Первая половина апреля 1917 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первая половина апреля 1917 г.



Христос Воскресе! Двухсотлетнее пленение кончилось. Спешите [с] созывом [Помест­ного] Собора. Деяния Синода, допустимые прежним режимом, теперь непростительны. Уч­редительное Собрание должно выслать2 свободный голос Церкви. После будет поздно.

Пекин. Епископ Иннокентий. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. Ѵстол. Л. 68. Подлинник.

1 На почтовом бланке напечатано, что телеграмма отправлена из Пекина.

2 Очевидно, опечатка. По-видимому, должно читать «выслушать».

№ 360. Из письма архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому) викария Московской епархии епископа Волоколамского Феодора (Поздеевского)

6 мая 1917 г.

Ваше Высокопреосвященство, милостивый Владыко!

Едва ли не первый раз пишу Вам, будучи лично знаком с Вами давно. Просто почу­вствовала душа моя потребность в эти тяжелые дни разрухи и гонений на Церковь выразить благодарность тому, о ком я узнал вчера, как о смелом и честном поборнике свободы против насилий Обер-Прокурора. То, что пытались делать Вы после разгона [старого состава] Синода, умеряет горечь от сознания измены арх[иепископа] Сергия [Страгоро-дского] и несколько успокаивает на мысли, что есть еще и стойкие люди1... Теперь следовало бы разослать иерархам [РПЦ письма] о незаконности теперешнего Синода [нового состава]. Слухи об этом настроении прежнего Синода [разослать соответствующие письма] и были, но только слухи...

Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник

Е[пископ] Феодор2. ГАРФ. Ф. 550. Д. 462. Л. 9-10. Рукопись. Подлинник.

1 Имеется в виду письмо председателю Временного правительства князю Г.Е. Львову архие пископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) (см. приложение к документу № 14 и сам этот документ).

2 Выдержка из данного письма опубликована также в книге: Голубцов Сергий, протодьякон. Мос ковская Духовная академия в эпоху революций. Академия в социальном движении и служении. По ма териалам архивов, мемуаров и публикаций. М., Изд. Мартис. 1999. С. 238.

№ 361. Из телеграммы делегатам Орловского епархиального съезда викария Орловской епархии епископа Елецкого Павла (Вильковского)

12 мая 1917 г.

Вследствие двухдневной порчи телеграфа, приветствую съезд сегодня. Да благосло­вит Бог труды его на пользу нового устройства Орловской церкви. Призываю съезд под­держать Временное правительство стоянием за скорейшее возвращение нашей жизни в русло законности и порядка...

ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 99. Л. 1. Лист типографской печати. Подлинник.

№ 362. Из письма первоприсутствующему члену Св. синода1 епископа Селен-гинского Ефрема (Кузнецова)2, викария Забайкальской епархии и начальника Забайкальской духовной миссии

15 мая 1917 г.

Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Владыка!

Будучи в последние семь лет чуждым всякой политики, совершенно не участвуя в политической деятельности какой-либо партии, после совершившегося ныне государственного переворота я, как и все граждане, выразил своевременно свою верность Новому Временному Правительству и новому государственному строю, в своей миссионерской церкви огласил акт о передаче верховной власти, привел [паству] к присяге на верность Временному Правительству, сказал ряд проповедей о необходимости хранения мира внутренней [,..]3 страны для обеспечения победы над внешним врагом, доказывал не раз при переполненном богомольцами собрании законность Нового Правительства и т. д., не допуская и мысли оправдывать старую власть, так скандально павшую пред революцией, даже неожиданно для последней, расшатанность которой (власти) я лично с печалью наблюдал в сентябре мин[увшего] года, когда мне пришлось жить у Преосвященного Иннокентия4, бывшего Председателя Миссионерского Сино­дального Совета...

Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга и богомолец Ефрем, епископ Селенгинский.

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917. 1 отдел. Vстол. Д. 164. Л. 1б-17об.

Рукопись. Подлинник.

1 С 14 апреля 1917 г. им являлся архиепископ Карталинский и Кахетинский Платон (Рож де ственский).

2 Письмо отправлено из Иркутска. Оно написано в качестве объяснения того фак та, что 26 апреля 1917 г. при обыске у викария Забайкальской епархии епископа Ефрема, являвшегося ранее председателем местного отделения Союза имени Михаила Арханге ла, была найдена в большом количестве литература монархического содержания, издан ная в 1907 году (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Д. 164. Л. 4-9, 41-46, 49-50об., 57).

По другим сведениям, епископ Ефрем был организатором местного отдела Союза рус­ского народа. В состав этого отдела, созданного Ефремом (тогда - архимандритом) после революции 1905-1907 гг., входило около 500 членов (преимущественно - простолюдинов). В годы войны отдел прекратил свое существование (см.: Переписка правых и другие материалы об их деятельности в 1914-1917 гг. /Публ. Ю.И.Кирьянова //Вопросы истории. 1996. № 7. С. 108; № 10. С. 120).

3 Слово в источнике неразборчиво.

4 Иннокентия (Фигуровского), епископа Переславского (Переславль-Залесского), викария Владимирской епархии, начальника Российской духовной миссии в Пекине.

№ 363. Из письма архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому) викария Могилевской епархии епископа Гомельского Варлаама (Ряшенцева)

1 июля 1917 г.

Ваше Высокопреосвященство,
Глубокочтимый Владыка!

Вы, благодаря Богу, теперь снова у кормила Церковного1, и голос Ваш силен. Неу­жели Св[ятейший] Синод не будет реагировать на «аннексию»2 церков[ных] школ и дос­тояния церковного3?

Неужели и теперь будет действовать политика «непротивления злу», доведшая до разрухи церковной, или лишь слабого словесного протеста? Тогда Церковь наша разру­шится и, увы, от нас самих, стоящих во главе Ее.

Ни один безбожник-министр не решился бы на то, что свершило наше «благоверное Правительство». Какое же оно - благоверное? Оно - антихристово, гибельное для народа и всех, и это надо сказать им открыто.

Ввиду злостной разрухи Церковного дела, противодействия церковным начинаниям, тирании над Церковью, святители наши вправе были бы пригрозить [Временному правительству] и отлучением [от Церкви,] и др[угими] мерами.

С сатаной все равно надо выходить на борьбу; так лучше сделать это теперь, чем когда последует и аннексия храмов на том основании, что на постройку их давались и ка­зенные средства.

Если не желаешь тратиться на церковные школы, то прекрати казенную субсидию, но заниматься аннексией, это - позор, нетерпимый, немыслимый3.

И в то же время трубят, что мир [с Тройственным союзом] должен быть [заключен] без аннексий. Значит, Церковь и верующие, 100 миллионов] русского народа хуже гер­манцев стали.

Духовенство жалеет, что у нас нет Г лавы [Церкви] в роде [Римского] Папы: тот бы не допустил таких экспериментов, или[,] право[,] объявил бы крестовый поход, или [в знак протеста Временному правительству] запер бы все церкви4.

Во что реальное выльется противодействие сатанизму Св[ятейшего] Синода, мы бу­дем ждать и надеемся. Это будет нечто заметное и сильное, ибо сейчас кто не со Христом, тот уже против Христа. [...]5.

Ваш присный молитвенник Епископ Варлаам.

ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 248. Л. 20-23об. Рукопись. Подлинник.

1 29 апреля 1917 г. Св. синод принял решение о создании особого органа - Предсобор- ного Совета. В его задачу входила подготовка вопросов, подлежащих рассмотрению на По местном соборе РПЦ. 12 мая было решено организовать в Совете ряд отделов, один из ко торых - «О правовом положении Православной Российской Церкви в государстве» - возг лавил архиепископ Арсений (Стадницкий). Совет начал свою работу 12 июня 1917 г. Соот ветственно, Арсений, до 14 апреля 1917 г. являвшийся членом Св. синода, вновь получил возможность влиять на ход внутрицерковных дел (ЦВ. 1917. № 18-19. С. 101; ВЦОВ. 1917. № 17. С. 3).

2 Здесь и далее подчеркнуто Варлаамом.


3 Церковно-приходские школы постановлением Временного правительства от 20 июня 1917 г. были переведены из ведомства Св. синода в Министерство народного просвещения, что вызвало острое недовольство среди духовенства и значительной части православного населения (ЦВ. 1917. №28. С. 192-193).

4 То есть в качестве церковной меры воздействия на светскую власть объявил бы так называ емый интердикт - запрет богослужений.

5 Далее в письме говорится о задачах Поместного собора.


IV. ПРИВЕТСТВЕННЫЕ ТЕЛЕГРАММЫ
СЪЕЗДОВ ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И СВ. СИНОДУ

Установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение.

Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России. (Из послания патриарха Тихона к православному клиру и мирянам «О невмешательстве в политическую борьбу» (25 сентября (8 октября) 1919г.)// Акты святей­шего Тихона... С. 164),


4.1. ТЕЛЕГРАММЫ

ЕПАРХИАЛЬНЫХ И ВИКАРИАТСКИХ СЪЕЗДОВ

ДУХОВЕНСТВА И МИРЯН

№ 364. Телеграмма первенствующему члену Св. синода митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому) и обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову духовенства Киевской епархии1

7 марта 1917 г.

Духовенство г[орода] Киева просит ваше высокопреосвященство и г. обер-про­курора Св[ятейшего] синода засвидетельствовать его глубокую верность, искрен­нюю благодарность и молитвенные благопожелания комитету государственной Думы и Временному правительству, даровавшим свободу дорогой родине, несущей с собой победу над внешним врагом и освобождение церкви, и настоятельно взывает к скорому созыву [Поместного] собора, который одновременно с Учредительным собранием, имеющим выразить волю народа в избрании формы государственного управления, выработает основы внутреннего свободного строя Русской православной церкви.

Киевлянин. Киев, 1917. № 68. С. 1.

1 Собрание проходило под председательством викария епархии - епископа Чигиринского Ни-кодима (Кроткова).

№ 365. Телеграмма председателю Государственной думы М.В. Родзянко и пред­седателю Совета министров князю Г.Е. Львову1 Ставропольского губернского съезда духовенства

17 марта 1917 г.

Съезд духовенства Ставропольской губернии, переживая со всей великой Россией радость обновления строя государственной жизни на началах свободы, выражает полную готовность подчиниться Временному правительству, всеми силами содей­ствуя ему в устроении государственной жизни, и желает видеть в нем единую верхов­ную власть, свободную от воздействия на него какой-либо партийной организации. Призывая Божие благословение на труды Верховного Правительства, съезд надеется видеть в нем доброжелательное и заботливое отношение к нуждам православной Церкви и духовенства.

РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 108. Подлинник, Ставропольские епарх. ведомости Ставрополь, 1917. № 13-14. Отдел неофиц. С. 410 1 В фондах РГИА данная телеграмма значится, как посланная на имя М.В. Родзянко. В «Став­ропольских епархиальных ведомостях» говорится, что она была отправлена на имя князя Г.Е. Ль­вова (см. также документ № 162, пункт 14).


№ 366. Телеграммы Чрезвычайного собрания духовенства и мирян

Екатерино-славской епархии

21- 22 марта 1917 г. Председателю Государственной думы М.В. Родзянко: Чрезвычайное Собрание духовенства и мирян Екатеринославской Епархии, счастливое участием в своем составе в качестве Товарища Председателя Собрания Вашего Сына Михаила Михайловича Родзянко, горячо приветствует Вас, глубокоуважаемый Михаил Владимирович, и выражает Вам свою сердечную благодарность за смелый почин обновления России на новых началах свободы и права.

Министру-председателю Временного правительства князю Г.Е. Львову:

С глубоким негодованием и слезами выслушав доклад комиссара Временного Прави­тельства по Екатеринославской губернии Члена Государственной Думы Александра Михайло­вича Александрова о предательстве старых министров, дове дши х Россию до края гибели, и встретив бурными овациями сообщение его о вполне целесообразных и важных мероприятиях Временного Правительства для спасения Отечества, Чрезвычайное Собрание духовенства и мирян Екатеринославской Епархии единодушно выразило свою полную готовность оказать Правительству поддержку и содействие своими трудами и силами, а также дружным призы­вом народа на помощь многострадальной армии хлебом, снарядами и боевыми припасами.

Министру юстиции А.Ф. Керенскому:

Чрезвычайное Собрание представителей священников, дьяконов, псаломщиков и мирян православной Екатеринославской Церкви, с радостью заслушав сообщение о решении Временного Правительства касательно окончательной отмены смертной казни, приветствует решение правительства и выражает по сему поводу свое нравственное удовлетворение.

Деяния Екатеринославского епархиального собрания представителей клира и ми­рян Православной Церкви. 21 и 22 марта 1917 г. Екатеринослав, 1917. С. 27-28 (см.: РГИА. Ф. 797. On. 86. 1917.1 отдел. I стол. Д. 48. Л. 18-18об. Типографская печать).

№ 367. Телеграмма обер-прокурору Св. синода Московского епархиального съезда духовенства и мирян

21-23 марта 1917 г.

Московский Епархиальный Съезд клира и мирян, впервые созванный при обнов­ленных условиях государственного строя нашей родины, приступает к великому и свя­тому делу оздоровления и упорядочения отныне свободной церковной жизни на искон­ных и вековых началах, завещанных нам славным и священным прошлым святой со­борной и апостольской вселенской церкви, обращается к вам с искренним и сердечным приветом. Вся прошлая ваша деятельность и личное общение с вами при вашем посе­щении первопрестольной Москвы вселили в нас уверенность в благожелательной го­товности вашей, как верного сына церкви, рука об руку с освященным собором иерархов, клиром и церковным народом работать, не покладая рук, над трудной задачей ис­коренения веками накопленных зол и неустройств, до великого и желанного дня, когда поместный собор русской церкви, установив начало обновленного строя, вольет новую жизнь и благодатную силу в исстрадавшуюся и мятущуюся церковь.

Да будет же над нами и вами покров Владычицы нашей и Заступницы рода христи­анского и да подаст вам Пастыреначальник Христос, единая и вечная глава своей свобод­ной церкви, здоровья и сил на ваше ответственное и почетное служение1.

ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 580. Л. 19об. Машинопись. Копия; Московский церковный голос. М., 1917. № 6. С. 8.

1 Текст телеграммы был утвержден делегатами съезда единогласно. Он также был утвержден и управляющим Московской епархией епископом Дмитровским Иоасафом (Каллистовым).

№ 368. Телеграммы Рязанского экстренного епархиального съезда священников, дьяконов и псаломщиков

23 марта 1917 г.

Председателю Государственной думы и председателю Совета министров:

Рязанское духовенство в лице избранных делегатов от священников, дьяконов и пса­ломщиков всех благочинии епархии, в своем экстренном собрании 22 сего марта единог­ласно постановило выразить Временному правительству полную готовность служить ему верой и правдой в духе Евангелия и употребить все свое пастырское воздействие на народ к охранению спокойствия и укреплению единой непоколебимой никакими давле­ниями власти нового правительства, к противодействию всяким попыткам восстановления старого режима и к дружному напряжению всех сил для решительной победы над врагом нашего Отечества, христианской культуры, свободы и прав человечества.

РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 123. Подлинник.

Обер-прокурору Св. синода:

Избранные от всех благочинии делегаты Рязанской епархии из священников, дьяконов и псаломщиков в своем экстренном собрании 22 сего марта единодушно постановили довести до сведения Вашего о полной готовности Рязанского духовенства выполнить свой долг служения Временному правительству в духе Завета Христа и всеми мерами воздействовать на народ, чтобы он мирно и любовно напряг свои силы на спасение обновленного отечества от врагов и счастливое доведение настоящей мировой войны до победного конца. Единение христолюбивых воинов, пастырей и народа с новым Правительством в дружной борьбе про­тив врага есть верный залог победы над врагом при помощи Божией по молитвам Церкви. Вместе с тем Собрание выражает надежду на скорейший созыв на возвещенных новых нача­лах [Поместного] Собора для решения наболевших вопросов церковной жизни.

РГИА. Ф. 797. On. 86. 1917. Ill отдел. IVстоп. Ц. 64. Л. 54. Подлинник; НИОР РГБ. Ф. 60. К. 4. Д. 2. Л. 2-2об. Типографская печать.

№ 369. Телеграммы Кишиневского (Бессарабского) епархиального съезда духо­венства и мирян

29 марта 1917 г. Председателю Совета министров князю Г.Е. Львову: Первый свободный съезд духовенства и мирян Бессарабской епархии, собравшись для обсуждения церковно-общественных вопросов, выдвинутых условиями обновленной жизни нашей Родины, считает своим гражданским долгом в Вашем лице принести всю полноту горячего чувства, искренней преданности и беспредельной готовности помочь ему [Временному правительству] во всех делах и начинаниях по утверждению в стране нашей зиждительных1 начал права, справедливости, равенства и братства в столь труд­ный час тяжелых испытаний. Да поможет Всевышний Господь Временному правитель­ству, сильному доверием страны, вывести Родину нашу на новый славный путь счастли­вой благоденственной жизни. Вместе с тем, согласно принятому единогласно решению об автономии Бессарабии, съезд выражает полную уверенность, что Бессарабия получит устройство сообразно с национальными особенностями для правильного развития твор­ческих сил народа во славу единой, великой, неделимой России.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 112. Л. 5-6. Подлинник. Председателю Государственной думы М.В. Родзянко: Исполненный отваги и мужества, вы как во дни зарождения новой свободной России, так и по сей день доблестно стоите на страже защиты порядка, свободы и добытых народом прав. Преклоняясь перед великим мужеством вашим, первый свободный съезд духовенства и мирян Бессарабской епархии просит вас принять горячие молитвенные пожелания вам - великому гражданину земли русской, здоровья и неослабевающих сил, и впредь продолжать славное и мужественное служение ваше на пользу родины. В вашем лице съезд приветствует и Государственную Думу.

РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 140. Подлинник. Военному и морскому министру А.И. Гучкову: Первый свободный съезд Бессарабского духовенства и мирян приветствует в вашем лице доблестную нашу армию за великие труды ее и подвиги в защите Родины. И теперь, когда коварный лицемерный враг не останавливается ни перед какими гнусными средствами, чтобы ослабить фронт и тыл, мы твердо уповаем, что наша славная армия еще теснее сплотится вокруг своих братьев-офицеров, и сильная духом, крепкая дисциплиной, грозная мощью своей, она опрокинет упорного врага и тем навсегда обеспечит России добытую свободу, право и счастье.

Солдатская мысль. Пг., 1917. № П. С. 4. 1 Созидательных.

№ 370. Телеграммы Саратовского епархиального съезда духовенства и мирян 14 апреля 1917 г.

Председателю Временного правительства князю Львову:

Впервые при обновленном строе Русского государства собравшийся Епархиальный съезд свободного духовенства вместе со свободными гражданами - представителями ми­рян и при участии представителей Саратовского военного комитета и Совета рабочих и солдатских депутатов восторженно встретил зарю новой христианской жизни Русской церкви и Родины, приветствует Временное правительство, шлет ему свои пожелания пол­нейшего успеха в его великом деле укрепления свободы и выражает свою искреннюю го­товность работать под руководством и указанием этого Правительства на благо нашей ве­ликой, свободной Родины и свободной церкви.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 161. Л. 27. Подлинник; Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 13. Частъ неофщ. С. 438. Обер-прокурору Св. синода Львову:

Саратовский епархиальный съезд представителей от духовенства и мирян привет­ствует вас в несомненной уверенности, что принципы раскрепощения церкви, унижен­ной старой свергнутой властью, в вашем лице будут твердо проведены и осуществлены на благо дорогой свободной Родины.

Военному и морскому министру Гучкову:

Съезд представителей от духовенства и мирян Саратовской епархии, при участии деле­гата от Военного комитета, в лице Вас, как первого гражданина министра Свободной России, горячо и восторженно приветствует доблестную армию и флот, в продолжение почти трех лет с непоколебимой стойкостью отражающую врага, и выражает твердую уверенность в том, что война, в единении с союзниками, при помощи Божией будет доведена до победоносного конца, так как лишь победа может обеспечить славное будущее дорогой Родине.

Председателю Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов Керенскому1:

Мы, свободные служители святой Российской церкви, вместе со своими пасомыми соб­равшись на съезд, молитвенно вспоминая труды и кровь наших товарищей, вырвавших свобо­ду у старой сгнившей власти - приветствуем в лице Вашем Совет Солдатских и Рабочих депу­татов, как истинных выразителей и защитников духа и радости свободной церкви. Союзом на­шей любви к Вам да будет наша братская рука с сердечной малой лептой для поддержания се­мейств незабвенных, славных борцов за свободу. Одновременно с сим съезд переводит 1000 р. Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. № 13. Часть неофщ. С. 438.

1 Так в тексте. А.Ф. Керенский занимал тогда должность министра юстиции во Временном правительстве, а председателем исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов был Н.С. Чхеидзе (Политические партии России. С. 251, 689).

№ 371. Телеграммы Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Полоцкой епархии

17 апреля 1917 г.

Первоприсутствующему члену Св. синода1:

Чрезвычайный съезд избранников духовенства и мирян Полоцкой епархии, одушев­ленный искренним желанием исполнитъ свой священный долг пред Матерью - Правос­лавной церковью в отношении к определению в пределах возможности форм церковной жизни соответственно началам свободы, что могло бы способствовать установлению цер­ковного мира, религиозного объединения пастырей и пасомых и предоставитъ возмож­ность искренним сынам церкви православной приложить все силы к тому, чтобы на все­российском православном церковном [Поместном] соборе Православная русская церковь могла определить свое правовое положение, пределы своей власти и формы исповедания, руководствуясь Божественным Откровением своего Спасителя, заветами богодухновен-ных его апостолов и условиями жизни, испрашивает в лице вашем благословения Святейшего синода на свои труды.

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. С стол. Л. 66-67. Подлинник; Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. № 16. Офиц. отдел. С. 424.

18 апреля 1917 г.

Председателю Государственной думы:

Чрезвычайный съезд избранников духовенства и мирян Полоцкой епархии, соз­навая, что исключительность времени ставит приходское духовенство в необходи- мостъ немедленно выработать новые формы приходской жизни и церковных отноше­ний, которые соответствуют потребностям данного момента, считает своим долгом засвидетельствовать в лице вашем, великий гражданин земли русской, свою искрен­нюю благодарность избранникам народным, членам Государственной Думы, в роковой момент нашей дорогой родины взявшим в свои руки верховную власть и выведшим отечество на путь свободы, и выражает полную уверенность, что вы и возглавляемая вами Государственная Дума будете твердо стоять на страже благодатной свободы, славы, чести и блага отечества, православной церкви и народа до тех пор, как через своих избранников в Учредительном Собрании и на всероссийском церковном [Поместном] соборе русский народ и русская православная церковь выскажут свою волю относительно форм государственного и церковного правления и начал народной и церковной жизни.

РГИА. Ф. 1278. On. 5.1917. Д. 1292. Л. 152-153. Подлинник; Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. № 16. Офиц. отдел. С. 423. Председателю Совета министров:

Чрезвычайный съезд избранников духовенства и мирян Полоцкой епархии в лице Вашем просит Временное Правительство принятъ изъявление непоколебимой предан­ности, полного доверия и твердой уверенности, что только в неуклонном исполнении распоряжений Временного Правительства со стороны всех без исключения классов об­щества заключается залог свободы и счастья нашей родины, поставленной в необходи­мость определить формы правления и перестроить народную жизнь в такой тяжелый мо­мент, когда коварный враг, вторгшийся в наши пределы, грозит нам, только начавшим ис­пытывать радость свободы, ужасами порабощения.

Обер-прокурору Св. синода:

Чрезвычайный съезд избранников духовенства и мирян Полоцкой епархии, собрав­шись с целию определения в пределах канонической возможности временных, соответ­ствующих началам свободы, форм церковно-приходской жизни, могущих способствовать объединению пастырей и пасомых в деле устроения своего спасения, приветствуя в лице вашем первого представителя в Святейшем Синоде свободного русского народного пра­вительства, обращается к вам с усердною просьбою принятъ все зависящие от вас меры, приложитъ все ваши способности, применить весь ваш административный опыт, дабы Русская православная церковь как можно скорее могла бы самоопределиться, высказав свой голос на всероссийском церковном соборе чрез своих избранников духовенства и мирян по всем вопросам, разрешение которых может быть в ее компетенции, согласно слову Божию, заветам апостолов и определениям вселенских соборов.

Верховному главнокомандующему2:

Чрезвычайный съезд избранников духовенства и мирян Полоцкой епархии связывает счастье, честь и свободу своей родины с необходимостью довести войну в неуклонном еди­нении с благородными союзниками до полной победы над коварным врагом. Члены съезда, со своей стороны, позаботятся об охранении тыла, необходимом снабжении армии, под­держке правительства на местах в борьбе с дезертирством и шпионством; они, как и вся Россия, душой, сердцем и помыслами со своими родными защитниками в окопах, с кото­рыми связаны их надежды на восстановление мирной жизни в стране по изгнании врага. Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. № 16. Офиц. отдел. С. 423-425.

1 С 14 апреля 1917 г. первоприсутствующим членом Св. синода являлся экзарх Грузии, архи епископ Карталинский и Кахетинский Платон (Рождественский).

2 С 2 апреля по 21 мая 1917г. Верховным главнокомандующим являлся генерал от инфанте рии М.В. Алексеев (Вестник Временного правительства. Пи, 1917. № 23 (69). С. 2).

№ 372. Телеграммы Подольского епархиального съезда духовенства и мирян1 18-23 апреля 1917 г.

Временному правительству:

Подольский Епархиальный украинской православной церкви съезд делегатов от духовенства и мирян приветствует Временное правительство с освобождением Вели­кой России и ее народностей от гнета старого режима. Мы признаем, что возвещенные Временным правительством начала свободы, равенства и братства могут быть осуществлены только в федеративной демократической республике, могущей обеспе­чить автономию порабощенных народностей и права свободных граждан. Пусть яркое солнце долгожданной свободы согреет своими лучами обновленную Россию в братском единении с автономной Украиной.

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 102. Л. 277. Подлинник; Православная Подолия. Каменец-Подольск, 1917. № 18-19. Офиц. часть. С. 360.

Обер-прокурору Св. синода:

Первый свободный епархиальный съезд депутатов духовенства и мирян Подольс­кой епархии приветствует Вас как первого борца за свободную Церковь и выражает уве­ренность, что при Вашем участии Церковь Православная засияет ярким светочем в жизни обновленной России.

Члену Св. синода протоиерею Феодору Филоненко2:

Первый свободный епархиальный съезд духовенства и мирян Подольской епархии приветствует Вас как стойкого борца с цезарепапизмом, деспотизмом и темными силами в православной нашей Церкви. Слава первому члену Синода из нашей приходской среды, сыну народа.

Православная Подолия. Каменец-Подольск, 1917. № 18-19. Офиц. часть. С. 360.

1 Съезд проходил с участием епископа Подольского и Брацлавского Митрофана (Афонского) и его викария - епископа Винницкого Давида (Качахидзе).

2 14 апреля 1917 г. Ф. Филоненко был введен в состав членов Св. синода.

№ 373. Телеграммы Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Тверской епархии 21 апреля 1917 г.

Обер-прокурору Св.синода:

Тверской Чрезвычайный Епархиальный Съезд духовенства и мирян, приветствуя Вас, а в лице Вашем Временное Правительство за гражданское мужество, проявленное в деле спасения Родины в тяжелую годину ее жизни, выражает надежду, что обновление и родины, и церкви будет проведено благополучно до конца чрез Учредительное Собрание и Всероссийский Церковный Собор.

Совету рабочих и солдатских депутатов:

Тверской Епархиальный Съезд духовенства и мирян, приветствуя [Петроградский] Совет рабочих и солдатских депутатов за гражданское мужество, проявленное им в деле спасения ро­дины в тяжелую годину ее жизни, выражает надежду, что Советом совместно с Временным Правительством будет доведено до конца обновление родины чрез Учредительное Собрание.

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. Vстол. Д. 154. Л. 72. Подлинник;

Протоколы Чрезвычайного Епархиального Съезда духовенства и мирян Тверской епархии. 20-25 апреля 1917 г. Тверь. С. 4 // Тверские епарх. ведомости. Тверь, 1917.

Вкладыш между №№ 11-12 и 13-14.

№ 374. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову Чрез­вычайного съезда духовенства и мирян Костромской епархии

16- 25 апреля 1917 г.

Чрезвычайный Костромской епархиальный съезд духовенства и мирян, при полном единении всех его членов, с местным епископом1, получив сегодня сообщение печати о достигнутом соглашении Временного правительства с [Петроградским] Советом солда­тских и рабочих депутатов, которое послужит к укреплению необходимого внутреннего мира в стране для спасения свободной России, испытывает чувства глубокого удовлетво­рения и радости. Съезд шлет Временному правительству горячие приветствия и уверения в полной готовности всеми силами поддерживать его как единственную власть, могущую объединить все население страны и довести нашу Родину до Учредительного Собрания.

Призывая к тому же и все население епархии, Евгений, епископ Костромской и Галичский. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 136. Л. 19. Подлинник. 1 Епископом Костромским и Галичским Евгением (Бережковым).

№ 375. Телеграммы Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Донской епархии 26 апреля 1917 г.

Председателю Государственной думы Родзянко:

Донской Чрезвычайный Епархиальный Съезд духовенства и мирян приветствует Вас, первого гражданина Русской земли, сумевшего в минуту опасности объединить вокруг своего имени всех борцов за свободу и благо Русской земли.

Донская христианская мысль. Новочеркасск, 1917. №2. Отдел офщ. С. 30; РГИА. Ф. 1278. On. 5. 1917. Д. 1292. Л. 161, 163. Подлинники. Два экземпляра^.

Временному правительству:

Чрезвычайный Донской Епархиальный Съезд представителей духовенства и мирян поста­новил выразить полное доверие новому Временному Правительству и обещает ему всемерную поддержку во всех его начинаниях, в доведении войны до победоносного конца и в деле устрое­ния Всероссийской Державы на основе свободы совести и самоопределения национальностей.

Верховному Главнокомандующему Алексееву:

Чрезвычайный Донской Областной2 Епархиальный Съезд духовенства и мирян в лице Вашем приветствует нашу доблестную армию, мужественно отражающую натиск коварного врага, и выражает твердую уверенность, что под Вашим руководством война будет доведена до победоносного конца, так необходимого для закрепления завоеванной Россией свободы!

Обер-прокурору Св. Синода:

Донской Чрезвычайный Епархиальный Съезд представителей духовенства и ми­рян выражает свое полное доверие Вам как избраннику народа, православному сыну Церкви Христовой и, принося свою глубокую благодарность за Ваше деятельное учас­тие в раскрепощении Церкви от уз цезаризма, изъявляет живейшую готовность на со­действие в организации свободной церковной жизни на демократическом начале со­борности.

Донская христианская мысль. Новочеркасск, 1917. №2. Отдел офщ. С. 30.

27 апреля 1917 г.

Председателю Государственной думы Родзянко3: Чрезвычайный Донской Епархиальный Съезд представителей духовенства и мирян ныне, в день открытия Первой Государственной Думы, горячо приветствует членов этой Думы, впервые объявивших широкое применение истинно-христианского акта амнистии борцам за благо народа, жестоко пострадавшим от гнета цезаризма, и желает им успеха в закреплении завоеванных начал свободы, равенства и братства. Выражая свое сочувствие борцам за свободу, Съезд отчислил из своих средств десять тысяч рублей на обеспечение их семейств.

Донская христианская мысль. Новочеркасск, 1917. №2. Отдел офщ. С. 31.

1 Первый экземпляр телеграммы был отправлен 26 апреля, а второй, точно такого же со дер жания - на следующий день, 27 числа.

2 Области Войска Донского.

3 Примеч. источника: Телеграмма послана «в ознаменование дня открытия Первой Государ ственной Думы». Она работала с 27 апреля по 8 июля 1906 г.

№ 376. Телеграммы съезда духовенства и мирян Челябинского викариатства1 Оренбургской губернии

27 апреля 1917 г. Председателю Временного правительства князю Г.Е. Львову: Объединенный Съезд представителей духовенства и мирян уездов Челябинского, Троицкого и Верхнеуральского, составляющих из себя Челябинское викариатство, в ко­личестве более 400 человек вместе с епископом Серафимом [Александровым], привет­ствуя Временное правительство, выражает ему свое полное доверие и солидарность. На­ходя в настоящее время недопустимым двоевластие в стране, Съезд выражает уверен­ность, что Временное правительство изыщет средства для умиротворения и объединения всех прогрессивных сил страны и доведения войны до победного конца. Съезд еди­ногласно постановил всеми средствами распространять «Заем Свободы».

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. On. 1.Д. 179. Л. 7. Подлинник; ГАРФ. Ф. 3431. On. 1. Д. 554. Л. 36. Машинопись.

Копия протоколов заседаний съезда; Оренбургский церк.-обществ, вестник. Оренбург, 1917. №11. С. 2.

Бывшим священникам Г.С. Петрову и А.В. Архипову2: Собрание духовенства и мирян Челябинского викариатства выражает вам свое сочувствие по поводу понесенных лишений за вашу честную проповедь Евангельских истин и искренне желает видеть Вас снова в своей среде, как служителя великим заветам Христа, - если к тому не встречается препятствий канонического характера.

Оренбургский церк.-обществ, вестник. Оренбург, 1917. №10. С. 3.

1 Съезд проходил с участием епископа Челябинского Серафима (Александрова).

2 ГС. Петров и А.В. Архипов - священники, члены II Государственной думы, лишенные са на за свою политическую деятельность. См. комментарий к документу № 177.

№ 377. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову Влади­кавказского епархиального съезда духовенства и мирян

28 апреля 1917 г.

Съезд духовенства и выборные представители от прихожан всей Владикавказской епархии рад уже наступившей свободной эре дорогой Родины, приветствует в лице ва­шем Временное правительство, выражает твердую надежду, что оно, облеченное довери­ем народа, доведет борьбу с внешним врагом до победного конца и укрепит свободную отныне жизнь всех народов России на общее благо Отечества.

ГАРФ. Ф. 1778. 191 7. On. 1.Д. 172. Л. 41. Подлинник.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.88.17 (0.111 с.)