видимому, Никон имел в виду «Определенно ленинцы». 9 Документ подписали три человека: член духовной консистории (в сане протоиерея), секретарь и исполняющий обязанности столоначальника, фамилии которых написаны от руки и неразборчивы. Ю Другой информации об этом жителе в источнике не содержится. 11 Так в тексте. Вероятно, под «ничтожеством» подразумеваются «ленинцы» из духовенства, а под «величиной, большой ценностью» - члены Временного правительства. № 273. Постановление собрания духовенства 1-го Черняевского благочиннического округа Черняевского уезда Сыр-Дарвинской области, Туркестанской епархии 25 мая 1917 г. Об отношении к политическим партиям: Члены Церкви свободны в выборе той или иной партии, но всюду должны вносить мир и заботиться об осуществлении заветов Христа и об утверждении веры православной. Туркестанские епарх. ведомости, г. Верный. 1917. № 12. Частъ офиц. С. 163. № 274. Из решений съезда духовенства Петровского уезда Саратовской губернии 25- 26 мая 1917 г. Церковь должна быть свободная, соборная, самоопределяющаяся. Государство в административном и материальном отношении должно оказывать ей содействие, поддержку, тем более отношение государства к Церкви должно быть благожелательное, что большинство членов государства - православные. Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 17-18. С. 612, 614-615. № 275. Из резолюций собрания духовенства и мирян г. Царевосанчурска1 Вятской губернии2 Не позднее 30 мая 1917 г. Собрание единодушно постановило послать приветственные телеграммы Временному Правительству, Обер-Прокурору Св. синода, Совету рабочих и солдатских депутатов и в действующую армию3. Слово и жтнъ. Вятка, 1917. № 42. С. 2. 1 Царевосанчурск - заштатный город Яранского уезда; в настоящее время - поселок городе кого типа Санчурск, райцентр в Вятской области. 2 В источнике приводится в изложении. 3 Тексты телеграмм в источнике не приведены. № 276. Из резолюций собрания 1-го благочиннического округа1 Пронского уезда Рязанской губернии Не позднее 30 мая 1917 г...5) Для возрождения приходской жизни необходимо широкое участие духовенства в земском, городском и сельском самоуправлении2, необходимо непосредственное участие его во всех союзах, способствующих процветанию экономического благосостояния прихожан. Миссионерский сборник. Рязань, 1917. № 3-5. С. 288 1 В источнике не сказано, принимали ли участие в этом собрании миряне или нет. 2 Выделено в источнике. № 277. Из постановлений собрания священников г. Якутска 8 июня 1917 г 1) Православная Русская церковь должна управляться правилами и законами, составленными на Поместном соборе Русской церкви. ...5) В Русской церкви должен быть Патриарх, но с тем, чтобы с имене\ этим не связывалось понятие о власти в том смысле, как оно было в период пат риарший у нас на Руси. Имя [патриарха] должен носить по чести епископ столич ного града. Якутские епарх. ведомости. Якутск, 1917. № 8. Отдел неофиц. С. 155-156 № 278. Из резолюций собрания священников штабов 1-й, Ѵ-й и ХН-й арми» Северного фронта 8 июня 1917 ъ Все военное духовенство стоит на платформе совместной работы с Временныя Правительством, и потому определять свою позицию в ряду существующих партш излишне. РГВИА. Ф. 2044. On. 1. Д. 30. Л. 24. Машинопись. Копия № 279. Из постановлений собрания священнослужителей 1-й армии Северного фронта1 19 июня 1917 г. Об участии военного духовенства в политических партиях: Желательно военному духовенству не вступать ни в какие политические партии, освещая общественные события только с христианской точки зрения. РГВИА. Ф. 2044. On. 1. Д. 30. Л. 33. Машинопись. Копия. 1 Съезд состоялся в г. Якобштадте Курляндской губ. В 1917г. Якобштадг был переименован в г. Екабпилс. № 280. Из резолюций съезда духовенства и мирян Курганского уезда Тобольской губернии Июля 1917 г. Об отношении церкви к государству: Православная Церковь в своем внутреннем устройстве должна быть совершенно самостоятельной и обладать всей полнотой свободы самоопределения и самоуправления.... [Церковь] должна быть признана учреждением правового характера и поэтому пользоваться материальной поддержкой государства и покровительством закона....Глава государства, а равно глава того государственного учреждения, которое будет ведать в государстве делами исповеданий, должны быть непременно православными от рождения (от православных родителей); когда потребуется религиозное освящение того или другого события в государственной или местной общественной жизни, должно быть приглашаемо православное духовенство. ГАКО. Ф. 235. On. 1. Д. 297. Л. 1—16. Цит. по: История Курганской области. Т. 4. Церковь Южного Зауралья в досоветский период. Курган, КГУ. 1998. С. 203. III. ТЕЛЕГРАММЫ ЕПИСКОПАТА Pl Щ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ НОВОЙ ВЛАСТИ, СВ. СИНОДУ И ПОДВЕДОМСТВЕННОМУ ДУХОВЕНСТВУ Когда я слышу «священник-демократ» — это, по-моему, бред сивой кобылы — как может быть, например раввин-демократ или раввин-монархист? И. Глазунов (Из интервью художника Ильи Глазунова радиостанции «Эхо Москвы» 30 июня 1998 г. // 91 интервью т, 2 президента. М, 2003. С. 34). 3.1. ПРИВЕТСТВЕННЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ № 281. Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко, председателю Совета министров Г.Е. Львову, Военному и морскому министру А.И. Гучкову епископа Енисейского и Красноярского Никона (Бессонова) 3 марта 1917 г. Христос воскресе!' Искренно рад перемене правительства, ответственному министерству. Долго терпели. Перемена вынуждена самым тяжелым положением дорогого Отечества, которому грозила гибель. Иначе поступить было невозможно. Дай Бог вам успеха, внутреннего спокойствия и сил нашей стране. Да благословит вас Г осподъ. Епископ Никон. РГИА. Ф. 797. On. 86. 1917. Ill отдел. IVстол. Д. 64. Л. 24об. Машинопись. Копия; Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 3. Подлинник; ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 94. Л. 16. Подлинник; Забайкальские епарх. ведомости. Чита, 1917. № 9-10. Отдел неофиц. С. 307-308. 1 Февральско-мартовский государственный переворот произошел приблизительно в середине православного Великого поста 1917 г., накануне Крестопоклонной недели. Поэтому пасхальное приветствие епископа Никона выражало более эмоциональные, чем религиозные чувства. № 282. Телеграммы епископа Вятского и Слободского Никандра (Феноменова), викарного епископа Глазовского Павла (Поспелова), собрания духовенства и церковных старост г. Вятки 3 марта 1917 г. М.В. Родзянко1: Пг. Высокопревосходительству господину Председателю Государственной Думы. Собрание духовенства и церковных старост г. Вятки во главе с преосвященными епискспами Никандром и Павлом приветствует в лице вашем новое правительство и, вознося молитвы о скорейшем утверждении нового строя, свидетельствует о своей полной готовности всеми мерами пастырского воздействия служить, соответственно указаниям Временного правительства, осуществлению выпавших на долю его и родины великих исторических задач. Никандр, епископ Вятский2. РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 5. Подлинник; Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 19. С. 4. Обер-прокурору Св. синода: Собрание духовенства и церковных старост города Вятки во главе с преосвященными епископами Никандром и Павлом приветствует в лице Вашем народного представителя церковных интересов пред лицом Государственной власти и молит Бога, чтобы при Вашем содействии осуществились давно ожидаемые церковные реформы в целях наибольшего христианского влияния Церкви на благо и процветание Великой России. Слово и жизнь. Вятка, 1917. № 19. С. 4. 1 На эту телеграмму получен (не позднее 10 марта 1917г.) следующий ответ от двух протон ереев - членов IV Государственной думы: «С глубокою радостью, осведомившись с содержанием Вашей телеграммы председателю Го-суд[арственной] Думы, мы всем сердцем приветствуем Вас, Архипастыри, духовенство [и] церковных старост епархии с наступлением новой светлой эры в жизни русского Государства и церкви и выражаем твердую уверенность, что Промысел Божий, устрояющий судьбы мира, сохранит нашу дорогую родину на том пути, на который, не без воли Божией, она вступила, завоевывая себе свободу, правду, справедливость, без которых немыслима мирная, счастливая жизнь Церкви и Государства. Члены [IV] Государственной Думы протоиереи [Сергий] Сырнев, [Иоанн] Караваев». 2 Подпись епископа значится только на подлиннике телеграммы. № 283. Телеграмма обер-прокурору Св. синода епископа Самарского и Ставропольского Михаила (Богданова) 4 марта 1917 г. Прошу руководственных указаний о молитвенных возношениях за богослужениями о предержащей власти. Епископ Михаил. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. Vстол. Л. 28. Подлинник. № 284. Телеграмма обер-прокурору Св. синода епископа Екатеринбургского и Ирбитского Серафима (Голубятникова) 4 марта 1917 г. Содержание моей речи1 и объяснение немедленно высылаются почтой. Прошу вторично указания, кого поминать за службами вместо царя. Меня осаждают просьбами об этом. Серафим, епископ Екатеринбургский. РГИА. Ф. 797. On. 86. 1917. Ill отдел. IVстол. Д. 64. Л. 30. Подлинник. 1 Вероятно, имеется в виду проповедь епископа Серафима, сказанная 2 марта 1917г. См. документ № 430 и комментарий к нему. № 285. Телеграммы архиепископа Симбирского и Сызранского Вениамина (Муратовского) и духовенства, епархиальных учреждений и духовно-учебных заведений г. Симбирска 5 марта 1917 г. Председателю Государственной думы: Духовенство г. Симбирска, епархиальные учрежденіи и духовно-учебные заведеніи во главе со мной и преосвященным Назарием1 приветствуем ваше высокопревосходительство и в вашем лице Государственную думу, самоотверженно решившихся взять в свои руки бразды правления в тяжкий момент жизни государства. Молим Господа Бога, да поможет Он вам спасти Родину от постигших ее тяжких испытаний. РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 14. Подлинник; Симбирские епарх. ведомости. Симбирск, 1917. №6. Отдел неофиц. С. 121. Председателю Совета министров: Духовенство г. Симбирска, епархиальные учреждения и духовно-учебные заведения во главе со мной и преосвященным Назарием, приветствуя вступление вашего сиятельства на должность Председателя Совета министров, просим принять искреннее пожелание, чтобы вы, объединив под своим председательством Правительство, с помощью Божией объединили и все силы Русской земли для защиты от врагов на благо дорогой Родины. Обер-прокурору Св. синода: Духовенство г. Симбирска, епархиальные учреждения и духовно-учебные заведения во главе со мной и преосвященным Назарием приветствуем вступление вашего высокопревосходительства на служение церкви в должности обер-прокурора Святейшего синода в твердом уповании на ваше содействие скорому обновлению жизни церкви на началах соборности. Симбирские епарх. ведомости. Симбирск, 1917. №6. Отдел неофиц. С. 121. 1 Викарием Симбирской епархии, епископом Алатырским Назарием (Андреевым). № 286. Телеграмма М.В. Родзянко епископа Полоцкого и Витебского Кириона (Садзегелли) 5 марта 1917 г. 5 марта отслужена литургия и молебен о даровании Временному правительству силы к скорейшему восстановлению государственного и общественного порядка в дорогой отчизне. Да здравствует Временное правительство1. Подробности доложу письменно. Епископ Кирион. РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 8. Подлинник; Вестник Временного правительства. Пг., 1917. №2 (47). С. 2. 1 О приветственной телеграмме Родзянко, посланной от епископа Кириона и содержащей слова «Да здравствует Временное правительство!», говорится в газете «Киевлянин» (Киев, 1917. №67. С. 3). № 287. Телеграммы викария Саратовской епархии епископа Петровского Леонтия (фон Вимпфен) 5 марта 1917 г. Председателю Временного правительства князю Г.Е. Львову: Дорогой, свободной Родине несу горячие молитвенные благопожелания возжечь пред миром яркий светоч православия, раскрыть его богатейшие сокровища, всего, чем Дух светится, в чем слышен сердцу глас небес, в чем жизнь грядущих дней таится, в союзе мира всех сердец. Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Во свете истинной христианской свободы и мира да процветает обновленный строй Церковной жизни. Да поможет вам Господь приблизитъ час соборного возрождения русской церкви, и да узрим в нем царствие Божие, пришедшее в силе. Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. №8. Офиц. отдел. С. 267; Саратовский листок. Саратов, 1917. №52. С. 3. № 288. Телеграмма обер-прокурору Св. синода архиепископа Таврического и Симферопольского Димитрия (князя Абашидзе), городского духовенства, корпорации духовно-учебных заведений, служащих консистории и других церковных организаций Симферополя 5 марта 1917 г. Симферопольское городское духовенство в полном составе, местные духовные учебные заведения, епархиальный училищный совет, инспекция и учащие церковных школ, служащие в Таврической духовной консистории, Александро-Невское братство, служащие свечного завода и другие организации и учреждения духовного ведомства во главе со мной1 единодушно считаем своим долгом просить вас, господин Обер-прокурор, как представителя верховной власти в Святейшем синоде, засвидетельствовать пред Временным Правительством и Святейшим синодом нашу верность Новому Правительству и готовность все силы и все разумение свое отдать на служение Родине. Сегодня в присутствии гражданской и военных властей и множества народа по прочтении актов совершено торжественное Господу Богу моление. Светлая заря будущего да воссияет над Родиной, и да подаст Господь Церкви своей святой укрепление и утверждение2. Таврический церк.-обществ, вестник. Симферополь, 1917. № 8-9. С. 207-208. 1 Архиепископом Таврическим и Симферопольским Димитрием (князем Абашидзе). 2 Телеграмма подписана архиепископом Таврическим и Симферопольским, ректором семи нарии, настоятелем кафедрального собора и др. представителями духовенства. № 289. Телеграмма председателю Совета министров собрания духовенства г. Могилева и архиепископа Могилевского и Мстиславского Константина (Булычева) 6 марта 1917 г. Духовенство губернского города Могилева, приветствуя новое правительство, молитвенно желает ему успеха в его работе по возрождению страны и по доведению войны до победоносного конца. Могилевские епарх. ведомости. Могилев, 1917. № 6. Частъ неофиц. С. 87. № 290. Телеграмма М.В. Родзянко епископа Смоленского и Дорогобужского Феодосия (Феодосиева) 6 марта 1917 г. Смоленское духовенство вместе со мною по заветам Христа единодушно призывает своих прихожан повиноваться властям предержащим и молит Господа да поможет Он Временному правительству в полном благополучии послужить на благо дорогой Родины. РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 15. Подлинник. № 291. Телеграммы епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) 6 марта 1917 г. Председателю Государственной думы М.В. Родзянко: Духовенство Екатеринославской епархии вместе со мною приветствует Ваше Высокопревосходительство, Славного Екатеринославца, и в вашем лице дорогую Родину с началом новой эры в ее жизни. Уверены, что с Божией помощью новый строй скоро воплотится в жизни и принесет нашей дорогой Родине спокойствие, счастье и радость скорейшей славной победы над жестоким врагом. Я же и все екатеринославс-кое епархиальное духовенство при новых условиях жизни заявляет готовность работать с удвоенной энергией на благо Церкви и дорогой Родины в полном подчинении новому Правительству. Агапит, епискон Екатеринославский. РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 16-17. Подлинник; Екатеринославские епарх. ведомости. Екатеринослав, 1917. № 8. Офщ. отдел. С. 106. Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Я и духовенство Екатеринославской епархии приветствуем Ваше Высокопревосходительство и в вашем лице новый обновленный строй жизни нашей Родины, который, мы уверены, благодетельно отразится и на ведомстве Православного Исповедания. Я и духовенство при новых условиях жизни выражаем готовность работать с удвоенной энергией на благо Церкви и Дорогой Родины в полном подчинении Новому Правительству, о чем благоволите довести до сведения Правительства. Екатеринославские епарх. ведомости. Екатеринослав, 1917. № 8. Офщ. отдел. С. 107. № 292. Телеграмма Родзянко епископа Саратовского и Царицынского Палладия (Добронравова), викарных епископов Петровского Леонтия (фон Вимпфен) и Вольского Досифея (Протопопова), духовенства и корпораций духовно-учебных заведений Саратовской епархии 6 марта 1917 г. С теплой молитвой приветствуя обновленный государственный строй дорогой Родины, духовенство и духовно-учебные заведения Саратовской епархии во главе со своим архипастырем и преосвященными викариями выражают в лице Вашего Высокопревосходительства Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему, свое полное доверие, в твердом уповании, что обновление государственного строя с победоносным окончанием войны выведет горячо любимую Родину на светлый путь мирного преуспеяния, возродит к новой жизни деятельность Святой Православной Церкви, свободной от темных влияний, и облегчит духовной школе выполнение ее назначения. Палладий, епископ Саратовский1. РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 23. Подлинник; Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. №8. Офщ. отдел. С. 266-267; Саратовский листок. Саратов, 1917. № 53. С. 4. ' В отличие от печатных изданий, подпись епископа стоит на телеграмме, хранящейся в РГИА. № 293. Телеграммы епископа Калужского и Боровского Феофана (Туликова) и собрания духовенства г. Калуги, членов консистории и корпорации духовно-учебных заведений 6 марта 1917 г. Председателю Государственной думы Родзянко: Калужское духовенство, корпорации духовно-учебных заведений и епархиальные учреждения, собравшиеся вместе со мною в уверенности, что Временный Исполнительный комитет Государственной Думы, как теперь представляющий из себя власть для всех единственно авторитетную, сможет установить в России свободу, законность и порядок, молитвенно желают Временному Исполнительному Комитету успеха в его деятельности, направленной к победе над врагом, к славе и счастью всех граждан Государства Русского. Феофан, епископ Калужский и Боровский1. РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 20. Подлинник; Калужский церк. -обществ, вестник. Калуга, 1917. № 8-9. С. 5-6. Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Собравшись вместе со мною, Калужское духовенство, Консистория, корпорации духовно-учебных заведений, церковных школ и всех епархиальных учреждений приносят Вам радостное приветствие по случаю вступления Вашего в должность синодального обер-прокурора и молитвенно желают Вам полнейшего успеха в предстоящем служении Вашем на благо Православной церкви и дорогого Отечества. Калужский церк.-обществ. вестник. Калуга, 1917. № 8-9. С. 6. 1 В журнале подпись епископа не опубликована. № 294. Телеграмма Временному правительству архиепископа Харьковского и Ахтырского Антония (Храповицкого) 6 марта 1917 г. В сегодняшнем собрании духовенство г[орода] Харькова просило меня заявить, что оно присоединяется к Временному правительству. Архиепископ Антоний. Пастырь и паства. Харьков, 1917. № 13-14. Часть неофщ. С. 359. № 295. Телеграмма обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову архиепископа Тамбовского и Шацкого Кирилла (Смирнова), членов консистории и духовенства г. Тамбова 7 марта 1917 г. Духовенство гор[ода] Тамбова, давно привыкшее уважать Ваше имя, сошедшись в здании Консистории для выбора своего представителя в местный городской Исполнительный Комитет и совершив это избрание, кроме того единогласно постановило приветствовать в Вашем лице зарю новой жизни для Православной Русской Церкви, ищущей широкого простора для приложения своих благодатных сил к делу религиозного просвещения народа и осуществления в его жизни заветов Христовой любви и правды, а также устроения жизни самой церкви по внутреннему смыслу и духу канонов церковных. Счастлив быть выразителем этого голоса духовенства, всегда идущего рука об руку с своим архипастырем. Тот же привет просят передать Вам чины Духовной консистории, сообщившие мне об этом желании через секретаря консистории Артюховского. Бог вам в помощь. Тамбовские епарх. ведомости. Тамбов, 1917. № 10-11. Часть офиц. С. 181; Отдел неофщ. С. 294. № 296. Телеграмма Временному правительству епископа Олонецкого и Петрозаводского Иоанникия (Дьячкова) 7 марта 1917 г. Приветствуя ваше вступление в должность Обер-прокурора Святейшего Синода, духовенство и подведомственные мне учреждения изъявляем полную готовность молитвою, еловом и делом споспешествовать Временному правительству в служении дорогой Родине в трудную минуту обновления. Епископ Иоанникий. Олонецкие епарх. ведомости. Петрозаводск, 19П. Приложение к№ 6. Офиц. отдел. С. 1. № 297. Телеграммы епископа Саратовского и Царицынского Палладия (Добронравова) 7 марта 1917 г. Председателю Временного правительства: Приветствуя вас, молю Господа, да поможет Он вам бодро и с успехом послужить на благо Отечества. ГАРФ. Ф. 1778. 191 7. On. 1.Д. 94. Л. 128. Подлинник; Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 10-11. Часть неофщ. С. 360. Обер-прокурору Св. синода: Приветствую Вас, молитвенно желаю Вам помощи Божией в служении Церкви и Отечеству. Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 10-11. Часть неофщ. С. 360. № 298. Телеграммы собрания духовенства г. Симферополя и архиепископа Таврического и Симферопольского Димитрия (князя Абашидзе) 7 марта 1917 г. Обер-прокурору Св. синода: Духовенство г. Симферополя, собравшись на пастырское совещание 7 марта во главе 1 со своим архипастырем, пользуясь случаем приветствовать вас со вступлением в должность обер-прокурора, исповедует словом и делом свою готовность идти вместе с 2 русским народом и верно служить новому правительству. Телеграмма управляющему Таврической губернией Я.Т. Харченко: Духовенство г. Симферополя на своем пастырском собрании, бывшем 7 марта, постановило приветствовать вас, первого народного Таврического губернатора, и заявить вам, что оно вполне подчиняется новому Правительству и готово приложить все силы честно служить дорогой родине не за страх, а за совесть. Таврический церк.-обществ, вестник. Симферополь, 1917. № 8-9. С. 210. 1 Архиепископом Таврическим и Симферопольским Димитрием (князем Абашидзе). 2 Телеграмма подписана, в частности, архиепископом Таврическим Димитрием. № 299. Телеграмма обер-прокурору Св. синода епископа Владикавказского и Моздокского Макария (Павлова) Не позднее 8 марта 1917 г. Приношу Вашему Высокопревосходительству искренний привет и молитвенные благожелания как поборнику Христовой свободы в возрожденном строе православной Церкви. Владикавказские епарх. ведомости. Владикавказ, 1917. № 6. Офиц. часть. С. 171; Терские ведомости. Владикавказ, 1917. № 56. С. 2. № 300. Телеграммы архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана (Си-машкевича), викарного епископа Аксайского Гермогена (Максимова) и новочеркасского духовенства Не позднее 8 марта 1917 г. Обер-прокурору Св. синода: Новочеркасское духовенство, во главе с своими архипастырями1, с величайшей радостью приветствуя в вашем лице первого обер-прокурора Святейшего Синода, отвечающего вековым чаяниям русского духовенства, просит вас засвидетельствовать о полном признании им нового Временного Правительства с первого момента его сформирования и совершенную готовность своим горячим пастырским словом разъяснять народу, что смена власти произошла для его блага. При этом духовенство позволяет себе питать твердую надежду на ближайшее светлое будущее в свободном отныне развитии жизни нашей Святой Церкви и дорогой родины. Священникам-депутатам Государственной думы2: Все Новочеркасское духовенство, в полном единении с своими архипастырями, с чувством живейшей радости приветствует своих собратий [-священников], членов Государственной Думы, своей сплоченностью в переживаемый исторический момент давших пример твердой объединенности духовенству всей России. Выражая совершенную готовность призывать своих пасомых к повиновению новому Временному Правительству, оно воодушевлено горячим желанием содействовать всеми мерами полному объединению их, не отделяя эллина от иудея3, в твердой уверенности в ближайшем будущем увидеть истомившуюся в вековом бесправии Русскую Церковь обновленною и развивающеюся на началах христианской свободы и соборности. Донские епарх. ведомости. Новочеркасск, 1917. Приложение к№ 10. С. П-Ш. 1 Архиепископом Донским и Новочеркасским Митрофаном (Симашкевичем) и викарием Донской епархии, епископом Аксайским Гермогеном (Максимовым). Обе телеграммы подписаны названными архиереями. - Примеч. источника. 2 Членами Государственной думы ГѴ созыва состояли 48 рядовых священнослужителей. См. ал фавитный список духовенства, членов ГѴ Государственной думы (см. приложение к документу № 649). 3 Перефраз слов св. апостола Павла: [Кол. 3, 11]. № 301. Телеграмма М.< |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.167 (0.017 с.) |