Приблизительно 9-11 марта 1917 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приблизительно 9-11 марта 1917 г.



Акты прочитаны, молебен совершен1, [все] принято [с] полным спокойствием; ради успокоения, по желанию и просьбе духовенства, по телеграфу отправлено приветствие Председателю Думы.

Архангельский епископ Нафанаил. РГИА. Ф. 796. On. 204.1917.1 отдел. У стол. Л. 57, 58. Подлинник.

1 Очевидно, речь идет о Высочайших актах от 2 и 3 марта, а также о молебне, служение которого предписывалось определением Св. синода от 6 марта 1917 г. (ЦВ. 1917. № 9-15. С. 58). См. документ № 1 и Приложения I и II к нему.

№ 350. Донесение Св. синоду епископа Полоцкого и Витебского Кириона (Садзегелли)

16 марта 1917 г.

Святейшему Правительствующему Синоду.

Кириона, епископа Полоцкого и Витебского

Донесение

Долг имею почтительнейше донести В АШЕ МУ СВЯТЕЙШЕСТВУ1, что 12-го марта сего 1917 года в Витебском кафедральном соборе после Божественной литургии были про­читаны: акт об отречении Государя Императора Николая II за себя и за сына от Престола Го- сударства Российского, акт об отказе Великого Князя Михаила Александровича от восприятия Верховной власти и послание В АШЕ ГО СВЯТЕ ЙШЕ СТВА к верным чадам православной Российской Церкви, а также отслужен Господу Богу молебен об утишении страстей с провозглашением многолетия Державе Российской, благоверному Временному Правительству ея и христолюбивому воинству.

ВАШЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА Нижайший послушник Кирион, епископ Полоцкий и Витебский.

РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. Vстол. Л. 72, 107. Машинопись. Подлинник. 1 Здесь и далее выделено в источнике.

№ 351. Из писем архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому) викария Новгородской епархии епископа Тихвинского Алексия (Симанского)

3 марта 1917 г.

Дорогой Владыко!

Дайте весть о себе. Мы болеем душою, не зная о Вас и не имея от Вас ничего1. И вы, конечно, о нас тоже думаете с заботой. Здесь2 идет то, что в Петрограде, кажется, уже кончилось. Читаем в телеграммах3 вести, которые меня, в частности, ужасают; и горько до боли и слез. А между тем я должен быть во всеоружии спокойствия и здравого рассуждения. Очень тягостно....Я служу и молюсь. Сейчас служил акафист в Знаменском соборе. Поминали как всегда4. Так я говорил делать всем батюшкам, которых видел, - до официальных и формальных вестей. Настроение У меня убийственное; Господь да поможет бедной России и да изведет ее из бездны. У меня нет светлого взгляда на будущее. Сегодня думали, Вы приедете. Послан­ный5 на словах передаст Вам подробности о том, как здесь живется. Слухи самые невероятные...

Благословите. Помолитесь. Сердечно чтущий Вас Е[пископ] Алексий.

ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 551. Л. 8—9. Цит. по: Письма патриарха Алексия своему духовнику. М., Изд. Сретенского монастыря. 2000. С. 17—18.

11 марта 1917 г.

Дорогой Владыко!

Благодарю Вас, что среди треволнений и суеты неимоверной, в какой Вы находи­тесь в эти кошмарные дни, Вы нашли время для написания мне подробных писем с таким ярким изображением всего переживаемого. Меня очень поддерживает в моем одиноком и трудном положении то, что Вы одобряете принятые мною меры. [...] В ночь на 10-е [марта 1917г.] мне звонили из Комитета6 с просьбой экстренно распорядиться по церквам, чтобы везде 10-го были совершены панихиды по жертвам революции. Я ре­шительно отказал в этом, сказав, что не желаю делать из церковной службы демонстра­цию политическую; что странно и нелепо молиться официально за тех, кого хотят хо­ронить гражданским порядком; что Церковь не должна служить политическим целям и т[ак] д[алее]. - Еще раз просили по телефону, в 12 часов ночи, чтобы я распорядился, и даже просили разрешения приехать сейчас же ко мне для переговоров. Я решительно отказался и отказал им в их желании приехать ко мне ночью. Тогда стали в Комитете обсуждать вопрос, как быть, и решили просить меня отслужить всенародно на площади собора (у наместника) панихиду по воинам и всем павшим во время междоусобной брани и затем - молебен о многолетии нового правительства. Так как я раз уже отказался служить, то и на сей раз сказал, что поручу соборному причту совершить это служение; а я-де из-за нездоровья не могу служить на воздухе....В общем, служение было совершено, и все удовлетворились. Но вот из этих примеров Вы можете усмотреть, дорогой Владыка, как мы живем здесь и какая здесь слабая власть. Я предполагаю созвать в понедельник все духовенство (в моем епархиальном доме) и обсудить с ним всякие вопросы. Мне думается, что духовенству следовало бы выбрать из своей среды представителя в Комитет, а то теперь оно стоит в стороне от правящей толпы. Необходимо, чтобы и мы так или иначе участвовали в текущих делах не в качестве сторонних зрителей, а в качестве непосредственных деятелей. Нужно это сделать непременно. Я думаю, Вы против этого не будете ничего иметь....Будем надеяться, что теперешнее безвременье минует и наступит больший порядок и закон во всех делах. Трудно этого ожидать и надеяться на это, особенно в ближайшее время, в особенности ввиду опасности со стороны германского вторжения, когда может только разрушиться вся власть теперешняя, - а также ввиду того, более чем холодного, отношения к религии и к Церкви, какое изъявляет настоящее правительство. Но, может быть, ради неизвестных нам, а Богу ви­димых праведников, мы будем пощажены Богом. Тяжело читать все, что пишут в газетах. Что-то еще будет с теми, кто вчера еще были для нас священны и дороги7? Вот поистине несчастье же нам!..

Помолитесь и благословите. Сердечно почитающий и любящий Епископ Алексий.

ГАРФ. Ф. 550. On. 1.Д. 551. Л. 10-11. Цит. по: Письма патриарха Алексия... С. 19-24.

13 марта 1917 г.

Дорогой Владыко!

Честь и слава самоотверженному выступлению членов8 Св[ятейшего] Синода в за­щиту свободы и независимости Церкви9. Конечно, новый состав [Св. синода] будет нека­ноничен. Но какое до этого дело Правительству, которое, по-видимому, само находится


под крепким давлением Сов[ета] Раб[очих] депутатов? Печально то, что может создаться новый раскол в церкви, ибо, к сожалению, могут найтись такие члены иерархии, которые пойдут в Синод по зову Об [ер]-Прокурора и будут вершить дела Церкви. Тогда нам нужно пойти дальше и уходить на покой, дабы не участвовать в чужих грехах10...

Е[пископ] Алексий. ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 551. Л. 12-13. Рукопись. Подлинник.

16 марта 1917 г.

Дорогой и глубокочтимый Владыко!

...Третьего дня приехал генерал Александров просить меня, чтобы я привел к присяге войска. Я отказался по многим причинам, а официально потому, что на плацу неудобно облачаться и т. д., и т. д. Решено было, что после присяги войска будут при­ведены на площадь соборную, и здесь я отслужу молебен о даровании победы. Так и было; служил, говорил слово, но многое коробило, начиная с вида войск, с разными флагами, знаменами, на которых были написаны «да здравствует республика», «земля и воля» и т. д. Войска с закатками красными на офицерах и на солдатах носили какой-то бутафорский характер. Пришлось, скрепя сердце, чтобы не делать скандала, согла­ситься и на то, чтобы в присутствии их сиятельство Булатов" вручил знамя (красное) полку от граждан Новгорода, причем оркестр играл «Марсельезу»... Теперь я боюсь, что будут еще раз просить служить панихиду по тем, кого завтра будут хоронить граж­данским обрядом. Собрание духовенства прошло мирно. Делились впечатлениями от ныне переживаемых событий. Выбрали в Комитет12 двух представителей от духовен­ства13... Заявление членов Синода и постановление14 можно лишь от всей души при­ветствовать. Весьма мудро, с достоинством и вместе с тем осторожно поступлено. Если бы члены Синода забастовали, то вскоре на законном основании пришлось бы Об[ер-]Прок[урору] набрать самолично новый состав [Синода]. А теперь дело постав­лено на каноническую и на согласующуюся с современными условиями почву. Новый состав [Синода] должен быть избран15. И Правительству] необходимо придется с этим требованием считаться...

Е[пископ] Алексий. Там же. Л. 15об. Рукопись. Подлинник.

6 апреля 1917 г.

Дорогой Владыко!

Письмо Ваше меня успокоило относительно Вас. Да, переживаем «исторические собы­тия». Но каково их переживать! Я, по крайней мере, исстрадался душою от всего пережива­емого. Мы же не можем примириться со случившимся. Руки опускаются, а действовать не­обходимо, т[ак] к[ак] на меня выпала тяжелая доля в это время как раз очутиться одному здесь и на меня возлагают свое упование священнослужители. Но тяжело бытъ среди такого хаоса и убеждаться, что нет ничего святого у русского человека. Вчера я читал манифест16 и говорил речь в соборе. Она вылилась у меня в форму резкую, революционную по нынешнему масштабу. Однако не было эксцессов; видать, я еще совестью своею чист, что будто бы исповедовал верноподданнические свои верования и не оказался хамом, ругающимся наго­тою своего отца17. Но печатать речь в подлиннике не нашел возможным разрешить здешний Комитет общественной безопасности, и составлен объективный текст сообщения о вчераш­нем богослужении....Вообще теперь власть толпы, порядка нет - чернь господствует и ни за что ручаться нельзя. У меня было собрание духовенства, я составил воззвание, которое раздавалось во всех церквах за всенощной 4-го и литургией 5-го марта. Делаю соответству­ющие распоряжения и разъяснения, но силы и энергия, перед лицом ужасающего настоящего, изнемогают....Нас смущал цезарепапизм, но разве лучше демопапизм или, видите, ох-лопапизм, т[о] е[сть] засилье черни в делах Церкви? Даю Вам слово, что я уже ушел бы на покой, если бы был на месте первоприсутствующего18. Да и вообще-то есть ли хотя малейшее основание надеяться на то, что Церковь будет свободной?..

В провинции ходят слухи о погромах, о беспорядках в церквах и т. д. Последнее в известной мере следует приписать отсутствию соображения у батюшек. Например, вчера, уже после манифеста, мне кочевицкий священник19 присылает письмо, в котором спрашивает разъяснить, как поминать Государя «ввиду его отречения» - и на этой почве там были беспорядки. Где же была голова у этого священника? И так, очевидно, во многих местах. Кому придется принять крест управления Московской Церковью? Не Вам ли? Это будет подлинно крест. Пока Вы здесь - Вы спокойны, что назначены закономерным, традиционным способом и утверждены Помазанником Божиим. А те­перь? Издают рескрипт и дают клобук от исполнительного Комитета (?) Совета рабочих депутатов? Все перепуталось и, заметьте, как все забыли Бога! Ведь о нем нет упо­минания нигде из уст нового правительства. Армия! - Один ужас! Простите меня за такое беспорядочное нагромождение мыслей.

Благословите. Помолитесь о сердечно чтущем и любящем Вас А[лексие, епископе].
ГАРФ. Ф. 550. On. 1.Д. 551. Л. 16-17. Цит. по: Письма патриарха Алексия... С. 31-33.

20 апреля 1917 г.

Дорогой Владыко!

...Ужасно сознавать, что Церковь находится под игом Правительства. Где же возве­щенная ей свобода20? Что теперь будет делать новый Синод и как прежний состав отне­сется к бестактному действию Правительства21? Особенно странно положение Архи-еп[ископа] Сергия22...

До свидания. Благословите. Прошу святых молитв. Сердечно любящий Е[пископ] А[лексий].

ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 551. Л. 18-19. Рукопись. Подлинник.

1 Архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий), в качестве члена Св. синода, находил ся в Петрограде, участвуя в работе высшего органа церковной власти.

Все цитируемые письма опубликованы целиком в сборнике: Письма патриарха Алексия... Указ. соч. С. 17-36.

2 То есть в Новгороде.

3 Очевидно, речь идет о телеграммах из Петрограда.

4 По-видимому, речь идет о поминовении на церковных службах императора Николая II и членов Дома Романовых.

5 Личность упоминаемого человека установить не удалось.

6 По всей видимости, речь идет о Комитете общественного спокойствия Новгорода.

7 По-видимому, подразумеваются члены Семьи императора Николая П.

8 Слово «членов» в источнике вписано поверх строки.

9 Имеется в виду заявление членов Св. синода на имя Временного правительства от 8 марта 1917 г. и постановление Св. синода по этому поводу от 9-13 марта того года. См. документ № б и приложение к нему.

ю В упомянутом сборнике документов вместо слова «грехах» напечатано «делах», см.: Письма патриарха Алексия... С. 25.

1 Булатов А.А. - управляющий Новгородской губернией, комиссар Временного прави тельства.

12 Комитет общественного спокойствия Новгорода.

в Данный абзац цитируется по сборнику: Письма патриарха Алексия... С. 28-29.

и Речь идет о заявлении членов Св. синода на имя Временного правительства от 8 марта 1917 г. и постановлении Св. синода по этому поводу от 9-13 марта того года. См. документ № б и при ложение к нему.

в Подчеркнуто епископом Алексием.

к Очевидно, манифест от 2 марта 1917 г. об отречении императора Николая II от престола.

17 Подразумевается библейское повествование о Хаме - младшем сыне праведного Ноя, ко торый своим братьям указал на спящего в шатре обнаженного отца. Причиной такого сна было ви но, которое Ной выпил после окончания Всемирного Потопа. Братья же - Сим и Иафет - прикры ли наготу отца, не поднимая на него глаз [Быт. 9, 20-25] (см. подробнее: Полный православный бо гословский энциклопедический словарь... Т. 2. С. 1680, 2264-2265).

Вопрос, отчего опьянел Ной, рассматривается в книге: Головин С. Всемирный Потоп: миф, легенда или реальность. М., Изд. Паломник. 2000. С. 23-26.

18 Первоприсутствующим членом (председателем) Св. синода в тот период был митрополит Киевский Владимир (Богоявленский).

® Личность священника установить не удалось.

20 Свобода самоуправления и самоопределения была объявлена обер-прокурором Св. синода В.Н. Львовым на первом заседании синода при новом строе 4 марта 1917 г. (ВЦОВ. 1917. № 1. С. 2-3; Русское слово. М., 1917. № 51. С. 2).

21 Под «бестактным действием правительства» подразумевается указ Временного правитель ства от 14 апреля 1917 г. о роспуске старого состава Св. синода и вызове новых членов для заседа ний в высшем органе церковной власти (Церковные ведомости. Пи, 1917. № 16-17. С. 83) (см. до кумент № 14 и приложение к нему).

Архиепископ Сергий (Страгородский) остался в новом составе Св. синода, несмотря на свой же протест Временному правительству, выраженный в «Акте» от 15 апреля 1917 г. (см. доку мент№ 14).

№ 352. Из письма архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому) епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева)

21 марта 1917 г.

Ваше Высокопреосвященство!

Благословите!

Прежде всего желаю Вам спасения душевного и многолетнего здравия....Теперь считаю своим долгом и обязанностью сообщить Вам о состоянии ду­ховенства и паствы Кирилловской за истекший месяц. Конечно, много волнений и шуму было и в [городе] Кириллове, и в [его] уезде, особенно 5, 6, 7 марта, когда толпы народа ходили с криками по улицам города и производили аресты полиции. Особенно почему-то народ восставал против исправника1 Хабакова. Но, слава Богу, что его арест обошелся без убийства его. В настоящее время все успокоилось и жизнь вошла в прежнюю спокойную колею, все принялись за свои работы. Что будет далее - не известно. Хорошо, что уехал из Кириллова мой предшественник преосвященный Иоанникий2, а то не обошлось бы без скандала. Почему-то народ сильно против его настроен был. Это обнаружилось в переживаемое время: 5, 6, 7 марта народ открыто заявлял свое им недовольство. Видимо недовольство народное вызвано было чрез­мерною дружбою преосвященного] Иоанникия с исправником Хабаковым. В насто­ящее время в Кириллове образован Комитет общественного спокойствия и между прочим в члены его народом избраны священник церкви [святого мученика] Иоанна Воина Александр Мирославский и смотритель [Кирилловского] Духовного училища Алекс. Афан[асьевич] Раменский.

Ладно ли это?3 По моему мнению - ладно. Польза, напр[имер], присутствия в этом комитете духовного лица уже оказалась: в комитет, конечно, стали поступать кляузы и жалобы из уезда и на духовенство. И что удивительно, поступила жалоба от псаломщика Коропицкой церкви Староверова на своего священника Пумерова. Ко­нечно, из комитета, не оглашая на общем собрании, священник Мирославский перес­лал эту жалобу ко мне. Я вызвал священника Пумерова к себе в Кириллов для объяс­нения. Клевета на священника Пумерова со стороны псаломщика ясно была обнару­жена. Все дело это я на днях пересылаю к Вам. И по моему мнению по расследовании этого дела псаломщика Староверова следует наказать изрядно. Он нетерпим на этом месте.

Про себя пишу Вам, владыка Святый, что много я поволновался за это время, особенно когда пришлось читать в церкви Манифест об отречении Государя от Прес­тола, и 12 марта, когда служил молебен по приглашению членов Комитета в городс­кой думе [г. Кириллова]. Там пришлось говорить слово. Народу в [городской] думе было более тысячи.

Для успокоения народа я, по примеру новгородского воззвания4, составил тоже свое воззвание и отпечатал в Кирилловской газете. При сем [письме] этот номер газеты при­лагаю Вам5. Воззвание отпечатано в количестве 3-х тысяч, и я раздаю народу в церкви. В деревнях, слышно, мужики стали открыто ездить в чужие [лесные] дачи за лесом. Для пресечения этого зла меня [члены Комитета общественного спокойствия] и просили сос­тавить воззвание. Я, конечно, исполнил просьбу Комитета.

Акафисты6 и после них беседы привились в Кирилловской обители7 очень хорошо. Народу в каждое воскресенье бывает за акафистом полна церковь. Даже 5-го и 12-го марта - дни особенного народного возбуждения - акафист и беседы у меня шли своим порядком, при большом собрании богомольцев. Народ, видимо, ищет себе душевного успокоения в Божием храме.

Прошу Ваших св[ятых] молитв. Ваш присный8 богомолец

Епископ Варсонофий. ГАРФ. Ф. 550. On. 1.Д. 249. Л. 9-10об. Рукопись. Подлинник.

1 Исправник - высшая полицейская должность в уезде.

2 Иоанникий (Дьячков): с 30.09.1907 г. - епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, с 30.11.1916 г. - епископ Олонецкий и Петрозаводский.

3 Выделено Варсонофием.

4 Вероятно, имеется в виду послание к народу от духовенства Новгорода, текст которого 4 и 5 марта распространялся в городских церквах (Новгородские губернские ведомости. Новгород, 1917. № 18. С. 2). Однако само упоминаемое воззвание составителю обнаружить не удалось.

5 В архивном деле упомянутая газета отсутствует. Текст послания к пастве епископа Кирилла представлен в документе № 88.

6 Акафист - торжественное, но при этом достаточно непродолжительное богослужение.

7 Кирилло-Белозерский Успенский мужской монастырь.

8 Присный - вечный.

№ 353. Из писем архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому) архиепископа Никона1 (Рождественского), бывшего Вологодского

21 марта 1917 г.

ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО2,
возлюбленный о Господе собрат,

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ.

...Свершилось на Руси многое, чего мы давно ждали. Не будем тревожить ран сердца, еще кровоточащих... Скажу только: не «царство земное», не его судьба наносит боль сердцу: «царство не от мира сего», Христова Церковь вошла в полосу страданий... Многие ли устоят?..

Будет ли заседать наш обезглавленный Государственный] Совет3? Считать ли его распущенным, т[о] е[сть] послушным слову бывшего Царя, или не распустившимся, т[о] е[сть] союзником [Государственной] думы?.. И как об этом узнать? Не приспело ли мне время «сложить свои полномочия» или еще чего-то?.. Ехать положительно не могу [по причине своей болезни]4... Предписано мне десять мушек сносить, а я хожу только со второй5, и то уже спотыкаюсь... Да что теперь говорить о «государстве», - надо помнить только о Церкви, отвергаемой государством... И не только отвергаемой, но и насилуемой... По две-три панихиды на неделе заставляют служить монахов6 - о «пав­ших за свободу», т[о] е[сть]... А о воинах, убиенных на поле брани - никому дела нет... Попробуй же, откажись служить о чадах революции... И кому это нужно? В чем тут суть, как не в простой демонстрации, сопровождаемой злорадством: вот-де и монахов заставили мы насильно толкать «наших» в царство небесное... Не знаю, как Вы смот­рите на близкое будущее. А мне кажется слишком ясным, что осуществляется совер­шенно последовательно программа разрушения Церкви нашей...

Раскол надвигается на нас, а власть церковная связана паче прежнего... от имени «свободы»... какое издевательство!..

Прошу святых молитв Ваших, и с братской любовью объемлю Вас. Ваш сомолитвенник Архиепископ Никон7.

[P.S.] [...] Читали ли Вы новую книгу [С.] Нилуса «Близ есть при дверех»8? Если нет, то могу прислать Вам. Много [в ней] интересного и назидательного...

А что Вы думаете о таком факте: еще на первой неделе поста9 составил я листок «Пасхальный привет воинам». Его подписал и митрополит [Московский и Коломенс­кий] Макарий [Парвицкий-Невский], как настоятель [Троице-Сергиевой] лавры10. Ре­шено было послать 150 тысяч [экземпляров листков] в армию. Там ни о Царе, ни о са­модержавии - ни слова11...

ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 373. Л. 75-7боб. Машинопись. Подлинник.

13 апреля 1917 г. Возлюбленный о Господе собрат!

...Да, Церковь вошла уже в полосу гонений. Надо только удивляться близорукости таких властей, которые вместо того, чтобы служителей Церкви располагать добром к себе, [-] ибо мы делаем все возможное, чтобы внушить народу подчинение власти, - вместо того восставляют против себя нас грешных... Увы, эта политика подражает бывшему царю: ведь и он своим отношением к Церкви, в угоду левым, толкал нас влево, слушаясь гришки12... Теперь кого слушают?

Получили ли Вы книгу [С.] Нилуса, посланную мною уже давно, кажется еще в ян­варе? Теперь она пребывает под арестом13. Просматривают «профессора, которые не осо­бенно церковны»: так выразился сам шеф14. Эго - его желание. Но, кажется, читает студент какой-то. Теперь ведь и рабочий всякий есть цензор над архиереем: свобода дала им образование академическое такое, что хоть в профессора их выбирай. Признаюсь: прихо­дится прислушиваться к замечаниям рабочих и переделывать некоторые выражения, да­же самые невинные, в их смысле. Иначе живо - арест, уничтожение и конец. Указание ими сомнительной для них строки есть уже угроза: «иначе-де донесем».

Вот вам и свобода. Свобода сатане давить на Церковь и ее служителей....Сердце ноет не только физически, но и нравственно...

Прошу св[ятых] молитв Ваших, и с любовию о Господе семь Ваш сомолитвенник Архиепископ Никон15- ГАРФ. Ф. 550. On. 1.Д. 373. Л. 77-78об.

Машинопись. Подлинник.

28 апреля 1917 г. Возлюбленный о Господе Владыко.

...Меня занимает вопрос: должна ли Церковь сказать своим чадам, какая форма правле­ния государством наилучшая, более идеальная, согласная с словом Божиим? Конечно, с ого­воркой, что как деньги бывают и золотые, и серебряные, и медные, и бумажные - все деньги, а по существу-то ведь не одно и то же. Церковь жила и при республиках, и при деспотах, и при языческой власти...

Мне думается, что было бы грешно не сказать, что монархия есть лучшая из всех форм. А там уж - дело не наше: какую хотят [власть, ту пусть и] выбирают. Насильно нельзя навязывать. Это - не догмат спасения16....Болезнь идет своим чередом вперед.

Прошу святых молитв Ваших и с братскою любовию объемлю Вас. Ваш искренний молитвенник

Архиепископ Никон11. ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 373. Л. 79~80об. Машинопись. Подлинник.

1 В описи фонда ГАРФ допущена неточность: дело называется «Письма ей. Вологодского и Тотемского Никодима и черновики ответов на некоторые из писем. 1897-1917 гг.». Однако письма принадлежат Никону (Рождественскому). То есть ошибка в описи ГАРФ - в имени епископа.

2 Здесь и далее выделено Никоном. Многочисленные отточия в тексте (кроме находящихся внутри квадратных скобок) - также архиепископа Никона.

3 Архиепископ Никон являлся членом Государственного Совета с 31 января 1907 г. (Состав Святейшего Синода... на 1917 год. С. 334-335).

Государственный Совет в качестве верхней законодательной палаты существовал с 20 февраля 1906 г. по 14 декабря 1917 г. Его председатель, вице-председатель и половина состава членов назначались императором; вторая половина избиралась. С 1 января по 27 февраля 1917г. Государ­ственный Совет возглавлял И.Г. Щегловитов (вице-председательская должность накануне Фев­ральской революции была вакантна). После свержения монархии Общее собрание Государственного Совета не собиралось. 5 мая 1917 г. Временное правительство упразднило должности членов этого органа власти по назначению, а 6 октября 1917г. были признаны утратившими силу полномочия членов Государственного Совета по выборам (Высшие и центральные государственные учреждения России... Указ. соч. С. 179-182).

4 В связи с тяжелой болезнью сердца, архиепископ Никон уволился от управления Вологодской епархией в 1912 году. С 1916 г. он проживал на покое в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

5 Речь идет о каких-то лекарствах, назначенных Никону.

6 Поскольку архиепископ Никон жил на покое в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, то речь идет о монахах этой лавры и о гражданских властях г. Сергиева Посада.

7 Подпись сделана чернилами, рукою Никона.

8 Книга Сергея Нилуса получила достаточно широкую известность благодаря тому, что в ней были опубликованы «Протоколы сионских мудрецов».

9 По всей видимости - Великого поста, первая неделя которого в 1917г. пришлась на период с 13 по 19 февраля.

ю Митрополиты Московские носили сан священно-архимандритов Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

11 По-видимому, архиепископ Никон чувствовал за собой вину, что накануне и в дни Февральской революции он, как известный всероссийский проповедник и апологет само державия, не воспользовался имевшейся возможностью поддержать монархию печатным словом.

Е Так в тексте, со строчной буквы. Очевидно, имеется в виду Григорий Распутин.

Б По-видимому, речь идет о книге С. Нилуса «Близ есть при дверех».

и Непонятно, кто имеется в виду: может быть обер-прокурор Св. синода, может быть на местник лавры.

в Подпись сделана чернилами, рукою Никона.

15 См. приложение к документу.

17 Подпись сделана чернилами, рукою Никона.

Приложение к № 353

Из диалога епископа Никона (Рождественского)1 и митрополита Санкт-Пе­тербургского и Ладожского Антония (Вадковского) о форме государственного устройства России

Г.

Е. 3: - Скажите откровенно - с точки зрения не утилитарной, практической, а строго-идеальной, философски-богословской: какая форма государственного устрой­ства и управления наиболее приближается к идеалу христианского миросозерцания? М. Б.: - Это безразлично.

Е. 3.: - Как? Помазанник Божий и жид-президент - одно и то же? М. Б.:

- Я этого не говорил. Е. 3.: - Как же понимать Вас?

М. Б.: - Спасаться можно при всякой форме управления.

Е. 3. - О, конечно: и при антихристе будут спасаться. Но ведь это точка зрения ути­литарная, а не идеальная. Вот я стою на этом и проповедую это, как умею.

НИОРРГБ. Ф. 765. К.2. Д. 26. Л. 3. Цит. по: Лобанова И.В. Восстановление патриаршества в России в контексте политических событий начала XX века // Отечественная история. 2005. № 3. С. 142.

' С 13 декабря 1904 г. епископ Никон являлся епископом Серпуховским, третьим викарием Московской епархии. С 22 апреля 1906 г. по 29 мая 1912 г. он - епископ Вологодский и Тотемский (Состав Святейшего Синода... на 1917 год. С. 334-335).

№ 354. Из письма архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стад-ницкому) архиепископа Могилевского и Мстиславского Константина (Булычева)

28 марта 1917 г....В истекшую св[ятую] Четыредесятницу1 совершились у нас великие события. Да поможет Господь новому правительству вывести Россию из тяжелых испытаний на путь славы и благоденствия...

ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 332. Л. 14-15. Рукопись. Подлинник.

1 Св. Четыредесятница - название православного Великого поста. Четыредесятница (сорок дней поста) не включает в себя Страстную неделю, предваряющую праздник Пасхи. В 1917 г. Четыредесятница приходилась на период с 13 февраля по 25 марта.

№ 355. Телеграмма Св. синоду епископа Сухумского Сергия (Петрова)

Март 1917 г.

Молимся, будем молиться, да поможет Всевышний благоверному Временному правитель­ству в его великих трудах на благо общей нашей Матери - дорогой многострадальной [России].

Епископ Сергий. РГИА. Ф. 796. On. 204. 1917.1 отдел. V стол. Л. 78. Подлинник.

№ 356. Телеграмма членам Государственной думы протоиереям Ф.Д. Фило-ненко и В.И. Попову епископа Каменец-Подольского и Брацлавского Митрофана (Афонского)

Март 1917 г. Пг., Таврический дворец. Члену Государственной Думы протоиерею Филоненко. От себя лично и духовенства По долин взаимно сердечно приветствую Вас и протоиерея Попова с совершившимся обновлением Церкви и России. Мужественным разумным словом и суждением Вы способствовали выходу России на новый путь. Честь вам, слава и Божие благословение.

Епископ Митрофан. Православная Подолия. Каменец-Подольск, 1917. №9-10. Неофиц. часть. С. 203.

№ 357. Распоряжения Екатеринбургской духовной консистории благочинному градо-Камышловских церквей1

21 марта 1917 г.

Екатеринбургская Духовная консистория сим дает Вам знать, что собрания духо­венства, применительно к запросам времени, могут быть устраиваемы и без разрешения Епархиального начальства, а равно духовенство округа может принимать участие в народных собраниях, на правах свободных граждан, руководствуясь распоряжениями Временного правительства.

ГАСО. Ф. 251. On. 1. Д. 309. Л. 23. Машинопись. Заверенная копия.

23 марта 1917 г.

Екатеринбургская Духовная консистория, получив от Исполнительной Комиссии Комитета Общественной Безопасности сведения о том, что некоторыми принтами Екате­ринбургской епархии до сих пор распространяются воззвания с призывом [к] населению молиться «за государя и предводимую им Русскую армию», сим предписывает Вам сде­лать распоряжение о немедленном прекращении принтами распространения воззваний изложенного выше характера.

ГАСО. Ф. 251. On. 1. Д. 309. Л. 30. Машинопись. Подлинник.

24 марта 1917 г.

Екатеринбургская Духовная консистория слушали: отношение Исполнительной Ко­миссии Комитета Общественной Безопасности от 21 марта 1917 г. за № 166 о том, что у нее имеются сведения, будто бы один из священников епархии ведет среди прихожан пропаганду против Нового Правительства.

ПРИКАЗАЛИ: Принимая во внимание, что подобного рода пропаганды вредны и угрожают порядку и общественной безопасности, Духовная консистория определила: пред­писать циркулярно благочинным епархии немедленно принять энергичные меры к предотв­ращению подобных явлений и разъяснить духовенству своего округа, что на обязанности его лежит всячески содействовать населению разъяснением происходящих событий, поддержи­вать Новое Правительство всеми силами, а не возбуждать смуту в крестьянских умах, под опасением подпасть за это под строгую ответственность.

О чем и дается Вам знать к точному и немедленному исполнению.

ГАСО. Ф. 251. On. 1. Д. 309. Л. 26. Машинопись. Заверенная копия.

1 Уездный г. Камышлов находился в Пермской губернии. По церковно-административному делению он относился к Екатеринбургской епархии.

№ 358. Из писем архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому) епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского)

10 апреля 1917 г.

Христос Воскресе! Ваше
Высокопреосвященство.

Теперь Вы все опять собрались в Синод1. Стойте твердо на принятом пути против архи-цезаря2. Только следовало бы держать в известности о всем епархиальных архиереев. А [то] теперь мы ничего не знаем. Надо, чтобы Архиереи объединились


хоть перепиской от присутствующих в Синоде3. Теперь же полная неосведомленность и разобщенность...

Настаивайте, чтобы в Синод вызывались Архиереи не архи-цезарем, но по [митропо­личьим] округам4 в порядке очереди или выбором архиереев округа. Вы все в историческую пору сидите в Синоде, и настойте решительно на всем церковном3...

Пожалуйста, уговоритесь между собой, чтобы держать архиереев в курсе дела. Да хранит Вас Бог. Простите и благословите грешного

Епископа Андроника6. ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 232. Л. 157-157об. Машинопись. Подлинник.

19 мая 1917 г.

Ваше Высокопреосвященство.

Благодарю Вас за письмо, на которое до сих пор не удосужился ответить. [Архиепис­копу] Финляндскому [Сергию (Страгородскому)] я послал письмо с полным разгоном те­перешней политики Синода бесцерковного7, а следовательно], и его самого8. Я был уверен, что он устоит и новых архиереев уговорит стоять на постановлении [Синода от] 9-13 марта [1917 г.]9. Так и телеграфировал ему. Но они10 решили быть каким-то хоть временным исполнительным [церковным] комитетом до [созыва Поместного] Собора. Да кто их уполномочил исполнять за всех?11 а Собор-то [если] и не будет, - тут [тогда] как? У прежнего Синода была хоть малая тень преемства каноничности от признания когда-то его Пат­риархами восточными12. А теперь ведь Синод [-] милостию внерелигиозного [Временного] правительства и нашего архи-цезаря. Только одно оправдание: нельзя оставлять Церковь без всякого начальства, особенно теперь, при полной разрухе и Церкви, и государства, дни коего сочтены, взвешены и найдены легкими и малыми13...

Простите и благословите грешного

Епископа Андроника. Там же. Л. 161, 162об. Машинопись. Подлинник.

1 После пасхальных каникул.

2 По-видимому, под архи-цезарем подразумевается обер-прокурор Св. синода.

3 Так в тексте.

4 В качестве одного из церковных преобразований, планировавшихся осуществить в 1910-х гг., являлось церковно-административное разделение России на особые округа под управлением митро политов (см., например: ГАРФ. Ф. 550. On. 1. Д. 196. Л. 15, 17; Д. 205. Л. ЕТ).

5 Так в тексте.

6 В этом и в следующем письме автографы сделаны чернилами, рукой епископа Андроника.

7 Имеется в виду новый состав Св. синода, назначенный Временным правительством.

8 Данное письмо обнаружить не удалось.

9 См. приложение к документу № 6.

10 То есть члены Св. синода весенней сессии 1917 г.

11 Так в тексте.

12 При учреждении в 1721 году Св. синода (тогда - Духовной коллегии) императором Петром I было испрошено на проведение этой церковной реформы благословение восточных патриархов. 23 сентября 1723 г. оно было получено со стороны Константинопольского и Анти­охийского патриархов (Александрийская кафедра в тот период была вакантна, а Иерусалимский


патриарх болен) (см. подробнее: Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. СПб., Биб-лиополис. 2004. Т. II. С. 374-377). 13 Так в тексте.

№ 359. Телеграмма Св. синоду епископа Переславского Иннокентия (Фигу- ровского)1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.117 с.)